Образ и характеристика старика сантьяго в романе старик и море хемингуэя сочинение. Характеристика героев по произведению хемингуэйя «старик и море»

Старик и море — работа, написанная американским писателем Эрнестом Хемингуэйем в 1952 году. Рассказ знакомит нас со стариком Сантьяго, который уже восемьдесят четыре дня выходит в море и ничего не может поймать. Из-за этого его считают невезучим, никто с ним не хочет общаться, лишь мальчик Манолин продолжает навещать его и помогать старику рыбачить. И вот на 85 день, уйдя подальше в Гольфстрим, он поймал огромную рыбину. Боролся с ней чтобы она не сорвалась, хотел, чтобы все увидели его улов. Вот только не довез его. Израненные руки в кровь привлекли акул, с которыми ему пришлось побороться. Он многих убил, но при этом они успели съесть пойманную стариком рыбу. Приплыл Сантьяго только со скелетом. Все сочувствовали рыбаку. Придя домой, он уснул и тут ему снилась далекая Африка, юность и львы на африканском побережье.

Прочитав работу и ознакомившись с сюжетом, мы можем без проблем сделать героя, раскрыв образ Сантьяго из рассказа Старик и море. Сантьяго — герой повести, рыбак из Кубы, живущий на берегу моря. Это уже старый мужчина, худой и изможденный жизнью. Читая повесть, мы видим его израненные руки, ведь много раз ему приходилось тянуть рыбу ис помощью бечевы. Однако мы видим и сильного героя, с могучими плечами, сильной волей. Хоть и стар он, но глаза до сих пор полны голубизны и молодости.

Читая Старик и море, мы понимаем, что некогда он был юнгой и плавал в Африку. Была у него и жена, но это было так давно, что она уже даже не снится старику, как не снится и рыба. Снится Сантьяго лишь Африка. Старик бедный. Всю жизнь он был рыбаком, этим и жил. Он вынослив, у него огромная сила воли, достаточно вспомнить момент, когда он поймал рыбу, которую держал несколько дней на крючке. Или эта битва с акулами. Так мог вести себя только смелый человек, бесстрашный и целеустремленный.

Сантьяго одинокий рыбак, чье одиночество немного развевает мальчик Манолин. Ему наш герой рассказывает истории, у них общие увлечения, его Сантьяго научил рыбачить. Для мальчика старик пример мужества и мастера своего дела. При этом Сантьяго стремится не только брать у природы, он пытается жить с ней в гармонии. Его рыбалка подобна священнодействию или определенному ритуалу. Он уважает всех жителей моря. Убив рыбу, ему ее жалко, он сочувствует, но оправдывает свой поступок тем, что ее туша накормит многих и это важно.

Создавая произведение писатель показывает жизнь, как она есть, как она устроена, где рыбак и рыба не враги, они друзья, вот только смысл жизни рыбака в убийстве рыбы и от этого никуда не уйти. Ведь для многих рыбалка — это возможность существовать и выживать в этом сложном мире, как выживает в нем и старик.

Характеристика героев по произведению Хемингуэя «Старик и море»: Сантьяго

А какую оценку поставите вы?


Характеристика героев по произведению «Песнь о Роланде», Оливье Характеристика героев по произведению Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий»

САНТЬЯГО (англ. Santiago) - герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» (1952). Реальными прототипами считаются Фернандо Мануэль Передос (по прозвищу Гальего), Ан-сельмо Эрнандо, Григорио Фуэнтес, капитан лодки Хемингуэя. Сам Хемингуэй писал, что отразил «черты характера одного знакомого старого рыбака из Касабланки». Можно сказать, что С.- собирательный образ рыбака с северного побережья о.Куба, в районе Кохимара. Вместе с тем это образ-символ, в котором сильны романтические и фольклорные мотивы. С. вобрал в себя лучшие качества чело- 363 веческой души - доброту, стойкость, мужество. Его простодушный, естественный героизм зиждется на удивительном переплетении смирения и гордости, что позволяет ему переносить тяготы и не признавать поражения. С. побежден, но не покоряется. Он родствен героям Дж.Лондона и Ф.Купера, обладает редкой выносливостью и целеустремленностью. Импульс его действий - естественное право человека на пищу, гордость «природного рыбака». В образе С. сохраняются черты хемин-гуэевского героя-игрока, но правила игры приобретают высший, метафизический смысл. Критика обвиняла С. в пессимизме и фатализме. Высказывалась мысль, что С. проиграл, поскольку зашел за порог, положенный человеку, что в образе С. Хемингуэй осуждает «зарвавшийся» индивидуализм, несущий только разрушение (М.Шорер, К.Бурханс). Между тем С. воплощает тип человека, не стремящегося только взять у природы, а принявшего свое естественное положение в ней, в гармонии ее вечного кругооборота. Нерасторжима связь С. с пойманной им гигантской рыбой, которую он «любит». Борьба с ней и с акулами, отнимающими у С. добычу,- это бесконечный спор человека с природой. С. не ловит рыбу, а как бы священнодействует, выполняя положенный ритуал. В этом он сходен с героем «Моби Дика» Г.Мелвилла. Похожие мотивы прослеживаются у В.Астафьева («Царь-рыба», 1976). У.Фолкнер писал, что до С. герои Хемингуэя сами творили себя из глины такими сильными, какими они могли быть, но здесь Хемингуэй «нашел» Творца, который создал С., большую рыбу, акул, которые должны были сожрать эту рыбу, и Бог любит их всех. (К.Бейкер рассматривал повесть Хемингуэя как библейскую притчу, соотнося образ С. с личностью Иисуса Христа.) В образе С. важен мотив учительства: мальчик, помощник С., уверен, что С. способен научить «всему на свете» и главному в жизни. Не случайно Хемингуэй назвал свою повесть «посланием молодому поколению» (в телеинтервью после вручения Нобелевской премии, которой писатель был удостоен в 1954 г. за это произведение).

Лит.: Baker С. Hemingway; the writer as artist Princeton, 1963; Паноров Ю.М. Хемингуэй на Кубе. М., 1982; Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе. М., 1988; см. также литературу к статье «Джейк Варне».

    Повесть «Старик и море» (1952), за которую Хемингуэй получил Нобелевскую премию, вызвала различные толкования критикой. Одним она казалась утверждением героического начала в человеке. Другие подчеркивали в ней мотивы одиночества и страдания. Причина...

    Эпиграф - Его лучшая вещь. Возможно, время покажет, что это наилучшее из всего написанного нами - им и моими современниками (У. Фолкнер о повести Э. Хемингуэя «Старик и море»). Весной 1936 г. в журнале «Эксвайр» Э. Хемингуэй опубликовал очерк, в котором...

    На уроке зарубежной литературы мы изучали произведение Э. Хемингуэя «Старик и море». Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, т.е. произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ...

    Образ старого рыбака Сант-Яго достойно продолжает лучшие традиции демократического искусства Хемингуэя» сказавшиеся в образах партизанки Пилар, глухого Эль Сордо, крестьянина Ансельмо. Вот где в полную меру обнаруживалась важность тех достижений, которые...

    Существует множество фотопортретов известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя. На одном из них камера запечатлела писателя на палубе его яхты «Пилар». Обнаженный по пояс мужчина высокого роста смотрит прямо на солнце. В его легкой улыбке и прищуренных...

Образ старика Сантьяго в повести Э. Хемнгуэя «Старик и море»

САНТЬЯГО - герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море». Реальными прототипами считаются Фернандо МануэльПередос (по прозвищу Гальего), Ансельмо Эрнандо, ГригориоФуэнтес, капитан лодки Хемингуэя. Сам Хемингуэй писал, что отразил «черты характера одного знакомого старого рыбака из Касабланки». Можно сказать, что Сантьяго - собирательный образ рыбака с северного побережья о.Куба, в районе Кохимара. Вместе с тем это образ-символ, в котором сильны романтические и фольклорные мотивы. Сантьяго вобрал в себя лучшие качества человеческой души - доброту, стойкость, мужество. Его простодушный, естественный героизм зиждется на удивительном переплетении смирения и гордости, что позволяет ему переносить тяготы и не признавать поражения. Обладает редкой выносливостью и целеустремленностью.

Сантьяго воплощает тип человека, не стремящегося только взять у природы, он осознает свое естественное положение в природе, в гармонии ее вечного кругооборота. Нерасторжима связь Сантьяго с пойманной им гигантской рыбой, которую он «любит». Борьба с ней и с акулами, отнимающими добычу,- это бесконечный спор человека с природой. Старик не ловит рыбу, а как бы священнодействует, выполняя положенный ритуал.

К.Бейкер рассматривал повесть Хемингуэя как библейскую притчу, соотнося образ Сантьяго с личностью Иисуса Христа. В его образе важен также мотив учительства: мальчик, помощник Сантьяго, уверен, что стприк способен научить «всему на свете» и главному в жизни.

В повести прослеживаются библейские реминисценции. Старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу, и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв – «Отче наш» и «Богородицы».

Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, измождённый, довольствующийся малым – простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.

День за днём изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу. И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает. Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.

Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша, старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира, Сантьяго оправдывает свой поступок тем, что рыба насытит его и других людей. Растёрзанная акулами добыча лишается этого простого, житейского смысла. Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось так нехорошо.

Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, они – друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому нельзя.

Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими обитателями, он проявляет себя человеком любящим, жалеющим и уважающим каждое создание Божие. Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать себе пропитание, наслаждается любовными играми морских свинок, испытывает сочувствие к марлину, который лишился своей подруги по его вине. К большой рыбе старик относится с чувством глубокого уважения. Он признаёт в ней достойного соперника, который может и победить в решающей схватке.

Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу, а когда на него нападает небольшая разговорчивость, вовремя приказывает себе вернуться к действительности и заняться делом. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.

Кто же тебя победил, старик?- спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. – Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море.

В этом простом рассуждении видна несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и своё место в нём, место хоть и маленькое, но почётное.

Примиренный нелегким опытом с неизбежностью житейских испытаний, слывущий в селении «невезучим» (восемьдесят четыре дня кряду выходя в море, он неизменно возвращался без улова), Сантьяго, тем не менее, не утрачивает мужества: он уверен, что его главная битва еще впереди.

Идея произведения

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Парус лодки Сантьяго старый и недееспособный, а сам герой - изможденный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека . Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себе и своим принципам.

Старик в повести вызывает не сострадание, а любовь. Его любит мальчик, который несколько раз ходил с ним в море учиться рыбачить, пока родители не отправили его на другую, более удачливую лодку. Его любит читатель. Искусство редко изображает стариков так, что они вызывают любовь. А чаще изображена, пусть даже тёплая, но снисходительность. К старику у Хемингуэя снизойти нельзя.

Вот как описана любовь к нему мальчика в начале повести: «Когда мальчик вернулся, солнце уже зашло, и старик спал, сидя на стуле. Мальчик снял с кровати старое солдатское одеяло и прикрыл им спинку стула и плечи старика. Это были удивительные плечи - могучие, несмотря на старость, да и шея была сильная.

Не снимай одеяло, - сказал мальчик. - Покуда я жив, я не дам тебе ловить рыбу не евши. -

Надо припасти ему воды, мыла и хорошее полотенце, - подумал мальчик. Как я раньше об этом не подумал? Ему нужна новая рубашка, зимняя куртка, какая-нибудь обувь и ещё одно одеяло“».

А в конце повести, когда старик вернётся со скелетом огромной рыбы, которую объели акулы, вернётся через несколько дней с до костей изрезанными леской руками, Хемингуэй напишет о любви мальчика иначе:

«- Как он себя чувствует? - крикнул мальчику один из рыбаков.

Спит, - отозвался мальчик. Ему было всё равно, что они видят, как он плачет. - Не надо его тревожить». -

А любовь старика обнаруживает себя постоянным рефреном в его мыслях далеко в море: «Жаль, что мальчика нет со мной»... «Если бы только мальчик был здесь!»

Вынести невыносимое и преодолеть невозможное старику даёт любовь к мальчику, а не горделивая верность человеческому достоинству, мужеству и возможностям человека.

Хемингуэй наделяет его таинственным и непостижимым свойством - смирением.«Он был слишком простодушен, чтобы задумываться о том, когда пришло к нему смирение. Но он знал, что смирение пришло, не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства».

Когда-то, в молодости, у него было прозвище Сантьяго-чемпион. Оно появилось после того, как однажды он состязался с могучим негром, самым сильным человеком в порту.

«Они просидели целые сутки друг против друга, уперев локти в черту, проведённую мелом на столе, не опуская рук и крепко сцепив ладони. Каждый из них пытался пригнуть руку другого к столу. А на рассвете, когда люди стали требовать, чтобы судья объявил ничью, старик внезапно собрал последние силы и стал пригибать руку негра всё ниже и ниже, покуда она не легла на стол. Потом Сантьяго участвовал ещё в нескольких состязаниях, но скоро бросил это дело. Он понял, что если очень захочет, то победит любого противника, и решил, что такие поединки вредны для его правой руки, которая нужна ему для рыбной ловли». В повести шесть раз упоминается, что старику снятся львы.«Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далёкие страны и львы, выходящие на берег. Словно котята, они резвились в сумеречной мгле, и он любил их так же, как любил мальчика». «Ему приснилась длинная жёлтая отмель, и он увидел, как в сумерках на неё вышел первый лев, а за ним идут другие; он опёрся подбородком о борт корабля, стоящего на якоре, его обвевает вечерний ветер с суши, он ждёт, не покажутся ли новые львы, и он совершенно счастлив». И последняя фраза текста: «Ему снились львы». Зачем это в повести? Сам старик спрашивает: «Почему львы - это самое лучшее, что у меня осталось?»

Образ старика говорит о красоте состоявшейся старости, когда из души ушли страсти: и страх, и вожделение, и тщеславие, и злоба, и даже пронзительность печали по умершей жене. У старика получилось быть в лучшем смысле как дети - и сны у него детские.

В нём нет наглой уверенности в себе. При всём своём огромном опыте и умении он чувствует себя учеником в море:

«Кое-чему я научился, - подумал он. - Пока что я с рыбой управляюсь».

Этот человек, поймавший рыбу, которая много больше его лодки, сражавшийся с акулами сначала гарпуном, затем ножом, привязанным к веслу, затем дубинкой и, наконец, обломком румпеля, этот человек, изрезавший себе ладони леской до костей, не только не чувствует себя героем - он не жалеет себя даже в мыслях. Он приводит себе на ум «великого Ди Маджо» - бейсболиста. Он читал в газете, что у того пяточная шпора, причиняющая боль. И, задавая себе вопрос, выдержал ли бы он такую боль, отвечает: «Почём я знаю!»

Старик испытывает к миру, окружающему его, уважение и тёплую любовь. Он даже отдалённо не чувствует себя ни хозяином, ни центром мира.

«Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Рыбаки помоложе, из тех, кто ходит на моторных лодках, называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нём как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости».

«Он питал нежную привязанность к летучим рыбам - они были его лучшими друзьями здесь, в океане. Птиц он жалел, особенно маленьких и хрупких морских ласточек». «Он любил зелёных черепах за их изящество и проворство».

«Ты губишь меня, рыба, - думал старик. - Это, конечно, твоё право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты».

«Рыба - она мне друг, - сказал он. - Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен её убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звёзды».


Сюжет повести «Старик и море» несложен.

Старый рыбак Сантьяго в течение восьмидесяти четырёх дней возвращается из моря без улова. При очередном выходе в море он забирается дальше обычного. Туда, где не появляются люди, а значит, рыба ведёт себя беспечнее. Надежды Сантьяго и в самом деле оправдываются: далеко в океане ему на крючок попадается огромная рыбина – наверное, самая большая добыча за всю жизнь старого рыбака. Гигантский куш, которым море расплатилось со стариком за все предыдущие безрезультатные дни. Восемнадцатифутовая рыба-меч тащит лодку ещё дальше в океан, чем удлиняет обратный путь для Сантьяго. Но он готов к такому поведению добычи и, дождавшись, когда рыба устанет, убивает её. Главной задачей становится добраться до берега с этим невероятным уловом.

Вот только на обратном пути пойманную рыбу обгладывают акулы-стервятницы. К берегу старик доставляет один лишь исполинский рыбий скелет.

Как видно, сюжет прямолинеен и резкими поворотами не изобилует. Казалось бы, повествование просто и незамысловато. Но не случайно Хемингуэй называл свои произведения айсбергами: «они на семь восьмых погружены в воду, и только одна восьмая их часть видна». Достаточно простая фабула и безыскусный стиль скрывают под собой «подводную» часть произведения – подтекст, в котором содержатся философские наблюдения писателя, его знания о жизни, понимание сути вещей.

Что же способен усмотреть в качестве подводной части айсберга пытливый читатель повести «Старик и море»? Для начала требуется ознакомиться с надводной частью.

В первую очередь обращает на себя внимание главный герой произведения – рыбак Сантьяго. Как отмечает повествователь, «всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся». Когда Сантьяго называет себя уникальной личностью («Я – не обыкновенный старик», – говорит он), это кажется опрометчивым хвастовством, но вскоре приходит понимание, что это лишь сдержанная самооценка здравомыслящего человека.

Сантьяго вспоминает, как однажды он «состязался в силе с могучим негром, самым сильным человеком в порту». Соревнование длилось целые сутки. Каждый из них пытался прижать руку противника к столу, и преимущество переходило то к одному, то к другому, и только когда уже вставал рассвет следующего дня, Сантьяго одержал верх.

Победа доказала, что равных ему на суше нет. «Он понял, что если очень захочет, то победит любого противника». Но неукротимая жажда бороться и побеждать в старике не угасла. Не отыскав себе подходящих соперников на берегу, он начинает выходить на лодке в море, чаще в одиночку, чтобы обрести сражение там, на открытом просторе.
Но разве он сражается с морем?

Несмотря на то, что море – это природная стихия, безликая и неодушевлённая, старый рыбак обращается к морю в женском роде (la mar). «Рыбаки помоложе… называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нём как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж её природа».

Между мужчиной и женщиной нет настоящего соперничества, они не сражаются друг с другом, а наоборот, ищут возможность для объединения. Не зря же существует выражение «вторая половинка» – так один из супругов называет второго. Получается, оба супруга вместе представляют собой целостность.

Точно так же рыбак Сантьяго чувствует своё единение с морем. Значит, не с морем сражается старик, когда выходит на рыбную ловлю.

Нет, Сантьяго борется с самой судьбой, которая отняла у него удачу. Целых 84 дня он возвращается домой без улова, но не сдаётся. И наконец на 85-й день Сантьяго добивается своего.

«В старике Хемингуэй нашёл наконец того гармоничного героя, которого искал всю свою писательскую жизнь. В Сантьяго гармонично сочетаются смирение и гордость», – пишет исследователь Б. Т. Грибанов. Соединение противоречивых качеств наполняет образ старого рыбака жизненной правдой и глубиной. Отмеченная гармония слагается из конфликтующих между собой отдельных свойств личности Сантьяго. Мастерство писателя сплавляет их в живой, яркий образ.

Мятущийся дух рыбака борется с его дряхлеющей, но ещё крепкой плотью. Откуда старик Сантьяго черпает силы? Где источник его исключительной воли?

В детстве он служил юнгой на паруснике и побывал у берегов Африки. Там Сантьяго видел львов, выходящих на отмели – гордых и сильных животных, никем не покорённых. Теперь он то и дело вспоминает свои юные годы. Старик видит во сне львов, но это уже не столько те животные, которых он когда-то наблюдал на отмелях, сколько свидетельство его единения с природой. Ведь лев – это царь зверей, символ первозданного мира. Встреча с ним во сне означает, что Сантьяго подпитывается силами у самой дикой природы и словно бы обновляется душою.

Другой источник укрепления жизненной стойкости рыбака – это образ бейсбольного игрока Ди Маджио, каким его представляет себе старый Сантьяго. Он воспринимает этого выдающегося спортсмена как лучшего представителя человечества, как идеал, к которому нужно стремиться. «Неужели ты думаешь, что великий Ди Маджио держался бы за рыбу так же упорно, как ты? – спросил он себя. – Да, я уверен, что он поступил бы так же, а может быть, и лучше, потому что он моложе и сильнее меня». Для рыбака Сантьяго бейсболист Ди Маджио, которого он всегда называет великим, является ориентиром и судьёй проделанной работы, проявленной силы. «Я думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться», – говорит себе старик удовлетворённо после того, как справился с пойманной рыбой.

Когда становится совсем невмоготу, Сантьяго молится, хотя и не верит в Бога. Но в трудном деле любая помощь не лишняя, и если польза от молитвы есть, то рыбак не хочет её лишаться. И это третья составляющая его жизненной энергии. «Прочтя молитву и почувствовав себя куда лучше, хотя боль нисколько не уменьшилась, а может быть, даже стала сильнее, он прислонился к обшивке носа и начал машинально упражнять пальцы левой руки».

Собственное тело может подвести (например, от долгого напряжения у старого рыбака отнимается левая рука), но дух Сантьяго не может быть сломлен, и, укрепив его с помощью обращения к трём источникам силы, старик готов справиться с любыми трудностями.

Дикая природа, обозначенная львами на отмелях, лучшие качества человеческого племени, воплощённые в великом Ди Маджио, и божественное начало помогают старому рыбаку в его борьбе. Но судьба – противник безжалостный и коварный, и победа над ней может быть лишь кратковременной.

Мудрый Сантьяго это знает, полностью осознаёт, но не считает поводом для прекращения борьбы. Пусть победа мимолётна, поражение неминуемо и поединок с судьбой кажется бессмысленным, старого рыбака такие соображения не останавливают. Всё дело во внутреннем восприятии результатов противостояния. Личность, которую обстоятельства не сломили, считаться побеждённой не может.

Старый рыбак понимает, что проигрывает в борьбе только тот, кто признаёт собственное поражение. Того, кто не согласен со своим разгромом, нельзя назвать побеждённым. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, – сказал он. – Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

«Старик и море» образ главного героя Сантьяго и его характеристика приведены в этой статье.

«Старик и море» характеристика Сантьяго

В центре повести Хемингуэя фигура старого, одинокого рыбака Сантьяго с «веселыми глазами человека, который не сдается». Он давно уже живет только воспоминаниями о своей юности и грезит об увиденных когда-то берегах Африки … Сантьяго дружит с соседским мальчиком Манолино, чувствуя в нем такую же романтическую душу и увлечение морем.

Черты характера и портрет Сантьяго

  • честный работник
  • силен физически
  • выносливый
  • аскетичный
  • сильный духом
  • опытный рыбак
  • философ
  • оптимист
  • гуманист
  • романтик
  • любит и понимает природу
  • любит мальчика как сына

Сантьяго образ

Старик живет согласно собственному трудовому этическому кодексу, героически борется за жизнь и человеческое достоинство. Почти три месяца каждый день он выходит в море и возвращается без улова. На восемьдесят пятый день Сантьяго ловит огромного марлина. Кстати, поймать такую рыбину, как марлин, очень трудно, поскольку она развивает скорость до 140 км / ч, а ее масса достигает 1200 фунтов (около 600 кг). Она может легко повести за собой лодку и даже потопить ее.

Рыбу съедают акулы. Кажется, старый терпит поражение. Печаль, одиночество, старость. Слабость, угасание подчеркиваются даже в описании внешности рыбалки.

Но вспомним, как Сантьяго боролся с рыбой. В решающий момент, когда после трехдневных гонки марлин устал и вынырнул из моря, старый почувствовал, как у него «мутится в голове». Однако остановил себя: «Надо, чтобы голова была ясная. Итак, собери вместе свои мысли и научись терпеть, как человек. Или как эта рыба ». Рыбак старался максимально мобилизовать все свои силы, чтобы одержать победу и доказать тем, кто считал его неудачником, самому себе, морской существу, он еще чего-то стоит! «Бессмысленно терять надежду, — думал он. — Бессмысленно и, наверное, грех».

В борьбе старого с акулами выражено оптимизм. Хемингуэй неутомимо вновь и вновь подчеркивает тему непобедимости человека. По сути, повесть учит, что пока человек жив, пока он чувствует себя человеком, есть надежда на лучшее. Старый остается без оружия, усталость его превышает пределы возможного. Он знает, что ночью акулы нападут снова. Что он может? Драться, пока не умрет. Чуть позже мечтает, чтобы ему не пришлось больше бороться, но снова и снова вступает в борьбу. Когда поражение кажется безусловным, когда от рыбы ничего не остается, в самом поражении вырисовывается победа. Старик снова, как в начале повести, несет домой — даже без помощи мальчика — мачту со свернутым парусом. Засыпает, и снятся ему львы молодости, а мальчик предохраняет его сон, ожидая новых, счастливых дней передачи мудрости от старика ему, представителю молодого поколения.

«Если хотите, — утверждает Д. Затонский, — образ старого Сантьяго из повести-притчи Хемингуэя« Старик и море »возвышенный до уровня мифа, мифа о человеке, побежденного и одновременно непобедимого».




Top