Не роман потока сознания. Поток сознания» в творчестве М

Мы живём в окружении звуков, но обычно под этим словом понимаем тот звук, который улавливаем ухом, так называемые "слышимые звуки". Также мы знаем, что есть звуки, которые не воспринимаются человеком, но их слышат животные. Это связано с частотой колебания звука. Однако мало кто знает о 4 видах звука, которые присутствуют в нашей жизни и о том, как эти звуки влияют на наше сознание, на наше развитие и что работа со звуком является настоящей духовной практикой, именуемой нада-йога.

Слово "нада" в переводе с санскрита означает "звук, цветение", поэтому направление нада-йога можно перевести, как расцвет сознания с помощью звука и состоит она в последовательном и непрерывном осознании звука.

Осознание состоит из 4-х стадий, которые соответствуют четырём степеням его тотального проявления:

  • Вайкхари — этот тон образован либо соударяющимися объектами, либо ударом по струне. Его ещё называют звуком нашего голоса, то есть он образуется, когда мы говорим. Это слышимый звук.
  • Мадхьяма — это тон между слышимым и не слышимым звуком. Этот звук очень тонкий и похож на шёпот, который мы почти не слышим. Звук наших мыслей относят к этому звуку.
  • Пашьянти — это звук, который не слышен, но виден. В переводе это слово означает "видимый, воображаемый". Это ещё звук наших желаний. Мы можем увидеть этот звук сквозь дремоту, он хранится в памяти нашего ума.
  • Пара — неслышимый звук или слышимое молчание. Это может показаться первоначально невозможным и абсурдным, однако этот звук образуется в результате не просто молчания, а внутреннего молчания, воспринимаемое, как возможность звука. Он проявляется в состоянии глубокой медитации, после которой следует состояние самадхи. У этого звука нет вибрации или бесконечно длинной волны. И он является трансцендентным или потусторонним.

В древних ведических текстах Упанишадах говорится о том, что есть Ом, а есть звук Ом, который является проявлением пара. Звук Ом не является тем звуком, который люди произносят, он проявляется в более тонкой форме, являющейся бесформенностью.

Это то, о чём говорится в Библии: "Сначала было слово, и слово было Богом, а Бог был словом". То есть звук явился семенем творения мира, исходящего от единого источника — Бога. Во время звучания Ом, приходит джйотир — внутренний свет и начинается творение мира.

Пара не может быть воспринята посредством чувственных органов, но при этом является чистейшим качеством нашего сознания.

Более подробно о звуках говорится в одном из четырёх разделов Вед — Сама-веде, в которой описываются правила пения с точки зрения науки и в соответствии с правилами нада-йоги.

Так, в нада-йоге говорится о том, что настроение и звук находятся в прямой зависимости друг от друга и потому каждому времени суток должна соответствовать определённая мелодия.

В нада-йога-садхане учатся воспринимать звуки, как "соматическое ощущение гармонии". Когда звук мы уже не слышим, но ощущение, которое возникает при его восприятии, может быть описано как звук колокольчика или флейты.

В процессе медитации нада-йогин следует за звуком в свой глубинный центр, концентрируясь на бинду-чакре, сушумне или анахата-чакре. Это зависит от того, какой ещё практикой занимается человек, каким образом он строит свои взаимоотношения с Богом.

Во время медитации практикующий начинает слышать в общем гуле различные звуки: щебетание птиц, звук колокольчика, шум моря, звук гитары и т.п. Звук необходимо выделить в более отчётливый. При этом будет слышно, как из этого звука следует другой звук, звучащий параллельно. Продолжая слушать первый звук, нада-йогин старается следовать за вторым. Постепенно первый звук стихнет, но появится третий и т.д. Практикуя это регулярно, йогин начинает слышать звуки более ясно.

В практике бхакти-йоги во время джапа-медитации акцент также идёт на звук, образуемый произнесением имён Бога. Постепенно развивая глубокое понимание воздействия мантры, человек начинает воспринимать его постепенно на уровне мадхья и пашьянти. Совершенствуясь в джапа-йоге, человек однажды переходит на уровень пара на самую глубокую форму сознания звука, хотя ему самому может казаться, что он произносит молитву слышимым тоном.

Особенно сильный эффект данная практика даёт, когда человек занимается ею рано утром или поздно вечером.

Таким образом, с помощью работы со звуком, его осознанием, можно общаться не только друг с другом, но и Творцом. Практикуя нада-йогу регулярно, человек сможет быстро достичь высоких результатов в своём духовном развитии, осознании себя и окружающего мира.

Любую практику или технику медитации, которая вызывает полною остановку сознания, называют Лайа Йогой. Есть много садхан, рекомендованных в Лайа Йоге, и одна из них - Нада Йога. Слово "нада" происходит из санскритского корня nad, означающего, "чтобы течь". Следовательно, этимологическим значением "нада" должен быть "процесс" или "поток сознания". Обычно слово "нада" означает звук. Есть четыре стадии проявления звука согласно частоте и тонкости или грубости. Эти четыре стадии: (1) пара, (2) пашьянти, (3) мадхьяма и (4) вайкхари. Эти четыре стадии звука должны быть поняты с научной точки зрения.

Пара нада
Пара - означает, "вне" или "другая сторона". Это - вне досягаемости индрий, или органов чувств, ума и других средств познания. Следовательно, пара нада - трансцендентальный звук. Это происходит из утверждения, что есть сфера суперсознания, где звук слышится в различных измерениях. Студенты, изучающие классическую музыку, знают о том, что каждая нота отличается различной частотой колебаний в секунду. Чостота изменяется по длине, скорости и подаче. В индийской музыке эти колебания называют андолана. В одну секунду звук может производить много тысяч колебаний. Выше некоторого уровня высокой частоты звук становится неслышимым и может быть воспринят только субъективно. Уши не могут слышать такие звуки, которые вибрируют на очень высокой частоте. Поэтому, мы не знаем обо всех звуках, которые присутствуют в космосе. Звуки, имеющие самую высокую частоту, преобразованы в тишину. За определенным пределом уши не имеют способности слышать. Никто не может слышать или понимать звук, выходящий за эти пределы, даже если он присутствует. Пара или трансцендентальный звук имеет самую высокую частоту вибрации. Эта интенсивная вибрация делает пара неслышимым. Различные тексты упоминают, что звук пара не имеет никакой вибрации. Это - звук, который не имеет никакого движения и поэтому никакой частоты. Это - все еще звук, но мы не можем постигать звук, который не имеет никакой вибрации, никакого движения. Когда звук идет в его максимальной подаче, он достигает внезапной неподвижности, и это - пара нада. В Упанишадах говорится, что звук Ом является проявлением пара. Слышимое повторение Ом, которое мы производим - не пара, потому что он является физическим, доступным нашему слуху, пониманию и логике. Поэтому слышимый Ом нельзя назвать трансцендентальным Ом. Пара - космический и трансцендентальный звук, лишенный любого движения. Он является еще и бесконечным. Он также имеет форму и свет. Его природа - джоти(свет). Он отличается от всех звуков, обычно слышимых или ощущаемых. Упанишады ясно заявляют, " Это - Ом, это звук - Ом. " Пашьянти Второй вид звука, который имеет меньшую частоту и является более грубым, чем пара, это пашьянти. Это звук, который нельзя слышать, но он может быть воспринят. Пашьянти на санскрите означает "тот, который может быть замечен или визуализирован". Древние священные писания указывают, что звук также может быть и воспринят зрением. Как можно увидеть звук? Хорошо, тогда скажите, вы когда-либо слышали музыку во сне? Именно это специфическое измерение звука, поскольку он находится во сне, называют пашьянти. Его можно назвать умственным звуком, который ни сознательный звук, ни полусознательный звук. Это - подсознательный звук, имеющий отношение к качеству ума и не принадлежащий качеству органов чувств, подобно языку или ушам. Когда я говорю вслух "Рама, Рама, Рама, Рама" это будут называть вайкхари, но когда я закрываю глаза и рот и повторяю мысленно звук Рама, визуализируя его цвет и форму внутренним взглядом, это известно, как пашьянти. Когда слово или звук слышится в сфере, где слушающий не осознает внешнюю среду, он называется пашьянти. Когда все внешние звуки угасают, и вы слышите новый звук в целом в отличие от природы слышимых звуков, это известно как особый звук, или нада пашьянти.

Мадхьяма
Форма звука, имеющего более низкие частоты, чем пара и пашьянти, но все еще более тонкий, чем слышимая форма вайкхари звука, известна как мадхьяма. Это - звук, произведенный при шептании. Никакой слышимый эффект при этом не произведен. Мадхьяма производит очень маленькие колебания в процессе шепота. В обычном звуке два объекта ударяются друг об друга, чтобы произвести звук. Но в мадхьяме, чтобы произвести слышимый звук, никакие две вещи не ударяются. Например, когда звук произведен, подобно "тук, тук, тук", это называют грубым звуком. Слово мадхьяма означает "между" или "середина", так мадхьяма означает средний звук, звук шептания или звук шепота.

Вайкхари
Четвертый и грубый вид нада называют вайкхари. Вайкхари звук является слышимым и производимым. Разговорный звук - это вайкхари. Он произведен трением или ударом двух вещей одну об другую. Его частотные вибрации нахоодятся в пределах некоторого ограниченного диапазона. Итак, вайкхари является грубым качеством вокальных органов, мадхьяма - более тонкое качество тех же самых физических органов, пашьянти - качество подсознательного или не сознающего, и пара - качество души.

Вселенная и нада
Согласно нада йогам и священным писаниям, имеющим дело с предметом Нада Йоги, нада Брамы, или окончательный и трансцендентный звук, является семенем, от которого развилось все создание. Нада йог верит, что мир - всего лишь проекция одного звука. Целая макрокосмическая вселенная - проецирование звуковых колебаний. От этого звука развился целый мир. В Библии есть ссылка: "В начале было слово, и слово было с Богом." Это слово называют нада, или шабда.. Суфии в Индии называют это Суратом. Сурат, или шабда йога - другое название для практики Нада Йоги. Суфийские святые философского характера также полагают, что из звука формируется развитый мир. Нада йоги полагают, что эти пять элементов, пять кармендрий, пять джнанендрий, четырехкратный ум и три гуны развились из одного вечного звука. Это означает, что Пракрити - материальная, умственная, психическая и интеллектуальная Вселенная - является результатом нада Брамы. Это - окончательная вера всех нада йогов. Так что нада йог верит в действительность, которая проявилась в форме вибрации. Это - та вибрация, которая или не вибрирует вообще, или втбрирует на такой высокой частоте, что является вне досягаемости человеческого восприятия. Вечный, или первоначальный нада имеет самую высокую форму частоты и вибрации. Когда любой объект вибрирует с огромной и невообразимой скоростью, он становится бесшумным. Это означает, что самая высокая точка движения и вибрации - неподвижность. И эта нада, кажется, творческий принцип всего существующего и всей материальной субстанции. Нада Йоги утверждают, что все во Вселенной порождено и развито от вечного и бесконечного нада. В этом контексте рекомендуется изучение Упанишад со специальной ссылкой на Нада Бинду Упанишаду и Хамсопанишаду. Музыка - это также осуществленная форма нада, и движения праны в теле - также только выражения нада. Цель нада йога садханы состоит в том, чтобы узнать основной, самый прекрасный, окончательный внутренний звук - слово, или шабда. Чтобы обнаружить этот необыкновенный и неэмпирический звук, процесс начинается от внешнего грубого звука. Следовательно, окончательная форма звука мыслима только через вход в более глубокие царства нашего сознания.

Центр нада
Есть различные центры, где может быть расположен трансцендентный нада. Бхакты пробуют найти центр их ишта в анахате. Йоги пробуют найти центр интуиции в аджне. Ведантисты пробуют найти центр хираньягарбха в сахасраре. Аналогично, нада йоги определяют местонахождение центра нада в бинду. Бинду - это центр, где непрерывный, вечный, неслышимый, ненарушенный и непобежденный звук продолжается. Ради открытия нада прежде всего должна быть обнаружена бинду. Перед тем, как окунуться в глубину этой науки, было бы лучше для кандидата определить местонахождение или обнаружить умственный, астральный и психический характер звука нада. Существуют различные методы Нада Йоги, чтобы помочь кандидату пройти через различные психические и нефизические звуки, прежде чем сознание сможет, наконец, быть настроено на реальный нада.

Практика нада в Бхакти Йоге
В методы, предназначенные для Бхакти Йоги также включены и методы Нада Йоги. Когда бхакти йог исполняет мантра джапу, в первой стадии он должен изо всех сил поддерживать осознавание звука, произведенного мантрой. Развив более глубокое понимание звука мантры, он прекращает производить слышимую звуковую вибрацию, и во второй стадии пробует усиливать его осознавание на основе мантры, повторяемой тонами, которыми шепчут. Когда эта задача достигнута удовлетворительно, он прекращает шептать и повторяет ту же самую мантру мысленно. Он пробует слышать умственные и тонкие звуки, которые, хотя и неслышимые, могут визуализироваться через более глубокую форму сознания. Иногда в этой стадии возможно фактически испытать слышание той же самой молитвы внутренне. Бхакти йог будет чувствовать, как будто он действительно поет молитву слышимым тоном. Когда осознавание умственного пения мантры поглощает сознание, и ум полностью погружен в глубоком царстве сознания, мантра или нада преобразовываются в постоянное неслышимое повторение, которое будет казаться кандидату на плане сознания слышимым; но это будет незаметно и неслышимо другим. Это - способ испытать нада в практике Мантра Йоги бхакти йогами. Несколько крий, объединенные с бандхами и мантрами, также должны быть включены, чтобы стимулировать бездействующие психические области. Кандидат должен начать задачу обнаружения первого звука или нада, включая уши и слушая внутренние звуки. Когда практика правильно продвинута, уши уже не должны быть включены, чтобы общаться с различными измерениями звука. Вместо этого нужно пробовать общаться с внутренним звуком в течение неподвижности ночи, не закрывая уши. Легко почувствовать внутренние звуки в полночь или рано утром.

Диета Нада Йоги
Диета нада йоги должна быть легкая и легко удобоваримой. Любые продукты, которые посылают быстрые притоки крови к мозгу, нежелательны. Продуктов, которые вызывают гипертонию или высокое кровяное давление, нужно избегать. Должна быть обеспечена нормальное поступление пищи, требуемой для поддержания нормального функционирования тела.

Музыка и Нада Йога
Музыка - это также Нада Йога, где музыка предоставлена абсолютно научной и классической, чтобы испытать нада. Развитие музыкальных систем в прошлом происходило строго в соответствии с представлениями нада йога садханы. Известный и самый древний гимн Сама Веда всегда поется с научной точностью и в соответствии с нада йога садханой. В различных стадиях сознательного понимания ум легко привлекаем различными волнами нада. Некоторые колебания надав определенное время кажутся приятными, в то время как другие неприятны в определенное время дня. Некоторые комбинации нада приятны одним людям и неприятны другим. В музыке нада колебания известны как рага, или музыкальные звуи. Раги, имеющие короткие колебания, некоторыми не одобряется. Утренняя музыка Индии, подобно Бхайрава или Бхайрави раге, обращается к немногим, но не ко всем. Я люблю музыку полуночи Индии, Малкос, Дурга или Джогья рага. Вечерняя рага, подобно Бхимпаласи, также обычно нравится. Вообще, девочки и мальчики чуткого возраста предпочитают Бхайрави. Это показывает, что ум реагирует по-разному на разные звуковые волны в разное время. Музыка может быть поднята как духовная садхана, как предварительная практика, или также, как приятная, интересная и вдохновляющая садхана Нада Йоги, через которую ум может быть настроен на самые тонкие колебания перед попыткой обнаружить последний трансцендентальный звук нада.

Время для практики
Можно заниматься Нада Йогой всякий раз, когда есть свободное время. Новичок должен заниматься между полуночью и двумя часами ночи, в период, свободный от тревожащих влияний внешних звуков. Отсутствие света также помогает практике. Это помогает уму сосредоточиваться на самом себе.

Предосторожности
Немного предосторожностей нужно помнить, потому что йогическая нада садхана может вызвать проявление любого звука. Иногда, если практик имеет слабое состояние ума (нездоров), в течение дня может возникнуть гудение в ушах. Иногда он может слышать звон или другие звуки. Проявление этих различных звуков нарушает мир практикующего. Если звук продолжает волновать ум, нада йога садхана должна быть прекращена. Можно быть уверенным, что при правильной практике Нада Йоги внутренние звуки развиваются стадиями. Их не слышат ни в какое другое время в течение бодрствующего периода. Нада йог способен к слушанию голоса в бодрствующем состоянии, если он нахождится на очень продвинутой стадии. Кажется, как будто кто-то шепчет в его уши. Это - своего рода сиддхи; возможность слышать звук от неизвестного.

Подготовка к нада садхане
Прежде всего, нада йог должен заняться мула бандха, ваджроли/сахаджроли мудра и йога мудра. Они важны. Когда они будут изучены, нужно заняться кумбхака и сосредоточить сознание на бинду. Пранаяма также формирует важную предварительную и существенную часть этой садханы. Есть много методов пранаямы, которые могут заставить нада проявиться, в т.ч. мурчха. Нужно также заняться брамари со включенными ушами, и с пальцами, нажимающими на глаза, как в шанмукти мудра. Верхние и нижние зубы должны держаться обособленно, челюсти разжаты. После этого возможна практика Нада Йоги.

Практика для проявления нада
Сядьте на устойчивую подушку в положении на корточках, помещая подошвы ног на полу с локтями, опирающимися на колени или бедра. Для некоторых будет удобна более низкая подушка, для других более высокая. Самый важный пункт здесь то, что копчик и промежность должны быть нажаты против подушки в точке муладхара, и поэтому подушка должна быть круглая и твердая. Таким образом, без сокращения заднего прохода, муладхара чакра должна быть прижата, сидя на высокой и твердой подушке. После осуществления мурчха пранаямы, шанмукти мудры, муля бандхи, ваджроли/сахаджроли мудры и брамари пранаямы в течение нескольких минут, начинают практику Нада Йоги в следующем режиме. Включите оба уха. Подведите сознание к бинду и пробуйте услышать или осознать любой звук, являющийся внутренним. Этот внутренний звук может напомнить что-нибудь. Это может походить на прохождение облака или течение потока, рев моря или звонящий звонок. Это может также быть звук флейты, ритм гитары или голоса птиц, щебечущих вечером во время заката. Это может быть отдаленный шум океана или звук удара молнии. Или это может быть даже видение звездной ночи, лишенной любого звука. Эти внутренние звуки должны быть обнаружены кандидатом. Если трудно обнаружить звук в бинду, распространите ваше сознание в сахасрара или аджна, или в центре мозга, или в правой или левой барабанных перепонках. Или сфокусируйте ваш ум в чидакаше или в центре третьего глаза, пока вы не получите увереное ощущение звука. Метод обнаруживать звук прост. Вместо того, чтобы воображать звук, сделайте ваш ум однонаправленным, затем обнаружьте первый звук, и отслеживайте его до конца. Один внутренний звук нада должен сопровождаться до степени, где он становится все более ясным и видным. Как только он станет ясным и четким, другой звук (отличный от предыдущего) услышится и почувствуется на заднем плане. Когда вы обнаружите второй звук, оставьте первый и следуйте за вторым. К примеру, так: закройте ваши уши и услышьте первый звук, например, вечерний звук птиц. Продолжите слушать это. Когда он станет полностью ясным и четким, найдите другое проявление звука позади, подобно звуку соловья. Теперь продолжите следовать за вашим сознанием. Идите дальше от звука вечерней песни птиц. Позвольте музыке соловья становиться более ясной, пока первый звук не уйдет. Когда он полностью проявится четко и ясно в вашем сознании, на заднем плане станет слышен другой звук. Этот звук может походить на звук сверчка "чини, чини, чини, чини". Когда этот звук также станет очень ясным, отклоните предыдущий, пение соловья, и соберите этот новый. Он также станет более ясным после некоторого времени, и будет заменен четвертым. Этот процесс продолжается, пока сознание полностью не потеряно, или сознание полностью не будет лишено содержания ума.

Нада в кошах
Эти звуки, которые слышатся, правильные. Они - символы содержания ума и сознания. Ум опирается на эти символы, и идет быстрее с их помощью. Эти звуки - опыты более глубоких слоев сознания, принадлежащего аннамая коша, пранамая коша и маномая коша. Эти звуки не воображаемы. Они могут быть поняты как колебания различных сфер существования. Физический, пранический, умственный, супраментальный и полное блаженство или атмик - пять сфер существования. В различных сферах существования слышат различные звуки. Сначала слышатся физические звуки, но когда сознание становится прекрасным и превышает физический план, оно входит в контакт с тонкими звуками движения пранического сознания в физическом теле Полный диапазон человеческого сознания разделен на три, или подразделен на пять частей. Сознательное состояние состоит из аннамая и пранамая каша, и эти два тела составлены из пищи и праны. Вторая сфера индивидуальности состоит из маномая и виджнанамая коша и главным образом содержит умственную и астральную материю. Третье измерение сознания - царство анандамая коша, которая является полным счастьем. В практике Нада Йоги проявление нада имеет место в соответствии с отношением, установленным между умом и другими сферами сознания. Например, если ум или сознание внедрены в физическом теле, то, закрывая уши, вы будете слышать звуки или колебания, произведенные движениями сердца, легких, мозга, обращения крови, процесса метаболизма и катаболизма, которые продолжаются в теле. Если сознание проникло через пранамая коша, вы будете слышать еще много звуков. И если ум ушел еще глубже, в анандамая коша, то все другие звуки исчезнут, и на его месте останется эффект Нада Йоги. Трудно сказать, какой специфический нада принадлежит какой специфической сфере. В Индии иллюстрации даются в форме символических историй. Индивидуальное сознание, которое продолжает взлетать высоко и обнаруживать трансцендентные звуки, символизируется в индийской мифологии как Риши Нарада. Не отрицая исторического существования Риши Нарада, должно быть понято тайное значение слова Нарада. Нарада, как предполагается, является Риши, который держит вину (инструмент) в своих руках. В Нада Йоге звук вины, как полагают, является музыкой очень высокой сферы. Согласно всем традиционным культам Нада Йоги, нада флейты и вины принадлежат той сфере сознания, где двайта бхава, или дуальность сознания, прекращает существовать.

Нада Йога в Бхагавата
Нада Йога иллюстрирована в большой книге, названной Бхагавата (отличная от Бхагават Гиты). Символическое и аллегорическое описание нада дается в форме истории Кришны. Она повествует так: "Бог Кришна оставил свое место в полночь и вошел в джунгли. Это была полная лунная ночь первого месяца зимы. Он начал играть на флейте. Эхо распространяло звуки флейты в спокойной и безмятежной атмосфере. Музыку услышали гопи (деревенские пастушки). Когда они услышали звук флейты, они немедленно оставили свои дома и своих мужей, забыв про все на свете. Они бежали, не раздумывая, к тому месту, откуда исходили нада флейты. Они начали танцевать вокруг играющего на флейте Кришны. После некоторого времени, случилось так, что каждая танцевала индивидуально с Кришной." История кажется фантастической, но фактически она не понята должным образом людьми мира. Она понятна только нада йогам. Они полагают, что Кришна представляет ту более высокую сферу сознания, где нада этой сферы выделяется во время самого глубокого состояния нада садханы. Когда испускание музыки флейты имеет место, чувства, индрии, или чувства-сознание, оставляют их соответствующие объекты, и отходят от их соответствующих центров удовольствия и восприятия. Они отступают и возвращаются к тому месту, где выделяются звук флейты или нада. Там чувства танцуют вокруг нада. В этом состоянии чувства полностью отходят от внешних объектов. Другими словами, йог может сказать, что дхарана имеет место, и дхиана собирается рассветать. На санскрите слово Кришна означает, " тот, который привлекает" или "это, который притягивает, пленяет, покоряет". Оно получено из слова корня karshan. Так слово Кришна означает "зазывала", или "покоритель". Это также обозначает "фермера", а слово гопи означает "корову". На санскрите, "го" означает "чувства", "корова ", "бедный ", "скромный" и "целая воспинимаемая вселенная". Обычно, слово гопи означает "дочь пастуха". Символически гопи означает "чувства". И кто является мужьями чувств (гопи)? Может быть, говорится, что для глаз форма является мужем, а для ушей звуком. Когда слышится музыка флейты, слух уезжает или забирает себя от внешних слышимых звуков и сливает себя во внутреннем нада. Этот процесс называют пратьяхара.

Нада Йога и Кабир
Известный нада йог по имени Кабир говорит в одной из своих поэм: "Кто там играет на флейте в середине неба? На слиянии Ганги и Ямуны, флейта играет, и слияние трех рек - Ганги, Ямуны и Сарасвати - имеет место в трикути. О, эта точка встречи Ганги и Ямуны. Звук, исходящий с севера! Дочери пастуха, слыша звук флейты и Ло, они все загипнотизированы нада. " Окончательный опыт в Нада Йоге - звук выше, чем звук флейты. Музыка самой высокой сферы - это не звук флейты, вины, удара молнии, хлопания или любого музыкального инструмента. Это даже не походит на классическую музыку Востока или Запада. Музыка самой высокой сферы - "анада нада".

Анахад нада и Анахата нада
Что является "анахад нада"? Никто не способен ответить даже до этого дня. Некоторые говорят, что это - космический звук Ом. Другие говорят, что он походит на брамари, звук, напоминающий непрерывный и ненарушенный звук медоносной пчелы. Некоторые говорят, что он бьется из сердца. Некоторые люди называют это анахад, в то время как другие называют это анахат. Эти два слова передают два различных значения. Анахат происходит от "an"+ "aahat". "An" означает "Нет", "aahat" означает "тот, который является ударяющим, стучащим или бьющим". Поэтому, анахат означает "никакого стука или удара двух вещей". Обычно звук произведен двумя вещами, ударившимися друг об друга, но анахат - звук, который не произведен ударом. Он является непосредственным и автоматическим. Некоторые ученые говорят, что nada - анахад. "An" означает "Нет" и "hada" означает "границу" или "состав". Следовательно, анахад означает "без любого предела, без любой границы," или "без любой спецификации". Это - звук, который не может быть помещен ни в какие пределы. Это может быть любой звук.

Нада йога и Горакхнат
Большой Гуру Горакхнат, ученик йога Матсиендраната, дает описание Нада Йоги. Он пишет: " О садху! Сделайте джапа Сохам. Эта джапа не должна быть сделана через ум. Она должна быть сделана через сознание, так, чтобы, даже когда вы были заняты в ваших ежедневных делах, вы должны знать о 21,6000 ритмах вашего дыхания в течение 24 часов суток, по 15 или 19 раундов в минуту (что означает 900 и больше дыханий в час). Анахад нада появится и проявится самостоятельно." Он говорит далее: "Будет свет в спинном мозге. Солнечная система сурья нади будет пробуждена. Вы будете чувствовать неописуемый вибрирующий звук из каждой поры вашего тела, и он будет походить на Ом или Сохам."

Предельный нада
Предельный нада, который проявляется в самой высокой сфере сознания, неописуем. Это - звук, идущий из сферы вне анандамайа коша. Нада йог верит, что реальная точка, где индивидуальное сознание соединяется с космическим сознанием находится в самом высоком состоянии нада. Кандидат или садхака осознает свое возвышенное сознание в нада и видит целую Вселенную в форме звука.

Нада йога. У нас есть слух, мы можем слышать звуки, вызывающие у нас положительные или отрицательные эмоции. Нада йога нас учит, что есть грубый орган слуха – это наши уши, а есть тонкий – на уровне тончайшего тела, и грубый орган слуха всего лишь реализует функцию тонкого органа. Ушами мы можем слушать обычную музыку, колебания эти распространяются в нашем физическом мире, в воздухе, а все, что касается тонкого и тончайшего тел, там тоже, если угодно, своя среда, где тоже распространяются вибрации, но по другим законам. Там звук может распространяться на очень большие расстояния.

Считается, что, если йогин сосредоточился на тонких вибрациях, то они более насыщены, более захватывающи. Величайшие композиторы обладают способностью слышать на этом тонком уровне эту музыку, которую иногда называют музыкой сфер. Некоторые из них умеют потом записывать эту музыку и исполнять на обычных музыкальных инструментах, что является грубым подражанием того тонкого, но публика в восторге.

Так вот, эти люди, которые способны слышать тонкое и концентрироваться на нем, очень легко впадают в трансовое состояние, они забывают обо всем на свете, полностью погружаясь в звук, и очень легко достигают однонаправленности разума. Описывают это состояние, как если бы разум растворился в звуке. Если разум растворился в звуке, растворилось и твое неправильное представление о самом себе, твое эго, а если оно растворилось, то намного легче произвести трансформацию внутри себя, потому что ты перестал хвататься мертвой хваткой за свои заблуждения.

| Йога звука

Йога звука или Нада-йога

Йога звука (нада-йога) это путь осознавания внутреннего звука.

Нада-йога является настоящим сокровищем, таинственным мистическим путем достижения внутренней реализации вплоть до Освобождения в Радужное тело, передаваемой в цепи преемственности сиддхов. Медитируя на внутренний звук, внешние звуки пяти элементов, йогин обнаруживает подлинный источник любого звука - это изначальное пространство недвойственного осознавания.

Работая с единством проявляющихся звуков и созерцательного присутствия, йогин силой созерцания берет под контроль праны в своем теле вплоть до высшего Освобождения.

Согласно учению тантры, вся проявленная Вселенная возникает из первичного звука Нада или Пранава. Внутренний звук, который йогин слышит во время медитации, называется Анахата-нада. Природа нашего чистого сознания на уровне энергии проявляется как вечный самосветящийся трансцендентальный свет — Нитья-Сваям-Джьоти и как самопорождающийся звук, поэтому он называется Анахата-нада.

Анахата-чакра связанна с чувством в сердце человека, которое возникает само собой без всякой причины. Часто приводится такой пример: "Звук самопорождается, подобно тому, как звучат струны на хорошо настроенном инструменте, если рядом заиграть на другом струнном инструменте".

Мистический звук Анахата-Нада является естественным проявлением нашего высшего «Я», когда в теле йогина достигнуто равновесие праны (ветра) и огня (агни) — это равновесие называется .

Санскритский корень "Нада " переводится как "звук" или "вибрация". Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайи-йоги — более широкого учения об Освобождении, через растворение индивидуального сознания йогина, в трансцендентальном состоянии Изначального Ума — Брахмане.

Считается, что учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (Богом Шивой) древним риши и сиддхам, из которых наиболее известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада "

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.65)

Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто умеет играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, обрести сиддхи.

В пуранах, таких как Шримат-Бхагаватам, часто описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в тонком Теле Света. Он всегда изображается с виной. Подобные сиддхи, с точки зрения йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина здесь олицетворяет звук Нада , который двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в тонком теле по различным мирам вселенной.

Целью индийской музыки является достижение пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные Нади и чакры, благодаря чему у слушателя возникает самйога праны и агни (соединение элемента ветра и огня), тогда он слышит внутренний звук Нада, поэтому занятия музыкой назывались "Надопасана" (стремлением испытать внутренний звук нада).

Когда мы говорим о Нада-йоге нас особо может воодушевить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце жизни ушел в Ясный Свет в своем теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у своего гуру. Его имя "Винапа" происходит от названия древнеиндийского музыкального струнного инструмента "вина". До того, как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь сильно, что ни государственные дела, ни наслаждения, ни учеба не заботили его.

Родители были в замешательстве, не зная как передать ему трон. Однажды Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него возникло сильное желание идти по пути Дхармы, однако он не мог оставить свою единственную привязанность — игру на вине.

Его учитель, видя это, дал ему совет использовать свою привязанность в качестве духовной практики и обучил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря такой практике, Винапа полностью устранил все двойственные представления своего ума, обрел сиддхи и стал известен как великий святой. В конце жизни он ушел в Ясный свет Брахмана (Брахмаджьоти) вместе со своим телом.

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляют Нада-йогу , как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.

"Нет асаны, подобной сидхасане, нет Кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (1.45)

В сутрах часто упоминаются святые, которые при жизни реализовав такое бессмертное тело, могли летать по воздуху, проходить сквозь стены, путешествовать в миры богов, передвигаясь по солнечным лучам, посещать звезды и другие планеты.

Сиддхи были мастерами самадхи, годами погруженными в глубокую медитацию, поэтому их мнение как практиков, обладающих колоссальным опытом, очень важно для нас, обычных людей, ведущих монашескую или мирскую жизнь и таким опытом не обладающих.
Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога — наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей таких как мы с вами, то есть обладающих средними способностями.

"Я даю практику Нада в Анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал священные писания и не способен понять Истину"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.64)

Нада Йога - один из видов Тантра Йоги. Как правило, концентрация внимания в Йоге осуществляется путём направления взгляда (внешнего или внутреннего) на определённый объект. Здесь концентрация осуществляется с помощью звука, плавно переходя в медитацию... Прежде, чем приступать к Нада Йоге, нужна предварительная этическая и моральная подготовка, а также очень важна сноровка в Крия Йоге, Хатха Йоге и практика Аджапа-Джапы.

Читать книгу Нада Йога онлайн

Влияние звука на ум

Олень ловится в ловушку с помощью приятного звука.

Кобра бывает очарованной приятной музыкой.

Рага Пуннадаварали очаровывает кобру.

Нада ловит ум.

Ум получает Лайю в приятной Наде.

Ум привлекается приятной Надой.

Следовательно, вы легко можете контролировать ум

С помощью практики Нада Йоги.

Глава 1. Слава Наданусандханам

В этом мире существует 150000 типов Лайя Садханы, обо всех сообщил Сада Шива. Мы считаем Наданусандхана Самадхи – лучшим из всех типов Лайи.

Наданусандхана! Пусть это Приветствие будет тебе. Мы держим тебя как трансцендентальное состояние во всех Лайях. С помощью твоего милосердия мой ум достигает Лайи в обители Вишну вместе с Праной.

С помощью того, кто желает достичь совершенства в Йоге, Нада одна может быть близко слышна (если медитировать на ней), отказавшись от всех мыслей и со спокойным умом.

Шанкарачарья, "Йога-Тапавали".

Нет Асаны, подобной Сиддхасане,

Нет силы, подобной Кумбхаке,

Нет Мудры, подобной Кхечари Мудре, и

Нет Лайи, подобной Наде.

Шивасамхита.

Глава 2. Нада Йога

Мокшаприя обратился со словами: "О Свамиджи! Проинструктируйте меня, пожалуйста, по Нада Йоге." Свами Шивананда ответил:

"Нада есть звук. Брахман задумал. Была Сат-Санкальпа. Поднялась вибрация или Спандан. Была вибрация Ом. Это есть Нада.

Ум фиксирован на Наде и звуках Анахаты, слышимых в ухе. Он получает Лайю или растворение. Йог входит в Самадхи и получает Знание Я. Это – Нада Йога. Нада Йога называется также Лайя Йогой. Кундалини Йога также называется Лайя Йогой. Ум естественно привлекается приятными звуками. Он захватывается в ловушку приятными звуками, подобно тому, как лань попадает в ловушку, привлечённая приятной музыкой.

Когда ум поглотится звуками Ананды, вы достигнете знания о скрытых вещах. Вы услышите Пара-Вак. Вы разовьёте глаз интуиции. В конце концов ум поглотится Брахманом или Абсолютом.

Сядьте в Падмасану, Сиддхасану или Сукхасану. Зажмите уши большими пальцами рук. Это Шанмукхи-Мудра или Вайшнави-Мудра. Слушайте музыку звуков Анахаты. Теперь у вас будет прекрасная концентрация.

Выполняйте Джапу Сохам (Аджапа Джапа) с дыханием или любой Мантрой. Практикуйте Пранаяму 1-2 месяца. Вы ясно услышите 10 звуков и будете наслаждаться музыкой души.

Отбросьте все мирские мысли. Контролируйте свою страсть. Станьте безразличным ко всем объектам. Практикуйте Яму (самообуздание) или Садачару (правильное поведение). Сконцентрируйте своё внимание на звуке Анахаты, который уничтожает ум.

Глава 3. Цель жизни

Жизнь в индивидуальном, в своём онтологическом аспекте есть не что иное, как неустанная борьба за бесконечное, чистое блаженство; вечное, бессмертное, круглогодичное Блаженство. Священные писания без сомнения доказывают это. Мудрецы и Святые с начала творения и по сей день выражают мысль о том, что Высшее Блаженство может и должно быть достигнуто собственным Я. Следовательно, Самореализация, Самоосознание или Собственное Переживание Целого Апарокшанубхути есть summum bonum человеческого существования. Но как нам лучше достичь этого?

Атмачайтанья Самадхи или Апарокша Джнана возможна только когда ум становится чистым и Саттвическим. Чистота ума наступает только тогда, когда маленькое "Я", эгоизм или Ахамкара обуздан, уничтожен, что означает отказ от Самости и Собственничества. В свою очередь, это развивает чистоту и контроль над Индриями. Если ум не окультурен и не контролируется, Индрии нельзя контролировать. Так по кругу мы опять приходим к уму. Правильно говорили Мудрецы: "Лишь ум является причиной для освобождения и порабощения человека."

Практическое исследование в этом направлении привело Мудрецов к заключению, что Прана и Ум взаимозависимы в своих функциональных способностях. Пока один не контролируется, другой также не может контролироваться. Если один под контролем, другой тоже, в свою очередь, становится под контроль. Но недостаточно, чтобы они просто контролировались. Пока они не уничтожены, Васаны не покинут нас. Пока Васаны не уничтожены, Читта не может быть уничтожен. Только уничтожение Читты может привести нас к Джнане. Таким образом, начнём с двух направлений. Вначале нужно взять Прану под контроль с помощью различных трудных Йогических процессов, а затем перейти к контролю ума и удалить его от внешних объектов и фиксировать его на Я. Во-вторых, мы можем постараться уничтожить ум, с помощью воздействия Мано-Лайи, отыскивая такой высокомогущественный принцип, к которому ум естественно побежит и с которым он сам сольётся, входя таким образом в состояние Лайя. Мудрецы обнаружили, что Мано-Лайя, сопровождаемая Мано-Наса, была более безопасным средством для достижения Самореализации, чем трудный процесс контролирования ума и окультуривания его, который всегда сопровождался опасностью для ума в любой момент опять впасть в старую рутину Васан.

В ходе дальнейших практических исследований Мудрецы и Провидцы обнаружили, что Звук обладает силой привлечения ума и, так сказать, поглощения его.

Таким образом, Мано-Лайя и Мано-Наса с помощью Нада Йоги (союз или растворение в звуке) были обнаружены эффективные и безопасные способы Самореализации.

Глава 4. Сила звука

Сверхзаряженный трансцендентальной силой души, Звук находится во всём создании, как единый могущественный принцип, который широко влияет и эффективно берёт под контроль все остальные проявления. Можно привести много примеров, подтверждающих это заявление о звуке, как в отношении индивидуума, так и космоса. Мы слышали, что Тансен мог вызвать дождь с помощью Мегха Раги, как он зажигал лампу с помощью Дипак Раги. Это в некоторой степени относится к Тибетским Ламам, которые рассказывали нам о Ламах, разгоняющих и растворяющих дождевые тучи или собирающих облака и заставляющих их давать дождь, дуя в рожки и трубы и ударяя в барабаны.

Мы видели также, как лань или кобра становились заворожёнными приятной музыкой. Это действие на дорациональном уровне показывает, что существует определённое взаимоотношение между звуком и умом, и что ум естественно бежит (стремится) к звуку и, делая это, полностью забывает о внешнем мире. Во всём творении, таким образом, имеется естественная тенденция искать уединение и покой в звуке; на рациональном уровне мы можем только делать то же самое с большей эффективностью и результатом, и мы делаем это.

Сколько людей в трудовых делах мира влачат своё жалкое существование и перестают страдать в присутствии приятной ритмичной музыки? Даже невежественный человек, не знающий музыкальной азбуки, отвлекается, когда слышит приятную мелодичную музыку. Это лишь доказывает, что в присутствии ритмического звука ум отказывается думать о чём-либо ещё, кроме звука.

Невежественный человек после прослушивания какой-либо приятной музыки восклицает: "Я хорошо насладился ею. Я ничего не сознавал." Этот возглас почти идентичен высказыванию другого человека: "Я хорошо спал и ничего не сознавал." Это ясно доказывает, что наслаждался состоянием единства со звуком, подобно его достижению Лайи в каузальном неведении во время глубокого сна.

Все эти вещи только показывают нам приоритет Звука над нашими умами и непоколебимую основу Нада Йоги и пользу звука в достижении Мано-Лайи.

Глава 5. Звук и Брахман

Звук есть первое проявление Абсолюта. Мы ничего не знаем о природе Абсолюта, кроме того, что Он существует. Священные писания со всей присущей им любезностью старались всё рассказать нам о творении, как оно происходит от Абсолюта. Они говорят: "Брахман был один, а не два. Он подумал: "Эко (а) хам, Бахушьям". Это вызвало вибрацию, окончательно выраженную в звуке, и этот звук был Ом, откуда произошли все остальные проявления." Отсюда мы можеи сделать вывод: "Так долго, как будет продолжаться сила Брахма-Санкальпы, будет существовать космическая вибрация и Звук. Когда вибрация уменьшится, Звук также исчезнет в трансцендентальной Сущности. Во время вибрационной стадии творения производятся элементы, а из них успешно рождаются Танматры и, наконец, имеет место создание пяти элементов, и мы имеем мир, каким мы его видим. Во время убывания вибрации, имеет место обратный процесс и инволюция, весь этот мир растворяется в звуке, а звук растворяется в Брахмане. Таким образом, фактически Звук является всесторонней основой для всего творения. Поэтому, естественно, он обладает силой для поглощения других проявлений. Брахман неисчерпаем в своём трансцендентальном аспекте. Ближе всего к нему приближается только Звук, или мы можем назвать Звук как Апарам Брахман."

Глава 6. Звук Анахат

В микрокосмосе то же самое, что и в макрокосмосе.

Всё, что говорилось о вселенной и космическом творении, может быть полностью применено к индивидууму. Наше физическое и астральное тела, наши Индрии и ум – все в своей основе должны иметь звук. Лишь глубокое проникновение в них может привести нас к звуку. Анализ нашего индивидуального существования должен привести нас к Звуку, прежде чем мы достигнем трансцендентального Я.




Top