Николай циганов. Николай цыганов - стихи

Имя этого удивительного поэта, Николая Григорьевича Цыганова, родившегося почти одновременно с Пушкиным, сегодня, к сожалению, полузабыто. Но песни его до сих пор неумолчно звучат по всей России.

Юркий Колька-потешник и добрая Агашка

Колька Цыганов стоял на крыше избы весь черный, чумазый, как чертенок (трубу чистил), и кричал сверху: «Сваты!..Сваты едут!.. Агашку сватать!». Ему было жалко «свою невесту» - крепостную девушку, белозубую и статную Агафью. С веснушками и такой длинной косой, что когда на речке она расплетала ее, то тела не было видно. Иногда на вечерках добрая Агашка давала «цыганенку Коле» семечек или пряничек, за что его и прозвали - «жених». И вот на тебе - «невесту» сватают. И Колька, стоя на крыше, только вздохнул - ладно уж, пусть Агашку сватают. Все равно ничего у них не выйдет.

А по улице, все приближаясь, неслась нарядная тройка, вся в лентах. И возница разряжен был ярко, в красное. Даже пуще самого жениха и чинных толстых сватов в картузах, с цветами в петлицах. Тройка промчалась, взметая пыль, на другой конец села и там замерла. Однако вскоре, не успел Колька дело доделать и с крыши слезть, как уж сваты тронулись в обратный путь. Теперь проехали скучные, злые, без картузов, без цветов, и лысины блестели на солнце.

А вечером перед ужином юркий Колька-потешник «кривлялся» - давал родным «представление». Как надутые сваты к Агашке ехали и как потом «побитые» восвояси убрались. Но мать почему-то вздыхала, а отец вдруг дал «артисту» подзатыльник: «Хватит паясничать... - и жене: - Она бесприданница, а, дура, туда же: «Не хочу, не буду. Старый, старый». А могла б зажить припеваючи». И мать горюнилась: «Вот слез-то теперь у них в дому. Жених-то бондарь был, вольный. Могла б и она вольную получить. И сарафан ей матушка уж такой красный сшила, с рюшами... Вот горе так горе».

В метрических книгах Николай Григорьевич Цыганов (1800-1833) был записан как «московский мещанин ». Хотя по другим источникам - он родился под Петербургом, в семье «вольноотпущенного крестьянина», работавшего в десятые годы «по торговым поручениям» в приволжских (Саратовском и Симбирском) краях у хлебопромышленника Злобина. Так или иначе, а Коля провел детство в разъездах с отцом по России. Учился урывками. Порой, когда жили на одном месте подольше, мальчику удавалось даже пристроиться в местный театр «на побегушки» и даже играть на сцене жалостливые «сиротские» рольки. По одной из версий биографов, актерский талант Цыганова был замечен литератором М. Н. Загоскиным, служившим тогда в Симбирской театральной инспекции. По его-то протекции одиннадцатилетний Коля и был «помещен» в Московское театральное училище. А через восемь лет, окончив его, стал драматическим актером Малого театра. И даже получил звание артиста Императорских театров. Для вчерашнего крепостного это был огромный успех. Уже одно то, что его «обожал» великий трагик П. С. Мочалов, говорит о многом.

Не шей ты мне ты, матушка, красный сарафан

Обычно после спектакля и многократных выходов «на поклон» к рампе уставшие актеры приезжали в дом к Мочалову на Тверскую, и творческий вечер продолжался возле зажженного камина. Мочалов, лежа на бархатной оттоманке с бокалом в руке, просил Николая что-нибудь спеть. «Ну, эту... «Я посею, молоденька, цветиков маленько ». А впрочем, - он царственно махал рукой, - давай любую, все до слез хороши!». И Николай Григорьевич, взяв гитару и глядя на пляшущий огонь, неспешно перебирал струны. Теперь это был совсем иной Цыганов, не тот шумный скоморох, что на сцене. (Он обычно играл роли шутов, плутоватых слуг, комичных старцев.). Тонкое лицо его преображалось, словно спадала маска, и проступало иное - задумчивое, прекрасное. Черные кудри оттеняли бледный высокий лоб, полуопущенный взор больших глаз, болезненный румянец. Петь он начинал тихо, словно издалека:

Не шей ты мне ты, матушка, красный сарафан,
Не входи, родимая, попусту в изъян.

Рано мою косыньку на две расплетать.
Прикажи мне русую в ленту убирать!
Пускай непокрытая шелковой фатой
Очи молодецкие веселит собой!

В театре все знали, что сочиняет Цыганов давно. И музыку, и стихи. Но нигде не печатает, поскольку ни издателя, ни денег на свое дарование у него нет. Хотя и подрабатывает еще и в Большом театре, чтоб оплатить аренду приличной квартиры. Исполняет Цыганов там не только драматические роли, но порой и небольшие оперные партии. Ибо голос «ой, как хорош».

Золотая волюшка мне милей всего!
Не хочу без волюшки в свете ничего!

Около 50 песен, не просто стихов, а именно «русских песен», написал Николай Григорьевич за свою короткую 33-летнюю жизнь. Он писал их легко, как дышал, как пел, как плакал. Не знал, что потом критики назовут это «искренним», «камерным дарованием», жанром «трагедийной народной лирики», а его самого - «предтечей» большого русского поэта А. В. Кольцова. При жизни же его песни расходились по всей стране в списках. «У соловушки одна песенка », «Я, как льдинка от лучей, на песочке таю » и пр. Порой они, уже безымянные, попадали в популярные песенники. А великие композиторы и тогда, и впоследствии сочиняли музыку на эти слова. Например, А.Е. Варламов («Не шей мне, матушка, красный сарафан »), П.И.Чайковский («Без поры да без времени сохнет во поле муравушка » и др.), С.В. Рахманинов («Что ты, соловьюшко, корму не клюешь? »). Но среди всех есть одна, особая песня, трепетная, до боли щемящая и за два столетия объявшая души, кажется, всех поколении. И чудится - вот сидит задумчивый автор у пылающего огня и, перебирая струны, тихо поет:

Течет речка по песочечку,
Бережочек точит,
А молодая, русокудрая,
В речке ножки мочит.

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; малолетний сын учился кое-как, урывками, большей частию дома, а иногда поступая на время в училище, какое находилось в месте пребывания его семейства. Непредвиденные обстоятельства привели молодого Цыганова на артистическое поприще, и он поступил в саратовскую театральную труппу около 1816 года. Там оставался он около 12 лет, разъезжая притом и по другим окрестным городам, где были театры. Известный писатель М. Н. Загоскин в бытность свою в Симбирске заметил сценическое дарование Цыганова и содействовал переходу его в московский театр. Здесь успехи его были не особенно заметны, однако помнившие признавали в нем актёра умного и полезного. Но столичное пребывание Цыганова было непродолжительно. Переживши благополучно холеру года, он сделался в следующем году жертвою эпидемии, в то время уже уменьшившийся в Москве, но тем сильнее действовавшей на тех немногих, которых она поражала.

В частной жизни Цыганов был человек откровенный, добродушный, и несмотря на то, что любил подчас веселье и даже разгул, отличался какою-то застенчивостью, которая часто вызывала на шутки его товарищей и приятелей, очень любивших его. Впрочем, эта застенчивость не мешала ему презабавно и остроумно отшучиваться.

Цыганов был нежным сыном и заботился о содержании и успокоении старушки матери своей, которая потом была взята к себе в дом нашим славным артистом М. С. Щепкиным .

Творчество

Отлично знакомый с народными песнями, которые он собирал и слушал в разных местах России, Цыганов проникался духом этих песен и сочинял свои, которые сам очень приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые его песни просто переделка известных народных песен или их развитие. Беспечный по природе, он не заботился собирать или печатать написанное; при жизни его немногие из его песен появились в печати, хотя некоторые сделались известны в десятках тысяч списков по всей России и стали народными; распевавшие эти песни едва ли знали имя сочинителя. Многие, вероятно, и теперь не знают, что Цыганов автор таких общеизвестных песен, как «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная» и проч. Из них «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», с приятною музыкою Титова, пользовалась известностию во всех слоях общества.

Публикации

После смерти Цыганова некоторые его песни появились в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина , и в других журналах. Собрание их вышло под заглавием «Русские песни Н. Цыганова» (М., 1834); книжка эта была напечатана в небольшом числе экземпляров и скоро сделалась библиографической редкостию; второе издание вышло в 1857 году без всяких перемен и тоже скоро разошлось. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому русскому актёру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне » в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони , который признал Цыганова поэтом гораздо выше барона Дельвига , но скромнее Кольцова .

Литература

  • Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов. - Издание третье в серии «Дешевая библиотека» А. С. Суворина, Спб., 1886.

Ссылки

Категории:

  • Актёры России
  • Персоналии по алфавиту
  • Поэты России
  • Родившиеся в 1797 году
  • Русские поэты
  • Умершие в 1831 году
  • Умершие в Москве

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Прозрачность среды
  • Прозрачность

Смотреть что такое "Цыганов, Николай Григорьевич" в других словарях:

    Цыганов Николай Григорьевич - (1797, Петербург, ‒ 1831, Москва), русский поэт, актёр. Родился в семье крестьянина вольноотпущенника. С 1816 много ездил по стране с Саратовской театральной труппой. В 1828 при содействии М. Н. Загоскина поступил в московский Малый театр. Песни… … Большая советская энциклопедия

    Цыганов Николай Григорьевич - Цыганов (Николай Григорьевич, 1797 1831) поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер комик, в последние годы игравший на сцене московского театра. Из его песен некоторые стали народными. Наиболее популярные… … Биографический словарь

    Цыганов, Николай Григорьевич - актер, автор популярных песен; отец его был сперва крепостным купца В. А. Злобина, известного своими торговыми предприятиями и хлебной торговлей по Волге и ее окрестностям; получив затем отпускную, Григорий Цыганов приписался в удельные крестьяне … Большая биографическая энциклопедия

    Цыганов Николай Григорьевич

    ЦЫГАНОВ Николай Григорьевич - (1797—1831), русский поэт, актер, исполнитель песен собств. сочинения. Стихи в духе нар. песен, в т. ч. «Красный сарафан»; сб. «Русские песни» (опубл. 1834).■ Мерзляков А. Ф. и Цыганов Н. Г., Рус. песни, 3 изд., СПБ, 1886 … Литературный энциклопедический словарь

    Цыганов Николай Григорьевич, поэт - (1797 1831) поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер комик, в последние годы игравший на сцене московского театра. Из его песен некоторые стали народными. Наиболее популярные из них: Что ты рано, травушка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Николай Григорьевич Цыганов - (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

    Цыганов, Николай - Николай Григорьевич Цыганов (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

    Цыганов - Цыганов фамилия: Известные носители Мужчины Цыганов, Андрей Геннадьевич (р. 1961) заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Цыганов, Вадим Борисович поэт, композитор и дизайнер. Цыганов, Валерий Иванович (род … Википедия

    Николай Цыганов - Николай Григорьевич Цыганов (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

И поэт .

Николай Григорьевич Цыганов
Дата рождения
Место рождения
  • Санкт-Петербург , Российская империя
Дата смерти 30 ноября (12 декабря)
Место смерти
  • Москва , Российская империя
Страна
Род деятельности поэт , актёр

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; Цыганов учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по провинциальным театрам. Цыганов был женат на Марии Ивановне Чижовой, и назывался по чину её отца, губернского регистратора. Писатель М. Н. Загоскин заметил Цыганова в Симбирске и содействовал его переходу в труппу Московского Малого театра в 1828 году. В Москве Цыганов сблизился с театральными кругами, дружил с П. С. Мочаловым , Ф. А. Кони и М. С. Щепкиным .

Творчество

Все известные стихотворения Цыганова исполнены в стилистике фольклорной лирики, многие из них являлись песнями, которые по некоторым сведениям, Цыганов исполнял сам, аккомпанируя себе на гитаре. Вероятно, до приезда в Москву и знакомства с литературными тенденциями обеих столиц, Цыганов мыслил свои песни вне литературы и печати, однако в конце 1820-х, начале 1830-х гг. жанр литературной «русской песни» стал заметным и популярным: почти одновременно вышли сборники А. А. Дельвига и А. Ф. Мерзлякова .с многочисленными образцами жанра, на которые критика отреагировала благосклонно. Ранняя смерть не позволила Цыганову выступить с «русскими песнями» в литературе достаточно заметно, он начал печататься в периодических изданиях и подготовил сборник своих песен, но издать его не успел. Многие его песни разошлись в списках и песенниках, утратив имя автора (одни из самых известных: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная»). Музыку ко многим песням Цыганова писал А. Варламов .

Публикации

Впервые стихотворение Цыганова появляется в печати в 1828 г. Только в 1832 г. его тексты начинают регулярно печататься в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина . Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение

>> Биография

Николай Григорьевич Цыганов. Биография

Николай Григорьевич Цыганов (1797, Санкт-Петербург - 30 ноября 1832, Москва) - русский актёр и поэт.

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; малолетний сын учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по разным городам, где были театры. Известный писатель М. Н. Загоскин в бытность свою в Симбирске заметил сценическое дарование Цыганова и содействовал переходу его в московский театр. Здесь успехи его были не особенно заметны, однако помнившие признавали в нём актёра умного и полезного.

В частной жизни Цыганов был человек откровенный, добродушный, и несмотря на то, что любил подчас веселье и даже разгул, отличался какою-то застенчивостью, которая часто вызывала на шутки его товарищей и приятелей, очень любивших его. Впрочем, эта застенчивость не мешала ему презабавно и остроумно отшучиваться.

Цыганов был нежным сыном и заботился о содержании и успокоении старушки матери своей, которая после смерти поэта была взята к себе в дом нашим славным артистом М. С. Щепкиным.


Отлично знакомый с народными песнями, которые он собирал и слушал в разных местах России, Цыганов проникался духом этих песен и сочинял свои, которые сам очень приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые его песни просто переделка известных народных песен или их развитие. Беспечный по природе, он не заботился собирать или печатать написанное; при жизни его немногие из его песен появились в печати, хотя некоторые сделались известны в десятках тысяч списков по всей России и стали народными; распевавшие эти песни едва ли знали имя сочинителя. Многие, вероятно, и теперь не знают, что Цыганов автор таких общеизвестных песен, как «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная» и проч. Из них «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» на музыку Титова, пользовалась известностию во всех слоях общества.

В печати песни Цыганова появляются поздно. Только в 1832 г. некоторые из них публикуются в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу» Надеждина. Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана в небольшом числе экземпляров и скоро сделалась библиографической редкостию; второе издание вышло в 1857 году и тоже скоро разошлось. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому русскому актёру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне» в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони, который признал Цыганова поэтом гораздо выше барона Дельвига, но скромнее Кольцова.

Цыганов Николай Григорьевич родился в 1797 году в Москве в семье вольноотпущенного приволжского крестьянина - поэт.

До 19 лет жил с отцом, помогая ему по хозяйству.

В 1816 поступил актером в саратовскую труппу и в течение 12 лет вел бродячий образ жизни.

В 1828 находящийся в Симбирске директор московских театров и романист М. Н. Загоскин обратил внимание на Николая Григорьевича и помог ему перевестись в Московский театр. Скитаясь по России, Цыганов внимательно изучал жизнь народа, его творчество, собирал разбойничьи песни, которые впоследствии пытался издать отдельным сборником, однако цензура их не пропустила. Цыганов и сам пробует свои силы в песенном жанре, переделывая и варьируя народные песни. Будучи скромным и застенчивым, он не придавал почти никакого значения своим поэтическим опытам. Обычно он импровизировал во время игры на гитаре, а друзья записывали.

При жизни Николая Григорьевича всего лишь несколько его песен было напечатано в театральном сборнике «Литературный кабинет». Отдельным изданием песни Цыганова Н.Г. вышли после смерти автора (1834).

Он писал главным образом элегические песни. Основные темы их - разлука, измена, потеря любимого человека, горе, причиненное «злыми людьми», и так далее. Во многих его песнях слышится жалоба на судьбу, изломавшую молодость человека. Характерны для лирики Цыганова мотивы несчастной любви, концовки песен нередко пессимистичны. Правда, его герои от любви не умирают, но они страдают, вянут и сохнут.

Бытовые картины в песнях Цыганова встречаются редко, но кое-где рассыпаны намеки на ненормальные семейные отношения: женщина жалуется на старого ревнивого мужа, отнявшего у нее волю. Какая-то придавленность, покорное подчинение року - эти мотивы тоже нередки в песенном творчестве поэта.

Встречаются у него и картины природы, задушевные и лиричные. У Николая Григорьевича нет описаний земледельческого труда.

Цыганов широко пользовался разнообразными приемами устной народной лирики: отрицательными сравнениями, символами, народными эпитетами и так далее. Для его песен характерны, например, такие образы, как цветок незабудочка, кукушечка, кукующая во сыром бору, рано потемневшая травушка, пташка в клетке, желтая речка, белая береза и другие, широко представленные в русской народной лирике.

Цыганов придавал большое значение рифме: у него встречаются рифмы тождественные, случайные, морфологические, синонимические и смысловые; ассонансы (ноченька - в оченъках, о бывалом - нимало и др.). У него богатая и оригинальная строфика: в основном Цыганов разрабатывал шестистишие, но встречается у него и пятистишие с редкой рифмовкой («Ах, вы, кони, мои вороные...»). В повествовательную речь поэт обычно вводит прямую речь или диалог, что характерно для народной лирики.

Лучшие песни Цыганова Н.Г. положены на музыку крупнейшими русскими композиторами и занимают прочное место в русской поэзии.




Top