Очень краткое содержание огоньки. «Огоньки», анализ рассказа Короленко

Владимир Галактионович Короленко не сразу стал писателем. В молодости занимаясь революционной деятельностью, он был не один раз сослан в провинцию, где вынужден был зарабатывать себе на жизнь чертежной работой, на железной дороге служил табельщиком и письмоводителем, занимался преподаванием (давал частные уроки).

Только в 1886 году, когда Владимиру было уже 33 года, вышла его первая книга, состоящая из очерков и рассказов. Материалом для написания послужили впечатления, которые он получил в Сибири, Нижегородской и Вятской губерниях - везде, где находился в ссылке будущий писатель. Позже он написал ряд повестей, получивших высокую оценку в русской и в мировой литературе. Например, повесть «Без языка» была переведена на несколько иностранных языков.

Среди произведений В. Короленко есть особенное - миниатюра «Огоньки». Это своеобразный экспромт: автор написал его в альбоме у поэтессы Марии Валентиновны Ватсон 4 мая 1900 года. Похожее на стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева по стилю и философской глубине, это произведение в одночасье стало популярным среди современников Короленко. Были и те, для кого оно стало жизненным девизом.

Первая часть рассказа - воспоминание героя о путешествии по сибирской реке. Все детали описания выдают человека, хорошо знающего те места: «угрюмая сибирская река», «темная, как чернила», «темные горы», «неопределенная тьма». Огонек, светящийся вдалеке. Гребец, «апатично» (равнодушно, безразлично, медленно) налегающий на весла. Действительно, жители Сибири всегда отличались спокойствием. Отличительна и речь гребца: он говорит не «далеко», а «далече», потому что совершает этот путь уже не в первый раз. Реплику же своего спутника воспринимает нерадостно, так как знает, насколько обманчив бывает огонек в темени осенней ночи.

Вторая часть миниатюры - философское размышление автора о свойстве ночных огней. Обыденное восприятие героем ночного огонька сменяется обобщенным: теперь он рассуждает о свойстве всех ночных огней «приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью».

Миниатюра содержит огромное количество символов, она аллегорична. Путь по реке напоминает жизненный путь: он так же извилист, так же полон порогов, перекатов и прочих препятствий. Традиционно противостояние тьмы и света. Но далекий огонек становится в рассказе символом надежды на лучшее будущее. Особенно важно это в те периоды, когда человека окружает тьма, то есть он переживает что-то тяжелое и беспросветное в жизни.

Кажущаяся в темное близость огонька имеет еще один важный смысл. Как часто человек уверен в скором достижении намеченной цели, но эта близость обманчива, и ему предстоит еще долгий путь. Однако автор призывает «налегать на весла» - продолжать путь с удвоенной силой, не опускать руки, не пасовать перед трудностями жизни.

Завершают миниатюру повторяющиеся слова: «… все-таки… все-таки впереди - огни!». Теперь уже сам писатель становится своеобразным «огоньком». Он не бросает на трудном переходе читателя, налегающего на весла, нет, он оставляет ему надежду на то, что путь, даже самый трудный, будет преодолен, а цель достигнута.

Обилие метафор в этом небольшом тексте миниатюры «Огоньки» В. Короленко помогает читателю понять скрытую идею произведения: многих в жизни манит далекий, подчас недосягаемый свет будущего, но он действительно есть, и нужно приближать его всеми силами, не жалея сил. Жизнь многообещающая, она дает каждому все, что он заслужил, просто не нужно унывать, не нужно терять веры, а стоит налегать на весла (в прямом и переносном смысле), не бросая их.

  • «В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко
  • «В дурном обществе», анализ повести Короленко
  • «Без языка», анализ рассказа Короленко

Автор произведения повествует о случае из жизни. Однажды ему довелось плыть на лодке с гребцом по мрачной сибирской реке. Вдруг впереди показался огонек, словно предупреждая, что конец пути уже близок. Но лодка плыла по реке еще очень долго. Угрюмая река казалась бесконечной.

Главная мысль:

В образах реки и огоньков иносказательно изображен тернистый, извилистый путь жизни с ее стремлениями и целями, которые манят нас своей близостью и недосягаемостью одновременно.

Описывается воспоминание автора о том, как случилось ему однажды плыть по мрачной сибирской реке. Осенний вечер, природа увядает. Река извилистая, непредсказуемая. Перед взором появляется огонек в горах, кажется путешествие по реке подходит к концу. Гребец со знанием дела говорит о том, что это всего лишь иллюзия и до огоньков еще долго плыть и оказывается прав. Но обрадованный пассажир не верит гребцу и надеется, что скоро ночлег. Лодка еще долго плывет мимо ущелий и скал по бесконечной реке. Вёсла не перестают грести, потому что впереди свет, тепло, уют, отдых.

Так и жизнь наша, подытоживает автор, словно длинная извилистая река с ее поворотами судьбы, с ее сюрпризами. И мы не знаем, что готовит нам судьба, какие испытания, но спокойной и безмятежной она точно не будет. А огоньки это наши мечты, стремления, цели, жизненные идеалы. Они влекут нас и порой кажется, что уже находятся на расстоянии вытянутой руки, но увы вдруг вновь ускользают. И тогда, снова приходится бороться, преодолевать препятствия, прилагать усилия, чтобы достигнуть желаемого. Но всё же эти огоньки не иллюзорны, они дают надежду, что в конце пути ждёт награда за труды, утешение в испытаниях. В этом состоит жизненный парадокс и привлекательность жизни. В произведении присутствует некая доля авантюризма.

Картинка или рисунок Огоньки

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гарантийные человечки Успенский

    В городскую квартиру привозят взятый напрокат холодильник. В нём оказывается маленький человечек – гарантийный мастер Холодилин. Он быстро сходится с другими обитателями квартиры

  • Краткое содержание Декарт Рассуждение о методе

    В трактате «О методе» Декарта высказывает мысль: обладать умом – не главное, важнее правильно применять ум. Существует два вида умов: во-первых, те, кто воображает себя умнее

  • Краткое содержание Толкиен книги Властелин Колец

    «Дом там, где наше сердце» было написано в великой книге Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец». Делится она на три части

  • Краткое содержание Аввакум Житие протопопа Аввакума

    Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.

  • Краткое содержание Паустовский Старый повар

    Основные действия рассказа происходят на окраине Вены. Здесь стоит ветхий домик, в котором умирает старый повар. Мужчина всю свою жизнь проработал в имении одного богатого аристократа.

Цели урока:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
  • научить видеть позицию автора в художественном тесте.

Но все-таки…
все-таки впереди огни!

I. Слово учителя.

Владимир Галактионович Короленко…

Его знают, его любят, его читают. Л.Н. Толстой говорил о нем как об истинно прекрасном человеке, для А.П. Чехова он был благородным, а для М. Горького был просто учителем.

II. Прослушивание диалога.

1 ый: Ты читал Короленко?

2 ой: Да, меня он восхищает своей верой.

1 ый: Время, когда он жил, было трудное: унижения, преследования, а надо было выживать, а Короленко всегда был великим оптимистом.

2 ой: Слушай, ты прав. Прочитал его рассказ “Парадокс”. Он затронул мою душу.

1 ый: Каждый человек имеет право на счастье. Вот человек феномен-калека обделен природой. А какая в нем вера. Здорово.

2 ой: Да, кстати, еще меня поразили его “Огоньки”. Маленькое произведение. Хотя бы эти слова: “Но все-таки… все-таки впереди – огни!”. Что имел автор этим словом?

1 ый: Я читал, но все-таки еще раз нужно перечитать, чтобы понять позицию автора, его отношение к жизни.

2 ой: Недаром Илья Репин благодарил Короленко за его прекрасную жизнь.

1 ый: Да, в огнях есть надежда.

III. Слово учителя.

Мы прослушали диалог двух студентов о Короленко. В нем были затронуты некоторые вопросы, требующие ответа.

– О каком произведении шла речь, с которым познакомимся на уроке?

– Назовите проблемные вопросы, на которые мы должны найти ответ?

(В результате анализа текста мы должны ответить на вопросы:

– поразмышлять о назначении “жизни”;

IV. Анализ текста.

1. Чтение текста выразительно (на фоне музыки).

Представьте темный осенний вечер, река, плывет лодка, а в ней двое.

Их размышления прерывают огни, огни…

Вопросы:

– Понравилось ли вам это произведение? (Мне понравилось это произведение тем, что оно красивое, мелодичное, интересное, маленькое по объему, здесь столько величия, простора.)

– А как называются такие произведения? (Мини-рассказ, это стихотворение в прозе, т.к. небольшое по объему, бессюжетная композиция). Это лирическое произведение в прозаической форме, т.к. представляет раздумье писателя о жизни, о красоте, о будущем?

– Назвать тип речи? (Это повествование, есть элементы рассуждения).

Вывод: В этом рассказе явно присутствует бытовой факт, случай из давнего прошлого перерастает в философское суждение о будущем.

(… случилось мне плыть…, мне вспоминается – предложения носят безличный характер).

– Назовите образы, ключевые слова. (река, вечер, гребец, огонек).

– Каково состояние реки? (мрачное)

– Какая картина показана в тексте? (Общая картина нерадостна и читателю, как и автору тоже неуютно).

– Из каких частей состоит текст? (Из двух: 1. Мелькнул огонек – недосягаемый свет будущего; 2. Этот свет можно приблизить своим трудом)

– Найдите предложения, в которых говорится, что автор оказался в пути не по своей воле. (Случилось мне поплыть).

– Вдруг появляются огоньки. Как они воспринимаются и нами, и автором? (И мы, и автор обрадовано, воспринимаем появление огонька. Они возникают как надежда на тепло, на свет, на окончание пути по мрачной реке.)

Прочитаем…

(Вдруг на повороте реки…)

– А уместно ли слово “вдруг”? (Я считаю, что да, т.к. оно уместно для начала этого предложения. Указано точно, где мелькнул огонек – впереди, под темными горами, и указывается, что мелькнул ярко, сильно, совсем близко).

– Найдем в этом антоним – контраст. (тьма – свет)

– А каково назначение этого контраста? (Я считаю, что этого нетрудно понять, с каким желанием и надеждой скорее закончить плавание, ожидая, автор этого огонька, вдруг благодарственно вздохнул:

“Ну, слава богу!”, – напряжение спало и с нас.

Но тут остудил гребец:

“Далече!”(читаем).

– Гребец повернулся… Далече.

А вот слово “далече” в какой форме дано автором? (в разговорной, народной).

– Вот почему так ответил гребец? (Я так полагаю, что не впервые он совершает нелегкий, небезопасный путь и реплику своего спутника воспринял нерадостно, т.к. знал, что огонек в темени осенней ночи очень обманчив. Поэтому он медлит.)

– Назовите глаголы. Показывающие неторопливость лодочника. (повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла).

– Назовите иностранное слово. Подберем к нему русские синонимы. (лениво, медленно).

– Кто такой гребец?(Это человек опытный, знающий, спокойный, потому что выполняет привычное дело). (читаем)

(Я не поверил… Но гребец…)

– А если уберем “неопределенная тьма”? (Оно необходимо, т.к. теряется смысл.)

– Найдем и прочитаем картину ночного долгого пути по темной реке. С точки зрения лексики, что же передают глаголы в следующем абзаце? (И долго мы еще плыли… Они передают движение богатое, разнообразное. Меняются ночные картины).

– Охарактеризуем с точки зрения лексики текст.

1) Антонимы – это фигура антитеза, которая основана на сравнении двух противоположных явлений, признаков: далеко – близко, свет – тьма .

2) Синонимы в значении противопоставления: выплывали – уплывали .

3) Короленко с помощью метафор вызывает представления о движущейся по реке лодке. (Ущелья и скалы выплывали, надвигались, уплывали…).

Найдем сравнения? (близко – далеко [антоним])

Чтение последнего абзаца.

Охарактеризуем с точки зрения синтаксиса это произведение.

Текст богат синтаксическим построением. В нем встречаем:

  1. Синонимические синтаксические конструкции, осложненные причастным оборотом, деепричастным оборотом и однородными деепричастиями, однородными членами предложения;
  2. Много повторов;
  3. Паузы:

б. – (тире) – вытекает вывод и следствие.

4) Вводные слова.

Какова основная мысль, идея данной прозы? (В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, но все-таки впереди огни. Жизнь надо принимать такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что... “все-таки впереди огни”! Нужно налегать на весла, не бросая их).

-Объяснить смысл названия “Огоньки”.(Я так думаю, что это имя существительное во множественном числе употреблено в переносном значении. Свет, огонь – в народе, в обществе связывались с верой в будущее.)

Какие произведения И.С.Тургенева напоминают “Огоньки”? Чем? (Да, у Тургенева есть маленькие по объему стихотворения в прозе. У них есть общее в идее добра, веры в будущее. Надо жить, верить…)

V. Чтение мини-сочинений на тему “Человек создан для счастья”.

VI. Вывод.

Я считаю, мы нашли ответы на вопросы. Необходимо верить, творить, в этом и счастье человека. Огни – а это уже тепло, свет. Короленко – добрый, мудрый, всегда верил в светлое будущее!




Top