Отзывчивость в рассказе дети подземелья. Милосердие – это… (В Г Короленко “Дети подземелья”)

Теме милосердия посвящен рассказа В. Короленко «В дурном обществе» (сокращенный вариант носит название "Дети подземелья"). В этом произведении идет речь о том, как сострадание, зародившись в детском сердце, нашло отклик даже в очерствевших душах взрослых людей. Сочинение на тему «В дурном обществе» - одно из творческих заданий, способных заложить фундамент в гуманистическом мировоззрении школьника.

Сюжет произведения

В центре повествования - мальчик Вася, лишенный отцовского внимания. Он предоставлен самому себе и проводит большую часть своего времени на улице, среди неблагополучных социальных элементов. Отец его является вполне успешным членом общества, однако горе от потери горячо любимой жены поглощает его всецело. И если на дочь, которая похожа на мать как две капли воды, он в своем сердце находит немного нежности и внимания, то сын растет как трава. Где он пропадает целыми днями и в чем заключается причина его радостей и печалей, никого не интересует.

Мальчик тем временем изучает окружающую жизнь, начиная со знакомства с обитателями полуразрушенного замка. Живут в этих развалинах нищие. Примечательно, что даже в мире этих людей, лишенных всего необходимого для полноценной жизни, находится место жестокости и несправедливости. В замке происходит раскол. Некий Януш, в прошлом графский слуга, обладает правом решать, кому жить в развалинах, а кто должен покинуть эти «славные» стены. Вследствие этого образовывается новый слой бездомных, которым ничего не остается, как поселиться в подземелье.

Пристанище изгнанников находится под склепом разрушенной часовни. Об этом месте никто не знает, пока его случайно не обнаруживает Вася. Сочинение на тему «В дурном обществе» следует писать на основе событий, которые следуют за этим открытием.

Тыбурций

Руководителем тех, кого изгнали из замка, является довольно колоритная личность. Зовут его Тыбурцием, и о его прошлом мало что известно. Этот человек имеет простонародную внешность и аристократические замашки. Он весьма образован и регулярно развлекает публику на городской ярмарке длинными цитатами из произведений античных авторов.

Те, кто остался жить в замке, считают изгнанников во главе с Тыбурцием представителями дурного общества. Главарь же является фигурой довольно противоречивой. При внешней грубости он обнаруживает тонкую чувствительную натуру. А потому в сочинение на тему «В дурном обществе» стоит включить характеристику этого персонажа. Тыбурций не является главным героем, но отношения Васи к нему дает представление о положительных качествах мальчика.

Дурное общество

В рассказе подробно описываются и другие персонажи. Это и полубезумный профессор, постоянно бормочущий себе под нос что-то, и свирепый штык-юнкер Заусайлов, и фантазер Лавровский. Пристальное внимание автора к этим героям не случайно. Повествование ведется от лица Васи. И он, рассказывая об этих людях, демонстрирует свои душевные качества. Его интересуют те, кому тяжелее всего. Страдание каждого из них хотя и скрыто под образом довольно неприглядным, не оставляет мальчика равнодушным.

Сочинение на тему «В дурном обществе» можно посвятить этим интересным персонажам, поскольку именно они послужили первым толчком к развитию в душе Васи таких важных человеческих качеств, как милосердие и сострадание.

Валек и Маруся

Вася узнает, что в подземелье живут дети Тыбурция. Мальчик никогда ранее не знал, что такое настоящая дружба. Имея отца и сестру, он был одинок. Общению с Соней препятствовала строгая няня. В отцовском доме считали, что Вася на сестру оказывает отрицательное влияние. Но знакомство с Валеком и Марусей открыло для мальчика новый, не веданный ранее мир. Он видит, что дети нуждаются и голодают, и стремится им помочь, принося из своего сада для них яблоки. И он счастлив оттого, что нужен им и доставляет им радость. Сочинение «В дурном обществе» - это творческая работа о настоящей дружбе между детьми на основе известного художественного произведения.

Столкновение двух миров

Жизнь новых друзей Васи ничего не имеет общего с той, к которой привык мальчик. Он видит, что Валек ворует еду. Но знает о том, что делает это сын Тыбурция ради своей сестры. Позже мальчик из благополучной семьи понимает, что все обитатели «дурного общества» живут за счет украденного. Но он не осуждает их, хотя открытие и оставляет в его душе неприятный осадок.

Главная идея письменной работы по этому произведению - сострадание превыше всего. Именно на этой мысли должно быть основано сочинение. Короленко в «дурном обществе» изобразил лишних людей, то есть личностей, которые вызывают в окружающих лишь презрение. Этот рассказ призывает к милосердию. А сочинение на тему «Дурное общество», написанное осмысленно, зародит, возможно, в школьнике лучшие чувства. Ведь почти в каждом классе присутствуют мальчики и девочки из так называемых Но редко встречаются педагоги, способные рассказать ученикам о сострадании, в котором нуждаются такие дети.

Кукла

Следует перечитать эту главу до того, как начать писать сочинение. Короленко («В дурном обществе») говорит о формировании душевного мира. Сострадание может зародиться в сердце ребенка, но не найдя отклика у взрослых, исчезнет и, возможно, никогда не вернется.

Куклу Вася взял у своей сестры. Он надеялся на то, что эта игрушка спасет смертельно больную Марусю. За этот поступок мальчик был наказан, но, несмотря ни на что, не признался в том, где обитают изгнанники. Весьма печальным событием, а именно смертью дочери Тыбурция, заканчивается рассказ «В дурном обществе». может быть написано на основе различных произведений. Русские писатели затрагивали ее не раз. Однако начинать следует именно с рассказа

Сочинение «В дурном обществе» побудит его автора взглянуть на себя со стороны и задать себе такие вопросы: «Смогу ли я сдержать слово, если это потребуется?»; «Способен ли я на настоящий поступок?» Это творческое задание позволит проанализировать главную идею автора рассказа. И это, быть может, предопределит его судьбу. Ведь не зря один из писателей назвал вовремя прочитанную книгу огромной удачей.

Аргументы к написанию сочинения ЕГЭ 11 класс

1 проблема веры в безграничные возможности человека, в его способность противостоять любым жизненным трудностям: Дж. Олдридж «Последний дюйм» Десятилетний Дэви не растерялся в тяжёлые минуты, когда его отец после нападения акул чудом остался в живых. Мальчик, преодолевая страх и ужас, сумел перевязать раны отца и вести самолёт по его указке. Так они благополучно добрались до аэродрома в Каире, и врачи сумели спасти Бену жизнь. Трудности, совместно преодолённые испытания сплачивают и объединяют людей, даже если между ними лежит целая пропасть. Рассказ Олдриджа – это ещё один яркий пример веры в безграничные возможности человека, в его способность противостоять любым жизненным трудностям, если рядом есть товарищ, на которого можно положиться.

2 Проблема подлинных и мнимых ценностей: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Безымянный герой из Сан-Франциско умирает в ресторане первоклассного отеля на побережье тёплого моря. А те люди, которые ещё недавно стремились ублажить любую прихоть господина, стремятся избавиться от тела как можно быстрее и во что бы то ни стало. Назад господин едет уже не пассажиром первого класса, а обременяющим грузом, небрежно брошенным в чёрном трюме. Могущество господина из Сан-Франциско, как утверждал А.Т. Твардовский, оказывается эфемерным перед лицом одинакового для всех смертного итога.

3 Проблема милосердия, сострадания, отзывчивости, бескорыстия, взаимопомощи: «Юшка» Безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

Вася, главный герой произведения В. Короленко «В дурном обществе», изменился после встречи с «детьми подземелья». Эти изменения повернули его к людям, превратили в доброго и сострадательного человека. Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом. История, рассказанная В.Г. Короленко, - урок милосердия и любви к людям.

Многие современники А.П. Чехова в своих воспоминаниях отмечали такие черты натуры писателя, как сострадание, милосердие. Проявлялись они в том, что Антон Павлович делал подарки людям, которые в чём-либо нуждались. И делал он это тайно, чаще всего посылая их в виде сюрпризов по почте. А буквально на смертном одре Чехов хлопотал о переводе какого-то студента, сына дьякона, из одного университета в другой. Пожалуй, это единственная просьба, оставшаяся невыполненной, да и то по причине вполне уважительной: Чехов умер.

Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

О человеческом бездушии, равнодушии к чужой беде с необыкновенной открытостью и силой трагического переживания книга Валентина Распутина «Деньги для Марии». Недостача в 1000 рублей становится бедой для семьи Марии и Кузьмы. Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии: люди, готовые оказать помочь и и люди завистливые, корыстные, жадные. Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»

4 проблема нравственного выбора: В финале драмы Ф. Шиллера «Разбойники» Карла Моора охватывают тяжёлые сомнения. Он задаётся вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл. Понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Крл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор желает добровольно сдаться властям. Автор изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, задавшись вопросом: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником? Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения.

5 Проблема (запоздавшего)раскаяния человека: В рассказе «Цифры» И.А. Бунин выступает замечательным психологом, повествуя о человеке, которого много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. С горечью говорит дядя о своей гордости, раздражении, которые погасили радость маленького мальчика, беспощадно анализирует своё поведение, не пытаясь прикрыться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Грустная и поучительная история, ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях.

6 проблема выбора жизненной позиции, призыв к гражданской активности:

Ф. Кривин «Два камня» Осуждение пассивности мы находим в сказке Салтыкова-Щедрина «Примудрый пискарь», главный герой которой – «умеренно-либеральный пискарь» - всю жизнь просидел в своей норе, не сделав ничего полезного. В этой сказке, как и в произведении Ф. Кривина, следует видеть не только политический подтекст, но и общечеловеческий смысл.

В «Премудром пискаре» М.Е. Салтыкова-Щедрина столетний пескарь, проживший свою жизнь в одиночестве, никому не доверявший, боявшийся всех и вся, так и не решился хотя бы раз совершить какой-либо стоящий поступок, он, больной и умирающий, без друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно куда. А жил ли вообще когда-нибудь этот пискарь? Никто с ним не общался, не видел его, советы «премудрого» никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в собственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь протечёт бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнёт или заплачет.

А. П. Чехов «Ионыч» гибнет в Ионычечеловек , призванный служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеколюбие. И в этом основа его нравственного падения. Деньги, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность, бесцеремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь – все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «поляк надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».

Рассказ учит вырабатыванию в себе силы сопротивления обстоятельствам, наглядно показывает, что может стать с человеком, поддавшимся губительному влиянию уродливой среды.

Два мира - мир богатых и бедных - это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.

Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте». Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо» - девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.

Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.

«Равнодушие и отзывчивость»

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.

Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.



Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения.

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль »

Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор »

В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.



М. Горький «На дне »

В драме писатель показывает, как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны).

В. Железников «Чучело »

В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание »

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других.

В произведении «Дети подземелья» писатель Короленко поднимает важные вопросы. Автор размышляет о безразличии, бедности и душевной черствости. Но вместе с этим писатель указывает на положительные качества характера – милосердие, мужество, сострадание. Именно добром нужно искоренять зло из сердец людей.

Духовные ценности героев

Социальные проблемы возникают там, где наблюдается падение моральных ценностей. В произведении «Дети подземелья» мы видим большое полноценное общество, внутри которого прячется более мелкая группа людей. Они являются бродягами. Остальные успешные люди их отвергали и презирали.

К бродягам относится Валек и Маруся. Для выживания ребята ведут асоциальный образ жизни – воруют и просят милостыню. Бродяги на своем жизненном пути встретили Василия. Это совсем другой представитель общества. Он ведет спокойную и размеренную жизнь, не переживая о завтрашнем дне. Но мальчик вынужден был рано повзрослеть, так как потерял маму. Отец при этом замкнулся в себе и не уделял времени сыну. Он полностью лишит Васю своего внимания. Мальчик начинает бродяжничать и обретает новых друзей. Эта связь отлично демонстрирует, что истинное понимание не зависит от социальных классов. Разделение на слои не должно указывать человеку, с кем дружить и общаться.

В обществе бродяг Василий понимает ценность настоящих человеческих качеств. Он демонстрирует милосердие и доброту. Мальчик помогает своим новым знакомым. Он ничего не ждет взамен, делая все от чистого сердца. Вася был одинок в собственной семье, а тут он обретает верных и хороших товарищей, которые дарят ему необходимое душевное тепло.

Как решить социальные проблемы

Доброе сердце Василия толкает его на хорошие поступки. Он отдает Марусе куклу сестры, которую подарила мать перед смертью. Девочка тяжело болела, и сын судьи стремился облегчить ее муки. Этот поступок меняет семейные отношения между отцом и сыном. Судья замечает пропажу и выясняет, чем занимается его сын и в каких кругах вращается. Он видит в сыне свое отражение и полностью меняет мнение о нем. Отец видит доброту, смелость и милосердие в своем сыне. Он своевременно понял, что ошибался и исправляет ситуацию.

Писатель отлично показал, как внутренние проблемы общества отражаются на внешних. Пока люди лишены элементарных человеческих чувств, то общество обречено. Люди не должны забывать о доброте и милосердии. Они должны стараться искоренить нищету, ведь это национальная проблема.

Урок по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида

«Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Тип урока: Обобщение знаний.

Оборудование: портрет В.Г. Короленко, произведение Короленко «Дети подземелья», текст учебника, словарь Ожегова, репродукция картины В.Г.Перова «Тройка», карточки, декоративные сердечки

Цель: формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко)

Задачи

Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста

Коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание); мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу (навыков усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства), мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, русской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения (честности, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости); формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать учителя и детей, вести диалог)

Ход урока

I Орг. момент.

II Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по произведению В.Г.Короленко «Дети подземелья». Мы обратимся к страницам повести, поговорим о героях и постараемся доказать, что дружба с детьми подземелья повлияла на формирование характера главного героя Васи. Давайте вспомним действующих героев повести.

III Игра «Узнай героя» (разминка).

    «Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». (Валек)

    «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика». (Маруся)

    «… кругла, как пышка, и упруга как мячик. Она так резво бегала, когда бывало разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья» (Соня)

    «Он – судья. У него строгое и угрюмое лицо, на котором лежала суровая печаль неизлечимого горя. Про него говорили, что он самый лучший человек в городе… и засудил даже одного графа…». (отец Васи)

    «… роста он был высокого… короткие слегка рыжеватые волосы торчали врозь; но глаза смотрели упорно и мрачно, и в них светились острая проницательность, энергия и ум». (Тыбурций)

IV Работа в парах

Чтобы вспомнить эпизоды повести с участием Васи и других героев, нам предстоит выполнить задание (выбрать нужную карточку, характеризующую главного героя).

(вопрос учителя) (ответ учащихся)

    «Вася твёрдо обещал Валеку, * Верность данному слову что никому на выдаст их и сдержал слово».

    «Вася приобрёл настоящих *Радость дружбы друзей. Валек и Маруся тоже очень ждали его».

    «Вася взял у Сони куклу для Маруси» *Чувство сострадания

    «Вася терпеливо переносит *Терпимость все неприятности, которые у него появились из-за куклы».

Используя карточки-ответы, давайте постараемся нарисовать словесный портрет Васи. Какой он по характеру?

(Честный, радушный, терпеливый, умеет любить и сострадать) – слова крепятся на доске

Все эти слова, характеризующие нашего героя, можно объединить в одно слово «милосердие»

V Словарная работа (на доске)

Как вы понимаете значение этого слова? (Сердце умеет миловать, любить)

Вот и тема нашего урока «Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко»

VI Работа с текстом учебника

Ребята, давайте вспомним самый яркий эпизод повести – это история с куклой.

Кому принадлежала кукла? (Соне)

Каким образом Васе удалось убедить сестру отдать ему на время куклу? (ответ зачитывается уч-ся « Я так убедительно просил её об этом, так живо описывал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её мне и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле».)

Прочитайте, как изменилось состояние Маруси с появлением куклы. (ответ уч-ся «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу своими слабыми ногами».)

Как вы думаете, почему Вася не смог забрать у больной девочки куклу. Ведь он знал, что, если вовремя он не принесёт куклу домой, то его ждет наказание. (ответ уч-ся « Как только я вынул куклу из рук лежащей девочки в забытье девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как-будто не видя меня, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место»)

Какую ещё черту характера, присущую Васи, мы можем назвать и внести в нашу таблицу. (на доске - (Милосердный)

VII Физминутка «Облачко»

Беленькое облачко

Поднялось над крышей.

Устремилось облачко

Выше-выше-выше.

Ветер – это облачко

Зацепил за кручу.

Превратилось облачко

В грозовую тучу.

VIII Описание картины.

Не только писатель В.Г.Короленко раскрывает тему «Милосердия» в своём произведении, но и его современник – русский художник В.Г.Перов.

Представьте, что мы с вами попали в картинный зал и нашему взору открывается картина В.Г.Перова «Тройка».

Кто изображён на картине? (Дети)

Чем заняты дети? (Дети тащат большую бочку с водой)

Опишите детей (их внешний вид, настроение, состояние, которое передал художник).

Какое чувство вызывает у вас эта картина? (Сострадание к детям, жалость)

Ребята, а если бы вы оказались там, с этими детьми, кто бы из вас помог этим детям? (ответы уч-ся)

Вывод учителя: Человек становится добрее, отзывчивее, если научится страдать и помогать другим.

«Не прячьте доброты своей

Откройте сердце всем наружу

Тем, что имеете, щедрей делитесь

И распахните душу»

Пусть это маленькое сердечко, будет у вас напоминанием способности человека быть милосердным. (вручение ребятам сердечек)

Спасибо за урок!

IX Подведение итогов. (выставление оценок)

X Домашнее задание

Подготовиться к внеклассному чтению на тему «Мир детства».




Top