Нравственные проблемы герой нашего времени. Нравственные проблемы романа лермонтова "герой нашего времени"

1. Роман “Герой нашего времени” написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта.
2. Мотивы свободы и воли – центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности в стихотворении “Прощай, немытая Россия!”, побег лирического героя “за стену Кавказа”. Действие романа происходит также на Кавказе. Печорин покидает Центральную Россию в поисках личной независимости и духовной свободы.
3. Мотив одиночества, пронизывающий всю лирику Лермонтова, особо отчетливо звучит в романе. Печорин одинок – это одиночество лирического героя стихотворения “И скучно, и грустно…”. Индивидуализм Печорина. В чем вина и в чем беда героя?
4. Одиночество, душевная опустошенность Печорина, его рефлексия не позволяют ему найти себя в интимных человеческих связях. Он обречен на трагическую развязку Любви, дружбы. В лирике Лермонтова также звучат горькие слова об “отраве поцелуя”, о “клевете друзей” (“Благодарность”, “Тучи”).
5. Смысл названия романа. Истоки трагедии поколения. Анализ новеллы “Фаталист”. Анализ стихотворения “Дума”.
6. Один из важнейших философских аспектов лирики Лермонтова – осмысление миссии художника. Анализ стихотворений “Пророк”, “Поэт”, предисловия автора к роману “Герой нашего времени” и предисловия к главе “Журнал Печорина”. Для Лермонтова задача художника, писателя – исследование “истории души человеческой”, цель которого – заставить людей глубже заглянуть в себя, переоценить себя и мир, вернуться к истинным и духовным ценностям.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
I. О каком герое идет речь?
1. Но людям я не делал зла, И потому мои дела Немного пользы вам узнать, – А душу можно ль рассказать?
2. …рука судьбы
Меня вела иным путем… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.
3. Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу.
4. Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет…
5. …Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны; Смотрят очи мутные как безумные; Уста шепчут речи непонятные.
6. …Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег. На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка, во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная.
7. То черной бровью поведет, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывет Ее божественная ножка; И улыбается она, Веселья детского полна.
8. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.
9. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно.
10. Славный был малый, смею вас заверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день, на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился.
11. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.
12. Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ло-вок то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре.
13. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой.
14. Она питает уважение к уму и знаниям дочки, которая читала Байрона по-английски и знает алгебру. (Как звали дочку?)
15. …Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка.
16. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка.
17. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…
18. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади.
19. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.
II. Кто это сказал?
1. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью.
2. Милый мой, я ненавижу людей, чтобы их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом.
3. Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким.
4. …Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.
5. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей!
6. …Пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное? Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига…
7. В первой молодости я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение.
8. Да, я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться… А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе! Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!
III. Разное
1. Каково полное название “Песни про купца Калашникова”?
2. Укажите местоположение монастыря, в котором томился Мцыри.
3. Герою Лермонтова, как и герою Пушкина, являлась золотая рыбка. В каком произведении Лермонтова и кому?
4. Как называлось школьное сочинение Лермонтова по русской словесности?
5. Как звали отца Степана Калашникова?
6. Как Печорин относился к музыке?
7. Какие стихотворные размеры предпочитал Лермонтов?
8. Назовите достопримечательность Пятигорска, где – каждый в свое время – побывали герои Лермонтова и Ильфа и Петрова. Кто эти герои? Назовите их имена.
9. Найдите несоответствие в стихах:
И Терек прыгая, как львица”
С косматой гривой на хребте, ”
Ревел, – и горный зверь и птица, ”
Кружась в лазурной высоте, ”
Глаголу вод его внимали…
10. О ком написал Лермонтов? С тех пор как мир лишился рая, ”
Клянусь, красавица такая”
Под солнцем юга не цвела.
11. О ком эти слова поэта?
Природы блеск не возбудил”
В груди изгнанника бесплодной”
Ни новых чувств, ни новых сил;”
И все, что пред собой он видел, ”
Он презирал иль ненавидел.
12. С кем из ближайшего окружения А. С. Пушкина был дружен Лермонтов?
13. Назовите литературные места, связанные с именем Лермонтова.
14. У какого произведения Лермонтова было более 7 редакций?
15. Автор каких строк Пушкин, а каких Лермонтов?
Я к вам. пишу случайно; право,
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? – ничего!
Что помню вас? – но, Боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно.
Я к вам пишу – чего же боле?”
Что я еще могу сказать?”
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
16. Как звали Печорина?
17. Кто автор стихов о Москве?
Москва… Как много в этом звуке”
Для сердца русского слилось!”
Как много в нем отозвалось!
Москва, Москва! люблю тебя как сын, ”
Как русский, – сильно, пламенно и нежно.
18. Какие стихи Лермонтова были положены на музыку?
19. Кто из поэтов серебряного века писал о Лермонтове?
20. Какие произведения Лермонтова написаны на историческую тему? 21. Чья песня? Из какой повести?
Как по вольной волюшке -”
По зеленому морю”
Ходят все корабли”
Велопарусники.
22. Известно, что творчество Лермонтова теснейшим образом связано с Кавказом. Когда он побывал там впервые?
23. Откуда, по мнению Лермонтова, происходили его предки по отцовской линии?
24. К какому старинному дворянскому роду принадлежал Лермонтов по материнской линии?
25. Были ли знакомы Лермонтов и Пушкин?
26. “Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть…” Какими фактами биографии Лермонтова навеяны эти строки?
27. Назовите художников, написавших наиболее известные портреты Лермонтова.
28. Назовите причины первой и второй ссылок Лермонтова на Кавказ.
29. В каких учебных заведениях учился Лермонтов?
30. Каково современное название Шат-горы, упоминаемой Лермонтовым в стихотворении “Спор”?
31. В Благородном пансионе учились многие выдающиеся деятели русской культуры. Кто они?
32. Были ли знакомы Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов?
33. Где похоронен Лермонтов?
ОТВЕТЫ
I. О каком герое идет речь?
1. Мцыри. 2. Мцыри. 3. Барс. 4. Алена Дмитриевна. 5. Алена Дмитриевна. 6. Кирибеевич. 7. Тамара. 8. Максим Максимыч. 9. Печорин. 10. Печорин. 11. Азамат. 12. Казбич. 13. Доктор Вернер. 14. Княгиня, мать княжны Мери. 15. Вера. 16. Вулич. 17. Печорин. 18. Печорин. 19. Девушка-контрабандистка.
II. Кто это сказал?
1. Грушницкий. 2. Грушницкий. 3. Печорин. 4. Печорин. 5. Печорин перед дуэлью. 6. Печорин. 7. Печорин. 8. Максим Максимыч о Печорине.
III. Разное
1. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
2. Там, где, сливался, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры.
3. Мцыри. 4. Панорама Москвы. 5. Парамон. 6. “…я люблю музыку в медицинском отношении”. 7. Ямб, хорей. 8. Провал. 9. У львицы нет гривы. 10. Тамара. 11. Демон. 12. Л. С. Пушкин, Е. А. Карамзина, С. Н. Карамзина, Н. Н. Пушкина. 13. Москва, Санкт-Петербург, Пятигорск, Кисловодск, Тарханы Пензенской губернии. 14. Демон. 15. Лермонтов, Пушкин. 16. Григорий Александрович. 17. Пушкин, Лермонтов. 18. “Выхожу один я на дорогу”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”, “Маскарад”. 19. Дмитрий Мережковский, Владимир Соловьев, Владислав Ходасевич. 20. “Бородино”, “Два великана”, “Песня про купца Калашникова”. 21. Девушка-контрабандистка (“Тамань”). 22. В 1820 г. с бабушкой. 23. От шотландского рода Лермонтов. 24. Арсеньевы – Столыпины. 25. Нет. 26. В марте 1817 г. отец Лермонтова уехал из Тархан, оставив сына на попечение бабушки. 27. Ф. О. Будкин, К. А. Горбунов, Т. Е. Заболотский, Л. И. Клюндер и сам Лермонтов. 28. Поводом для первой ссылки стало стихотворение “Смерть поэта”, второй – дуэль с Барантом. 29. Благородный пансион при Московском университете, Московский университет, Школа гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. 30. Эльбрус. 31. В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. 32. Да. 33. Сначала в Пятигорске, затем его прах был перевезен в Тарханы Пензенской губернии.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: “Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что Read More ......
  2. Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман “Герой нашего времени”, несомненно, связан с образами лирических произведений Лермонтова. Это первый философский роман в Read More ......
  3. Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа “Герой нашего времени”. Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к Read More ......
  4. Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова – П. А. Висковатова (1842-1905), “Фаталист”, списан с происшествия, бывшего в станице Черненной с Акимом Акимовичем Хастатовым, дядей Лермонтова: “По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату Read More ......
  5. В любом обществе существовали свои нравственные законы. Человека, нарушавшего их, считали уже не полноправным членом этого общества. Печорин нарушал эти устои многократно. Вообще Печорин личность отнюдь не однозначная. Лермонтов сам настаивает что, что Печорин – уже не романтический герой, каким Read More ......
  6. “Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,- писал Чехов.- Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать”. Язык романа отличается точностью в употреблении Read More ......
  7. В. Г. Белинский писал: “Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все Read More ......
  8. Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Почти в каждом лирическом произведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос. Уже в ранний период творчества поэта волнует проблема свободы. Его представление о свободе менялось в течение жизни. Так, Read More ......
Проблематика романа “Герой нашего времени”

Герой нашего времени” - первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека.

Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.
Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света, а также внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ, но и там, ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, не находит счастья и душевной гармонии. Герой разочарован в современном мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Состояние апатии, хандры делают Печорина одиноким.

Неизбежная скука порождает неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его.

В чем же причина жизненной неприкаянности героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, бежит от ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Григорий Александрович погибает. Тем самым Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Его жизнь - “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”. Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, - меня никто не любил, я выучился ненавидеть”. Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества.

Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям. Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.
В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Впервые в русской литературе, герой сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.

И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился с читателями.

Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин является главным героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роман написан в достаточно необычной для читателя форм. События, происходящие с героем, описываются автором не в хронологическом порядке, что придает произведению некоторую загадочность.
Мне кажется, что в этом романе М.Ю. Лермонтов пытается открыть читателю все тайны человеческой души, тем самым раскрывая нравственную сторону человеческого мировоззрения. «Герой нашего времени» точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». И хотя роман написан лишь в середине девятнадцатого века, в настоящее время людей, подобных Печорину, можно встретить где угодно, но нельзя утверждать, что их подавляющее большинство. Это не так.
По-моему, главной целью, которую поставил перед собой М.Ю. Лермонтов при написании романа, было раскрытие смысла жизни и нравственных проблем личности. Печорин был довольно замкнутым и скрытным человеком, именно это и отличало его от других людей. Между Печориным и его знакомыми существует преграда, которую герой не может преодолеть, именно она отделяет его от привычного образа жизни и поведения других людей. Что-то мешает ему заниматься теми же обыденными делами, которыми занимаются все остальные, поэтому Печорин представляется читателю одиноким, покинутым, лишним человеком.
Со временем герой начинает оценивать те события, которые ему пришлось пережить. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе и окружающем его мире. Невольно Печорин задумывается о смерти.
Все его размышления над собственными поступками и их анализ убеждают Печорина в том, что человек несет ответственность за свою судьбу. Он пытается отвечать за свои деяния, какими бы они не были и какой бы результат не принесли. Ведь он, конечно же, понимает, какую боль причиняет Мери, хотя не равнодушие заставляет совершить такой поступок, он просто боится обыденности. Печорин губит любовь княжны к себе, нанося ей тяжелую душевную травму. Но в то же время он спасает ее от несчастья, которое ожидало бы их в будущем, от романа с низким и мелким существом.
Пройдя такой жизненный путь, который наводит Печорина на размышления о цели и смысле жизни, лишь после совершения многих ошибок он начинает понимать, где оступился. Иногда он даже задумывается о предопределении человеческой судьбы, считая, что, наверное, можно было бы построить жизнь из других материй и поступков, сначала обдумывая, а уже потом закладывая по определенной схеме кирпичики фундамента, на котором будет основываться вся его будущая, более насыщенная счастьем, жизнь. Но если все предопределено, то уже мы ничего не можем сделать. Он стал лишним человеком. Как жаль, что для того, чтобы понять суть жизни, ему пришлось потерять первый и последний шанс на счастливую жизнь.
К тому же нельзя утверждать, что Печорин был совершенным эгоистом, но мы не можем говорить и о проявлении заботы к людям с его стороны. Объяснения его с княжной Мери говорят нам о его самопожертвовании, герой не хотел обманывать тех, кого уважал. На протяжении всего романа в Печорине борются эгоизм и искренность чувств по отношению к окружающим, готовность подвергнуть себя к риску лишь для того, чтобы проснулись, наконец, в человеке добрые чувства. Не смотря на попытку Печорина хоть как-то изменить впустую прожитую жизнь, добавить в нее капельки веселья и счастья, он не выдерживает этих нравственных проблем, которые почти неразрешимы, следствием чего является его отъезд из России с надеждой умереть в местах, не напоминающих о прошлом.
Мне кажется, что произведение М.Ю. Лермонтова является вершиной, пиком великолепного творчества. «Герой нашего времени» раскрывает читателю, способному размышлять на философские темы, всю суть человеческой души, не зависимо, о ком идет речь. «Герой нашего времени» - мое любимое произведение из всех творений М.Ю.Лермонтова.

Задачи и тесты по теме "Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика “Героя нашего времени”.

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В “Герое нашего времени” проблемы романа “высвечиваются” именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.

Философские проблемы в романе “Герой нашего времени”

“Зачем я жил? для какой цели я родился?” – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует “в душе силы необъятные”.

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. “Честные контрабандисты” вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. “Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..” – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен. Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…

“Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…”, – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по “назначению высокому”, которое не смог “угадать”, главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”.

Проблематика романа “Герой нашего времени” включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, “может ли человек своевольно располагать своею жизнью”. Печорин, утверждающий, что “нет предопределения”, невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж “доказательство было разительно”. Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет “правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо”. А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими. И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: “Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…”

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе “Герой нашего времени” впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Проблема счастья в “Герое нашего времени”

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. “Где поется, там и счастливится”, “где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко”, – такой философии Григорий не приемлет.

“Что такое счастие? Насыщенная гордость”,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в “Герое нашего времени” занимает важное место.

Нравственные проблемы в романе “Герой нашего времени”

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе “Герой нашего времени” являются весьма значимыми. “Историю души человеческой” пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь “никому не принесла счастья”, потому что любил “для собственного удовольствия”, просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен”. Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней “неспособен: из двух друзей всегда один раб другого”, рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир – не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и “жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко”.

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: “Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины”. Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

“Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?.. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?” Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от “едких истин” выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в “Герое нашего времени”. Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.



  1. “Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов… Иные ужасно обиделись… что им ставят в пример такого безнравственного человека,...
  2. О герое: публика восприняла его с раздражением. Одни потому, что им в пример ставят столь безнравственного человека, другие потому, что автор якобы нарисовал свой не...
  3. Над романом “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов работал в 1838-1840 гг. Идея его родилась еще во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году....
  4. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  5. Бэла Автор едет из Тифлиса на перекладных и по дороге знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Мужчины останавливаются в ауле, чтобы переночевать, и между ними завязывается...
  6. … Онегин – это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу… “Герой нашего времени” Лермонтова –...
  7. А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени...
  8. Повествование в любом художественном произведении всегда подчинено замыслу автора. В романе Лермонтова и сюжет, и характеры героев, и события направлены на раскрытие “истории души человеческой”....
  9. Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет...
  10. Уже Белинский говорил о том, что “Герой нашего времени” – целостное произведение. Впервые в русской литературе оно объединило социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для философско-психологического проникновения...
  11. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанъя и сомненья, В бездействии состарится оно. М....
  12. Роман состоит из пяти самостоятельных глав, объединенной фигурой Печорина, общей темой, авторской идеей. Впечатление “разорванности” повествования отражает мысль о “разорванности” жизни героя, отсутствии в ней...
  13. Большой след в моем сознании оставил роман “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе...
  14. Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Еще Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина, главного героя одноименного романа в...
  15. Все поэты во все времена воспевали жен- щин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин на- зывают прекрасной половиной человечества....

Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего времени». Вынужденное бездействие, всеобщая ненужность, невозможность творчески проявить себя стали причиной появления в литературе нового «героя». Писатель создал социально-психологический роман, в котором показал своего современника. В предисловии к роману Лермонтов дал такую характеристику герою. Это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

«Герой» не может быть героем, обществу не нужны его поступки. Печорин - офицер русской армии, но он даже на Кавказе, находясь на территории горцев, скучает в крепости, развлекаясь охотой на кабанов, похищает Бэлу, причиняет неприятности окружающим. Лермонтов проводит исследование состояния его души, обращая внимание на нравственные установки Печорина. Герой оценивается с трех сторон. О нем пишут автор, Максим Максимыч и сам Печорин в своем дневнике.

Печорин концентрирует в себе черты всего поколения. Автор сурово осуждает его и дает понять, что вовсе не разделяет нравственных убеждений героя. Лермонтов выявляет причину «болезни века» и предлагает бороться с эгоизмом, надменным презрением к людям, безверием и цинизмом. Писатель учитывает и условия, в которых формировался характер Печорина, разлагающее влияние на него среды и общества, но при этом не снимает ответственности и с самого молодого человека, поступки которого приносят беды окружающим.

Отравленный эгоизмом, Печорин не умеет любить, но страдает без любви окружающих. Уверенный в своих замечательных качествах, Печорин удивляется, видя, что приносит только зло и разочарование людям. «Зачем я жил? Для какой цели родился… А ведь, верно, было мне назначенье высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные. Но я не угадал его». Печорин равнодушен к чувствам окружающих. Он говорит: «Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих». Герой отдает себе отчет, что ломает судьбы людей, и думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он страдает, но система нравственных установок у него не меняется.

Положительные задатки натуры Печорина не получили развития. Ему иногда «жаль Веру», при объяснении с Мери он чуть «не упал к ее ногам», но добрые порывы для него - это минутные слабости. Он не догнал и не вернул Веру, оставил Мери с разбитым сердцем, из чистого эгоизма убил Грушницкого. Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, но понимает ее как вседозволенность. Без любви, из пустой прихоти он позорит порядочную девушку Мери перед всем обществом, зная, каким пересудам будет подвергнута ее честь. Не задумываясь, Печорин губит Бэлу. Спокойно и жестоко он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с ней скучно». То он говорит о дворянской чести в отношении женщин, то рассуждает, что хорошо бывает «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка», а потом бросить его на дороге, может, кто-нибудь подберет. Судьбы людей для него - лишь временное развлечение. После необдуманных поступков им опять овладевает скука и ему нужна новая жертва.

В главе «Тамань» повествование переходит к самому герою. В ней автор создает четкий психологический портрет своего несчастного героя. Печорин мечется по свету в поисках настоящей жизни. Он из любопытства вмешивается в жизнь контрабандистов, вынуждая их бежать и оставить без помощи слепого мальчика. Герой нигде не может найти себе пристанища. Он глух и слеп по отношению к миру.

Особенно ярко нравственные убеждения Печорина проступают в рассуждении о счастье. Он думает, что «счастье - это насыщенная гордость», и продолжает: «…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе». Печорин признается самому себе: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого. Я иногда сам себя презираю… Не оттого ли я презираю и других?»

Еще Пушкин называл многих своих современников людьми с «безнравственной душой», себялюбивыми и сухими. Привычки и мораль высшего света изуродовали нравственный облик Печорина. Он не способен радостно жить и трудиться. Он уверен, что «жить скучно и гадко», постоянно погружен в пессимизм и скептицизм. Печорин с презрением относится к своей родной дворянской среде, оторвался от нее, но ничего позитивного для себя не нашел. Душевная пустота героя порождает вокруг него вакуум, из которого он безуспешно пытается выбраться.

Печорин не верит в добро, не может измениться. Он превращается в холодного, жестокого эгоиста, ненавистного даже самому себе. Белинский писал, что Печорин, «алчущий тревог и бурь», гоняется за жизнью, «ища ее повсюду». По мнению Добролюбова, Печорин не знает, куда девать свои силы, «истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела».

В «Дневнике Печорина» автор представляет исповедь своего героя. Печорин с грустью осознает двойственность своего характера. По его мнению, в нем живут два человека, причем один из них совершает поступки, а другой - смотрит и судит его. Трагедия героя в том, что он не признается в своей душевной ущербности, а обвиняет общество и людей, поэтому везде оказывается лишним.




Top