Образ лебезятникова в романе преступление и наказание. Cочинение «Характеристика образа Лебезятникова Андрея Семеновича

Лебезятников вводится в книгу «Преступление и наказание» как карикатура на героев . В рассуждениях героя о коммуне и общественном устройстве можно разглядеть пародию на диалоги, которые ведут герои романа «Что делать?».

Первое появление Лебезятникова происходит в главе I пятой части романа, хотя первое упоминание о герое встречается еще в начале романа в диалоге Мармеладова и .

«Преступление и наказание»


Роман "Преступление и наказание"

Полное имя персонажа - Андрей Семенович Лебезятников. Герой служит чиновником в некоем министерстве под началом господина Лужина. Это молодой человек маленького роста, худосочный и болезненный на вид, со светлыми волосами и нелепыми бакенбардами, похожими на котлеты. У Лебезятникова скверное зрение и постоянно болят глаза.

У Лебезятникова заносчивый характер и манеры самоуверенного человека. Такое поведение в глазах других персонажей выглядит смешно, поскольку не соответствует внешности героя. Лужин называет Лебезятникова милым молодым человеком. Лебезятников - «добренький», с мягким сердцем.

Сам Лебезятников считает себя просвещенным и образованным господином, но при этом не владеет иностранными языками. Персонаж не умеет внятно изъясняться даже по-русски, и адвокатская работа мало ему подходит. На самом деле герой простоват и даже глуповат, склонен ко лжи и пошлости. У героя редко водятся деньги, связями в обществе Лебезятников не располагает, хотя силится продемонстрировать обратное. считает Лебезятникова «скверным мерзавцем» и «подлым льстецом».


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Герой пытается выглядеть «актуальным» и производить впечатление, поэтому выставляет себя сторонником модных в среде прогрессивной молодежи течений, нигилистом, сторонником прогресса и «обличителем». Лебезятников считает, что способен заниматься пропагандой прогрессивных идей. Но на самом деле взгляды героя не принадлежат ему, и «продвигать» новые идеи у него получается скверно.

Любимая тема героя - создание некой новой «коммуны» в обществе. Лебезятников также пропагандирует трезвый образ жизни и сам не пьет. Квартирная хозяйка считает Лебезятникова порядочным человеком, потому что тот исправно платит за жилье. Местом, где герой пропагандирует «модные» идеи, стал дом, где он живет. В своей «протестной» деятельности герой ограничивается тем, что дает читать «вольнодумные» книги соседям, например, . На практике герой не способен осадить даже собственного приятеля Лужина и независимым человеком только кажется.


Когда Соня начинает зарабатывать на жизнь проституцией, Лебезятников принимается приставать к ней, однако получает отказ. После чего персонаж выходит из себя, заявляет, что не собирается жить «с таковской» в одной квартире, и «выживает» Соню из дома. В результате героиня переезжает в другое место. Герой проявляет полное равнодушие к тому, что сделал жизнь девушки сложнее, и заявляет даже, что относится к Соне «с уважением».

Лебезятников придерживается массы «прогрессивных» теорий. Например, считает, что чистка помойных ям «полезнее» работы художника, что искусство не нужно обществу. Герой выдвигает и другие идеи. Выступает против института брака, считая, что брак лишает человека свободы, и ратует за «свободные отношения», когда супруги открыто заводят увлечения на стороне. Герой утверждает, что сам привел бы любовника жене, если бы та не завела его.

Жизненные принципы героя включают представления об идеальном обществе, которое наступит в будущем, - о своего рода коммунизме. При этом персонаж считает, что в обществе не должно быть сострадания, а благотворительность вредна, и обеспеченные люди не должны помогать бедным.


Между героем и Катериной Мармеладовой произошел неприятный инцидент. Персонаж обошелся с женщиной грубо, та на него кинулась, не стерпев обиды, а Лебезятников в ответ избил ее. Герой оправдывает собственное поведение тем, что является сторонником идеи равенства между мужчиной и женщиной, которые должны быть равны и в драке.

Лебезятникова называют «двойником» Раскольникова, главного героя романа, из-за того, что оба совершают аморальные поступки под влиянием собственных идей.

У Лебезятникова – говорящая фамилия, которая указывает на то, что персонаж «лебезит» перед модными идеями, желая выглядеть в собственных глазах передовым человеком.

Экранизации


В 1969 году вышла драма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Роль Лебезятникова в этом фильме сыграл актер Юрий Медведев. Позже, в 1980 году, актер сыграл в биографической драме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» роль помощника пристава.

Еще одна экранизация - «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Святозарова – вышла в 2007 году. Это драматический сериал из восьми 50-минутных эпизодов. Образ Лебезятникова здесь воплотил актер Сергей Бехтерев.

Цитаты

«Что такое «благороднее»? Я не понимаю таких выражений в смысле определения человеческой деятельности. «Благороднее», «великодушнее» - все это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Я понимаю только одно слово: полезное!»
«Рога - это только естественное следствие всякого законного брака, так сказать, поправка его, протест, так что в этом смысле они даже нисколько не унизительны».

Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире. Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии.
Итак, Раскольников после очередного визита к старухе-процентщице идет в трактир. Его привело в это место то же желание залить свое горе, то же ощущение пустоты и душевной тошноты, что и остальных посетителей. Достоевский показывает, что кабак – это обитель несчастных, обиженных жизнью людей. Они дошли «до грани» своего нравственного падения, совершенно опустились и превратились в скотов. Люди приходят сюда, опускаются еще ниже, пропивают последнее, обижают самых близких людей и, мучаясь от осознания своей ничтожности, снова приходят в трактир. Получается замкнутый круг, разорвать который этим несчастным не под силу.
Все это Раскольников, да и мы, понимаем из рассказа Мармеладова. Этот человек сразу привлек внимание Родиона. В его глазах «светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие». Мармеладов тоже выделил Раскольникова из круга постоянных посетителей трактира. Он искал человека, которому можно было рассказать о своей жизни, как бы исповедаться, облегчить душу. Такого человека, образованного, способного понять и не осудить сразу, Семен Захарович увидел в Раскольникове.
Внешность Мармеладова выдавала в нем опустившегося, пьющего человека, живущего в нищете. Но, как выясняется дальше, когда-то это был титулярный советник. Он овдовел и женился второй раз на Катерине Ивановне. Автор подчеркивает, что Мармеладов сделал это исключительно из жалости и сочувствия к женщине, которая осталась вдовой с тремя детьми и жила в полнейшей, беспросветной нищете.
Выйти замуж за героя Катерине Ивановне было не так-то легко: помимо ее гордого и самолюбивого характера, в ней говорило и благородное происхождение, и возвышенное воспитание. Но нищета ломает людей, делает из них рабов, принуждает к несчастью. Так произошло и с этой женщиной. Выйдя за Мармеладова, она попала в еще большую нищету и унижение. Герой начал пить и пропивать все, отнимая последнее не только у своей дочери Сонечки, но и у трех маленьких детей своей жены. От постоянного недоедания и волнений Катерина Ивановна заболела чахоткой, и состояние ее постоянно ухудшалось – она «начала харкать кровью».
Мы видим, что Мармеладов признает свою вину, а вина его велика. Пока он заливал свое горе и беспомощность вином, с его родными происходили страшные вещи. Лебезятников избил Катерину Ивановну за то, что она вступилась за бедную Сонечку. От такого унижения женщина слегла, оставив детей практически без присмотра. Ведь Соня теперь приходила домой только в сумерки, что бы никто не увидел ее. Ей нельзя было зайти в родной дом, потому что жила она по желтому билету, так как стала уличной женщиной.
Трагедия Сонечки обыденна и от того еще более страшна. Девушка зарабатывала на жизнь шитьем, но однажды ей не заплатили денег за работу, а «затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком», выгнали. А дома мачеха, измотанная страшной жизнью, вгорячах послала девушку на панель. И Сонечка решилась, переступила через свою душу ради спасения жизней близких.
Страшно описание ее первого возвращения с «работы». Девушка молча положила на стол заработанные деньги, накрылась большим зленным платком с головой и легла на кровать. И только плечики ее и все тело подрагивали под этим «укрытием». Тогда Катерина Ивановна осознала, на что она толкнула падчерицу: «подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись».
И, рассказывая обо всех несчастьях своей семьи, Мармеладов добавлял: «а я... лежал пьяненькой-с». Мы видим, что этот герой ругает себя за свое скотское состояние, но от слабости характера, ничего поделать с этим не может. Раскольников встречает его в тот момент, когда Семен Захарович пьет уже пятый день. И это при том, что в их семье только недавно блеснула надежда на улучшение, – Мармеладов нашел себе место и даже ходил на службу два дня. И эти два дня были самыми счастливыми за многие годы жизни его семьи. Но счастье продолжалось недолго – герой пропил все, что было у него. Он просит Раскольникова довести его до дома.
Этот момент является финалом данного эпизода, вводящего в роман Мармеладова и его семью.

Молодой человек Андрей Лебезятников – один из персонажей известного произведения Ф.М.Достоевского. Его взгляды подтверждают развитие в умах народа новых идей и направлений.

Образ и характеристика Лебезятникова в романе «Преступление и наказание» описаны многосторонне. Читатель должен увидеть, насколько слова расходятся с делом и поступками, как низок может быть человек в своих желаниях, двуличен и опасен.

Характер героя

Лебезятникову отводится особая роль в романе. Через персонаж автор пытается показать, как по-разному распространяются в стране прогрессивные идеи. Что для одних умные теории, для других бред и ерунда. У персонажа множество противоречивых странностей, которые вызывают при чтении усмешку и иронию. Позиции персонажа:

Равенство полов в драке. Мужчина считает, что им нужно в драках относиться к женщине, как равной себе. Он не видит слабости женского пола. Женщины сильные, почему их нельзя бить? Позиция оправдывается тем, что если уступать, то насилие начнет брать верх, появится деспотизм. На самом деле, это простое оправдание страха и трусости Лебезятникова. Что скажут вокруг, если он поддастся женской половине? Напоминание о драке с Катериной Ивановной вызывает гнев, но у мужчины нет стыда о содеянном.

Мужчина пытается доказать свою образованность. Он делится идеями с соседями по дому, ждет, что его поддержат. Он рекомендует различные статьи, предлагает «прогрессивные» книги.

Лебезятников не пьет. Трезвость – не просто важное качество, а убеждение мужчины. Среди жильцов он считается довольно почетным, потому что платит вовремя.

Идеи персонажа

Лебезятников пытается мыслить прогрессивно, распространять новые идеи в обществе, но делает это непоследовательно.

Какие мысли выделяет

Сострадание - запрещенное чувство. Его нет в некоторых странах, например, Англия. Вместо этого чувства появляется политическая экономия. Сложно найти связь между двумя понятиями.

В будущем не будет драк. Люди откажутся от такого способа поиска истины. Драки исчезнут.

Нельзя помогать нищим. Благотворительность только развращает. Деньги для бедных не принесут пользы. Простые люди должны сами зарабатывать, находить возможность жить на свои средства, не ждать милостыню от богатых. Помощь не исцеляет, а ухудшает положение народа.

Не нужен законный брак между полами. Женщина и мужчина, зарегистрировав союз, лишаются свободы. Человек в браке теряет свою индивидуальность, становится зависимым от партнера. В браке люди теряют пользу и смысл для человечества. Результат законного брака - обман. Увлечения на стороне – это обязательная часть жизни замужнего человека.

Ценность гражданского брака. Люди, живущие в гражданском браке, свободны в чувствах и делах. Они легко меняют половых партнеров. Гражданский брак свободен от предрассудков. Женщина и мужчина легко сходятся и расстаются.

Смысл целования женских рук. Если мужчина целует руку девушки, он этим подчеркивает неравенство полов. Мужчина оскорбляет, принижает, ставит женщину в неловкое положение.

Свободное вхождение в комнаты. Новая идея еще только находит развитие. В будущем не нужно будет предупреждать о появлении в помещении, стук только проблема, замешательство. Не следует обращать внимание на входящих, нужно продолжать заниматься начатым без стеснения.

Особые черты характера

Лебезятников рассуждает о жизни по-своему. Часть его теорий можно признать правильными, но поступками он противоречит высказываниям. Рассуждая о работе, Лебезятников говорит, что каждый труд полезен. Мужчина отрицает ценность труда писателей, художников. Рафаэль, Пушкин ничего не дают народу. Чистка помоек важнее их деятельности. Свою противоречивость и непоследовательность ярко проявляет в отношении к Соне. Он пристает к девушке, но получает отказ. Когда узнает о непристойном поведении Сони, требует ее выселения. Он, просвещенный человек» не должен жить рядом «таковскою». Амбиции мужчины удовлетворены, Мармеладова уходит в другой дом. Лебезятников продолжает общение с девушкой с «желтым билетом». Он, оказывается, делал это бескорыстно, вызывал протест в Соне, заботился о ее развитии. Лебезятнков говорит, что уважает девушку, ставшую на путь грязной работы, рад за нее. Неприличное ремесло полезно обществу. Мужчина признается, что ждет и надеется на внимание Сони.

«Двойники» героя и его «идеи» в романе «Преступление и наказание»

Образ Родиона Раскольникова, пожалуй, не был бы так полно раскрыт без помощи двух других образов молодых людей, олицетворявших молодое, перспективное и прогрессивное начало общества. Это Лебезятников и Разумихин. Они выступают в качестве альтернативы поведению Раскольникова. Они также находятся в поиске идеи, и также как Раскольников терпят поражение в этом поиске.

Имя Лебезятникова появляется на первых же страницах романа - в пьяной, униженной и патетической исповеди Мармеладова. Мармеладов рассказывает о Лебезятникове, не понимая толком, что он собой представляет, не имея достаточно ясных представлений о дифференциации общественных направлений. Мармеладов хватается только за кончики фактов, но факты эти характеризуют Лебезятникова весьма не лестно. Лебезятников - «нигилист», он следит за «новыми мыслями», он отказывается ссужать Мармеладова деньгами на водку не потому, что их у него нет (а у него их действительно нет, и Достоевский об этом еще скажет в конце романа), а по «науке», согласно требованиям «политической экономии».

Он приносит Сонечке «Физиологию» Льюиса (весьма распространенную в шестидесятых годах естественнонаучную популяризацию) с тайными мыслями не только просветить, но и «воспользоваться» распропагандированной Сонечкой. Лебезятников потерпел неудачу, но, когда Сонечка пошла по своему вынужденному скорбному пути, он отвернулся от нее, оскорбленный и ревнивый, и потребовал вместе с хозяйкой-сводней, чтобы она ушла из Ноева ковчега, в котором они все жили. Лебезятников мелок в своих страстях,- он «собственноручно» избил Катерину Ивановну, попытавшуюся защитить Соню, избил беззащитную, когда супруг ее лежал «пьяненький-с».

Таков ввод героя в роман. Характеристика Лебезятникова идет еще дальше вниз. Он оказывается «молодым другом» Петра Петровича Лужина, Когда Лужин излагает свое уже известное нам кредо, он как бы повторяет то самое, что Мармеладов услышал от Лебезятникова, когда попросил у него взаймы.

В последующем изложении, в скандальной и трагической сцене поминок, Лебезятников приобретает весьма существенную роль в развитии сюжета «Преступления и наказания». В связи с этим Достоевский уточняет его характеристику, но вместе с тем и ограничивает его значение, как образа или типа нигилиста. «Этот Андрей Семенович, - читаем мы в романе, - был худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился... Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Андрей Семенович «был глуповат». «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Переверзев В. Творчество Достоевского. - М.: Госиздат, 1922. - С.68.

По словам самого Достоевского, Лебезятников принадлежал не к породе Базаровых, а к породе Eudoxie Кукшиных. Он был из числа вульгаризаторов, а не из последователей, исповедовавших идеи направления в их полноценном содержании.

Достоевский подчеркнуто отделяет Лебезятникова от основных кадров движения, если выразиться современным языком. Лебезятников все знал понаслышке, с третьего голоса. Да и то, что слышал или даже читал, понять не мог и, естественно, не мог и выразить членораздельно.

Лебезятников, как прямо говорится о нем в романе, «и дела-то своего пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается...». Лебезятников вносил в «пропагандное дело» свою природную глупость - он приписывал Лужину готовность способствовать будущему и скорому устройству новой «коммуны», он полагал, что Дунечка с первого же месяца брака заведет любовников, не будет крестить детей и проч. и проч. Он постоянно сбивается, путается - и «уж куда ему было быть обличителем».

Лебезятников был задуман не только как пародия. О серьезности намерений писателя свидетельствует важное изменение в характеристике типа, внесенное в роман по сравнению с журнальной полемикой 1862-1863 годов. Тогда, три года тому назад, Достоевский обвинил «дохленьких недоносков» и недоучек нигилизма в корысти, в карьеризме, в свисте из-за «хлеба», он придумал им кличку «хлебных свистунов». Сейчас, после поражения, когда жизнь показала, что приверженность к левому лагерю приносит только бичи и скорпионы, он отмечает, что Лебезятников был «нигилистом» по убеждению, по страсти. Жил Лебезятников в аккуратной бедности, у него «никогда почти не было денег», никаких «хлебных» результатов увлечение «нигилизмом» ему не принесло.

В Лебезятникове Достоевский хотел дать сатиру на «нигилизм» и «нигилистов», но постоянно сбивается на карикатуру, притом довольно поверхностную. Лебезятников постоянно, ни к селу и ни к городу, употребляет слова «протест», «протестовать», он жалеет, что его отец и мать умерли, а то он бы «их огрел протестом!», он уверяет, что в будущем обществе роль женщины будет та самая, которая теперь выпала на долю Сонечки Мармеладовой, и что именно с этой своей «подготовкой» она и должна вступить в коммуну.

Достоевский теряет свободу художественного воображения. Все, что он вкладывает в уста Лебезятникова, взято из враждебной революционно-демократическому лагерю критики, он формирует образ по взглядам «антинигилистов». Он с жаром повторяет все низкопробные клеветы, которые консервативно-либеральная улица приписывала Чернышевскому, его «Что делать?», Фурье, Фейербаху. Лебезятников ко всему прочему бестактен. Он не замечает, что пошлые его разговоры никак не вяжутся с благородным и трагическим образом Сони.

Лебезятников подверстывает в свою болтовню и Писарева, не замечая различия, существующего между философскими и эстетическими взглядами Чернышевского и Писарева. Чтобы оправдать крайности карикатуры, Достоевский вдруг вкладывает в уста Лебезятникова слова, заимствованные чуть, что не прямым образом из статей Писарева: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем! Если бы встал из гроба Добролюбов, я бы с ним поспорил. А уж Белинского закатал бы».

Лебезятннков лебезит перед всем, что носит на себе авторитет «прогресса», не будучи в состоянии разобраться в том, что такое прогресс. Он пошл, глуп - и наивен. Он пытается совратить Соню, не понимая, что делает, желая ей добра. Он не придает никакого значения живой личности, человеку. «Все зависит,- уверяет он,- в какой обстановке и в какой среде человек. Все от среды, а сам человек есть ничто». Ни Чернышевский, ни Добролюбов, ни Писарев не придавали среде фаталистического значения. Лебезятников снова вульгаризирует.

Если б Лебезятников исчерпывался измерениями Достоевского, то образ оказался бы полной неудачей. Мало того, он стал бы одним из проявлений того страшного и неправедного мира, против которого восстал Раскольников и наиполнейшим выражением которого в романе является Лужин. Но Достоевский был слишком большим художником, чтобы ограничиться голой предвзятостью. Достоевский заботливо проводит водораздел между Лебезятниковым и Лужиным. Лужин принадлежит к социальным антропофагам, Лебезятников болтается, как щепка, на поверхности взбаламученного общественного моря, никому не причиняя вреда. Лужин циничен, Лебезятников, пропагандирующий «Физиологию» Льюиса, не циничен. Как это ни неожиданно, в отношении Лебезятникова к Соне проглядывает и достоинство и человечность. Быть может, он даже влюблен в нее. Лужин советует Лебезятникову купить любовь Сони--ведь такова ее профессия! Ответ Лебезятникова показывает, что он не только не Лужин - что он альтернатива Лужину.

Дремучая глупость Лебезятникова отступает в тень, на первый план выдвигается и ему свойственное отношение к существующему как к извращенной действительности, в которой факт проституции оказывается не прообразом дурацки представляемого будущего, а злым укором условиям, в которых человек вынужден поступать противоположно своей натуре. «Н-ничего-то вы не понимаете, я вам сказал! - повто-ряет он. - Оно, конечно, таково ее положение, но тут другой вопрос! совсем другой! Вы просто ее презирае-те. Видя факт, который по ошибке считаете достой-ным презрения, вы уже отказываете человеческому существу в гуманном на него взгляде. Вы еще не знаете, какая это натура!» «Вы еще не знаете, какая это натура!» -- это мог сказать, пожалуй, и Расколь-ников.

Лебезятников верит в человека, верит даже в Лужина, верит, что даже скаредный Лужин может протянуть руку погибающему в жизненной пучине, да еще с тактом и деликатностью. Он не понял, что это провокация. А когда понял, то, не раздумывая, встал на защиту Сони.

Лебезятников смешон, но он не принадлежит к страшному миру, от которого отказывается Раскольников. Он глуп, он пытается забросить доброе семя в кремнистую душу Лужина, которого Раскольников постиг с первого слова, с первого шага. В основе представлений Лебезятникова лежит иная концепция мира, чем у Раскольникова, но когда нужно протянуть руку семье Мармеладовых, он действует вместе с Раскольниковым.

Начатый как карикатура, образ Лебезятникова оказался несоответствующим канонам антинигилистического романа. Вопреки бестолочи его речей, все же нельзя не отметить, что Лебезятников читал Чернышевского, Писарева, Вагнера.

Опровержение первооснов искаженных Лебезятниковым теорий Достоевский поручил в романе Разумихину, выступающему нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Достоевского.

Лебезятников - образ отрицательный, Разумихин - образ положительный, Лебезятников, по роману, лакей чужих мыслей, Разумихин по роману, мыслит самостоятельно. Лебезятников пародиен, Разумихин довлеет самому себе, и все же он не менее полемичен, чем Лебезятников.

В черновых записях к роману Достоевский в одном месте написал «Рахметов» вместо «Разумихин». Это- описка, однако описка не случайная, Создавая образ Разумихина, Достоевский помнил о Рахметове из «Что делать?» Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступает Рахметов. Разумихин, как и Рахметов, тип современного русского «богатыря», что-то вроде нереволюционного Никитушки Ломова. Рахметов останавливает понесшую лошадь, ухватившись за заднюю ось шарабана, Разумихин валит с одного удара полицейского-исполина. Чернышевский прибегает к гиперболическим описаниям, Достоевский, художественный почерк которого исключал количественное преувеличение, вводит Разумихина в круг нормальных по внешности персонажей. Но в набросках к его портрету сильно чувствуются приметы, подобранные у Чернышевского. Разумихин, как и Рахметов,- студент. «Разумихин был все тот же: добрый, высокий... иногда буянил и слыл за силача... Разумихин был еще тем замечателен, что мог неизвестно по скольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод как ни в чем не бывало. Однажды он целую зиму совсем не топил свою комнату и говорил, что так даже лучше спится».

У Чернышевского Рахметов выходец из родовитой и богатой среды, он приучает себя к терпению, готовясь к нелегким условиям революционного подполья. Разумихин беден, он содержал себя сам, перебиваясь случайными заработками, Рахметов ограничивает свои потребности и даже мучает себя из эксперимента, Разумихин - по нужде. Но вынослив он не менее, чем специально тренировавший себя персонаж Чернышевского. В окончательном тексте это звучит так: «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод».

Достоевский обладал необыкновенным даром трансформировать чужое в свое, большей частью в полемических целях, придавая «чужому» иное значение, чем то, которое находил в нем первоавтор. Достоевский ассимилировал чужое с собственным опытом, со своими собственными наблюдениями и находками. Для обрисовки буянства, пьянства, недисциплинированности, разбросанной вольности и несколько разрушительной распущенности Разумихина Достоевский, быть может, использовал черты и Аполлона Григорьева, его соратника по журналам «Время» и «Эпоха», одного из лидеров основанного Достоевским «почвенничества». Разумихин мог «пить до бесконечности, но мог и совсем не пить», мог проказить «даже непозволительно, но мог и совсем не проказить», «иногда буянил»,- повторяет Достоевский.

Черты эти не противоречили психологической природе Рахметова, они были заложены и в натуре последнего, но герой «Что делать?» взял их под контроль и подавил во имя наложенной па себя революционной схимы.

Но вот тут-то и начинается полемическая противоположность Разумихина Рахметову. Разумихин враг всякой теории, и тем более теории исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей. Рахметов ходит только в те круги, которые нужны ему для дела, он сходится только с теми людьми, которые разделяют его принципы. Разумихин ходит в заведение к «Лавизе», легко заводит романы, быстро сближается с самым разношерстным людом, с простонародьем, с полицейскими чиновниками. Человеку он придает значение большее, чем его принципам.

Он против доктринерства, против «теоретиков», в том самом смысле, в каком был против и сам Достоевский, автор статьи «Два лагеря теоретиков».

Может показаться, что Разумихин прагматик. На самом деле это не так. Его отрицание теории в свою очередь опирается на теорию - теорию «почвенничества», проповедовавшегося журналами Достоевского. Обстоятельство это привносит в образ Разумихина элемент схемы, что не может быть сглажено даже исключительным мастерством Достоевского.

Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина вполне «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам, к дореформенной юриспруденции, Лужин и Лужины внушают ему отвращение. Он за версту чувствует людоедский запах, исходящий от их «убеждений». В общественном подъеме шестидесятых годов Разумихин занимает особое место. Он мнит себя вне направлений, западнических и славянофильских, он хочет стать над всеми существующими лагерями.

Однако Разумихин вовсе не отходит в сторону. Он хочет объединить все лучшее и всех лучших в разошедшихся крыльях русской общественности на одной и притом своей платформе. Он любит новую молодежь, он сам к ней ходит и собирает ее у себя, «все здешних и все почти новых» людей.

Разумихин проповедует примат жизни над теорией, он считает, что материалисты и утописты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу.

Разумихин относится к социалистам точь-в-точь как журналы Достоевского «Время» и «Эпоха». Отношение это негативное, но оно отличается от откровенной ненависти и страха, свойственных Каткову, в журнале которого как раз и печаталось «Преступление и наказание».

В Разумихине Достоевский - художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах. Инстинкт истины приоткрыл Достоевскому завесу будущего, он понял, кем станет его герой, носящий столь обязывающую фамилию. Великая история о наполеоновской мечте. О злодеянии, страданиях и муках Раскольникова не могла завершиться счастливой судьбой торговца книгами. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий /Под ред. Д.С. Лихачева. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. -С.83.

Таким образом, Лебезятников и Разумихин - это, как бы «двойники» Раскольникова, варианты развития событий, выбор главного героя. Автор использует их образы, чтобы показать тупиковость ситуации.

Андрей Семенович Лебезяитников — молодой человек, друг господина Лужина. Это человек прогрессивных взглядов, служащий «в министерстве». Он следит за последними событиями в Европе, новыми течениями и идеями.

«…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Образ Лебезятникова в романе «Преступление и наказание» это собирательный образ людей, которые во времена написания романа были носителями новых и модных тогда идей о коммунизме и жизни в коммунах, о всеобщем равенстве, феминизме и т.д.

Своими политическими взглядами Лебезятников щедро делится в своих высказываниях на страницах романа.В результате, Лебезятникова нельзя назвать ни отрицательным героем, ни положительным. Он трусоват, циничен, но при этом за свои идеалы он готов бороться и протестовать. В общем, он может быть и благороден, если это соответствует его политическим убеждениям.

История Лебезятникова

Лебезятников проявил смелость и выступил в защиту , когда Лужин оклеветал ее в день поминок ее отца, Мармеладова. Лужин обвинил Соню в краже 100 рублей. И только благодаря вмешательству Лебезятникова Соня доказала свою невиновность.Лебезятников, как известно из романа, давал книги Соне, которая та читала раньше, а последнее время перестала брать. Лебезятников пытался «просветить» ее и наставить на путь коммунизма. Соня, в силу мягкости характера, видимо, какие-то вещи с ним обсуждала, но в коммуну записываться не спешила.

Лебезятников также говорил, что ему нравится Соня как девушка и ценил ее человеческие качества. По словам Лебезятникова, он вел себя с ней более прилично, чем многие окружающие ее люди. Сама Соня действительно по-доброму относится к Лебезятникову — хотя Соня вообще по-доброму относится ко всем людям.

Бунтарский и протестный дух живет почти во всех высказываниях Лебезятникова. Вообще, слово «протест» — одно из самых ходовых слов в его речи.




Top