Мои впечатления после прочтения романа Мастер и Маргарита Булгаков М. А

Лично я читала роман «Мастер и Маргарита» 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы — полный бред… Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил читателям. Прочтение второе было приятнее — чисто с эстетической точки зрения. Красивый язык, небанальные диалоги, авторские слова и выражения, которые хочется запомнить наизусть и где-то после удачно «ввернуть» в разговоре. Позже роман читался уже «одним духом», за два дня без отрыва от книги. И каждый раз он заставлял меня задуматься… Над чем же? О чем? Во-первых, о религии. Как все зыбко, субъективно и относительно в вопросах веры! То, что люди, усердно молящиеся и постящиеся, знающие наизусть Евангелия, считают догмами, на самом деле могло по-другому происходить! Это, конечно, крамола и еретизм. Но как же интересно узнать правду! Кто был Иисус? И был ли? Или это собирательный образ, вроде Робина Гуда или Добрыни Никитича? В этом плане роман «Мастер и Маргарита» предоставляет человеку сомневающемуся и логически мыслить пытающемуся уникальную возможность путешествия во времени. Участия в событиях древнейших христианских текстов. Проникновения в мысли к самому Понтию Пилату! И даже — «нахождения в одном времени-пространстве» с самим сыном божиим. Всего, что касается религиозных чувств, гаммы эмоций, связанных с институтом церкви, не расскажешь в доном сочинении. Здесь, пожалуй, целая диссертация требуется. Но искажение реальных событий священными текстами, вероятно, имеет место. Об этом, как и о невозможности постичь «истину», «Мастер» вместе с Маргаритой заставляет задуматься читателей. О таланте, его хрупкости, нежности, болезненности размышляешь, читая Булгаковский текст. Как важно для каждого «Мастера» найти свою Музу. Ту (или того), кто сможет оберегать, защищать творческого человека, впечатлительного и ранимого, от грязи и несправедливости жизни, от ударов общества, от банальной неосторожности, как редкий экзотический цветок. Без «тыла» почти ни один гений не расцвел бы столь ярко и полно. Булгаков М. А. был, как известно из большинства его произведений, прекраснейшим карикатуристом, сатириком, высмеивавшим исподволь, очень осторожно и умно (поскольку: цензура!) порядки и нравы своего времени. В «Мастере и Маргарите» также без подобных моментов не обошлось. Чего стоят представления в театре-варьете, когда вполне приличные граждане бросались за модными платьями и новыми туфельками «из Парижу», готовые остаться без подштанников! А как они за деньками прыгали! Как собачки дрессированные! И много ещё примеров привести можно. Думаю, я в дальнейшем не раз ещё вернусь к этому роману, перечту и открою для себя «новые горизонты».

Мои впечатления после прочтения романа
Мо впечатления после прочтения романа

Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики так и не в состоянии придти к единому ответу… Булгакову, на мой взгляд, удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и «связанные» между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. Но повествование об этих событиях в "Мастере и Маргарите" идет от лица сатаны. Именно поэтому часто можно услышать второе неофициальное название романа - «Евангелие от сатаны». Сколько прочтений романа, столько существует мнений. Как говорится, «зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?»

Несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа Га-Ноцри и тьма в облике Воланда. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. Невозможно не задуматься над их словами:

«Что такое истина?»

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…».

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоя-щий мастер смог бы так изящно и невероятно соединить прошлое с будущим, тьму со светом, показать вечное переплетение любви и верности, противостояние добра и зла. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем: сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. Надо учиться не завидовать, а прощать. Тогда, может, и мир станет чище. Как мне кажется, основная идея, заложенная Булгаковым, - неотвратимое наказание за деяния. Не случайно, сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.

Истина, на мой взгляд, присутствует в каждой строчке этого романа. Она проникла в него так же, как и «кровь, ушедшая в землю, и там, где она пролилась, уже давно растут виноградные гроздья». Истина - это то, что создано богом и не осквернено. Чего не коснулась рука человека, вечно делающего все себе во благо. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что это. А если и узнаем, то не сможем объяснить это другим, ведь она внутри нас.

Каждый герой романа по-своему пережил «встречу» с Воландом или его свитой. Но лично я не считаю представленного с булгаковской интерпретации сатану некой темной личностью… В «Мастере и Маргарите» он предстает в образе несущего истину, как и Иешуа, но в отличие от него, карающий за дурные поступки. И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков… Все они были жестоко наказаны свитой Воланда, тем не менее, на мой взгляд, они задумывались, почему все происходит именно с ними. Уже можно и не говорить о поэте Иване Бездомном, который по ходу романа кардинально изменил свои жизненные позиции… Встреча с Мастером заставила его пересмотреть многое. Но сам результат того, что эти люди наказаны ярко представлен Булгаковым. У всех у них остались неприятные воспоминания о встрече с сатаной и его свитой. Босой, к примеру, больше не любит театры, Жорж Бенгальский утратил свою привычную веселость, а теперь уже сотруднику Института истории и философии, профессору Ивану Николаевичу Поныреву в каждое полнолуние снится один и тот же сон. Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

“Мастер и Маргарита” – философское произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни, о смерти и в особенности о том, что ожидает человека после неё. В этом произведении Михаил Булгаков сочетает “дьявольские”, темные и мистические образы и светлые, библейские мотивы. Конечно, не раз писатели говорили на тему добра и зла, жизни и смерти, но в таком ключе никто ещё эти понятия не рассматривал.

Остановимся на темной части сюжета. Одна из главных сюжетных линий романа — появление господина Воланда и компании в Москве и проделки его свиты. Он как бы лишь наблюдает за происходящим и оценивает его. Та сила, которая хочет зла, но делает лишь благо, как писал Гёте. Тот, кто не говорит ничего хорошего, но не делает ничего плохого, как писал Уайльд. Дьявольская природа всегда характеризовалась парадоксами, ведь в них заключена противоречивая природа моральных убеждений человечества. Злой демон смотрит на события, на людей, но ничего не предпринимает. Это настроение, энергия, направление – все, что угодно, но только не действие. Лишь человек наделен правом что-то предпринять, а противоборствующие силы, составляющие его естества, направляют его руку. Зло в этом произведении представлено не как что-то плохое, а как то, что является неотъемлемой частью каждого из нас и необязательно наихудшей. Именно мятежный дух противодействия движет Мастером в процессе творения. Именно он вдохновляет Маргариту на отречение от бессмысленной волокиты жизни и призывает ее на поиски истинного счастья. Более того, даже проповедник Иешуа хочет повергнуть существующий уклад в развалины и воздвигнуть на его месте Царство Божие. Он призывает людей к революционным переменам, к решительным мерам, к борьбе против устоявшихся традиций. Также восстал Сатаниил из сонма архангелов, хотя ему приписывают гордыню, а Богу – Сыну – любовь к братьям и сестрам.

Так называемый роман в романе или линия Иешуа Га-Ноцри разбавляет произведение, полное сатиры на советский уклад жизни и мистики демонических авантюристов. Читатель представляет себе сцены из жизни Иисуса Христа, осужденного за призывы к свержению Кесаря и колдовство, что (если вспомнить о воскрешении Лазаря и превращении воды в вино) совершенно справедливо с точки зрения законодательства того времени. Автор на протяжение всей книги доказывает нам, что зло всегда идёт рядом с добром и одно без другого существовать не может, как и Иешуа, спаситель человечества, не может не нарушить земные законы, выполняя миссию Отца Небесного.

Прочитать и понять эту книгу сможет далеко не каждый. Чтобы вникнуть во всё происходящее и услышать то, что хочет сказать читателю автор, нужно знать Библию, историю, и понимать именно то время, о котором рассказывается в романе. Многие возвращаются к этому роману после школы, так как мы, подростки, понимаем роман только на уровне сюжета, а философия воспринимается нами фрагментарно. Кое – какие фрагменты изложены выше, но все мысли, заложенные Булгаковым, возможно в полной мере оценить только с возрастом.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Если задуматься над вопросом, каких великих писателей дал нам ушедший XX век, мы заметим, что их было много. Но был среди них один, который обращался непосредственно к разуму человека и к его порой засыпающей, но не погибающей в нём до последней минуты совести. Это – Михаил Афанасьевич Булгаков. Его литературное наследие стало известно читающему миру только четверть века спустя после его смерти и сразу же пополнило ряды мировой классики. Прекрасное знание западного модернизма, сочувственное отношение к отечественному авангарду, прошедшему путь от декадентства до футуризма, опора на лучшие литературные традиции развивали эстетические вкусы писателя на протяжении многих лет. Булгаков любил свою родину и поэтому в своих произведениях он торопился запечатлеть отдалённые надежды на её обновление, на здравомыслящие отношения между людьми, на искоренение тёмных инстинктов в душе человека.
В романе «Мастер и Маргарита» воплотился глубокий духовный путь проделанный его автором в течение двух десятилетий. Появление на свет «Мастера и Маргариты» Булгакова переместило его имя в ряд лучших русских писателей. В этом романе Булгаков подчёркивал разрыв между земным, космическим и библейным миром. Булгаков вводит в свой роман сверхъестественных существ открытых страстям и страданиям, не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла, чтобы показать их таинственную связь с человеком. Такими образами являются дьявол в образе Воланда и его свита. Но дьявол принадлежит и библейному миру, и в романе он выступает как исполнитель божественного правосудия. Именно в его руках оказались судьбы общественной жизни Москвы тридцатых годов. В его руках оказались также судьбы героев романа – Мастера и Маргариты.
Мастер, одинокий историк, захотевший понять жизнь всего человечества и написать об этом роман, решил обратиться к истории, избрав для изучения Новый Завет. В его романе появились два образа – Понтий Пилат и Иешуа. Иешуа – с виду обычный человек, но на самом деле наделённый особым даром исцелять людей, вселять в них веру, надежду и любовь. Он столкнулся с мировоззрением Понтия Пилата, показал своё видение жизни и понял, что в мире трусливых и безответственных людей ему нет места. Поэтому он смиряется с мыслью, что его казнят.
В романе Булгакова соединилось прошлое и настоящее. Роман Мастера о Иешуа и Пилате служит ключом к современной жизни. В романе «новозаветные» главы с их специфической проблематикой сцеплены с «московскими» главами. Современные люди, так же как и люди времён Нового Завета, забыв о Боге, о Вселенной, живут на Земле, отодвигая каждодневными проблемами вечные ценности. И это приводит к тому, что человечество летит в пропасть. Роман Булгакова в этом смысле служит предупреждением будущему человечеству о последствиях нарушения законов бытия.
Встретив Маргариту, Мастер обнаружил у себя и у неё нечто общее. Это было стремление к счастью, которое они стали искать вместе. Но на пути у них были тяжёлые испытания, долгая разлука. И всё же, несмотря на это, они сохранили в себе силу любви и добра, и поэтому, по воле высших сил, получают заслуженное счастье и вечный покой. Ну а роман Мастера, в конце которого прощённый Понтий Пилат уходит безвозвратно, вместе с прочитанной высшими силами рукописью, выводится за границу земной конкретности и передаётся в Высший Мир. Таким образом, ещё и всепрощение становится одной из главных тем романа.
Прочитав роман «Мастер и Маргарита», человек может пофилософствовать над моральными проблемами и проблемой духовной сущности мира. Роман также заставляет нас задуматься о цели своего существования, учит нас нести ответственность за сделанное, учит любить на примере взаимной любви Мастера и Маргариты, а главное – опираться на опыт прошлого, не изменять своим идеалам и принципам, и стараться не нарушать законы бытия.

Рецензии

Даже в любой "халтуре" частичка души присутствует. Но в этой "халтуре" я вижу столько детских стараний написать сочинения без опыта критика и без каких либо вообще умений, что это сочинение мне кажется очень милым.

А самое ужасное что если бы ваш сын принёс бы вам подобное сочинение и вы не признали бы его милым и трогательным, что вы своими словами занизили бы вклад его труда в сочинение, то это стало бы началом краха ваших отношений. Не приведи Господь иметь кому-нибудь такого отца который разрушает то к чему притрагивается.

Тема урока: « Размышления по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

Помочь обучающимся понять нравственное и общественное значение М.А. Булгакова;

Расширить представление о его влиянии на культурную и духовную жизнь нашей страны;

Вовлечь их в поисковую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству писателя;

Формировать навыки самостоятельного анализа произведений автора;

Высказывать свое отношение к прочитанному;

Заставить задуматься над проблемой добра и зла, верности и предательства, правды и лжи.

Оборудование:

карты исследователей; литературоведов; архивариусов.

Эпиграф

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

(Б.Л. Пастернак)

Рукописи не горят (Латинская пословица)

« Ад и рай в небесах», - утверждают ханжи.

Я в себя заглянул, убедился во лжи:

Ад и рай – не круги в садах мирозданья.

Ад и рай – это две половинки души.

(Омар Хайям)

Ход урока

1 . Слово учителя . Сегодня наш урок посвящен личности М.А. Булгакова и его роману «Мастер и Маргарита». Прошу записать эпиграф и послушать музыку Иоганна Себастьяна Баха, гениального композитора, написавшего божественную музыку – «Ад и рай в небесах…».

Я не случайно прочла вам эти рубаят Омара Хайяма. Человеку никогда не поздно заглянуть в себя, понять – кто я и зачем живу в этом мире? Что несу в себ добро или зло? На эти вопросы и на многие другие пытался ответить М. А. Булгаков.

Когда – то американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал такую фразу: « Все хорошие книги сходны в одном, когда вы дочитываете до конца вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно при вас и останется – плохое, хорошее».

По- настоящему прочесть художественное произведение – значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его ценность именно для тебя лично. Без вдумчивого и оценочного отношения к прочитанному, невозможно благотворное влияние художественной литературы на духовны мир читателя.

Именно поэтому цель нашего занятия разобраться в сложной композиции романа обдумать и понять, что значит М. А. Булгаков для каждого из нас, для людей, живущих рядом в таком сложном противоречивом мире, мире, в котором порой не разберешь, где правда, где ложь, где зло, где добро. А для того чтобы лучше понять произведение писателя, необходимо хорошо знать его личность и судьбу.

В 1955 году Нобелевский лауреат Б. Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» написал такие слова: «Но надо жить без самозванства…». Я думаю, М.А. Булгаков услышал будущего звон и прожил именно такую жизнь. Сейчас, чтобы лучше познакомиться с его личностью, представьте, что в нашей аудитории окажется сам писатель, и вы должны будете взять у него интервью. В роли Михаила Афанасьевича может выступить любой из вас. Только помните, что на вас возлагается особая миссия: вы знакомите наших гостей с человеком, которого представляете.

Интервью

1. Скажите, где прошло ваше детство? (Я родился в городе Киеве, в семье профессора теологии А. И. Булгакова и Варвары Михайловны. Родители мои были людьми высокообразованными, интеллигентными).

2. Какие традиции господствовали в вашем доме? (Во-первых, мама была царицей дома, она сумела создать обстановку для нашего счастливого детства (для меня и моих 4 братьев 2 сестер). В доме преклонялись перед книгой: Пушкин и Гоголь с детства мои любимые писатели.

3. Какое образование вы получили? (Сначала домашнее под руководством матери, т.к. до замужества она была преподавателем гимназии. Затем я поступил в первую Александровскую гимназию в 1900 году, а затем я решил стать врачом и поступил в Киевский университет на медицинский факультет, который закончил с отличием в канун первой мировой войны).

4. Как Первая Мировая война повлияла на вашу жизнь? (Война перевернула не только мою жизнь, но и жизнь страны. Добровольно с миссией Красного Креста я отправился на юго-западный фронт, которым командовал легендарный генерал Брусилов. Здесь, в прифронтовых госпиталях, я оперировал солдат с передовой, увидел, что такое война и понял – это самое страшное, что может случиться с человечеством).

5. Каким образом вы оказались в Смоленской губернии в селе Никольском? (Из-за неразберихи по приказу московского губернатора я был отозван с передовой и направлен в это село земским врачом. Здесь положение было не на много лучше чем на фронте. Медикаменты отсутствовали. Невежество господствовало повсюду. Я столкнулся со страшными болезнями. Но именно здесь я начал «Записки юного врача».

6. Как вы отнеслись к революции и Гражданской войне? (Я всегда был против насилия. И никакого восторга революция у меня не вызвала. Я хотел жить и заниматься любимым делом).

7. Где вы оказались во время революции? (Я был в Киеве. Открыл частную клинику. Но остаться в стороне мне не дали. Власть менялась с 1917 по 1919 год чуть ли не каждый день. То Красные, то Белые, то Петлюра, то немцы. Но им всем нужна была медицинская помощь.).

8. Когда вы поняли окончательно, что ваше призвание – литература, что вы будете писателем? (во Владикавказе, где я оказался, отступая с Белой армией).

9. Что глобально перевернуло вашу жизнь? (В 1921 году я переехал в Москву и скоро были опубликованы повести « Роковые яйца» и « Собачье сердце». Но настоящая удача пришла ко мне как к драматургу позже. В 1926 году во МХАТе был поставлен спектакль « Дни Турбиных», в театре Вахтангова « Зойкина квартира». Но это счастливое время длилось недолго. Начались нападки в прессе, я был писателем, который не укладывался в рамки, определенные властью. Наступило время травли, со стороны газет неслось: «Долой булгаковщину!». В 1929 году все мои пьесы были исключены из репертуаров театров. Я оказался без средств к существованию).

10. Какие шаги вы предприняли, чтобы защитить себя? (Я обратился с письмом к правительству СССР. 28 марта мне на квартиру позвонил Сталин и обещал, что я получу работу. Действительно, меня приняли вторым режиссером во МХАТ.)

11. У вас много произведений, какую из своих книг вы считаете главной в своей жизни? («Мастер и Маргарита». Это мой «закатный» роман. Я начал его писать в 1928 году, а закончил в 1940 году. Этот роман пережил 7 редакций, вначале он назывался «Черный маг»).

12. Кому вы посвятили этот роман? (Роман посвящен моей жене Елене Сергеевне. Она была моей Маргаритой. Она оставила благополучие, достаток и разделила со мной страдания преследуемого. Она добилась издания моего романа в 1966 году).

13. Как вы думаете, нужна ли ваша книга современной молодежи? (Думаю, что впечатления, которые получат молодые от прочтения романа, помогут им лучше ориентироваться в современном мире, который так агрессивен, в котором рушатся идеалы добра и гуманизма. Роман поможет понять себя и терпимее относиться друг к другу. Главное, что эта книга помогает оставаться человеком в любые времена, при любых режимах)

Слово учителя.

- Мы последуем совету М.А. Булгакова и обратимся к роману «Мастер и Маргарита». Роман сложен, его не так сложно понять, не разобравшись в особенностях композиции и во взаимодействии героев.

- Итак, какова композиция романа? (Действие происходит в двух временных пространствах: В Москве 30-х годов XX века и в Ершалаиме I век н. э. События происходят в реальном и нереальном измерении. В романе действуют реальные люди и свита Сатаны.)

- Обратимся к таблице персонажей романа «Мастер и Маргарита».

Ершалаим 1 в. н.э . Москва XX в. 30-е годы

Иешуа Мастер

Понтий Пилат Воланд

Левий Матфей Иван Бездомный

- Каков сюжет романа? (Это роман в романе. Мастер написал о Евангелистских событиях, переосмыслив их. В романе история Иешуа и Мастера перекликается.)

Учитель: Прежде, чем обратиться к роману и его проблемам, вспомним историю.

- Что представляет собой Москва 30-х годов XX века? (Политика. Экономика. Культура.)

- Что представляет собой Иерусалим? (В книге это Ершалаим. Римская провинция. Древняя столица Иудейского государства. Управляется наместником прокуратором Римской Империи. Тоталитарное государство.)

- Роман многоплановый, философский. Мы должны выяснить, о чем хотел сказать автор, какие проблемы его волнуют? (Роман о любви, о преданности, о добре и зле. О человеке и его сущности, о нравственности.)

1 глава . Воланд появляется в Москве.

Какова основная мысль главы? (Я думаю, что главное в этой главе то, что люди потеряли веру и живут в безверии. Ведь Берлиоз – интеллигентный человек, председатель МАССОЛИТА, отрицает Бога. А значит добро, но главное – он догматик, человек несвободный в своем мыслительном процессе. Мало того, он оболванивает таких, как Иван Бездомный. Берлиоз выступает против любого инакомыслия и насаждает ненависть. Он лишается головы именно поэтому.

Другая проблема, связанная с человеком, это то, как он воспринимает власть?

Обратимся ко 2 главе «Понтий Пилат». Прежде всего следует разграничить Библейского Иисуса и булгаковского Иешуа.

Роман «Мастер и Маргарита»

Сын Божий, 33 года

Иешуа- Га-Ноцри, 27 лет

Мать – Мария, Отец – плотник Иосиф.

Родителей не помнит. Отец, может быть, сириец, бродяга.

Имеет 12 учеников – апостолов.

1 ученик – Левий Матвей.

Популярен в народе; торжественная встреча при въезде в Иерусалим на ослике. Нагорная проповедь.

В городе его никто не знает.

Погребение Христа и его Воскресение на 3-й день.

Тело Иешуа похитил Левий Матвей.

Иуда повесился.

Иуда убит по приказу Понтия Пилата.

Чудеса Божественного происхождения.

Врач, философ избавляет Понтия Пилата от головной боли земным словом.

Почему главным героем своего романа Мастер делает Понтия Пилата? (Потому что он должен сделать нравственный выбор.)

Как Понтий Пилат относится к Иешуа? (Он, наконец, нашел того, кто понимает его, он хочет ближе познакомиться с этим человеком.)

Почему же все-таки Пилат приказывает казнить Иешуа? (Потому что Иешуа посмел критиковать власть, поэтому Понти Пилат испугался, струсил. Он не смог переступить через карьеру.)

Как Понтий Пилат чувствует себя после казни Иешуа? (Он страдает, испытывает муки совести. Пилат мстит за смерть Иешуа, именно по его приказу убивают Иуду из Кариафа. Он хочет успокоить свою совесть, но это не помогает. Прокуратор все время думает о своем диалоге с Га-Ноцри о власти. Теперь Пилат думает, что необязательно следовать государственным интересам, может быть, следует равняться все же на общечеловеческие ценности.)

Теперь возвратимся в Москву.

Как вы считаете, почему Воланд появляется в Москве? (Во-первых, он хочет узнать,как изменились люди в этом городе?)

Что происходит в Варьете? (Воланд испытывает москвичей и видит, что эти люди ни во что не верят. Сцены с Варенухой, Римским и Бенгальским. Ненависть переполняет их. И все же в последний момент они пугаются своей жестокости и проявляют милосердие к Бенгальскому. «Люди как люди», - говорит о них Воланд.)

Так что же, изменились люди? (Они изменились, потому что милосердие лишь иногда стучится в их сердца. «Квартирный вопрос испортил их», - говорит Воланд.)

Почему Воланд произносит эту фразу? (Потому что из-за этого происходит предательство. Алоизий Могарыч предает Мастера, чтобы завладеть его квартирой.)

Но есть ли в городе другие люди? (Да, это Мастер, который пишет роман о Понтии Пилате. Он думает о нравственности и живет по нравственным принципам. Он теряет дом. Рассудок, но остается ЧЕЛОВЕКОМ в полном понимании этого слова. Это – Маргарита, которая, потеряв любимого, остается верна ему. Она способна на все, ради любви.)

Значит, поэтому именно ее выбирает Воланд королевой своего бала? (маргарита благороднее и честнее всех остальных в романе, она милосердна, а это главное. Она может многое ради любви.)

Воланд может все: наградить и наказать, но он не может простить. Ведь именно Маргарита – земная женщина прощает Фриду (история Фриды). Именно Мастер дает свободу Понтию Пилату и и прощает ему казнь Иешуа.Вечный спор добра и зла завершен).

Какую еще миссию выполнил Воланд? (Он восстановил справедливость)

Вспомните, кто наказан в романе? (Догматики (Берлиоз), предатели (Алоизий Могарыч), трусы.

Почему же Мастер достоин «Покоя, а не Света»?

А) он не успокоился;

Б) он не отказался от земной любви;

В) он мечтал о свободе, а покой здесь – это свобода для Мастера

Теперь, ребята, давайте подведем итог урока. (Ответы детей)

Самостоятельная работа: напишите мини-сочинение на одну из тем:

А) «Добро и зло в романе»;

Б) «Чему меня научил роман?»;

В) «Что я понял, прочитав роман?».

Работа по группам. Кроссворд.

Защита рисунков.

Рефлексия.

На уроке я повторил то, что…

Мне понравилось то, что…

Сегодня я узнал то, что…

Моя оценка на уроке…

Домашнее задание . Мини – сочинение. Написать письмо Мастеру. Написать письмо Понтию Пилату .




Top