Особенности языка и жанра горе от ума. Анализ пьесы «Горе от ума» А.С

Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума».

Сюжет и композиция.

Дата проведения:

Цель:

- Раскрыть жанровое своеобразие пьесы.

Выяснить - комедия или драма?

Изучить мнение критиков по данному вопросу.

Особенности композиции пьесы.

Тексты…внешне даже самые яркие и податливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Марк Блок

«Горе от ума»…до сих пор неразгаданное и, может

Быть, величайшее творение всей нашей литературы…

Александр Блок

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений «Перечитывая комедию Грибоедова…».

II. Слово учителя.

Мы перечитали комедию вместе. Ваши выступления показали, как много интересных наблюдений, открытий вы для себя сделали.

Теперь нам предстоит обобщить наши наблюдения, систематизировать их, перевести на литературоведческий язык, то есть проделать важную аналитическую работу для того, чтобы понять авторское отношение к героям, увидеть не только то, ЧТО хотел сказать Грибоедов в своем произведении, но и КАК он это сделал и ЗАЧЕМ.

В первый эпиграф урока вынесены слова из работы французского историка Марка Бока (1886-1944)”Апология истории, или Ремесло историка”.

С чего начать анализ произведения?

С его жанра, потому что жанр-это те “ первые ворота, ” через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы “уметь спрашивать”.

III . Сопоставление разных высказываний о жанре комедии.

(Для эффективности работы желательно раздать ученикам заранее подготовленный материал.)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗДАЧИ НА УРОКЕ

1.И.А. Гончаров:

“…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя - больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…”

2.А. Блок:

“Горе от ума”...- гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой - то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с Лермонтовкой желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором “жизни нет ”; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик…написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных”

3.Н. Пиксанов:

“По существу, “Горе от ума” следовало бы назвать комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. ”…”

Реализм “Горе от ума” – это реализм высокой комедии – драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконичный, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный”.

4. А.А. Лебедев:

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях… Стихия комического в «Горе от ума» - стихия сложнейше противоречивая… Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая ирония», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

… Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего…»

Как оценили жанр пьесы Грибоедова литературные критики, писатели, поэты: И.А. Гончаров, А. Блок, Н.К. Пиксанов, А.А. Лебедев? (Оценка неоднозначная: комедия или драма.)

IV. Слово учителя.

Каков жанр «Горя от ума» - комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам исследователей.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КОМЕДИИ.

1. Приемы комического:

А) Главным прием, используемый в комедии Грибоедова, - комические несоответствия:

Фамусов (управляющий в казенном месте, но к обязанностям своим относится халатно):

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Комические несоответствия в речи и поведении:

Фамусов (Лизе ): Ой! Зелье, баловница…

(Софии ): Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем!..

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Есть противоречия и в высказываниях о нем других персонажей комедии: с одной стороны, он «слова умного не выговорил сроду», с другой – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Хлестовой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка,

Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Лизе о любви к Софье:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи Чацкого, обращенные к Софье, он произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации: разговор глухих (монолог Чацкого в I действии, разговор графини бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создает пародийный образ Репетилова.

г) Прием гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого и т.д.

2. Язык «Горя от ума» - язык комедии (разговорный, меткий, легкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

Приведите примеры запоминающихся афоризмов из комедии Грибоедова (работа над интонацией произнесения!).

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ДРАМЫ

  1. Драматический конфликт героя общества.
  2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

Мы убедились: в пьесе есть элементы и комического, и драматического начала. Вот почему мнение критиков неоднозначно.

V. Инсценировка финальных сценок, подготовленных учащимися (в двух интерпретациях – комической и трагической).

VI. Слово учителя.

«Горе от ума» - это, бесспорно, комедия. Но особая, созданная на русской почве, а значит – грустная. Это первая грустная комедия, «смех сквозь слезы» (Гоголь), и первый из типично русских героев: страдающих, ищущих, которых впоследствии назовут в русской классике «лишними людьми»… Вот, вероятно, почему реплика Фамусова в конце комедии быстро забывается – и финал пьесы чаще всего мы связываем с чувствами Чацкого, с его драматической судьбой…

Комедия Грибоедова оказывается сродни «высокой» комедии, своеобразие, которой однажды так охарактеризовал А.С. Пушкин: «… высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров… нередко (комедия. – Авт.) близко подходит к трагедии».

VII. Работа над сюжетом и композицией комедии.

Своеобразие жанра пьесы, представляющее собой, по сути, «внутренний подрыв» основ классицистической драмы (как рода литературы), естественно, привело к видоизменению традиционного любовного сюжета и композиции пьесы.

1. Познакомьтесь с фрагментом из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний», посвященной литературоведческому разбору «Горя от ума» и подумайте, какую роль и почему отводит писатель любовной интриге пьесы.

Между нею (Софьей) и Чацким завязался горячий поединок, самое живое действие, комедия в тесном смысле, в которой принимают близкое участие два лица: Молчалин и Лиза. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздраженного какой-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила тем мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего назначения, нежели неудачная любовь, словом роль, для которой и родилась вся комедия».

2. Выделите в комедии те явления, сцены, которые непосредственно связаны с любовным конфликтом, и определите их роль в композиции произведения. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа», за исключением Молчалина, которого любит София, но который никак не подходит под амплуа «добродетельного героя». Кроме того, в пьесе появляются еще два «любовных треугольника», усиливающие комизм положения героев.

3. Охватывает ли любовный конфликт всех героев произведения, исчерпывается ли любовной историей все содержание пьесы?

Нет. Общественный конфликт в пьесе оказывается шире любовного сюжета.

4. Многих современников Грибоедова смутило необычайное построение пьесы. Существуют два высказывания Пушкина, причем разделяет их всего несколько дней: «Во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины»; «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным. Следовательно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая картина нравов». Что заставило великого писателя при более внимательном чтении изменить свое мнение? (Безусловное признание художественного мастерства и поэтического таланта Грибоедова и необходимость понимания авторского замысла.)

VIII. Слово учителя .

Основным принципом общего плана пьесы Грибоедова является закон художественной симметрии.

В комедии четыре действия, и прежде всего она делится на две половины, которые находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом. В первой половине преобладает комедия, основанная на любовной интриге (и потому первые два действия «мало населены»), во второй – общественная комедия, но обе комедии не обособлены, а тесно переплетаются. Общественная тема – столкновение Чацкого с фамусовской Москвой – намечается в первом действии, усиливается во втором, в третьем достигает кульминации и окончательное завершение получает в четвертом действии. Те же этапы развития проходит и любовная интрига; при этом ее «центр тяжести» лежит в первых двух действиях пьесы – они перенасыщены интригующими каждого из героев сомнениями: «Который же из двух?»

Для Фамусова – это либо Молчалин, либо Чацкий; для Чацкого – Молчалин или Скалозуб; возможно, что для Скалозуба существует тот же вопрос, что для Фамусова; тут же строится и комический треугольник, вносящий дополнительные забавные недоразумения: Фамусов – Лиза – Молчалин; впрочем, как выясняется в конце второго действия, и тут двум неудачливым соперникам противостоит третий - Петруша.

В свою очередь, каждое действие делится на две относительно самостоятельные картины, причем в обеих половинах пьесы по «краям» находятся «любовные» картины, а в центре – «общественные»…

Таким образом, общий план пьесы классически строен; в основе его – сопоставление любовной драмы и общественной трагедии Чацкого, которые, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают, но в то же время и ритмично чередуются, подробно рифмам при кольцевой рифмовке в двух четверостишиях.

IX. Домашнее задание.

  1. Задания по группам:

1 группа – как развивается общественный конфликт в комедии?

2 группа – сопоставить взгляды Чацкого и представителей фамусовского общества по основным проблемам, поднятым в комедии.

3 группа – дать характеристику Фамусова.

4 группа – найти в тексте и выписать высказывания персонажей комедии об уме, безумии и глупости, распределив их в два столбика: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по теме «Реализм общественного конфликта в комедии Грибоедова» (по карточке 13).

Карточка 13

Реализм общественного конфликта в комедии

Отечественная война 1812 г. пробудила политическое и национальное сознание многих русских людей, захваченных большими историческими событиями, открыла великие силы, таившиеся в русском народе. «Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа», - писал декабрист А. Бестужев. «Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа». На Дону и в других районах России, вспыхнули крестьянские волнения. Между тем многие помещики-крепостники, не слишком обременявшие себя патриотическими заботами в 1812 г., по возвращении в Москву, «спаленную пожаром», вернулись к прежнему образу жизни и, сделав вид, что, собственно, ничего страшного не случилось, стремились сохранить незыблемыми крепостной быт и присущие ему нравы и устои…

Постепенно в русском дворянском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий XIX в. Свободолюбивая молодежь сразу же столкнулась с реакционными защитниками феодальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках говорит об этом времени: «В 14 году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед». Жить по-старому передовая и мыслящая молодежь не могла и не хотела. И дело заключалось не только в ее политических взглядах; сменилось все: жизненные идеалы, представления о смысле жизни, о чести и достоинстве человека, понятия о прекрасном, о дружбе, о славе, о любви…

В русской общественной мысли и в русской литературе после 1812 г. слились в нерасторжимом единстве и просветительские идеи, и романтическое воодушевление. Передовая дворянская молодежь во время Отечественной войны глубоко прониклась патриотическими чувствами, уважением и сочувствием к закрепощенному народу. Естественно, что вместе с этим она ополчилась против взглядов и нравов старого крепостнического общества, видя в нем неразумие, невежество, эгоистические интересы, вражду к свободе личности. Можно было бы привести немало свидетельств о новых мыслях и чувствах, владевших и воспитанниками лицея, и студентами Московского университета, и многими офицерами, участниками войн с Наполеоном!


Особенности жанра комедии «Горе от ума»

А.С.Грибоедов первоначально определил свое произведение как:

  • «сценическую поэму»,
  • затем как «драматическую картину»
  • и только потом как комедию.

«Горе от ума» — сатирическая комедия. Главное в ней – несоответствие внешнего и внутреннего, мыслей и поведения. Так, благонравный на словах Молчалин – циник по отношению к людям, но на словах и в поведении – любезен, услужлив.

Противоречивы и высказывания персонажей о Скалозубе:

«И золотой мешок, и метит в генералы» — «… слова умного не выговорил сроду ».

Высокое положение персонажей не соответствует их поведению или мыслям.

Скалозуб говорит:

«…чтоб чины добыть, есть многие каналы».

Фамусов занимает довольно большой пост – управляющий в казенном месте, однако он формально и попустительски относится к своим обязанностям:

«Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Общечеловеческой морали противостоит мораль этого общества:

«Грех не беда, молва нехороша».

Подчас речи Чацкого не понимают другие персонажи или понимают превратно.

Комические особенности и преобразования в пьесе «Горе от ума»

Комические несоответствия есть и в характере Чацкого. Пушкин, например, отказывал Чацкому в уме. Дело в том, что этот умный человек попадает в нелепую ситуацию и все равно мечет бисер перед свиньями. Его никто не слушает (3-е действие) и не слышит.

Комически преобразован в комедии любовный треугольник.

Чацкий любит Софью, которая любит Мочалина, Молчалин же признается во влюбленности служанке Лизе, которая в свою очередь грезит о буфетчике Петруше.

Комичен язык персонажей. Уже современники отмечали, что многие строки комедии стали афоризмами

(«Ну как не порадеть родному человечку», «Шел в комнату — попал в другую», «Карету мне, карету», «Кузнецкий мост и вечные французы» и многие другие).

Итак, поэт Грибоедов определил жанр своего текста как комедию. Однако все не так просто: комические обстоятельства, в которые попадает главный герой, постоянные разнообразные несоответствия, противоречия между комическим и трагическим – все это помогает ему наиболее полно раскрыть трагический конфликт между

«веком минувшим» и «веком нынешним». Возможно, следует назвать жанр «Горе от ума» трагикомедией. Преобладание общественно-политического конфликта над любовным и делает пьесу трагикомедией. Гоголь же называл «Горе от ума» «общественной комедией».

Здесь важно то, что – лучший сатирический писатель и драматург XIX века, называет этот текст комедией, таким образом подтверждает определение Грибоедова.

В то же время то, что специалисты до сих пор спорят о жанровом своеобразии пьесы «Горе от ума», говорит о том, что эта замечательная вещь до сих пор остается загадкой и для критиков, и для литературоведов, и для читателей и зрителей.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

При анализе комедии «Горе от ума» жанр произведения и его определение вызывает немало сложностей. Являясь новаторской, комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классицистическая пьеса, «Горе от ума» имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, чинопочитания, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма. Поэтому не представляется возможным четко обозначить разновидность комедии «Горе от ума». В ней переплетаются черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.

Нередко возникаю даже споры о том, а комедия ли «Горе от ума». Как определяет жанр пьесы «Горе от ума» ее создатель? Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. Но ведь ее главный персонаж отнюдь не комичен. Тем не менее «Горе от ума» обладает всеми признаками комедии: здесь есть комические персонажи и комические ситуации, в которые они попадают. Например, Софья, застигнутая отцом в комнате с Молчалиным, говорит, что секретарь Фамусова оказался там случайно: «Шел в комнату, попал в другую». Глупые шутки Скалозуба демонстрируют его внутреннюю ограниченность, несмотря на внешнюю солидность: «Мы с нею вместе не служили». Комичным является несоответствие мнения персонажей о себе и тем, что они представляют собой на самом деле. К примеру, уже в первом действии Софья называет Скалозуба глупым, заявляет, что в разговоре он не может связать двух слов. Сам же Скалозуб так говорит о себе: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы, об них как истинный философ я сужу».

Современники называли пьесу «Горе от ума» высокой комедией, потому что в ней подняты серьезные нравственные и общественные проблемы.

Однако традиционные возможности этого жанра не были способны в полной мере решить творческий замысел писателя. Поэтому Грибоедов вносит существенные корректировки в традиционное понимание комедии.

Во-первых, Грибоедов нарушает единство действия. В его пьесе впервые появляются два равноправных конфликта: любовный и социальный. Кроме того в классицизме в развязке порок должен быть побежден добродетелью. В пьесе «Горе от ума» этого не происходит. Чацкий, если и не побежден, то вынужден отступить, так как он в меньшинстве и не имеет шансов на победу.

Во-вторых, изменяется и подход к персонажам комедии. Грибоедов делает их более реалистичными, отказываясь от традиционного деления на положительных и отрицательных героев. Каждый персонаж здесь, как и в жизни, наделен как положительными, так и отрицательными качествами.

Также можно говорить о присутствии в пьесе элементов драматического жанра. Чацкий не только не смешон, он еще и переживает душевную драму. Находясь три года за границей, он грезил встречей с Софьей, строил в мечтах счастливое будущее с ней. Но Софья холодно встречает бывшего возлюбленного. Она увлечена Молчалиным. Мало того, что надежды Чацкого в любви не оправдались, он еще и чувствует себя лишним в фамусовском обществе, где ценятся только деньги и чины. Теперь он вынужден осознать, что навсегда оторван от людей, среди которых был воспитан, от дома, в котором вырос.

Личную драму переживает и Софья. Она была искренне влюблена в Молчалина, рьяно защищала его перед Чацким, находила в нем положительные черты, но оказалась жестоко преданной своим возлюбленным. Молчалин был с ней только из почтения к ее отцу.

Таким образом, жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что пьеса представляет собой смешение нескольких жанров, ведущим из которых является жанр общественной комедии.

Тест по произведению

Высказывания о жанре комедии

1) И.А.Гончаров: "...Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя – больше всего комедия – какая едва ли найдётся в других литературах..."

2) А.А.Блок: "Горе от ума"... – гениальная русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором "жизни нет"; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных".

3) Н.К.Пиксанов: "По существу, "Горе от ума" следовало бы назвать не комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении.<...>
Реализм "Горя от ума" – это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщённый, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветлённый".

4) А.А.Лебедев: "Горе от ума" всё пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях... Стихия комического в "Горе от ума" – стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и "лёгкий юмор", "трепещущая ирония", даже "вроде ласкающий смех" и тут же "едкость", "желчь", сатира.
...Трагедия ума, о которой идёт речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в "Горе от ума" и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего..."

Аргументы в пользу комедии

1. Приёмы комического:

а) Главный приём, используемый в комедии Грибоедова, – комические несоответствия :
Фамусов (управляющий в казённом месте, но к обязанностям относится халатно):


Комические несоответствия в речи и поведении:

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Есть противоречия и в высказываниях о нём других персонажей комедии: с одной стороны, он "слова умного не выговорил сроду", с другой - "и золотой мешок, и метит в генералы".

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Хлёстовой:

Лизе о любви к Софье:

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи, обращённые к Софье, Чацкий произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации : "разговор глухих" (диалог Чацкого и Фамусова во II действии, монолог Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создаёт пародийный образ Репетилова.

г) Приём гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого.

2. Язык "Горя от ума"– язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

Аргументы в пользу драмы

1. Драматический конфликт героя и общества.
2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова по-настоящему можно считать новаторским произведением. До сих пор существует полемика по вопросу жанра данной пьесы.

Привычно определение жанра произведения как комедии. Действительно, в пьесе можно наблюдать комические ситуации, в которых оказываются комические персонажи. К примеру, образ Скалозуба олицетворяет необразованность и ограниченность, во всех сценах он смешон. Да даже сам Чацкий, по мнению А. С. Пушкина, выглядит смешно, когда пытается «метать бисер» перед необразованными людьми. Язык пьесы также комичен, он легкий, остроумный, легко запоминающийся. Не зря речь настолько афористична.

Но нельзя точно определить разновидность комедии. Здесь есть черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.

Сам Грибоедов первоначально определяет произведение как сценическую поэму, затем называет его драматической картиной, а впоследствии обозначает пьесу комедией в стихах. Даже здесь мы видим невозможность четко определить жанровое своеобразие грибоедовского произведения. Современники писателя называли пьесу высокой комедией, так как в ней автор поднимает достаточно серьезные проблемы современного им общества.

Однако есть критики, спорящие по поводу того, является ли пьеса «Горе от ума» комедией. Важным аргументом служит то, что главный герой – Чацкий – далеко не комичен. В пьесе происходит противостояние человека образованного с не понимающим его обществом. И этот конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» трагичен. В этом отметим черты трагедии.

Чацкий даже переживает душевную драму, оказавшись в противостоянии со всем обществом. Драму, но уже личного характера, переживает и Софья, которая разочаровывается в своем возлюбленном. Поэтому здесь проявляются черты драматического жанра.

Таким образом, авторский замысел был настолько велик, что не смог уложиться в рамки одного жанра. Можно отметить черты драмы и трагедии, хотя ведущим жанром, конечно, является комедия, принцип которой «смех сквозь слезы».

Вариант 2

Произведение не является ни одним из классических литературных жанров, поскольку относится к новаторскому созданию писателя, который изначально определял пьесу в виде сценической поэмы, затем называл ее драматической картиной, а впоследствии отнес к комедийному произведению.

Автор сознательно отходит от традиционных принципов произведений классицизма, вводя в сюжетную линию пьесу несколько конфликтов, в которых помимо любовной линии присутствует острая социально-политическая направленность, определяющая основную тематику комедии в виде трагического противостояния разумной личности, разоблачающей взяточничество, карьеризм, лицемерие, недалекому окружающему ее обществу.

Для реализации своего творческого замысла писатель вносит существенную корректировку в классицистические каноны традиционного понимания комедийного литературного жанра.

Во-вторых, автор, описывая характерные черты персонажей комедии, добавляет к ним реалистичные, достоверные качества, наделяя каждого из героев, как положительными, так и отрицательными чертами характера. Реалистичность пьесы подчеркивается раскрытием автором насущных проблем, волнующих прогрессивных представителей современного общества, которые писатель выражает через образ основного персонажа произведения.

Кроме того, в комедии присутствуют элементы драматического произведения, которые выражаются в душевных переживаниях главного героя, столкнувшегося с безответной любовью.

Применяя в повествовании острую сатиру, писатель представляет свое произведение в виде живой демонстрации существующей общественной жизни, погрязшей в ханжестве, чинопреклонении, лживости, лицемерии, жадности. Комическая речь героев пьесы пестрит использованием многочисленных живописных, ярких, выразительных афоризмов, которые автор вкладывает в уста практически всех персонажей комедии.

Отличительной особенностью пьесы является его стихотворная форма, заключенная в неизбежный ритм, не допускающих пауз, остановок, представляющей произведение в форме музыкальной драмы.

Все вышеперечисленное позволяет отнести грибоедовское произведение к разряду литературных творений, представляющих жанровое сочетание, при этом основным из них является общественно-социальная комедия. Использование комических обстоятельств в пьесе с применением разнообразных несоответствий, противоречий между трагедией и комедией позволяет автору продемонстрировать истинный смысл драматического конфликта века нынешнего и века минувшего, раскрывая жанровую суть произведения в форме трагикомедии, выражающейся в психологическом реализме описываемых событий.

Созданное писателем творение, изобилующее художественно-сатирическими элементами, является значительным вкладом в развитии русской литературы.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия повести Очарованный странник Лескова

    В 1873 году Н.С.Лесков написал повесть «Черноземный Телемак», но потом по какой-то причине переименовал её. Произведение получило более точное и ёмкое название – «Очарованный странник».

  • Сочинение Хлестаков и хлестаковщина 8 класс

    В произведении Гоголя под названием «Ревизор» существует два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Хлестаков и хлестаковщина, которые со временем вышли за пределы простых литературных понятий

  • Характеристика и образ Лели в рассказе Кусака Андреева сочинение

    Основным персонажем произведения является Леля, представленная писателем в образе молодой девушки, являющейся учащейся гимназии.

  • Образ и характеристика Григория Муромского в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

    Григорий Иванович Муромский - это зажиточный помещик, жена которого умерла. Он бездарно и необдуманно тратит деньги, сыпет ими налево и направо.

  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями




Top