Божественный рок. Рок-музыка в христианстве и христианские рок группы

Вопросы мировоззрения и политических пристрастий в среде творческих людей играют далеко не последнюю роль. Особенно это касается музыкантов. Особенно рок-музыкантов. Особенно если речь идет о религии. Наверное, только в рок-музыке могли возникнуть такие стили, где религиозные взгляды исполнителей стали определяющим фактором в выборе главной тематики для своего творчества. Но о pagan-metal мы уже писали, настало время христианского рока .

Появилось это своеобразное направление в 60-х годах прошлого века в США. Хотя еще в 1950-х с появлением рок-н-рола сторонники христианской религии всячески осуждали новый стиль музыки – громкие гитары, подчеркнуто сексуальные исполнители, быстрые ритмы, - всё это, несомненно, от лукавого, и ничего хорошего в этом не может быть. Однако многие музыканты, которые играли рок-н-рол на заре его появления, были не только чернокожими, но еще и верующими. Они попытались исправить негативное отношение к рок-н-ролу, исполняя религиозные гимны и восхваляя бога в стиле рок-н-рол и блюз-рок . Король рок-н-рола, Элвис Пресли последовал их примеру, и в 1972 году выпустил целый альбом «He Touched Me», наполненный религиозным смыслом. В конце 1960-х начали появляться и отдельные роковые коллективы, которые пели о боге и цитировали Библию. Одной из таких команд является The Crusaders – ребята из Калифорнии играли гаражный рок с христианским уклоном. Еще одна команда - Mind Garage, тоже гаражный рок, но на своих концертах они несколько раз были замечены в образах священников. Еще одним отцом христианского рока считается Ларри Норман. За свою продолжительную музыкальную карьеру (с 1968 по 2007 гг.) Ларри издал более 90 альбомов, синглов, концертников и т.д. Вся его музыка была так или иначе пропитана христианскими мотивами.

На рубеже 1960-70х философию христианского рока подхватили хиппи . Им были созвучны библейские идеи любви и ненасилия. Такой бурный интерес к христианской тематике породил целое течение внутри движения хиппи - Jesus movement («Движение Иисуса») и соответствующее направление в музыке - Jesus music. Просуществовало оно недолго, в общей сложности, два-три года, однако стало довольно показательным явлением.

В 1970-х на американской роковой сцене появились две знаковые для данного стиля команды – Petra и Resurrection Band. Каждая из них плодотворно поработала на христианско-роковой ниве, издав по полтора десятка альбомов. Они разнообразили звучание христианского рока, а Resurrection Band добавили не достававшей стилю тяжести. В 1975 году появилась группа Stryper, которая воспевала христианские ценности в стиле glam-rock . Они стали одними из немногих в подобном стиле, кто добился коммерческого успеха. Их видео частенько транслировали по MTV.

Однако, не смотря на старания музыкантов, церковники продолжали смотреть на христианский рок как на «чертовщину». Кстати, в Европе и Британии христианский рок в 1960-80-е вообще никак не проявлялся, и массового увлечения этим явлением не наблюдалось.

Ситуация изменилась в 1990-е. С появлением огромного числа альтернативных стилей в рок-музыке появилась возможность экспериментировать и с христианской тематикой. Правда, такие эксперименты уже никого не удивляли. Появилась целая волна команд стиле альтернативного христианского рока: Jars of Clay, Audio Adrenaline, dc Talk, Oficina G3, The Kry, Delirious. Теперь христианский рок перестал быть уделом американских исполнителей. Европа, Латинская Америка, Великобритания и Россия – везде появились свои продвинутые христиане. Увидев, насколько массово распространился христианский рок, служители церкви стали относиться к ранее враждебному стилю музыки более лояльно. Опальные музыканты вдруг стали надежными помощниками церкви в деле пропаганды христианства.

Среди российских групп христианской направленности стоит выделить Черный Кофе, Алиса и Оргия Праведников. В начале 2000-х прошла еще одна волна исполнителей христианского рока, к которой можно отнести Skillet, Creed, P.O.D., Pillar, Crash Test Dummies, 12 Stones, Red и многие другие. Помимо альтернативного христианского рока появился христианский хардкор, христианский рэпкор и христианский металл – white metal (в противовес сатанински настроенному black metal). Однако наряду с white metal имеет место быть и христианский блэк-металл, не смотря на всю абсурдность названия этого направления.

Исходя из всего вышесказанного, нужно понимать, что христианским роком вообще может называться рок-музыка любого стиля и направления, где основной упор делается на лирику, наполненную христианским содержанием. Тем не менее, стоит разделять группы, принадлежащие именно к христианскому року и группы, которые иногда обращаются к христианской тематике и библейским сюжетам в своих песнях.

Христианский рок берет свое начало в 1965 году, когда Барри МакГуаэр написал первый христианский манифест Eve of Destruction, став первым христианским исполнителем, покорившим Billboard.

Вслед за ним Америка узнала о первой христианской рок-группе - Mind Garage, исполнявшей высококлассный психоделический рок, ставшей первой христианской рок-группой, засветившейся на телевидении (ABC и NBC) и удостоившейся рецензии от Rolling Stone magazine.

В конце 60-х появился заметный квартет - AUM, получивший благословение Билли Грэма и явивший собой миру первый христианской блюз-рок. И все это было за несколько лет до первого официального и уже ставшего каноническим альбома Ларри Нормана - Upon This Rock.

В 80-х христианские группы пошли дальше. DeGarmo and Key и Ressurection Band стали первыми христианскими группами, чьи клипы попали на Mtv. А сумасшедший успех STRYPER дал христианской сцене первую мега-звезду вселенского масштаба. STRYPER стали первой христианской рок-группой, чьи альбомы уходили миллионными тиражами, на разогреве у них играли тогда еще только набиравшие обороты Metallica и Pantera. В том же десятилетии родились такие легенды христианского рока, как Стив Тэйлор - главный идеолог христианского пост-панка, а также обладатель голоса в четыре октавы - Кен Тамплин и его Shout.

Одни христианские рок-группы, такие как Crumbacher, Prodigal, Imitators, The Choir, Mad at The world, а также ветераны из 70-х Daniel Amos активно экспериментировали с синти-попом и ню-вэйвом. Другие же, например, Bloodgood, Whitecross, Guardian, Neon Cross и упомянутые выше Stryper и Shout взялись за покорение сердец слушателя через безумно популярный в те годы hair-metal.

В 90-х христианские рок-группы заполнили нишу почти во всех жанрах, но интерес к христианской музыке со стороны светского слушателя уже сильно упал. Поэтому такие титаны, как DC Talk, Newsboys и Audio Adrenaline так и не удостоились внимания за пределами христианской сцены. Тем не менее, Jars of Clay и MxPx часто ротировали на Mtv, а на долю Sixpence non the richer и вовсе выпало счастье написать самую успешную христианскую рок-песню за все 90-е ‘’Kiss me’’. Хотя, стоит отметить христианских поп-исполнителей - Эми Грант и Боба Карлайсла, которым удалось покорить Billboard хитами «Baby, baby» и «Butterfly Kisses (Shades of Grace)».

Мы взяли на себя смелость отобрать 100 самых знаменитых, значимых и исторически важных христианских рок-песен от самых истоков и до сегодняшних дней.

01. Larry Norman - Why Should The Devil Have All The Good Music? (1972)
02. Daniel Band - Walk on the Water (1984)
03. Mind Garage - Electric Liturgy (1967)
04. Agape - Wouldn`t It Be a Drag (1972)
05. Randy Stonehill - I`ve Got News for You (1976)
06. Joshua - I Wish We`d All Been Ready (1973)
07. All Saved Freak Band - My Poor Generation (1973)
08. Daniel Amos - Shotgun Angel (1977)
09. Love Song - Let Us Be One (1972)
10. Harvest Flight - Kingdom (1971)
11. Randy Matthews - Brown Eyed Woman (1973)
12. Earthen Vessel - Life Everlasting (1971)
13. AUM - Mississippi Mud (1969)
14. Phil Keaggy - What A Day (1973)
15. The Way - Days Of Noah (1975)
16. Keith Green - Soften Your Heart (1978)
17. Wilson & McKinley - He (1971)
18. The Sheep - Harvest (1973)
19. Prodigal - Future Now (1986)
20. Ken Tamplin - Livin For My Lord (1990)
21. The Exkursions - Dry Ground (1971)
22. Shout - In Your Face (1989)
23. 441 - Mourning Into Dancing (1985)
24. Undercover - The Fight For Love (1986)
25. Daniel Band - Walk on the Water (1984)
26. Rick Cua - Wear You Colors (1986)
27. Whitecross - Enough Is Enough (1987)
28. Jerusalem - Dancing on the Head of the Serpent (1987)
29. Resurrection Band - Love Comes Down (1985)
30. The Choir - Consider (1989)
31. Lifesavers Underground - Bye Bye Colour (1987)
32. Crumbacher - Glowing in the Dark (1985)
33. Servant - Heidelberg Blues (1981)
34. DC Talk - Jesus Freak (1995)
35. Out Of Darkness - Think You Lord (1971)
36. Petra - More power to ya (1982)
37. Rebecca St james - God (1995)
38. Angelica - Cover Me (1991)
39. Steve Taylor - I Want to Be a Clone (1983)
40. Bride - Heroes (1988)
41. Altar Boys - You Found Me (1986)
42. Jennifer Knapp - Undo Me (1997)
43. Sixpence None The Richer - Kiss Me (1997)
44. DeGarmo & Key - Six, Six, Six (1985)
45. Mad At The World - No More Innocence (1987)
46. Sweet Comfort Band - Perfect Timing (1984)
47. Mylon - Old Gospel Ship (1970)
48. Guardian - Never Say Goodbye (1990)
49. The 77`s - The Lust, The Flesh, The Eyes & The Pride Of Life (1987)
50. Stryper - To Hell With The Devil (1986)
51. Holy Soldier - Stranger (1990)
52. Bloodgood - Accept the lamb (1986)
53. Imitators - Got to fell the fire (1985)
54. Carman feat. Petra - Our turn now (1991)
55. MxPx - Punk Rawk Show (1995)
56. One Bad Pig feat. Johnny Cash - Man In Black (1991)
57. WhiteHeart - Desert Rose (1990)
58. Johnny Q Public - Body Be (1995)
59. Bleach - Epidermis Girl (1996)
60. PFR - Great Lengths (1995)
61. Michael W. Smith - I Still Have The Dream (1999)
62. Caedmon`s Call - Thankful (1999)
63. All Star United - La La Land (1996)
64. Halo - Lose To Live (1990)
65. Delirious? - Deeper (1997)
66. Pete Stewart - Spinning (1999)
67. The W`s - The Devil Is Bad (1998)
68. Five Iron Frenzy - Every New Day (1997)
69. Charlie Peacock - In The Light (1991)
70. The Huntingtons - No Pool Party Tonight (1995)
71. Audio Adrenaline - Get Down (1999)
72. SonicFlood - I Want To Know You (1999)
73. Third Day - Consuming Fire (1995)
74. OC Supertones - Escape from Reason (2000)
75. Lifehouse - Hanging by a moment (2000)
76. Relient K - Marilyn Manson Ate My Girlfriend (2000)
77. Demon Hunter - My Heartstrings Come Undone (2004)
78. Family Force 5 - Luv Addict (2006)
79. Leeland - Tears of the Saints (2006)
80. Newsboys - Take Me to Your Leader (1996)
81. Smalltown Poets - If You`ll Let Me Love You (1995)
82. Kevin Max - Existence (2001)
83. Big Tent Revival - What Would Jesus Do (1998)
84. Jars of Clay - Flood (1995)
85. Skillet - Savior (2003)
86. P.O.D. - Alive (2001)
87. The Fray - How To Save a Life (2005)
88. Switchfoot - Meant To Live (2003)
89. Blindside - Pitiful (2002)
90. Anberlin - Godspeed (2007)
91. Flyleaf - All Around me (2005)
92. TobyMac - Extreme Days (2001)
93. Pillar - Fireproof (2002)
94. Showbread - Mouth Like a magazine (2004)
95. The Afters - Beautiful Love (2005)
96. Mat Kearney - Nothing Left To Lose (2006)
97. Red - Breathe Into Me (2006)
98. Plumb - Cut (2005)
99. MuteMath - Spotlight (2009)
100. The Elms - Hey, Hey (2001)

Стас Сорочинский

Христианский рок - это одна из разновидностей рок-музыки, главной отличительной чертой которой является христианская направленность текстов. В музыкальном плане этот жанр ничем не выделяется на фоне других: рок-, металл-, хардкор-, металкор-групп. Отличие заключается лишь в том, что все они исполняют песни о Боге, смирении, религии и других темах в рамках христианства.

История жанра

Еще во время становления таких жанров музыки, как рок-н-ролл и ритм-н-блюз, многие священнослужители негативно отзывались как о музыкальном направлении в целом, так и о людях, эту музыку исполняющих в частности. Позднее рок-музыканты начали прибегать ко все более вызывающим образам, часто связывали свою музыку с мистикой, оккультизмом и поклонением дьяволу. Многие металлисты и рокеры часто вели себя скандально, употребляли наркотики и алкоголь в непомерных количествах, тем самым усугубляя ситуацию и негативное отношение в сторону рок-музыки.

Ситуация начала меняться с появлением рок-групп и музыкантов, исполняющих так называемый христианский рок. Первопроходцами в жанре стали группы Mind Garage и Petra. Со временем это направление лишь развивалось, появился фестиваль, в котором принимали участие только христианские рок-группы. Подобный прогресс в мире музыки не обошел и Россию, где начали появляться новые группы, пишущие тексты, связанные с христианской тематикой.

Христианские рок-группы: зарубежные

Список групп, проповедующих в своем творчестве христианство, не мал и продолжает с каждым годом расти. Среди популярных коллективов стоит выделить:

  • Skillet, образовавшуюся в городе Мемфис в далеком 1996 году. Коллектив за свою длительную карьеру был не раз номинирован на премию Best Rock Gospel Album (Лучший христианский рок-альбом).
  • Thousand Foot Krutch - канадский музыкальный коллектив, созданный в 1997 году. Один из самых успешных ВИА, исполняющих рок-музыку в целом и христианский рок в частности. За всю историю было продано более полутора миллионов копий их дисков.
  • Red - относительно молодая (образована в 2004 году) американская рок-группа, ставшая одной из лидирующих среди христианских рок-коллективов. Интересно, что начинали свою карьеру парни, перепивая христианские гимны.
  • P.O.D. - один из немногих коллективов, исполняющий христианский рэп-кор, отдавая предпочтение речитативу, смешивая его с тяжелыми риффами и бласт-битами ударных. Коллектив множество раз номинировался на премию «Грэмми». Название группы происходит от метафоры Payable on Death, связанной в их понимании с Иисусом, искупившем грехи всего человечества.

Также в этом жанре играют Starfield, FM Static, Antestor, Pillar, War of Ages и многие другие, менее известные группы.

Христианский пост-хардкор

Несмотря на агрессивное звучание, панк, хардкор и металкор также стали частью христианской культуры. Музыканты делают акцент не только на тематике христианства, но также призывают вести правильный образ жизни, не злоупотреблять алкоголем и табаком, быть разборчивым и умеренным в своих взаимоотношениях с людьми. Среди популярных группы стоит выделить:

  • As I Lay Dying - один из самых мощных и влиятельных коллективов в жанре металкор, ставший своего рода культом в музыкальном плане. Несмотря на чрезмерно тяжелое звучание и применение в вокале таких техник, как «гроулинг» и «скриминг», в своих текстах участники группы часто обращаются к христианским образам и религии в целом.
  • The Devil Wears Prada - популярный пост-хардкор коллектив из Огайо. Одна из самых популярных групп в жанре, до сих пор собирающая толпы поклонников. Название группы взято из одноименного романа и метафорично адаптировано под их религию и приверженность христианству.
  • Underoath - одна из немногих групп, сумевшая, несмотря на ограничения в ротации на радио, получить статус золотого для одного из своих альбомов. Группа была образована в 1998 году во Флориде и сразу же обратила на себя внимание своим нетипичным агрессивным звучанием и христианскими текстами.

Также в этом жанре играют: Soul Embraced, August Burns Red, Norma Jean и прочие, менее популярные коллективы.

Христианский метал

Часто это музыкальное направление противопоставляют «блэк-металу» и называют «белым металом». Группы, исполняющие музыку в этом жанре, стараются воодушевить и вдохновить слушающую публику и, в отличие от своих коллег, полностью игнорируют тему жесткости и убийств. Среди популярных представителей стоит выделить:

  • Stryper - интересный коллектив, исполняющий музыку в стиле глэм-метал. Группа была образована еще в 1983, но пережила распад и не существовала в период с 1993 по 2003. Участники группы используют в оформлении своих дисков стихи из книги пророка Исаии.
  • Petra - пожалуй, первый музыкальный коллектив, официально назвавший свое творчество христианским роком. Символично то, что группа была образована студентами Христианского учебного центра, прямо во время обучения в нем. Звучание группы напоминает смесь музыки кантри и хард-рока. В 2006 году группа распалась.

Отечественные христианские рок-группы: список

Русские коллективы так же, как и зарубежные, быстро подхватили подобную практику и начали наполнять свою музыку религиозными текстами и отсылками. Среди музыкантов с отечественной сцены нашлось немало глубоко верующих людей, которые основывали целые коллективы с христианским направлением. Среди самых известных выделяют группы:

  • "Алиса" - советский ВИА, зародившийся в 1983 году в городе Ленинграде. Одна из самых известных и популярных групп за всю историю российской рок-музыки. Одна из первых, что начала писать тексты, связанные с религией. Группа существует по сей день.
  • "Черный кофе" - советский рок-проект Дмитрия Варшавского, исполняющий тяжелый рок и христианский метал с отягощенным звучанием. Коллектив был образован в 1979 году и ведет активную деятельность до сих пор, исполняя и записывая новые песни на русском и английском языках.

Среди отечественных исполнителей жанра также стоит упомянуть такие христианские рок-группы, как "Август", "Легион", "Глас Пророка" и "Трубный зов".

Разновидность рок-музыки на христианские темы так и называется христианским роком (англ. Christian rock). Группы, работающие в этом стиле, исполняют песни о душе, о вере и о Боге, обычно и их состав и слушатели — воцерковленные христиане.

Этот рок можно выделить из прочих направленностей рока исключительно по текстам, а стили исполняемой рок-музыки могут быть очень разнообразными. Существуют и классические христианские рок-группы, и христианский металл (т.н. уайт-метал) и даже христианский хардкор.

Христианский рок — с чего все начиналось

История возникновения рок-групп, выделяющихся такой тематикой, относительно проста. Ранние, еще только зарождающиеся и пелись чаще всего темнокожими артистами и певцами, среди которых как тогда, так и сейчас процент верующих очень высок.

Поэтому легкомысленные рок-н-ролльные тексты и еще более легкомысленное поведение на сцене не вызывало отклика в сердцах зрителей и исполнителей. А начавшиеся позже «заигрывания» рокеров с тематиками, затрагивающими оккультизм, мистику, алкоголь, наркотики, намеки на суицидальные темы, откровенная сексуальность еще больше усугубляли неприязнь.

Всем известен, к примеру, тот скандал, что разыгрался в прессе после не слишком удачной шутки Джона Леннона о том, что Битлз более известны, чем Иисус.

Зарождение христианского рока

Роковые группы с явно христианской тематикой текстов стали появляться в 60х годах. Одна из первых популярных групп в стиле психоделик-рок стала Mind Garage. Участники частенько затрагивали визуальную эстетику клериков. Затем, в 1972, сформирована была популярная по наши дни, играющая аналогичную музыку. Она стала наиболее влиятельной в этом жанре.

Также одним из отцов христианского рока был Ларри Норман. Большую популярность имела его песня под названием «Why Should the Devil Have All the Good Music?»т.е.(«зачем отдавать всю хорошую музыку дьяволу?»). Много песен, посвященных христианской вере и порицанию грехов у Боба Дилана, одного из знаковых исполнителей фолк-рока. Также весьма популярен в свое время был Кит Грин.

Христианские рок-группы быстро распространялись среди молодежи того времени. Большой отклик эта идея нашла в культуре хиппи, где появилось даже целое ответвление от основных идей хипповой коммуны под названием «Движение Иисуса»(т. н. Jesus freaks), основной идеей и там оставалась всеобщая любовь. Свой взгляд на христианство также добавили движение растафари и .

В 1984 году впервые был проведен Корнерстоунский фестиваль, с тех пор этот фестиваль христианского рока проводят регулярно.

Современные христианские рок-группы

Современные и довольно популярные рок-группы — это Skillet , Creed, P.O.D., Pillar, Delirious?, Sixpence None the Richer, Crash Test Dummies, 12 Stones, Red, The Letter Black и другие менее известные широким кругам слушателей команды.

В христианском роке выделяется довольно интересное направление — Uайт-метал (белый, светлый метал, англ. White Metal) — это жизнеутверждающая и мотивирующая музыка в металлическом стиле, являющаяся антонимом широко известного понятия «блэк-метал». Уайт-метал нельзя напрямую отделить от прочих жанров, и чаще всего он похож на хеви-метал или пауэр-метал. Представляют такую музыку со сцены группы Narnia, Petra, Believer, Mortification, Seventh Avenue, Stryper, Trouble, Resurrection Band, Fratello Metallo.

Также, помимо христианства, группы эти нередко упоминают в своих текстах Клайва Льюиса, который широко известен своей христианской фэнтези. Был небольшой скандал с группой Antestor, так как лейбл, узнав об их христианской приверженности, расторг с ними контракт.

Христианский рок в СССР и России

Христианская сцена в СССР и России была менее распространена из-за идей коммунизма, отрицающих как рок, так и религию, но тем не менее христианские рок-группы появлялись и здесь. К группам, лирика которых затрагивает христианские темы, можно отнести Черный Кофе, Калинов Мост, скандально поменявшая имидж в эту сторону Алиса и Галактическая Федерация. Также известен такой исполнитель христианского рока, как Дмитрий Шлетгауэр.

Можно сказать, что «светлый» появился одновременно с зарождением рок-сцены в целом. Первый альбом группы «Черный кофе» стал одновременно и первым «металлическим» альбомом, и самым первым альбомом в СССР в стиле христианского рока.

Проскальзывает христианская тематика и в некоторых текстах «Легион»-а, появившегося на сцене в те же годы. В русских христианской направленности композициях православие всегда тесно переплетено с военной историей и патриотизмом. Рок-деятельность протестантских групп тоже очень обширна.

Христианская рок-музыка и христианские конфессии

Казалось бы, основные интересы священнослужителей весьма далеки от рок-музыки, но встречаются среди этой категории люди, которые не просто владеют музыкальными инструментами для себя, для души, но и играющие рок в достаточно известных группах. В качестве примера можно привести главу ордена монахов-Бенедиктинцев по имени Ноткер Вольф.

Он очень увлечен хард-роком и пишет музыку, а также играет на гитаре. Прославился исполнением хэви-метала на уровне профессионалов в этой области монах-капуцин Чезаре Боницци.

Также нельзя обойти вниманием любопытный факт о том, что Евангельско-лютеранская церковь в Финляндии проводит «металические» мессы. А Австралийская церковь «Хиллсонг» использует рок вместо духовной музыки, это является ее визитной карточкой.

Не обязательно группы, нередко использующие в тематиках песен христианские образы, тотчас причислять к христианскому року. Нередко упоминается христианство в текстах U2, Blind Guardian, Dream Theater, Megadeth, Nightwish, Within Temptation, Evanescence, Queen. Среди русского рока на этом были замечены Машина Времени, ДДТ, Аквариум, Ария, Легион, Catharsis, Чёрный кофе, Гран-КуражЪ, Эпидемия.

Ведь само значение «христианских текстов» не означает рифмованные цитаты из Библии и пересказ Евангелия. Христианскими тексты делает точка зрения на определенные вещи, свойственная христианам, подобная им жизненная позиция, к примеру, несогласие жить в обществе потребления, протест по отношению к социальной несправедливости, нежелание мириться с тоталитарным управлением личностью. Сюда же относится самоанализ и признание того, что общество несовершенно.

Следует также помнить, что христианство как религия очень обширно, так как состоит из множества конфессий. И нередко случается так, что позиция одной конфессии оскорбительна для другой, но и та и другая являются тем не менее христианами.

Видео: Топ 10 христианских альтернативных рок-групп

Сборник "Антология Христианского Рока в России" вышел в 1994 году на двойном виниле. С этой даты можно смело вести отсчет начала активной миссионерской деятельности христиан России в музыкальном направлении. Автор альбома, его продюсер и менеджер - Игорь Королев, директор Музыкального Христианского Продюсерского Центра "МЕССИЯ", много сделавший для развития христианского музыкального движения в России.

Христианский рок: враги или союзники?

Аннотация к Альбому “Антология христианского рока”,
изданному при участии Всецерковного Православного Молодежного Движения, Messia. 1994 г.

Сегодня мы становимся свидетелями спора, часто объясняемого конфликтом поколений, но все же к последнему не сводимого. Может ли христианин относиться к року иначе, чем опустив забрало и сжав в руках щит и меч?

Наиболее ревностно протестует против рок-культуры в своей работе “Рок-н-ролл“ католический священник Жан-Поль Режимбаль. Его выводы не оригинальны: рок воздействует на подсознание и искажает человеческую психику, повышает агрессивность, бросает слушателя в стихию необузданной сексуальности, разрушает табу, делает человека неспособным воспринять христианство.

Взгляд отца Жана повторяет ситуацию, возникавшую при появлении, пожалуй, каждого культурного направления: все непривычное казалось потрясающим основы мироздания, непонятным и опасным. Вспомним, например, как каждый новый вид церковного пения, ставший сегодня привычным и традиционным, осуждался столько-то столетий назад!

Всякий набор художественных средств, которые сами по себе нравственно нейтральны, можно использовать во благо и во зло, как и любые способности человека. Среди явлений рок-культуры, действительно, много дурного: есть там и проповедь секса без границ, и пропаганда агрессии, и многое другое, о чем пишет Режимбаль. Но те же самые человеческие пороки выражались и через классическую музыку, и через народные песни... А пробовал ли кто-нибудь прокрутить задом наперед записи католических песнопений?

В нынешней Православной Церкви есть диаметрально разные взгляды на рок-культуру. Мне лично кажется, что наряду с вещами, которые я понять и принять не могу, в творчестве “рокеров“ есть те же прорывы в искренность, те же исповеди, те же поиски Бога, что есть в любое время в любой подлинной культуре. Ибо не может человек, живущий культурой всерьез, а не ради развлечения, не проявить в ней то, что дано от Господа: образ Божий, неистребимое стремление к Нему.

Два явления в нашем роке - не “попсовом“, не рыночном, а том серьезном, умном, с распахнутой душой роке, на котором выросло целое поколение - мне хотелось бы отметить.

Первое - тоска по Эдему, по утраченной гармонии бытия, по “граду Божию“, что присутствует во всяком подлинном искусстве. Сама по себе тоска может никуда и не привести, может даже стать причиной отчаяния. Но если она есть — значит, человек духовно не мертв, значит, он не может спокойно дремать у телевизора за созерцанием милой сердцу “мыльной оперы“.

Второе - неприятие лжи, псевдогармонии построенного на неправде и компромиссе с совестью бюргерского мирка. Это неприятие порой вырывается в протест, шокирующий “мирных жителей“. Но можем ли мы осудить его? Разве мы уверены, что устои житейского мирка, его шкурническая мудрость и его табу - во всем правы? Разве забыли мы, как противостал этому мирку Сам Господь Иисус Христос, гневно сокрушивший в храме столики торговцев и сказавший: “Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч“ (Мф. 10.34)?

Что же касается общей “несолидности“ рока, якобы несовместимой с “серьезной“ церковностью, то вспомним царя Давида, скакавшего “из всей силы“ пред святыней, радуясь о Господе подобно ребенку. На возмущение собственной жены, озабоченной “уроном“ царского достоинства, Давид ответил: “Пред Господом играть и плясать буду“ (1 Цар. 6.21). И если люди выражают чувства свои, в том числе чувство любви к Богу и радости о Нем, в песнях слишком громких, слишком непривычных, слишком ликующих — не мешайте им, не осуждайте их!

Конечно, рок немыслим в храме. Но во все века христианская культура делилась на храмовую, богослужебную и ту, что соединяла верующих за церковными стенами. Всегда были и народные христианские песни, и различные игровые действа (одним из авторов последних был великий русский святой XVII - XVIII веков святитель Димитрий Ростовский). Кто знает, может быть, сегодня внехрамовая христианская культура сможет вместить в себе и рок? (впрочем, замечу в скобках, что некоторые рок-группы, нарочито употребляющие христианскую символику и церковную лексику, сильно грешат фальшью.)

Как бы там ни было, диалог Православной Церкви и рок-культуры начался. Недавно рок-исполнители выступили в Волгограде, на набережной, где перед этим совершалось богослужение, в рамках организованных епархией Сергиевских торжеств. Преподобному Сергию Радонежскому был посвящен и фестиваль “Пробуждение“, прошедший в Москве в середине октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На сцену этого фестиваля вышли и церковные хоры, и рок-группы.

Хочется надеяться, что подобные контракты будут продолжены, что интерес к Церкви со стороны “рок-тусовки“ будет не данью праздной моде, а подлинной духовной жаждой, способной через помощь Господа обновить и преобразить человеческое сердце.

Пластинка 1

Сторона 1. ЛЮБОВЬ

01. Виктор Третьяков - Молитва
02. Третий Рим - Лики святых
03. Новый завет - Дева любви
04. Мономах - С нами наш Бог

Сторона 2. АЛЛИЛУЙЯ

05. Царская охота - Посмотри на небо
06. Андрей Мисин - Свеча и меч
07. Новый Иерусалим - Песнь Деве
08. Ольга Арефьева и Ковчег - Аллилуйя
09. Легион - Не бойся войти в Храм

Пластинка 2

Сторона 3 . ГОЛГОФА

10. Тупые - Господи, прости
11. Если - Дева Мария
12. Акцент - Голгофа
13. Пилигрим - День гнева

Сторона 4 . ПЛАЧ ПО ХРИСТУ

14. Олег Степурко и Тропарь - Пускай твои сомкнулись очи
15. Галактическая федерация - А на улице весна
16. Валерий Баринов и Трубный зов - Вы убили Его
17. Николай Парфенюк - Ангел мой

Продолжительность: 00:37:04 + 00:42:54

01. Виктор Третьяков (Москва) - "Молитва" , 1990 г. Он, конечно, не рок-музыкант, но его "Молитва", без сомнения, может считаться программной вещью для всех исполнителей, представленных на этой пластинке. А его цикл песен "Бог, Россия и Любовь" есть пример служения музыкантом Богу и России.

02. Группа "Третий Рим" (Москва) - "Лики святых" (Ю.Кузнецов - М.Ломов). Запись 1990 г. О, этот противоречивый "Третий Рим"! Группа, взвалившая на свои плечи выполнение такой исторической миссии, как перенесение центра мировой цивилизации в Москву.

03. Группа "Новый завет" (Москва) - "Дева любви" (В.Волков - В.Горбачев). Запись 1992 г. Группа создана в 1990 г. вокалистом "Александра Невского" Вячеславом Горбачевым, который уже в 80-е был одержим идеей переноса Христианского учения в тексты своих композиций и утверждение основ этого учения на нашей рок-сцене.

04. Группа "Мономах" (Москва) - "С нами наш Бог" (А.Захаров). Запись 1989 г. История группы начинается с 1982 года под именем "Интервью" и только с 1990 года они - "Мономах". Свой первый концерт под этим именем группа дала в церкви св.Василия совместно с ансамблем камерной музыки.

05. Группа "Царская охота" (С-Петербург) - "Посмотри на небо" (А.Осовицкий). Запись 1991 г. Группа из Православного музыкального центра "Галактическая федерация" (Питер). Ее кредо, как это определили сами музыканты, - это "нести слово Божие в народ современными музыкальными средствами, а именно - ортодоксальным роком".

06. Андрей Мисин (Москва) - "Свеча и меч" (А.Мисин - С.Патрушев). Запись 1990 г. Человека, совершившего революцию в современной музыке (с песней "Чужой") и объяснившего наконец-то миру, что же из себя представляет так называемый "Русский рок" - особо представлять не надо. Стоит лишь добавить, и это очень печально, но факт, что серьезной конкуренции в этом жанре Андрею до сих пор никто не составляет.

07. Группа "Новый Иерусалим" (Москва) - "Песнь Деве" (М.Ю.Лермонтов - В.Хороненко - В.Филатов). Запись 1990 г. Образованная в 1988 году Володей Филатовым, группа успешно сочетает в своем творчестве религиозную направленность с русским фольклором.

08. Ольга Арефьева и "Ковчег" (Москва) - "Аллилуйя" (О.Арефьева). Запись 1990 г., перезапись 1993 г. "Звезда Свердловского блюза" (по выражению А.Дидурова), Ольга успешно дебютировала на сцене ГЦКЗ "Россия" (фестиваль "Пробуждение") с группой "Ковчег".

09. Группа "Легион" (Москва) - "Не бойся войти в Храм" (А.Булгаков - А.Афанасьев). Студия "Гранд". Запись 1990 г. Сразу оговоримся, что современный "Легион" не имеет ничего общего с прежним, запись, которая представлена на этой пластинке, хотя состав в общем-то тот же. Это прежде всего Алексей Булгаков - вокал (единственный участник состава 1979 года) и Сергей Салкин - гитара. Эта запись стала практически последней песней группы на русском языке.

10. Группа "Тупые" (Москва) - "Господи, прости" (Д.Голубев). Запись 1989 г. Группа, организованная в 1986 году, состоит из молодых художников, искусствоведов, публицистов и музыкантов, объединенных определенным строем мысли и соответствующим образом жизни. С самого начала существования выступления группы проходили в виде представлений, включающих в себя элементы театра абсурда, "неадекватного балета", пародии на эстрадные шоу и деликатного осмысления различных религиозных культов.

11. Группа "Если" (Москва) - "Дева Мария" (С.Бартеньев). Запись 1989 г. Одна из первых групп, кто серьезно начинает разрабатывать направление Христианского рока. Первые концерты в Москве с 1988 года. Участник фестиваля "Пробуждение 90" (ГЦКЗ "Россия"). Солист Валерий Анохин с 1992 года - поет партию Христа в мюзикле Уэббера и Райса в театре Моссовета и в 1993 году уезжает в США.

12. Группа "Акцент" (Моршанск) - "Голгофа" (С.Поляков - Ю.Сивнухов). Запись 1990 г. Один из немногих периферийных коллективов, кто еще активно работает в данном жанре несмотря на все трудности текущего периода.

13. Группа "Пилигрим" (Рига) - "День гнева" (Д.Федотов). Запись 1989 г. В 1983 году Дима Федотов набирает первый состав "Пилигрима". Полуподвальные концерты и частые смены составов, и уже к 1988 году постоянный состав, прочный успех слушателей и большая концертная деятельность.

14. Олег Степурко и группа "Тропарь" (солистка Л. Ульянова) (Москва) - "Пускай твои закрылись очи" . Ария из музыкального спектакля "Царь Иудейский" написанного Олегом по драме Великого Князя Константина Романова на стихи С.Бычкова и Г.Зобина. Именно Олег сейчас является тем человеком, в котором в полной мере присутствует то животворное соединение глубокой духовной традиции, сохраненной Церковью, и современного музыкального языка, характеризующего наше динамичное время.

15. Группа "Галактическая федерация" (С-Петербург) - "А на улице - весна" (Т.Вишняков). 1992 г. Вера Православная и земля Русская - эти понятия стали для музыкантов группы смыслом жизни и основным стержнем их творчества. На сегодняшний день, без ложной скромности, их можно назвать сильнейшими в жанре религиозного рока.

16. Валерий Баринов и группа "Трубный зов" - "Вы убили Его" (В.Баринов). Перезапись 1992 г. В Христианском роке России - легендарная личность, вот уже 10 лет живет в Англии. Первый, кто начал петь о Христе с рок-сцены, за что и жестоко поплатился: вместе с бас-гитаристом группы Сергеем Тимохиным Баринов получает срок. Потребность свободно творить и хвалить Господа, как он умеет, привела его к тому, что он вынужден был эмигрировать.

17. Николай Парфенюк (Москва) - "Ангел мой" (Н.Парфенюк). Запись 1992 г. Великолепный музыкант, певец, композитор, аранжировщик и просто прекрасный человек. Он мало выступает ("Пробуждение" 90 в ГЦКЗ "Россия"), почти незнаком широкой публике: - этакий "ЛенКомовский" затворник. Николай - оптимист и в жизни, и в творчестве, чем выгодно отличается от философски-серьезного Андрея Мисина, единственного, кстати, музыканта, с кем его можно было бы сравнить, но это все равно, что сравнивать кита и слона (кто сильнее?).

Носитель: Double Vinyl LP
Год выхода: 1994
Издатель: Мессия
№ по каталогу RGM 7133
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 180 Мб




Top