Отр тв канал ведущие женщины. Ведущие «Доброго утра» на Первом канале: «Ранили перед эфиром? Вытри кровь и сядь в кадр! Дикторы - ведущие телевизионных передач

Антоний Великий (родился около 251, Кома, Египет – умер 356, Дейр-Мари) – преподобный, раннехристианский святой, подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.

Жизнеописание

Антоний родился в 251 году в Коме (Египет) в богатой семье коптов, принадлежащих к благородному сословию. Мальчик воспитывался в христианской вере. С ранней юности Антоний отличался благочестием. Родители умерли, когда ему было около 20-ти лет и на его попечении осталась маленькая сестра.

В предании говорится, что однажды, когда Антоний зашел в храм, ему послышались слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21 ). Услышанное сподвигло Антония следовать этим словам из Евангелия. Он отверг родительское наследство, раздал свое имущество бедным жителям в своем селении. Позднее он услышал слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34 ). Поручив заботу о младшей сестре доверенным, известным ему девственницам, он отправился с неким старцем служить Богу.

По прошествии некоторого времени, Антоний покинул старца и стал жить уединенно в Фиваидской пустыне в гробовой пещере, недалеко от своего селения. Позже, он взял полугодовой запас хлеба, и отправился в Писпиру, на берегу Нила. Тут он поселился в разрушенном военном укреплении. В этом уединенном месте он провел около 20-ти лет, лишь изредка общаясь с людьми, приходящими к нему, чтобы его увидеть и услышать. Живя отшельником, Антоний не единожды был искушаем дьяволом. Он положил себе еще более строгие обеты, полностью исключив общение с людьми. Даже с теми, кто к нему приходил, разговаривал только через небольшую дыру, сделанную в стене. Согласно преданиям, в моменты, когда Антоний не выдерживал таких духовных страданий, ему являлся Иисус Христос, говоривший, что Он все время находится рядом. К концу жизни у Антония Великого появились последователи и ученики. Достоверно известно только о 2-х учениках.

Около 305 года, по многочисленным просьбам, Антоний прерывает свое отшельничество. Он занимается организацией монашеской жизни людей, которые последовали его примеру и начали селиться рядом с ним.

В 311 году он пришел Александрию. В то время, при императоре Максимиане, происходили гонения на христиан. Антоний Великий воодушевлял гонимых, приходя в самые опасные места. После того, как преследования утихли, старец в 313 году покинул Александрию, уйдя еще глубже в пустыню – в монастырь около Суэцкого залива на берегу Красного моря в Писпирских горах. Чтобы не брать хлеба у своих учеников, он самостоятельно обрабатывал маленькое поле, выращивая хлеб для себя. Лишь изредка он совершал походы в Фиваду, для посещения своих последователей, для которых он являлся духовным руководителем.

После 70-ти лет отшельничества, Антоний Великий повстречался с Павлом Фивейским, жившим в пустыне около 90 лет, который поведал ему о том, что в Римской империи гонения на христианскую веру закончились и что появилась ересь арианство.

В 350-х годах преподобный Антоний поселился в Александрии, оставив на время свое отшельничество. Оставить уединение он согласился, внемля настоятельному приглашению Афанасия Великого, который хотел, чтобы Антоний принял участие в движении против учения ариан. Последователи арианства, чтобы склонить верующих на свою сторону, говорили, что преподобный Антоний тоже придерживается арианства. Антоний был вынужден лично выступить с отрицанием своей причастности к арианской ереси и в своей речи осудил арианство. Появление старца очень воодушевило людей, они ожидали чуда. После этого выступления Антоний Великий вернулся к себе в пустыню, и в скором времени скончался, в возрасте 105 лет. До самой смерти старец отличался бодрым духом и отличным , о чем упоминает святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Антоний повелел своим двум ученикам, бывшим с ним в течение последних 15-ти лет, не раскрывать место захоронения, опасаясь своего обоготворения.

Мощи

Уже в правление императора Юстиниана, в 529 году, его мощи были обнаружены и торжественно перемещены в Александрию. Позже, в 623 году, мощи вторично были перенесены в Константинополь. В 980 году мощи старца перенесли в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) во Франции, где они хранятся в 114-килограммовом ковчеге и в наше время. «Глава преподобного Антония» – череп святого хранится в церкви святого Иулиана, в Арле.

Текст жития Антония Великого

Главным источником информации о житии Антония Великого является одно из величайших произведений аскетической и житийной литературы, древнейшее греческое описание – «Жизнь Антония». Оно принадлежит перу известного греческого писателя, Афанасия Александрийского, и создано им примерно в 365 году. Из всех греческих произведений, описывающих жизнь Антония Великого, в славянском переводе существует только это произведение. Перевод был сделан в Болгарии в связи с участием Антония в антиарианском движении. Святитель Иоанн Златоуст считал, что это произведение обязательно надо прочитать всем христианам.

Святой Афанасий пишет: «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами… А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

Помимо этого описания, упоминания о жизни преподобного старца встречаются в текстах историков церкви: блаженного Иеронима, Созомена, Руфина, Сократа и других.

О мировоззрении Антония Великого можно судить и по произведениям, написанным им лично:

  • 20 речей о христианских и монашеских добродетелях;
  • 7 посланий к монастырям о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе;
  • Правила жизни для монахов.
  • Основатель христианского монашества

    Преподобного Антония почитают как отца монашества, несмотря на то, что он не был первым, кто стал жить отшельником в пустыне – и до него во II веке люди уходили в безлюдные места и проживали там продолжительное время, побуждаемые стремлением к аскетичной жизни или скрываясь от гонений. Но именно подвижничество Антония Великого явилось наиболее ярким и воодушевляющим примером пустынной жизни: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Не стремясь к основанию монастырей и роли духовного учителя (авва), тем не менее, именно Антоний и стал наставником для многих своих последователей. Люди шли к нему, и селись вблизи него, привлеченные его духовной мудростью и величием.

    Антоний Великий считается родоначальником отшельнического монашества. При этом типе монашества, несколько отшельников поселяются в близости от своего духовного наставника, в пещерах или хижинах. Монахи-отшельники живут отдельно друг от друга, проводя свои дни уединенно, в трудах, молитвах и посте. Такие поселения, объединенные под духовной властью одного руководителя, называются «лаврами» .

    В тоже время появляется и другой другой род иноческой жизни: последователи объединялись в общину, совместно трудились, подчинялись правилам, разделяли трапезу. Такие общины стали называться «монастырями» или «киновиями» . Аввы этих общин стали именоваться «архимандритами» , а основателем киновийного монашества считается преподобный Пахомий Великий.

    Образ преподобного Антония в искусстве

    Антоний Великий почитается как отец монахов и отшельник в восточном Христианстве. Западные христиане чтут его, как чудесного лекаря, обладающего способностью исцелять.

    В Средние века популярность личности святого Антония достигла апогея. Около 1070 года был основан орден святого Антония, занимавшийся помощью больным «антониевым огнем» (по разным источникам – это либо гангрена, либо болезнь, вызываемая отравлением спорыньей).

    Иконография образа святого Антония многообразна. Это связано с тем, что представители многих профессий – от крестьян до гробовщиков, считали его своим покровителем.

    Обязательными иконографическими атрибутами изображений святого Антония считаются Т-образный крест, лев, огонь, свинья и колокольчики, с помощью которых члены ордена святого Антония привлекали внимание при сборе пожертвований.

    С XV века наиболее часто встречающийся мотив в изображении Антония Великого стала сцена искушения святого Антония. Среди живописцев, уделявших в своем творчестве внимание изображению святого Антония: Рубенс, Веласкес, Босх, Тенирс Старший, Сурбаран, и другие.

    Изречения Антония Великого

  • Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистию и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и зараженному ненавистию. Неотвращающийся от сварливости и негнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих.
  • Бьющий кусок железа наперед смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну.
  • Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, – смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
  • Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки.
  • Если кто заговорит о неполезном для души, – будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит.
  • Если случится кому, по наущению диавола, подвергнуться падению: тот да восстанет покаянием, – да прибегнет к Тому, Который низшел на землю для спасения одной овцы, увлеченной грехом в заблуждение.
  • Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством.
  • Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих.
  • Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться в келью, чтобы во время пребывания за ее пределами не пропустить стражу в своем сознании.
  • Кто в пустыне в своей келье предается тишине, тот неуязвим для трех искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью.
  • Люби смирение; оно покроет все грехи твои.
  • Молитва, совершаемая с небрежением и леностию – празднословие.
  • Не будь сластолюбив и предан объедению, чтоб не возобновились в тебе прежние твои согрешения.
  • Не забывай трудов, понесенных тобою ради добродетели, не впади в леность, чтоб не оказаться в последний час твой нерадивым и заблудшим с пути правого; но возлюби Господа до конца, чтоб наследовать милосердие.
  • Не попадет в рай тот, кого не искушали. Отними искушение – и никто не обретет спасения.
  • Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь.
  • Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо.
  • Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
  • Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения.
  • Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле.
  • О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, - исполни его, не разгласив о нем предварительно.
  • Остерегись рассердиться на кого-либо, – прощай всем.
  • От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа.
  • Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою.
  • Прочь – ложь! Она изженет из тебя страх Божий.
  • Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод.
  • Сын мой! Не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия.
  • Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений.
  • Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: «Кто сможет их обойти?» Тогда я услышал голос, сказавший: «смиренный».
  • Святой Антонио Абада жил в Египте в III-IV вв. и ухаживал за больными животными, даже хищниками.
    Он считается покровителем домашних животных и целителем от гангрены. День святого в православии 17 января нового стиля.
    По всей Испании проходят праздничные процессии, на которых хозяева в сопровождении своих собак, кошек, лошадей, ослов, красочно украшенных лентами и колокольчиками, идут вокруг храма, после чего священник с паперти благословляет их, окропив святой водой. Во главе таких процессий обычно шествует всадник со скульптурной фигурой святого Антония в руках. За ним следуют одетые в национальные костюмы музыканты и танцоры.
    Праздничные мероприятия в честь святого Антония обычно сопровождаются "братскими пиршествами". По вечерам у костров и жаровней, устроенных прямо на улице, организаторы праздника раздают всем желающим жареное мясо и колбасу. На такие встречи часто съезжаются разъехавшиеся в разные концы страны местные жители, использующие праздник, чтобы навестить родные места и старых друзей.
    Ранее такие праздники устраивались только в сам день святого - 17 января. Сейчас они растягиваются на месяц - с 10 января по 10 февраля, так как в Испании на все храмы не хватает священников, и они попеременно благословляют домашних животных в разных приходах. Праздники в честь святого, которые особенно радуют детей, завершатся грандиозными фейерверками.
    В день св Антония покровителя животных испанцы балуют своих домашних питомцев.

    Преподобный Антоний Великий жил в III-IV в. Родители его были люди богатые, благородные и притом блав гочестивые. Они и воспитали сына в страхе Божием. Юноша любил читать Слово Божие и старался прилагать его к жизни. В 20 лет он лишился родителей. Устроив свою сестру, сам он пожелал удалиться из мира. Услышав в храме слова Христовы: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною» (Мф. 19:21), св. Антоний принял их за призыв Божий, продал свое имение, раздал нищим и поселился в пустыне близ одного старца. Ища совершенного уединения, он переплыл реку Нил и поселился в пещере. Здесь предался богомыслию, молитве, посту и труду. Тяжела была жизнь молодого пустынника. Ему приходилось терпеть и холод и зной и при этом еще разные искушения от дьявола. Дьявол всячески старался выжить св. Антония из пустыни: являлся ему в виде львов, волков, змей и скорпионов, которые рвались в его пещеру. Святой молитвой и крестным знамением отражал козни злого духа. «Господи, научи меня, как спастись; меня смущают помыслы!» - восклицал Антоний к Богу и увидел перед собой человека, который работал, а потом молился. Это был ангел, посланный Богом для указания Антонию средства к спасению. Через 20 лет подвигов святой Антоний достиг наконец светлого и спокойного состояния духа, и тогда Господу было угодно явить праведника людям для их спасения. Узнав о святом, многие приходили к нему: одни для наставления, а другие для жительства под его руководством. Таким образом явилось в пустыне много иноческих обителей и скитов, и Антоний был руководителем иноков, живших в этих обителях и скитах. Св. Антоний 85 лет провел в уединении, и за все это время только два раза оставлял пустыню и являлся в Александрию: один раз для укрепления христиан во время гонения от Максимилиана, в другой раз для противодействия ереси Ария. В это время он сотворил много чудес. «Как ты можешь жить в пустыне без книг?» - спросил Антония один ученый. «Книга моя - природа, которая всегда при мне», -отвечал он. Св. Антоний писал много писем к разным лицам. Когда наступил конец жизни святого подвижника, он дал наставление своим ученикам и приказал не хоронить его в Египте с суетной четью, а похоронить в пустыне. Скончался в 356 г. будучи 105 лет. Святой Антоний почитается учредителем пустынного монашеского жития.

    Молитва преподобному Антонию Великому

    О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами.

    Дата смерти святого Антония стала символом веры для католиков, которые на протяжении столетий просят у него помощи в делах и обретения смысла жизни в тяжелые периоды отчаяния. Святой Антоний прожил недолго – всего 35 лет, но сумел прославиться своими проповедями и деяниями на века.

    Родившись в старейшем городе Европы, португальском Лиссабоне 15 августа 1195 года, казалось, что его путь предопределён совсем в другом направлении. Его отец, знаменитый рыцарь-крестоносец, нарёк первенца Фернандо, надеялся на достойного приемника в борьбе с неверными. Но мальчик неожиданно выбрал монастырскую долю вместо воинской славы, в 15 лет став послушником, уйдя с головой в изучение слова Божия.

    Гибель отца и пятерых монахов-францисканцев, с которыми он был знаком, кардинально перевернули его мировоззрение. Смысл жизни он увидел в смерти, но не в бою, а от мучений за веру. В 25 лет он сменил имя и приход, вступив в орден францисканцев, образованный за несколько лет до этих событий (1208 г.), но уже снискавший уважение и признание своим аскетизмом, самопожертвованием. Тяжелая болезнь малярия, заставшая его в Северной Африке, разбила мечты обратить всех мусульман в христианство. Попавший в шторм корабль, плывший на родину, с несостоявшимся миссионером на борту, разбился у берегов Италии. Выживший чудом Антоний, принял это за Божью волю.

    Падуя, итальянская провинция, стала местом, где оставшиеся до смерти дни он сумел проповедями совершить великую миссию. Многочисленные еретики, на тот момент во множестве населявшие территории Италии, были обращены в веру, причём, иногда целыми городами. Та бурная деятельность, которую развернул Антоний, была особо отмечена главой и основателем ордена святым Франциском Ассизским. «Светоч ордена» - так звался молодой проповедник, открывающий новые монастыри и не боящийся только силой своего слова прекращать междоусобные войны.

    После смерти в 1231 году, он сразу же был канонизирован, причём так быстро это происходило лишь дважды в истории католической церкви. Некоторым, чтобы их деятельность признали святой, потребовались столетия. Просто удивительные события, которые нельзя не считать чудом, продолжались и после смерти.

    Жители Падуи, построившие в 1263 году особое место упокоения – базилику. Перенося туда останки святого, было установлено, что голосовые связки и язык, инструменты ораторского искусства, остались невредимы. Богословская деятельность Антония ставит его на одну ступень с Фомой Аквинским и другими Учителями церкви, которых насчитывается всего лишь 36 человек. В этот почётный ранг он попал в 1946 году.

    История жизни Антония позволяет считать его покровителем путешественников, у него просят помощи, когда потерялось что-то важное, ищут заступничества возлюбленные. Предельно скромный и нетребовательный, он всегда помогал бедным, за это, прославляя его, милостыню называют «хлеб святого Антония».

    Базилика, принадлежащая Ватикану, собирает под свои величественные своды миллионы католиков ежегодно. Но не только верующие, но и простые туристы с удовольствием посещают эту достопримечательность Падуи, более популярную даже, чем Кафедральный собор. 13 июня – особенный праздник не только у всех западных христиан, но и у жителей Падуи, ведь они отмечают день города, гордящегося своим святым, получившим отличительное имя Антоний Падуанский.

    Группа ученых представила в эту памятную дату 2014 года воссозданный образ головы святого. Реконструкция - дань памяти великому человеку, список чудотворений которого поражает верующих до сих пор.

    (~251–~356)

    Детство и отрочество преподобного Антония

    Преподобный Антоний Великий по происхождению был Египтянином. Родился он в 251 году, в благородной, богатой семье, в селении Кома (близ Гелиополя).

    Родители Антония были христианами, и он рос и воспитывался на Заветах Христа. Раннее детство Антония прошло в родительском доме. Когда же он достиг отрочества, и его полагали отдать для обучения грамоте, он предпочел оставаться ближе к родителям, не желая ни покидать отчий дом, ни общаться со сверстниками.

    В общем он был послушным ребёнком, охотно посещал Божий храм вместе с матерью и отцом, внимательно слушая, что там читалось. Несмотря на завидный семейный бюджет, Антоний не был избалованным дитятей, не требовал изысканных яств и прочих излишеств, довольствовался тем, что давали, а давали, в педагогических целях, умеренно.

    Призвание Божие

    По смерти родителей Антоний остался за старшего. На его плечи легла забота о хозяйстве и малой сестре. К тому времени он был достаточно взрослым человеком (по свидетельству древних источников ему было от 18 до 20 лет).

    Через несколько месяцев после того, как он осиротел, с ним произошёл случай, круто повлиявший на его дальнейшую жизнь. В один из дней Антоний, по обычаю и влечению сердца, направился в храм. По пути предался раздумьям: вспоминались апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом, вспоминались те верующие, которые, продавая имущество, приносили врученные средства и смиренно полагали перед Господними учениками.

    Едва он вступил за порог Божьего храма, как услышал слова, прозвучавшие словно из уст Самого Искупителя. Это были слова из Евангелия, обращённые к богатому юноше, которые произнёс и которые легли в основу одного из важнейших монашеских обетов — нестяжания. Смысл этих возвышенных слов — кто хочет быть совершенным, должен продать, что имеет и последовать за Спасителем — Антоний воспринял так близко, как будто они были адресованы лично ему.

    Выйдя из храма, он незамедлительно продал всё, что унаследовал от почивших родителей (а это был немало: одной только плодородной земли — десятки гектаров), часть средств раздал местным жителям, чтобы не беспокоили ни сестру, ни его самого, часть оставил сестре, а часть раздал нищим.

    В очередной раз войдя в храм Господень (вскоре после случившегося), Антоний услышал другие слова из Евангелия, располагавшие опираться на Промысл и вновь отнёс их к себе. Он тут же вернулся, раздал беднякам остатки имущества, вверил сестру попечению добродетельных дев, проживавших в обители, и, расположившись вблизи родного дома, предался уединению и молитвенным подвигам.

    Отшельничество

    Едва встав на путь строгой подвижнической жизни, преподобный Антоний не имел надлежащего духовного опыта и нуждался в советах мудрых людей. Ради этих советов время от времени он покидал место уединения и отправлялся на поиски тех, о ком слышал как о рачителях правды и добродетели. Получив от того или иного праведника мудрое наставление, он возвращался и продолжал упражняться в подвижничестве.

    Шаг за шагом обогащая свой опыт крупицами преподанной мудрости и внимательными наблюдениями за образом жизни Божьих угодников, он пополнял его и за счёт наблюдения за собой: внимал собственным помыслам, мыслям, желаниям.

    Вместе с тем преподобный Антоний занимался физическим трудом. Так он зарабатывал на пропитание, а от излишков жертвовал нуждавшимся.

    Жители окрестностей, видя добродетельность Антония, относились к нему с уважением и любовью.

    Постепенно Антоний приучил себя к более трудным подвигам. Нередко он проводил целые ночи в молитвенном бдении. Питался единожды в день после заката солнца, но бывало, что и один раз в два дня, и даже один раз в четверо суток. Пищей ему служил только хлеб с солью, а пил он лишь воду. Спал, как правило, прямо на голой земле, а укрывался рогожей.

    Решив усугубить подвиг уединения, святой Антоний удалился к гробницам. Затем, выбрав из нескольких одну, заточил себя в ней, завалив вход большим камнем. Предварительно он условился со знакомым, что тот будет приносить ему хлеб. Пребывая в гробнице святой испытал множество искушений, но при содействии свыше сумел преодолеть их и не только устоял на спасительном пути, а и окреп духом, возрос возрастом духовным.

    По некоторым подсчётам, преподобный Антоний подвизался в гробницах около 15 лет, затем, в 285 году, удалился на гору, располагавшуюся на востоке от Нила. Там он жил и трудился, прославляя Бога, на протяжении 20 лет.

    Когда он ещё только искал, где устроить жилище, обнаружил ограждённое, совершенно запущенное место. Люди давно там не жили; место было заполнено пресмыкающимися. Но как только это пустынное место сделалось местом жительства и подвигов преподобного, пресмыкающиеся удалились, словно их изгнала оттуда какая-то могучая сила.

    Антоний, заранее позаботившись о питании и имея с собой полугодовой запас хлеба (питался он до крайности скудно), укрылся внутри (воду для питья он добывал прямо там). В дальнейшем хлеб ему приносили два раза в год.

    Время от времени к нему приходили люди, искавшие встречи, но внутрь ограды не допускались. Иногда они проводили снаружи по нескольку дней. Если была на то воля Божья, Антоний беседовал с приходящими через небольшое оконце.

    Как-то раз очередные посетители, сами того не ожидая, услышали, что из-за ограды доносится странный шум, как если бы на внутренней территории находилась большая толпа: стуки, вопли, стенания. Среди этого странного гама улавливались и вполне отчетливые слова: кто-то настоятельно требовал от святого убраться прочь из пустыни и поскорей. Всмотревшись в стенное отверстие и не обнаружив за оградой никого постороннего, слышавшие уразумели, что стучащие и вопящие — демоны. Устрашившись, люди, естественно, стали кричать, звать святого Антония, а тот, подойдя к двери с внутренней стороны, посоветовал им положиться на Бога, не впадать в страх, и удалиться.

    Со временем к Антонию стало тянуться всё больше и больше людей. Многие стремились подражать его жизни, хотели поселиться подле него. Однажды, желая встретиться со святым богомольцем, люди взяли и выломали запертые двери. И тогда Антоний вышел к собравшимся. К тому времени он провёл в добровольном заточении (в крепости) около 20 лет.

    Многие из присутствовавших получили тогда исцеление, из кого-то были изгнаны бесы. Кроме того вдохновенною речью подвижник утешил страждущих, примирил находящихся в ссоре; кого-то убедил встать на иноческий путь. С этого времени в местных горах стали селиться желавшие встать на монашеский путь, стали появляться обители. Антоний, движимый волей Божьей, принял над ними духовное руководство. Монастыри в основном устраивались по подобию скитов.

    Около 308 года, при Максимиане, было развернуто очередное гонение на Церковь: потекла христианская кровь. Когда святых мучеников вели в Александрию, преподобный Антоний последовал за ними. Он готов был умереть за Христа, но не хотел провоцировать власти самостоятельно, вопреки Промыслу. В этот период он мужественно прислуживал исповедникам, содержимым в темницах, на рудниках. Влекомых в судилище он поддерживал словом, призывая к стойкости в вере и ревности.

    Судья, видя доблесть святого Антония и бывших с ним иноков, распорядился, чтобы они не появлялись в судилище, да и вовсе покинули город. Многие тогда посчитали за лучшее скрыться. Антоний же выстирал свои одежды и на другой день, словно бросая мучителям вызов, предстал перед игемоном во всём чистом. Но Богу была не угодна его скорая смерть.

    После мученической кончины епископа преподобный Антоний покинул Александрию и, уединившись, предался подвижничеству в своем монастыре.

    Между тем многие искали с ним встречи: кто-то для наставления, кто-то для исцеления, кто-то в силу иных причин. Видя, что люди идут и идут, он, ища покоя и не желая, чтобы о нём думали высоко, решил перебраться в Верхнюю Фиваиду, где его никто не знал и не ждал. Но когда он сидел на берегу в ожидании попутного корабля, Господь обратился к нему и сказал, что если он действительно ищет покоя, пусть идёт во внутреннюю пустыню.

    В связи с тем, что Антоний не знал дороги к назначенному месту, Господь повелел ему пристать к сарацинам, что тот и сделал. Через три дня пути Антоний увидел гору, окруженную равниной, на которой росло несколько пальм; под горой находился источник с прохладной и чистой водой. Место ему понравилось; он понял, что это то самое место, на которое указал голос свыше. Здесь Антоний остался, устроил себе келью, предался молитве, богомыслию и труду. Впоследствии эта гора стала известна под названием Внутренней или Антониевой.

    Сарацины, проходя по данному маршруту, доставляли Антонию хлеб. Со временем, дабы никого не обременять доставкой еды, Антоний возделал участок земли и посеял пшеницу. Но люди всё равно шли. Тогда он стал выращивать и овощи, чтобы приходящие, после трудного пути, могли подкрепить свои силы.

    Когда дикие звери стали докучать преподобному частыми повреждениями огорода, он, милосердно поймав одного, повелел ему именем Господа рассказать остальным, чтобы больше не приближались к посевам и грядкам и не наносили вреда. После этого случая звери, все как один, стали обходить огороды стороной.

    Когда Антоний состарился и ослабел плотью, благочестивые братия выпросили у него разрешения приносить ему раз в месяц овощей, елея и маслин. Согласно Житию преподобного, он отдавал приносящим (как бы расплачиваясь) корзины, которые изготавливал собственноручно.

    Однажды братия попросили Антония посетить их обитель, и он согласился. По пути у них кончилась вода и они погибали от жажды. И тогда Бог, по молитве святого, сотворил чудо: на том месте, где он молился пробился источник питьевой воды. Пробыв недолгое время среди монаществующих, Антоний вернулся на Внутреннюю гору и продолжил там совершать свои подвиги.

    Впрочем, время от времени он оставлял это место по разным обстоятельствам, ради угождения Богу.

    Постепенно к Антонию стало обращаться все больше и больше людей. Кого-то он исцелял, кого-то напутствовал.

    Со временем молва о великом подвижнике дошла до ушей царя и его сыновей. Те, желая получить от подвижника мудрое наставление, написали ему послания. Антоний же отказывался принимать эти письма, объясняя присутствующим, что следует удивляться не вниманию царя и его сыновей, составивших письма, а Богу, написавшему закон и открывшемуся через Единородного Сына. И только по вмешательству монахов, представивших Антонию, что те цари помогают христианам, но могут соблазниться, если послания будут проигнорированы, Антоний отправил ответ.

    О приближении смерти Антоний узнал заблаговременно. Перед своей блаженной кончиной он посетил монахов, живших на «Внешней горе», предупредил их, что скоро оставит сей мир и дал им последнее напутствие. Те стали слёзно упрашивать его остаться и принять смерть в их обители. Но он отказался и вернулся на Внутреннюю гору.

    Через несколько месяцев он заболел, а перед самой кончиной призвал двух монахов, живших при нём (по причине глубокой старости) и прислуживавших, по-христиански простился с ними и завещал похоронить его тело в земле. В 355 или 356 году (день памяти: 17 января) преподобный Антоний мирно отошёл ко Господу.

    Борьба святого Антония с диавольскими кознями

    Ещё в самом начале подвижнической жизни Антония ненавистник добра и завистник, диавол, зная о его успехах на пути в Царство Небесное и не желая с этим мириться, возвёл против него брань, стал создавать всевозможные претыкания, вить путы, раскидывать сети.

    Поначалу он силился искушать преподобного, возбуждая воспоминания о богатстве; внушая мысли об оставленной сестре, об удобствах, изысканных яствах, немощи плоти и многотрудности монашеского поприща. Всем этим козням святой противопоставлял сердечную молитву, стойкость духа, искреннюю веру и твёрдую надежду на Бога, непреклонную любовь.

    Не довольствуясь поражением, диавол принял женское обличье и явился Антонию ночью, но тот, вместо того, чтобы разжечься блудною страстью, воспламенился ревностью о Господе, привёл на ум мысль об адском огне и угасил жар сатанинского обольщения.

    Диавол, видя, что не одолевает, но сам одолевается ревностным подвижником, призвал дружественных ему духов, явился к Антонию ночью и так жестоко избил его, что тот остался лежать на земле без признаков жизни. По свидетельству преподобного, эти побои были настолько болезненными, что не шли в сравнение с болью, причиняемой побоями от людей. Господь не оставил святого без помощи и утешения. Антоний был исцелён и продолжил славить Владыку новыми подвигами.

    Раздосадованный сатана, разрываясь от злобы и ненависти, вновь приступил к подвижнику. На этот раз он задумал сломить волю святого, доведя его до состояния отчаянного ужаса. С этой целью среди ночи был произведён сотрясающий гром, от которого стены жилища Антония словно распались. В этот момент с разных сторон на подвижника ринулись демоны в образе диких, свирепых зверей. Всем своим видом звери демонстрировали, что готовы наброситься на Антония: лев сгруппировался для прыжка; волк обнажил оскал; змий извивался, готовясь к атаке; вол напрягся, чтобы бодать.

    Уязвляемый незваными визитёрами, Антоний испытывал сильнейшую физическую боль, но без страха в душе. Наконец, он изобличил демонов, сказав им, что если бы они и действительно обладали могуществом, то достаточно было бы прийти одному; но так как их много, значит Бог отобрал у них силу. Потом, оградившись щитом веры, добавил, что если они в состоянии причинить ему то, чем пугают, — пусть нападают; если же у них такой власти нет, нечего и стараться. После этого мужественного заявления кровля как будто разверзлась и сквозь освободившееся пространство проник световой луч. Демоны стали невидимы, боль исчезла, жилище приобрело прежний вид. Антоний предался молитве, Бог ободрил его, а посрамленные духи рассеялись, словно дым.

    В следующий раз диавол изощрился представить Антонию серебряное блюдо, имея в виду прельстить его через помысел сребролюбия. Но когда преподобный уразумел в этом мерзкий подвох и произнёс, что блюдо будет диаволу в погибель, — блюдо исчезло.

    Однажды демоны посетили Антония в призраке света, стремясь убедить его в том, что они — от Бога. Но Антоний сомкнул свои очи и предался молитве, после чего свет исчез. В другой раз сатана, стремясь сломить дух Антония, назвался Богом и Промыслом Божьим. Однако и эта уловка осталась безрезультатной.

    Случилось, что диавол наслал на святого стаю свирепых гиен. Но Антоний не дрогнул, а Господь не попустил Своим тварям наброситься на Антония, и они ушли откуда пришли.

    Много и других козней строил ему враг; он же отражал их верой, упованием и молитвой.

    Духовное наследие

    Антоний Великий не был церковным писателем в традиционном понимании этого слова. Несмотря на это до нас дошло множество его поучений, составленных теми или иными добролюбцами. Среди прочих пособий можно выделить:

    Святой Антоний Великий: житие

    Святой Анто ний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

    Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим.” Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

    Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, - в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. “Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?” - воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. “Я был здесь, - сказал ему Господь, - и ждал, пока не увижу твоего подвига.”

    Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне.” Вдруг он видит: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься,” - сказал ему ангел Господень.

    Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

    Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” - был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фиваи ду,” отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх - в Фиваиду, или вниз - в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню.” Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

    Через три для пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.

    Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фиве йский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне. После братского лобзания, Павел спросил Антония: в каком положении род человеческий? какое правление в мире? остаются ли еще идолопоклонники? Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление ариа нства - горькой. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб. “Щедр и милостив Господь,” воскликнул Павел: “Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб.”

    На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, (знаменитого борьбой за Православие против арианской ереси. чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию , я видел Иоанна, я видел Павла в раю.” На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

    “Зачем, Павел, не дождался ты меня? - воскликнул Антоний. - Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

    Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

    Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника - аввы (авва, евр. слово - значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

    Преподобный Антоний Великий: икона

    Преподобный Антоний Великий: молитва

    Тропарь преподобному Антонию Великому, глас 4

    Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2

    Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

    Молитва преподобному Антонию Великому

    О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена ), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



    
    Top