Онлайн тест что ты видишь на рисунке. Тест Роршаха

Пятна теста Роршаха известны сегодня многим. Создатель его умер совсем рано, в возрасте 37 лет. Он так и не увидел большого успеха психологического инструмента, изобретенного им...

Тест Роршаха основан на показе 10 пяти черно-белых, трех цветных и двух черно-красных. Психолог в строгой очередности показывает карточки, задавая пациенту вопрос: "На что это похоже?" Затем, после того как пациент дал ответы на тест Роршаха, специалист снова предлагает взглянуть на карточки, опять в определенной последовательности. Испытуемого просят назвать все, что он смог увидеть на них, а также в каком месте картинки он разглядел то или иное изображение, и что заставляет пациента дать именно этот ответ. Можно наклонять, переворачивать пятна теста Роршаха. Вы можете манипулировать ими всевозможными способами. При этом психолог, проводящий тест Роршаха, точно фиксирует все, что делает и говорит пациент в ходе теста и во время каждого ответа. После этого подсчитываются баллы, анализируются ответы. Затем с помощью математических расчетов получается итог.

Тест Роршаха интерпретируется специалистом. Если у человека какое-либо чернильное пятно никаких ассоциаций не вызывает, и он не может сказать, что видит на нем, это может означать, что объект, изображенный на карточке, заблокирован в его сознании, или же что соответствующее изображение связано в подсознании испытуемого с темой, которую он не хотел бы обсуждать в настоящий момент. Как вы видите, тест Роршаха пройти совсем не сложно, однако самостоятельно сделать это затруднительно. Лучше обратиться для этого к психологу. Тест Роршаха пройти вы можете и сами, но правильно интерпретировать результаты по силам только специалисту. Тем не менее вы можете с помощью него дать оценку личности человека в общих чертах.

Первая карточка

На ней изображено пятно черных чернил. Эту карточку показывают первой, когда проводят тест с кляксами. Полученный ответ позволяет предположить, как человек выполняет задания, новые для него, а значит, и связанные со стрессом. Люди обычно говорят, что это изображение похоже на бабочку, моль или морду животного (кролика, слона и др.). Ответ на вопрос отображает тип в целом.

Образ летучей мыши для одних ассоциируется с чем-то неприятным, а для других является символом возрождения, а также умения ориентироваться в темноте. Трансформацию и переход могут символизировать бабочки, а также способность преодолевать трудности, меняться, расти. Моль означает ощущение уродства и заброшенности, а также тревожность и слабость. Морда животного (например, слона) символизирует способы, с помощью которых мы противостоим трудностям, а также страх перед нашими внутренними проблемами. Также она может означать ощущение дискомфорта, говорить о проблеме, от которой в данный момент стремится избавиться респондент.

Вторая карточка

На ней изображено красно-черное пятно. Часто люди видят на этой карточке что-то сексуальное. Красный цвет на изображении интерпретируется обычно как кровь, реакция на которую показывает, как человек может управлять своим гневом и чувствами. Чаще всего респонденты отвечают, что это пятно напоминает двух людей, акт мольбы, глядящего в зеркало человека или длинноногое животное, к примеру, медведя, собаку или слона.

В том случае, если человек в пятне видит двух людей, это может свидетельствовать о взаимозависимости, двойственном отношении к половому акту, одержимости сексом или сосредоточенности на тесных взаимоотношениях и связи с окружающими. Если оно напоминает человека, отражающегося в зеркале, это говорит об эгоцентричности или склонности к самокритике. Если респондент видит собаку, то он любящий и верный друг. Если это пятно воспринимается как что-то негативное, это означает, что человеку необходимо встретиться лицом к лицу со своими страхами. Если оно напоминает слона, возможные интерпретации: развитый интеллект, склонность к раздумьям, хорошая память. Иногда, однако, такое видение свидетельствует о негативном восприятии респондентом своего тела. Медведь означает неповиновение, независимость, соперничество, агрессию. Пятно напоминает о сексуальном, поэтому если человек видит молящегося человека, это говорит об отношении к сексу в религиозном контексте. Если при этом он замечает кровь - значит, с религией он ассоциирует физическую боль или же прибегает к молитве, испытывая сложные эмоции (напрмер, гнев) и др.

Третья карточка

На ней мы видим пятно из черных и красных чернил. Восприятие ее говорит об отношении человека к другим в рамках взаимодействия. Респонденты чаще всего видят образ двух людей, человека, смотрящегося в зеркало, моль или бабочку. Если человек замечает двух обедающих, то он ведет активную общественную жизнь. Если пятно напоминает двух людей, моющих руки, это свидетельствует об ощущении своей нечистоты, незащищенности или же о параноидальном страхе. В случае если респондент увидел в нем двух людей, которые играют в игру, нередко отмечается то, что в социальных взаимодействиях он занимает позицию соперника. Если же испытуемый замечает человека, который смотрит на свое отражение в зеркале, возможно, он невнимателен к окружающим, эгоцентричен, неспособен разбираться в людях.

Четвертая карточка

Продолжим описывать пятна Роршаха. 4-ю карточку называют "отцовской". На ней мы видим пятно черного цвета и некоторые размытые нечеткие его части. Многие говорят о чем-то устрашающем и большом. Реакция на это пятно может выявить отношение респондента к авторитетам, а также особенности его воспитания. Оно чаще всего напоминает огромное животное либо его нору или шкуру, или же монстра.

Если человек видит монстра или большое животное, это свидетельствует о преклонении перед авторитетами и чувстве неполноценности, о преувеличенном страхе перед облеченными властью людьми, включая собственного отца. Шкура животного часто символизирует сильный внутренний дискомфорт респондента при обсуждении связанных с отцом тем. Но она может свидетельствовать и о том, что для него неактуальна проблема преклонения перед авторитетами или своей неполноценности.

Пятая карточка

Это черное пятно. Вызванная им ассоциация отображает, как и на первой карточке, истинное "Я". Люди, глядя на изображение, обычно не ощущают угрозы. Если образ, который увидел респондент, значительно отличается от ответа, полученного при виде 1-й карточки, это говорит о том, что, скорее всего, пятна Роршаха - со 2-го по 4-е - произвели на этого человека большое впечатление. Изображение чаще всего напоминает летучую мышь, моль или бабочку.

Шестая карточка

Изображение на ней также черное, одноцветное. Эту карточку отличает текстура пятна. У человека изображение на ней вызывает ассоциации с близостью, и поэтому она называется "сексуальной карточкой". Респонденты чаще всего отмечают, что пятно напоминает шкуру животного или нору. Это может означать нежелание вступать с другими людьми в близкие отношения и, как следствие, ощущение изолированности от общества и внутренней пустоты.

Седьмая карточка

На этой карточке пятно тоже черное. Обычно оно ассоциируется у респондентов с женским началом. Чаще всего люди видят в нем образы детей и женщин. Если человек затрудняется описать то, что изображено, это может говорить о том, что у него складываются непростые отношения с женщинами. Часто респонденты отмечают, что пятно напоминает лица или головы женщин и детей. Также оно может напоминать о поцелуе. Головы женщин свидетельствуют о чувствах, ассоциируемых с матерью, сказывающихся и на отношении к женщинам в целом. Детские головки означают отношение к детству, потребность заботиться о ребенке, живущем в душе человека. Склонившиеся для поцелуя головы означают стремление быть любимым, а также воссоединиться с матерью.

Восьмая карточка

На ней есть розовый, серый, голубой и оранжевый цвета. Это первая в тесте многоцветная карточка, для интерпретации особенно сложная. Если при демонстрации ее респондент ощущает дискомфорт - вероятно, у него есть трудности с обработкой сложных эмоциональных стимулов или ситуаций. Люди чаще всего отмечают, что видят бабочку, четвероногое животное или моль.

Девятая карточка

Пятно на ней включает розовый, зеленый и оранжевый цвета и имеет неопределенные очертания. Большинству людей непросто определить, что напоминает данное изображение. Поэтому карточка может оценить, насколько человек справляется с неопределенностью и отсутствием четкой структуры. Пациенты чаще всего видят общие очертания человека или неопределенную форму зла. Если респондент видит человека, то чувства, испытываемые при этом, говорят о том, насколько успешно он может справиться с неорганизованностью информации и времени. Абстрактный образ зла может символизировать, что человеку для ощущения комфорта необходим в жизни четкий распорядок, а с неопределенностью он справляется плохо.

Десятая карточка

Психологический тест Роршаха завершается 10-й карточкой. В ней больше всего цветов: и желтый, и оранжевый, и розовый, и зеленый, и голубой, и серый. Эта карточка по форме напоминает 8-ю, а по сложности - 9-ю. При ее виде многие испытывают приятные чувства, кроме тех, кто озадачен сложностью определения изображенного на 9-й карточке образа, который предлагает тест Роршаха. Интерпретация чаще всего следующая: паук, омар, краб, кроличья голова, гусеницы или змеи. Краб означает тенденцию привязываться к вещам и людям или же терпимость. Лобстер свидетельствует о терпимости, силе, способности справляться с проблемами, о страхе навредить себе или боязни ущерба со стороны другого. Паук может означать страх, ощущение, что респондента обманом или силой втянули в трудную ситуацию. Голова кролика говорит о позитивном отношении к жизни и репродуктивной способности. Змеи - чувство опасности, страх перед неизведанным, ощущение того, что человека обманули. Кроме того, они могут означать запретные или неприемлемые сексуальные желания. Гусеницы свидетельствуют о понимании того, что люди постоянно развиваются и меняются, говорят о перспективах роста.

Итак, мы описали вкратце тест Роршаха. Результаты интерпретировать самостоятельно нелегко - требуется хорошее знание психологии. Однако в общих чертах вы можете составить представление о человеке на основе этого теста.



Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon - изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое - например, фигуры людей и животных в облаках.

Одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса - Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

Есть несколько теорий относительно причины появления этой особенности у человека. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон -Призрачный мир : наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики. Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу - друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.


Больше таких фотографий можно найти на сайте thingswithfaces.com

Эксперты также утверждают, что парейдолия порождает многие заблуждения, например, связанные с наблюдениями НЛО, ожившего Элвиса или Лохнесского чудовища. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, - венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.


Гравюра Иштвана Ороса

Иллюстратор Скотт МакКлауд сделал своё любопытное предположение о парейдолии. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.


Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы. По тому же принципу работает система и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun . Художники , которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном - это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов - одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века)​​ , потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Дизайнеры и архитекторы непременно задумываются над тем, что если создаваемый объект хотя бы отдалённо напоминает что-то антропоморфное, то эти ассоциации точно появятся у потребителя. Особенно курьёзные ситуации случаются, когда дизайн объекта имеет сексуальные коннотации. Так, например, невинный лондонский небоскрёб Мэри-Экс регулярно становится объектом шуток из-за своей фаллической формы.

Люди воспринимают дизайн одних и тех же объектов очень по-разному. Опыты показали, что различные продукты с антропоморфными характеристиками рассматриваются потребителями в зависимости от разных культурных, социальных и этических норм общества. Так, например, компьютер с красной горящей круглой кнопкой может показаться достаточно обыденным, однако те, кто смотрел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», неизбежно проассоциируют его с HAL 9000 .

Эффективно использовать антропоморфизм в дизайне не так просто. Как отмечается в The Next Nature, лучше «работают» наиболее абстрактные образы. Нужный эффект производят продукты, имеющие едва уловимые антропоморфные детали, которые большинство не будет сознательно замечать. Абстракция уменьшает шанс вызвать негативные эмоции, сохраняя положительные ассоциации. Хороший пример - кофеварка Philips Senseo, которая «услужливо кланяется», заваривая горячую чашку кофе.


Кофеварка Philips Senseo

Имитирование форм животных (или зооморфизм) может стать хорошей альтернативой антропоморфизму. Известно, что люди гораздо более снисходительно относятся к животным, чем к себе подобным. Точно так же, как мы бы сочли человека, бегающего на улице по кругу как минимум странным, но собаку, которая пытается догнать свой ​​хвост, - смешной. Собака-робот Aibo считается очаровательной, однако робот-андроид Asimo кажется неуклюжим и даже пугающим.

Если перестараться с реалистичностью антропоморфного объекта, то очень велика вероятность появления у наблюдающего так называемого эффекта «зловещей долины». Согласно гипотезе, роботы или другие предметы, выглядящие или действующие примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывают неприязнь и отвращение. Этот феномен обнаружил в 1978 году японский учёный Масахиро Мори, который проводил исследование эмоциональной реакции людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется - но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Вероятно, это происходит из-за того, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься, как машина, и начинает казаться ненормальным человеком или «живым трупом».


Робот Telenoid R1, разработанный в Университете Осаки

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

Кирилл Мусиенко

Промышленный дизайнер, создатель наручных часов «Стубус», сетевого порта «Свинтус», карамелек Candyberg и др.

« Могут ли антропоморфизм и зооморфизм быть полезными приёмами в работе промышленного дизайнера? Да, если есть цель вызвать симпатию. Мне кажется, почти беспроигрышный вариант. Даже шутки теней на Марсе вызывают у нас ощущение, что там есть симпатичная нам жизнь.


Сетевой порт «Свинтус», разработанный Кириллом Мусиенко
Пошлый пример зооморфизма, по мнению Мусиенко: USB-хаб в виде свиноматки и поросят

Форма должна оправдывать функционал, бутылка в виде женской фигуры - это нормально, но смартфон в виде женской фигуры - это плохо. Ещё бывает, что предмет получается пошлым или диспропорциональным, или задумка не остроумна, по-всякому. Иногда смешно даже, когда антропоморфизм случаен, как, например, чайник, при определённом ракурсе похожий на Гитлера. Есть просто дизайн для фана, а есть функциональный. Дурным тоном я считаю злоупотреблять каким-то одним направлением, рано или поздно можно закиснуть, а пробовать что-то новое нужно стараться всегда.

Антропоморфизм применим тогда, когда образ, строение или форма предмета имеет что-то общее с функцией. В графическом дизайне такой приём «работает», когда скрытая форма (лицо, фигура, силуэт) сразу в глаза не бросается, а образуется из элементов, которые не могут быть лишними в логотипе».

Андрей Сулемин

Промышленный дизайнер, иллюстратор, практиковался в студии Cardi и в Студии Славы Саакяна, преподавал в Детском центре автомобильного дизайна, в студии Ford в Кёльне

«Ассоциации лица человека и автомобиля, конечно, есть, но я думаю, мало кто намеренно пытается придать какое-либо «выражение» ему. Это скорее ассоциация на подсознании - то, на что человек в первую очередь обращает внимание (хотя и у автомобиля, и у человека лицо не является определяющим фактором внешности). Характер может получиться хищным, злым, добрым и т. д., но это следствие характера машины и общего направления дизайна. Я думаю, никто не рисует авто, приговаривая «вот, это глаза, нос такой будет, а тут мы сделаем весёлую улыбочку». Когда есть слишком прямая ассоциация с выражением лица - это всё-таки не есть хорошо, автомобиль - это всё-таки самостоятельный объект. Остальное, по большому счёту, - фантазии зрителей».

Ярослав Рассадин

Дизайнер транспорта, электроники, освещения, мебели и аксессуаров. Сотрудничает с такими брендами, как Marussia Motors, Triode design, Roche Bobois, Koziol, Glenfiddich, Roca, Yota, Synqera, Kaleva и др.

«Схожесть автомобиля с лицом связана с требованиями безопасности к освещению. Там много аспектов, но главное - мы должны видеть ночью габариты, поэтому размещать их достаточно и необходимо по углам. Только и всего. Далее уже образность и аналогии делают своё дело, нам кажется это лицами. Человек начинает домысливать, что, кстати, легко сломать: примеры - Nissan Juke или новейший Citroen C1 (2014). Стоило поставить две пары разной оптики, чтобы сломать эти стереотипы.





В каком-то смысле эта особенность стала поводом и основой фирменного почерка многих марок и позволила более качественно выражать себя на рынке. Не все марки возводят это в культ, но это в любом случае используется широко. Естественно, в каждой марке своя философия, поэтому, например, возьмём BMW. Это хищник, кошка, которая может быть то милее, то агрессивнее, в зависимости от целевой аудитории. Модели подешевле (1 серия) будут больше «как котята» - с большой оптикой, немного «милые». Средние, повзрослевшие (3, 5 серия) - злые, агрессивные, бодрые (X5, X6). Самые люксовые не должны ничего доказывать. Они спокойные и уверенные, как львы (7 серия). Есть ещё Z-серия, которая, как гепард, образно говоря. Она вроде кошка, но сама по себе и плевала на остальное семейство, поэтому быстрее и экзотичнее. Таким же образом можно проанализировать остальные марки. Как правило, то, что дешевле, вызывает азарт и улыбки. То, что дороже, - уже уверенный, сильный и спокойный взгляд. Тут есть некая параллель с возрастом.

Как правило, антропоморфный дизайн применим к динамическим объектам, перемещающимся в пространстве, но его вполне можно использовать и в статических, но очень осторожно. Существуют, например, здания, намекающие окнами на лица или домашние предметы, и, к сожалению, это в 99 % случаев дурновкусие, как бы выразительно не смотрелось».

Ярослав Яковлев

Выпускник Европейского института дизайна, вместе с Бернардом Виилом из Нидерландов стал победителем конкурса «Автомобиль для президента», организованного Marussia Motors совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и порталом Cardesign.ru.

«Автомобильные дизайнеры не просто задумываются над этим, но совершенно сознательно придают «лицу» автомобиля тот или иной характер, зависящий напрямую от аудитории, на которую автомобиль рассчитан. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя - это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили - нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса - характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный - копия владельца.


Ferrari 458 Italia

В спортивных автомобилях задействованы все поверхности, не только передняя часть, которая может быть как уверенно нейтральной, так и агрессивной. К примеру, боковые поверхности от передней арки к задней, переходящие на покатую крышу, обладают в известной доле сексуальными мотивами, вдохновлёнными женскими бёдрами (Ferrari 458 Italia яркий тому пример, на виде 3/4 сзади-сверху очень хорошо видно) - эдакая страстная рыжеволосая фурия. Одним из моих любимых «автомобильных лиц» является, пожалуй, добродушная мордашка итальянского простака Fiat 500 - луч позитива среди подавляющего большинства агрессивных задир. Ну и, конечно, особого внимания заслуживает концептуальная BMW Gina , чьи поверхности способны изменяться и придавать разные черты «лицу» - это, собственно, было одной из целей эксперимента, потому как обычный автомобиль с одним «выражением» живёт, от момента выхода с конвейера до пресса. Что касается промышленного дизайна, то навскидку ничего не приходит, ведь часто это просто производные куба со скругленными гранями, которым для коммерческого успеха необязательно обладать „очаровательной улыбкой фальшрадиаторной решётки“, действует другая „связка ключей“ к сердцу клиента».

.

В течение нескольких секунд посмотрите рис. 1. Затем посмотрите на рис. 2 и подробно опишите, что вы видите на этом втором рисунке.

Рис. 1. Молодая женщина

Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какого она возраста? Как она выглядит? Как одета? Как вы думаете, кто она такая?

Скачать заметку в формате

Вероятнее всего, вы опишете женщину на второй картинке как особу лет двадцати пяти - весьма привлекательную, элегантно одетую, обладательницу маленького носика и сдержанных манер. Если бы вы не были женаты, то приударили бы за ней. А если бы работали в модном магазине, то взяли бы ее манекенщицей.

А если я скажу вам, что вы ошибаетесь? И если я заявлю, что особа на картинке - пожилая женщина лет шестидесяти-семидесяти, с потухшим взглядом, огромным носом, и, разумеется, ни в какие модели не годится? Это женщина, которой вы, вероятно, захотели бы помочь перейти через дорогу.

Кто же прав? Взгляните на картинку снова. Видите ли вы теперь старуху? Если нет, посмотрите еще. Видите большой крючковатый нос? Платок?

Если бы мы с вами общались лично, то смогли бы обсудить эту картинку. Вы бы описали мне, что вы видите, а я бы рассказал вам, что вижу я. И мы продолжали бы делиться мнениями до тех пор, пока не показали бы друг другу, что видит каждый из нас.

Рис. 2. Действительно ли женщина молодая?

Поскольку мы не можем сделать этого, я предлагаю вам обратиться к рис. 3, рассмотреть помещенное на ней изображение, а затем снова вернуться к рис. 2. Теперь вы видите пожилую женщину? Очень важно, чтобы, прежде чем продолжить чтение, вы ее увидели.

Впервые я столкнулся с этим упражнением много лет назад, будучи студентом Гарвардской школы бизнеса. Преподаватель с его помощью хотел показать, что двое людей, глядя на одно и то же, могут видеть разное и при этом оба быть правы. Дело тут не в логике, а в психологии.

Преподаватель принес стопку карточек большого размера, на половине из которых было изображение молодой женщины (рис. 1), а на другой половине - пожилой женщины (рис. 3). Он раздал карточки с изображением молодой женщины студентам, сидевшим в одной части аудитории, а карточки с изображением пожилой женщины - тем, кто сидел в другой ее части. Он предложил внимательно рассмотреть карточки, сконцентрировавшись на изображении в течение десяти секунд, а затем вернуть их. После этого он показал на экране картинку (рис. 2) и совмещающую оба изображения, и попросил студентов описать, что они видят. Почти все, кто вначале видел карточки с изображением молодой женщины, на экране увидели именно молодую женщину. И почти все из увидевших вначале карточку с изображением пожилой женщины, ее же теперь увидели и на экране.

Затем преподаватель попросил одного студента объяснить другому, из противоположной части комнаты, что он видит. В процессе их разговора высветились проблемы коммуникации.

Что значит «старуха»! Этой женщине не больше двадцати - двадцати двух лет!

Да ну, брось! Ты что, шутишь? Ей лет семьдесят, а то и все восемьдесят!

Да ты что, слепой? Это же молодая женщина. Хорошенькая. За такой можно и приударить. Она просто прелесть!

Прелесть? Да это старая карга!

Рис. 3. Пожилая женщина

Спор не угасал, каждый был уверен в своей правоте и доказывал свою позицию. И все это происходило несмотря на то, что студенты имели весьма важное преимущество, каким мы редко обладаем в реальной жизни: они с самого начала эксперимента знали, что существует другая точка зрения. И при всем при этом лишь очень немногие попытались взглянуть на картинку глазами другого человека. После долгих препирательств один из студентов подошел к экрану и, указав пальцем на линию на рисунке, сказал:

Это колье молодой женщины! На что другой возразил:

Какое колье, это рот старухи!

Постепенно успокоившись, они стали обсуждать отдельные различия. Наконец сначала один студент, потом другой увидели, что на экране одновременно существуют два образа. Благодаря спокойному, терпеливому, детальному обсуждению все, кто находился в комнате, смогли увидеть картинку с другой точки зрения. Однако стоило отвернуться и потом снова взглянуть на изображение, как почти каждый из нас немедленно видел тот образ, на который настроился в течение первых десяти секунд знакомства с картинкой.

Я часто использую этот эксперимент в своей работе, как с индивидуальными клиентами, так и с организациями, поскольку он позволяет сделать открытия, важные для нашей личной эффективности и эффективности нашего взаимодействия с другими людьми. Прежде всего, он демонстрирует, насколько мощно заданность воздействует на наше восприятие, наши парадигмы. Если десятисекундное изучение картинки способно оказать такое влияние на то, каким мы видим предмет, то, что говорить о силе влияния нашего жизненного опыта! Всё в нашей жизни, что способно оказывать на нас влияние, - семья, школа, церковь, сослуживцы, друзья, приятели и такие современные социальные парадигмы, как этика личности, - всё это оказывает на нас не осознаваемое нами воздействие, способствуя формированию нашей собственной системы взглядов, наших парадигм, наших карт. Кроме того, этот эксперимент показывает, что наши парадигмы являются источником наших установок и поведения. Вне их мы не можем действовать органично. Мы просто утратим свою целостность, если станем говорить и делать то, что противоречит нашим представлениям. Если вы, будучи подготовлены к тому, чтобы увидеть молодую женщину, именно ее и увидели на комбинированной картинке (так бывает в 90% случаев), то вам, несомненно, будет трудно думать о том, чтобы помочь ей перейти через дорогу. И ваше отношение к этой женщине, и ваше поведение должны непременно согласовываться с тем, как вы ее видите.

Это выявляет одно из слабых мест этики личности. Попытка изменить установки и поведение окажется бесплодной, если мы не изучим те основные парадигмы, из которых эти установки и поведение проистекают.

Кроме того, наш пример с картинками показывает, насколько сильно наши парадигмы влияют на характер наших взаимоотношений с другими людьми. Столь же ясно и объективно, как, по нашему представлению, мы видим окружающий мир, мы начинаем сознавать, что другие видят его иначе, со своей, очевидно столь же ясной и объективной, точки зрения. «То, на чем мы стоим, зависит от того, где мы сидим».

Каждый из нас склонен считать, что видит явления такими, каковы они есть в действительности, т.е. что он объективен. Однако дело обстоит совсем не так. Мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, каковы мы сами, - или же таким, каким мы настроены его видеть. Открывая рот, чтобы описать, что мы видим, мы в результате описываем самих себя, наши представления, наши парадигмы. Стоит другим разойтись с нами во мнениях, как мы немедленно приходим к выводу, что не правы именно они. Однако, как показывает наш эксперимент, каждый видит одно и то же по-своему, сквозь призму собственного уникального опыта.

Это вовсе не означает, что фактов не существует вообще. В нашем примере два человека, восприятие которых изначально было запрограммировано разными изображениями, вместе рассматривают комбинированную картинку. Теперь они одновременно видят одни и те же факты - сочетание черных линий и белого пространства и оба признают их фактами. Однако интерпретация этих фактов каждым из них зависит от изначального опыта каждого, и все эти факты приобретают значение исключительно в силу их интерпретации.

Чем глубже мы осознаем, каковы наши основные парадигмы, карты или представления, а также до какой степени мы находимся под влиянием собственного жизненного опыта, тем с большей ответственностью относимся к своим парадигмам, изучаем их, сопоставляем их с реальностью, прислушиваемся к мнению других, становимся восприимчивыми к чужим взглядам, вырабатывая таким образом более полное представление о реальности, а значит, и более объективную точку зрения.

Перед этим фрагментом Стивен Кови говорит о силе парадигм. И в качестве примера предлагает маленький эксперимент.

Двойственные или многозначные изображения, как говорит нам Большой психологический словарь, объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображённому.

Сколько женщин вы видите?

При первом рассмотрении 90 % людей видят привлекательную девушку лет 20-25, остальные 10 % видят старуху за 70 с огромным носом. Тем, кто видит картинку впервые, трудно разглядеть второе изображение.

Подсказка: Ушко девушки — это глаз пожилой женщины, а овал молодого лица — это нос старухи.

Первое впечатление, как утверждают психологи, обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение.

После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Психиатр Е. Борингу использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. Автором подобного изображения иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, который опубликовал работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский — «эльф», «сказочный дух»).

Но ещё в первые годы XX века в России выпустили открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя тёща».

Картинку с двумя дамами можно встретить во многих пособиях по психологии.

Заяц или утка?

Какого персонажа вы увидели первым на современной версии «Иллюзии Эренштейна»? Самый первый рисунок «утка-заяц» был опубликован в книге Джастроу в 1899. Существует мнение, что если детям показать картинку в первый день пасхи, то они более вероятно рассмотрят в ней кролика, но, а если показать им в октябре, то они будут склоны видеть утку или подобную птицу

Подсказка: На рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо.

Поющие мексиканцы или старики?

Мексиканский художник Октавио Окампо — автор довольно необычных картин со скрытым смыслом. Если приглядеться повнимательнее, то в каждом из его рисунков увидите ещё одно, спрятанное изображение. Он сделал декорации более чем 120 мексиканских и американских фильмов. Создал несколько портретов известных лиц западного мира в сюрреалистическом стиле («Портрет певицы Шер», «Портрет актрисы Джейн Фонда», «Портрет Джимми Картера» и др.).

Подсказка: Старик и старуха-блондинка смотрят друг на друга. Их брови — это шляпы мексиканских музыкантов, а их глаза — лица музыкантов.

Просто Роза?

На первый взгляд, да. Обычный цветок и ничего больше. Но не тут-то было. Автор данного изображения — Сандро дель Пре — сформировал новое направление в искусстве, которое он назвал «иллюзоризм», делая акцент на создании оптических иллюзий при написании картин.

Подсказка: В центре розы можно рассмотреть целующеюся пару.

Старик или ковбой?

Эта картина Я. Ботвинника, первой половины ХХ века, США, называется «Мой муж и мой тесть».
Кого вы увидели первым? Молодого мужчину в ковбойской шляпе или старика с большим носом?
Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.

Подсказка: Шея ковбоя — рот старика, ухо — глаз, подбородок — нос.

А что вы видите на шестой картине?

Свои варианты оставляйте в комментариях к этой статье. Ответ появится в 13:00 8 октября 2013 года.

Ответ: Череп или молодая пара




Top