Ольга и обломов отношения с примерами. Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов»: взаимоотношения, разрыв героев


В произведении «Обломов» Иван Гончаров достаточно трепетно описывает романтические стороны жизни главных героев. Он попытается разобраться, способны ли искренние чувства полностью изменить уклад жизни людей.

Любовь и отношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской с цитатами докажут, что положительные перемены возможны лишь в том случае, когда человек уверенно идет по жизни, не боясь трудностей.

Первая встреча

Илью Ильича Обломова и Ольгу Ильинскую познакомил их общий друг Андрей Иванович Штольц. Мужчины посетили имение барышни с целью послушать ее пение. Музыкальный талант девушки произвел на Илью незабываемое впечатление. Он не отрывал от нее глаз, слушал, и смотрел с упоением.

Ильинская также постоянно рассматривала нового знакомого.

«Едва Обломов оборачивался боязливо в ее сторону, надеясь, что она не смотрит, как встречался с ее взглядом, исполненным любопытства, но таким добрым. Песни в ее исполнении задевали за живое».

Ему хотелось остаться в поместье дольше, но из-за чрезмерной растерянности он решил уйти рано. С этого момента все его мысли заняты Олей.

Влюбленность меняет людей

«Настойчивый взгляд Ольги не покидал головы Обломова».

Он хотел бывать у нее в гостях чаще. С мужчиной начали происходить положительные изменения. Он стал больше следить за внешним видом, за порядком в доме. Обломов продолжает посещать поместье Ильинских. Вскоре он признается Ольге в любви. Растерявшись от услышанных слов, она убегает от него. От смущения Илья долго не появляется в ее доме.

Обломов постоянно думает о возлюбленной. Барышня же мечтает выбить из него всю лень, отучить от привычки спать до обеда.

«Не задремлет, она покажет цель, заставит полюбить то, что разлюбил».

Постепенно она стала добиваться поставленных задач. Илью было не узнать.

Развитие романа

«Симпатия их росла и развивалась. Ольга цвела вместе с чувствами. В глазах стало больше света, а в движениях грации».

Влюбленные много времени проводят вдвоем. «С ней он с утра до вечера, читает, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам». Бывало, не спит по ночам, его воображение рисует портрет Ильинской.

Иногда Обломову кажется, что люди осуждают их, особенно девушку. Неуверенность Ильи в собственной внешности приводит к написанию Ольге письма, с предложением прекратить встречи. Такой поворот событий настолько расстроит ее, что Обломов поймет, насколько сильны ее чувства. «Я люблю иначе. Мне без вас скучно, расставаться надолго - больно. Я узнала, увидела и верю, что вы меня любите». Искренность любимой наводит его на мысли о женитьбе.

«Обломовщина» побеждает любовь

С приходом осени Илью Ильича все чаще посещают грустные мысли. С Ольгой он виделся редко. Постепенно Обломов начал проявлять себя настоящего. Потакая девушке, выполняя ее поручения, создавалась впечатление, что делал это лишь для нее. Неприязнь к книгам и наукам вернулась. Стал часто откладывать поездки в дом Ильинских. Когда Ольга сама проведывала его, придумал всевозможные причины переноса поездок. Несмотря на остывший пыл Ильи, отношения молодых продолжались.

Обломов периодически говорил Ольге, что не доверяет ее любви. А когда сообщил, что дату свадьбы нужно перенести, в связи с финансовой нестабильностью в имении, она приняла решение прекратить роман. Она в очередной раз убеждается, что этот мужчина не станет ей надежной опорой. «Я любила то, что хотела, чтоб было в тебе, Я любила будущего Обломова!

По традиции, сложившейся в русской литературе, любовь становится испытанием для героев и выявляет новые грани характеров. Этой традиции следовали Пушкин (Онегин и Татьяна), Лермонтов (Печорин и Вера), Тургенев (Базаров и Одинцова), Толстой (Болконский и Наташа Ростова). Затронута эта тема и в романе Гончарова «Обломов». На примере любви Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской автор показал, как раскрывается личность человека через это чувство.

Ольга Ильинская является положительным образом романа. Это умная девушка с искренними, лишенными жеманства, манерами. Она не пользовалась особым успехом в свете, по достоинству сумел ее оценить лишь Штольц. Андрей выделил Ольгу среди других женщин, потому что «она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем жизни… и не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли…»

Обломов, познакомившись с Ольгой, прежде всего обратил внимание на ее красоту: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом». Когда же Обломов услышал ее пение, в его сердце пробудилась любовь: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» Жажда жизни и любви, звучавшая в голосе Ольги, отозвалась в душе Ильи Ильича. За гармоничной внешностью он ощутил прекрасную душу, способную на глубокие чувства.

Размышляя о своей будущей жизни, Обломов мечтал о высокой стройной женщине, с тихим гордым взглядом. Увидев Ольгу, он понял, что его идеал и она - одно лицо. Для Обломова высшая гармония - это покой, и Ольга была бы статуей гармонии, «если бы ее обратить в статую». Но она не могла стать статуей, и, представляя ее в своем «земном рае», Обломов начинал понимать, что у него не получится идиллии.

Любовь героев с самого начала была обречена. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская смысл жизни, любовь, семейное счастье понимали по-разному. Если для Обломова любовь - это болезнь, страсть, то для Ольги - долг. Илья Ильич полюбил Ольгу глубоко и искренне, боготворил ее, отдавал ей все свое «я»: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем».

В чувствах Ольги же был виден последовательный расчет. Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. Несмотря на молодость, она сумела разглядеть в нем открытое сердце, добрую душу, «голубиную нежность». Одновременно с этим, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возродит к жизни такого человека, как Обломов. «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!»

Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не требующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной, и потому привязался к ней как к осуществленной мечте о возвращении.

Понимая, насколько различны их взгляды на жизнь, Обломов решает написать Ольге письмо, которое становится настоящим поэтическим произведением. В этом письме читается глубокое чувство и желание счастья любимой девушке. Зная себя, неопытность Ольги, в письме он раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить...» Но Ольга иначе поняла поступок Обломова - как страх перед несчастьем. Она понимает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека, но говорит о том, что не может пойти за человеком, если в этом есть риск. И именно Ольга решает разорвать их отношения. В последнем разговоре она говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги , Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него».

Написав письмо, Обломов отказался от счастья во имя любимой. Ольга и Илья расстались, но их отношения оказали глубокое влияние на их будущую жизнь. Обломов нашел счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.

Любовь Ольги и Обломова обогатила духовный мир обоих. Но самой большой заслугой является то, что Илья Ильич способствовал формированию духовного мира Ольги. Спустя несколько лет после расставания с Ильей, она признается Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…» И в этом проявляется вся глубина ее натуры. В отличие от Штольца, жизненные цели которого имеют границы, такие люди как Обломов и Ольга всю жизнь не перестают думать о назначении человека и задавать себе вопрос: «А что дальше?»

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов».

Главная сюжетная ситуация в романе - взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идёт путём, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает увидеть Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своё время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а ещё более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нём свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не в Штольце, можно видеть «намёк на новую русскую жизнь»; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет «обломовщину».

В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу... как же! этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, -- они немедленно обращаются в постыднейшее бегство.

Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее всяческие жертвы в доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга выйдет за него замуж, и с робостью сделал её предложение. А, когда она ему сказала, что это давно бы ему следовало сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольно согласия Ольги. Он начал пытать её, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сцена успокоили его... Но всё-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себя разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать. И всё оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его, но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по именью; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец, вооружается энергией и пишет Ольге длинное послание.

Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.

Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя, чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»... Письмо свое он заключает онегинским нравоучением: «История со мною пусть, говорит, послужит вам руководством в будущей, нормальной любви». Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, удовлетворился и -- не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в такую критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию.

Ольга постоянно размышляет не только о своём чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»:

«И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!»

И любовь эта для Ольги становиться долгом. Она ждёт от Обломова деятельности, воли, энергии; в её представлении он должен стать похожим на Штольца, но, только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своём воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.

«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты уж давно умер».

Всё это с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задаёт горький вопрос:

«Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…»

«Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Обломов и Ольга Ильинская [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Проблематика отношений Обломова и Ольги Ильинской.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской раскрываются Гончаровым на фоне объективных событий с изобилием оценочных фраз, для Гончарова вообще характерно детальное описание предметов, он каждой мелочью подчеркивает важность каждого предмета и объекта, каждого слова и движения его героев.

Например: "Это был человек лет 30 двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной иди, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла волной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, и тогда совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности".

Гончаров как бы вводит читателя в роман. С самого начала первой главы повествование неторопливо, последовательно. Предложения объемные с большим числом однородных членов.

В описании Обломова Гончаров не употребляет грубых слов и выражений. Он описывает Илью Ильича в неторопливой манере, предоставляет читателям возможность самим делать выводы.

"Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли не нем были длинные, мягкие и широкие, когда он не глядя опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу".

Гончаров создает полный образ героя. Для дополнения сведений о характере Обломова автор знакомит читателя с убранством комнаты. Каждая деталь подчеркивает определенную черту характера Обломова.

"Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание кое-как соблюсти приличия, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками".

Гончаров концентрирует внимание читателя на характере Обломова не только при помощи иллюстрации интерьера, но и посредством отношений с Ольгой Ильинской.

Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "посовывает" Обломову Ольгу Ильинскую.

Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить в большой свет.

В эмоциях Ольги чувствуется последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей "высокой миссии": ей нравится эта роль путеводной звезды, луч света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Штольц советует Обломову: "Избрать себе маленький круг деятельности, установить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – всё это ты должен сможешь сделать".

Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно, так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удачным объектом для ее девичьей игры в любовь. Обломов первый понял химеричность их романа, но она первая его разрывает. Под уютным кровом дома Агафьи Матвеевны Пшеничной находит Обломов желанное успокоение.

Перед нами самый самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

Сравнивая любовь Обломова и Ольги, можно отметить следующее:

1. Любовь у Обломова отличается искренностью и бескорыстием. Обломов любит Ольгу и испытывает к ней добрые чистые чувства.

2. Ольга, фактически, не любит, а действует подобно расчетливой особе, преследующей конкретную цель.

При этом любовь проходит на фоне отсутствия деятельности Обломова.




Top