Обломов и ольга ильинская история любви кратко. Илья обломов и ольга ильинская

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Обломов и Ольга Ильинская [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Проблематика отношений Обломова и Ольги Ильинской.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской раскрываются Гончаровым на фоне объективных событий с изобилием оценочных фраз, для Гончарова вообще характерно детальное описание предметов, он каждой мелочью подчеркивает важность каждого предмета и объекта, каждого слова и движения его героев.

Например: "Это был человек лет 30 двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной иди, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла волной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, и тогда совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности".

Гончаров как бы вводит читателя в роман. С самого начала первой главы повествование неторопливо, последовательно. Предложения объемные с большим числом однородных членов.

В описании Обломова Гончаров не употребляет грубых слов и выражений. Он описывает Илью Ильича в неторопливой манере, предоставляет читателям возможность самим делать выводы.

"Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли не нем были длинные, мягкие и широкие, когда он не глядя опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу".

Гончаров создает полный образ героя. Для дополнения сведений о характере Обломова автор знакомит читателя с убранством комнаты. Каждая деталь подчеркивает определенную черту характера Обломова.

"Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание кое-как соблюсти приличия, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками".

Гончаров концентрирует внимание читателя на характере Обломова не только при помощи иллюстрации интерьера, но и посредством отношений с Ольгой Ильинской.

Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "посовывает" Обломову Ольгу Ильинскую.

Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить в большой свет.

В эмоциях Ольги чувствуется последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей "высокой миссии": ей нравится эта роль путеводной звезды, луч света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Штольц советует Обломову: "Избрать себе маленький круг деятельности, установить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – всё это ты должен сможешь сделать".

Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно, так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удачным объектом для ее девичьей игры в любовь. Обломов первый понял химеричность их романа, но она первая его разрывает. Под уютным кровом дома Агафьи Матвеевны Пшеничной находит Обломов желанное успокоение.

Перед нами самый самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

Сравнивая любовь Обломова и Ольги, можно отметить следующее:

1. Любовь у Обломова отличается искренностью и бескорыстием. Обломов любит Ольгу и испытывает к ней добрые чистые чувства.

2. Ольга, фактически, не любит, а действует подобно расчетливой особе, преследующей конкретную цель.

При этом любовь проходит на фоне отсутствия деятельности Обломова.

Введение

Роман Гончарова «Обломов» по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова – пример яркой, всеохватывающей, романтичной, но заведомой трагичной любви. Литературные исследователи по-разному оценивают роль этих отношений в судьбе Ильи Ильича: некоторые считают, что Ольга была для героя светлым ангелом, способным вытащить его из пучин «обломовщины», другие же указывают на эгоизм девушки, для которой долг стоял выше чувства. Чтобы разобраться в роли Ольги в жизни Обломова, рассмотрим историю их любви с самого начала и до расставания.

Начало отношений Обломова и Ольги

История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С девушкой Илья Ильич познакомился в гостях, где их познакомил Штольц. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене. Пожалуй, ростки будущего чувства зародились в душе Ильи Ильича уже в момент знакомства с девушкой: «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы - не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима».

Следующая их встреча произошла на даче у Ильинских, когда случайно вырвавшееся у Ильи Ильича «Ах!», раскрывающее восхищение героя девушкой, и его случайное движение, смутившее героиню, заставили саму Ольгу задуматься об отношении к ней Обломова. И уже через несколько дней между ними произошел разговор, ставший началом любви Обломова и Ильинской. Их диалог завершился несмелым признанием героя: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! - тихо сказал Обломов. – Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть». Эти слова нарушили спокойствие в душе Ольги, но юная не опытная девушка не могла сразу понять, что в ее сердце начало зарождаться сильное прекрасное чувство.

Развитие романа Ольги и Обломова

Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения. Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала (Ольга для Обломова) и человека, который может стать таким идеалом (Обломов для Ольги) до моментов разочарования.

В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы. Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино «Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…», чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.

Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный «комнатным цветком», с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни. И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его «тепличное» воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира. На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в «обломовщине», ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.

В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.

Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться. Тогда как любовь Ольги в романе «Обломов» Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать. Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, «обломовского» семейного счастья и не был готов к резким переменам.

Заключение

История Обломова и Ольги тесно связана с природой – начавшись весной, она заканчивается поздней осенью, укрывая одинокого героя первым снегом. Их любовь не ушла и не забылась, навсегда изменив внутренний мир обоих героев. Даже через много лет после расставания, уже замужем за Штольцем, Ольга говорит мужу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…». Возможно, если бы Обломов был моложе, девушка смогла бы изменить его сущность и сделать из него свой идеал, но истинная стихийная любовь пришла в жизнь героя слишком поздно, поэтому и была обречена на трагичное завершение – расставание возлюбленных.

На примере Ольги и Ильи Ильича Гончаров показал, как важно любить в другом человеке его индивидуальность, а не пытаться изменить его в соответствии с искаженным, иллюзорным образом того идеала, который близок нам самим.

Хронологию отношений двух героев романа Гончарова будет полезно прочитать учащимся 10 класса перед написания сочинения на тему «Любовь Обломова и Ольги в романе «Обломов»».

Тест по произведению

Введение

Роман Гончарова «Обломов» по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова – пример яркой, всеохватывающей, романтичной, но заведомой трагичной любви. Литературные исследователи по-разному оценивают роль этих отношений в судьбе Ильи Ильича: некоторые считают, что Ольга была для героя светлым ангелом, способным вытащить его из пучин «обломовщины», другие же указывают на эгоизм девушки, для которой долг стоял выше чувства. Чтобы разобраться в роли Ольги в жизни Обломова, рассмотрим историю их любви с самого начала и до расставания.

Начало отношений Обломова и Ольги

История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С девушкой Илья Ильич познакомился в гостях, где их познакомил Штольц. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене. Пожалуй, ростки будущего чувства зародились в душе Ильи Ильича уже в момент знакомства с девушкой: «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы - не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима».

Следующая их встреча произошла на даче у Ильинских, когда случайно вырвавшееся у Ильи Ильича «Ах!», раскрывающее восхищение героя девушкой, и его случайное движение, смутившее героиню, заставили саму Ольгу задуматься об отношении к ней Обломова. И уже через несколько дней между ними произошел разговор, ставший началом любви Обломова и Ильинской. Их диалог завершился несмелым признанием героя: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! - тихо сказал Обломов. – Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть». Эти слова нарушили спокойствие в душе Ольги, но юная не опытная девушка не могла сразу понять, что в ее сердце начало зарождаться сильное прекрасное чувство.

Развитие романа Ольги и Обломова

Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения. Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала (Ольга для Обломова) и человека, который может стать таким идеалом (Обломов для Ольги) до моментов разочарования.

В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы. Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино «Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…», чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.

Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный «комнатным цветком», с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни. И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его «тепличное» воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира. На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в «обломовщине», ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.

В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.

Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться. Тогда как любовь Ольги в романе «Обломов» Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать. Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, «обломовского» семейного счастья и не был готов к резким переменам.

Заключение

История Обломова и Ольги тесно связана с природой – начавшись весной, она заканчивается поздней осенью, укрывая одинокого героя первым снегом. Их любовь не ушла и не забылась, навсегда изменив внутренний мир обоих героев. Даже через много лет после расставания, уже замужем за Штольцем, Ольга говорит мужу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…». Возможно, если бы Обломов был моложе, девушка смогла бы изменить его сущность и сделать из него свой идеал, но истинная стихийная любовь пришла в жизнь героя слишком поздно, поэтому и была обречена на трагичное завершение – расставание возлюбленных.

На примере Ольги и Ильи Ильича Гончаров показал, как важно любить в другом человеке его индивидуальность, а не пытаться изменить его в соответствии с искаженным, иллюзорным образом того идеала, который близок нам самим.

Хронологию отношений двух героев романа Гончарова будет полезно прочитать учащимся 10 класса перед написания сочинения на тему «Любовь Обломова и Ольги в романе «Обломов»».

Тест по произведению

Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость.

А. Блок

Цель урока.

  1. Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
  2. Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:

Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5

Признание Обломова – часть 2, глава 5,6

Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11

Письмо Обломова Ольге - - часть 2 , глава 10

Предложение Обломова – часть2, глава 12

  1. Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.
  3. Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.

На прошлом уроке мы говорили с вами об Обломове и Штольце. Герой взывает к помощи своего друга: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!.. Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места…»

Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.

Появится такая цель у Обломова?

(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.

В чем именно? Обратимся к тексту.

1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.

Сходство с Т. Лариной :

- «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла..»

- «Ольга в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах…»

- «её обходили умные и бойкие кавалеры; небойкие, напротив, считали её слишком мудреной»…

Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Она, как и героиня романа «Евгений Онегин», не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

- В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?

Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.

- Как зарождалась любовь? (Сообщение учащего, наблюдения по гл.7)

Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.

Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.

После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).

Анализ эпизода.

  1. Слово «люблю» не произнесено, почему эту сцену называют признанием ? Где мы догадываемся, что оно сказано? (оно внутри Обломова, он лишь не смог его озвучить)
  2. Чем отличаются Ольга и Обломов в этой сцене? (Обломов живет сердцем, Ольга - разумом. А потому речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, реплик, наполненных чувством, раздумьем. В репликах и внутренних монологах часты многоточия. Он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от Ольги в следующую минуту. Ольга – вся движение и действие. Она либо спрашивает, либо побуждает к действию. Она настойчиво добивается нового признания, нетерпеливо ждет, энергично требует. И Обломов вновь говорит ей о любви, неопределенно, медлительно: «мне не стыдно от своего слова»; «стыд у меня прошёл»; «в нём то же волнение, то же чув… простите».
  3. Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.
  4. Назовите эти элементы композиции в данной сцене. (Завязка – слова Обломова, что его первое признание было нечаянным, «только от музыки»…Ольгу это извинение глубоко огорчает. Она выпрямляется, роняет цветы, глаза тускнеют…Она не этого ожидала от Обломова. Кульминация – Обломов говорит вновь о своей любви. «Мне не стыдно от моего слова…Мне кажется в нём…», «То же волнение…, то же чув…, простите, простите, - ей-богу, не могу сладить с собой»…Развязка – призыв героини: «Только вперед…»)

В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою впредь быть более осторожным в своих речах. И всё думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: «Она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»

Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…

Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение». Меняется стиль романа.

Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый герой. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли её, («Обломов проще Штольца и добрее его»).

Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.

- В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7

«Любить меня, смешного…»

«А я что такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело»…

В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.

- А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?

(Сообщение , основанное на наблюдениях по гл. 6,8,9,11)

Вика сделала наблюдения по тексту нескольких глав. Мы видим, что героиня посчитала своей целью – возродить Обломова. Она была предельно удовлетворена самой возможностью «эксперимента», тем, что «всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался».

А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

- Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)

- Как изменился Обломов под влиянием Ольги? (Глава 11)

(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)

Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.

«…уж прочел несколько книг…»

Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина «полувозрождения» Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.

«Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» (глава 11)

Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви». (глава 11)

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка». (глава 11)

Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.

«…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»

И вот он пишет письмо Ольге.

Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)

Беседа после прочитанного.

- Зачем Обломов пишет Ольге письмо?

- Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?

Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.

И герои вновь охвачены поэзией любви.

Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.

Чтение в ролях эпизода «Предложение Обломова». (Глава 12)

- Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.

Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

Е. Краснощекова:

«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…

Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.

Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения».

Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.

Третья часть романа - об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Любовная тема в романе И. А. Обломов»

Мелодией одной звучат печаль и радость. А. Блок

« Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом… Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Ольга Ильинская

Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения.

«…уж прочел несколько книг…» Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина « полувозрождения » Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь. «Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви».

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка» Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги. «…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы. Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

До «нечаянного» признания Обломова легка, всегда весела, жива, “отчасти насмешлива”, открыта, доверчива, простодушна, неуверенна, “зависима” от Штольца После признания задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, расчётлива, сдержанна, боязлива, “на одном уровне” со Штольцем. Ильинская

Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна… Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья. Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения». Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.


Роман Гончарова «Обломов» является значительным философским произведением. В нем автор раскрывает самую суть жизни, которая бурлящим, струящимся потоком проходит мимо главного героя, а он ее даже не замечает.

Ильинской занимают в романе особенное место. Здесь происходит встреча двух личностей и случается проверка ценностей, мнений, взглядов. Читатель с большим интересом наблюдает за развитием большого чувства, печалится, когда оно угасает. Данная статья призвана рассмотреть причины личностного кризиса Ильи Ильича и его взаимодействие с Ильинской.

Первая встреча

Впервые Обломов и Ольга встречаются благодаря Андрею Штольцу. Кто как не сумел вытащить домоседа Илью Ильича из квартиры! Спустя несколько дней после приезда он решил навестить барышню и взял с собой Обломова. По всему было видно, что молодые люди понравились друг другу. Во всяком случае Обломов выражал явную заинтересованность. Нельзя сказать, что именно первая встреча каким-то образом повлияла на их дальнейшие отношения, но она стала началом долгого душевного испытания, породившего массу переживаний.

Зарождение чувства

Отношения между Ольгой и Обломовым начинаются постепенно. Наверное, быстро вспыхнуть чувство и не могло у Ильи Ильича: он так много размышлял, анализировал, точно пытался взвесить каждую маленькую деталь. Большое впечатление на него произвело пение девушки. Они вместе слушали «Каста дива», и волнующие нежные мечты находили отклик в его сердце. Отношения Обломова и Ольги исполнены возвышенного чувства и нежной восторженности. Казалось, такое восхищение возможно испытывать только в юности, когда душа наиболее открыта к сердечным подвигам.

Как любит Илья Ильич

Развитие отношений Обломова и Ольги происходит очень красиво и необычно. Илья Ильич поражен природной грацией девушки, он очарован ее улыбкой, красотой и духовным богатством. Ведь как поразительно она умела понимать самые обыкновенные вещи! С ней можно было говорить часами, беседуя на самые разные темы. Обломов смотрит на нее завороженными глазами: она представляется ему чудом, даром, данным свыше. Барин долго не может решиться начать ухаживать за ней, так как не уверен в собственной привлекательности, в том, что может быть ей интересен. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы завоевать ее расположение, а просто любуется ее близостью.

Илья Ильич любит самозабвенно, с исступлением, до боли в груди. Несмотря на все это, он не решается объясниться с возлюбленной, не спешит делать ей предложение. Даже тогда, когда в тишине вечернего сада прозвучало робкое Ольгино «люблю», он не смел принимать это всерьез. Не потому, что не верил в искренность девушки, а от того, что считал ее прелестным ребенком, который еще себя не знает. Обломов слишком много рассуждал о природе любви, выдумывал себе причины, по которым они с барышней не могут быть вместе.

Глубина душевных переживаний главного героя потрясает. Ильинской наполнены небывалой чистотой, душевной теплотой и подлинным стремлением узнать друг друга лучше.

Как любит Ольга

С самого начала знакомства барышня проявляла интерес к барину. Он представлялся ей загадочной личностью, она восторгалась глубиной его мысли. Единственное, что ей в нем не нравилось, - это привычка спать днем. Такую его особенность она желала бы исправить, подвергнуть искоренению. С особым восторгом девушка представляла себе, как он отучится лениться, и в том будет только ее заслуга. Она воображала себя прекрасной учительницей, из любви к которой должен поменять свой характер взрослый мужчина. Конечно, наивность Ильинской можно простить в силу ее юного возраста.

Отношения Обломова и Ольги продолжались ровно до тех пор, пока страх и недоверие не погубили это теплое чувство.

Письмо Обломова

Свои сомнения относительно их совместного будущего Илья Ильич запечатлел в длинном послании к Ольге. В то время дело уже практически шло к свадьбе, и даже Захар едва ли сомневался в том, что скоро произойдут значительные перемены. Находясь в состоянии порыва, точно пребывая в малодушном анализирует ситуацию и приходит к выводу, что барышня принимает его не за того, кого хотела бы видеть перед собой.

Он уверен - ей нужен другой, рыцарь, который будет совершать во имя нее подвиги и сыпать ласковыми речами, а теперь девушка жестоко ошибается. Илья Ильич даже готов пожертвовать собственным чувством, лишь бы она стала счастливой. Развитие отношений Обломова и Ольги постепенно сходит на нет. Барин не верит в собственные перспективы, в глубине души считает себя недостойным любви, потому и отказывается. Пока писал то злополучное письмо, он плакал, как ребенок. А когда послание было отправлено, Илья Ильич не выдержал и тем же вечером отправился к Ильинской, чтобы объясниться с ней.

Разрыв отношений

Отношения Обломова и Ольги и не могли продолжаться долго. Нужно было что-то предпринять, сделать определенные шаги, коих не последовало из-за нерешительности Ильи Ильича. Можно сказать, что Обломов просто не стал дожидаться, когда Ольге надоест общаться с ним, и предпочел первым прекратить тревожное, болезненное чувство. Дело в том, что любовь звала его, побуждала к тому, чтобы преобразить свою жизнь, хотела заставить его измениться, а он, напротив, всеми силами души обнаруживал неготовность к подобным переменам.

Таким образом, отношения Обломова и Ольги потерпели крах. Они начались так красиво и многообещающе, а закончились слезами, принесли за собой невыносимую боль. Причиной тому послужила неготовность с той и другой стороны принять от судьбы щедрый подарок и быть благодарными.




Top