Образ царицы из сказки о мертвой царевне. Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

/ / / Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

В Пушкин показывает разных персонажей. Он не делает всех только положительными или отрицательными. В каждом есть и достоинства и недостатки. Одним из таких персонажей является царица.

Царица обладает прекрасной внешностью, но совершенно несносным характером. Она очень эгоистична и жестока, поэтому не способна на светлые чувства. Целью ее жизни становится идеальные внешние данные.

Женщина выходит замуж за овдовевшего царя, у которого от первого брака осталась маленькая дочь. Но с возрастом девочка взрослела и превращалась в прекрасную женщину. Это обстоятельство не радовало злую мачеху. Ведь женщина считала себя самой красивой и не терпела конкуренции. Поэтому в ее голове сразу возникло желание избавиться от молодой царевны. Женщина пошла на преступление и подговорила служанку, чтобы та завела падчерицу далеко в лес и оставила на съедение волкам.

Автор наделяет царицу волшебным атрибутом – говорящим зеркалом, которое рассказывает и показывает ей о всех красавицах в округе. Женщина привыкла слышать, что кроме нее таких нет. Однако после того как молодой царевне удалось спастись в доме богатырей, зеркало оповестило об этом ее владелицу.

Женщина была в не себя от злости. Она решила убить наследницу собственноручно. Для этого, она отправилась в лес сама и взяла с собой отравленное яблоко. Но как сделать так, чтобы царевна ни о чем не догадалась? В этом отравительнице помогла ее хитрость. Женщина переоделась в нищенку и стала просить милостыню под окнами большого богатырского дома.

Конечно, подала ей хлеба. Ведь она в отличие от мачехи, была добра к окружающим. В ответ «нищая старуха» бросила ей красивое и большое яблоко, но отравленное яблоко.

Женщине не было жалко юную девушку. Ее душа была темной, пропитанная злобой и жестокостью. В сердце не было место для любви и состраданию. Поэтому она без зазрения совести и малейшего сожаления готова была расправиться с любой, кто станет у нее на пути.

Возможно, женщину подтолкнула и ревность. Ведь дочь, для царя была отрадой, и женщина просто забоялась, что все внимание будет доставаться только молодой царевне.

Когда зеркало сообщило царице в очередной раз о жизни и здравии молодой и красивой падчерицы, то ее безжалостное и озлобленное сердце не выдержало. Женщина умерла от тоски, ненависти, досады и страха. Ведь если бы царь узнал, на что пошла его новая жена ради того, чтобы оставаться единственной красавицей, он бы с ней непременно расправился.

Она ступила на темную сторону, которая в итоге забрала не только ее красоту, но и само существование. Автор не упоминает, чтобы перед собственной смертью женщина раскаялась в грехах. Нет. Она до самого конца была наполнена ненавистью к окружающим и считала свои действия правильными.

Пушкин показывает, что за все в этой жизни придется платить. И порой, в час расплаты, цена за все действия может оказаться, слишком велика…

Своеобразие образа царевны в « Сказке о мёртвой царевне»

Отдельно хочется посвятить параграф образу главной героини- царевны. Этот персонаж полностью для фольклорного образа необычен и нов.

В сознании Пушкина так же, как и сознании народа, идеалом, который воплощён поэтом в царевне, является гармоническое соединение красоты духовной с внешней.

А.С.Пушкин как признанный певец гармонии видит жизненную норму как раз в многообразии и движении человеческих проявлений. поэт эту «норму» воплотил в образе царевны, которая от матери унаследовала белизну лица и чистоту души, она с мачехой соперничает во внешней красоте, но также она противостоит не только мачехе, а обеим царицам, отличаясь от них именно многообразием проявлений ее человеческих качеств. Именно в образе царевны сливаются как народный, так и пушкинский идеал женщины.

В своем произведении поэт, насколько ему позволяла жанровая природа сказки, стремится показать многообразие проявлений в жизни красоты: используя фольклорный принцип контраста и доводя до логического конца противопоставление мачехи с падчерицей, в образе царицы-мачехи Пушкин дает пример полной противоположности внешней красоты и внутреннего безобразия.

Царевна-падчерица обладает «кротостью» и смирением, являясь олицетворением противоположного нравственного полюса - полюса добра. С образом царевны не только общесказочная идея конечной победы добра над злом и торжества справедливости связана, но в аллегорическом плане содержания произведения данная героиня воплощает пушкинскую (и общечеловеческую) формулу действия в человеческом обществе добра.

Действительно, прав Д.Н.Медриш и другие исследователи, которые уверены, что главными человеческими качествами царевны, составляющими ее духовную красоту, - простоту, добро и правду, без которых, по словам Л.Н.Толстого, «нет подлинного величия» Андреев Д. Роза Мира. - М.: Гардерика, 2009.- С. 37.. Именно эти истинно человеческие качества становятся «волшебными помощниками», приводящими к счастью царевну.

Царевна с самого начала наделена естественной внешней и внутренней красотой, которая олицетворяет красоту, которая в природе разлита. Поэт не только сравнивает царевну с цветком, но и показывает, как этот цветок расцветает. Пушкин эту органичность и естественность подчеркивает формами глаголов, близких по значению безличным: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела... И жених сыскался ей, Королевич Елисей» Пушкин А.С. Сказки. М., ЭКСМО, 2010.- С. 19..

Так естественно, без преодоления препятствий и применения чудесных средств, уже в начале произведения царевна получает все то (богатство и жениха), что в большинстве фольклорных сюжетов в самом конце достается ей. Тем самым исключаются внешние стимулы борьбы зла и добра, поэт переносит в развертывании сюжета акценты с мотивов на мотивировки, с действий - на их причины.

Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни. Царевна, будучи действительно прекрасной, совершенно не думает о своей красоте, а ее добронравие и доброта проявляются по отношению ко всем, с кем ее судьба сводит, будь то животное или человек.

В этой связи особенно важным является повествование о жизни царевны у семи богатырей. Недаром эта часть является центральной частью произведения.

Царевна обладает изяществом, особым тактом, женственностью. Пушкин помогает понять характер царевны, только к глаголам прибегая:

«Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась.И тихонько улеглась..» Пушкин А.С. Сказки. М., ЭКСМО, 2010.- С. 21..

В«волшебные помощники» царевны (ее заботливость, добросердечие и правдивость) выполнили одну важнейшую функцию: помогли избежать семи богатырям соперничества из-за царевны между собой и сделали их и царевну родными людьми не по крови, а «по человечеству».

Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета(“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”). Перед нами предстаёт уже не просто сказочная героиня, но художественно воплощённый пушкинский идеал.

В пушкинской сказке чувствуется открытое авторское отношение к героине, чего народная сказка не знает. Автор любит нежно свою героиню и ей восхищается (« красавица-душа», « милая девица», « моя душа», « так тиха, свежа лежала» и т. д.).

Поэт в целом смог создать неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включая многочисленные авторские оценки в текст сказки.

Пушкин в свое произведение также вводит активно и такое средство создания литературного персонажа, как отношение других персонажей к нему. Любовь к царевне Соколко, богатырей, Елисея и даже Чернавки, помогает читателям через данное художественное средство еще глубже понять характер героини: кроткий, любящий, нежный и доверчивый.

Но самое большое чудо, ещё раз это подчеркнём, творят любовь и верность, двух любящих людей соединяя в крепкую согласную семью. Семья, по мысли А.С. Пушкина, - это высшая форма, которая способна людей объединять, так как в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Именно поэтому находит реализацию в основном сюжете пушкинской сказки стремление царевны и королевича Елисея к окончательному соединению.

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Открытый урок в 5 классе

Тема. А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Цель :

    выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

    развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

    воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть. Вступительное слово учителя:

Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

Так говорил писатель 20 века И. Северянин, которые я, несомненно, разделяю. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный устный опрос:

Ребята, расскажите, какие факты жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина вам известны?

Какие его произведения вы знаете?

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Дайте определение «сказки», расскажите, какие они бывают, из чего состоят.

2. Индивидуальный подробный устный ответ.

И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.

3. Разгадывание кроссворда.

III. Изучение нового материала.

Ребята, а с какой сказкой Александра Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Докажите, что это произведение – сказка.

1. Литературно-теоретический ответ.

- Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина? И между кем она идет?

2.Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Запись темы в тетрадь.

Тема нашего сегодняшнего урока « Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина». Запишите тему в тетрадь.

Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.

3. Анализ содержания сказки.

С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Давайте вспомним эти строки, просмотрим инсценирование эпизода сказки и проанализируем образы царевны и царицы.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ

Просмотрите в учебнике показанный эпизод. Сейчас мы с вами будем составлять таблицу «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»

Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ. Прочитайте их.

Давайте запишем их в таблицу:

    высока

    стройна

    бела

    умна

    горда

    ломлива

    своенравна

    ревнива

А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:

    белолица

    черноброва

    нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

4. Лексическая работа

Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

Запишите в таблицу.

А какие общие черты их соединяют?

Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?

Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.

5. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».

Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

В каких словах проявляется отношение автора к царице?

Что происходит с царевной в лесу?

6. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.109 учебника, ч.1).

Как Соколко встретил царевну? Почему?

7. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».

О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.

8. Выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».

Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

9. Просмотр мультфильма до Елисея.

Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?

Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Фронтальная беседа.

Проанализировав сказку, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

Обобщите образы в синквейне.

Первый вариант напишет синквейн о царице, а второй – о царевне. (2 у доски)

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

От слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

От слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

От слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:

5. «Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…». Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

7. Кличка пса, который охранял царевну, - Соколко:

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:

/ / / Образ Царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

Несмотря на то, что девушка была «царского происхождения» она не была ханжой. Она очень хорошо справлялась по хозяйству. С утра и до вечера в доме семи богатырей царевна поддерживала порядок, готовила, пряла пряжу и шила. Причем это ей доставляла удовольствие. Из этого можно сделать вывод, что она была очень трудолюбива, в отличие от ее мачехи, которая целыми днями лишь следила за своим внешним видом, и любовалась на себя в зеркало.

Царевна же не была эгоистичной и завистливой. Она принимала свою внешность, но не делала из нее культа, даже несмотря на то, что стал для многих мужчин эталоном женственности и привлекательности.

К сожалению, автор в этой сказке приготовил для царевны весьма тяжелую участь. В самом начале, она заблудилась в лесу, но чудом осталась жива, когда набрела на дом богатырей. Но в этом положении царевна была вдалеке от родного дома и от любимого человека, который тут же отправился искать ее по всему свету.

После этого она была безжалостно отравлена собственной мачехой, которая видела в девушке конкурентку по красоте. В завершении всего девушка была «воскрешена» своим женихом Елисеем. Это чудо свершилось только благодаря любви, которая жила между молодыми людьми.

Все положительные стороны так и остались в характере царевны. Она не была зла на мачеху за содеянное. Нет. Девушка с честью прожила этот период. К тому же теперь она приобрела сразу семерых братьев, которые в любой момент готовы были за нее пойти на любое действия. Ведь за то время, пока царевна жила в их доме, они стали друг для друга практически родными людьми. Девушка, считала их своими братьями, богатыри называли ее своей сестрицей.

Когда смерть забрала у них царевну, мужчины долго горевали. Но они так и не решились похоронить девушку, а вместо этого, сделали для нее хрустальный гроб и подвесили его в пещере. Возможно, в глубине души, богатыри надеялись, что девушка рано или поздно «очнется» ото сна и вновь будет радовать всю землю своим присутствием на ней.

К счастью, Елисею силы природы помогли найти невесту. И с этих самых пор, он больше не расставался со своей возлюбленной.

Автор хотел показать, что только самое настоящее чувство может совершить чудеса. А так же что рано или поздно даже самые худшие времена заканчиваются. Вот только не всем по силам выдержать испытания судьбы на прочность…




Top