К каким сказкам создал иллюстрации билибин. Иван Билибин – великолепный мастер «древнерусской» иллюстрации

Я открою вам страшную тайну! Есть на свете оружие массового поражения, которое бьет безошибочно и точно. И убивает наповал. Это равнодушие!

Это удивительно, но факт. Причем в глобальных масштабах это тоже действует.

Что же касается человека, то ничто так не унижает, не возмущает и не разрушает его, как равнодушие окружающих.

Как вы думаете, почему совершаются на свете страшные, эксцентрические, чудные, странные поступки? Почему люди сходят с ума от ? Почему происходят войны, в конце концов? Причина одна – инициаторам и разжигателям всего этого безобразия не хватает внимания к их персоне.

Ведь что такое внимание? Это обозначение твоего присутствия в мире. Пусть это даже будет негативное внимание, гнев или возмущение. Все равно! Ты будешь замечен. А значит, получишь некую долю социальных поглаживаний или шлепков. Ту человеческую энергию, которая даст тебе силы жить.

«Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие. Вот истинно вершина бесчеловечности. В конце концов, моя дорогая, если присмотреться к людям, ты сама удивишься, до чего ненависть похожа на любовь» . Бернард Шоу.

Недаром говорят, что от любви до ненависти один шаг. А все потому, что и любовь, и – это мощные энергии внимания к вашей личности. То есть то, чего требует ваше существо.

Иногда равнодушие окружающих может оказаться стимулом к развитию. Оно заставляет человека из кожи вон лезть, чтобы доказать свою значимость. Скажите честно, неужели вы никогда ничего не делали, чтобы доказать, что вы умнее, красивее, хитрее, добрее? «Я вам докажу, вы еще поплачете без меня, я вам еще покажу!» - вертится иногда в голове. Знакомо?

Смею утверждать, что большинство человеческих поступков замешаны именно на этой мотивации: «Хочу, чтобы меня заметили!» «Посмотрите на меня!» «Видите, какой я хороший (смелый, умный, мудрый, красивый и т.д.)!»

Одна из ведущих человеческих потребностей связана с признанием. Мы жаждем того, чтобы окружающие заметили нас. Оценили. Приняли в свою стаю. Полюбили, в конечном итоге. Нам хочется быть любимыми!

Иногда для того, чтобы испытать это чувство, пусть оно даже будет обманным, мы готовы унижаться и просить. Попадать в зависимость и забывать о собственных потребностях, посвящая себя тому, кого мы любим. Но попробуйте честно ответить на вопрос: «Вы это делаете для него или для себя?» Только честно. Даже в любви мы зачастую ориентированы на собственные переживания, собственные жертвы, которые обязательно должны вознаграждаться. А если не вознаграждаются и любимые проявляют к нам равнодушие или невнимание, мы страдаем.

О, это поистине страшное оружие. Причем во всех смыслах. Можно даже сказать, что это страшное дьявольское оружие, с помощью которого люди способны уничтожить саму жизнь (если будут равнодушны к проблемам Земли).

Что мы знаем о равнодушии?

Во-первых , равнодушие страшнее ненависти. Это самое жестокое оружие, которое только можно придумать. Если вы не знаете, как победить своих врагов, вы можете убить их простым и доступным способом. Игнором. Полным и окончательным. Таким, который автоматически превращает живого, теплого человека в пустое место. Даже не в труп, а просто в ничто. Помните, что это очень жестокое и бесчеловечное оружие.

Во-вторых , способствует распространению зла. "Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство." (американский поэт Ричард Эберхарт).

В-третьих , равнодушие – это убийца. Оно уничтожает желания и мечты. Безразличный превращается в живой труп, которого ничто не держит на этой планете. Как правило, такие люди умирают.

Равнодушие к человеку со стороны окружающих может привести к его болезни и смерти. Особенно если ему не удается завоевать внимание, даже отрицательное. И не умея добиваться положительного внимания и любви, каждый изгой изо всех сил будет стремиться достичь хоть какого-то, пусть даже обратного эффекта. Потому что это тоже результат, доказывающий ему, что он существует!

В-четвертых , равнодушие как способ уйти от бренности существования в ничего общего не имеет с равнодушием-пустотой, о котором идет речь в этой статье. Так называемое просветление, освобождение от мыслей и страстей, пустота, к которой стремятся буддистские монахи - есть лишь способ наполниться высшим смыслом. Но никак не равнодушие.

Не создавайте пустоты

Всем известно правило сообщающихся сосудов? Закон заполнения пустот требует того, чтобы пустоты не было. Если мы ее создаем, мы убиваем сами себя. «Есть два способа убить себя – самоубийство и безразличие» . (Джонатан Коу).

Поэтому применяйте это страшное оружие очень осторожно. Да, конечно, на какое-то время можно послать в игнор всех своих виртуальных или реальных обидчиков. Но пройдет время, и пустое место может заполниться новыми троллями. Поэтому равнодушие – лишь временный, тактический ход. Сигнализирующий тому, кто плохо себя ведет, что он неправ.

Многих людей держит в тонусе жизни один только внимательный взгляд совершенно чужого человека. Подумайте об этом. И посмотрите вокруг этим внимательным и добрым взглядом.

Основной нашей стратегией должна оставаться А ей равнодушие не свойственно по определению.

Равнодушный человек или «пофигист» - персонаж, отлично дополняющий картину сегодняшнего мира и даже претендующий на статус «положительный». Задавшись какой-нибудь целью, он способен сконцентрироваться на ней до такой степени, что остальные сферы его жизни (включая заботу о благе близких) отойдут на второй план.

Эта способность в современном социуме называется целеустремлённостью (некоторые психологи называют её относительным пофигизмом) и считается положительным качеством. Абсолютный «пофигист» от относительного отличается тем, что безразличен не только к потребностям других людей, но также и к своим собственным.

Идеальной формой равнодушия считается разумный «пофигизм». Привлекательность этой формы безучастия в том, что, независимо от того, какое впечатление о себе этот человек оставит, равнодушным он останется в любой ситуации, «не замечая» негативных событий. Но если он всё-таки заметит нечто негативное, то не придаст этому значения.

Социологи называют равнодушием сознательный отказ человека от участия в переменах, касающихся не только его собственной жизни, но и жизни общества. Равнодушный не переживает о других, склонен к бездействию и постоянно находится в состоянии апатии.

Равнодушие свойственно многим людям и не возникает без причин. Один равнодушный человек с детства получал всё, о чём пожелает, вырос эгоистом, привык думать только о себе и ему наплевать на остальных. Другой, воспитанный в атмосфере взаимоуважения, но оказавшийся в ситуации, когда на сделанное им добро ответили злом, потерял веру в справедливость и умышленно закрывает глаза на чью-то жестокость.

Люди, относящиеся ко второму типу, не желая, чтобы неприятная ситуация повторилась снова, отстраняются от происходящего и часто проходят мимо жестокости. Но есть ещё и третий тип людей. «Каждый получает то, что заслужил. Вмешиваясь, я мешаю им исправить то, что натворили их предки или они сами, в своих прошлых жизнях», - таков ход их мыслей.

О причинах равнодушия

Одной из причин равнодушия может быть психическое расстройство - состояние, находясь в котором, человек не умеет проявлять эмоции. Сострадание - чувство, недоступное для его понимания. Таких людей часто называют прагматами, флегматиками, сухарями, но обидными словами невозможно изменить ситуацию, особенно если причина расстройства психики - серьёзная физическая травма.

Не менее опасны подростковые психологические и телесные травмы, полученные из-за любовных переживаний. Юный, но равнодушный человек, даже единожды испытавший сильную душевную (или телесную) боль, может навсегда разувериться в людях.

Дефицит ласки и тепла, испытанный в детские годы, - тоже неплохой «строительный материал». По статистике, большинство безучастных людей были «недолюблены» в детстве.

«Люди, оставайтесь равнодушными!» (девиз психопата)

Специалисты из области психиатрии слово «равнодушие» часто заменяют медицинскими терминами «апатия» и «отрешенность». Стоическое спокойствие, свойственное равнодушному человеку, официальная медицина считает серьёзным психическим отклонением.

Апатия - это психологическое расстройство, подстерегающее абсолютно всех, - и счастливчиков, и неудачников. Она может возникнуть у любого человека, независимо от его психологической и материальной состоятельности. Основной причиной апатии, а, следовательно, равнодушия, некоторые медики называют скуку. Именно от скуки, считает группа специалистов, не застрахованы даже самые счастливые семьи, имеющие работу своей мечты и воспитывающие талантливых и послушных детей.

Также причиной недуга может стать усталость - как эмоциональная, так и физическая. Равнодушный человек часто страдает от приступов он депрессивен, не заводит знакомств и не строит планы. Собственная жизнь кажется ему унылой и бесполезной.

Весёлого и общительного человека в равнодушного и апатичного может превратить ситуация:

  • не имеет возможности отдохнуть;
  • пережил смерть близких людей или увольнение с работы;
  • когда равнодушный человек, хуже других адаптируясь в социуме, стыдится своих естественных потребностей;
  • страдает от непонимания со стороны окружающих;
  • находится под давлением человека, от которого зависит;
  • когда он принимает гормональные препараты.

Психологи советуют искать причины равнодушия во внутреннем мире больного - там, где «обитают» все его обиды и желания. Специалисты из области психологии рассматривают безразличие как способ защититься от стресса и негатива.

Многие люди, страдающие психологическими расстройствами, умышленно надевают «маску» безучастности в надежде закрыться от враждебного мира, который так долго отвергал их.

Равнодушие глазами философа

Философы рассматривают равнодушие как моральную проблему, в основании которой - утраченное осознание значимости каждого человека как уникального индивида. Постепенно превращаясь в орудие для достижения собственных целей, рассматривая друг друга как товар, люди сами становятся вещами.

Чем опасно равнодушие? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобрать сам термин. На мой взгляд, равнодушие – это безучастное отношение к людям, к окружающему, к происходящему. Люди с этим качеством встречались во все времена. Причины безразличия бывают разные, но можно с уверенностью сказать, что оно напрямую связано с эгоизмом. Равнодушные ко всему люди не могут быть не эгоистами. И сейчас мы попробуем понять, чем же всё-таки опасно безразличие.

В литературе мы можем увидеть множество примеров человеческого равнодушия, а также его последствия. Кроме того – ситуации, в которых люди проявляют своё безразличие, и, может быть, внутренние терзания эгоистичных героев произведений.

Давайте же рассмотрим пару примеров из художественной литературы.

Тема равнодушия поднимается в произведении Н. В. Гоголя «Шинель». В этой повести автор представил образ маленького человека со своими маленькими желаниями и возможностями. Мечта о шинели для Акакия Акакиевича была единственной радостью жизни. С целью заработать на нее, он экономил на всем: даже ложился пораньше спать, чтобы не тратиться на свет. Наконец, купив шинель, главный герой безмерно счастлив, все хвалят его приобретение. Но, возвращаясь поздним вечером домой, Акакий Акакиевич остаётся без шинели. Его обворовывают и оставляют в сугробе.

Люди, совершившие это злодеяние, я уверен, самые что ни на есть эгоисты. Их не волновало, что это за человек, как он скрупулёзно копил деньги на шинель, насколько она для него была важна. Они думали лишь о себе, а их равнодушие будет дальше толкать воров на новые злодеяния.

Кроме того, примером из литературы может служить рассказ «Человек в футляре» А.П. Чехова. Главный герой произведения – Беликов, учитель греческого языка. Он был известен на весь город из-за своих «футлярных» соображений. Беликов всегда пытался себя оградить от всего, а к любым отклонениям от нормы относился негативно. Случилось так, что в гимназию назначили нового учителя, приехавшего вместе со своей сестрой, которая сразу произвела впечатление на всех в гимназии, считая Беликова. Главный герой гуляет с ней, влюбляется. Однако на него производит очень тяжёлое впечатление карикатура, на которой он изображен, а потом и смех возлюбленной, очень сильно задевший Беликова. Придя домой, он ложится спать, а через месяц умирает. И в данном произведении мы отчётливо видим, как общество не понимает и не принимает соображения отдельно взятого человека. Оно относится к нему безразлично, равнодушно, что в итоге и губит главного героя.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что последствия равнодушия людей зачастую очень трагичны, и это подтверждает огромное количество примеров из жизни и литературы. Безразличие – одно из худших качеств человека, которое губит не только его самого, но и всех окружающих.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Билибин Иван Яковлевич – русский живописец, автор многих картин, графических рисунков и ярких иллюстраций к русским народным сказкам, легендам и былинам. Кроме этого, он занимался оформлением театральных постановок. Иллюстрации Ивана Билибина к сказкам особенно уникальны и красочны, так как созданы в неповторимой манере.

Путь к творчеству

Затем отправился в Мюнхен, где учился в мастерской популярного на то время художника Антона Ашбе. По ее окончании вернулся на Родину, в любимый Санкт-Петербург, где продолжил обучение мастерству живописи у самого Ильи Ефимовича Репина.

Выражение «русская народная сказка» – вне всякого сомнения – рождает в фантазиях и понимании человека страшную и ужасную Бабу-ягу в ступе, прекрасную Василису и Ивана-царевича.

Да это, безусловно, так, ведь рождены они были и врезались в память многих поколений, благодаря фантазии, трудам и художественному мастерству русского живописца – Ивана Яковлевича Билибина. Все без исключения его картины проникнуты духом модернизма и любовью к своей земле, ее культуре, обрядам и сказаниям.

За свою недолгую жизнь Иван Билибин создал много картин, но есть среди них, конечно же, наиболее известные работы, которые по достоинству оцененные во всем мире. Ниже представлены самые известные картины-иллюстрации Билибина к сказкам и былинам.

«Иван-царевич и Жар-птица» (1899), к сказке «Иван-царевич и серый волк»

Истинное волшебство эта Жар-птица, не похожая на других. Именно эту птицу удается подкараулить и схватить за хвост (как удачу) Ивану-царевичу. Но поймать ее все-таки не удается, в руке остается лишь перо дивного птаха. Это полотно объединяет осязаемые образы и важные идеи, благодаря чему картина наполнена огромным смыслом.

«Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги» (1899), к сказке «Василиса Прекрасная»

Картина отображает совершенно иную сторону злой Бабы-Яги, которая, несмотря на свой нрав, все же помогает прекрасной Василисе в ее ежедневных трудах и проблемах. На картине большое количество ярких цветов, кроме этого пропорционально представлено единение человека с матушкой-природой.

«Баба-яга» (1900), к сказке «Василиса Прекрасная»

На этой картине образ злой Бабы-яги отображен в ступе, которая летит над самой землей. Такой образ свидетельствует о приземленных верованиях людей того времени. Кроме этого, образ старой Яги символический, ведь в ее руке метла, с которой в то время было связано много поверий русского народа.

«Жил-был царь» (1900), к сказке «Царевна-лягушка»

Русский царь – это русская душа. Вся сцена наполнена блестящим цветом и украшена многочисленными оттенками, в результате чего создается приятная внутренняя гармония.

«Иван-царевич добрый молодец и три его сестры» (1901), к сказке «Марья Моревна»

Невооруженным глазом видно, что художник создавал это полотно, опираясь на старорусские рукописи. В результате получилась прекрасная картина, которая продолжает радовать своей красотой наших современников.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (1901), к одноименной сказке

Здесь все начинается с красоты русской земли. Пейзаж, природа, флора и фауна – целый ансамбль изображен на этом холсте, на фоне которого брат и сестра, главные герой сюжета сказки. Таким образом мастер выражает свою любовь к родной стране, ее природе, истории и культуре.

«Вольга с дружиной» (1903), к былине «Вольга»

Центральным сюжетом этого полотна стала русская жизнь в древние времена и борьба русского народа за право быть свободными. Орнаментальное богатство поражает и остается актуальным даже в наши дни.

«Во все время разговора он стоял позадь забора» (1904), к «Сказке о царе Салтане»

Эта иллюстрация к сказке показывает индивидуальность и непохожесть стиля Билибина на работы других авторов. Царь Салтан наделен индивидуальными качествами, покладистым нравом и особенной душой. Картина впечатляет обилием орнаментов и древнерусских узоров, которые украшают даже самые мелкие части полотна.

«Звездочёт перед Дадоном» (1906), к «Сказке о золотом петушке»

Непростая сюжетная композиция, обладающая своим характером и особым окрасом иллюстраций. Заметно, что каждая деталь проработана художником, поэтому неповторима и уникальна. Все герои картины ярко выражены, отчего полотно становится намного естественнее.

«Стрельчиха перед царем и свитой» (1919), к сказке «Поди туда – не знаю куда»

Настоящий русский сюжет, ярко отображающий всю глубину русской души, культуру народа российского, его традиции и устои того времени. Это полотно наполнено огромным количеством красок, благодаря чему выглядит единым целым.

Все без исключения иллюстрации Ивана Билибина наполнены смыслом и уникальной графикой, имеют свою структуру и особенное настроение. Из настоящих и реальных орнаментов, а также детальных мелочей художник создавал наполовину реальный, наполовину вымышленный мир. Кроме выше перечисленных иллюстраций, замечательным русским художником Билибиным Иваном Яковлевичем еще было создано огромное количество различных иллюстраций к сказкам Великой Руси и ее былинам.

Сказка "Василиса Прекрасная"

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов - Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

Фрагмент портрета Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева 1901

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками. В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись.

Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) - мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.

Сказка "Василиса Прекрасная" 1900

Сказка "Василиса Прекрасная" Черный всадник 1900

Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905-1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

Сказка "Василиса Прекрасная" Красный всадник 1902

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. Сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах - выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом - такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.

"Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке" 1899

Былина "Вольга" Вольга с дружиной 1903

В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет - оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).

Голынец Г.В. И.Я.Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.5

"Сказка о царе Салтане" 1904

Сказка "Марья Моревна" 1901

Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" 1901

Сказка "Перышко Финиста Ясна-Сокола" 1900

Сказка "Царевна-лягушка" 1901




Концовка к "Сказке о рыбаке и рыбке"

Иван Билибин, проживавший в 1920-е годы в Каире, неожиданно получает письмо из Петрограда от своей бывшей ученицы Шурочки Щекатихиной. Билибин до того тронут этим письмом, что в ответ посылает телеграмму: «Выходите за меня замуж». Через два дня Шурочка присылает свое согласие. Как ни странно, брак сложился удачно и Билибин прожил с Шурочкой всю свою жизнь.




Top