Мне нравится картина брюллова где изображен. Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова

Все достижения и успехи Карла Брюллова в портретной области были признаны неоспоримыми и самыми лучшими. Эти работы признавали даже самые суровые критики, такие как Владимир Стасов и Александр Бенуа . Современники Карла считали великим счастьем и радостью иметь у себя портрет Карла Брюллова или одну из его работ. За всю свою жизнь мастер создал большое количество живописных и акварельных портретов. Он начал свою творческую карьеру еще в Петербурге, до отъезда в Италию.

В Италии Брюллов осваивает множество видов различного портретного жанра. Сюда входили от парадного конного до малоформатного акварельного портрета. Например, портреты Г.Н. и В.А. Олениных , которые были написаны мастером в 1827 г. и портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных , который был написан также в 1827 году. Карлу Брюллову удалось отлично овладеть техникой акварели, доводя свое мастерство до совершенства. Ювелирная тонкость и точность придают его произведениям качества драгоценной реликвии, которая только подогревает интерес и гордость владельцев.

Одним из шедевров мастера является , позже считалось, что это была М.Г. Разумовская . Картина была написана в 1830 году. Тончайшим образом, в миниатюрной технике прописано лицо девушки. Довольно широко и свободно был написан красно-бело-золотой тюрбан. Почти в один тон прозрачно перекрыт рисунок рук. Автор отдал дань романтическому ориентализму, который и создал моду на восточные шали, тюрбаны и т.п. Таким образом, создавалась некая элегантная естественность позы, преобразующая эту экзотику в явление высокого стиля. Тут же присутствует романтический вкус, оценивший прелесть незаконченности. Характерно показаны плечи, одежда и драпировка шали, они могут едва читаться в невесомых карандашных контурах. Парадный портрет в наибольшей степени подвержен традиционализму этикетных норм светского «вежества», обеспечивающих праздничную торжественность самодемонстрации модели зрителю.

Карлу Брюллову всегда удавалось придумывать реальную, жанровую мотивировку состояния его модели, например: всадница возвращается с прогулки, сестры Шишмаревы отправляются на конную прогулку, Самойлова удаляется с бала, Салтыкова присела отдохнуть, словно бы перед выходом в гостиную, где ей предстоит принять роль любезной хозяйки, или, к примеру, мадам Бек выносит в гостиную показать свою малютку. Имея дело больше всего с портретами частных лиц, Брюллов должен был найти такие формулы и правила парадной репрезентации в самой действительности, но также необходимо было придать им бытовую убедительность.

Все это можно будет увидеть на картине «Всадница» , которая была написана в 1832 году. Данная картина была специально написана для графини Юлии Самойловой, которая была на постоянном проживании в Италии, в Милане она имела довольно роскошную виллу. На картине изображены воспитанницы Джованнина и Амацилия Пачини. Увлечение Брюллова Самойловой, которая была особой эксцентричной, богатой, ведущей независимый и свободный образ жизни, нашло отражение в нескольких работах Карла Брюллова.

Данная работа Карла Брюллова причислена к одним из его лучших работ, которые были выполнены в парадном стиле. На портрете вы можете увидеть Ю.П. Самойлову с Джованниной Пачини и арапкой, картина написана в 1832-1834 годах. Героиня картины почти вбегает в комнату, счастливо и весело улыбается зрителю, небрежным движением сбрасывает шаль на руки арапке, в то же время обнимая восхищенно-восторженно глядящую на нее Джованнину.

Карл Брюллов писал именно о этой своей работе в письме к Александру Тургеневу в 1832 году. «Сюда прилетела оттуда, из Неаполя, госпожа Самойлова, я застал ее в одном из магазинов» . Брюллов изобразил ее в позиции бегущей красавицы с арапкой и воспитанницей. Об этом он и писал в письме к своему другу. Он написал в Петербурге новый портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала, который увидел свет в 1839 г. Портрет был сделан, когда Самойлова приехала в Россию для того, чтобы овладеть наследством, которое оставил ей граф Юлий Лита. Эта картина стала отличным завершением цикла работ Карла, которые были посвящены знаменитой красавице.

Видимо, пробуждение творческой фантазии Брюллова стимулировалось той стороной жизни, где существует праздничная и яркая жизнь. Он попал в мир, где царит оживление и где присутствует много роскоши и неги. Но это еще и мир непосредственных чувств и свободных движений души, в которых проявляется ощущение полноты и красоты жизни, если можно так выразиться, синонимичный миру его итальянских картин. В том, что его совсем не привлекали официальная значительность и торжественность, видимо, кроется причина, почему Брюллов не только не стал придворным портретистом, но всеми возможными, а иногда и рискованными средствами пытался избегать таких ролей. Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам.

Брюллов воспользовался опозданием Николая к нему в мастерскую: «...взял шляпу и ушел со двора, приказав сказать государю, если он приедет: Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало, и что вы отложили сеанс до другого времени» . Двадцать минут спустя после назначенного времени государь пришел в мастерскую Брюллова в сопровождении Григоровича, изумился, что не застал Брюллова дома, и, выслушав... объяснение дела, сказал Григоровичу: «Какой нетерпеливый мужчина!» После этого, разумеется, о портрете никогда не было более разговоров. Он почти демонстративно забросил работу над портретом Александры Федоровны на конной прогулке после отмены императрицей нескольких сеансов. Чисто художественный инстинкт, как будто заставлял Брюллова дистанцироваться от придворной среды.

Среди работ мастера есть портрет его приятеля, известного баснописца И. Крылова . Портрет был написан в 1839 году. На нем Ивану Крылову 70 лет. Портрет был написан быстро - за один сеанс.

В самой природе парадности Карла Брюллова кроется нечто вовсе противоречивое. Его балансирование на грани жанровой сцены создает опасность потери подлинно портретных задач. Портрет М.Л. Бек с дочерью, который был написан в 1840 году, демонстрирует этот факт с большой наглядностью.

Если в XVIII веке условно подобранный антураж занимал подчиненное положение по отношению к портретируемому, он исполнял роль комментария и функцию декоративного аккомпанемента, то в названном портрете роскошная обстановка гостиной, написанная с привычной для Брюллова красочной яркостью, убедительностью в передаче драгоценных бархатов, бронзы, мрамора, становится равноправным объектом зрительского внимания и интереса. Героиня портрета предстает перед нами в виде трогательной и заботливой матери.

Парадные портреты.

Главное отличие парадных портретов от всех интимных проявляется в некой созерцательной самоуглубленности. Не побоявшись анахронизма, можно сказать, что это портреты «с длительной выдержкой». Демонстративность является неким незримым коньком Карла Брюллова.

В этих картинах она тоже не исчезает, она присуща и здесь. Но именно здесь ей удается приобрести некое новое качество. Общение со зрителем почти всегда предполагается, только это уже другая, сравнительно с портретами XVIII века, атмосфера, другое общество и другие формы общения. Нечто от своего кружка, а не стандартная, предписанная нормами светского этикета улыбчивая любезность.

Выполнению живописного портрета И.П. Витали предшествовал выполненный в Москве рисунок, который изобразил скульптора в халате, с торчащими вихрами. Он был показан в домашней атмосфере. Та же внешность добродушного толстяка соединена в живописном портрете с трогательным выражением сосредоточенной внимательности, долженствующим представить нам художника, пристрастно вглядывающегося в собственное творение. На лице главного героя портрета можно заметить некоторую нарочитость. Кажется, что Карл заставил человека играть не свою роль. Хотя нет ничего естественнее, чем использовать довольно традиционный мотив «художник в мастерской» при изображении собрата по художественному цеху.

Витали вглядывается в выполненный им бюст Брюллова, который предстал перед ним на подставке. Такой сюжет здесь не лишен остроумия, намекая на творческий союз скульптуры и живописи. То, что Брюллов для живописного портрета сочинил своего рода программу, обозначив принадлежность Витали к цеху артистов, весьма типично для портретного метода Брюллова, который всегда стремился, по выражению Гоголя, показать человека «в верховном изяществе его природы», то есть приподнятым над житейской прозой.

Портрет Н.В. Кукольника , который был написан в 1836 году, является своеобразным примерным образцом портретного метода Брюллова. Известно, что художники-романтики больше всего обращались к портретированию, когда модель оказывалась из близкого круга: друзья-художники или литераторы, когда можно было получить свободу выражения, поскольку в этом случае теряли свою принудительную обязательность традиционные нормы взаимоотношения с заказчиками.

К представителям «типических» романтиков можно отнести также Александра Струговщикова на портрете, который был написан в 1840 году. Портрет изображает одного из представителей литературного цеха, поэта и переводчика немецкой литературы. Изображенный на портретах переводил Гёте, в том числе Фауста. Белинский в одном из писем 1838 года писал о Струговщикове: «У него есть талант, он хорошо переводит Гёте». Струговщиков совершил специальную зарисовку Пушкина на смертном одре в квартире поэта. Он принадлежал к такому поколению молодых людей, живших в последекабристскую эпоху, был вполне «человек сороковых годов» - эпохи «мысли и разума». Это было поколение, которое отлично все понимало.

Портер был написан как некое оправдание за дружбу Глинки с Кукольниковым. А также, может, и за их участие в «кукольниковской братии». «...Правы были порицатели в том, что вся кукольниковская компания не внесла в нашу литературу ни одной новой сильной мысли, не выработала ни одного здорового общественного принципа, как не сделали этого и гостиные наших меценатов, с их Жуковскими и Вяземскими. Но литературное влияние последних в периоды 1820 и 1830 г. обусловлено было иной средой. Погром 14 декабря отнял надолго охоту у передовых людей общества вмешиваться во внутреннюю политику нашей жизни, да и самые пути к тому были загорожены».

Портрет Струговщикова просто приводит к нам строки Пушкина: «Зорю бьют... из рук моих Ветхий Данте выпадает, На устах начатый стих Недочитанный затих - Дух далече улетает».

Автопортрет , который был написан в 1848 году, является одним из лучших автопортретов мастера. «Маленький, полненький, с добродушно смеющимся лицом, Брюллов походил более на беззаботного помещика, нежели на великого художника, но когда говорил про искусство, сейчас заметно было, что в нем горит священный огонь» - вот именно таким увидела родина великого художника и живописца. Стоит отметить завидное бесстрашие в употреблении кажущегося на современный слух выспренним выражения «священный огонь». Может быть, в контексте еще не утраченных тогда навыков риторической культуры оно было, а также позволяло отчетливо различать, не смешивая, уровни компетенции низкого и высокого слога.

Конечно, необходимо, чтобы зрители умели опознавать отсылки разного рода, а также им необходимо умение и знание художественных прецедентов. Уместно в этой связи напомнить, что искусство первой половины XIX века имело в виду такого зрителя и адресовалось именно к нему.

Брюллов написал несколько групповых портретов. При всех индивидуальных отличиях творческая устремленность Брюллова к жанризации группового портрета идейно близка была искусству А. Венецианова , создавшего в это время портрет своей семьи за завтраком.

Четыре с лишним года прожил Карл Брюллов в Италии, прежде чем в 1827 году добрался до Помпеев. В то время он искал сюжет для большой картины на историческую тему. Увиденное поразило художника. Шесть лет у него ушло на то, чтобы собрать материал и написать эпическое полотно площадью почти 30 м 2 . На картине мечутся застигнутые катастрофой люди разного пола и возраста, рода занятий и веры. Однако в пестрой толпе можно заметить четыре одинаковых лица…

В том же 1827 году Брюллов встретил женщину своей жизни - графиню Юлию Самойлову. Разойдясь с мужем, молодая аристократка, бывшая фрейлина, любившая богемный образ жизни, переехала в Италию, где нравы вольнее. И у графини, и у художника была репутация сердцеедов. Их отношения оставались свободными, но долгими, а дружба продолжалась до смерти Брюллова. «Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - писала впоследствии Самойлова его брату Александру.

(Всего 19 изображений)

Карл Брюллов, «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», 1839-1840 годы, фрагмент.

Юлия с ее средиземноморской внешностью (ходили слухи, что отец женщины - итальянец граф Литта, отчим ее матери) была идеалом для Брюллова, к тому же будто созданным для античного сюжета. Художник написал несколько портретов графини и «подарил» ее лицо четырем героиням картины, которая стала самым знаменитым его творением. В «Последнем дне Помпеи» Брюллов хотел показать красоту человека даже в отчаянной ситуации, и Юлия Самойлова была для него совершенным образцом этой красоты в реальном мире.

Исследователь Эрих Голлербах отмечал, что похожие друг на друга героини «Последнего дня Помпеи», несмотря на социальные различия, выглядят как представительницы одной большой семьи, словно бедствие сблизило и уравняло всех горожан.

«Декорацию сию взял я с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», - объяснял Брюллов в письме к брату выбор места действия. Это уже пригород, так называемая Дорога гробниц, ведущая из Геркуланумских ворот Помпеев к Неаполю. Здесь находились усыпальницы знатных горожан и храмы. Расположение зданий художник зарисовывал на раскопках.

По словам Брюллова, один женский и два детских скелета, засыпанных в этих позах вулканическим пеплом, он видел на раскопках. Мать с двумя дочерьми могла ассоциироваться у художника с Юлией Самойловой, которая, не имея собственных детей, взяла на воспитание двух девочек, родственниц друзей. Кстати, отец младшей из них, композитор Джованни Пачини, в 1825 году написал оперу «Последний день Помпеи», и модная постановка стала для Брюллова одним из источников вдохновения.

Христианский священник. В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари - кадилу и потиру - и свитку со священным текстом. Ношение нательных и наперсных крестов в I веке не подтверждено археологически.

Языческий жрец. На статус персонажа указывают предметы культа в его руках и головная повязка - инфула. Современники упрекали Брюллова, что он не вывел на первый план противостояние христианства язычеству, но у художника и не было такой цели.

Предметы языческого культа. Треножник предназначался для воскурений богам, ритуальные ножи и топоры - для забоя жертвенного скота, сосуд - для омовения рук перед совершением обряда.

Одежда гражданина Римской империи состояла из нижней рубашки, туники и тоги, большого куска шерстяной ткани миндалевидной формы, задрапированного вокруг тела. Тога была знаком римского гражданства, ссыльные римляне теряли право ее носить. Жрецы носили белую тогу с пурпурной полосой по краю - toga praetexta.

Судя по количеству фресок на стенах Помпеев, профессия живописца была востребована в городе. В качестве античного живописца, бегущего рядом с девушкой с внешностью графини Юлии, Брюллов изобразил себя - так нередко делали мастера Ренессанса, творчество которых он изучал в Италии.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, лежащая на мостовой упавшая с колесницы помпеянка символизирует гибель античного мира, по которому тосковали художники классицизма.

Вещи, выпавшие из шкатулки, как и другие предметы и украшения на картине, скопированы Брюлловым с найденных археологами бронзовых и серебряных зеркал, ключей, светильников, наполнявшихся оливковым маслом, ваз, браслетов и ожерелий, принадлежавших жителям Помпеев I века н.э.

По замыслу художника, это два брата, спасающие больного старого отца.

Плиний Младший с матерью. Древнеримский прозаик, ставший очевидцем извержения Везувия, подробно описал его в двух письмах историку Тациту. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе - Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Плиний вспоминал, как они с матерью выбирались из Мизен в разгар землетрясения, а на город надвигалось облако вулканического пепла. Пожилой женщине было трудно бежать, и она, не желая стать причиной гибели 18-летнего сына, уговаривала оставить ее. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», - рассказывал Плиний. Оба выжили.

Щегол. Во время извержения вулкана птицы погибали на лету.

По древнеримской традиции венками из цветов украшали головы новобрачных. С головы девушки упал фламмей - традиционное покрывало древнеримской невесты из тонкой желто-оранжевой ткани.

Здание с Дороги гробниц, место упокоения Авла Умбриция Скавра Младшего. Усыпальницы древних римлян обычно строились за чертой города по обе стороны от дороги. Скавр Младший при жизни занимал должность дуумвира, то есть стоял во главе городского управления, и за заслуги даже удостоился памятника на форуме. Этот гражданин был сыном богатого торговца рыбным соусом гарумом (Помпеи славились им по всей империи).

Сейсмологи по характеру разрушений зданий, изображенных на картине, определили интенсивность землетрясения «по Брюллову» - восемь баллов.

Извержение, случившееся 24–25 августа 79 года н.э., погубило несколько городов Римской империи, расположенных у подножия вулкана. Из 20–30 тысяч жителей Помпеев не спаслись около двух тысяч, судя по найденным останкам.

Автопортрет Карла Брюллова, 1848 год.

1799 - Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло.
1809–1821 - Учился в Академии художеств.
1822 - На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию.
1823 - Создал «Итальянское утро».
1827 - Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
1828–1833 - Работал над полотном «Последний день Помпеи».
1832 - Написал «Всадницу», «Вирсавию».
1832–1834 - Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком».
1835 - Вернулся в Россию.
1836 - Стал профессором Академии художеств.
1839 - Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся.
1840 - Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала…».
1849–1850 - Уехал на лечение за границу.
1852 - Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Материал подготовлен Натальей Овчинниковой для журнала «Вокруг света» . Публикуется с разрешения журнала.


К. Брюллов
(1794-1881)

Сцены из итальянской жизни-1823-1835

Итальянское утро

1823г, холст, масло,62x55
Зимний дворец королевы Вюртембергской, Германия

1823 году, вскоре по приезде в Италию, Брюллов написал "Итальянское утро". Картина экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. "Утро" принесло ему широкую известность. Картина покорила всех - итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картина была Обществом преподнесена в дар."Итальянское утро" экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. Император Николай I жалует Брюллову бриллиантовый перстень.

Девушка, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Картина «Утро» послужила началом жанровых композиций художника. Она была первой попыткой изучения реальной жизни. Работая над картиной, Брюллов писал Обществу поощрения художников:

«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна».
Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.

Брюллов искренне увлекся работой над картиной, отдав ее исполнению много вдохновенных творческих минут. Отсылая свое первое произведение, написанное в Италии, в Общество поощрения художников для творческого отчета, он писал П. А. Кикину:
«. . . осмеливаюсь поручить в ваше покровительство дитя мое, которое жестокий долг почтения к Обществу мог только вырвать из моих объятий»

Пилигримы в дверях лютеранской базилики

1825г, холст, масло, 62.5х53.5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пифферари перед образом Мадонны

1825г, холст, масло, 53.5х42.5

Вечерня
(Римская часовня)
1825г, холст, масло, 52.5 х 42.5см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Итальянский полдень
1827г, холст, масло,64 х 55 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду",- писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана была, конечно, с неустанным изучением природы.

В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда.

Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.

Пронизанный ощущением неиссякаемых сил и бодрости, образ итальянки слит воедино с природой, щедро расточающей свои дары. Солнечные лучи, проникающие сквозь листву виноградника, освещают лицо и фигуру молодой женщины.
Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки. Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек, дан в приглушенном звучании.
Э.Ацаркина

Артистический темперамент К. П. Брюллова, огромное дарование живописца, стремление обновить традиции академической живописи - все эти и многие другие качества его таланта с особой интенсивностью проявились в пору его пенсионерства в Италии. Уже в ранним небольшом полотне «Итальянский полдень», написанном в качестве отчета Обществу поощрения художников, красноречиво обнаружилась специфика его творческой личности.

Брюллов выступил реформатором жанрово-стилистической системы академической живописи, и это насторожило членов Общества, увидевших в ранних жанрах художника снижение требовательности к избираемой натуре и к высоким целям искусства. Об этом свидетельствовало то, что молодой мастер обратился не к освященным традицией историко-мифологическим сюжетам, а к буднично-непритязательной сцене сбора винограда, к типам итальянок, далеким от класси ческих канонов, к работе с натурой на открытом воздухе.

На упреки по поводу «Итальянского полдня» Брюллов отвечал, что он «решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко более даже нравятся, нежели строгая красота статуй». Смелость обращения живописца к окружающей жизни и природе благотворно сказалась на художественной структуре картины. Естественна и достоверна изображенная сцена, грациозен и привлекателен полный жизни образ итальянки, не могут не восхищать сияющая, яркая живопись, безупречная пластическая завершенность.

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
1827г, холст, масло, 62х 32.5
Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

В картине Брюллов развил намеченную в «Полдне» тему радости труда, наполняющего человека чувством бодрости и оптимизма. Вновь воспевает он жизнелюбивый и веселый характер итальянских девушек из народа, радостно приемлющих жизнь. задорно, игриво устремила свой взор на зрителя лежащая на ступенях дома темноволосая молодая итальянка, беззаботно положившая голову на большой зеленый арбуз. Высоко в руках она держит бубен, готовая вот-вот покинуть свое ложе, чтобы закружиться в веселом танце. Изогнув гибкий стан, привстала на кончики пальцев ее подруга, как будто не для того, чтобы сорвать созревшую гроздь винограда, а чтобы принять участие в вакхической пляске.

Богородицкий дуб
(Вид в окрестностях Рима)

1830-1835, холст, масло
Государственная Третьяковская галлерея, Москва.

Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью (Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.

Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты (Всадница или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной Последний день Помпеи. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

Картина Последний день Помпеи Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет Осаду Пскова Стефаном Баторием (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини, около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.




Top