Роль эпизода в драматическом произведение. Драматургия гоголя в произведении ревизор

Кровь является главным транспортировщиком всех микроэлементов в организме человека, поэтому ее транспортная функция является главной, так как заключается в обеспечении непрерывного перемещения питательных микроэлементов от органов пищеварения: печени, кишечника, желудка – к клеткам. Иначе ее еще называют трофической функцией крови. Транспортировка кислорода от легких к клеткам и углекислого газа в обратном направлении, иначе называется дыхательной функцией крови.

Кровь стабилизирует температуру клеток, перемещая тепловую энергию, поэтому ее терморегуляторная функция является одной из важнейших. Около 50% всей энергии организма человека преобразуется в тепло, которое вырабатывается печенью, кишечником и мышечными тканями. И именно благодаря терморегуляции одни органы не перегреваются, а другие не замерзают, так как кровь перемещает тепло во все клетки и ткани. Любые нарушения, происходящие в соединительной ткани, приводят к тому, что периферийные органы не получают тепло и начинают мерзнуть. Чаще всего такое наблюдается при анемии, кровопотери.

Защитная функция крови выражается благодаря наличию в составе межклеточного вещества лейкоцитов – иммунных клеток. Заключается в предотвращении возникновения критического увеличения уровня токсических веществ в клетках. Попадающие внутрь вирусные микроорганизмы уничтожаются защитной системой. При ее нарушении организм становится слабым для противостояния инфекциям, и, соответственно, защитная функция крови не может проявить себя в полной мере.

Кровь отвечает за поддержание постоянства внутренней среды организма, в первую очередь кислотного и водно-солевого балансов, в этом проявляется ее гомеостатическая функция. Поддерживается осмотическое давление, ионный состав тканей. Лишнее количество одних веществ удаляется из клеток, а другие вещества заносятся межклеточным веществом. Также благодаря данной функции кровь способна сохранять свои постоянные свойства.

Гуморальная или регуляторная функция связана с деятельностью эндокринной железы. Щитовидная, половая, поджелудочная железы вырабатывают гормоны, а межклеточное вещество транспортирует их в нужные места. Регуляторная функция важна, так как контролирует кровяное давление и нормализует его.

Экскреторная функция – отдельный вид транспортной функции крови, ее суть состоит в удалении конечных продуктов обмена (мочевины, мочевой кислоты), лишней жидкости, минеральных микроэлементов.

Гомеостаз является важной функцией крови. При, вен, артерий и появлении кровотечения в месте травмирования образуется кровяной сгусток, препятствующий сильной кровопотере.

Элементы кровеносной системы

Кровь представляет собой систему, которая состоит из определенных элементов, связанных друг с другом. Основные ее элементы:

  • циркулирующая кровь, или периферическая;
  • депонированная кровь;
  • органы кроветворения;
  • органы разрушения.

Циркулирующая перемещается по артериям и прокачивается сердцем. составляет примерно 5-6 л, но лишь 50% от этого объема циркулирует в состоянии покоя.

Депонированная представляет собой запасы крови в печени и селезенке. Ее выбрасывают органы в сосудистую систему при физических или эмоциональных нагрузках, когда мозг и мышцы нуждаются в повышенном количестве кислорода и питательных микроэлементов. Она нужна при непредвиденных кровотечениях. При наличии патологии печени и селезенки запасы значительно уменьшаются, что несет определенную опасность для человека.

Следующий элемент системы – орган кроветворения, к которому относится, находится в тазовых костях и концах трубчатых костей конечностей. В этом органе образуются лимфоциты и эритроциты, а в лимфоузлах – некоторые иммунные клетки. Частью системы являются органы, в которых кровь распадается. Например, в селезенке утилизируются красные кровяные тельца, в легких – лимфоциты.

Все эти части системы влияют на здоровье крови в организме человека. Поэтому необходимо следить за ее состоянием, за состоянием органов, ведь кровь выполняет жизненно важные физиологические функции для внутренних органов и тканей.

- это комбинация плазмы (водянистая жидкость) и клеток, которые плавают в ней. Это специализированная телесная жидкость, которая снабжает наши клетки необходимыми веществами и питательными веществами, такими как сахар, кислород и гормоны, и переносит их из этих клеток в нужные органы. Эти отходы в конечном итоге вымываются из организма с мочой, фекалиями, и через легкие (углекислый газ). Кровь также содержит свертывающие агенты.

Плазма составляет 55% от жидкости крови у людей и других представителей позвоночных.

Помимо воды, плазма также содержит:

  • Клетки крови
  • Углекислый газ
  • Глюкоза (сахар)
  • Гормоны
  • Белки

Кровь и типы клеток

  • Красные кровяные тельца - также известные как эритроциты. Они имеют форму слегка отступов, сплюснутых дисков. Это самые распространенные клетки и содержат гемоглобин (Hb или Hgb).

Гемоглобин - это белок, содержащий железо. Он переносит кислород из легких в ткани и клетки организма. 97% содержимого эритроцитов человека - это белок.

Каждый эритроцит имеет продолжительность жизни около 4 месяцев. В конце жизни они деградируют селезенкой и клетками Купфера в печени. Тело постоянно заменяет те, которые создаются.

  • Белые клетки крови (лейкоциты) - это клетки нашей иммунной системы . Они защищают организм от инфекций и посторонних тел. Лимфоциты и гранулоциты (типы лейкоцитов) могут перемещаться внутри и из кровотока, чтобы достичь пораженных участков ткани.

Лейкоциты также будут бороться с аномальными клетками, такими как раковые клетки.

Обычно количество кровяных клеток в одном литре крови у здорового человека равняется 4*10^10.

  • Тромбоциты - участвуют в свертывании крови (коагуляции). Когда человек истекает кровью, тромбоциты собираются вместе, чтобы сформировать сгусток и остановить кровотечение.

При воздействии воздуха к тромбоциту они высвобождают фибриноген в кровоток, что приводит к реакциям, которые приводят к свертыванию крови, например, на кожной ране. Образуется парша.

Когда гемоглобин окисляется, кровь человека ярко-красная.

Сердце накачивает кровь по всему телу через кровеносные сосуды. Кровеносная артериальная кровь, обогащенная кислородом, переносится из сердца в остальные части тела, и, нагруженная углекислым газом (венозная кровь), возвращается в легкие, где выдыхается углекислый газ. Углекислый газ - это отходы, образующиеся клетками во время метаболизма.

Что такое гематология?

Гематология - это диагностика, лечение и профилактика заболеваний крови и костного мозга, а также иммунологическая, свертывающая кровь (гемостатическая) и сосудистая системы. Врач, специализирующийся на гематологии, называется гематологом.

Функции крови

  • Поставляет кислород в клетки и ткани.
  • Поставляет необходимые питательные вещества в клетки, такие как аминокислоты, жирные кислоты и глюкозу.
  • Переносит углекислый газ, мочевину и молочную кислоту в органы выделения
  • Белые кровяные тельца имеют антитела, которые защищают организм от инфекций и посторонних тел.
  • Имеет специализированные клетки, такие как тромбоциты, которые помогают крови свёртываться (коагулировать) при кровотечениях.
  • Транспортирует гормоны - химические вещества, высвобождаемые клеткой в одной части тела, которая отправляет сообщения воздействующие на клетки в другой части тела.
  • Регулирует уровень кислотности (рН).
  • Регулирует температуру тела. Когда погода очень жаркая или во время интенсивных упражнений будет увеличен приток крови к поверхности, что приведет к более теплой коже и более высокой теплопотери. Когда температура окружающей среды падает, кровоток фокусируется больше на жизненно важных органах внутри тела.
  • Он также имеет гидравлические функции - когда человек сексуально возбуждается, наполнение (заполнение области кровью) приведет к мужской эрекции и припухлости клитора женщины.

Клетки крови вырабатываются в костном мозге

В костном мозге появляются белые клетки, эритроциты и тромбоциты - желеобразное вещество, которое заполняет полости костей. Костный мозг состоит из жиров, крови и специальных клеток (стволовых клеток), которые превращаются в различные типы клеток крови. Основные области костного мозга, участвующие в образовании клеток крови, находятся в позвонках, ребрах, грудине, черепе и бедрах.

Есть два типа костного мозга, красный и желтый . Большинство наших красных

и белых клеток крови, а также тромбоциты появились в красном костном мозге.

Клетки крови у младенцев и маленьких детей производятся в костном мозге в большинстве костей в организме. По мере того, как мы становимся старше, часть костного мозга превращается в желтый костный мозг, и только кости, составляющие позвоночник (позвонки), ребра, таз, череп и грудина содержат красный костный мозг.

Если человек испытывает сильную потерю крови, организм способен превращать желтый костный мозг обратно в красный мозг, поскольку он пытается увеличить производство клеток крови.

Группы крови


У людей может быть одна из четырех основных групп крови:

  • α и β: первая (0)
  • A и β: вторая (A)
  • B и α: третья (B)
  • A и B: четвёртая (AB)и с RH положительная, либо отрицательная

Человеческий организм устроен крайне сложно. Элементарной строительной частицей его является клетка. Объединение клеток, схожих по своему строению и выполняемым функциям, образует определенный вид ткани. Всего в человеческом организме выделяют четыре вида тканей: эпителиальная, нервная, мышечная и соединительная. Именно к последнему виду и относится кровь. Ниже в статье будет рассмотрено, из чего состоит.

Общие понятия

Кровь является жидкой соединительной тканью, которая постоянно циркулирует от сердца во все отдаленные отделы человеческого организма и реализует жизненно значимые функции.

У всех позвоночных организмов она имеет красный цвет (разной степени интенсивности окраски), приобретаемый вследствие наличия гемоглобина, специфического белка, ответственного за перенос кислорода. Роль крови в организме человека невозможно преуменьшить, поскольку именно она отвечает за перенос в нем питательных веществ, микроэлементов и газов, нужных для физиологического протекания процессов клеточного обмена.

Основные составляющие

В строении крови человека присутствуют два главных компонента – плазма и размещенные в ней форменные элементы нескольких видов.

Вследствие центрифугирования можно увидеть, что – это прозрачный жидкий компонент желтоватого цвета. Ее объем достигает 52 – 60% всего кровяного объема. Состав плазмы в крови представлен на 90% водой, где растворены белки, неорганические соли, питательные вещества, гормоны, витамины, ферменты и газы. И так из чего состоит кровь у человека.

Клетки крови бывают следующих видов:

  • (красные кровяные тельца) – содержится больше всего среди всех клеток, их значение состоит в транспорте кислорода. Красный цвет объясняется наличием в них гемоглобина.
  • (белые клетки крови) – часть иммунной системы человека, осуществляют его защиту от патогенных факторов.
  • (кровяные пластинки) – гарантируют физиологическое протекание свертываемости крови.

Тромбоциты являются бесцветными пластинками, лишенными ядра. Фактически – это фрагменты цитоплазмы мегакариоцитов (клеток-гигантов в костном мозге), которые окружены клеточной мембраной. Форма тромбоцитов разнообразна – овальная, в виде сферы либо палочек. Функция тромбоцитов заключается в обеспечении свертываемости крови, то есть защиты организма от.

Кровь - это быстро регенерирующая ткань. Обновление форменных элементов крови проходит в органах кроветворения, главный из которых - расположенный в тазовых и длинных трубчатых костях костного мозга.

Какие задачи выполняет кровь

Выделяют шесть функций крови в организме человека:

  • Питательная – кровь доставляет от пищеварительных органов ко всем клеткам тела питательные вещества.
  • Выделительная – кровь забирает и уносит от клеток и тканей к органам выделения продукты распада и окисления.
  • Дыхательная – транспорт кислорода и углекислого газа.
  • Защитная – обезвреживание патогенных организмов и ядовитых продуктов.
  • Регуляторная – обусловлена переносом гормонов, которые регулируют обменные процессы и работу внутренних органов.
  • Поддержание гомеостазиса (постоянства внутренней среды организма) – температура, реакция среды, солевой состав и т.п.

Значение крови в организме огромно. Постоянство ее состава и характеристик обеспечивает нормальное протекание процессов жизнедеятельности. По изменению ее показателей можно выявить развитие патологического процесса на ранних этапах. Надеемся вы узнали, что такое кровь, из чего она состоит и как она функционирует в организме человека.

Главная » Жизнь » Какую роль в организме выполняет кровь. Общие свойства и функции крови

На долю крови приходится примерно 6-7% от общей массы человека. При этом количество функций, выполняемых данной жидкостью, очень и очень велико.

Какие функции выполняет кровь?

Эта жидкость обладает громадным значением для человеческого организма. Дело в том, что она отвечает за реализацию таких функций, как:

  • транспортировка питательных веществ;
  • перенос кислорода и углекислого газа;
  • защита от чужеродных веществ;
  • терморегуляция.

Реализация каждой из данных функций является жизненной необходимостью для любого человеческого организма.

О переносе питательных веществ

Транспортная функция крови позволяет доставлять всё необходимое для жизни каждой клетке организма. Распадаясь на достаточно простые компоненты в полости пищеварительного тракта, различные питательные вещества поступают в кровеносное русло. В дальнейшем они проходят через печень, где задерживается большинство ядовитых и просто вредных соединений. Затем полезные вещества поставляются к каждому органу и в отдельности посредством капиллярных сетей.

Стенки самых мелких сосудов обладают специальными порами, через которые соединения проникают к клеткам. Именно там происходит окончательный распад поступивших веществ до более простых, в результате чего вырабатывается энергия. Отработанные же соединения по тем же порам в стенках сосудов вновь попадают в кровеносное русло и выводятся через кишечник или же мочевую систему за пределы организма.

О дыхательной функции крови человека

Она имеет особое значение. Реализуется такая функция при помощи наличия в составе крови гемоглобина. Это белковое вещество включает в себя достаточно большое количество железа. Именно благодаря наличию в крови гемоглобина она окрашена в красный цвет.

Дыхательная функция крови реализуется при помощи способности гемоглобина связываться с кислородом. После насыщения данным газом эритроциты перемещаются к отдельным органам и тканям, где через стенку капилляров передают его клеткам для дальнейшего использования. После этого освободившийся гемоглобин насыщается углекислым газом и по сосудам передвигается к лёгким. Именно там и происходит обмен СО 2 на кислород.

Протективная функция крови

Данное вещество содержит громадное количество образований, отвечающих за избавление организма от всего чужеродного. В первую очередь речь идёт о лейкоцитах. Их также называют белыми клетками крови. Именно они отвечают за борьбу организма с различными бактериями и вирусами. При их проникновении в человека возникает так называемый иммунный ответ. В кровеносное русло выбрасывается большое количество лейкоцитов, которые подавляют рост и уничтожают чужеродные агенты.

Для полноценной реализации защитной функции в организме человека, как и многих других живых существ, сформировался иммунитет. В процессе его эволюционного развития лейкоциты дифференцировались. В итоге они разделились на отдельные фракции. Одни из них отвечают за иммунную память, которая помогает максимально быстро сформировать губительный ответ на проникновение чужеродных микроорганизмов, с которыми человек ранее уже сталкивался. Другие же отвечают за непосредственное их уничтожение.

Помимо лейкоцитов, для реализации протективной функции крови человека вырабатывается большое количество специализированных белков. Именно это препятствует свободному переливанию этой жидкости из одного организма в другой. Помимо общеизвестного разделения крови на 4 группы по AB0-системе и на 2 - по резус-фактору, существует ещё около 2000 градаций, хотя они и имеют куда меньшее значение, нежели основные. При этом учёные утверждают, что данная тема ещё не раскрыта полностью. Со временем обязательно будут открыты дополнительные протективные системы. Так что защитная функция крови является едва ли не наиболее сложной.

О терморегуляции

Важность данной функции крови заключается в том, что она позволяет поддерживать температуру тела человека на примерно одинаковом уровне, комфортном для организма, практически постоянно. Это крайне важно, иначе многие системы просто не смогли бы нормально функционировать. При этом у такой функции крови в организме есть определённая гибкость. В случае необходимости происходит регуляция, и температура тела повышается. Это необходимо, к примеру, при попадании в организм болезнетворных микроорганизмов. Для большинства из них наиболее комфортной температурой тела является именно 36,6 o С. Повышение её до более высокого уровня приводит к замедлению процессов развития и размножения многих из вредоносных бактерий и вирусов.

Терморегуляция обладает большой значимостью, так как поддержание температуры тела на определённом уровне позволяет обеспечить постоянство протекания внутренних обменных процессов.

Нагрев крови происходит во время прохождения через внутренние органы. Теплоотдача же - в процессе её пребывания в поверхностных слоях. Дело в том, что при переработке поступивших в организм веществ примерно 50% всей выделившейся энергии приходится на тепловую. Для того чтобы внутренние органы не перегревались, необходимо её куда-либо транспортировать. Именно это и входит в терморегуляционную функции крови.

О перспективах

Кровь представляет собой очень сложную систему. До сих пор не удалось разработать полноценный искусственный её аналог. Кроме этого, учёные постоянно совершают удивительные открытия, которые позволяют расширить понимание того, какие функции выполняет кровь, помимо перечисленных выше.

4.00 /5 (80.00%) 5 votes

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир…»

Эпизод – всего лишь часть от чего-либо, составной компонент единого целого. Что касается комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», то в этом выдающемся произведении каждый эпизод является важным звеном единой цепи событий, составляющих сюжет, без которых произведение в целом было бы практически невозможно понять. При этом каждый эпизод представляет собой пьесу в пьесе, замкнутый в самом себе мир. Все это значит, что эпизод какого-либо художественного или драматического произведения в плане развития действий и идейного содержания основан на значительном событии, которое, в свою очередь, точно также представляется в развитии.

До сих пор в художественной литературе не существует точного определения завязки, кульминации и развязки эпизода. Поэтому каждый из читателей или зрителей может интерпретировать любой эпизод по своему усмотрению.

С помощью названия или заголовка эпизода можно расставлять конкретные акценты в зависимости от собственного интереса.

Для примера можно остановиться на Хлестакове. Можно сказать, что этот эпизод является кульминацией в развитии образа этого персонажа. При этом следует сказать, что автор комедии обладал неповторимым умением при помощи всего лишь одной единственной детали дать максимально полную, исчерпывающую характеристику персонажа.

Как метко заметил когда-то А. С. , Н. умел так очертить «пошлость пошлого человека, чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Каждый, кто знаком с русской литературой, прекрасно знаком с финальным эпизодом, когда символический характер подчеркивается немой сценой с участием героев комедии. Автор настаивал, чтобы на сцене актеры обязательно замирали и находились в таком положении не менее полутора минут. подчеркивал, что в этом эпизоде его герои, до такой степени пораженные репликой жандарма, словно «электрическим потрясением», что оказываются в иной действительности, под властью иных законов жизни.

Финал комедии является антитезой к последующей затем развязке, когда письмо Хлестакова дает настолько простое объяснение всему случившемуся, что, например, Городничему оно представляется еще более неправдоподобным, чем фантазии Хлестакова.

К сожалению, каждый отдельно взятый эпизод любого драматического произведения имеет ряд недостатков. Например, из отдельного эпизода может быть непонятна или неправильно понята идея произведения, эпизод не может выразить все выразительные средства, которые использовал автор, его не всегда просто пересказать и можно по-разному интерпретировать. Однако большое внимание уделяет именно эпизодам.

В издании комедии «Ревизор» 1842 года автор уточняет смысл последнего эпизода красноречивым эпиграфом: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», где зеркало – вся комедия. А слова Городничего: «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» скорее всего обращены не к героям комедии, неподвижно замершим в нелепых позах, а к зрительному залу. хотел, чтобы зритель, увидев, как в зеркале всю несправедливость окружающей и собственной жизни и первый шаг сделал именно к себе самому.

“В “Ревизоре” нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир… “

А. С. Грибоедов

Эпизод – всего лишь часть от чего-либо, составной компонент единого целого. Что касается комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, то в этом выдающемся произведении каждый эпизод является важным звеном единой цепи событий, составляющих сюжет, без которых произведение в целом было бы практически невозможно понять. При этом каждый эпизод представляет собой пьесу в пьесе, замкнутый в самом себе мир. Все это значит, что эпизод какого-либо художественного или драматического произведения в плане развития действий и идейного содержания основан на значительном событии, которое, в свою очередь, точно также представляется в развитии.

До сих пор в художественной литературе не существует точного определения завязки, кульминации и развязки эпизода. Поэтому каждый из читателей или зрителей может интерпретировать любой эпизод по своему усмотрению.

С помощью названия или заголовка эпизода можно расставлять конкретные акценты в зависимости от собственного интереса.

Для примера можно остановиться на Хлестакове. Можно сказать, что этот эпизод является кульминацией в развитии образа этого персонажа. При этом следует сказать, что автор комедии обладал неповторимым умением при помощи всего лишь одной единственной детали дать максимально полную, исчерпывающую характеристику персонажа.

Как метко заметил когда-то А. С. Пушкин, Н. Гоголь умел так очертить “пошлость пошлого человека, чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”. Каждый, кто знаком с русской литературой, прекрасно знаком с финальным эпизодом, когда символический характер подчеркивается немой сценой с участием героев комедии. Автор настаивал, чтобы на сцене актеры обязательно замирали и находились в таком положении не менее полутора минут. Гоголь подчеркивал, что в этом эпизоде его герои, до такой степени пораженные репликой жандарма, словно “электрическим потрясением”, что оказываются в иной действительности, под властью иных законов жизни.

Финал комедии является антитезой к последующей затем развязке, когда письмо Хлестакова дает настолько простое объяснение всему случившемуся, что, например, Городничему оно представляется еще более неправдоподобным, чем фантазии Хлестакова.

К сожалению, каждый отдельно взятый эпизод любого драматического произведения имеет ряд недостатков. Например, из отдельного эпизода может быть непонятна или неправильно понята идея произведения, эпизод не может выразить все выразительные средства, которые использовал автор, его не всегда просто пересказать и можно по-разному интерпретировать. Однако Гоголь большое внимание уделяет именно эпизодам.

В издании комедии “Ревизор” 1842 года автор уточняет смысл последнего эпизода красноречивым эпиграфом: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”, где зеркало – вся комедия. А слова Городничего: “Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!” скорее всего обращены не к героям комедии, неподвижно замершим в нелепых позах, а к зрительному залу. Гоголь хотел, чтобы зритель, увидев, как в зеркале всю несправедливость окружающей и собственной жизни и первый шаг сделал именно к себе самому.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” § 1 “Женщина в свете” § 2 “О...
  2. Елена Белых Колледж Дальневосточного государственного университета, Владивосток “Эпизод, относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых...
  3. Какой исторический период в жизни русского общества отражен в комедии “Горе от ума”? Как вы думаете, прав ли И. А. Гончаров, полагавший, что комедия Грибоедова...
  4. Каждый раз я с особым трепетом открываю томик “Мертвых душ” Н. В. Гоголя и с большим интересом и вниманием перечитываю это произведение. В свое время...
  5. Аккомпанемент (фр. accompagnement – сопровождение) – музыкальный фон к основной Мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение. Аккорд (ит. accordo, фр. accord – согласие) – созвучие,...
  6. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России,...
  7. Сюжет комедии “Ревизор”, как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был под- сказан Гоголю А. С. ПушкинЫм. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять...
  8. ГОГОЛЬ Николай Васильевич, русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” , насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями,...
  9. В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии – комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину...
  10. Тип сатирической комедии, характерной дли Островского, складывается в 1868 году в пьесе “На всякого мудреца довольно простоты”. В это: пьесе драматург, прославленный как открыватель целого...
  11. (1809 – 1852) (1809-52), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими...

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вместе с ребятами в форме эвристической беседы пытаемся распознать «тайный смысл» одного эпизода. Помогает нам в этом и собственная сценическая версия: театр – это «наше все».

В издании 1842 года смысл последней сцены уточняется эпиграфом: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Но зеркало – это и сама гоголевская комедия. Учтем, что слова Городничего: «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» - едва ли не могут быть обращены к чиновникам, так же они поражены, «обесточены» известие о появлении ревизора. Гоголь хочет, чтобы зритель, увидев в комедии, как в зеркале всю неправедность своей жизни, сделал шаг к правде о себе самом: «Разве все, до малейшей, излучины души подлого и бесчестного человека не рисуют уже образ честного человека?

Разве все это накопление низостей, отступления от законов и справедливости, не дает уже ясно знать, что требует от нас закон, долг, справедливость?» («Театральный разъезд», Н.В. Гоголь).

При мысли о хлестаковщине уже не смехом, а печально светятся глаза зрителей и читателей: чиновники и сегодня стоят между верховной властью и народом, они правят Россией. Страх перед наказанием со стороны верховной власти обладает огромной силой. Но трагедия России в том, что чиновничеству недоступен иной страх – перед наказанием свыше, перед нравственным воздействием.

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Предмет: литература

Класс: 8 класс с углубленным изучением литературы

Программа:

1). Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;

2). Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.

Задачи урока:

обучающие:

  1. На примере одного эпизода комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» показать учащимся неразрывное единство событий драматического произведения;
  2. Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в художественном пространстве отдельного эпизода как части целого и самостоятельной художественно-смысловой единицы;
  3. Помочь учащимся целенаправленно выделять ключевые детали в характере персонажа в пределах эпизода, способствующие более глубокому проникновению в идейное содержание произведения в целом (от Хлестакова к хлестаковщине как социальному явлению);
  4. Подготовить учащихся к творческой письменной работе на тему: «Анализ эпизода». Значение в раскрытии характера».

развивающие:

  1. На примере инсценировки силами самих учащихся (в сравнении с кинофильмом 1952 года) показать «многогранность прочтения образа – кладезь неиспользованных возможностей». (И. Ильинский);
  2. Выявить творческие способности учащихся в сценической интерпретации образов (инсценировка, действие IV, явл. XII – XV, «Ревизор»);
  3. Помочь учащимся в создании образов (костюмы, декорации, музыкальное оформление, постановка сценической речи, мизансцены).

воспитательные:

  1. Постараться убедить учащихся в актуальности проблем, поднятых автором «Ревизора», и в наше время.

Необходимые атрибуты урока:

  1. Дидактический материал, специально разработанный к уроку;
  2. Текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»;
  3. Оформление «сцены» соответственно эпизоду, реквизит (силами учащихся);
  4. Сценические костюмы (готовят учащиеся);
  5. Аудиозапись увертюры к оперетте И. Штрауса «Летучая мышь»;
  6. Портреты Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского Н.Г. Чернышевского, А.С. Грибоедова.

Домашнее задание:

  1. Ответить на вопросы № 3, 4,5 (по дидактическому материалу);
  2. Согласны ли вы с высказыванием К.А. Фадина о Гоголе? Почему?
  3. № 2,4 (по плану) устно – по эпизоду (персонажи по выбору).

Ход урока.

  1. Речевая разминка.

Учитель: обратимся к дидактическому материалу. Перед вами два портрета Н.В. Гоголя: А.Г. Венецианова (автолитография) и А.А. Иванова (рисунок 1847 г.).

  1. Сравните два изображения.
  2. Вспомните, какие произведения Н.В. Гоголя вы знаете. Чей, на ваш взгляд, портрет доносит до нас облик автора известных вам произведений?
  3. Что, по вашему мнению, стремился подчеркнуть в гоголевском облике каждый из художников?

Первый портрет: «официальный», «светский» - говорит о знатном происхождении, о высоком социальном положении; фрак, глухой воротник, прическа – стриженные волосы уложены по моде: «денди лондонский» одет по последней моде: «острижен по последней моде, как денди лондонский одет – и наконец увидел свет» - непривычный для нас внешний облик писателя – сходство с А. Грибоедовым – дипломатом и писателем.

Второй портрет: традиционный с точки зрения восприятия образа писателя Н.В. Гоголя, внешний облик более демократичный, располагающий к сближению; глаза с прищуром, улыбка «с хитрецой», длинные волосы – признак – примета вольнодумия – свободы мысли («кудри русые до плеч»); отложной воротник рубашки и сюртука; даже длинный нос кажется острее («везде свой нос сует»).

Таковы взгляды двух художников на одно и то же «лицо», только на первом портрете мы действительно можем разглядеть лишь «лицо», «внешний облик», «официальную оболочку» - своеобразный «футляр», за которым скрыта душа (на лицо, пожалуй, благородство – прямой, проникновенный взгляд), а на втором – воплощенная в рисунке душа, совесть, простота, умудренность жизненным опытом.

Н.Г. Чернышевский (известный русский политический деятель, критик, писатель) считал, что «Гоголю многим обязаны те,которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое…».

  1. Кто нуждается в защите? – «Униженные и оскорбленные» своим бесправным положением крепостные крестьяне – «простой русский народ», мелкие городские служащие, нищие, обездоленные, беззащитные люди.
  2. Можете ли вы согласиться с тем, что в известных вам произведениях писателя он отрицает «злое и пошлое»?
  1. Гоголь грустит о России, ее нравах, порядках, образе жизни. Ему горько, от того, что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве.
  2. Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводит в ужас.
  3. Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе. И заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии.
  4. Гоголь грустит о России и за Россию. Становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, казнокрадства, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею.
  5. В комедии «ревизор» Гоголь умело сочетает «правду» и «злость», то есть реалистическое отображение действительности (реализм) и смелую беспощадную критику действительности. Автор смеется и грустит над «героями своего времени» - «мертвыми душами», нравственными уродами.

Все, что мы сейчас говорим, вспоминая прочитанное и размышляя над образом самого писателя, очень важно для понимания его творчества. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что сколько людей, столько и мнений. Это очевидно: перед нами – две абсолютно разные интерпретации «образа» самого Николая Васильевича Гоголя. (А что уж тогда говорить о понимании, интерпретации бессмертных образов его книги?!). И все же наше читательское право – попытаться понять художественный замысел Мастера слова. А значит – будем читать! Хочешь узнать душу писателя – читай его книги. (Сравнить: «А душу можно ль рассказать?», «Мцыри», М.Ю. Лермонтов).

  1. Итак, мы читаем и обсуждаем «Ревизора». И поговорим мы сегодня о значении одного эпизода и роли сценической интерпретации в раскрытии образа (характера персонажа) пьесы.

Как вы думаете, если мы будем обсуждать один эпизод, понадобится ли нам знание текста всего произведения? Почему?

Эпизод – лишь «часть от числа», составной компонент единого целого.

Результатом нашего разговора должна стать ваша письменная работа по анализу эпизода, примерный план которой я предлагаю вашему вниманию заранее (см. дидактические материалы). В предстоящей своей работе вы можете изменить его по своему усмотрению (дополнив или исключив ненужное, на ваш взгляд).

Этому плану предпослан эпиграф: «сжатая формула» - идея нашего анализа.

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир…» (А.С. Грибоедов).

Как вы его понимаете? Выделите главное?

  1. Каждый эпизод – «важное звено» - «сильное звено» единой цепи событий, без которого сложно понять произведение в целом.
  2. Каждый эпизод – «замкнутый в самом себе мир», я бы предложила уточнение: «это пьеса в пьесе».

А это значит, что эпизод основан на значительном (в плане идейного содержания и развития действия) событии, которое, в свою очередь, также представлено в развитии.

  1. Итак, мы выбираем с вами эпизод: действие IV, явления XIII – XV и постараемся определить его «смысловую нагрузку» и значимость для художественного воплощения идеи (главной мысли пьесы).
  1. Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в структуре произведения в целом (в его композиции)? Назовите главные структурные эпизоды, по вашему усмотрению. Обоснуйте свой ответ.

До сих пор в литературоведении нет единства в определении завязки, кульминации и развязки: одни говорят об одной завязке, другие – о двух. Мнения разделялись и в отношении кульминационной сцены и развязки.

Наше право – интерпретировать текст по-своему. Вот и попытаемся это сделать.

  1. Озаглавьте, пожалуйста, рассматриваемый эпизод (можно цитатой).

Возможные варианты: «Сватовство», «Мнимое сватовство Хлестакова», «Благослови вас Бог, а я не виноват!», «Что за чорт! Полный жених», «Вона как дело-то пошло», «Я могу от любви свихнуть с ума», «Не могу верить, ваше превосходительство!», «Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас Иван Александрович», «Что за ветреность такая».

Что вы заметили, придумывая эти заголовки?

С помощью заголовка – названия эпизода – можно целенаправленно расставить акценты в интерпретации эпизода в зависимости от нашего интереса к конкретному действующему лицу.

А кто «действует» в данном эпизоде? (Хлестаков, Городничий, жена и дочь Городничего).

А кто «действует» ярче, активнее, выразительнее?

И снова мнения разделились! Такова «участь» или неотъемлемое условие интерпретации.

Остановимся на Хлестакове. Не будем пока спорить и примем пока за основу нашего разговора, что данный эпизод – кульминация в развитии действия и в «развитии» образа Хлестакова (тезис нашего будущего рассуждения).

Попытаемся убедиться в этом.

  1. Что дает кульминация для понимания характера Хлестакова (и других действующих лиц)?
  2. Как характеризуют Хлестакова сцены «объяснения в любви»?
  1. Я просила вас подготовить небольшие тезисы к характеристике Хлестакова на основе высказываний о нем других персонажей пьесы, при этом особое внимание обратить на те оценки, которые проявятся в нашем эпизоде.

Думаю, что это будет наш личный вклад в «Замечания для господ актеров» (можно что-то позаимствовать и у господина Гоголя – автор «ревизора» обладал даром при помощи одной детали дать исчерпывающую, полную характеристику).

На первый план выступает яркая гротескная деталь (более выразительная, чем гипербола – типичная особенность гоголевской сатиры и юмора).

По меткому замечанию А.С. Пушкина, Гоголь умел очертить так «пошлость пошлого человека, чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

В качестве эксперимента можно добавить и характеристики «от себя» (на правах «соавтора»).

Примерные варианты таких характеристик (Гоголь, авторские замечания):

  1. Молодой человек лет 23, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове.
  2. Говорит и действует без всякого соображения;
  3. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли;
  4. Речь его отрывиста и слова вылетают совершенно неожиданно;
  5. Чем больше исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет;
  6. Одет по моде;

Следует обратить внимание на аллегоричность говорящей фамилии:

  1. От «хлестать» (наказывать, бичевать): у Гоголя находим: «Я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым» (в значение «хлыстом»);
  2. Ухлестывать, волочиться;
  3. Хлестать водку (напиться) – в переносном значении.
  1. «Инкогнито проклятое»;
  2. Вот что, нахальство, заманчиво! (в значении «чертовщина», «ложь» или «лесть»)
  3. Литературовед Манн: Он как вода принимает форму любого сосуда;
  4. Он «хамелеон» («Хам ли он?» – аллитерация).
  5. Бодрится;
  6. Стучит кулаками (по столу или себя в грудь);
  7. Лживость, смешанная с трусостью;
  8. Грубость (к Осипу, к слуге – трактирщику, к Городничему);
  9. Пошлый человек – «низкий в нравственном отношении», он очень быстро забыл о своем действительном положении – гостя в доме Городничего и ведет себя вызывающе грубо, даже «хамит» хозяину дома – грозит «под суд отдать».

Кульминационный момент: он раскрывает еще одну грань своей пошлости:

  1. Бездумно волочится, не собираясь жениться (пародия на любовь);
  2. Волочится за обеими – «куда случай выведет» (как при игре в вист), в который он играет почему-то впятером, его цель – «к дочке какой-нибудь хорошенькой подкатиться»;
  3. Вкусить истинные плоды просвещения ему, видимо, лень было – перед нами «эдакий Недоросль» (Сравнить с комедией Фонвизина); убивает наповал своей репликой: «с Пушкиным на дружеской ноге», и тут же: «Зачем же писать? Я и так их знаю» (о стихах собственного сочинения): «О ты, что в горести напрасно…»
  4. Поднимает руку на самого Городничего, угрожает судом.
  1. Представим вам нашу сценическую интерпретацию.

Обратите внимание на детали, на игру наших «господ актеров».

  1. Понравилась ли вам наша интерпретация данного эпизода?
  2. Сравнить с тем, что вы увидели при просмотре кинофильма («своя интерпретация» при этом исключается)?
  3. Соответствуют ли ваши представления о героях комедии Гоголя в нашей интерпретации? (Почему?)
  1. Думаю, вы заметили, что так же как и Гоголь, символический характера финала эпизода мы попытались подчеркнуть при помощи немой сцены (заставив своих «актеров» окаменеть как минимум на полторы минуты – на чем автор строго настаивал).

Он подчеркнул, что его герои теперь, пораженные репликой жандарма как «электрическим потрясением», находятся во власти иных законов жизни, иной действительности. (Вспомнить: «Но есть и Бог – Он не простит!», «Маскарад», М.Ю. Лермонтов).

В нашем эпизоде:

Финал – антитеза последующей очень скоро развязке (письмо Хлестакова – «всех высекло!») – дает такое простое объяснение всему случившемуся, что в этот момент оно представляется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии – финал эпизода: высшее счастье- породниться со «значительным лицом» парализованы «счастьем» - «продлись, продлись очарованье».

Финал пьесы – парализованы страхом: «Что за черт! В самом деле!» - сказал Городничий, протирая глаза (д. IV, явл. XV) – он «словно дурак сделался» («пустейший человек» Хлестаков, «очень неглупый по своему человек» Городничий будто поменялись ролями – парадокс!).

«Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум», «Дурака ему, дурака, старому подлецу!» (грозит сам себе кулаком).

Всех, по словам Артемия Филипповича Земляники, «точно туман какой-то ошеломил, черт попутал!».

  1. Почему пересказ художественного текста не может сохранить силу воздействия самого текста?
  1. Не всегда правильно может быть понятна идея произведения;
  2. При пересказе трудно сохранить все авторские выразительные средства;
  3. Художественный текст, как самый «мягкий», позволяет его по-разному интерпретировать.

Особенно трудно пересказать поэтическое и драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно.

В издании 1842 года смысл последней сцены уточняется эпиграфом: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Но зеркало – это и сама гоголевская комедия. Учтем, что слова Городничего: «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» - едва ли не могут быть обращены к чиновникам, так же они поражены, «обесточены» известие о появлении ревизора. Гоголь хочет, чтобы зритель, увидев в комедии, как в зеркале всю неправедность своей жизни, сделал шаг к правде о себе самом: «Разве все, до малейшей, излучины души подлого и бесчестного человека не рисуют уже образ честного человека?

Разве все это накопление низостей, отступления от законов и справедливости, не дает уже ясно знать, что требует от нас закон, долг, справедливость?» («Театральный разъезд», Н.В. Гоголь).

При мысли о хлестаковщине уже не смехом, а печально светятся глаза зрителей и читателей: чиновники и сегодня стоят между верховной властью и народом, они правят Россией. Страх перед наказанием со стороны верховной власти обладает огромной силой. Но трагедия России в том, что чиновничеству недоступен иной страх – перед наказанием свыше, перед нравственным воздействием.

«Да благословит вас Бог, а я не виноват!» - вот жизненное кредо Хлестаковых и Городничих .





Top