Обстановка в которой живет хлестаков. Сочинение "характеристика хлестакова в комедии "ревизор"

Н. В. Гоголь в своих пьесах хотел показать настоящий «русский характер». И «Ревизор» был одним из первых таких произведений. Главный герой пьесы Хлестаков отображает в себе худшие черты, присущие чиновникам его времени. Это взяточничество, казнокрадство, лихоимство и другие свойства.

Знакомство с персонажем

Краткий образ Хлестакова в комедии «Ревизор» составить несложно. Хлестаков - это молодой человек, который практически постоянно страдает от нехватки денежных средств. При этом он является плутом и мошенником. Основная характерная черта Хлестакова - это постоянное вранье. Сам Гоголь не раз предупреждал театральных актеров: Хлестаков, несмотря на кажущуюся простоту, является сложнейшим персонажем во всей пьесе. Он совершенно ничтожный и всеми презираемый человек. Хлестакова не уважает даже его собственный слуга, Осип.

Пустые надежды и глупость

Знакомство с кратким образом Хлестакова в комедии «Ревизор» раскрывает другие грани этого персонажа. Главный герой не способен заработать денег на то, чтобы приобрести самое необходимое. Он бессознательно презирает сам себя. Однако его собственная недалекость не позволяет ему осмыслить причины своих бед, предпринять какие-то попытки, чтобы изменить жизнь. Ему постоянно кажется, что должен произойти некий счастливый случай, который сделает его существование безбедным. Эта пустая надежда и позволяет Хлестакову ощущать себя значительным лицом.

Удача в понимании Хлестакова

Подготавливая материал о кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор», учащийся может отметить: вселенная, в которой обитает Хлестаков, представляет собой для него абсолютную загадку. Он не имеет никакого понятия о том, чем занимаются министры, как ведет себя его «друг» Пушкин. Последний является для него тем же Хлестаковым - за исключением того, что он более удачлив. Интересно заметить, что городничий вместе с приближенными, хотя и представляют собой сообразительных людей, не смутились наглым враньем главного героя. Им тоже кажется, что все решает его величество случай.

Кому-то повезло, и он стал директором департамента. Для этого, считают они, не требуется никаких умственных и душевных заслуг. Все, что нужно сделать - это помочь случаю осуществиться; как это обычно бывает в чиновничьих кулуарах, подсидеть собственного коллегу. И разница между этими людьми и Хлестаковым заключается в том, что главный герой откровенно глуп. Если бы он был хотя бы на йоту поумнее, то смог бы распознать заблуждение окружающих, начать им сознательно подыгрывать.

Непредсказуемость линии поведения героя

В кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор» учащийся может отметить, что одной из основных черт данного персонажа является непредсказуемость его поведения. В каждой конкретно взятой ситуации этот герой ведет себя «как получится». Его морят голодом в гостинице, он находится под угрозой ареста - и он льстит слуге, умоляя его принести что-нибудь поесть. Приносят обед - он начинает прыгать на стуле от нетерпения. При виде тарелки с едой он напрочь забывает о том, как клянчил еду у хозяина. Теперь он превращается в важного господина: «Плевал я на твоего хозяина!». Эти слова можно использовать в цитатной характеристике Хлестакова в комедии «Ревизор». Персонаж постоянно ведет себя заносчиво. Его основные черты - это бахвальство, безответственность.

Грубость

Характеристика образа Хлестакова в комедии «Ревизор» может содержать в себе информацию и о грубости этого персонажа. В этом герое постоянно дает о себе знать показная барственность. Он употребляет слово «мужик» с презрением, как будто говорит о чем-то недостойном. Не щадит Хлестаков и помещиков, называя их «пентюхи». Даже своего отца он называет «старый хрен». Только когда приходит нужда, совершенно другие интонации просыпаются в речи этого героя.

Мотовство Хлестакова

Чтобы подготовить кратко образ Хлестакова в комедии «Ревизор», необходимо дать небольшое описание основным чертам этого персонажа. Одной из его ключевых черт, как было указано, является мотовство. Этот герой постоянно проматывает последние деньги. Он жаждет развлечений, хочет доставлять себе удовольствие - снимать самые лучшие апартаменты, получать лучшее питание. Не брезгует Хлестаков игрой в картишки, каждый день любит посещать театр. Он стремится впечатлить жителей города, произвести фурор.

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» кратко: ложь персонажа

Вранье Хлестакова не знает границ. Н. В. Гоголь мастерски описал своего героя. Хлестаков сначала говорит, и только после этого начинает думать. Окончательно погрязнув во лжи, главный герой начинает и сам верить в собственную значимость. Его речь отрывочна, сбивчива. В беседах с другими он постоянно оговаривается, что ему нечем заплатить за свое жилье. Однако никто не слушает Хлестакова. Например, во время своего разговора с Хлестаковым городничий совершенно не слышит, о чем тот ему стремится поведать. Городничий озабочен только лишь тем, каким образом дать взятку и умаслить «важного гостя». Создается впечатление, что, чем правдивее говорит Хлестаков, тем меньше ему веры со стороны других.

В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Хлестаков занимает место главного персонажа. Автору удалось показать героя, который умеет развивать действия. В этом и есть новизна писателя. Образ Хлестакова мотивирует развитие действий в произведении. Гоголь в него посылает новый импульс, который дает возможность развивать сюжет. Благодаря этому герою в комедии доминирует ситуация обмана.

Образ Хлестакова

Сам Хлестаков – это просто пустота и идеальная глупость. Этот человек не имеет собственного содержания, у него нет своего наполнения. Поэтому мы можем видеть, как ведет себя Хлестаков. Его перевоплощение и игра навязанных ему ролей у него получаются очень легко. Он сам не понимает, что плетет интригу. Не зная причины такого праздничного приема, Хлестаков радуется почестям. Он не имеет понятия о том, что его принимают за ревизора. Его действия еще больше убеждают окружающих, что к ним приехал ревизор из Петербурга.

Своим поведением главный герой вводит в заблуждение остальных. Городничего, увидев впервые, он запугивает, чтобы не попасть в тюрьму за гостиничный долг, хоть и сам перепуган. Карьеру, которую он сам себе придумал, он рассказывает в доме Городничего, чем поднимает себя в глазах окружающих. В зависимости от ситуации, в которой оказывается Хлестаков, меняется его облик и поведение. У него практически нет уязвимых мест. То, как ведет себя Хлестаков, зависит от обстановки в доме Городничего. Его можно назвать хамелеоном, который меняет свой цвет для того, чтобы выжить.

Выйти невредимым из любой ситуации

Главный герой комедии без проблем выходит из любой ситуации благодаря искренности, с которой он играет роли, которые были ему навязаны. Он выкручивается, как рыбка в руках, чтобы его ложь не открылась. Например, Хлестаков утверждает, что он автор сочинения «Юрий Милославский». И как только Марья Антоновна делает ему замечание, он тут же говорит, что есть два произведения с таким же названием.

Хлестаков, на самом деле не думает над тем, почему его положение так резко поменялось, думать он не хочет и не умеет, он приспосабливается к случайному продвижению событий. Он по максимуму использует подходящие моменты, всем своим поведением показывает свое положение в большом городе. При этом он сам верит в свои рассказы, пока ему не отказывает язык от выпитого спиртного.

Образ главного героя Хлестакова из комедии «Ревизор» имеет свою глубину. В нем лежит правда жизни. Хлестаковы присутствуют среди нас. Не раз сказано, что у таких людей в середине пустота. Поведение Хлестакова заставляет нас задуматься о своих поступках и о поступках других людей.

Меню статьи:

Мы привыкли уже к тому, что, в основном, жизнь преподносит нам сюрпризы в виде неприятностей и сложностей. Наверное, поэтому истории с обратным течением обстоятельств воспринимаются нами как нечто из ряда вон выходящее. Такие ситуации кажутся в некой мере ироничными. История, рассказанная в повести Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», кроме того, что по своей сути является подарком судьбы, так еще и основана на доле абсурда. Такое сочетание делает произведение уникальным и привлекательным.

Биография Хлестакова

Естественно, что при прочтении произведения мы в первую очередь обращаем внимание на главного героя. Итак, Иван Александрович Хлестаков – молодой помещик, дворянин, который однажды попал в неловкую ситуацию.

Ему довелось серьезно проиграться в карты. Для того чтобы немного исправить свое положение, он едет к своим родителям в поместье.

Так как путь его длинный, он, невзирая на отсутствие финансов, останавливается в гостинице города N. Вот здесь- то ему улыбается удача.

Его принимают за долгожданного ревизора из Москвы. Дерзкое поведение и манера держаться в обществе не оставляют чиновникам сомнений – по их мнению так может себя вести только ревизор.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Тараса Бульбы” в одноименной повести Н.В. Гоголя

Так как в городе N. дела обстояли не идеально, а чиновники то и дело отступали от своих обязанностей, конечно не в пользу жителей города, а в пользу своего кармана, то проблем, связанных с проверкой их работы, избежать честным путем невозможно. Никому из них не хочется терять свое злачное место, поэтому все как один они отправляются к Хлестакову и вручают ему взятки – залог того, что они останутся при должности и избегут проблем.

Сначала Хлестаков пребывал в недоумении, но затем решил воспользоваться ситуацией сполна. С деньгами в кармане он успешно ретировался с города. Новости о его фиктивности в качестве ревизора стали известны слишком поздно – обвинять Хлестакова и требовать с него возвращение денег – глупое занятие. В таком случае пришлось бы признать факт взяточничества, а это стало бы крахом карьеры чиновников.

Внешность Хлестакова

Как и большинство плутов и негодяев, Хлестаков обладает приятными, располагающими к доверию чертами лица. У него волосы каштанового цвета, «милый носик» и быстрые глаза, которые заставляют смутиться даже решительных людей. Он невысокого роста. Его комплекция далека от грациозных и физически развитых юношей – он излишне худой.

Такие физические данные значительно портят впечатление, производимое им. Но хитрый Хлестаков находит ловкий способ исправить ситуацию – дорогой и ухоженный костюм.

Иван Александрович понимает, что первое впечатление о нем всегда складывается исходя из его внешнего вида, поэтому не может себе позволить допустить здесь промашку – одежда из дорогой ткани, пошита исходя из модных тенденций. Всегда вычищена до блеска – такой внешний фактор значительно отвлекает внимание общества от внутренней сути человека.

Семья Хлестакова, образование

Как же нужно было выглядеть и как себя вести, чтобы в первой половине XIX века сойти за ревизора?

В первую очередь, нужно было родиться аристократом. Человеку, имеющему простонародное происхождение, создать видимость принадлежности к высшему обществу – дело крайне затруднительное.

Манера говорить, пластика движений, жестикуляция – этому необходимо было учиться много лет. Для людей дворянского происхождения такой стиль был обычным делом, они перенимали его у своих родителей, их знакомых, приходивших в гости.

Иван Александрович не был светилом высшего общества, но все же был дворянином по происхождению. Его родители владеют имением Подкатиловка. О состоянии дел и важности имения известно мало – тот факт, что родители присылали деньги своему сыну, говорит, что имение не было убыточным, оно приносило достаточный доход, чтобы обеспечить жизнь всей семьи хотя бы самым необходимым.

Об образовании Хлестакова не известно ничего. Вполне вероятно, что он получил «среднее» по качеству образование. Такой вывод можно сделать исходя из занимаемой им должности. Хлестаков работает коллежским регистратором. Этот вид гражданской службы находился в самом конце списка Табеля о рангах. Если бы родители Хлестакова были людьми состоятельными, они бы смогли обеспечить с помощью связей или денег своему сыну лучшую должность. Так как этого не произошло, то говорить о большом доходе семьи или о важности их на фоне аристократии нецелесообразно.


Теперь подытожим все данные: финансовая нестабильность всегда была присуща Хлестаковым, их доход никогда не был высок (если бы они были богаты когда-либо, то смогли бы обрасти связями или знакомствами в период материального взлета своей семьи), а значит отправить сына обучаться за границу или же нанять ему высоко квалифицированных преподавателей у них не было денег.

Отношение к службе

Точный возраст Хлестакова не указан. Гоголь ограничивает его рамками 23- 24 с небольшим лет. В основном люди такого возраста полны энтузиазма и желания реализовать себя. Но это не случай Хлестакова. Иван Александрович довольно несерьезно относится к своей работе, его мало интересуют повышения и возможность карьерного роста. Его работа не сложная и заключается в переписывании бумаг, но усердствовать в делах службы Хлестакову лень. Вместо того чтобы работать, он отправляется на прогулку, или же играет в карты.

Такая его беспечность связана, в первую очередь, с тем, что Хлестаков не страдает нехваткой денег. Да, живет в небогатой квартире, которая расположена на четвертом этаже, но, судя по всему такое положение вещей не смущает Ивана Александровича. Вполне вероятно, что он не привык жить в роскошных апартаментах и поэтому не стремится исправить сложившуюся жилищную ситуацию. Для Хлестакова ценности жизни заключены в других вещах – досуге и одежде. Но ситуация кардинально меняется, когда Хлестакову нужно остановиться в незнакомом городе – здесь он останавливается только в самых лучших апартаментах. Вполне вероятно, что такой ход связан с желанием Хлестакова создать впечатление человека настолько богатого, чтобы все окружающие, не знающие настоящего положения вещей, начали ему завидовать. Возможно, что расчет ставится не только на чувство зависти, с помощью которого Иван Александрович самоутверждается, но и на возможность получить какие-то бонусы со стороны местных чиновников или владельца гостиницы.

К этому факту добавляется еще и то, что Хлестаков не в состоянии конкурировать с богачами Петербурга, в котором он живет основное время и работает. Съем дешевого жилья позволяет ему сэкономить деньги на те вещи, которые бы его выделили из таких же по состоянию, как и он – на атрибуты внешнего вида. Ему ведь не обязательно приглашать всех к себе домой или распространяться без надобности о месте нахождения своего жилья, а вот состояние и дешевизна костюма могут сослужить ему плохую репутацию. Так как для Хлестакова важна жизнь напоказ, на манер очень обеспеченных аристократов, то ему ничего не остается, как экономить на постоянном жилье.

Родители Ивана Александровича обескуражены отсутствием продвижения сына по службе. Судя по всему, они делали большую ставку на его способности. Отец периодически выражает свое возмущение на этот счет, но сын всегда находит оправдание – не все сразу. Повышение нужно заслуживать долго. По факту, такое оправдание – ложь, позволяющая скрыть истинное положение вещей.

Жизнь в Петербурге

Иван Александрович не мыслит свою жизнь без Петербурга. Именно в этом месте собрано все, что так мило его сердцу – возможность провести время в разнообразных удовольствиях. Он с охотой каждый день ездит в театр, не отказывает себе в удовольствии поиграть в карты. К слову, желающих поиграть он находит всегда и везде, но не у всех и не всегда у Хлестакова получается выиграть – оставаться с носом для него привычное дело.

Иван Александрович любит изысканную кухню и не отказывает себе в удовольствии вкусно и сытно поесть.

Характеристика личности

Прежде всего, Хлестаков выделяется в обществе умением красиво и складно врать – для человека предпочитающего жить иллюзией состоятельности, создавать видимость значимого человека, это необходимость.

Иван Александрович осознает своих пробелы в знаниях, но не спешит их искоренять – фиктивный успех, созданный его ложью, высокомерным и напыщенным видом, окрыляют его.

Все же время от времени он читает книги и даже пытается что-то писать самостоятельно, но, судя по тому, что о его работах нет никаких отзывов со стороны других персонажей, можно сделать вывод, что эти попытки не увенчались успехом.

Хлестаков любит, когда его хвалят и восхищаются ним, это еще один повод выдумать что-то о своей жизни. Он обожает быть в центре внимания – такого успеха сложно добиться в Петербурге, но в провинции, где даже его манера говорить на столичный манер вызывает бурю положительных эмоций – это легкое дело.

Хлестаков не отличается смелостью, он не готов отвечать за свои поступки. Когда к нему в гостиничный номер приходят чиновники, его сердце переполняет страх перед возможностью быть арестованным. По своей сути он тряпка, но зато хороший актер – он умеет создать видимость человека значимого и очень умного, хотя на самом деле ни первое, ни второе не соответствует истинному положению вещей.

Отношение Хлестакова к женщинам

Гоголь умалчивает о взаимоотношениях Хлестакова с женщинами в Петербурге, но активно расписывает поведение Ивана Александровича с представительницами женского пола в провинции.

Хлестаков умеет играть на публику и вызывать у людей чувство симпатии – это касается не только показателей воспитанности и показной аристократичности. Хлестаков – умелый обольститель и соблазнитель. Ему приятно общество женщин и их внимание.

Вряд ли он ставит перед собой цель обзавестись женой. Для Хлестакова любовные увлечения – своеобразный способ игры, манипуляции людьми.

Приехав в город N и познакомившись с женой и дочерью губернатора, он не упускает возможности пококетничать с обоими женщинами. Сначала он признается в любви дочери, но уже через пару минут клянется в любви матери. Хлестакова такой факт нисколько не смущает. Кроме того, когда Марья Антоновна (дочь губернатора) становится случайным свидетелем нежности Хлестакова по отношению к своей матери, Иван Александрович, пользуясь глупостью женщин и возникшим у них чувством влюбленности по отношению к нему, оборачивает всю ситуацию в пользу свадьбы с Марьей Антоновной – при этом ни мать, ни дочка не понимают своего унизительного положения и не чувствуют себя обиженными. Уезжая из города, Хлестаков понимает, что его сватовство было игрой только для него, все остальные, и Марья Антоновна в том числе, воспринимают все за чистую монету. Его не беспокоит дальнейшая судьба молодой девушки и возможность травмировать ее своим поступком – он покидает город со спокойной душой.

Таким образом, Иван Александрович Хлестаков – это типичный негодяй, способный ради своего удовольствия привнести горе и хлопоты другим людям. Он не ценит заботу о себе со стороны родителей и не спешит ответить окружающим за оказанное по отношению к нему добро тем же. Скорее всего, наоборот – он ловко пользуется доверчивостью и простодушием окружающих.

Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя “Ревизор”: описание внешности и характера

4.9 (98.89%) 18 votes

По оценке самого Гоголя, Иван Александрович Хлестаков - центральный персонаж комедии.

Он направляется из Петербурга, где служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию, в деревню отца, недовольного карьерными успехами сына. По дороге, в Пензе, он проиграл­ся, теперь не имеет денег на дорогу, голодает. Волей случая он просит денег у местных чиновников, они, приняв его за реви­зора, дают ему деньги. Лишь только зайдя слишком далеко, он понимает, что его принимают за кого-то другого, но и тут он не видит ничего особенного: он объясняет происходящее не слу­чайностью, а петербургским костюмом и обхождением.

Хлестаков легко подмечает чужие недостатки, но взглянуть на себя со стороны, оценить действительное положение дел он не в состоянии. И если бы не сметливый по-народному слуга Осип, Хлестаков не успел бы покинуть город до своего разоб­лачения.

Неповторимость фигуры Хлестакова в том, что он враль по вдохновению, а не обманщик по умыслу. Контраст между его ничтожеством и высокой социальной легендой о нем, которую создают чиновники, создает комическую атмосферу пьесы. Этот образ - художественное открытие Гоголя.

Герой имеет говорящую фамилию. Неизвестно почему, но она создает отрицательную смысловую ассоциацию.

Помогает раскрытию его образа и речь героя. Она течет лег­ко и непринужденно, в общем бессодержательно. Хлестаков либо бранится (разговор со слугой в трактире), либо врёт, захо­дя в своём вранье до запредельных высот (с Пушкиным на дру­жеской ноге!).

У зрителя смех переходит в недоумение: почему все верят этой нелепости, которая доносится из его уст?

Легкомыслие - главное качество героя. Это проявляется и в общении с чиновниками, и в отношениях с дамами. Слуга Осип оказывается куда серьезнее и осмотрительнее своего господина.

Доведенная до чрезвычайной остроты конфликтная ситуа­ция завершается немой сценой. Чиновников больше всего по­разило не то, что они обманулись, а то, что обманулись так не­лепо: невозможно было не раскусить Хлестакова, а они ошиб­лись.

Страх — вот что парализовало их волю. Но это уже другой разговор, а образ Хлестакова учит читателя не верить своим сте­реотипам, не создавать их. И просто не быть таким, как Хлес­таков!

Дать характеристику Хлестакову из «Ревизора» очень важно, ведь именно создав образ этого лжеревизора из Санкт-Петербурга, автору удается раскрыть сущность чиновников, которые привыкли все решать с помощью взяток.

Итак, описывая Хлестакова и давая ему характеристику, следует отметить, что это главный герой комедии, с которым автор нас знакомит уже вначале своего произведения. Характеристика Хлестакова с цитатами из произведения позволит нам составить точный образ героя.

Характеристика Хлестакова с цитатами

Это парень «тоненький, худенький», ему «лет двадцать три». Он «приглуповат», «без царя в голове», «одет по моде». Не для него деревенская жизнь «душа моя жаждет просвещения», его привлекает столица. Именно таким представляет нам автор своего героя. Не сумев покорить Петербург, промотав деньги, он едет обратно домой, не забыв приодеться в модные одежды. Именно это и сыграло злую шутку над чиновниками небольшого городка, которые приняли Хлестакова за ревизора.

Краткая характеристика Хлестакова

Хлестаков — мошенник, неудачник и как же он удивился, когда ему стали предлагать деньги, приняв за ревизора. А ему это только на руку, ведь он даже и не пытается разуверить в обратном, а только «подпускает пыли». Краткая характеристика Хлестакова позволяет нам назвать героя наглым человеком, который не брезгует брать деньги у чужих.

Хлестаков врет так, что трепещут чиновники. Встречаются и вульгарные слова, может и обозвать «дураком», «скотиной» в адрес своего слуги, «подлецами», «бездельниками», когда кричал на хозяина трактира. Его духовный мир нищий, так как он не может акцентировать внимание на чем-то конкретном, произнося отрывистые речи.

В конце он покидает город, не забыв написать письмо, в котором сообщает, что городничий глуп, Земляника – свинья и прочее. Это говорит о неблагодарном отношении Хлестакова к окружающим.

Характеристика образа Хлестакова позволяет назвать героя произведения пустым, никчемным человеком. И, правда здесь в том, что такие вот городничие, Хлестаковы существуют по сей день, поэтому и «Ревизор» в наше время актуален как никогда, а созданный образ героя бессмертен, ведь он будет существовать до тех пор, пока чиновники не начнут работать и жить правильно, а, значит, вечно.




Top