Наблюдение в апреле подготовительная группа. Занимательные наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной
(Документ)
n1.doc
Прогулка № 7
1.Наблюдение за рябиной.
Цель: Наблюдение за рябиной весной даст понятие о том, что по началу заметного цветения рябины можно судить о начале лета в нашем крае.
Весной зеленело,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
Рассказ: Рябина - светолюбивая порода, она пригодна для озеленения городов и поселков. Цветет рябина в конце мая - начале июня, после весенних заморозков. Опыляется насекомыми. Любят в нашем крае рябину. По старому поверью, достаточно постоять в тени рябины, чтобы отпугнуть начинающую болезнь. Для многих регионов это сигнал, что можно сажать огурцы и помидоры.
Вопросы: Какие насекомые прилетают к цветущей рябине
(самостоятельное наблюдение)
2.Исследовательская работа:
Найти самый цветущий куст.
3.Подвижная игра
« Играй, играй, мяч не теряй »
Цель: Управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу.
Подготовить грядки в огороде.
Цель:
Понимать значение этого вида труда для роста и развития растений.
5. Индивидуальная работа:
Прыжки в длину.
Цель:
Производить разбег с отталкиванием
6.Самостоятельные игры с выносимым материалом.
Прогулка № 8
1. Наблюдение за цветником.
Цель: Расширить представление детей о цветнике весной, закреплять умение детей ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Художественное слово:
Мне не нужен огород, ягода клубничка
Лучше клумбы разобью, пусть растёт гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Быть садовником хочу, когда стану взрослым
Буду разводить цветы, хоть это и не просто.
Вопросы: Назовите садовые цветы.
Назовите полевые цветы.
Ребята, что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?
Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
2.Подвижная игра.
«Чьё звено скорее соберется?»
Цель: Упражнять детей в беге.
3.Трудовая деятельность.
Продолжить работу на огороде.
Цель: закреплять умение детей работать сообща; закреплять знание о росте и развитии растений.
4. Индивидуальная работа.
Игровое управление не упади.
Цель: управлять в ходьбе по бревну
5 Самостоятельные игры детей с выносимым материалом. .
Прогулка 9.
1. Наблюдение за разными видами транспорта.
Цель: Закрепить знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина. Человек, вращая педали, передвигается.
Рассказ: Велосипед - это вид транспорта. Слово велосипед обозначает «быстрые ноги». Для того, чтобы на нём ездить нужно ногами крутить педали, а рулём удерживать равновесие.
Уточнить, что велосипеды бывают детские и взрослые. Чем они отличаются? (детские и взрослые, размер и количество колёс).
Предложить детям рассмотреть велосипед.
Художественное слово:
С самых первых детских лет
Служит мне велосипед.
Лучше он любой машины,
Не нуждается в бензине!
Я педалями кручу -
Птицею с горы лечу.
Но на горку, между прочим,
Забираться трудно очень!
Я недолго унываю,
На педали нажимаю.
Пусть немного и устану,
Но зато сильнее стану!
Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином). Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног).
На двух колёсах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперёд,
Я знаю - скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу,
У пешеходов на виду.
2. Подвижная игра : «Шалтай - Балтай».
Цель:Выполнять движения согласно тексту, учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.
3. Трудовая деятельность : Предложить подмести дорожки на участке, собрать мусор.
Цель: Воспитывать желание трудиться.
4. Индивидуальная работа по развитию движений.
Цель: Совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом .
Прогулка № 10
1.Наблюдение за муравейником на экологической тропе.
Цель:Закрепить знания детей о муравьях. Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом,
Из хвоинок строит дом. (муравей)
Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (уничтожают вредных насекомых).
Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
Рассказ: Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у нее были не большие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почетной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, это бесстрашные защитники крепости. Муравьи-хищники потребляют множество насекомых. Они любят угоститься сладостями.
А где живут наши муравьи? (муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом).
Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Муравьи ползают по дорожкам, которые они прогрызли в асфальте.
2.Исследовательская работа:
Давайте одну дорожку засыплем песком и посмотрим,что они будут делать. Вторую дорожку засыплем сахарным песком и посмотрим, как муравьи будут его собирать.
Так кто же самый сильный на земле?
3.Подвижные игры:
«Живой лабиринт»
Цель: Учить детей образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженности коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
4..Трудовая деятельность :
Очистить участок от старых листьев.
Цель:
продолжать учить трудиться попарно.
5.Индивидуальная работа
: Игровые упражнения «Прыг да скок»
Цель: Развивать умение прыгать на левой и правой ногах.
6.Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка № 11
1. Наблюдение за одуванчиком.
Цель: Учить детей сравнивать одуванчик в начале и в конце цветения, называть изменение произошедшие с цветком.
развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, применения.
Почему одуванчиков так много? Они не прихотливы. В золотисто-жёлтой корзинке образуется несколько сотен семян.
Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке- парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считается сорняком и стараются его вырвать с корнём, что не всегда удаётся.
Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом
Был он жёлтым, стал он белым
Только дунет ветерок
К облакам взлетит он смело
Он летающий
Вопросы:
Какие изменения происходят в процессе цветения одуванчика?
(Сначала появляется зелёный бутон, который раскрывается в жёлтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки- зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.)
Как вы думаете, почему одуванчик считается лекарственным растением? (Сырьём являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.)
Кто назовёт правила заготовки лекарственных растений?(в городе нельзя рвать)
Корни только после созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырывают.
Когда закрывается корзинка цветка, почему в сырую погоду и во вторую половину дня?
2.Исследовательская работа:
Определить возраст одуванчика.
Рассмотреть через лупу розетку цветка.
3. Подвижные игры:
« Гуси- лебеди»
Цель: Учить действовать по сигналу. Воспитывать дружеские отношения в игре.
«Скакалка»
Цель: Закрепить названия растений.
4.Трудовая деятельность:
Организовать уборку в аптекарском огороде.
Цель: Понимать значение этого вида труда для роста и развития растений.
5. Индивидуальная работа:
Цель: Совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
6. Самостоятельные игры с выносным материалом
.
Прогулка№12
1.Наблюдение за радугой.
Цель: Продолжать формировать представление детей о радуге как части неживой природы.
Загадка.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Рассказ.
Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Радуга видна, когда лучи солнца, проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке.
Приказало солнце – стой.
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет.
Рухнул мост, а щепок нет.
Вопросы.
Когда исчезнет радуга?
Когда может появиться радуга?
К какой природе относится радуга?
Нарисуйте на асфальте цветными мелками - радугу.
2.Подвижные игры:
«Мы веселые ребята». Цель: Учить внимательно, слушать команду воспитателя, развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
3.Трудовая деятельность
.
Собрать весь мусор на участке. Цель: оказать помощь дворнику.
4.Индивидуальная работа.
Закрепить умение двигаться спиной вперед.
5.Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 13
1. Наблюдение за бабочкой.
Цель: уточнить и расширить знания детей о бабочке: о ее происхождении, о строении, о размножении и пользе. Способствовать развитию экологического мышления. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Художественное слово.Не птица, а с крыльями.
Не пчела, а над цветами летает.
(бабочка).
Рассказ.Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки. И желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – ее рот. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются личинки – гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.
2. Работа с моделью бабочки.
3. Подвижные игры
:
«Медведь и пчелы»
Цель: упражнять детей в лазанье, в беге по сигналу.
«Бабочки, лягушки и цапли»
Цель:учить детей бегать, свободно подражая движениям животных.
4. Трудовая деятельность
:
уборка мусора на участке.
Цель: формировать трудовые умения, желание самостоятельно наводить
Чистоту и порядок.
5. Индивидуальная работа
.
«Сбей шишки»
Цель: учить детей меткости, точности.
Прогулка №14
1. Наблюдение за грозой
.
Цель: познакомить детей с понятием «гроза». Формировать реальные представления о явлении природы. Обогащать словарный запас. Развивать наблюдательность.
Потемнело небо.
Тучами покрылось.
Будто колесница
В небе покатилось.
Муравьишки скрылись,
Гром гремит, пугает,
Дождь ручьями льется,
Молния сверкает.
Спрятались под крышу
Воробьи-зазнайки.
Что с природой стало,
Дети отгадайте.
(гроза).
Вопросы: 1. Что потемнело и покрылось тучами?
2. Что гремит и ругает?
3. Про какие явления природы еще говориться? (дождь, молния)
4. Кого напугала гроза? (муравьишек, воробьев)
5. Как вы думаете, что такое гроза?
Рассказ.
Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния - это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом во время грозы. Вот такие явления природы наблюдаются во время грозы.
2. Исследовательская работа.
Сравнить обыкновенный дождь и грозу. Назвать сходства
И различия.
3. Подвижные игры.
«Гуси-гуси»
Цель:учить внимательно слушать пастуха и быстро улетать от волка,
Четко проговаривать слова гусей.
«Найди свое дерево»
Цель: учить детей назвать и запомнить свое дерево, быть внимательным
И быстрым.
4. Трудовая деятельность: (по подгруппам)
1 подгруппа – граблямичистят отведенный взрослым
Участок;
2 подгруппа – на носилках уносят мусор;
Цель:
научить детей трудиться небольшими подгруппами; воспитывать желание трудиться, дружбу в коллективе.
5. Индивидуальная работа:
«От дерева до дерева» - упражнять детей в прыжках на двух и на одной ноге.
6. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной - это целая тема, которая является уже долгое время обязательной в детских садах. Тематические вылазки на природу с детьми для изучения окружающего мира - вот то, что так интересно и полезно для ребят. В любом возрасте, необязательно непосредственно перед школой. Такой подход помогает развиваться, а также пробуждает в детях любознательность. Кроме того, претерпевает огромные изменения, происходящие с наступлением теплой погоды. Мир буквально расцветает. Все это помогает развиваться малышам. Более того, весенние явления способны завлечь ребенка. Никакого принуждения или уговоров - малыши сами потянутся к получению новых знаний от матери-природы. Информация будет усваиваться при помощи наглядных примеров, а это, как известно, благоприятно сказывается на развитии. Так какие можно сделать наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной? И какого плана следует провести обобщающие уроки на эту тему?
Цели и задачи
Разумеется, у каждого занятия должны быть свои собственные цели. И наблюдение на прогулке весной тоже преследует определенные задачи. Так, к примеру, пренебрегать подобного рода занятиями не стоит. Ведь для малышей даже в подготовительных группах важно, чтобы информация поступала в интересной для них, игровой форме. А наглядные примеры, которые демонстрирует природа весной во всей красе, - вот то, что так нужно для успешного обучения.
В ходе прогулок дети не только развлекаются. Они еще и учатся изучать окружающий мир, анализировать происходящее, строить логические цепочки следствий (пришла весна - почки на деревьях появились). Все это очень важно для детского развития. Тем более что прогулки на свежем воздухе еще и полезны для здоровья.
Также дети учатся обсуждать то, что происходит вокруг них. Не просто анализировать, а еще и выражать свое мнение. Это очень важно. оставляет яркие впечатления, которые после малыши смогут выразить и запомнить куда лучше, чем какие-то образные, абстрактные объяснения воспитателей.
Погода
Итак, какие наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной можно сделать с детьми разных возрастов? Честно признаться, они всегда одинаковы. Главное - просто заинтересовывать малышей, акцентировать их внимание на определенных моментах, которые происходят с окружающим миром.
Например, первое и самое очевидное - это погодные изменения. Окружающий мир, конечно же, начинает буквально расцветать. А погода становится более теплой, мягкой, приятной. Солнце уже пригревает, температура на улице не такая низкая. Если вы устраивали с детьми какие-то зимние прогулки, самое время сравнить погоду зимой и весной. Пусть малыши посмотрят, что происходит, а также опишут изменения, которые они смогли сделать.
Птицы
Следующая особенность, которую придется объяснить, а не только показать, - это прилет птиц. Скорее всего, весной или зимой вы уже обсуждали перелеты, которые совершают пернатые с наступлением холодов. Наблюдение на прогулке (младшая группа это или другая - неважно) должно было подчеркнуть, что птиц в прохладу меньше. Кто-то вовсе улетает, а кто-то остается.
А весной не только погода терпит какие-то изменения. Еще и птицы прилетают. Скорее всего, перелет увидеть не получится. А вот новых птичек на деревьях - запросто. Покажите детям, что с наступлением теплой поры окружающий мир оживает. Птицы возвращаются из теплых стран домой. И теперь они будут жить здесь до новых холодов. Если удастся увидеть аистов, расскажите о них детям. Эти птицы символизируют в какой-то степени весну. Да и вообще старайтесь рассказывать обо всех перелетных пернатых, которые встречаются вам на прогулке.
Вода
Рядом с садом есть водоем? Тогда старшая группа (наблюдение на прогулке в этом возрасте должно быть крайне информативным, но в то же время увлекательным) заостряет внимание на изменениях воды. Зимой водоемы были покрыты льдом. А теперь, мир буквально просыпается. Погода становится теплее, птички возвращаются из теплых стран, а вода тает.
Появляются паводки и ручейки. В некоторых случаях нужно объяснить детям, что много снега и льда порождают иногда наводнения. Но происходит это не так часто. Да и весеннее таяние льда не так опасно, как кажется. Чаще всего оно безопасное, даже полезное для природы и окружающего мира.
Растения
Конечно же, прогулка-наблюдение (вторая младшая группа или старшая - это не так важно) в обязательном порядке должна в весеннее время подчеркивать основные изменения природы. Нельзя забывать о том, что растения иллюстрируют самые большие отличия времен года друг от друга.
Пусть дети посмотрят, как по сравнению с осенью и зимой изменяется окружающий мир и его растительность весной. Трава зеленеет, где-то начинают распускаться цветы, на деревьях появляются почки. Все это очень важно для детей. И в качестве изучения окружающего мира, и для общего развития.
Цветы
О весенних цветочках тоже не нужно забывать. Скорее всего, придется просто рассказывать, что в данный период, когда природа и окружающий мир просыпаются от зимней спячки, цветы начинают распускаться. Если удастся, покажите тюльпаны, а также не забудьте рассказать о первых вестниках весны.
О чем? О подснежниках! Очень часто наблюдение на прогулке (подготовительная группа уже в состоянии в полной мере усвоить такую информацию) подразумевает поиск и рассказ о первых цветах, которые появляются после зимы, с первыми теплыми лучами солнца. Отыскать их, как правило, не так трудно. Пусть дети посмотрят на цветы, запомнят их. Ведь весна ассоциируется именно с цветами и зеленью, с чем-то теплым и приятным. Все вокруг буквально расцветает на глазах. Объясните это малышам.
Животные и насекомые
Далее стоит посмотреть на животный мир. Хорошо, если наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной будут включать наглядный пример пробуждения животных от спячки, а также их изменения. Например, некоторые выбирает в качестве развивающего занятия визит в зоопарк. Там видно, что животные пробуждаются от зимних спячек, а также меняют свой зимний окрас на обычный, весенний.
Обо всем этом, скорее всего, придется рассказывать на словах, пока дети гуляют и изучают окружающий их мир. Также подчеркните, что все живые существа начинают просыпаться. Даже насекомые. К слову, в особо теплую погоду можно увидеть бабочек, божьих коровок, а также различных букашек-таракашек, которые отсуствовали зимой. Все это крайне интересно детям в любом возрасте.
Отличительные черты
Прогулка-наблюдение в детском саду все равно рано или поздно подойдет к концу. В такие моменты придется подводить итоги полученной информации. Желательно, кстати говоря, выбираться на подобные исследовательские занятия как можно чаще. Дети с огромным удовольствием будут изучать особенности каждого времени года на наглядном примере, да еще и на свежем воздухе. Практика и наблюдения всегда лучше голой теории.
Обсудите с детьми, какие отличительные особенности есть у весны. Точно так же, как это делалось и осенью, и зимой. Пусть малыши сами подведут итоги прогулок. Сравните зиму и весну. Это поможет ребятам понять особенности времен года. Очень полезная информация, которая формирует представление об окружающем мире. И неважно, в какой период было проведено наблюдение-прогулка: 2 младшая группа или уже старшая. Итог будет один - получение знаний об изменениях природы и окружающего мира с наступлением тепла.
ИЗО
Что ж, теперь, когда вы с детьми обсудили основные изменения природы, можно и даже нужно подвести итоговое занятие. Желательно, чтобы это было изобразительное искусство. Именно такая форма помогает развитию детей в полной мере. И интересно, и полезно.
Наблюдение в подготовительной группе (и не только в этом возрасте, но и в любом другом) должно быть подытожено занятием по ИЗО. В любой форме, которую только предпочтут дети. Чаще всего это рисование.
Подготовьте весь инвентарь, который может пригодиться: бумагу, карандаши, кисти, краски, фломастеры, воду. А дальше предложите детям нарисовать весну. То, что они видели на прогулке, либо как они представляют себе наступление весеннего периода. Также можно предложить изобразить две картинки - зиму и весну. Тоже очень хороший вариант. А затем пусть каждый ребенок объяснит, чем отличаются эти два времени года друг от друга. И интересно, и полезно, и нетрудно. Помогите, если у детей возникают какие-то трудности с объяснениями.
В конце концов, можно сделать выставку рисунков. Пусть дети покажут родителям, чему их научило наблюдение на прогулке в подготовительной группе весной. Ведь некоторым куда проще рассказать о полученной информации близким людям. Да и похвастаться успехами тоже все дети любят.
Аппликации
Еще один вариант подведения итогов о полученной информации - это составление аппликаций на весеннюю тематику. Тут уже лучше, чтобы воспитатель сам придумал какую-то конкретную тему. Например, посвященную природе или погоде. Либо предоставьте детям полную свободу в данном вопросе - пусть они при помощи цветной бумаги, а также клея и пластилина с картоном изобразят то, что увидели во время прогулки. Либо, как и в прошлом случае, покажут, как именно они представляют себе весну. И расскажут о полученной информации.
В конце занятия опять же проводится выставка детских работ. Можно провести также открытое занятие на тему весны. Пусть дети не только покажут свои творения, но и расскажут родителям о том, как прошел день на прогулке, что нового они узнали для себя, как меняется природа весной.
Выводы
Какой итог можно сделать из всего вышесказанного? Весенние прогулки для детей в детском саду очень важны. Малыши обучаются куда лучше, когда они заняты чем-то интересным, а также видят наглядные примеры всего происходящего. Прогулка - лучшая форма изучения окружающего мира.
В конце каждой темы нужно делать обобщение. Желательно, чтобы это было тоже в какой-то интересной для детей форме. Главное - старайтесь рассказать об изменениях окружающего мира так, чтобы дети были заинтересованы этим процессом. В любом случае прогулка-наблюдение на долгое время отложится в памяти у детей. Это поможет им развиваться и складывать точное представление об окружающем мире. Наблюдения на прогулке (младшая группа, возможно, не сумеет в полной мере оценить изменения, происходящие в природе, но, несомненно, малышам будет все интересно) - это то, что помогает детям получать нужные знания об окружающей среде в интересной для них форме. Пренебрегать данными занятиями ни в коем случае нельзя.
МБДОУ № 17, ст. Петропавловская, Краснодарский край Фоменко Лидия Михайловна, воспитатель
Цель. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой посредством подвижной игры.
Задачи:
- Учить детей вести наблюдения за погодой.
- Уточнить и расширить знания детей о березе, об изменениях происходящих с растениями весной.
- Развивать игровые умения.
- Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к другу, через подвижную игру.
Кукла Сорока. Письмо от Старичка Лесовичка. План маршрута.
Предварительная работа.
Наблюдения за березкой. Наблюдения за птицами. Беседы:
«Кто больше всего радуется весне?» , (Весна - красна». 3аучивание стихотворений. Изготовление фигурок птиц. Исследовательская деятельность (листья березы, семена) . Игры «Найди дерево по описанию» , «Семена» , «Дети и козы» , «У кого больше» .
Ход деятельности.
Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку и видят, что на пеньке сидит Сорока. Рядом с ней находится корзинка с письмом. Воспитатель обращает внимание детей на Сороку и письмо.
Воспитатель (читает письмо детям) . Здравствуйте ребята. Пишет вам Старичок Лесовичок. Я знаю, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Но чтобы встретиться со мной и получить лесные подарки, вам необходимо выполнить задания. Поможет в этом вам карта-план. До скорой встречи! Ваш друг Лесовичок.
Ну что, ребята, отправимся в путь?
Воспитатель: Вначале давайте рассмотрим план (нарисован лист берёзы) .
Что обозначено на плане?
Дети. Лист берёзы.
Воспитатель. Есть ли на нашем участке берёза? Есть. Нам нужно её найти. На карте указан маршрут. (Дети с воспитателем идут по обозначенному маршруту и беседуют о погоде)
Воспитатель. Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?
Наблюдение за погодой:
Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно. Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Обобщение. По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.
Воспитатель. Ребята, мы на правильном пути. Вот и записка, оставленная для нас Лесовичком. (В записке загадка)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей (береза)
Воспитатель. Как вы узнали, что это береза? (Идут дальше, находят берёзу. На берёзе висит письмо)
Чтение письма.
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала. Зимой мне было очень грустно. А сейчас, с приходом весны со мной происходит что-то необыкновенное. Мне хочется веселиться, радоваться и дарить свою радость всем. Ребята, может быть, вы объясните, что же со мной происходит?»
Наблюдение за березой.
▪ Что происходит с березкой весной?
▪ Какими стали ветки березы?
▪ Рассмотрите почки, какие они?
▪ Что скрывается в них?
▪ Ребята, а березка украшает наш участок?
▪ Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?
Обобщение. О березе сложено много стихотворений, песен, преданий - это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.
Чтение художественной литературы.
1. Это модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой - зимой.
Вся в сережках - весной.
Сарафан зеленый - летом.
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
2. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красными застежками.
С зелеными сережками.
3. Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
4. Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу, потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
- Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
- А какие украшения носит березка? (сережки)
Исследовательская деятельность.
- Одинаковые ли сережки?
- Чем они отличаются?
- Есть ли у них сходство?
Пронаблюдать и пояснить, что сережки у березки разные: они меньше по размеру, коричневые и твердые - это сережки первого года (цветочные почки) , другие - рыхлые, легко разлетаются - второго года, с созревшими в них семенами. Рассмотреть какого размера семена. Какой они формы. На что похожи.
Воспитатель.
- Сколько семян в одной сережке?
- Что произойдет, если дунуть на семена?
- Как много деревьев может вырасти из семян?
Воспитатель. На прощание мы сделаем берёзке подарки.
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко - ярко, согревает тебя.
- Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
- Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
- Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
- Я дарю тебе землю - почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя
Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане? (ветки, грабли и метла) .
Следующее задание Лесовичка - уборка опавших веток.
Игра «Собери ветки в корзину» .
Мы с вами успешно справились со 2 заданием (обратить внимание как стало красиво) .
Воспитатель. Что нарисовано на нашем плане дальше? (человечек на бревне) . Полоса препятствий:
- Пройти по бревну-мосту и не упасть в речку.
- Перейти болото по кочкам.
- Упражнения дыхательной гимнастики.
Подвижная игра «Беги к своему листу» .
Воспитатель. Ребята, вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Посмотрите, а вот и наша Сорока с корзинкой. А в корзинке сюрприз – яблоки!