Образ Катерины в пьесе «Гроза»: трагизм «женской доли» в интерпретации А. Островского

Стрижаченко Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МЮОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края

Катерина в борьбе за свои человеческие права

(2 сдвоенных урока по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Цель:

    повысить интерес и углубление знаний об образе главной героини, её главных черт характера: честности, силы воли, решительности, стремлении к свободе, любви, счастью;

    проследить за тем, как развивается основной конфликт – борьба не только между героиней и внешним миром, но и в её собственной душе;

    формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Ход урока

    Слово учителя:

Н.А. Добролюбов говорил, что в пьесе «Гроза» есть что-то «освежающее и ободряющее». Это что-то есть характер Катерины. Каков он? Как сформировался? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить на уроке.

    Анализ монолога.

Из монолога Катерины (I действие, явление 7) мы узнаём о её жизни в родительском доме (проанализировать монолог по вопросам

Предварительно записанные вопросы / Обучение анализу монолога/

Кому адресован монолог Катерины и почему?

О чём она рассказывает? О чём мечтает?

Что не нравится ей в доме свекрови?

Своеобразие речи Катерины (лексические сравнения, связь с УНГ, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Примерный образец ответа: Анализ монолога Катерины

Катерина произносит свой монолог в конце I действия. Она узнала, что в доме мужа есть человек, который сочувствует ей, понимает её и даже по-своему хочет помочь ей. Это Варвара. Именно ей Катерина признаётся, в любви к другому и доверительно рассказывает, как она жила в доме родителей.

Оказывается, жизнь в отеческом доме внешне ничем не отличается от жизни в доме мужа. Варвара с удивлением замечает: «Да ведь у нас то же самое». В обеих семьях ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, после обеда гуляли по саду, опять беседовали. Но в доме свекрови всё делалось как будто из-под неволи. В чём же разница? В родной семье Катерина была любимицей, она жила, ни о чём не тужила, точно птичка на воле, работать её не принуждали, она делала, что хотела, вокруг было много цветов. В церковь ходила не потому, что так надо было – ей там нравилось, её привлекала внешняя красота богослужения. Никто не поучал, не следил за ней, так ли она всё делает, не нарушает ли стародавнего порядка. А она, ещё юная и наивная, вся отдавалась своим чувствам и мечтаниям. Ей хотелось полетать, раскинув руки.

А здесь обычный образ жизни для неё стал тягостным и несносным. Её никто не любит. В доме Кабановых надо было работать, во всём слушаться свекровь, даже гулять по бульвару под её присмотром и снова слушать её жалобы, попрёки. Взаимоотношения домашних проникнуты ложью. Повзрослевшая Катерина вспоминает о прежней жизни, как о сне. Ведь в мыслях она построила иной мир, без страстей, без нужды, без горя, мир, посвящённый добру и наслаждению.

Обратимся к речи Катерины. Она говорит чистым народным языком, лишённым всех искажений. Редко употребляет устаревшие слова, зато много устаревших народных просторечий (души не чаяла, быть греху). Много сравнений (словно птичка на воле, словно в рай войду).

Катерина, говоря, то и дело сбивается на песенный лад. Главная певучесть достигается повторами, вводными словами, уменьшительными суффиксами (встану я, бывало…).

Наделив свою героиню такой характеристикой, Островский явно симпатизирует и сочувствует ей.

3. Беседа.

Что нового о характере Катерины мы узнаём во II явлении 2 действия? (В том разговоре Катерина впервые признаётся в любви к Борису. В разговоре раскрывается сила чувств Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера: (Такая уж я зародилась горячая…)

4. Чтение по ролям (д. II, явл. 3, 4, 5)

«Проводы Тихона» Вопрос – Как ведут себя герои в этой сцене? Как это их характеризует?

В сцене выясняется, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, обнаруживается неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Катерину унижает и оскорбляет не только свекровь, но и муж. И чем больше её унижают, тем сильнее пробуждается в ней стремление к свободе, любви, счастью. Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду.

5. Анализ монолога с ключом (самостоятельно). Действие II, явление 10. Необходимо проследить, как раскрывается победа естественного чувства Катерины, значение сцены. Весь монолог Катерины – страстный гимн любви.

6. Сопоставить картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы. Какой приём положен в основу композиции этих сцен? (Картины даны по контрасту. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, это свободная, лёгкая любовь. В отношениях Катерины и Бориса – сильное глубокой чувство, во имя любви Катерина готова на гибель. Так любить может человек с необычайной душевной силой).

7. Инсценировка. ( IV действие, с 3 явления по 6).

Беседы по вопросам после инсценировки:

О чём мы узнали из разговора Варвары и Бориса? Удалось ли это показать нашим «актёрам»?

Назовите все микросцены, декорации, которые заставили Катерину признаться (картина геенны огненной, старая барыня, гроза, шутка Тихона, намёки Кабанихи, появление Бориса). С помощью всего этого Островский искусно подводит к кульминации пьесы – сцене всенародного покаяния.

Как сыграли наши «актёры»?

Покаяние – это слабость Катерины или сила её характера? (Покаяние Катерины объясняется не столько боязнью божьей кары, сколько тем, что её высокая нравственность восстаёт против того обмана, который вошёл в её жизнь. И во всенародном признании мы видим попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения).

8. Коротко рассказать события V действия (пересказ).

9. Беседа.

Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины иной выход? (У Катерины два выхода: вернуться домой /вспомним Домострой/ и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.)

Сила или слабость характера проявились в этом решении Катерины? (Самоубийство Катерины – это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности её положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчёте, в семье лицемеров, во лжи.

Читая пьесу, мы увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, всё начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаних.










6 I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1.Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.


7 Жизнь Катерины в доме Кабановой. Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный бунт. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.




9 Гибель Катерины - стихийный протест против гнетущих порядков общества («темного царства»). В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма. Этот протест стихийно выражен Катериной. Читая пьесу, увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины - это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров





"Гроза"- наиболее сильное и решительное произведение А. Н. Островского, в котором ярко описаны картины мрачной действительности России дореформенного периода. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром " тёмного царства", с царством лжи, лицемерия, ханжества, невежества, власти денег, в котором правят "хозяева", сильные и властные люди. Именно им противопоставлена светлая и чистая душа главной героини Катерины Кабановой.

С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей "тёмного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна, напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. "Я жила,ни об чём не тужила, точно птичка на воле". Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина,как "вольная птица" ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. "Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. "Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.

Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки - пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. "А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Среди жертв "тёмного царства" она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу," -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила "тёмного царства" не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.

Её попытка вырваться из "опостылевшего" мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы "тёмного царства". Она хочет открытости, свободы, "честного" счастья. Борис говорит ей: "Никто и не узнает про нашу любовь..." А Катерина отвечает: "Пусть все знают,пусть все видят, что я делаю!" Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину "Страшного суда" ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. "Возьми меня с собой отсюда!" -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. "Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду..." -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.

Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.

Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над "тёмным царством" несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему "тёмному царству". Жизнь героини была коротка, но она, как "луч света", полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт -

Текст сочинения:

Драма Гроза, опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом ҭворческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к уҭверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций. В пьесе Гроза драматург изобразил не только мерҭвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с уҭверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главной героини пьесы Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевную драму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому, что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельной натурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, не имеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда на пуҭи Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих и равнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшись несчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечению своего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже об общественности). В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ведь до замужества она жила, ни о чем не ҭужила, точно пҭичка на воле. Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь.
Оҭ нее героине нужно слишком много. Но судьба сводиҭ друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуҭкости. Борис едва ли лучше Тихона по своей бесхарактерности, по своему безволию. Тихон по-настоящему любиҭ Катерину и готов простить ей любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине, не задумывается о будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем, ему сегодня хорошо и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис не хочет предавать огласке свои отношения с Катериной, он боиҭся, что об их любви узнаюҭ. Остается удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому же в отличие от робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: Пусть все знаюҭ, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?. Островский противопоставляет высокий любовный полет Катерины бескрылому увлечению Бориса. Этот контраст наиболее очевиден в сцене их последнего Данный текст предназначен только для частного использования - свидания. Тщетны надежды Катерины: Еще кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела. Кабы, может быть, какую-нибудь слабое утешение! Но и ҭуҭ она находиҭ силы думать не о себе. Это Катерина просиҭ прощения у любимого за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийҭи не может: Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!. Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!... Ведь это, значиҭ, вы ее совсем загубить хотите а сама Катерина разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Дело в том, что душевная кульҭура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного приданого. Калинов для него трущоба, здесь он чужой человек. У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: Не застали бы нас здесь!. Не такая любовь нужна Катерине. Катерина равно героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: Кто любиҭ, тот будет молиться. В народе говорят: Смерть по грехам страшна. И если Катерина смерҭи не боиҭся, то ее грехи искуплены. Добролюбов считал образ Катерины близким к положению к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе.

Права на сочинение "Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на




Top