Некоторые русские писатели лауреаты нобелевской премии. Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии

В данном материале мы рассмотрим в чем же разница между гололедом и гололедицей и как не стать жертвой плохой погоды.

Похолодало, температура воздуха опустилась ниже нуля и по прогнозу погоды стали передавать гололед. Или гололедицу. Многие из нас даже не догадываются, что это совершенно разные понятия. Нет, у них есть и одна общая черта – это образования льда. Но вот разные значения самих слов и происхождения природных явлений. Поэтому, разберем данную тему более детально.

Что такое гололед и гололедица: правильные понятия, методы борьбы

Нам, не профессиональным синоптикам, и в голову не придет, что между этими двумя словами есть какие-либо различия. Лед, скользко и нужно идти аккуратно – вот что интересует простого смертного. Кстати, еще в школьной программе нам рассказывают о правилах безопасности во время гололеда. Или гололедицы. Чтобы не было такой путаницы, вернемся непосредственно к нашим терминам.

Что такое гололед?

  • Если говорить совсем вкратце, то гололед – это явление природы.
  • Гололед (кстати, синоним данного слова – ожеледица) – это атмосферные осадки, которые образуют плотную стекловидную корку (лед).
  • Лед может быть гладким или, наоборот, бугристым. Кстати, осадки могут быть не только в виде дождя, но и с крупинками снега.
  • Если говорить о месте, то такая красивая, но опасная корка может образоваться везде! На любой поверхности, температура которой 0°C и дальше по шкале со значком минус. Под категорию попадают:
    • деревья
    • растения
    • машины
    • бордюры
    • и прочие предметы
    • даже на домах и на наших стеклах может появиться лед
    • но самое опасное место – это провода
    • кстати, на поверхности земли корка тоже образовывается
  • Конечно, при — 25 °C гололеда быть не может, уже будет просто снег. Поэтому, уточним, до какой шкалы может опуститься температура воздуха. Обычно, такое явление наблюдается от 0 и до – 10 °C.

Интересно! Иногда такое бывает даже при – 15 °C. Но это крайне редко случается, поскольку толчком для этого должен послужить резкий перепад температуры. То есть, с сильного мороза до нулевого значения. В данной ситуации воздух немного прогрелся (его температура колеблется от — 3°C до + 0,5 °C), а вот остальные поверхности еще сохранили в себе тот большой минус.

  • Толщина слоя гололеда небольшая, как правило, от нескольких миллиметров до 1 см. Но встречаются случаи, когда слой образовавшейся корки достигал пределов в несколько сантиметров. Особенно, опасно, когда есть еще и ветер. Тогда он создает сопротивление и, например, на проводах может образоваться целая гирлянда «корон» из гололеда.
    • Зато без ветра слой корки получается хоть и тоньше, но прочнее. Так что, как говориться, с какой стороны смотреть на проблему.
  • Кстати, лед будет покрывать предметы до тех пор, пока не прекратятся осадки. Но они должны быть охлажденными, то есть температура должна иметь низкие пределы. Как правило, это не длиться долго. При температуре воздуха, приближенной к нулю, предметы согреваются, а значит и коркой перестают покрываться. В основном такое состояние сохраняется около часа или нескольких часов (но не более 12).
    • Но бывают исключение, что гололед образовывается и по несколько суток (вплоть до 6 дней), увеличивая тем самым слой льда. Причиной этому может послужить морось или туман.
  • А вот сохраниться такое стеклянное покрытие может сравнительно долго – до нескольких дней. Опять же, если температура не будет слишком высокой.
  • Гололед – это редкое явление природы (хотя много зависит от климата). Но если сравнивать его с сестрой (гололедицей), то первый вариант куда реже встречается. Даже есть поговорка, что о гололеде не вспоминают более 300 дней, но зато те несколько дней, что он бывает, запоминают надолго.

ВАЖНО: При устойчивых низких температурах гололед бывает крайне редко.

Но такая красивая, изысканная и, на первый взгляд, безобидная корка может нанести существенный вред. В первую очередь, нужно выделить такие проблемы:

  • образовывается ледяная корка на автомобилях, что просто их блокирует;
  • гололед становится причиной многих автомобильных аварий;
  • приводит к травмам людей;
  • приводит к массовому падению веток или даже целых деревьев;
  • наиболее опасная и ущербная сторона – это обрыв проводов.

Интересные факты! Гололед больше нарастает в тех местах, которые расположенные поперечно его движению. То есть, если фронт движется с запада, то толще корка будет на проводах, расположение которых в меридиональном направлении. Если же движение воздушных масс происходит наоборот (имеют меридиональные потоки), тогда отложений будет больше по широте. Кстати, разница немаленькая. Иногда отличие может быть примерно в 3-4 раза.

  • А еще! На проводах, которые под напряжением, слой корки всегда больше (примерно, на 30%). А вот обесточенные провода не так сильно покрываются.
    • Сами повреждения наносит не лет, а его испарение. Точнее, его медленное таяние.
    • Особенно опасными такие наросты считаются для проводов, ведь они создают дополнительный лишний вес, который утяжеляет провода и приводит к их разрыву.
    • А теперь добавим еще и ветровую нагрузку. Особенно, если скорость ветра будет более 10 м/с. Тогда может произойти не только аварии на электропроводах, но даже пострадают опоры и столбы.
    • Кстати, наибольшие беды происходят там, где сильные морозы часто чередуются с оттепелями. Именно поэтому синоптики в основном передают гололед из южных и северо-западных областей.

ВАЖНО: Гололед наносит большой экономический ущерб.

А теперь вспомним, как часто говорят синоптики: «ночью и днем слабый гололед, а на дорогах гололедица». Мы даже не всегда ее понимает или слышим до конца. Дело в том, что эти два явления случаются чаще всего одновременно. Ведь, по сути, условия у них похожи.

Так что же тогда гололедица?

Сразу оговоримся, что это не синоним от слова гололед.

  • Более того, гололедица – это не явление природы, а ее состояние.
  • Если говорить доступным языком, то это замерзшая вода после оттепели.
    • Да, это тот самый лед на дорогах, крышах домов и прочих горизонтальных поверхностей. На тех, где была вода (после таянья снега) или влага (например, после дождя), температура воздуха скакнула по шкале градусника вниз и получилась гололедица.
  • Лед также может иметь гладкую поверхность или быть бугристым.
  • Гололедицу еще называют «скользкая дорога». Она часто бывает в начале и конце зимы (но случается и в средине, в зависимости от климата проживания). Для него главное требование – это колебания температуры около нуля. Поднялась выше – растаял снег, опустилась – замерзла талая вода.
  • Толщина может быть разной. На это также влияет частота смены погоды. Гололедица может несколько раз замерзать, создавая каждый раз дополнительный слой льда.
  • Корка, как правило, тает очень долго. Несколько дней или даже недель, а то и сохраняется аж до весны. Дело в том, что на гололедицу часто выпадает новый снег. А это делает ее еще более опасной. Ведь так даже не видно, куда становиться, в любой момент можно поскользнуться на льду.
    • Он может заново растаять днем, а вечером и утром снова замерзнуть. В общем, долгое и периодическое состояние.


Вред от гололедицы тоже немал:

  • она номер один по автомобильным авариям (в зимний период)
  • а сколько травм и ушибов может получить человек при падении
  • кстати, наиболее опасные места – это голова (что может привести до сотрясения мозга) или, как ее называют, пятая точка. Во втором случае опасны удары копчиком, что могут привести к параличу
  • но наибольший ущерб гололедица может нанести сельскому хозяйству. Ведь плотная и продолжительная корка приведет к выпреванию озимых посевов
  • а это тоже немалый удар по экономике страны

Для борьбы с гололедицей:

  1. Самым распространенным и давним способом является техническая соль. Но она негативно влияет на износ обуви (существенно ее сокращает), вызывает коррозию автомобилей, негативно отражается на растительном мире, да и, в целом, не лучшим образом влияет на окружающую среду.
  2. Поэтому, в ней стараются не прибегать или хоты бы смешивать с песком. Ну как смешивать, добавляют до 10 % соли в 90 % песка. Так вреда будет меньше, и ходить по скользкому тротуару получиться. Вот только, например, в шумной городской суматохе этот реагент вместе со снегом и талым льдом превращаются в грязную кашу. Но это все же лучше, чем плюхаться попой на землю. И, как говориться, «в любом производстве есть свои издержки».
    • Кстати, над этим способом тоже задумываются. Ведь потом весной требуется много сил и средств для устранения песка.
  3. После 2000 года стали усердно проводит эксперименты для получения удачного реагента, который бы наносил минимум вреда человечеству и окружающей среде. Такие эксперименты проходят до сих пор. А пока наиболее удачным вариантом считается химические противогололедные реагенты. Они бывают:
    • в твердом
    • и в жидком состоянии
  4. Химические реагенты тоже имеют ряд своих недостатков:
    • Например, модифицированный хлористый калий оставляет масленые следы на дороге. Чем увеличивает длину тормозного пути автомобиля. Плюс негативное влияние на наши озеленения
    • Также, он имеет всего лишь срок действия в 3 часа. А еще, у некоторых людей на данные реагенты может быть аллергия
    • От магния также было решено отказаться, поскольку он проявил способность скапливаться в почве и подземных водах
    • Ну а хлорсодержащие вещества, естественно, приводят к обесцвечиванию
    • В общем, для борьбы с гололедицей еще работают над реагентами

Гололед и гололедица — в чем разница, отличие?

Мы указали в предыдущем пункте, какое значение каждого из слов. Поэтому картина дает понять, что это два разных (но немного схожих) явлений. Мы затронули сторону их отличий, поэтому остается их лишь подытожить.

  • Гололед имеет чаще плотную корку, которая покрывает всю дорогу. Гололедица же имеет тоньше слой (хотя бывают случаи, что она превращается после нескольких замерзаний в толстую кору) и не всегда охватывает всю поверхность.
  • Также, нельзя не отметить, что гололед покрывает все поверхности, как вертикальные, так и горизонтальные. Гололедица же будет только на горизонтальных плоскостях и в тех местах, где замерзла талая вода.
  • Гололед опасен на дорогах тем, что часто покрывает всю поверхность автомобиля, в том числе и стекла. А это ухудшает видимость. И проезд возможен лишь на небольшой скорости – до 40 км/ч. Подвох гололедицы же в том, что определенный участок дороги можешь спокойно ехать со скоростью 60 км/ч, а случайная замерзлая лужа может стать причиной заноса.


  • Гололед затрудняет движение и пешеходов, ведь ходить по ледяной корке уж очень неудобно. Но вот гололедица в этом вопросе более коварна, ты можешь спокойно шагать по тротуару, а случайно наступить в неподходящее место и заработать травму. Особенно следует быть осторожными, когда после гололедицы выпал снег. Тогда визуально тяжело рассмотреть, куда нужно шагать.
  • Гололед наиболее опасен для проводов. Он может стать причиной не только их разрыва, но и нанести существенный вред электричеству и экономике страны. А в критических ситуациях может и вовсе лишить часть населения или отдаленные села электричества. Более того, ремонтные работы проводить не только неудобно, но и опасно. Гололедица к проводам не имеет никакого отношения. Разве что в случае автомобильной аварии, когда были задеты столбы с электричеством.
  • Но зато для урожая гололедица хуже. Она может спровоцировать повреждение таких культур, как пшеница, рожь или ячмень (озимые их формы). Что станет причиной плохого урожая, малой продуктивности и скачком цен на продукты.
  • Ну и стоит выделить, что гололед редко долго держится на поверхности. Как правило, после прекращения дождя он проходит. Конечно, это зависит и от климатических условий, в некоторых местах гололед может сохраняться от 4 до 6 дней и иметь корку толщиной в несколько сантиметров. Гололедица же сохраняется очень долго (минимум неделю).

Правила безопасности или как подготовиться к гололеду и гололедице?

В этом пункте есть также и отличия и схожие моменты.

  • Первое и важное правило относится к женской части населения. В зимнюю погоду, а тем более в период гололеда или гололедицы, нужно отказаться от каблуков.
  • Зимнюю обувь следует выбирать, соответствуя всем требованиям:
    • подошва не должна быть абсолютно гладкой. Должен быть каблук высотой в 3-4 см
    • обязательно должно быть наличие четких рельефов на подошве
    • кстати, рисунок должен чередовать крупные и мелкие узоры
    • подошва должна быть толстой, но не на высокой платформе
    • носок обуви должен быть широким и закругленным


  • Обувь должна иметь обрезиненную подошву или хоты быть со специальной резиновой профилактикой (небольшая прокладка крепиться на саму подошву). Небольшие рекомендации:
    • на некоторое время можно приклеить небольшой кусочек войлока к подошве
    • или заменить его поролоном
    • а для экстренных ситуаций подойдет даже медицинский пластырь, но он очень быстро выйдет из строя
  • Теперь поговорим о походке. При гололеде или гололедице нужно не обычным способом шагать, а имитировать передвижение на лыжах. Или постарайтесь ходить, как пингвин.
  • Если же от падения спастись не удалось, тогда постарайтесь сжаться в клубочек. Шею втянуть, руки согнуть и постараться защитить голову. Да, для этого нужно уметь быстро группироваться. И еще один нюанс – падать лучше набок. В таком случае могут быть травмы или ушибы, но хотя бы избежите перелома, сотрясения или еще худших последствий.

ВАЖНО: Руки нельзя держать в карманах. Так увеличивается шанс травмироваться.

  • Для водителей лишь есть одно указание – будьте осторожными и внимательными. Не старайтесь ехать на максимальной скорости. Не забываем, что при гололеде или гололедице очень тяжело затормозить. А при большой скорости или при резких движениях машину и вовсе может занести в сторону.

Отличие в мерах безопасности в том, что:

  • пешеходу нужно внимательно смотреть под ноги и по сторонам. Оголенные и оборванные провода плюс вода могут нанести свой вред.
  • не стойте под деревьями. Кстати, машины тоже при гололеде лучше не ставить. Целее будет автомобиль.
  • и еще, не забываем и о сосульках домах, деревья или даже проводах. Они в любой момент могут упасть вам на голову или автомобиль.
  • с гололедицей в этом плане проще и безопасней.

Как правильно говорить: гололед или гололедица?

Мы уже разжевали тему, что гололед и гололедица – это разные термины. Они не синонимы друг друга и, тем более, не являются сокращенной частью чего-то. Поэтому, в профессиональной речи или среди синоптиков каждое из этих слов называться по-своему.

  • То есть, гололед он и есть гололед, а гололедица так и называется гололедицей
  • Стоит лишь повториться, что гололедицей называют ледяную корку лишь на дороге, которая бывает после оттепели и резких заморозков
  • Гололед же бывает на всех видах поверхности, как результат дождя в морозную погоду
  • Поэтому, не путайте эти понятия, будьте грамотными личностями и называйте вещи своими именами

А в заключение хотелось бы добавить, что гололед и гололедица одинаково опасны для человеческой жизни и здоровья, а также становятся первыми причинами автомобильных аварий в зимний период. Поэтому, будьте внимательными и берегите себя!

Видео: 7 правил поведения в гололед

С наступлением холодного периода начинают появляться предупреждения и гололеде и гололедице (иногда ее называют иначе - «черный лед»).

Что такое гололед

Гололед ― отложение льда на любых открытых поверхностях, преимущественно с наветренной стороны, в результате намерзания капель переохлажденных осадков (дождя, мороси, ледяного дождя), выпадающих при отрицательной температуре.

Как часто это происходит

Гололед ― весьма распространенное явление в холодное полугодие. Как правило, происходит это при выносах теплого влажного воздуха с Атлантики или Средиземного моря. Примерно, раз в 10 лет он бывает интенсивным, продолжительным и охватывает весь регион. Последний раз гололед достиг масштабов стихийного бедствия в декабре 2010 года.

Как образуется гололед

Чаще всего наблюдается в зоне теплого фронта, где теплый воздух вытесняет холодный. Поскольку теплый воздух более легкий, он натекает на клин холодного, из-за чего в атмосфере складывается инверсионное вертикальное распределение температуры. В облачном слое температура оказывается выше, чем у земли, причем разница может достигать 10 градусов. К примеру, если у земли −5, то в облачном слое будет +5.

© Гисметео

По мере продвижения фронта через определенную точку, происходит повышение температуры, сначала в облачном слое, затем у земли. В какой-то момент времени температура в облачном слое уже становится положительной, тогда как у земли все еще остается отрицательной.

Осадки, которые поначалу выпадают в виде снега, постепенно переходят в фазу дождя. Но поскольку у земли сохраняется минус, то при соприкосновении с поверхностями на ней они сразу же замерзают.

© alexsvirid | Shutterstock.com

Важно отметить, что высота облачности в зоне теплого фронта, как правило, не превышает 100–200 метров. Преодолевая это расстояние, капли воды не успевают замерзнуть.

Когда толщина ледяного «панциря» увеличивается до 20 мм, гололед становится опасным явлением. Из-за увеличения весовой нагрузки ломаются ветви деревьев и обрываются провода. Для автомобилистов и пешеходов даже слабый гололед вызывает проблемы.

© Rashid Valitov | Shutterstock.com

В некоторых случаях часть капель все же покрывается тонкой корочкой льда, образуя ледяной дождь. При ударе о землю «скорлупа» разбивается, а вода растекается и замерзает. Но в этом случае интенсивность гололеда значительно меньше, чем в случае переохлажденного дождя.

Продолжительность выпадения переохлажденных осадков и, соответственно, формирования гололеда ограничивается временем прохождения теплого фронта и обычно не превышает нескольких часов. Но в отдельных случаях, в зоне малоподвижного атмосферного фронта, может продолжаться несколько суток. Чаще всего гололед наблюдается при температуре от 0 до −7 градусов, иногда до −16 градусов.

По мере прохождения теплого фронта осадки ослабевают. При переходе температуры через 0 к положительным значениям гололед разрушается, ледяная корка постепенно тает.

Гололед и гололедица - это одно и то же?

Не следует путать гололед с гололедицей ― блюдцами льда на земной поверхности, которые образуются в результате похолодания. Как правило, переход температуры через 0 к отрицательным значениям происходит после оттепели зимой или в результате радиационного выхолаживания воздуха ночью в переходный период. В отличие от гололеда гололедица носит локальный характер и не вызывает стихийного бедствия.

Отправить

Нобелевская премия по литературе

Что такое Нобелевская премия?

Начиная с 1901 года Нобелевская премия по литературе (шведский: Nobelpriset i litteratur) ежегодно присуждается автору из любой страны, который, согласно завещанию Альфреда Нобеля, создал "наиболее выдающееся литературное произведение идеалистической направленности"(шведский первоисточник: den som inom litteraturen har producerat det mest framstående verket i en idealisk riktning). Несмотря на то, что отдельные произведения иногда отмечаются как особенно заслуживающие внимания, здесь под «работой» подразумевается наследие автора в целом. Шведская академия каждый год решает, кто получит премию, если она вообще будет кому-либо присуждена. Академия объявляет имя выбранного лауреата в начале октября. Нобелевская премия по литературе является одной из пяти, учрежденных Альфредом Нобелем в его завещании в 1895 году. Другие премии: Нобелевская премия по химии, Нобелевская премия по физике, Нобелевская премия мира и Нобелевская премия по физиологии и медицине.

Несмотря на то, Нобелевская премия по литературе стала самой престижной литературной премией в мире, Шведская академия навлекла на себя значительную критику за порядок вручения премии. Многие авторы, получившие премию, прекратили свою писательскую деятельность, в то время как другие, которым жюри отказало в премии, остаются широко изучаемыми и читаемыми. Премия "стала широко рассматриваться как политическая - премия мира в литературном обличье". Судьи предвзято относятся к авторам с политическими взглядами, отличающимися от их собственных. Тим Паркс скептически заметил, что "Шведские профессора... позволяют себе сравнивать поэта из Индонезии, возможно, переведенного на английский язык, с романистом из Камеруна, чьи работы, вероятно, доступны только на французском языке, и другого, который пишет на африкаансе, но издается на немецком и голландском языках... ". По состоянию на 2016 год, 16 из 113 лауреатов были скандинавского происхождения. Академию часто обвиняли в предпочтении к европейским, и в частности, шведским, авторам. Некоторые значительные личности, такие как индийский академик Сабари Митра, отмечали, что, несмотря на то, что Нобелевская премия по литературе является значительной, и как правило затмевает другие награды, она "не является единственным эталоном литературного мастерства."

"Расплывчатая" формулировка, которую Нобель дал критериям оценки получения премии, приводит к неутихающим спорам. Изначально в шведском языке слово idealisk переводится либо как "идеалистический", либо как "идеальный". Интерпретация Нобелевского комитета менялась на протяжении лет. В последние годы имеется ввиду своего рода идеализм в отстаивании прав человека в широком масштабе.

История Нобелевской премии

Альфред Нобель оговорил в своемо завещании, что его деньги должны быть использованы на учреждение ряда премий для тех, кто приносит "наибольшее благо человечеству» в области физики, химии, мира, физиологии или медицины, а также литературы. Хотя Нобель написал несколько завещаний в течение своей жизни, последне было написано чуть более, чем за год до его смерти, и подписано в Шведско-норвежском клубе в Париже 27 ноября 1895 года. Нобель завещал 94% своих совокупных активов, то есть 31 млн шведских крон (198 млн долларов США, или 176 млн евро по состоянию на 2016 год), на учреждение и вручение пяти Нобелевских премий. Вследствие высокого уровня скептицизма вокруг его завещания, оно не было приведено в действие до 26 апреля 1897 года, пока стортинг (парламент Норвегии) не одобрил его. Исполнителями его завещания были Рагнар Сульман и Рудольф Лильеквист, учредившие Нобелевский фонд, чтобы позаботиться о состоянии Нобеля и организовать премии.

Члены Норвежского нобелевского комитета, которые должны были присуждать премию мира, были назначены вскоре после того, как завещание было утверждено. Вслед за ними были назначены организации, присуждавшие премии: Каролинский институт 7 июня, Шведская академия 9 июня, и Королевская академия наук Швеции 11 июня. Затем Нобелевский фонд достиг соглашения по основным принципам, в соответствии с которыми должна присуждаться Нобелевская премияа. В 1900 году король Оскар IIобнародовал недавно учрежденные уставы Нобелевского фонда. Согласно завещанию Нобеля, Шведская королевская академия должна была присуждать премию в области литературы.

Кандидаты на Нобелевскую премию по литературе

Каждый год, Шведская академия рассылает запросы о выдвижении кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы. Члены Академии, члены литературных академий и сообществ, профессора литературы и языка, бывшие лауреаты Нобелевской премии по литературе, а также президенты писательских организаций - все имеют право выдвигать кандидата. Не разрешается номирировать себя.

Каждый год отправляются тысячи запросов, и по состоянию на 2011 год было отвергнуто около 220 предложений. Эти предложения должны быть получены в Академии до 1 февраля, после чего они рассматриваются Нобелевским комитетом. До апреля Академия сокращает количество кандидатов примерно до двадцати. К маю Комитет утверждает финальный список из пяти имен. Последующие четыре месяца проводятся в чтении и рассмотрении работ этих пяти кандидатов. В октябре члены Академии голосуют и кандидат, набравший более половины голосов, объявляется лауреатом Нобелевской премии по литературе. Никто не может получить премию, не побывав в списке по крайней мере дважды, таким образом, многие из авторов рассматриваются неоднократно на протяжении нескольких лет. Академия владеет тринадцатью языками, однако если кандидат из финального списка работает на незнакомом языке, они нанимают переводчиков и экспертов, связанных клятвой, для предоставления образцов работы этого писателя. Остальные элементы процесса аналогичны процедурам в других Нобелевских премиях.

Размер Нобелевской премии

Лауреат Нобелевской премии по литературе получает золотую медаль, диплом с цитатой, и денежную сумму. Сумма присужденной премии зависит от доходов Нобелевского фонда в этом году. Если премия присуждается более, чем одному лауреату, деньги либо разделяются между ними пополам, или, при наличии трех лауреатов, делятся напополам, а вторая половина на две четверти суммы. Если премия присуждается совместно двум или более лауреатам, деньги делятся между ними.

Призовой фонд Нобелевской премии колебался с момента его учреждения, но по состоянию на 2012 год он составлял 8 000 000 крон (около 1 100 000 долларов США), ранее это равнялось 10 000 000 крон. Это был не первый раз, когда призовая сумма уменьшалась. Начиная с номинальной стоимости в 150 782 крон в 1901 году (эквивалент 8 123 951 шведских крон в 2011), номинальная стоимость составляла всего лишь 121 333 крон (эквивалент 2 370 660 шведских крон в 2011) в 1945 году. Но с тех пор сумма росла или была стабильной, достигнув максимума в 11 659 016 шведских крон в 2001 году.

Медали Нобелевской премии

Медали Нобелевской премии, чеканившиеся монетными дворами Швеции и Норвегии начиная с 1902 года, являются зарегистрированными торговыми марками Нобелевского фонда. На аверсе (лицевой стороне) каждой медали изображен левый профиль Альфреда Нобеля. Медали Нобелевской премии по физике, химии, физиологии и медицине, литературе имеют одинаковые аверсы с изображением Альфреда Нобеля и годами его рождения и смерти (1833-1896). Портрет Нобеля также изображен на лицевой стороне медали Нобелевской премии мира и медали Премии в области экономики, но дизайном немного отличается. Изображение на оборотной стороне медали меняется в зависимости от учреждения, присуждающего премию. Оборотные стороны медалей Нобелевской премии по химии и физике имеют одинаковый дизайн. Дизайн медали Нобелевской премии в области литературы был разработан Эриком Линдбергом.

Дипломы Нобелевской премии

Нобелевские лауреаты получают диплом непосредственно из рук короля Швеции. Дизайн каждого диплома специально разработан учреждением, которое вручает премию лауреату. Диплом содержит изображение и текст, в котором указано имя лауреата, и как правило цитируется, за что он получил премию.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

Выбор кандидатов на Нобелевскую премию

Потенциальных получателей Нобелевской премии по литературе трудно предсказать, так как кандидатуры держатся в секрете в течение пятидесяти лет, до тех пор, пока в свободном доступе не выложат базу данных номинантов на Нобелевскую премию по литературе. На данный момент для публичного просмотра доступны только кандидатуры, представленные между 1901 и 1965 годами. Такая секретность приводит к спекуляциям на тему следующего лауреата Нобелевской премии.

А как насчет слухов, распространяющихся по всему миру касательно определенных людей, якобы номинированных на Нобелевскую премию в этом году? - Ну, либо это просто слухи, или кто-то из приглашенных лиц, предлагающих номинантов, слил информацию. Поскольку кандидатуры хранятся в секрете в течение 50 лет, вам придется подождать до тех пор, пока вы не узнаете об этом наверняка.

По словам профессора Йорана Мальмквиста из Шведской академии, китайский писатель Шень Цунвэнь должен был быть награжден в 1988 году Нобелевской премией по литературе, если бы внезапно не скончался в этом году.

Критика Нобелевской премии

Споры о выборе лауреатов Нобелевской премии

С 1901 по 1912 год, комитет во главе с консерватором Карлом Давидом аф Вирсеном, оценивал литературную ценность работы по сравнению с его вкладом в стремление человечества на пути "к идеалу". Толстой, Ибсен, Золя и Марк Твен были отвергнуты в пользу авторов, которых мало кто читает сегодня. Кроме того, многие считают, что историческая антипатия Швеции по отношению к России является причиной, по которой ни Толстой, ни Чехов не были удостоены премии. Во время Первой мировой войны и сразу после нее, Комитет принял политику нейтралитета, отдавая предпочтение авторам из невоюющих стран. Комитет неоднократно обходил стороной Августа Стриндберга. Однако ему досталась особая честь в виде присуждения Антинобелевской премии, присвоенной ему вследствие бурного общенационального признания в 1912 году будущим премьер-министром Карлом Яльмаром Брантингом. Джеймс Джойс написал книги, которые заняли 1 и 3 места в списке 100 лучших романов современности - "Улисс" и "Портрет художника в юности", однако Джойс ни разу не был удостоен Нобелевской премии. Как писал его биограф Гордон Боукер "Эта премия была просто вне досягаемости Джойса."

Академия сочла роман чешского писателя Карела Чапека "Война с саламандрами" слишком оскорбительным для немецкого правительства. Кроме того, он отказался предоставить какую-нибудь свою неспорную публикацию, на которую можно было бы ссылаться при оценке его работы, заявив: "Спасибо за благосклонность, но я уже написал свою докторскую диссертацию". Таким образом, он остался без премии.

Первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе лишь в 1909 году, стала Сельма Лагерлёф (Швеция 1858-1940) за "высокий идеализм, яркое воображение и духовное проникновение, которые отличают все её произведения".

По данным архивов Шведской академии, изучаемых газетой "Le Monde" после ее открытия в 2008 году, французский романист и интеллектуал Андре Мальро всерьез рассматривался как кандидат на премию в 1950-е годы. Мальро конкурировал с Камю, но ему было отказано несколько раз, в частности в 1954 и 1955 годах, "до тех пор, пока он не вернется к роману". Таким образом, Камю был удостоен премии в 1957 году.

Некоторые полагают, что У. Х. Оден не был удостоен Нобелевской премии по литературе из-за ошибок в его переводе 1961 года книги лауреата Нобелевской премии мира Дага Хаммаршёльда "Вехи" (Vägmärken /Markings), и заявлений, которые Оден делал во время своего лекционного турне по Скандинавии, предполагая, что Хаммаршёльд, как и сам Оден, был гомосексуалистом.

В 1962 году Нобелевскую премию по литературе получил Джон Стейнбек. Выбор был сильно раскритикован, и в одной из шведских газет был назван "одной из самых больших ошибок Академии". Газета "The New York Times" задавалась вопросом почему Нобелевский комитет дал премию автору, чей "ограниченный талант даже в его лучших книгах разбавлен самыми низкопробными философствованиями", добавив следующее: "нам кажется любопытным, что почести не удостоился писатель... чье значение, влияние и совершенное литературное наследие уже возымело более глубокое влияние на литературу нашего времени". Сам Стейнбек, когда в день объявления результатов его спросили, заслужил ли он Нобелевскую премию, ответил: "Честно говоря, нет". В 2012 году (50 лет спустя), Нобелевский комитет открыл свои архивы, и выяснилось, что Стейнбек был "компромиссным вариантом" среди номинантов из финального списка, таких как сам Стейнбек, британские авторы Роберт Грейвс и Лоренс Даррелл, французский драматург Жан Ануй, а также датская писательница Карен Бликсен. Рассекреченные документы свидетельствуют о том, что он был выбран в качестве меньшего из зол. "Там нет никаких явных кандидатов на Нобелевскую премию, и комитет по вручению премии находится в незавидном положении", пишет член комитета Генри Олсон.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе, но отказался от нее, заявив, что "Существует разница между подписью "Жан-Поль Сартр", или "Жан-Поль Сартр, лауреат Нобелевской премии". Писатель не должен позволять превращать себя в институт, даже если это принимает самые почетные формы ".

Советский писатель-диссидент Александр Солженицын, лауреат 1970 года, не присутствовал на церемонии вручения Нобелевской премии в Стокгольме из-за страха, что СССР будет препятствовать его возвращению после поездки (его работы там распространялись через самиздат - подпольную форму печати). После того, как правительство Швеции отказалось почтить Солженицына торжественной церемонией награждения, а также лекцией в посольстве Швеции в Москве, Солженицын вообще отказался от премии, отметив, что условия, установленные шведами (которые предпочли частную церемонию) были "оскорблением самой Нобелевской премии ". Солженицын принял награду и денежную премию только 10 декабря 1974 года, когда он был депортирован из Советского Союза.

В 1974 году Грэм Грин, Владимир Набоков, и Сол Беллоу рассматривались в качестве кандидатов на премию, но были отвергнуты в пользу совместной премии, врученной шведским авторам Эйвинду Юнсону и Харри Мартинсону, членам Шведской академии на тот момент, неизвестным за пределами своей страны. Беллоу получил Нобелевскую премию по литературе в 1976 году. Ни Грин, ни Набоков не были удостоены премии.

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес был номинирован на премию несколько раз, но, как утверждает Эдвин Уильямсон, биограф Борхеса, Академия не вручила ему награду, скорее всего, из-за его поддержки некоторых аргентинских и чилийских правых военных диктаторов, в том числе Аугусто Пиночета, чьи социальные и личные связи были весьма запутанными, согласно рецензии Колма Тойбина на книгу Уильямсона "Борхес в жизни". Отказ Борхесу в Нобелевской премии за поддержку этих правых диктаторов контрастирует с признанием Комитетом писателей, которые открыто поддерживали спорные левые диктатуры, в том числе Иосифа Сталина в случаях Сартра и Пабло Неруды. Кроме того, спорным был момент с поддержкой Габриэлем Гарсиа Маркесом кубинского революционера и президента Фиделя Кастро.

Награждение итальянского драматурга Дарио Фо в 1997 году изначально считалось некоторыми критиками "довольно поверхностным", поскольку в первую очередь его рассматривали как исполнителя, и католические организации сочли награждение Фо спорным, так как ранее он был осужден Римско-католической церковью. Газета Ватикана "L"Osservatore Romano" выразила удивление по поводу выбора Фо, отметив, что "Давать премию тому, кто также является автором сомнительных работ немыслимо." Салман Рушди и Артур Миллер были явными кандидатами на получение премии, но нобелевские организаторы, как позднее было процитировано, сказали, что в таком случае были бы "слишком предсказуемыми, слишком популярными."

Камило Хосе Села охотно предложил свои услуги в качестве информатора режима Франко и добровольно переехал из Мадрида в Галисию во время гражданской войны в Испании, чтобы присоединиться там к силам повстанцев. Статья Мигеля Анхеля Вильены "Между страхом и безнаказанностью", в которой были собраны комментарии испанских романистов по поводу примечательного молчания старшего поколения испанских романистов касательно прошлого публичных интеллектуалов времен диктатуры Франко, появилась под фотографией Селы во время церемонии вручения ему Нобелевской премии в Стокгольме в 1989 году.

Выбор лауреата 2004 года, Эльфриды Елинек, был опротестован членом Шведской академии, Кнутом Анлундом, который не был активным деятелем Академии с 1996 года. Анлунд подал в отставку, утверждая, что выбор Елинек нанес "непоправимый ущерб" репутации премии.

Объявление Гарольда Пинтера призером 2005 года было задержано на несколько дней, по-видимому, из-за отставки Анлунда, и это привело к возобновлению спекуляций на тему, что во вручении Премии Шведской академией присутствует "политический элемент". Хотя Пинтер не смог прочитать свою спорную Нобелевскую лекцию лично из-за плохого состояния здоровья, он транслировал ее из телевизионной студии, и она передавалась по видео на экраны перед аудиторией в Шведской академии в Стокгольме. Его комментарии стали источником большого количества толкований и дискуссий. Вопрос об их "политической позиции" был также поднят в ответ на вручение Нобелевской премии по литературе Орхану Памуку и Дорис Лессинг в 2006 и 2007 годах, соответственно.

Выбор 2016 года пал на Боба Дилана, и это было впервые в истории, когда музыкант и автор песен получил Нобелевскую премию по литературе. Награда вызвала некоторые споры, в частности, среди писателей, которые утверждали, что заслуги работы Дилана на литературном поприще не равны заслугам некоторых из его коллег. Ливанский романист Рабих Аламеддин написал в своем тветтере, что "Боб Дилан, получивший Нобелевскую премию по литературе, это то же самое, как если бы печенье миссис Филдс получило 3 звезды Мишлена." Французско-марокканский писатель Пьер Ассулин назвал такое решение "презрением к писателям". В ходе живого веб-чата, организованного "The Guardian", норвежский писатель Карл Уве Кнаусгор сказал: "Я очень обескуражен. Мне нравится, что комитет по оценке романов открывается для других видов литературы - текстов песен и так далее, я думаю, что это прекрасно. Но зная, что Дилан из того же поколения, что и Томас Пинчон, Филип Рот, Кормак Маккарти, мне очень трудно это принять". Шотландский писатель Ирвин Уэлш сказал: "Я поклонник Дилана, но эта награда - это просто плохо взвешенная ностальгия, исторгнутая старческими протухшими простатами мямлящих хиппи." Коллега по написанию песен и друг Дилана Леонард Коэн сказал, что не нужно было никаких премий, чтобы признать величие человека, трансформировавшего поп-музыку такими пластинками, как "Возвращение на шоссе 61" (Highway 61 Revisited). "Для меня," сказал Коэн, "[награждение Нобелевской премией] подобно тому, чтобы вешать медаль на гору Эверест за то, что она является самой высокой горой." Писатель и обозреватель Уилл Селф писал, что награда "обесценила" Дилана, тогда как он надеялся, что лауреат "последует примеру Сартра и отвергнет награду".

Спорные награждения Нобелевской премии

Ориентация премии на европейцев, и шведов, в частности, была предметом критики, даже в шведских газетах. Большинство лауреатов были европейцами, а Швеция получила больше премий, чем вся Азия вместе с Латинской Америкой. В 2009 году Гораций Энгдал, впоследствии постоянный секретарь Академии, заявил, что «Европа по-прежнему является центром литературного мира", и что "США слишком изолированы, слишком замкнуты. Они не переводят достаточно работ, и не слишком активно участвуют в большом литературном диалоге ".

В 2009 году Петер Энглунд, пришедший на замену Энгдалу, отверг это мнение ("В большинстве языковых областей... есть авторы, которые действительно заслуживают и могли бы получить Нобелевскую премию, и это касается как Соединенных Штатов, так и Северной и Южной Америки в целом") и признал европоцентричный характер премии, заявив: "Я думаю, что это проблема. Нам, как правило, в большей степени легко откликается литература, написанная в Европе и в европейской традиции." Американские критики, как известно, возражали, что их соотечественники, такие как Филип Рот, Томас Пинчон и Кормак Маккарти, были упущены из виду, так же, как и латиноамериканцы, такие как Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, и Карлос Фуэнтес, тогда как менее известные на этом континенте европейцы одерживали победу. Награда 2009 года, ушедшая Герте Мюллер, ранее мало известной за пределами Германии, но много раз называвшейся фаворитом Нобелевской премии, вновь возобновила мнение, что Шведская академия была предвзятой и европоцентричной.

Тем не менее, премия 2010 года была присуждена Марио Варгас Льосе, который был родом из Перу в Южной Америке. Когда в 2011 году премия была присуждена выдающемуся шведскому поэту Тумасу Транстрёмеру, постоянный секретарь Шведской академии Петер Энглунд сказал, что премия присуждалась не на политической основе, описывая такое понятие, как "литература для чайников". Следующие две награды Шведская Академия вручила неевропейцам, китайскому автор Мо Яню, и канадской писательнице Элис Мунро. Победа французского писателя Модиано в 2014 году возобновила вопрос европоцентризма. Отвечая на вопрос "The Wall Street Journal" "Так что, снова без американцев в этом году? Почему?", Энглунд напомнил американцам о канадском происхождении прошлогоднего победителя, о стремлении Академии к качеству литературы и невозможности наградить всех, кто заслуживает премию.

Незаслуженно полученные Нобелевские премии

В истории Нобелевской премии по литературе были упущены многие литературные достижения. Историк литературы Кьелл Эспмарк признал, что когда «дело касается ранних премий, то часто оправдывается плохой выбор и вопиющие упущения. Например вместо Сюлли Прюдома, Эйкена, и Хейзе стоило наградить Толстого, Ибсеа, и Генри Джеймса". Есть упущения, которые находятся вне контроля Нобелевского комитета, например вследствие преждевременной смерти автора, как это было с Марселем Прустом, Итало Кальвино, и Роберто Боланьо. По словам Кьелла Эспмарка "главные произведения Кафки, Кавафиса и Пессоа были опубликованы только после их смерти, а об истинном величии поэзии Мандельштама мир узнал прежде всего из неопубликованных стихов, которые его жена спасла от забвения спустя долгое время после его смерти в сибирской ссылке ". Британский романист Тим Паркс приписывал нескончаемые споры вокруг решений Нобелевского комитета "принципиальному легкомыслию премии и нашей собственной глупости в том, чтобы принимать ее всерьез", а также отметил, что "восемнадцать (или шестнадцать) шведских граждан будут иметь определенный авторитет, оценивая произведения шведской литературы, но какая группа могла бы когда-либо действительно охватить своим умом бесконечно разнообразную работу десятков различных традиций? И почему мы должны просить их сделать это?"

Эквиваленты Нобелевской премии по литературе

Нобелевская премия по литературе является не единственной литературной премией, на которую имеют право претендовать авторы всех национальностей. Среди других известных международных литературных премий: Нейштадтская литературная премия, Премия Франца Кафки, и Международная Букеровская премия. В отличие от Нобелевской премии по литературе, Премия Франца Кафки, Международная Букеровская премия, и Нейштадтская литературная премия вручается раз в два года. Журналистка Хепзиба Андерсон отметила, что Международная Букеровская премия "стремительно становится более значимой наградой, выступающей все более и более компетентной альтернативой Нобелю". Букеровская Международная премия "делает упор на общий вклад одного писателя в художественную литературу на мировой арене" и "фокусирется только на литературном мастерстве". Поскольку она была учреждена только в 2005 году, пока не представляется возможным проанализировать важность ее влияния на потенциальных будущих лауреатов Нобелевской премии по литературе. Только Элис Мунро (2009) была удостоена обоих. Тем не менее, некоторые лауреаты Международной Букеровской премии, такие как Исмаил Кадаре (2005) и Филип Рот (2011) считаются претендентами на Нобелевскую премию в области литературы. Нейштадтская литературная премия считается одной из самых престижных международных литературных премий, и часто упоминается как американский аналог Нобелевской премии. Подобно Нобелевской или Букеровской премии, она присуждается не за какое-либо произведение, а за всю работу автора. Премию часто рассматривают как показатель того, что определенному автору может быть присуждена Нобелевская премия по литературе. Габриэль Гарсиа Маркес (1972 - Нейштадт, 1982 - Нобель), Чеслав Милош (1978 - Нейштадт, 1980 - Нобель), Октавио Пас (1982 - Нейштадт, 1990 - Нобель), Транстрёмер (1990 - Нейштадт, 2011 - Нобель) вначале были удостоены Нейштадтской международной литературной премии, прежде чем им была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Еще одна награда, заслуживающая внимания - это Премия принцессы Астурийской (ранее Премия иринца Астурийского) по литературе. В первые годы своего существования она почти исключительно присуждалась писателям, которые писали на испанском языке, но позднее премии были также удостоены писатели, работающие на других языках. Среди писателей, которые получили и Премию принцессы Астурийской по литературе, и Нобелевскую премию по литературе - Камило Хосе Села, Гюнтер Грасс, Дорис Лессинг, и Марио Варгас Льоса.

Американская премия по литературе, которая не предусматривает денежный приз, представляет из себя альтернативу Нобелевской премии по литературе. На сегодняшний день, Гарольд Пинтер и Жозе Сарамаго являются единственными писателями, получившими обе литературные премии.

Существуют также премии, отмечающие прижизненные достижения писателей на конкретных языках, как например Премия "Мигель де Сервантес" (для авторов, пишущих на испанском языке, учреждена в 1976 году), и Премия Камоэнса (для португалоязычных авторов, учреждена в 1989 году). Нобелевские лауреаты, которые также были удостоены Премии имени Сервантеса: Октавио Пас (1981 - Сервантес, 1990 - Нобель), Марио Варгас Льоса (1994 - Сервантес, 2010 - Нобель), и Камило Хосе Села (1995 - Сервантес, 1989 - Нобель). Жозе Сарамаго является до настоящего времени единственным автором, получившим как Премию Камоэнса (1995), так и Нобелевскую премию (1998).

Премию имени Ганса Христиана Андерсена иногда называют "Маленьким Нобелем". Награда заслужил такое название, поскольку подобно Нобелевской премии по литературе, она принимает во внимание прижизненные достижения писателей, хотя Премия Андерсена ориентируется на одну категорию литературных произведений (детская литература).


Нобелевский комитет долго хранит молчание по поводу своей работы, и только через 50 лет открывает информацию о том, как присуждалась премия. Второго января 2018 года стало известно, что в числе 70 кандидатов на Нобелевскую премию по литературе 1967 года был Константин Паустовский.

Компания подобралась очень достойная: Сэмюэль Беккет, Луи Арагон, Альберто Моравиа, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Ясунари Кавабата, Грэм Грин, Уистен Хью Оден. Премию в том году Академия присудила гватемальскому писателю Мигелю Анхелю Астуриасу «за его живые литературные достижения, глубоко укорененные в национальных чертах и традициях коренных народов Латинской Америки».


Имя Константина Паустовского предложил член Шведской академии Эйвинд Юнсон, однако Нобелевский комитет отклонил его кандидатуру с формулировкой: «Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено в сторону». Трудно сказать, о каких «естественных причинах» идёт речь. Остаётся только привести известные факты.

В 1965 году Паустовский уже выдвигался на Нобелевскую премию. Это был необычный год, потому что среди номинантов на премию оказалось сразу четыре русских писателя – Анна Ахматова, Михаил Шолохов, Константин Паустовский, Владимир Набоков. Премию в итоге получил Михаил Шолохов, чтобы слишком не раздражать советские власти после предыдущего Нобелевского лауреата Бориса Пастернака, чьё награждение вызвало огромный скандал.

Впервые премия по литературе была вручена в 1901 году. С тех пор её получили шесть авторов, пишущих на русском языке. Некоторых из них нельзя отнести ни к СССР, ни к России в связи с вопросами гражданства. Однако их инструментом был русский язык, и это главное.

Иван Бунин становится первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1933 году, взяв вершину с пятой попытки. Как покажет последующая история, это окажется ещё не самый длинный путь к «Нобелю».


Награда была вручена с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

В 1958 году Нобелевская премия досталась представителю русской литературы во второй раз. Борис Пастернак был отмечен «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».


Самому Пастернаку премия не принесла ничего, кроме проблем и кампании под лозунгом «Не читал, но осуждаю!». Речь шла о романе «Доктор Живаго», который был опубликован за границей, что по тем временам приравнивалось к предательству родины. Положение не спасло даже то, что роман был издан в Италии в коммунистическом издательстве. Писателя вынудили отказаться от премии под угрозой высылки из страны и угроз в адрес его семьи и близких людей. Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и в 1989 году вручила диплом и медаль его сыну. На этот раз обошлось без эксцессов.

В 1965 году Михаил Шолохов стал третьим лауреатом Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».


Это была «правильная» премия с точки зрения СССР, тем более что кандидатуру писателя поддерживало непосредственно государство.

В 1970 году Нобелевская премия по литературе досталась Александру Солженицыну «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».


Нобелевский комитет долго оправдывался, что его решение не было политическим, как утверждали советские власти. Сторонники версии о политическом характере награды отмечают две вещи – от момента первой публикации Солженицына до вручения премии прошло всего восемь лет, что не идёт ни в какое сравнение с другими лауреатами. Причём к моменту присуждения премии не были опубликованы ни «Архипелаг ГУЛАГ», ни «Красное колесо».

Пятым лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1987 году стал поэт-эмигрант Иосиф Бродский, награждённый «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».


Поэт в 1972 году был насильно отправлен в эмиграцию и имел на момент награждения американское гражданство.

Уже в XXI веке, в 2015 году, то есть спустя 28 лет Нобелевскую премию как представительница Белоруссии получает Светлана Алексиевич. И снова не обошлось без некоторого скандала. У многих литераторов, общественных деятелей и политиков вызвала неприятие идеологическая позиция Алексиевич, другие считали, что её произведения – обычная журналистика и не имеет отношения к художественному творчеству.


В любом случае в истории Нобелевской премии открылась новая страница. Впервые премия присуждена не писателю, а журналисту.

Таким образом, почти все решения Нобелевского комитета, касающиеся писателей из России, имели политическую или идеологическую подоплёку. Это началось еще в 1901 году, когда шведские академики обратились с письмом к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего».

Основной посыл письма заключался в стремлении академиков оправдаться в своём решении не присуждать премию Льву Толстому. Академики писали, что великий писатель и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Лев Толстой в ответ поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена… Это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

Сорок девять шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. Всего же великий русский писатель выдвигался на премию пять лет подряд, последний раз это было в 1906 году, за четыре года до его смерти. Именно тогда писатель обратился в комитет с просьбой не присуждать ему премию, чтобы не пришлось потом отказываться.


Сегодня достоянием истории стали мнения тех экспертов, которые отлучили Толстого от премии. Среди них профессор Альфред Йенсен, который считал, что философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». Секретарь Шведской академии Карл Вирсен ещё категоричнее сформулировал свою точку зрения о невозможности присуждения премии Толстому: «Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Среди тех, кто становился номинантом, но не удостоился чести прочитать Нобелевскую лекцию немало громких имён.
Это Дмитрий Мережковский (1914, 1915, 1930-1937)


Максим Горький (1918, 1923, 1928, 1933)


Константин Бальмонт (1923)


Пётр Краснов (1926)


Иван Шмелёв (1931)


Марк Алданов (1938, 1939)


Николай Бердяев (1944, 1945, 1947)


Как видим, в списке номинантов в основном те русские писатели, которые на момент выдвижения находились в эмиграции. Этот ряд пополнился новыми именами.
Это Борис Зайцев (1962)


Владимир Набоков (1962)


Из советских русский писателей в список попадал только Леонид Леонов (1950).


Анну Ахматову, конечно, советским писателем можно считать только условно, потому что она имела гражданство СССР. Единственный раз она была в Нобелевской номинации в 1965 году.

При желании можно назвать ещё не одного русского писателя, который заслужил своим творчество звания лауреата Нобелевской премии. Например, Иосиф Бродский в нобелевской лекции упомянул трёх русских поэтов, которых были бы достойны оказаться на нобелевской трибуне. Это Осип Мандельштам, Марина Цветаева и Анна Ахматова.

Дальнейшая история Нобелевских номинаций наверняка откроет нам ещё много интересного.




Top