Молдова ручной работы. Эпоха Возрождения народных мастеров

Locals начинает серию статей о выходцах из Молдовы, оставивших след в мировом искусстве, науке или общественной деятельности.Сегодня речь пойдёт о художниках.

Художник Грегуар Мишонц - лучший друг знаменитого Генри Миллера . Жил во Франции, Англии и Шотландии, где регулярно проходили выставки его работ. Его картина «La moisson» / Урожай была приобретена Французским фондом современного искусства.

Григорий Мишонзник родился в 1902 году в Кишинёве. В 1919-1920 годах обучался в академии пластических искусств у Шнеера Когана и Александра Плэмэдялэ. Продолжил обучение в бухарестской Академии художеств.

В 1922 г. Перезжает в Париж, где попадает в круг местных сюрреалистов - Андре Бретона, Поля Элюара, Луи Арагона и Андре Массона.

В 1928 году художник сблизился с Генри Миллером (американский писатель и художник), который стал его ближайшим другом на всю жизнь, и изменил имя на Грегуар Мишонц (Michonze).

Грегуар Мишонц известен главным образом своими пейзажами и насыщенными символизмом групповыми полотнами.

Талли Филмус (1903-1998)

Картины Талли Филмуса можно увидеть в нью-йоркских музеях – «Метрополитен», Уитни, в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, Музее Ешива-университета, в Институте Карнеги в Питсбурге, в музеях Чикаго, Бостона, Филадельфии.

Среди созданных им портретов есть и портрет Элеонор Рузвельт.

Талли Филмус родился в 1903 году в городке Атаки на берегу Днестрa.

В 1913 гoду семья переехала в Америку. Будущий художник обучался в Академии изящных искусств в Пенсильвании. Полученная стипендия позволила ему уехать в Европу и продолжить занятия живописью в Париже. В течение двенадцати лет Филмус преподавал в престижной Школе искусств (Сооper).

Несмотря на то, что Филмус жил и работал в Америке, многие из его картин наполнены воспоминаниями о крае, где он родился.

Самсон Флексор (1907 - 1971)

Французский и бразильский художник, основоположник бразильского абстракционизма.

Самсон Флексор родился в 1907 г. в городе Сороки в состоятельной семье. Его отец, Модест Флексор, был известным во всей губернии агрономом, землевладельцем.

Самсон учился в частной гимназии в Сороках, затем в Одесском художественном училище и в Бухаресте.

В 1920-х годах он продолжил образование в Бельгийской королевской академии изящных искусств, затем - в парижской Национальной
школе Изящных искусств, посещал лекции по истории искусств в Сорбонском университете, обучался технике фрески.

Рисовать Флексор начал с сорокских пейзажей, впоследствии почти целиком сосредоточился на портретистике.

Сороки. Семья Самсона Флексора.

В 1948 году перехал в Бразилию, в Сан-Паулу.

Переезд отразился на его творчестве – художник отказывается от реалистических тенденций и сосредотачивается на абстрактном искусстве.

В 1951 году Флексор открыл первое в Бразилии абстракционистское ателье Atelier-Abstração, где выставлялись работы объединившейся
вокруг него группы бразильских абстракционистов.

Всеобъемлющая выставка из ста полотен художника к столетнему юбилею его рождения «Сто лет/сто работ» (100 de ani/100 de opere) прошла с 11 по 28 сентября 2007 года на его родине в Национальном художественном музее Молдовы в Кишинёве, откуда переехала в Бухарест и далее - повторяя жизненный путь художника - в Брюссель, Лондон, Париж, Рио де Жанейро и другие города Бразилии.

Елизавета Андреевна Ивановскaя (1910-2006)

Елизавета Ивановскaя - известный бельгийский иллюстратор книг.

Большую роль в художественном образовании Елизаветы Андреевны сыграли Шнеер Гешкович Коган – основатель и профессор Кишинёвской школы живописи (впоследствии Высшей школы пластических искусств), организатор и первый руководитель Общества художников Бессарабии (впоследствии Союз художников Молдавии), и Август Больер, второй её наставник.

Елизавета Ивановская жила и работала в Бельгии с 1932 года. Ею выполнены иллюстрации более чем к 300 книгам, в основном это детская литература. Книги были изданы в разных странах на 26 языках, однако у нас творчество Ивановской пока остается мало известным.

Выставки, посвященные 100-летию со дня рождения художницы, прошли на ее родине - в Кишиневе (Национальный художественный музей Молдовы), в Центре книжной иллюстрации города Мулен (Франция), в Центре литературы для юношества (Брюссель).

Французским издательством МеМо был переиздан альбом “Цирк” (1933) – первая книга художницы, изданная в Европе.

Анисфельд Борис Израилевич (1878, Бельцы – 1973, Уотерфорд, США).

Знаменитый художник-сценограф.

Родился в 1878 году в городе Бельцы.

С 1909 работал над оформлением постановок для труппы С. Дягилева. В 1918 переехал в Нью-Йорк. Принимал участие в групповых выставках русских художников в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Создал оформление для Метрополитен-Опера, писал декорации к опере «Борис Годунов», декорации в «Метрополитен-опера» к «Снегурочке» Римского-Корсакова и «Мефистофелю» Гуно (в спектакле пел Федор Шаляпин), к первой постановке «Любви к трем апельсинам» Сергея Прокофьева в Чикаго.

В 1924 году художник оформляет оперу «Король Лахорский» в «Метрополитен-опера», где реализует свои самые экзотические фантазии.

В 1928 году «Метрополитен-опера» отвергает его декорации к балету «Турандот» поскольку художник, не желая гоняться за модой, остается верным своему художественному стилю.

Анисфельд переезжает в Чикаго, где посвятил себя преподавательской деятельности.

Работы мастера экспонировались в художественном центре в Нью-Йорке, в Художественном институте Чикаго, участвовали в групповых выставках русских художников в Париже, Нью-Йорке, Питтсбурге, Лондоне. Его произведения хранятся в Музее Большого театра Москвы.

Александр Давидович Хинкис (1913 – 1997)

Французский художник. Кавалер ордена Почётного легиона.

Родился в 1913 году в Кишинёве, где с 1926 года учился в Высшей школе изящных искусств.

В 1931-1933 годах работал художником-декоратором в русском театре-варьете «Бонзо» Александра Вернера.

В 1939 году окончил парижскую Высшую школу декоративных искусств/ Ecole nationale supérieure des arts décoratifs.

С конца 1950-х годов - главный художник-постановщик Национального центра кинематографии в Париже. С 1960 года преподавал в Школе кинематографии La Fémis.

В качестве художника-постановщика участвовал в съёмках более чем 50 фильмов.

Борис Билинский (21 сентября 1900, Бендеры, Бессарабская губ. – 3 февраля 1948, Катания, Италия)

Художник декоратор Борис Билинский по всем оценкам занимает особое место в истории русского и мирового искусства.

Основной работой Билинского, как художника, стала работа для кино: художник создавал декорации, костюмы и афиши.

В 1920-30 годы участвовал в постановке более чем 30 фильмов: «Прекрасный принц» Вячеслава Туржанского (Le Prince Charmant, 1925), «Казанова» (Casanova, 1926) и «Шехерезада (Shéhérazade, 1927) и «Тысяча и вторая ночь» (La milk et deuxième nuit, 1933) А.Волкова, «Граф Монте-Кристо» А.Фескуры (1928), «Атлантида» Г.Пабста (1932) и других.

декорации к Графу Монте-Кристо

Плодотворно художник сотрудничал с Театром Елисейских полей.

Он оформил балеты «Испанское каприччио» и «Царевна-Лебедь» на музыку Н.А.Римского-Корсакова, «Петрушку» Стравинского и «Этюд» И.С.Баха.

декорации к Шахерезаде

Критик и историк балета В.Светлов писал об одном из спектаклей, что «оригинальные декорации Билинского, выдержанные в стиле красочного русского лубка, вызвали аплодисменты публики».

В 1940-е годы Билинский работал техническим директором киностудии «Титанус». Одновременно он сотрудничает с театром «Ла Скала» в Милане.

Работы художника есть в коллекциях Музея современного искусства в Риме, Музея кино в Париже, музее Метрополитен, Гарвардской театральной коллекции, Музее искусств Сан-Франциско, Музее искусств в Иерусалиме и университете Калгари в Канаде.

Locals demarează o suită de articole despre originari din Moldova, care și-au lăsat amprenta în arta mondială, știință sau activitate publică.Astăzi, vă povestim despre pictori.

Грегуар Мишонц /Grégoire Michonze (1902–1982)

Pictorul Gregoire Michonze a fost cel mai bun prieten al lui Henry Miller . A locuit în Franța, Anglia și Scoția, unde în permanență au avut loc expoziții ale lucrărilor sale. Tabloul său «La moisson» / Recolta a fost achiziționat de Fondul Francez pentru Artă Contemporană.

Gregoire Michonze s-a născut în 1920, la Chișinău. Între anii 1919-1920 a studiat la Academia de Arte Plastice cu Șneer Cogan și Alexandru Plămădeală. Și-a continuat apoi studiile la Academia de Arte din București.

În 1922 se mută la Paris, unde este primit în cercul surrealiștilor de aici- Andre Breton, Paul Eluard, Louis Aragon şi Andre Masson.

În 1928 l-a cunoscut pe Henry Miller, care a devenit cel mai bun prieten al său pentru restul vieții, și și-a schimbat numele în Gregoire Michonze.

Gregoire Michonze este renumit în special pentru peisajele sale și pentru picturile de grup pline de simbolism.

TULLY FILMUS (1903-1998)

Tablourile lui Tully Filmus pot fi admirate în muzeele din New-York – Metropolitan, Whitney, Galeria Națională de Artă din Washington, muzeul Universității Yeshiva, Institutul Carnegie din Pittsburgh, muzeele din Chicago, Boston, Philadephia.

Printre portretele pictate de el se numără și cel al Eleanorei Roosevelt.

Tully Filmus s-a născut în 1903, în orășelul Otaci, de pe malul Nistrului.

În 1913 s-a mutat cu familia în Statele Unite ale Americii. Viitorul pictor a făcut studii la Academia de Arte Plastice din Pensilvania. A primit o bursă, care i-a permis să vină în Europa pentru a-și continua studiile la Paris. Timp de 12 ani Filmus a predat la prestigioasa Școală de Arte Cooper.

În pofida faptului că a locuit și lucrat în America, multe din tablourile sale sunt impregnate cu amintiri din ținutul natal.

SAMSON FLEXOR (1907 - 1971)

Pictor francez și brazilian, fondatorul abstracționismului brazilian.

Samson Flexor s-a născut în 1907, într-o familie înstărită din Soroca. Tatăl său, Modest Flexor, era agronom renumit în întreaga gubernie și proprietar de pământuri.

Samson a învățat la gimnaziul privat din Soroca, apoi la colegiul de arte plastice din Odessa și în București.

În anii ’20 și-a continuat studiile la Academia Regală de Arte din Belgia, apoi – la Școala Națională de Arte din Paris, a frecventat lecțiile de istorie a artelor la Sorbona și a învățat tehnicile frescei.

Flexor a debutat cu peisaje din Soroca, după care s-a concentrat în totalitate pe portretistică.

În 1948 s-a mutat în Brazilia, la São Paulo.

Schimbarea locului de trai s-a reflectat și asupra creației sale – pictorul renunță la tendințele realiste și se concentrează pe arta abstractă.

În 1951 Flexor deschide primul atelier abstracționist din Brazilia – Atelier-Abstração, unde erau expuse lucrările abstracționiștilor brazilieni, adepți ai curentului inițiat de el.

Un vernisaj amplu, cu genericul “100 de ani/100 de opere”, a fost organizat, cu ocazia jubileului de 100 de ani de la nașterea sa, la Chișinău în incinta Muzeului Național de Artă din Cișinău, în perioada 11 -28 septembrie 2007, de unde a fost transferat la București și mai departe – urmând itinerarul vieții artistului – la Bruxelles, Londra, Paris, Rio de Janeiro și alte orașe din Brazilia.

ELIZAVETA ANDREEVNA IVANOVSKAYA (1910-2006)

Elizaveta Ivanovskaya este o renumită ilustratoare belgiană de cărți.

Un rol important în formarea Elizavetei Andreevna l-a jucat Șneer Cogan – unul din fondatorii și profesor al Școlii de Arte Frumoase din Chișinău (devenită apoi Academia de Arte Plastice), organizator și primul conducător al Societății de Arte Frumoase din Basarabia (ulterior, Uniunea pictorilor din Moldova) și August Bolier, cel de-al doilea mentor al pictoriței.

Elizaveta Ivanovskaya a locuit și lucrat în Belgia începând cu 1932. Ea a creat ilustrații pentru mai mult de 300 de cărți, în special literatură pentru copii. Cărțile au fost tipărite în diverse țări și traduse în 26 de limbi. Cu toate acestea, la noi creația Elizavetei Ivanovskaya rămâne a fi puțin cunoscută.

Expoziții dedicate aniversării a 100 de ani de la nașterea artistei, au avut la la Chișinău (Muzeul Național de Artă al Moldovei), la Centrul de ilustrații pentru cărți din Moulin (Franța), la Centrul de literatură pentru tineri (Bruxelles).

Editura franceză MeMo a republicat albumul ”Circul” (1933) – prima carte a pictoriței, lansată în Europa.

BORIS ANISFELD (1878- 1973)

Renumit pictor – scenograf.

S-a născut în 1878 în orașul Bălți.

Din 1909 a lucrat asupra mizanscenelor pentru trupa lui S. Deaghilev. În 1918 se mută la New-York. A participat la vernisajele de grup ale pictorilor ruși în Paris, New-York, Londra. A creat designul pentru Metropolitan-Opera, a pictat decorul pentru opera ”Boris Godunov”, pentru ”Snegurocika” lui Rimski-Korsakov în ”Metropolitan -Opera” și ”Mefistofel” al lui Guno (în spectacol a cântat Fiodor Șaleapin), pentru prima mizanscenă a compoziției ”Dragostea celor 3 portocale” a lui Serghei în Chicago.

În 1924 pictorul pune în scenă opera ”Le Roi de Lahore” în Metropolitan-Opera, unde își materializează cele mai exotice fantezii.

În 1928 ”Meropoliten-Opera” respinge decorațiunile sale pentru baletul ”Turandot” pe motiv că pictorul nu acceptă tendințele modei și rămâne fidel stilului său.

Anisfeld se mută la Chicago, unde se dedică activității didactice.

Lucrările maestrului au fost expuse în Centrul de Artă din New-York, în Institutul de Artă din Chicago, au făcut parte din vernisajele de grup ale artiștilor ruși în Paris, New-York, Pittsburgh, Londra. Crewațiile sale sunt păstrate la Muzeului Bolshoi Teatr din Moscova.

ALEXANDRE HINKIS (1913 - 1997)

Pictor francez. Cavaler al ordinului Legiunii de onoare.

S-a născut în 1913 în Chișinău. Începând cu 1926 și-a făcut studiile la Academia de Arte Frumoase.

În perioada 1931 – 1933 a lucrat în calitate de pictor – decorator la teatrul rus ”Bonzo” al lui Alexandr Verner.

În 1939 a absolvit Școala națională superioară de artă decorativă / Ecole nationale supérieure des arts décoratifs.

La finele anilor ‘ 50 este pictor – decorator principal la Centrul național de cinematografie din Paris. În 1960 începe să țină lecții la Școala de cinematografie La Fémis.

În calitate de pictor-decorator a participat la turnarea a peste 50 de filme.

BORIS BILINSKY (21 SEPTEMBRIE 1900, BENDER, GUBERNIA BASARABIA – 3 FEBRUARIE 1948, CATANIA, ITALIA)

Pictorul-decorator Boris Bilinsky ocupă un loc aparte în istoria artelor rusești și mondiale.

Potrivit istoricienilor de renume din domeniul cinematografiei, el este unul dintre cei mai remarcabili pictori ai cinematografiei mondiale din prima jumătate a sec. ХХ.

Principala activitate în calitate de pictor a lui Bilinsky s-a desfășurat în domeniul cinematografiei: artistul a creat decorații, costume, afișe.

În perioada 1920 -30 a participat la realizarea a peste 30 de filme: ” Le Prince Charmant” de Viktor Tourjansky, 1925, ”Casanova”, 1926 și ”Shéhérazade”, 1927 și ”La milk et deuxième nuit” de A. Volkov, 1933, ”Contele de Monte-Cristo” de A. Fescura, 1928, ”Atlantida” de C. Pabst, 1923, etc.

A colaborat intens cu Teatrul Champs-Élysées.

El a pus în scenă baletele ”Capriciul spaniol” și и «Prințesa- Lebădă » pe muzica lui Rimsky-Korsakov , ”Petrușka” lui Stavrinski și ”Etude” de Bach.

Criticul și istoricianul de balet V. Svtelov scria despre unul din spectacole: ”decorurile originale ale lui Bilinsky, executate în stil popular rusesc, au fost întâmpinate cu aplauze de public”.

Pictorul a publicat un șir de articole despre arta afișului și a costumului cinematografic în revistele franceze «Cinemamagazine», «Cinema» și «L’Art Cinematographique».

În anii ‘ 40 Bilinsky a fost director tehnic la cinematograful ”Titanus”. Concomitent, el colaborează cu teatrul ”La Scala” din Milano.

Lucrările pictorului pot fi găsite în colecțiile Muzeului de Artă din Roma, muzeul de film fin Paris, muzeul Metropolitan, colecția teatrală de la Harvard, muzeul de arte din San-Francisco, muzeul de arte din Ierusalim și Universitatea Calgary din Canada.

Вопреки росту популярности модного хэнд-мэйда (недавно в столице прошла масштабная ярмарка ручных поделок) в Молдове всё чаще проявляется интерес к традиционным видам народного искусства. Изделия из дерева, глины, кожи, соломы или лозы притягивают своей аутентичностью, принадлежностью к общей культуре.

Подробнее о традиционных видах народного творчества газете «Аргументы и факты в Молдове» рассказал Адриан ТРИБОЙ – председатель Союза народных мастеров Молдовы, победитель Дельфийских игр в номинации «Народные художественные промыслы и ремесла» (2008 г.).

– В последнее время мы замечаем возрождение интереса к народному творчеству. Был временной вакуум, и люди забыли, как создаются кувшины, как можно изготовить из лозы красивую вазу. Кроме того, это эксклюзив, ручная работа, натуральные материалы. К обладанию такими вещами стремится, наверное, каждый. Мы рады, что практически ни одно культурное мероприятие республиканского масштаба не проходит без нашего участия. И государство поддерживает нас.

кстати

Союз мастеров был создан в 1992 году решением республиканского Конгресса народных мастеров. Сейчас он насчитывает более 350 умельцев всех видов ремесел, распространенных в Молдове.

Гончарное дело

Одно из самых распространенных ремесел в Молдове – гончарное дело. В прошлые времена здесь были целые поселения гончаров. Изготовляли не только керамическую утварь, предметы быта, но и глиняную черепицу, обожженный кирпич для строительства домов. Очагами гончарного искусства считались с. Чинишеуць (Резинский район), с. Юрчень (Ниспоренский район) с. Ходжинешть (Каларашский район), с. Цигэнешть (Страшенский район), с. Николаевка (Унгенский район), г. Комрат, Старый Оргеев. В настоящее время мастеров керамики в республике можно пересчитать по пальцам: в Юрчень (Ниспоренский район) – Георгий Панциру, в Ходжинешть (Каларашский район) – Василий Гончар, в Чорешть (Ниспоренский район) – мастер черной керамики Захария Трибой.

комментарий мастера

Захария Трибой:

– Технология производства черной керамики сохранилась от гето-даков. Как и другие виды ремесел, секреты её изготовления передавались из уст в уста, от отца к сыну. Поэтому так важно беречь наших мастеров. Кроме того, каждый керамист проходит свой творческий путь, учась на своих ошибках, находя новые приемы, уникальные методики.

В отличие от красной керамики мои изделия декорируются методом шлифовки камнем или деревом (орнамент не наносится кистью). Отличается также и более сложным методом обжига. Печь герметично закрывается, создается безвоздушное пространство, в котором глина чернеет. Процесс длится до недели, и он более трудоемкий.

Пэнуш

Одним их древнейших видов народного искусства в Молдове считается пэнуш – плетение из листьев кукурузы. В прошлом из стеблей и листьев кукурузы плели амбары, мебель, колыбели, корзины, всевозможные емкости, шляпы, игрушки, предметы декора. Плетение развито было в Сорокском, Теленештском, Каларашском, Кагульском районах. Сегодня в республике эта традиция практически вымирает. Мастеров этого дела – единицы. Одна из лучших – Наталья Канджя из Криулян.

Плетение из лозы

Интересно с исторической точки зрения плетение из лозы. До сих пор в различных уголках Молдовы можно увидеть постройки, которые возводились вначале в виде плетенных из толстых прутьев стен. Затем их покрывали слоями глины, смешанной с соломой. Такие дома всегда были более тёплыми. Наряду с жильем и хозяйственными постройками наши предки мастерили корзины, циновки, сосуды для хранения продуктов, детские колыбели, кузова для транспортных средств, плетеные заборы. Сегодня это исключительно предметы декора и мебель, которые становятся все более популярными в Молдове. Известные мастера плетения из лозы: Лилия Маня, Тудор Бусуйок, Григорий Волощук, Михай Гэураш, Дарие Ромео. Развито оно в Сороках, с. Рубленица, с. Речула, с. Теленешть, с. Манта, Кишинёве.

Плетение из соломы

Необычна технология плетения из соломы. В Молдове для этого используются овсяная, пшеничная и ячменная солома или их сочетание. Овсяную солому отличают большая гибкость и золотистый, богатый оттенками цвет, который подходит не только для плетения шляп, но и для инкрустирования изделий из дерева. Плетут также из соломы суданской травы, дикого овса. Любопытно, что солому мастера собирают по своему усмотрению, в зависимости от того, какой цвет соломы нужен – серебристый, зеленоватый или светло-желтый в стадии восковой спелости. Затем ее специальным методом вымачивают, плетут всевозможными техниками. Наши мастера: Петр Букэтару, Евгения Молдовану. Центры плетения из соломы находятся в Бельцах и с. Михайлень Рышканского района.

Ковроделие

Известна Молдова своими «бессарабскими коврами», отличавшимися высоким художественным уровнем. Ковроделие и ткачество – это гордость республики. У нас практически ни встретишь дома, в котором не было бы ковров. Раньше их количество имело большое значение, когда шла речь о мастерстве девушки и её семьи. Изначально ковры не изготавливались для продажи – только в редких случаях, когда семья молдаванина попадала в большую беду, крестьянин был вынужден продать ковёр. Сейчас традиция почти утеряна. Мастера этого искусства: Парасковия Пасат, Екатерина Попеску, Нина Крэчун, Елена Спиней. К центрам ковроткачества относились: с. Барабой, Плоп, Кришкауцы, Петрены, Табора.

Резьба по камню

Особая роль в художественной обработке камня принадлежит одному из центров развития этого ремесла − селу Косэуць Сорокского района, богатому месторождениями песчаника. В селе Косэуць трудятся известные мастера-каменщики: Александр Чумак, Ион Лозан, Серджиу Кожокару и семейные династии Хэмурару, Загаевских, Золотарёвых и др., у которых обучались многие будущие мастера. В северной части Молдовы каменотёсы работают с зернистым пористым белым камнем, который добывают в карьере близ села Гординешть Единецкого района. Здесь же делают надгробные памятники, стелы и кресты, распятия, дымоходы и др.

Резьба по дереву

Резьба по дереву у нас распространена повсеместно. Наиболее часто использовались акация, ясень, дуб, кизил, орех, бук, граб, черешня, ель, сосна. Каждый мужчина с детства должен был разбираться в породах деревьев. Было известно, что из граба лучше делать орудия труда, из ясеня – втулки для колёс, оси для телеги, клёпки. Из твёрдой древесины кизила – гвозди. Самая красивая мебель получалась из ореха, а из черешни – ложки, фляги для вина. Центры обработки дерева и резьбы по древесине сейчас находятся в Бельцах, Оргееве и Унгенах. Мастера: Думитру Мурузук (Бельцы), Андрей Тихон (Оргеев), Думитру Костандаки (Кишинёв), Ион Тока (Каушаны) и другие.

Кожевенное дело

Историческая литература может многое рассказать о том, как наши предки изготовляли различные изделия из кожи: бурдюки (кожаные мешки), предметы одежды (кожухи, безрукавки, широкие кожаные пояса (chimir) и обувь – сапоги, постолы, туфли и др. Известна и молдавская кушма – каракулевая шапка. Острым концом вверх её носили во время дождя и снега, с загнутым острым концом – кавалеры на свадьбе, с округлённым загнутым концом – старики; молодёжь предпочитала шапки серого цвета, старики – чёрного. В Молдове осталось всего три мастера этого дела: Константин Кожан из Кагула, Леонид Чемортан из Каушан и Думитру Доробан из Яловен.

Плетение из камыша

В Оргееве живет Наталья Морарь – талантливая мастерица, которая плетет из камыша. Её корзины, коврики, предметы декора поражают воображение мастерством и оригинальностью.

Раз пошла такая пляска, то есть, раз столь много внимания уделяется Румынии и румынскому языку , следует предложить нашей аудитории и некоторые румынские книги , которых сейчас, после того как Россия наложила санкции на Молдову стало очень много на книжном рынке. Видать к дождю… Предлагаем читателям альбом, который посвящен румынскому народному искусству . Издана книга давно, является библиографической редкостью, но, тем не менее, представляет интерес для всех, кто изучает румынско-молдавскую культуру и искусство . Парадоксальная вещь получается, румыны всеми правдами и неправдами стараются отречься от молдаван, аннулировать их существование, низвести до уровня «несуществующего народа», но, в то же время не в состоянии отрицать общность культуры и нуждаются в территориях Молдовы.

Стоило бы разобраться с тем, что стоит у истоков, Румыния или всё-таки Молдавия , чья культура древнее, и от чьей культуры пошло развитие всего народного искусства Румынии и Молдавии . Это легко проследить, если сделать небольшой анализ внутреннего содержания культуры двух народов. Всё искусство Молдавии и Румынии имеет общие корни. Отличаются они, прежде всего регионализмами. Молдавское народное искусство в целом по стилистике, колористике и настрою является, как сказал бы Альберт Швейцер «жизнеутверждающим». Оно несёт в себе радость жизни, цвета, даже при использовании чёрных оттенков, в целом создают гармоничный, радостный настрой. Народное искусство Румынии , практически любых районов, за исключением некоторых зон в Карпатах, и румынской зоне Молдовы, имеют трагические оттенки в колористике, тона, чаще всего тусклые и мрачные. Что несложно заметить даже в представленной книге. Опять же, если вернуться к Альберту Швейцеру, это искусство надо было бы назвать «жизнеотрицающим».

Теперь, если попытаться дать сравнительную характеристику искусству двух народов,- то есть Молдавии и Румынии , легко сделать выводы о том, кто от кого происходит. Жизнеотрицающее искусство это всегда упадочное явление, это явление всегда следует за другим, за тем, которое жизнь утвердило. Можно было бы сказать, что такое искусство деструктивно, но это будет правомерным только если сравнивать его с народным искусством Молдавии , которое, в свою очередь всегда было и остаётся направленным на рост, на Жизнь, на радость и веселье.

Эти явления можно наблюдать по всех жанрах искусства,- как в народном, так и в профессиональном искусстве, а также в мусических искусствах, таких как музыка и танец, и даже в театральном искусстве. Во всём мире известен такой стиль как «румынский театр». Сравнить его можно только с представлениями варварским народов,- в румынском театре представления построены на криках, грубости, топорности. В нём нет нюансов, вся игра актёров состоит и крайностей. Рассказываю это не ради критики, и не даю оценок данному явлению, просто констатирую факты.

Раз уж мы перешли к мусическим искусствам , надо сказать несколько слов о народной музыке и танцах и сравнить между собой молдавскую народную музыку с румынской . Эти моменты хорошо было бы рассмотреть на примерах, и мы несколько примеров уже показали ранее. Но в целом, надо сказать, что особенно в народной музыке и танцах прослеживается разность культур. Румыния в этих видах искусства проявляет себя как монотонная, спокойная, можно сказать стариковская, увядающая культура. Молдавская наоборот, это бойкая, боевая музыка, опять же, жизнерадостная. И тут можно было бы сказать, что румынская более древняя, потому и более монотонная, однако не вяжется это с реальностью. Многие критики пытались дать объяснение этому феномену (существование которого никто не оспаривает), но никто не смог толком объяснить его. Объяснение же простое. То, что увядает, стоит в застое не может быть живым, не может иметь древние корни. Там может быть корней вообще нету. Ибо корни, это прямой ключ к развитию, к творческому процветанию. Отсутствие корней, приводит к увяданию и засыханию.

Тем не менее, надо сказать несколько слов о том, что Россия и вообще русскоязычное население не способно получить полной картины состояния вещей относительно искусства (особенно народного) Румынии, и, тем более Молдавии, в силу железного занавеса, поставленного в области культуры между русским и румынско-молдавским народом . Этот занавес существовал и в советское время. Например в советской Молдавии невозможно было купить румынские книги (справедливости ради, надо сказать, что их невозможно купить в Молдавии и сейчас). В России, в Москве существовал магазин «Дружба» (если мне память не изменяет), в котором кое-что можно было найти. Но, хочу сказать, что по сравнению с тем, что издавалось и издаётся в самой Румынии в плане изучения народного искусства, этнографии и фольклора, то, что видит русскоязычная аудитория, это ровным счётом ничего. В Румынии изданы десятки тысяч изданий по фольклору и народному искусству . Даже в самой Румынии они являются библиографической редкостью, а до России и вовсе не доходят. Румыны создали, хоть и в жуткой по качеству полиграфии, ещё во времена Чаушеску, огромную библиотеку книг по народному искусству . Практически каждое село Румынии имеет свой, пусть и небольшой, но альбом, в котором отражены (хоть и кратко), все моменты связанные с культурой данного села,- это и архитектура, и орнаментика, костюмы и декоративно-прикладное искусство. Существуют огромные фонотеки образцов музыкального творчества румынского народа.

Нельзя сказать, что в Молдавии подобных коллекций не существуют. Существуют. Но они тщательно спрятаны (если не уничтожены), в секретных архивах Молдавской Академии наук и не только. Это то, что я достоверно знаю, видел своими глазами полки, загруженные до верха 10-метровой высоты потолка, фольклорными материалами, собранными студентами, учёными и просто энтузиастами. Само собой, что доступ к этим фондам закрыт. Он был закрыт в советское время, сейчас и подавну (повторяю, если не уничтожен), недоступен для изучения. Никаких книг в Молдавии не публикуется . Почему такое происходит? Кому-то, видимо, выгодно держать народ и всю прогрессивную общественность в неведении, создавать молдаванам имидж отсталого народа . Но, даже простой, поверхностный сравнительный анализ искусства Молдавии и Румынии , который мы сделали, показывает, что превосходство всё-таки на стороне Молдовы, а не Румынии. Не исключено, что однажды кто-то доберётся до запрещённых архивов и вынесет на поверхность спрятанные архивы.

Что надо сказать, ради справедливости, так это то, что Румыния сильно преуспела в области эстрадной музыки. Особенно в годы правления Чаушеску . Перегнать и обогнать Молдавию по качеству они не смогли, а вот по количеству музыки точно обогнали. На эстраде Румынии звучали песни на любую тему. Разнообразие эстрадной музыки было просто ошеломляющим, и качество, надо сказать, для эстрады тех времён тоже было на высоком уровне. Переплюнуть румын на эстраде могли только итальянцы, да и то не всегда. Но, мы отвлеклись от основной темы нашей статьи,- от книги.

Как говорит нам аннотация к книге ««, в ней рассматриваются такие разделы как: Жилые дома и церкви, уделено внимание мебели и домашней утвари; не обойдён вниманием и национальный костюм, а также украшения, показаны вышивки и ткани; рассмотрена керамика; и ещё одно уникальное явление, такое как живопись на стекле, гравюра на дереве, а также писанки.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Молдавская Советская Социалистическая Республика , Молдавия. Расположена на юго-западе СССР . На территории Молдавии найдены произведения искусства позднего палеолита (роговой "жезл" с рельефной фигурой, Институт археологии АН СССР, Москва) и неолита (орнаментированная керамика). К трипольской культуре (3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) относятся сосуды со сложным живописным декором, фигурки людей и животных. В поселениях 2-1-го тысячелетия до н. э. найдены памятники культуры фракийцев (с IX в. до н. э.), металлические украшения и оружие, глиняные и бронзовые фигурки. В первой половине 1-го тысячелетия н. э. высоким художественным уровнем отличаются керамические сосуды, золотые, серебряные и бронзовые фибулы, серьги, браслеты и пряжки. К культуре древних славян относятся глиняные фигурки божеств и животных, керамика, ювелирные изделия.

Архитектура . Города (с X-XI вв.) имели деревоземляные и каменно-земляные укрепления. С середины XV в. города с крепостью и посадом быстро разрастаются, обносятся каменными стенами. В Сороках и Бендерах в XVI в. строились крепости с мощными башнями и арочными въездами. К XVI в. сложился местный тип однонефного бескупольного храма с притвором и апсидой (церковь Успения в Каушанах, середина XVI в.), а в XVIII в. - так называемая молдавская система перекрытий: 2 яруса арок, поддерживающих барабан (церковь монастыря Рудь, 1774). Снаружи храмы украшались плоскими нишами и арочными поясами. Деревянные церкви XVIII в. обычно имели прямоугольный или восьмигранный, крытый шатром сруб. Гражданские здания XIV-XV вв. чаще всего были деревянными или землебитными, позже каменными (остатки замка XIV-XV вв. в Старой Орхее). В конце XVIII в. сложился тип городского и сельского дома, в котором частично использовались формы русского классицизма . Во время турецкого владычества (XV-XVIII вв.) были разрушены многие архитектурные памятники Молдавии. От XVI-XVII вв. сохранились пещерные монастыри (в Сахарне, Жабке) и храмы (близ села Бутучены).

После присоединения Бессарабии к России (1812) быстро развиваются города, при участии профессиональных архитекторов строятся здания и ансамбли в стиле классицизма (собор в Кишинёве , 1830-35, архитектор А. И. Мельников; колонна в память битвы при Кагуле, 1845, архитектор Ф. К. Боффо; монастырь Цыганешты, 1846). В конце XIX - начале XX вв. в городах преобладала одноэтажная застройка, главным образом особняки, окружённые садами. В облике городов выделялись парадные обществ, здания и церкви из камня и кирпича (Греческая церковь в Кишинёве, 1895, архитектор А. И. Бернардацци). В сельских усадьбах разбивались парки (Цаульский близ Тырнова, 1902-15), строились церкви (в селе Верхние Кугурешты, ныне Флорештского района, 1912-16, архитектор А. В. Щусев).

В архитектуре оккупированной Румынией Бессарабии в 1920-30-х гг. преобладали постройки в стиле "модерн ". Во время фашистской оккупации (1941-44) города Молдавии были сильно разрушены; при восстановлении менялась их структура, прокладывались новые магистрали, сооружались социально-культурные учреждения и промышленные предприятия, многоэтажные жилые здания, в строительстве широко применялись местные светлые известняки, керамика и резьба по камню. В 60-х гг. в новых микрорайонах молдавских городов строятся типовые дома из местного известняка и железобетонных панелей. В 70-80-х гг. застройка новых микрорайонов сочетается с реконструкцией исторически сложившихся городских центров. В сёлах сооружаются комплексы общественных и производственных зданий (центральная усадьба совхоза-завода "Романешты", в том числе административный центр, 70-е гг., архитекторы Б. Д. Шпак и др.), школы, клубы, больницы, стадионы, дома отдыха. Сохраняются традиционные формы сельского дома (деревянный или каменный дом с крыльцом или галереей , богато украшенный резьбой и росписью) и строятся дома нового типа с большими окнами и верандами, иногда двухэтажные. В архитектуре жилых и общественных зданий 70-80-х гг. используются новые строительные материалы, цветовые эффекты, разнообразные ритмические акценты, живописней стали композиции новых микрорайонов, общественных и производственных комплексов (жилые дома в микрорайоне No 7 по проспекту Мира и ул. Бельского, 1978, архитектор М. Ф. Думих и др.; дворец "Октомбрие", 1974, архитектор С. Д. Фридлин; административное здание ЦК КП Молдавии, 1976, архитектор А. Н. Черданцев; гостиница "Интурист", 1978, архитекторы А. А. Горбунцов, В. И. Шалагинов; все - в Кишинёве). В 60-70-х гг. сооружён ряд мемориальных комплексов, посвященных героям Великой Отечественной войны 1941-45 (памятник в честь освобождения Молдавии от фашистских захватчиков, 1969, скульпторы Л. И. Дубиновский, Н. М. Эпельбаум, архитекторы А. В. Колотовкин, Ф. П. Наумов, И. С. Гриценко, А. А. Минаев; мемориальный комплекс в честь советских воинов, погибших при освобождении Молдавии, 1975, скульпторы А. Ф. Майко и И. И. Понятовский, архитектор Минаев; оба - в Кишинёве). В 1945 основан СА Молдавской ССР.

В XII-XIV вв. изобразительное и декоративно-прикладное искус- ство Молдавии испытало влияние ремёсел Византии и мусульманского Востока, отчасти древнерусской художественной культуры. Для книжной миниатюры XV-XVI вв. характерны орнаментированные заставки и гармоничные цветовые сочетания. К XVII в. миниатюры становятся более экспрессивными, цветочный узор заставок упрощается, часто напоминая вышивку. В росписях XVIII в. сочетаются элементы народного творчества с поздне- византийскими и балканскими традициями (росписи в церкви Успения в Каушанах с портретными изображениями ктиторов). В иконах конца XVIII - начала XIX вв. объёмная лепка лица сочетается с плоскостностью одежд и фона. Шитьё XIV-XVII вв. отличается обилием серебра и золота. В коврах XVIII-XIX вв. преобладают контрастные сочетания поля и каймы, геометризованные мотивы вазонов, цветов, листьев и побегов. В XIX в. с развитием светских жанров изобразительного искусства, прежде всего портрета (И. Краус), укрепились творческие связи молдавских художников с украинским и русским искусством. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием передвижников молдавские художники создавали реалистические пейзажи , жанровые картины , психологические портреты (В. Ф. Окушко, Е. М. Мапешевская).

В искусстве Молдавской АССР (1924-40) нашёл отражение трудовой энтузиазм творцов нового общества (картины А. Ф. Фойницкого на темы строительства нового Тирасполя, плакаты и книжная графика Е. Н. Мереги). В искусстве оккупированной Бессарабии сильными были модернистские тенденции, однако в творчестве ведущих художников развивались принципы реализма (монументальная и жанровая скульптура А. М. Пламадялы; в живописи - сцены крестьянской жизни, выполненные М. Е. Гамбурдом, портреты и натюрморты А. И. Бальера; в графике - офорты Ш. Г. Когана). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 патриотические произведения создавали Л. И. Дубиновский, Гамбурд, Б. Ю. Несведов. После 1945 молдавские художники обращаются к теме социалистических преобразований в республике, её историческому прошлому, в портрете раскрывают духовный облик советского человека. В 50-80-х гг. в скульптуре интересные монументальные, символико-аллегорические и жанровые композиции создали Дубиновский, Ю. А. Канашин, И. Д. Китман, Б. П. Марченко, Н. М. Эпельбаум, поэтические образы советских женщин - К. С. Кобизева. В живописи выделяются тематические полотна Н. И. Бахчевана, И. Д. Виеру, М. Г. Греку, И. Д. Жуматия, В. Д. Зазерской, С. К. Кучука, В. А. Обуха, В. Г. Руссу-Чобану, Д. К. Севастьянова, И. Ф. Степанова, сочетающие широкие образные обобщения и творческое переосмысление народных декоративных традиций; портреты, исполненные А. М. Зевиной, К. Д. Китайкой , О. Д. Орловой, Г. В. Саинчуком, пейзажи А. А. Васильева, М. П. Петрика, Э. Д. Романеску; в графике - станковые работы и иллюстрации И. Т. Богдеско, Г. Н. Врабие, Л. П. Григорашенко, В. А. Иванова, Э. И. Килдеску, В. Г. Коваля, В. В. Кожакару, А. А. Колыбняка, В. А. Корякина, И. Г. Кырму; политическая и сатирическая графика А. А. Грабко, Б. Н. Широкорада. Молдавские художники принимают участие в оформлении дворцов культуры, сельских клубов, административных и общественных зданий (роспись Богдеско и Л. Г. Беляева во Дворце культуры в селе Кицканы, 1969; мозаика В. А. Обуха на автовокзале г. Бельцы, 1976). В области театрально-декорационного искусства работали А. Е. Шубин и К. И. Лодзейский, интересные декорации создают С. Я. Булгаков, В. А. Коврига, А. И. Матер. В декоративно- прикладном искусстве развиваются ковроткачество, в котором молдавские художники продолжают традиции народного искусства, керамика, резьба по дереву, ювелирное искусство (С. С. Чоколов, Ф. М. Нутович, Н. И. Коцофан, Э. Л. Греку, В. К. Полякова, В. Е. Нечаева, Н. Н. Сажина, Л. И. Янцен, М. М. Рэчилэ, Л. И. Одайник, Е. 3. Ротару, С. Б. Врынчану). В 1945 основан СХ Молдавской ССР (устав утверждён в 1948).

Народное искусство Молдавии традиционно славится резьбой по камню, резьбой по дереву, ковроделием (безворсовые ковры с контрастной каймой, цветным или чёрным фоном, геометрическим или растительным узором), вышивкой, керамическим производством (изготовление сосудов, часто с росписью, а также чёрная неглазурованная керамика с блестящим узором).

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 3, 7, 12 (кн. 1), Л.-М., 1966-75; ИИН СССР, т. 3-9 (кн. 1), М., 1974-82; А. Захаров, Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов, М., 1960; К. Д. Роднин, И. И. Понятовский, Памятники молдавской архитектуры XIV-XIX вв., Кишинев, 1960; Изобразительное искусство Молдавской ССР, [М., 1972]; [М. Я. Лившиц], Искусство Молдавской ССР. [Альбом, Л., 1972] (на молд., рус., англ. яз.); его же, Декоративно-прикладное искусство Молдавии, Кишинев, 1980; А. В. Колотовкин, И. С. Эльтман, Г. А. Педаш, Архитектура Советской Молдавии, М., 1973; [Д. Д. Гольцов], Художники Советской Молдавии, М., 1978; Искусство Молдавии. 1924-1974. [Библиографический указатель], Кишинев, 1975.

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г. территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова- фильм» , развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица» .

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства , что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры .

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы , где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования , заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции , а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры , образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы . Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.




Top