Остап бендер сын. Великий комбинатор: Кто был прототипом Остапа Бендера

Мало кто знает, что Остап Бендер - не собирательный персонаж. У него был реальный прототип - инспектор одесского уголовного розыска Остап Шор, жизнь которого сложилась не менее захватывающе, нежели у его литературного собрата.

Остап Шор и Андрей Миронов в роли Остапа Бендера

Редакция Фактрума в восхищении публикует материал онлайн-журнала «Культурология», раскрывающий интересные факты из биографии…

…Весной 1927 года в редакцию газеты «Гудок» вошел импозантный мужчина средних лет. Он направился к двум молодым репортерам, фамилии которых были Ильф и Петров. Евгений Петров фамильярно поприветствовал вошедшего, т. к. это был его брат Валентин Катаев. Советский писатель заговорщицки подмигнул обоим и заявил, что хочет их нанять в качестве «литературных негров». У Катаева зародилась идея для книги, а молодым репортерам предлагалось облечь ее в литературную форму. Согласно задумке писателя, некий предводитель уездного дворянства Воробьянинов пытался отыскать драгоценности, зашитые в один из двенадцати стульев.

Творческий тандем тут же приступил к работе. Литературных героев Ильф и Петров «списывали» из своего окружения. Практически у каждого был свой прототип. Одним из эпизодических героев стал общий знакомый писателей, некий инспектор уголовного розыска Одессы, которого звали Остап Шор. Имя авторы решили оставить, а вот фамилию сменили на Бендер. По мере написания книги этот эпизодический персонаж то и дело выходил на передний план, «расталкивая локтями остальных героев».

Когда Ильф и Петров принесли рукопись Катаеву, тот понял, что произведение получилось совершенно иным, чем он предполагал первоначально. Валентин Петрович решил убрать свое имя из списка авторов, но потребовал от Ильфа и Петрова напечатать на первой странице изданного романа для него посвящение.

Когда роман приобрел огромную популярность, поклонники стали искать прототип главного персонажа. Некоторые арабские ученые всерьез утверждали, что Остап Бендер был сирийцем, их узбекские оппоненты придерживались точки зрения относительно его тюркского происхождения. Только в конце ХХ века стало известно имя реального Остапа Бендера. Им был Осип Вениаминович Шор. Друзья называли его Остапом. Судьба этого человека сложилась не менее захватывающе, чем у его литературного персонажа.


Остап Шор родился в 1899 году в Одессе. В 1916-м он поступил в Петроградский политехнический институт, но закончить его молодому человеку не судилось. Произошла Октябрьская революция. Путь домой занял у Остапа около года. За это время ему приходилось скитаться, попадать в переделки, скрываться от преследователей. Некоторые приключения, о которых потом Шор рассказывал друзьям, нашли свое отражение в романе.


Когда Остап Шор добрался до Одессы, она изменилась до неузнаваемости. Из процветающего города предприимчивых дельцов и итальянской оперы он превратился в место, где хозяйничали преступные группировки. Это было и неудивительно, т. к. за три года после революции в Одессе власть менялась четырнадцать раз. Жители города объединялись в народные дружины для борьбы с преступностью, а наиболее рьяным бойцам за справедливость присваивали звания инспекторов уголовного розыска. Именно им и стал Остап Шор. Рост в 190 см, недюжинная сила и обостренное чувство справедливости сделали Шора грозой для преступников Одессы.

Несколько раз его жизнь висела на волоске, но, благодаря острому уму и молниеносной реакции, Остапу всегда удавалось улизнуть. Чего не скажешь о его брате. Натан Шор был известным писателем, работавшим под псевдонимом Натан Фиолетов. Он собирался вот-вот жениться. Натан выбирал со своей невестой мебель для будущей квартиры, когда к нему подошли три человека и, спросив его фамилию, выстрелили в упор. Преступники попросту перепутали Остапа с его братом.


Остап Шор очень болезненно воспринял смерть брата и через некоторое время он ушел из УГРО и отправился в Москву. Из-за своего импульсивного характера Остап постоянно попадал во всяческие переделки. Выражение литературного персонажа: «Мой папа был турецко-подданым» принадлежит именно Шору. Когда вставал вопрос о воинской повинности, Остап часто произносил эту фразу. Дело в том, что дети иностранцев освобождались от службы в армии.

Чтобы намекнуть на работу реального Остапа в уголовном розыске, Ильф и Петров несколько раз конкретными фразами в романе указывали на то, что их главный герой - неплохой сыщик. В главе «И др.» Остап Бендер деловито составляет протокол с места происшествия: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием».


Когда книги «12 стульев» и «Золотой теленок» увидели свет, Остап Шор явился к авторам и настойчиво потребовал заплатить за списанный с него образ. Ильф и Петров были в недоумении и попытались оправдаться, но в это время Остап рассмеялся. Он остался у писателей на ночь и рассказывал им о своих похождениях. На утро Ильф и Петров проснулись в полной уверенности, что издадут третью часть о приключениях великого комбинатора. Но книга так и не была написана, т. к. Илья Ильф слег с туберкулезом.


Сам Остап Шор прожил до 80 лет. Все это время он скитался по Советскому Союзу. В 1978 году в свет вышел биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в котором содержались явные намеки, с кого был списан образ Остапа Бендера.

Викисклад Файлы на Викискладе

Оста́п Бе́ндер - главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев » и «Золотой телёнок », «великий комбинатор », «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег ». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович .

Биография

Происхождение имени

Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, - говорил он, - был турецко-подданный»

По одной из версий, упоминание о «турецком подданстве» отца и отчество «Ибрагимович» не указывают на этническую связь с Турцией . В этом современники видели намёк на жительство отца Бендера в Одессе , где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности во время русско-турецкой войны. Кроме того, имя Ибрагим , как известно, является арабской формой имени Авраам .

По другой версии, Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» украинско (Остап ) - еврейско (Бендер ) - турецкое (Ибрагимович , -Сулейман , -Бей ) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Возможность заимствования одесскими авторами фамилии главного героя от названия близлежащего к их родине города, который по-румынски так и называется - Бендер (рум. Bender ), высказал историк Виктор Худяков . Ведь в романе «12 стульев» упоминается и акробатка театра Колумба Жоржетта Тираспольских - а Бендеры и Тирасполь расположены друг напротив друга на разных берегах Днестра . Кроме того, у города Бендеры турецкое прошлое , а широко известная за пределами города самая главная его достопримечательность - турецкая крепость .

Финал романа «Золотой телёнок» также подтверждает версию В.Худякова: Остап не переходит границу СССР с Польшей либо Финляндией, не плывёт через море в сторону Стамбула , а выбирает для перехода Румынию, реку Днестр, возле Тирасполя - а на другом берегу, с бывшей тогда румынской стороны - как раз Бендеры.

Жизнь Бендера до 1927 года

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и бельё, которые арестантам оставляли, изветшали.

«Золотой телёнок»

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») могут подпадать под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление, хоть и с целью шантажа . Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому телёнку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых, что даже стало причиной ссоры между соавторами. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца , написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев : «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»

После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские», за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном - воскресить героя.

Также следует отметить, что в 1926 году , за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с больши м успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира », показывающая нравы НЭПа . В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера. Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве - но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова - Лазурный берег и белые штаны («- Ах, Ницца, Ницца!.. [ср. О, Рио, Рио!..] Лазурное море, и я на берегу его - в белых брюках! »

В 19 веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы Амалии) (1822-1888), который в 1844 году авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро . Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II . Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы. История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина».

Бендер на экране

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе . В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается [кем? ] , что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, некоторые [кто? ] считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев Ульрике Оттингер
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев .
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года , показанной по телевидению в начале января 2005 года .
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок» , в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных .

Памятники Остапу Бендеру

Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

  • Бердянск , Запорожская обл. - увековечен вместе с Шурой Балагановым в парке им. П. П. Шмидта.
  • Жмеринка , Винницкая область Украины, возле вокзала - памятник в виде стоящего Остапа в окружении стульев.
  • Мелитополь , перекресток пр. Б. Хмельницкого и ул. Кирова, возле кафе «Сити».
  • Пятигорск - памятник возле «Провала».
  • Санкт-Петербург - памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года, в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице дом 4, при входе в ресторан «Золотой Остап».
  • Старобельск , Луганская область Украины - памятник Остапу Бендеру установлен в «Студенческом» сквере ЛНУ им. Шевченко.
  • Харьков , ряд памятников (подробнее см. Памятники героям произведений Ильфа и Петрова в Харькове).
  • Чебоксары - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре Ефремова (Чебоксарском арбате).
  • Екатеринбург - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову установлен в августе 2007 года на улице Белинского.
  • В честь Остапа Бендера был назван ежегодный фестиваль юмора «Золотой Остап », проводившийся с 1992 года в Санкт-Петербурге , и вручавшиеся в рамках этого фестиваля премии.
  • ОАО «ВИНАП» (бывш. Новосибирский пиввинкомбинат) выпускало пиво под маркой «Товарищ Бендер » с изображением на этикетке Бендера, Козлевича, Паниковского и Балаганова в автомобиле «Антилопа Гну» и с цитатами из книги.
  • В начале 90-х один из исполнителей О. Бендера в кино, Арчил Гомиашвили , основал в Москве клуб /ресторан «Золотой Остап».

Ссылки

  • Web-журнал «Вечерний пустозвон». По следам Великого комбинатора Остапа Бендера

Примечания

  1. М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920-1930-х годов
  2. Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 83-85. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6
  3. Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - 464 с. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6
  4. Эдуард Багрицкий . «Контрабандисты» ()
  5. «Двенадцать стульев» , гл. XXX «В театре Колумба»
  6. Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
  7. Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
  8. Электронная библиотека - Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
  9. Информация об Осипе Шоре
  10. Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
  11. В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
  12. Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
  13. Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
  14. Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
  15. Михаил Булгаков . Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира ». Комментарии.
  16. «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
  17. Список зарубежных экранизаций
  18. Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004

И Евгений Петров опубликовали свой авантюрный роман «Двенадцать стульев», всем было понятно, что экранизация этого шедевра - вопрос времени. На сегодняшний день по мотивам этой истории было снято 10 проектов. А также еще 5 экранизаций романа «Золотой теленок», являющегося продолжением «Двенадцати стульев». Разные артисты играли главного героя по имени Остап Бендер. Актеры пытались создать собственный неповторимый образ Великого комбинатора. Кому же это удалось лучше?

Кто таков Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей

Прежде всего стоит вспомнить немного о самом Остапе Ибрагимовиче Бендере.

Он является главным героем двух романов: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». О его детских и юношеских годах известно мало. Сам герой о своем прошлом говорил лишь, что его отец был турецко-подданным. Современники Ильфа и Петрова утверждали, что данное обстоятельство свидетельствовало о том, что Великий комбинатор был родом из Одессы. Кроме того, вероятно, его родители были еврейскими торговцами, которые в те времена принимали гражданство Турции, чтобы их детей не заставляли воевать в российско-турецких войнах.

В «Двенадцати стульях» возраст Остапа - 27 лет, а в «Золотом теленке» - 33. Получается, что Бендер родился либо в 1897 г., либо в 1900 г.

Наряд, в котором появляется впервые Великий комбинатор на страницах романа, свидетельствует о том, что он недавно вышел из тюрьмы: поэтому он и одет не по сезону, и жилья у него нет (в то время у осужденных государство отнимало жилплощадь).

В начале «Двенадцати стульев» Бендер мечтает стать многоженцем, но ему не хватает денег на приличную одежду для начала этого «предприятия». Подружившись с дворником, он становится свидетелем возвращения в город Ипполита Матвеевича Воробьянинова, разыскивающего сокровища своей тещи, спрятанные в одном из конфискованных стульев. Договорившись искать клад вместе, герои активно начинают искать сокровища по всему СССР.

На протяжении книги Остап и Ипполит Матвеевич правдами и неправдами добывают 11 стульев, которые оказываются пустыми. В преддверии находки последнего Воробьянинов убивает Бендера, чтобы не делиться. Но выясняется, что сокровища давно найдены - на них построен новый клуб.

В "Золотом теленке" выясняется, что Остапу удается выжить после покушения. Авторы романа не рассказывают, как именно это произошло. Вероятнее всего, владелец квартиры, где жили искатели сокровищ, раньше вернулся домой и успел спасти раненного.

В любом случае в «Золотом теленке» Остап Ибрагимович предстает перед читателями живым и готовым заработать побольше. На этот раз у него целая команда помощников. Вместе они стараются собрать компромат на подпольного советского миллионера Александра Корейко.

Первые экранизации романов об Остапе Бендере

Вскоре после публикации роман «Двенадцать стульев» был переведен на иностранные языки, обретя популярность и за пределами СССР. Первыми экранизировали его поляки в 1933 г. Несмотря на то что они сохранили оригинальное название, сюжет был сильно изменен, кроме того, в картине у героев были польские имена. Остап Бендер в ней - Камиль Клепки в исполнении Адольфа Дымши.

Вторыми экранизировали произведение Ильфа и Петрова кубинцы в 1962 г. Как и поляки, они адаптировали сюжет, в связи с чем Ипполит Матвеевич превратился в Иполито Гарриго, а под именем ловкого слуги Оскара скрывался Остап Бендер. Актер, исполнивший эту роль, - Рейнальдо Миравальес.

В 1963 г. кубинские «Двенадцать стульев» были показаны на Всемирном фестивале в Москве. Вероятно, эта лента натолкнула советских деятелей искусства на мысль, что пора и самим экранизировать известное произведение. И в 1966 г. на экраны вышел двухсерийный телеспектакль «Двенадцать стульев».

Главного героя в нем сыграл Игорь Горбачев. Этот актер стал первым исполнителем роли Остапа Бендера в истории советского кино. Примечательно, что Эллочку-людоедку сыграла Алиса Фрейндлих. Несмотря на довольно скудные декорации, картина получилась весьма достойной для своего времени, а Великий комбинатор Горбачева - довольно забавным, однако ему не хватало легкости и интеллигентности, которую привнесли последующие исполнители.

Кинолента «Золотой теленок» 1968 г.

Как ни странно, но первым романом о Великом комбинаторе, на основе которого был снят полнометражный кинофильм, был «Золотой теленок». Хронологически же он является вторым.

В этой черно-белой ленте пред зрителями предстал жизнелюбивый и находчивый Остап Бендер (актер Сергей Юрский), в которого просто нельзя было не влюбиться. Юрский на то время был уже известен благодаря роли в «Республике ШКИД». Несмотря на то что в отдельных сценах он явно переигрывал, роль ему удалась на славу. Бендер Юрского сумел сохранить свой оптимизм до последних кадров ленты, чем явно контрастировал с книгой, в которой Остап выгорел изнутри, разочаровавшись в себе и своей жизни.

Кстати, именно у Сергея Юрского Бендер получился наиболее светлым, даже Арчил Гомиашвили не смог достичь в своей игре такой легкости. Юрскому на момент съемок было 33 года, как и Остапу. Кстати, поначалу актер отказывался от участия в проекте, а на роль потомка янычар претендовал Владимир Высоцкий. Но позже актера уговорили «командовать парадом».

Фрэнк Ланджелла в американской экранизации «Двенадцати стульев» 1970 г.

В США романы Ильфа и Петрова тоже были весьма популярны. Поэтому в начале семидесятых молодой режиссер Мел Брукс, сегодня известный по комедиям категории «Б» («Космические яйца», «Дракула: Мёртвый и довольный»), снял на его основе одноименную кинокартину. Стоит отметить, что на декорациях американцы явно не экономили, при этом многие забавные моменты из романа не попали в ленту, а другие были сильно извращены.

Приятной особенностью «Двенадцати стульев» Брукса оказался относительно счастливый финал. В нем Воробьянинов не убивает Остапа, а наоборот, уговаривает его продолжить путешествовать вместе.

Главную роль в проекте сыграл Фрэнк Ланджелла («Дракула» 1979 г., «Джуниор»). Стоит отметить, что он прекрасно вжился в образ находчивого мошенника и не переигрывал. Однако Бендер Ланджеллы получился слишком американским, а поэтому отечественными зрителями он не был принят, как и сама экранизация.

Кинолента «12 стульев» Леонида Гайдая 1971 г.

Через год и в СССР вышла кинокартина «12 стульев». Ее режиссером стал Леонид Гайдай. Этому гениальному создателю комедий удалось снять шедевр, соответствующий духу книги.

На роль тандема искателей сокровищ пробовались многие именитые артисты, в том числе Андрей Миронов и Однако придирчивый Гайдай забраковал их. Вместо этого роль хамоватого он доверил Сергею Филиппову, который снялся в картине, несмотря на рак. А потомка янычар был приглашен сыграть грузинский актер по имени Арчил Гомиашвили. Поначалу он отказался, хотя до этого гастролировал по Грузии с мюзиклом по мотивам «Золотого теленка». Более того, съемки «12 стульев» начали с другим актером Однако он не только выглядел несмешным, но и терялся на фоне Филиппова. В конечном итоге Леонид Гайдай уговорил Гомиашвили сыграть Бендера.

По мнению большинства, именно Арчил является одним из лучших исполнителей этой роли. Актеру удалось создать образ находчивого и беспринципного, но обаятельного пройдохи. Однако говорил в картине вместо исполнителя поскольку сам Гомиашвили обладал заметным акцентом.

Иван Дарваш в роли Остапа Бендера в венгерской экранизации «Золотого теленка»

Через 4 года после двухсерийной ленты Гайдая появился на венгерских телеэкранах пройдоха Остап Бендер. Актер, исполнивший эту роль - Иван Дарваш. Он очень известен у себя на родине, однако в СССР и СНГ его практически не знают. В случае с Дарвашем повторилась ситуация с Фрэнком Ланджеллой, когда актер достойно сыграл свою роль, однако, не понимая национальной специфики произведения, не смог по-настоящему раскрыть внутренний мир своего героя.

«12 стульев» Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли

Через 5 лет после Гайдая другой известный советский режиссер - Марк Захаров - решил снять свою версию романа Ильфа и Петрова.

Так появилась четырехсерийная картина «12 стульев» (1976 г.). Впоследствии Леонид Гайдай часто подшучивал над экранизацией Захарова, называя ее «преступлением». А зря, ведь большинство киноманов до сих пор с пеной у рта спорят, какая из кинолент лучше, ведь главную роль в новой картине сыграл гениальный Андрей Миронов.

Остап Бендер в его исполнении оказался совсем не похожим на всех предыдущих. Он не был уже так молод и оптимистичен, как у Юрского и Ланджеллы; так находчив и обаятелен, как у Гомиашвили. Зато Великий комбинатор обрел интеллигентность, которая гармонично сочеталась с непроходимой наглостью. Кроме того, главной фишкой Мироновского Остапа было его пение. Песня «Белеет мой парус» стала настоящим хитом и помогла актеру раскрыть внутренний мир своего персонажа, чего был лишен Гомиашвили у Гайдая.

Интересно, что в картине «12 стульев» 1976 г. снимались некоторые артисты, ранее сыгравшие в ленте Гайдая. Среди них Савелий Крамаров и Георгий Вицин.

Подытоживая многолетние споры о том, чья же картина лучше, можно с уверенностью сказать, что хотя обе ленты сняты на основе одного романа, каждая из них по-своему уникальна. То же самое с исполнителями главных ролей, Миронов и Гомиашвили создали два прекрасных, но совершенно разных образа Великого комбинатора, каждый из которых имеет свою изюминку.

Остап Бендер в исполнении Сергея Крылова в картине «Мечты идиота» 1993 г.

После киноленты Марка Захарова на протяжении 17 лет никто не пытался экранизировать произведения Ильфа и Петрова. Однако после распада СССР кинопроизводство стало коммерческим, и многие режиссеры получили возможность снимать свои смелые проекты. Среди попыток по-новому взглянуть на классические произведения была лента «Мечты идиота» (1993 г.), снятая по мотивам «Золотого теленка».

В данной картине сохранены основные сюжетные элементы оригинала. Однако все они адаптированы под современность, а бодрый обаятельный Остап превратился в сорокалетнего лысеющего философа, первую половину ленты пытающегося раздобыть деньги, а после не знающего, как ими правильно распорядиться. Примечательно, что финал изменен - Бендер находит Зосю и признается ей в любви. Девушка отвечает на его чувства, и, прихватив с собою они уходят вместе вдаль.

Главного героя сыграл известный в девяностые Несмотря на многочисленную критику, стоит отметить, что Бендер в его исполнении не так уж плох. Да, он не соответствует книжному прототипу и сильно уступает предыдущим исполнителям роли, но при этом стоит помнить, что «Мечты идиота» - свободная адаптация «Золотого теленка».

Бендер Крылова получился блеклым и невыразительным, но по-своему добрым и искренним. Данное отступление от канона - тоже вариант прочтения романа. Несмотря на массу недочетов экранизации, больше всего вопросов вызывало то, как Сергей Крылов смог получить данную роль, ведь актер он более чем слабый.

в роли Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» Ульрике Оттингера

Через 11 лет после картины «Мечты идиота» режиссер из Германии Ульрике Оттингер снял киноленту «Двенадцать стульев». В ней главную роль получил известный комик из Одессы Георгий Делиев.

Картина Оттингера была очень осовременена, а костюм Остапа, да и он сам - были слишком уж шутовскими.

При этом стоит отметить, что Делиев сыграл очень даже неплохо. Ему, конечно, не хватало легкости и обаяния большинства его предшественников, однако он явно переплюнул не только Крылова, но и актера по имени Николай Фоменко, который стал следующим исполнителем роли Великого комбинатора.

Мюзикл «Двенадцать стульев» 2005 г. с Николаем Фоменко в главной роли

Говоря об этой экранизации, большинство зрителей задавалось вопросом: «Зачем ее вообще было снимать?» Несмотря на созвездие довольно неплохих актеров (Илья Олейников, Людмила Гурченко, Дмитрий Шевченко и лента получилась очень слабой.

Актеры переигрывали, в особенности Николай Фоменко, который ранее зарекомендовал себя как весьма неплохой артист. Хотя он довольно точно передал хамский характер Остапа, при этом у его персонажа напрочь отсутствовало обаяние, и он более напоминал рэкетира, чем не ловкого мошенника.

Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера в телесериале «Золотой теленок»

На сегодняшний день последней картиной, посвященной Великому комбинатору, является восьмисерийный телесериал «Золотой теленок» (2006 г.). В нем сыграл талантливый актер Олег Меньшиков.

Остап Бендер в его исполнении считается одним из худших (те, кто так полагают, вероятно, не знакомы с работами Делиева, Фоменко и Крылова). Однако это мнение несколько предвзято из-за плохого качества картины в целом.

Конечно, Меньшиков уступает Юрскому, но изображенный им вариант Остапа Ибрагимовича тоже весьма интересен и кажется более близким к книжному оригиналу. Многие упрекают актера за чрезмерную мягкость его персонажа, однако если вспомнить сам роман, то Великий комбинатор в нем уже не тот беззаботный оптимист, что в «Двенадцати стульях». На протяжении всей книги он начинает проявлять свои слабости и постепенно все более и более разочаровывается в окружающей действительности и людях. Однако он постоянно старается держать марку и продолжает шутить. Именно такого Бендера пытался изобразить Меньшиков.

Остап Бендер - это герой, давно уже ставший культовым, а большинство его фраз - крылатыми. В кино и на телевидении его играли разные люди. Споры о том, кому это лучше удалось, не утихают и по сей день. По общему мнению, можно выделить тройку лидеров: Юрский, Гомиашвили и Миронов. Однако каждый зритель выбирает сам, чье исполнение ему больше по душе. Хочется верить, что в будущие годы не будет сниматься очередная бездарная экранизация этих известных романов, поскольку маловероятно, что найдется кто-то, способный сыграть Великого комбинатора лучше, нежели это уже было сделано.

Многие совграждане, начитавшиеся, а более насмотревшиеся фильмов про похождения сына турецкоподданного, время от времени порываются написать продолжение "стульев и теленка". Как так "переквалифицироваться в управдомы"!? Этот пост является одновременно ответом на этот порыв и историей жизни незаурядного человека.

Полное имя: Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей, Бендер-Задунайский, а также также Остап Ибрагимович. Главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенвадцать стульев» и «Золотой телёнок».

Некоторые исследователи считают, что фамилия Бендер произошла от названия города Бендеры, который во времена появления романов о Бендере находился на румынской сторроне Днестра, а ещё раньше находился во владениях турков. «Мой папа, - любил говорить Остап Бендер, - был турецко-подданный».

Скорее всего папа Бендера, как и папа его создателей жил в Одессе и мог быть евреем-коммерсантом, которые нередко принимали турецкое поданнство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, существовавших в России.

Бендер извенстен как «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». В ранней молодости Бендер «кормился тем, что показывал на херсонской ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой - необъяснимый феномен природы» . Суде по подробностям рассказа о Вечном жиде («Золотой телёнок», гл. XXVII), Остап Бендер в этот период занимался контрабандой.

В 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме вместе см Яковым Менелаевичем, сидевший там же по «пустяковому делу». В условиях НЭПа мошеничество из разряда преступления перешло в разряд аморальных поступков, поскольку деньги и ценности изымались ненасильственно6 «на блюдечке с голубой коёмочкой». С принятием уголовного законодательства былв произведена амнистия всех, кто сидел в переполненых тюрьмах «по пустяковым делам».

Основным прототипом Бендера считается Осип Шор, бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, старший брат поэта Натана Шора (Фиолетова). Осип Шор родился 30 мая 1899 года в Никополе. Такие авантюрные эпизоды его жизни, как выдача себя за художника, гросмейстера, жениха, представителя антисоветской организации с целью добычи средств к существованию, срисованы с О. Шора. Это прототипство подтверждалось Валентином Катаевым.

Свидетельство о рождении Осипа Шора

Осип Вениаминович Шор родился 30 мая 1899 г. в г. Никополе (сейчас – Днепропетровская область) в семье владельца магазина колониальных товаров купца 2-ой гильдии Вениамина Шора и его жены – дочери крупного одесского банкира Екатерины (Куни) Бергер. Вырос в Одессе, куда Шоры переехали, когда Осе был год, т.е. в 1900 г.

В Одессе семья Шоров жила в доме №78 на улице Полтавской победы (ныне Канатной). Осип или Остап, как называли его домашние и друзья, был вторым ребенком в семье. Его старший брат Натан, впоследствии сыграл в жизни Остапа важную роль. В 1901 году их отец умер от сердечного приступа. Через несколько лет Екатерина Бергер вторично вышла замуж за удачливого петербургского купца Давида Раппопорта. От этого брака родилась девочка Эльза, ставшая впоследствии известной художницей.

Канатная улица в Одессе (начало ХХ в.)

В 1906 году Остап Шор поступил в мужскую гимназию Илиади. Через много лет Ильф и Петров «определили» сюда Остапа Бендера, который, как утверждают авторы «Золотого теленка», на всю жизнь запомнил «латинские исключения, зазубренные... в третьем классе частной гимназии Илиади». Судя по оценкам, к точным наукам он был склонен больше, чем к гуманитарным (единственная тройка среди тринадцати дисциплин у него была по русскому языку и словесности, а вот по предмету, изучавшему «законы еврейской веры», Шор имел твёрдую четвёрку). Зато по законоведению, заметьте, пятерка!

Став студентом физико-математического факультета Новороссийского университета и передумав учиться в этом замечательном вузе, не имея ни гроша в кармане, семнадцатилетний Осип-Остап в 1916 году отправился в Санкт-Петербург, чтобы собственноручно написать заявление о поступлении на механический факультет Технологического института имени императора Николая I. Но, как говорят в Одессе, недолго музыка играла: дело о принятии в число студентов Осипа Шора, начавшееся 13 ноября 1916 года, было закончено 13 сентября 1917– го.

Непризнанный гений. У Шора было множество гениальных идей, но он мечтал найти курицу, которая будет нести ему золотые яйца. И он встретил эту курицу в буквальном смысле. Осип нашел ее на дороге и что-то в ее внешнем виде было неприличное – она была без единого перышка.

Впереди их ожидало прекрасное будущее на сельскохозяйственной выставке. Лысая курица стала знаменитостью. Одесские газеты разнесли весть об удивительном открытие отечественных селекционеров - мечте поваров и домохозяек - курице, которую не надо ощипывать! На это сообщение тут же отреагировала мясная промышленность.

Крупнейшие мясозаводчики прислали в Одессу своих агентов, которые были приглашены в местное научное общество, где седой профессор прочел им длинную лекцию о революции в области птицеводства. В роли профессора выступил переодетый Шор.

Фирма "Идеальная курица" заключила контракты с крупнейшими птицефабриками юга России. Однако в назначенный срок, курицы заказчикам не поступили. Заводчики забили тревогу, но профессора и фирму найти не удалось. Нашли только курицу, у которой на шее болталась записка: "Мы одесские селекционеры вывели еще курицу без головы и костей".

А вот ещё несколько «шуток».

30 мая 1918 года Осип Шор праздновал свое 18-тилетие, поздравлять его пришли весьма уважаемые люди - сахарозаводчик Евлампий Кутякин, бандит Васька Косой и раввин местной синагоги Берштейн. Все они обращались к имениннику с большим почтением и благодарили его за гениальные идеи.

Купец Кутякин был обязан Осипу по гроб жизни за то, что тот помог избавиться ему от конкурента купца Розенбаума. Оба они консервировали вино сахаром, и у обоих оно прокисало, не доехав и до Самары. Шор нашептал купцу Розенбауму тайный рецепт - если в вино добавить борной кислоты, то оно не превратиться в уксус, даже доехав до Хабаровска. В результате Розенбаум разорился - у вина оказался такой насыщенный букет, что его не стали пить даже горькие пьяницы.

Банда Васьки Косого давно присмотрела для грабежа банк, но там была огромная двухсоткилограммовая дверь с кодовыми замками, к которой было не подступиться. Только взглянув на здание банка, Осип понял, что дверь открывать не потребуется, нужно только переодеться трубочистами и попасть в банк через печные трубы. Стоит ли говорить, что Шор получил свой процент после осуществленного ограбления.

Но самую остроумною идею он предложил раввину. Берштейн хотел лучшей жизни для своих прихожан, и он по совету Осипа начал продавать места в раю. Для наглядности на стене синагоги был вывешена схема рая, представленная как дорогой пансионат. Внизу был прейскурант, где каждый мог выбрать себе местечко в раю по вкусу и по карману. На взносы желающих раввин отреставрировал синагогу и отремонтировал собственный дом.

Но конечно особого внимания заслуживает его 10-ти месячное путешествие из Москвы в Одессу. Кругом царил хаос, вот и выкручивался безденежный Осип как мог.

Чем он только не промышлял по пути домой! Не умея толком играть в шахматы, несостоявшийся студент представлялся гроссмейстером, не держав ни разу в руках кисти, он устроился художником на пароход, курсировавший с агитационными рейсами, наведывался в различные заведения в качестве пожарного инспектора…

Кроме того, Осип женился на тучной женщине, послужившей прототипом мадам Грицацуевой. Причем сделал он это исключительно из меркантильных соображений - времена были голодные, а она держала лавку. Так и пережил зиму.

«Борзый» опер. Он вернулся в Одессу в самое тяжёлое время. За очень короткое время в городе сменилось 14 властей. На улицах вовсю орудовали банды Мишки Япончика. Город утопал в бандитизме. Молодые одесситы начали объединяться в народные дружины под егидой местной милиции. Осип Шор был физически развитым человеком. Еще в гимназии он увлекался классической борьбой, гиревым спортом и футболом. Жить ему в Одессе было не на что. Поэтому Осип Шор устроился в одну из таких дружин и вскоре стал ведущим оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска.

Осип Шор налетчиков не щадил, а сопротивлявшихся при задержании бандитов беспощадно ликвидировал. Пойманных допрашивали с таким пристрастием, что они выдавали сообщников пачками. Естественно, Мишка Япончик распорядился "борзого" опера застрелить.

В кафе на Лонжероновской улице произошла знаменитая перестрелка, в ходе которой банда не досчиталась четверых наемных убийц, а Осип Шор не получил даже царапины.

И все же ему отомстили. Бандиты убили его брата, поэта Анатолия Фиолетова. Вычислив убийцу, сыщик лично явился в бандитскую «малину» во Втором Заливном на Пересыпи, выложил именное оружие на стол и спросил: «Кто из вас, подлецов, убил моего брата?». В широком пиджаке, матросской тельняшке и «капитанке» на голове, Шор, страшный и могучий, долго стоял перед кающимся убийцей. А потом...простил его. Всю ночь Остап провел у бандитов. При свете огарков они пили чистый спирт, не разбавляя его водой. Читали стихи убитого поэта и плакали. С первыми лучами солнца Остап спрятал в деревянную кобуру маузер и беспрепятственно ушел, чтобы снова начать борьбу с бандитами не на жизнь, а на смерть.

Гибель брата подействовала на Шора, как и рассчитывали бандиты, угнетающе. Он поклялся не брать больше в руки оружия, уволился из уголовного розыска и уехал в Петроград. Там сразу же (в 1922 г.) угодил в тюрьму за драку с человеком, оскорбившим его спутницу. В заключении Осип пробыл недолго: его освободили сразу же после поступления сведений из Одессы о его боевом прошлом и стали уговаривать поступить на службу в Петроградский уголовный розыск.

В 1934 году Шор уезжает в Челябинск помогать своему другу Василию Ильичеву, директору тракторного завода, поднимать народное хозяйство. В 37-м Ильичева арестовывают сотрудники НКВД в его служебном кабинете. Остап затевает с ними драку, что было, без сомнения, смелым поступком. Его арестовали, но он опять совершил нечто выдающееся – сбежал. Долгое время скрывался в Ленинграде, а затем перебрался в Москву, где жил у своего одесского приятеля, уже известного автора «Трех толстяков» и «Зависти» Юрия Олеши.

Из воспоминаний Натальи Камышниковой:

Его жизнью руководил сложнейший логический расчет, Остап был игрок по натуре. Страстный картежник. Рассчитывал, рассчитывал, а потом ставил все на карту – и часто проигрывал. А поражений не выносил (отсюда, может быть, его отказ ходить на похороны и кладбища?). Я думаю, что послереволюционный стиль жизни, безвкусица и ханжество советского языка, наступивший праздник дураков он ощущал своим личным жизненным проигрышем.

Остап раньше многих понял, что произошло в стране, и рассчитал свое дальнейшее поведение. Он прошел через все то, что его веселые современники в творческом предвидении обозначили выражением "переквалифицироваться в управдомы". За недолгими годами безумных надежд, озорных выходок, легкой и лихой популярности в живописном мире богемы 20-х годов наступило время притаиться, молчать, отплевываться своими язвительными шутками, забыть все амбиции и, главное, дать забыть о себе. Растущая популярность его литературного двойника становилась для него опасной. Многие его родственники успели эмигрировать, при любой попытке устроиться на официальную работу это бы открылось. И он ушел в "подполье".

Остап никогда не говорил серьезно или весело. Это всегда было саркастическое остроумие, надсадное ерничание, утомительное, но завораживающее. С вызовом и какой-то злобой подчеркивал свои полууголовные связи и интересы. Утверждал, что ничего не делает "за спасибо", что в карты играет только ради выигрыша, что не верит ни в Бога, ни в черта, а того пуще в какое бы то ни было бескорыстное доброе побуждение. Его циничная манера говорить о людях, жеманные обращения "Mon ange" к знакомым, вне зависимости от возраста, а иногда и пола, французские цитаты вперемежку с довольно сальными каламбурами, явное ко всем презрение от него отталкивало, и все же были в нем следы когда-то могучего очарования. И несмотря на его манеру общения, он вызывал к себе полное доверие.

Можно было поверить, что ходили за ним толпой пижоны и босяки двадцатых годов, а знаменитые остроумцы эпохи повторяли его шутки. Сардонический антипафос его речи действовал, как освежающий душ или, вспоминая постоянно им цитируемое, – "Как целительная клизма душу радость озарила. Будет дочкой коммунизма электрическая сила!" Я впоследствии узнала, что это строчка из некогда знаменитой шутливой поэмы молодых харьковчан "От Космоса до Соцвоса или Цик и Вуцик". К сожалению, авторов я не знаю, и могу только догадываться, что имеется в виду Центральный исполнительный комитет и Всеукраинский центральный исполнительный комитет.

О нем рассказывали бесконечные фантастические истории, часть из которых я увидела на Интернете и потому не буду повторять, тем более, не быв их свидетелем. Дома у нас шутили, что летом он заведует катком, а зимой лодочной станцией. В октябре 41-го года, слышала я от мамы, он умудрился получить направление в Среднюю Азию для сопровождения эвакуированного московского зоопарка. В Ташкенте и он и его семья числились в составе сотрудников зоопарка, и на столе время от времени появлялся то сактированный як, то покусанный злым тигром кабан, то измученная малярией лама. Верность этой истории гарантировать не могу, но она соответствует "мифу" .

В 40-х 50-х Шор занимался тем, что впоследствии назовут теневой экономикой, один из его тогдашних работников художник Виктор Иоэльс так о нем отзывался: "Вы его не знали. Не знали, кем он был для нас. Остап Васильевич был необыкновенным человеком, честнейшим, справедливейшим. Никто теперь не знает, что такое деловая этика, что такое честное слово. Мы всецело от него зависели, и никогда он не обманул никого ни на копейку. Вам это кажется естественным, потому что вы не знаете, что такое "левые артели". А скольких людей он просто спас от голодной смерти, годами помогал семьям заключенных, часто малознакомых людей. Не много было домов в Москве, куда можно было придти переночевать, вернувшись из лагеря. Приходили почти чужие люди, оставались, иногда подолгу жили, пока он не устраивал их на работу, не находил им какую-нибудь возможность остаться в городе. А ведь это были какие годы – сорок девятый, пятьдесят первый, да и позже хватало".

Где-то в конце пятидесятых годов, уже пожилым господином, в период своего наибольшего финансового процветания Остап вдруг появился с новой женой. Ее сходство с мадам Грицацуевой казалось мистическим, невероятным! В жаркий летний вечер в нашу коммунальную квартиру в Кисловском переулке вошла томная, в кружевных перчатках и черном панбархатном платье с кружевцем, украшенная ювелирными изделиями и густой косметикой, чрезвычайно пухлая особа лет тридцати пяти с темными восточными подлазьями. Звали ее Тамара. Она сначала сильно робела и молчала, а мы старались не показать изумления, увидев такое великолепие за нашим скромным семейным столом. Как выяснилось, раньше Тамара торговала овощами в палатке на базаре, а теперь Остап устроил ее на какую-то должность в меховое ателье на Арбате, около Смоленской площади. Наверное, тогда она еще не читала знаменитого романа, и ласкательные имена, с которыми обращалась к Остапу ("Остапчик, мой ангел, мой пупсик") изобретала сама.

В 60-х годах Шор вышел из бизнеса и 15 лет работал проводником поезда Москва - Ташкент (15 суток туда - 15 обратно - месяц отпуска), его комната в коммуналке по большей части пустовала. В старости Шор стал слепнуть, сделался совершенно нелюдимым.
Он дожил почти до 80 лет и был похоронен на Востряковском кладбище в Москве в 1978 г., перенеся два инфаркта и ослепнув на один глаз.

Были люди, которые его любили и помнили, но он не умел быть любимым.

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX -начале веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры).

Очевидно, что Бендер учился в гимназии , так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок» , гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни , Остап Бендер со знанием дела замечает:

Сермяжная?.. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и белье, которые арестантам оставляли, изветшали.

Аферы

Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ , а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера , дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии - и всего мира.

Получив в в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому теленку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

«Золотой телёнок»

По мнению комментатора Даниэля Клугера , структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Бендер-"управдом" в некоторых подражаниях Ильфу и Петрову

Возможные прототипы Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип Шор . Он родился 30 мая в Никополе . В - пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации .

Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Валентина Катаева). От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова - неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа - скепсис и элементы разочарованности. Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.

Бендер на экране

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого теленка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили не совсем соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет. Большой популярностью этот фильм не пользовался.



Top