Направление "честь и бесчестие". Сочинение по рассказу И.А.Бунина «Кавказ

Человеческая трагедия в рассказе разыгрывается в курортном городе Сочи. Обманутый муж после безрезультатных поисков своей жены стреляет в виски в гостиничном номере.

Но об этом Бунин говорит не сразу. В основной части рассказа описываются любовники. Замужняя женщина уезжает из Москвы на юг якобы одна, но в поезде соединяется с любовником. Они рассчитывают прятаться в течение месяца, это не окончательный побег – только хотят провести время вместе, вдали от ее очень ревнивого и подозрительного мужа.

Бунин описывает их чувства («воровски остановился в незаметных номерах», «жил томительно, затворником», у нее «голос срывался», она была «взволнованная», это потрясало его «жалостью и восторгом»), мучения обмана (в поезде он немедля опускает занавеску, запирает дверь, он боится даже выглянуть в окно, а когда видит ее мужа «отшатнулся от окна, упал в угол дивана», она «совсем не могла обедать»), ненависть и отвращение к ее мужу, страхи («я должна быть страшно осторожна», «был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги холода»).

А потом романтические переживания их совместной жизни в хижине у моря, где все кажется им восхитительной негой, раем («горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно», «часть моря…лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте», «слышался…горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни», «раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»).

Героиня даже плачет, когда вспоминает, что это должно закончиться.

В то же время сильный контраст этому Бунин создал в конце, показав через какой ад должно быть прошел ее муж, когда не смог вынести бесчестия, моральных мук, оскорбления, убедившись в измене жены.

Для меня трагедия заключается в том, что героиня, любя «чужого» человека, настолько далека от собственного мужа, что совсем не понимает его, не догадывается, что он может убить не их, а себя. Она считает его жестоким, самолюбивым, думает, что он подбирал ключи к ее столу и угрожал ей.

Но следует обратить внимание и на то, что Бунин столь мало уделил внимания обманутому мужу: говорится только с каким внешним спокойствием и четкостью он проживает последний день – он очень прост и понятен, он не испытывает оттенков чувств.

Кажется, автор считает жизнь любовников более важной. Они идут на риск, чтобы недолго побыть друг с другом («лучше смерть, чем эти муки…»). Им даже все равно, что будет после, и они полностью отдаются своей в их понимании настоящей любви. Вместе с тем ее муж хоть и является высоконравственным человеком (по-видимому, он убивает себя, потому что не может найти негодяя и вызвать на дуэль) не понимает божественной цельности жизни с ее положительными и отрицательными моментами. Он не может пережить свою человеческую трагедию и совершает большой грех.

Любовные треугольники непременно приводят к душевным мукам. Хорошо, если концовка будет не так трагична, как в рассказе И.А.Бунина «Кавказ».

Автор ведет повествование от первого лица любовника замужней женщины, не указывая никаких имен. Он называет себя вором и затворником, понимая низость своего поступка. Он не борется за любовь в открытую, предпочитая тайну.

Женщину Бунин характеризует мнительной и растерянной. Она боится мужа, называя его жестоким и самолюбивым. Нет ни одного слова о бывшей к нему любви. Скорее всего, офицера она не любила никогда: «…лучше смерть, чем эти муки…». У нее не хватило смелости во всем признаться, поэтому утопала во лжи, сбежав с любовником. Сочувствие и жалость к героине проявляется в момент спокойствия, когда «она радостно плакала глядя на…» стаю орлят. Она не вспоминала офицера и была счастлива.

Третий герой, казалось бы, играет второстепенную роль, пока в финале не стало известно, что именно муж - заложник несчастной трагической любви. В начале рассказа автор описывает его бесчувственным человеком с сильным характером: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». В итоге он не может пережить предательство любимого человека.

Автор ни слова не говорит о чувствах офицера, но поступки явно указывают на преданность. Он везде искал любимую и, когда понял, что не найдет, «выстрелил себе в виски из двух револьверов». Почему Бунин подчеркивает, что именно из двух? Я думаю, что автор тем самым указывает на решительность офицера и боязнь промазать. Он решил прекратить свои душевные муки.

Этот герой противоречив. Его поступок можно рассматривать как действия не безумно влюбленного, а просто человека слова. Он пытался защитить свою честь мужа и не смог. Возможно, именно от безысходности он покончил с собой. Однако его прощание с супругой все-таки доказывает обратное: «целуясь с ней, крестя ее…». Он не хотел ее отпускать из-за сильной привязанности.

Особенность произведения в развязке. На фоне соединения влюбленной пары и мелких деталей описания их жизни, читатель забывает об офицере. Пока автор не сообщает, что педантичный, строгий мужчина, потеряв смысл жизни, прекращает свое существование.

Как расценивать его поступок? Слабость это или сила? Я симпатизирую мужу, и мне кажется, что он проявил силу характера. Он знал, что не сможет полюбить другую, и позволил любимой быть счастливой.
Отдельное место в произведении автор отдает описанию Кавказа: «место первобытное», «страшные тучи», «злобная буря», «чернота лесов», «быстро прыгала…прозрачная речка».

В рассказе И.А.Бунина «Кавказ» раскрывается проблема нравственного выбора людей и вопрос о цене счастья.

Анализ Рассказа Бунина ""Кавказ""

  1. В Кавказе автор изображает любовь как смысл жизни. Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки. Героиня рассказа готова на смерть, нежели жить и не иметь возможности быть с любимым. К гибели же приходит е муж: он лг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов. Но в конце герой погиб лишь физически. Когда он умер на самом деле? И был тмный отвратительный вечер - погода в природе отражает погоду в душах и сознании всех трх персонажей, когда они оказываеются на вокзале, когда решаются их судьбы. Но для героини и ее возлюбленного этот час- момент переживания: я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил е!. Офицер же в этот момент, возможно, уже понимал, что больше не увидится со своей женой. Но надежда умирает последней: Он искал е в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. Не найдя жену ни по одному оставленному ею адресу, герой окончательно убеждается, что у него больше не жены, нет смысла жизни. Здесь он умирает духовно, от пули же погибает лишь только тело героя.
    Винит ли автор в это смерти женщину? Я думаю, что он на вс способен при его жестоком, самолюбивом характере. Этими словами героини Бунин дат понять, что она никогда не любила мужа, в этой семье никогда не было духовной близости: он говорил: Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера! 4 она же и не предположила о его любви, так рассуждая о нм. Но мог ли жестокий человек, выбирая между защитой своей чести и унижением, выстрелить не в любовника своей жены, а в свой собственный висок? Герой благородно отступает перед соперником, не принуждая жену к мукам- свойственен ли такой поступок самолюбивому характеру? Итак, в рассказе Кавказ цикла Тмные аллеи Бунин Иван Алексеевич показывает читателю одну из граней чувства любви, любви как смысл жизни.

    1. Год создания рассказа
    Кавказ (1937)
    2.Тематика
    Основной темой рассказа становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.
    3.жанровое своеобразие
    Это, прежде всего, многосюжетность, не свойственная малым-жанровым- формам. Все они органично переплетаются между собой и в конечном итоге образуют единое целое - произведение, в котором раскрывается-авторская философская концепция любви, счастья, бунинская система ценностей, я писателя. Это, прежде всего, символизм художественного времени и пространства. И. А. Бунин ни. место, ни время не выбирает случайно. Все несет у него определенную смысловую нагрузку. Все служит определенным символом.
    4.сюжет особенности строения конфликта
    И. А. Бунин вводит персонаж (муж героини), первоначально воспринимающийся как второстепенный, но по мере развития действия переходящий^в разряд главных. С ним связана отдельная сюжетная линия. Первоначально воспринимаемый как препятствие на пути героев к счастью, в конечном итоге он становится жертвой - своей любви к жене. Трагическая развязка этой сюжетной линии, открытость финала линии герои-любовники в конечном итоге подготавливают развязку подводной сюжетной линии, раскрывают авторский взгляд: счастье двух любящих лишь вспышка, короткий миг, но это стоит того,. чтобы его испытать.
    5.характеристика центральных персонажей или образа
    В рассказе Бунина нет имн, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, е нравственный аспект. У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

" Кавказ" - наиболее известный рассказ Бунина из тех, что входят в цикл " Темные аллеи" . Произведение включено в школьную программу. Анализ рассказа Бунина " Кавказ" позволяет изучить художественное мастерство писателя, создававшего удивительно поэтичную прозу.

История создания

Рассказ написан в 1937 году. На тот момент Бунин был уже человеком в летах и давно жил за границей. В основе произведения история, которая с ним приключилась в Москве, еще в конце XIX века. У Бунина была связь с замужней женщиной, с которой он однажды из столицы ехал в Киев на поезде. На вокзале эту женщину провожал муж-офицер. Об измене своей жены он ничего не знал. В противном случае, по мнению Бунина, вероятно, застрелился бы.

Истории о любви

Школьники делают анализ рассказа " Кавказ" Бунина в 8 классе. В действительности же, это небольшое произведение понять в столь юном возрасте могут немногие. То же самое касается и о прочих новелл , входящих в " Тёмные аллеи" .

Произведения этого цикла посвящены любви. А любовь — чувство, которое имеет множество оттенков. Оно бывает эгоистичной или самоотверженной, жестокой или всепрощающей. " Темные аллеи" - сборник коротких, лаконичных, лирических историй. Каждая из них рассказывать не только о любви, но и о целой жизни. Именно поэтому анализ рассказ Бунина " Кавказ" , как и других произведений писателя, довольно сложно сделать подросткам, по понятным причинам не имеющим жизненного опыта, и, в большинстве случаев, литературного вкуса.

Московская осень

Делая анализ рассказа Бунина " Кавказ" , нужно в первую очередь обратить внимание на пейзаж. К описанию природы авторы обращаются нередко для раскрытия душевного состояния героев. Особенно часто этот прием использовал Иван Бунин. Для того чтобы выразить грусть, тоску он нередко прибегал, конечно, к осеннему пейзажу.

С чего следует начать анализ рассказа Бунина " Кавказ" ? Пожалуй, не с характеристики героя, а с сопоставления московского пейзажа кавказскому. Герой приезжает в Москву, останавливается в гостиничном номере, затем, в течение нескольких дней, живёт от встречи до встречи с любимой. Они планируют вместе отправиться на юг и пребывают в предвкушении скорого счастья.

Она замужем. Муж — офицер, который, возможно, догадывается о ее измене. Женщина, ее имени автор не называет, говорит однажды своему возлюбленному: " он не остановится ни перед чем" . Всё это автор обрамляет сумрачным, серым осенним пейзажем. В Москве идут холодные дожди, похоже, что лето уже не вернётся. На вокзал главный герой отправляется " тёмным, отвратительным вечером" . Его сердце замирает от тревоги - он боится, что в последний момент его возлюбленную строгий муж не отпустит.

Серый, неприглядный пейзаж здесь полностью соответствует душевному состоянию влюблённых. Они томятся, им тяжело в Москве. Они мечтают поскорее покинуть этот мрачный город. Пугает их, конечно, не ненастье, а ревнивый офицер, который, в этом уверена героиня, узнав об измене, убьет своего соперника.

Кавказ

Если изображению Москвы автор уделяет всего два абзаца, то на кавказский пейзаж не скупится. Здесь есть и яркие краски, и метафоры, и удивительные описания растительного и животного мира. Это непременно следует подчеркнуть при художественном анализе произведения " Кавказ" . Бунин, к слову сказать, ни в Геленджике, ни в Сочи никогда не был. Но о Кавказе рассказывает так подробно и с таким чувством, словно провел здесь лучшие годы.

На юге она отправила своему мужу несколько открыток: написала, что не знает, где остановится: то ли в Гаграх , то ли в Геленджике, то ли в Сочи. У них в запасе было всего три недели. По утрам они отправлялись на берег моря, который почти всегда был пустынным. Купались, лежали на солнце. Затем на веранде пили белое вино, ели рыбу, орехи и фрукты.

Все эти подробности лишь на первый взгляд могут показаться неважными. На самом деле это детали кавказского пейзажа, символизирующего временное, но абсолютное счастье героев. Вдали от Москвы, ревнивого и самолюбивого офицера, они не испытывают страха, тревоги. Правда, время от времени она вдруг начинает плакать, вспомнив о том, что совсем скоро придется возвращаться в опостылевший дом, к нелюбимому мужу.

Пришло время рассказать о третьем персонаже. Кто он - этот муж-ревнивец? Так ли самолюбив и жесток, как утверждает его жена ?

Ревнивый офицер: характеристика

" Кавказ" Бунина - небольшая история любви с трагическим концом. Молодая женщина уезжает на юг. На вокзале ее тайно ожидает возлюбленный, холодея от страха. Поезд отправляется, они наконец-то вместе. На Кавказе она вспоминает о муже, и мысли о нём вызывают неприятные чувства. Ни жалость, ни укоры совести, ни чувство вины - только страх и неприязнь.

Однажды муж сказал, что не остановится ни перед чем. Но это была отнюдь не угроза. Он искал ее в Геленджике, Сочи, Гаграх . Не обнаружив, понял, что жена его обманывает, но искать ее и мстить сопернику не стал. В одной из гостиниц офицер провел целый день: купался, пил шампанское, курил сигары. А к вечеру застрелился. Такова история человека, который однажды понял, что нелюбим, обманут и предан.

Одним из произведений, вошедших в цикл «Темные аллеи» И. Бунина, является «Кавказ». Этот рассказ - яркий пример необыкновенного художественного дара писателя. Удивительно, как в столь небольшом по объему произведении автор смог передать внутренний мир и душевное состояние совершенно разных людей. Познать настоящее мастерство русского художественного слова можно, совершив анализ рассказа Бунина «Кавказ» или любого другого творения из этого сборника.

Образ героя

Повествование ведется от первого лица, но имени главного героя читатель не знает. О нем, вообще говоря, почти ничего не известно. Кем является герой Бунина? Нет ни имени, ни других сведений. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ.

Является обязательным на уроке литературы анализ рассказа Бунина «Кавказ». 8 класс - этап в школьной программе, когда ученик уже должен обладать определенными навыками и владеть основными понятиями, такими как композиция, сюжет, фабула. Однако стиль этого писателя и его манера изложения сложны для восприятия ученика. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» в 8 классе включает характеристику персонажей, определение композиции и художественных средств. Но если в произведениях других представителей русского реализма сделать это относительно просто, то проза этого писателя создает в этом смысле определенные сложности.

На первом плане в рассказах Бунина - чувства, эмоции героев, страсти, которые движут их поступками. Эта темы была некогда заимствована русским писателем в творчестве немецкого автора Томаса Манна, но позже, проработанная в необыкновенном художественном стиле, приобрела неповторимые формы. Персонаж Бунина - человек, охваченный страстью. Пребывая в страхе быть обнаруженным, он останавливается в номерах незаметных гостиниц. Его действиями руководят чувства, но он не способен нести ответственность за свои поступки.

Героиня

Анализ рассказа Бунина «Кавказ» - это прежде всего характеристика всех его персонажей. О героине известно, что она бледна и взволнованна. Такой видит ее возлюбленный. Она посещает его тайно, и страх перед обманутым супругом отравляет ее счастье. Но, упоминая в разговоре мужа, она беспокоится лишь об одном - о возможной мести человека, который «ни перед чем не остановится, защищая свою честь». Только в последнем абзаце произведения становится ясен смысл этих слов, как и главная характерная черта героини, а именно эгоизм. Женщину не волнуют душевные переживания мужа, он для нее лишь препятствие ее любви и счастью.

Москва

Делая анализ рассказа Бунина «Кавказ», следует обратить внимание на пейзаж. Вначале это Москва. На столичных улицах льют холодные дожди; грязно, сумрачно и темно от черных раскрытых зонтов. Погода в Москве созвучна с внутренним состоянием героя. Он в предвкушении счастья, которое они вместе испытают вдалеке от мрачного на солнечном морском берегу. Но влюбленный опасается, что в последнюю минуту все планы расстроятся, обманутый муж узнает обо всем и не пустит ее. Рай на побережье пока слишком далек.

Сочи

Морской пейзаж описан автором более богатым в художественном смысле языком. Это следует учесть, делая анализ рассказа Бунина «Кавказ». Здесь и чинаровые деревья, и цветущие кустарники, и Писатель в ярких сочных тонах передает животный и растительный мир Сочи. Герои словно оказались в раю. Они проводят вместе время, наслаждаясь видом южного пейзажа. Они счастливы, что наконец вдвоем. Единственное, что может огорчить их, - это мысль о скором возвращении в Москву.

Антитеза

Эти два пейзажа создают четкое противопоставление. В Москве - холод и слякоть, в Сочи - солнце и тепло. Следует делать анализ рассказа Бунина «Кавказ» по плану:

  • характеристика героя;
  • образ героини;
  • Москва и Сочи;
  • гибель третьего персонажа.

Необходимо обратить внимание также на художественный язык. Москву автор изображает сухо, не прибегая к излишним описаниям. На сочинскую картину он не жалеет красок. И особенно яркая антитеза присутствует между рассказом главного героя и последним абзацем, в котором повествование ведется уже от третьего лица.

Он

Обманутый муж изображен сухо, вкратце: высокая фигура, офицерский картуз, узкая шинель. Таким видит его главный герой. Затем лишь местоимение «он». Ни слова о его душевных терзаниях и муках ревности. Только несколько строк о том, как он искал свою жену и, не найдя, купался в море, завтракал, пил шампанское, а потом... выстрелил себе в висок из двух револьверов. Сдержанный стиль, в котором Бунин изобразил последние минуты жизни этого человека, помогает в создании портрета. Обманутый муж - офицер. Все в жизни он совершает взвешенно и четко. И даже узнав об измене, он не предается безумию, не предпринимает попыток найти ее и расправиться. Он покончил с собой, но прежде побрился, надел чистое белье и белоснежный китель. Все это дает представление о человеке решительном и смелом, который является противоположностью главного героя.




Top