Образ воды в сказке о мертвой царевне. Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

/ / / Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

В Пушкин показывает разных персонажей. Он не делает всех только положительными или отрицательными. В каждом есть и достоинства и недостатки. Одним из таких персонажей является царица.

Царица обладает прекрасной внешностью, но совершенно несносным характером. Она очень эгоистична и жестока, поэтому не способна на светлые чувства. Целью ее жизни становится идеальные внешние данные.

Женщина выходит замуж за овдовевшего царя, у которого от первого брака осталась маленькая дочь. Но с возрастом девочка взрослела и превращалась в прекрасную женщину. Это обстоятельство не радовало злую мачеху. Ведь женщина считала себя самой красивой и не терпела конкуренции. Поэтому в ее голове сразу возникло желание избавиться от молодой царевны. Женщина пошла на преступление и подговорила служанку, чтобы та завела падчерицу далеко в лес и оставила на съедение волкам.

Автор наделяет царицу волшебным атрибутом – говорящим зеркалом, которое рассказывает и показывает ей о всех красавицах в округе. Женщина привыкла слышать, что кроме нее таких нет. Однако после того как молодой царевне удалось спастись в доме богатырей, зеркало оповестило об этом ее владелицу.

Женщина была в не себя от злости. Она решила убить наследницу собственноручно. Для этого, она отправилась в лес сама и взяла с собой отравленное яблоко. Но как сделать так, чтобы царевна ни о чем не догадалась? В этом отравительнице помогла ее хитрость. Женщина переоделась в нищенку и стала просить милостыню под окнами большого богатырского дома.

Конечно, подала ей хлеба. Ведь она в отличие от мачехи, была добра к окружающим. В ответ «нищая старуха» бросила ей красивое и большое яблоко, но отравленное яблоко.

Женщине не было жалко юную девушку. Ее душа была темной, пропитанная злобой и жестокостью. В сердце не было место для любви и состраданию. Поэтому она без зазрения совести и малейшего сожаления готова была расправиться с любой, кто станет у нее на пути.

Возможно, женщину подтолкнула и ревность. Ведь дочь, для царя была отрадой, и женщина просто забоялась, что все внимание будет доставаться только молодой царевне.

Когда зеркало сообщило царице в очередной раз о жизни и здравии молодой и красивой падчерицы, то ее безжалостное и озлобленное сердце не выдержало. Женщина умерла от тоски, ненависти, досады и страха. Ведь если бы царь узнал, на что пошла его новая жена ради того, чтобы оставаться единственной красавицей, он бы с ней непременно расправился.

Она ступила на темную сторону, которая в итоге забрала не только ее красоту, но и само существование. Автор не упоминает, чтобы перед собственной смертью женщина раскаялась в грехах. Нет. Она до самого конца была наполнена ненавистью к окружающим и считала свои действия правильными.

Пушкин показывает, что за все в этой жизни придется платить. И порой, в час расплаты, цена за все действия может оказаться, слишком велика…

Сюжет "Мертвой царевны" очень распространен в русском фольклоре. Рассмотрим, как он реализуется в сказке А. С. Пушкина. Царица-мачеха внешне очень красива, “высока, стройна, бела”. Но “горда, ломлива, своенравна и ревнива”. Искренней и веселой она бывает только с зеркальцем своим. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем мы узнаем нрав царицы. Мачеха не только грубая, злая, “баба гневная”, но еще завистливая и жестокая. За свои злодеяния она понесла заслуженное наказание, причем наказание в ней самой, никто не сделал ей ничего плохого, она умерла “от злости ”.

Образ царевны создается по принципу антитезы. Если царица “горда, ломлива, своенравна и ревнива”, то царевна, напротив, “нраву кроткого”. Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и незаметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой. Ее характеристика строится и на отношении к ней других персонажей: Чернавки, Королевича Елисея, Богатырей, даже пса Соколко. Царевна добра к окружающим, заботлива, верна своему жениху, трудолюбива. Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе.

Мотив несоответствия внешней красоты и внутренних качеств еще раз возникает в сцене с яблоком. Мачеха как бы передала падчерице свой "портрет".

Таким образом, конфликтом, движущим сюжет, является "соперничество" красоты внешней и красоты внутренней. Пушкин здесь смотрит на женщину так же, как народ: внешняя красота сама по себе не вызывает в народном самосознании уважения и восхищения. Гораздо важнее внутренняя красота.

Близок к сказке такой жанр, как сказ. Тема красоты в сказах Бажова связана прежде всего с образом Хозяйки Медной горы. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения. Живет она в прекрасном подземном дворце. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Главные герои сказов - простые люди. Положительные герои фольклора, добрый молодец и красная девица, должны быть обязательно красивы, а красота их описывается в соответствии с представлениями народа. Сходные красочные описания находим в сказах Бажова. Но есть и другие описания. Во внешности Настасьи, невесты Степана, подчеркнута в первую очередь не внешняя красота, а человечность. Простенькая, обыкновенная девушка явно противопоставлена Хозяйке, но она побеждает свою всемогущую соперницу. Прямой поединок невесты Данилы-мастера Кати и Хозяйки описан в сказе “Каменный цветок”. Автор восхищается ее смелостью, решительностью. Даже “каменную девку” покоряет сила любви, самоотверженность, верность героини.

Тепло и красота человеческой души побеждают блестящую, холодную красоту Хозяйки. Металл, камень в одежде, волосах, даже в поведении не раз подчеркивают ее холодность. Мотив противопоставления живого тепла и мертвого камня встречается не только в описании героев, но и в противопоставлении живой природы мертвому, хотя и очень красивому, камню.

Таким образом, Пушкин и Бажов продолжают народную традицию, прославляя идеалы нравственной красоты, противопоставляют ее красоте показной, внешней, не имеющей внутреннего содержания.

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Открытый урок в 5 классе

Тема. А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Цель :

    выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

    развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

    воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть. Вступительное слово учителя:

Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

Так говорил писатель 20 века И. Северянин, которые я, несомненно, разделяю. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный устный опрос:

Ребята, расскажите, какие факты жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина вам известны?

Какие его произведения вы знаете?

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Дайте определение «сказки», расскажите, какие они бывают, из чего состоят.

2. Индивидуальный подробный устный ответ.

И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.

3. Разгадывание кроссворда.

III. Изучение нового материала.

Ребята, а с какой сказкой Александра Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Докажите, что это произведение – сказка.

1. Литературно-теоретический ответ.

- Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина? И между кем она идет?

2.Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Запись темы в тетрадь.

Тема нашего сегодняшнего урока « Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина». Запишите тему в тетрадь.

Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.

3. Анализ содержания сказки.

С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Давайте вспомним эти строки, просмотрим инсценирование эпизода сказки и проанализируем образы царевны и царицы.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ

Просмотрите в учебнике показанный эпизод. Сейчас мы с вами будем составлять таблицу «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»

Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ. Прочитайте их.

Давайте запишем их в таблицу:

    высока

    стройна

    бела

    умна

    горда

    ломлива

    своенравна

    ревнива

А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:

    белолица

    черноброва

    нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

4. Лексическая работа

Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

Запишите в таблицу.

А какие общие черты их соединяют?

Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?

Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.

5. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».

Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

В каких словах проявляется отношение автора к царице?

Что происходит с царевной в лесу?

6. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.109 учебника, ч.1).

Как Соколко встретил царевну? Почему?

7. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».

О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.

8. Выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».

Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

9. Просмотр мультфильма до Елисея.

Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?

Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Фронтальная беседа.

Проанализировав сказку, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

Обобщите образы в синквейне.

Первый вариант напишет синквейн о царице, а второй – о царевне. (2 у доски)

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

От слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

От слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

От слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:

5. «Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…». Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

7. Кличка пса, который охранял царевну, - Соколко:

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:




Top