Памятник кутузову что использовал скульптор.

Описание

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге расположены перед Казанским собором на Невском проспекте.
Монументы, посвященные героям Отечественной войны 1812 года, фланкируют два крыла полуциркульных колоннад, образующих площадь перед собором, в центре которой расположен изысканный фонтан в стиле французского классицизма.

Архитектурно-пространственная композиция Казанского собора является зримым выражением военных событий в истории Европы и Российской империи. Казанский собор был воздвигнут по повелению императора Павла I. Предистория возведения храма интересна. В начале была построена церковь во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте, в ней находилась Казанская икона Божией Матери, счастливо обретенная чудесным образом в городе Казани в 1579 году во времена правления царя земли русской Ивана Васильевича (Ивана Грозного). Икона была привезена в Санкт-Петербург по повелению императора Петра I. Святыня находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Император Павел I повелел воздвигнуть храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Новый храм по желанию императора должен был походить на собор Святого Петра в Риме. Полуциркульная колоннада, обрамляющая площадь перед собором с двух сторон - единое целое с главным храмом Ватикана и является образцом архитектурно-пространственного решения главных площадей вечного города.


В результате конкурса право на проект и строительство нового храма получил русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин, который блистательно справился со сложной градостроительной задачей. По канонам русской православной церкви собор сориентирован с запада на восток, два крыла полуциркульных колоннад образуют площадь перед Невским проспектом. В 1811 году при царствовании императора Александра I храм во имя иконы Казанской Божией Матери был освящен и стал кафедральным собором.

В результате победы России над наполеоновской Францией в российском обществе наблюдался небывалый патриотический подъем. Император Александр I повелел увековечить в бронзовых монументах имена героев Отечественной войны 1812 года. Государь издал указ о сооружении памятников Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли.

Император Николай I повелел соорудить памятники героям Отечественной войны 1812 года – генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге в 1827 году. Места для установления монументов определили архитектор Огюст Монферран и президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин в створах боковых порталов колоннад перед портиками, образующих соборную площадь. Скульптор Борис Иванович Орловский приступил к работе над памятниками Кутузову и Барклаю де Толли в 1830 году. По проекту архитектора В. П. Стасова и скульптора Орловского были выполнены гранитные постаменты высотой в 3,5 метра для скульптур великих полководцев, камнетесные работы выполнил Самсон Суханов.

Скульптуры Кутузова и Барклая де Толли были выполнены Орловским в 1831-1836 годах, отливка была выполнена мастером Екимовым. Торжественное открытие памятников в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года состоялось в 1837 году при царствовании императора Николая I.


Полководцы изображены в полный рост в своих воинских мундирах с плащами. Фигура Барклая де Толли отображает непростой ход военных действий в первый период Отечественной войны 1812 года. Генерал-Фельдмаршал, опершись на одну ногу, стоит в глубокой задумчивости, одновременно твердо веря в будущую победу. Он попирает знамя врага, еще не свергнутого, с поднимающимися крыльями орла, изображенного на нем. Гордый, мужественный человек вынес на себе все тяготы и бедствия, обрушенные на его отчизну, устоял и вышел победителем. Он возглавлял победоносный поход русской армии вплоть до Парижа.


Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов князь Смоленский, полный кавалер ордена святого Георгия изображен торжествующим над поверженным врагом. Он попирает окончательно свернутое знамя наполеоновской Франции, в левой поднятой руке он держит маршальский жезл, правая рука со шпагой опущена – сражение закончено, враг разбит и изгнан из пределов отечества. Скульптор Орловский добился максимального портретного сходства с изображенными историческими личностями, памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге стали образцом русского монументального реалистического искусства.

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов ушел на войну с Наполеоном, помолясь перед Казанской иконой Божией Матери в церкви во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте. В новом Казанском соборе он был погребен со всеми воинскими почестями после своей кончины в 1813 году. С этого времени кафедральный собор стал приобретать свое второе значение – мемориала русской воинской славы.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в период Ленинградской блокады памятники Кутузову и Барклаю де Толли не снимали с пьедесталов, они являлись символами мужества и стойкости, бойцы советской армии, уходя на фронт, отдавали им честь.

Памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли являются неотъемлемой частью площади перед Казанским собором на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Монументы выражают всю мощь и доблесть, присущую русскому человеку, когда на его землю приходит беда. Беззаветное служение отчизне – вот девиз этих достойных сынов своей родины.

Памятник известному русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Казанской площади в 1837 году в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Автор скульптуры — Б. И. Орловский, постамента — В. П. Стасов, архитектурное руководство — К. А. Тон.

Появление памятника Кутузову перед Казанским собором было далеко не случайным. Именно отсюда полководец отправился в 1812 году командовать русскими войсками, именно в этом храме фельдмаршал был похоронен с высшими воинскими почестями в 1813 году, поэтому собор очень быстро стал приобретать роль мемориала русской воинской славы. Уже через 6 лет после победы над Наполеоном император Александр I издал указ о сооружении монументов в честь М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, но только в 1827 году, уже при Николае I, было решено установить памятники этим двум фельдмаршалам, героям Отечественной войны.

Сначала скульптурный заказ поступил немецкому мастеру Э. Лауницу, но его эскизы не удовлетворили заказчика, и в 1829 году заказ перепоручили русским скульпторам — Б. И. Орловскому и С. И. Гальбергу, первый из которых и выиграл конкурс. После утверждения эскизов и отливки статуй встал вопрос о выборе основания. В итоге, в качестве пьедестала утвердили гранитный постамент авторства В. П. Стасова. В 1837 году, к 25-летнему юбилею победы русской армии над французской, состоялось торжественное открытие монумента, это мероприятие сопровождали военный парад и салют.

Бронзовая фигура М. И. Кутузова, исполненная портретного сходства, изображена в маршальском мундире, в правой руке он держит шпагу, в левой — маршальский жезл. У ног полководца лежат знамена поверженной армии Бонапарта. На лицевой стороне основания монумента золотыми буквами написано: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812», на обратной стороне: «Скульптор Б. Орловский». Изображение военачальника в современном мундире, а не в античном одеянии, впервые в русском монументальном искусстве было использовано именно здесь.

Памятник Кутузову упрочил значение Казанской площади как места русской воинской славы, а сам памятник стал символом стойкости русского народа. Именно поэтому в годы Ленинградской блокады памятник не снимали с постамента и не укрывали мешками с песком. Открытая и непокоренная фигура М. И. Кутузова вселяла в жителей города надежду на скорую победу.

Высота самого памятника составляет 4,1 метра, высота пьедестала — 3,5 метра.

Памятник М. И. Кутузову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника М. И. Кутузову будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Кутузов Михаил Илларионович — полководец, вошедший в историю как военачальник, разгромивший армию Наполеона, которая до этого сумела завоевать почти всю Европу. Более 50 лет он верой и правдой служил своей Родине, сражаясь за ее интересы и защищая от захватчиков всех мастей.

Благодарные потомки по достоинству оценили подвиги и военные заслуги генерала-фельдмаршала. В частности, в 1837 году был установлен памятник Кутузову у Казанского собора. Позже монументы были установлены в Москве и в Смоленске.

Предыстория создания петербургского памятника Кутузову

Завершил свой жизненный путь в 1813 году. Смерть настигла его в небольшом прусском городке Бунцлау через несколько дней после того как войска, которыми он командовал, вышли к Эльбе. Забальзамированное тело военачальника доставили в Санкт-Петербург и 13 июня похоронили в Казанском соборе.

Через 5 лет скончался еще один герой Отечественной войны — М. Барклай-де-Толли. Вскоре после этого было решено воздвигнуть перед Казанским собором памятники этим двум полководцам. Несколько раз объявлялся конкурс на проекты для этих монументов, но представленные работы отвергались, так как ни один из того времени не мог выполнить главное условие — создать фигуры в обмундировании, в котором народ привык видеть своих героев. Сегодня это сложно понять, но мастера ваяния того времени привыкли создавать композиции, подражающие классическому искусству, когда мужчин и женщин изображали в римских тога и туниках.

Памятник Кутузову у Казанского собора: как создавался

Единственным, кому удалось представить реалистичный проект, оказался бывший крепостной Б.И. Орловский. Окончательные варианты эскизов были утверждены в 1830 году, а в 1835 произвели отливку фигуры Кутузова, потрачено на это было 7 371 килограмм меди. Еще пара лет понадобилась на строительство постамента, проект которого разработал архитектор В. Стасов.

Внешний вид

Памятник Кутузову был открыт в декабре 1837 года. Это событие было приурочено к 25-й годовщине изгнания Наполеона из России, и сопровождалось салютом и грандиозным военным парадом.

Для создания реалистичного образа М. Кутузова был использован парадный портрет великого полководца работы Д. Доу. Однако скульптор несколько идеализировал его фигуру, придав ей большую энергетику. При этом он уделил основное внимание позе полководца, которая должна была выражать его воинственный настрой и стремление к победе.

В правой руке М. Кутузов сжимает шпагу, а в левой — фельдмаршальский жезл. У ног фигуры лежит не развернувшееся французское знамя, у которого обломано древко. Его навершие в виде наполеоновского орла прижато к земле. Все это символизирует поверженность французской военной мощи перед гением русского военачальника.

Фигура полководца, как и требовали условия конкурса, облачена в форменный мундир, который украшен орденами. Скульптор с особой тщательностью изобразил генеральские эполеты, темляк на шпаге и шитье на обшлагах и воротнике. Тем не менее, он не смог до конца отойти от принятых в то время канонов, и плащ Кутузова очень напоминает римскую тогу. По мнению специалистов, это произведение стало первым шагом в переходе от классицизма к реализму в русском искусстве.

Памятник Кутузову в Смоленске

Заслуги великого полководца не были забыты в советский период. В частности, в 1954 году в Смоленске был воздвигнут памятник Кутузову работы скульптора Г. Мотовилова и архитектора Открытие монумента состоялось в 1954-м году, местом для его установки была выбрана территория рядом с Успенским собором. Памятник стал дополнением к ряду других мемориальных сооружений Смоленска, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Описание

Памятник Кутузову в Смоленске отлит из бронзы. Он представляет собой фигуру полководца во весь рост на строгом постаменте из розового гранита. Фельдмаршал изображен с непокрытой головой и в парике. У него большой лоб, невидящий правый глаз, глубокие складки у рта, обильные морщины и двойной подбородок. Кутузов одет в военный мундир и его грудь украшена боевыми наградами. При этом правая рука полководца сжимает рукоять обнаженной шпаги, опущенной к земле, а левой рукой он придерживает плащ.

Подольский памятник

Кутузов Михаил Илларионович прославился во многих сражениях и операциях. В частности, всем известен его который был произведен на подольской земле. Как свидетельствуют исторические документы, он не был заранее спланирован, и решение было принято интуитивно, исходя из ситуации. Как бы то ни было, маневр достиг своей цели и помог ослабить армию Наполеона.

В 20 веке на месте, где останавливалась армия под предводительством Кутузова, построили микрорайон. Он был назван в честь прославленного полководца. В 1994 году по инициативе местных властей начались работы, в результате которых появилась стела с барельефом генерал-фельдмаршала. Кроме того, в 2012 году был также установлен и большой памятник Кутузову.

В Подольске, точнее, на территории одноименного района его можно увидеть, если отправиться на центральную площадь поселения Краснопахорское. Выбор места неслучаен, так как именно там после находился штаб полководца. Автор памятника — скульптор Александр Рожников. Он изобразил Михаила Илларионовича в наброшенной на плечи шинели, смело шагающим навстречу испытаниям.

Памятник М.И. Кутузову в Москве

Этот величественный конный монумент установлен на проспекте, который назван в честь генерала-фельдмаршала. Идея его установки родилась еще в 1945 году, когда праздновалось 200-летие со дня рождения Кутузова. Однако окончательное решение не было принято, и памятник полководцу в столице появился лишь в 1973 году. Его автором стал Н. Томский, который до этого создал несколько известных скульптурных изображений Ленина и Сталина. Среди его наиболее удачных работ можно также назвать памятник Ломоносову на Воробьевых горах.

Кроме фигуры самого Кутузова, Томский занялся созданием скульптурных изображений героев Отечественной войны Багратиона, Ермолова, Платова, Раевского и Давыдова. Их разместили на выступе постамента, на котором присутствует благодарственная надпись.

Теперь вы знаете, как создавался памятник Кутузову в Петербурге и знакомы с описанием скульптурных композиций, посвященных полководцу в столице, в Подольске и в Смоленске. Они являются выражением благодарности русского народа одному из величайших своих сынов, посвятившему всю свою сознательную жизнь защите интересов Родины.

Адрес: СПб, ул. Казанская д.2

Как добраться: Выйти из станции метро "Гостинный двор" на канал Грибоедова. Перейти Невский проспект наискосок по направлению к Казанскому собору и выйти к скверу перед храмом. Памятник Кутузову находится с левой стороны сквера, а памятник Барлаю-де-Толли - с правой.

До начала XIX века, для увековечивания героев, скульпторы зачастую прибегали к аллегориям. Примером тому может служить известный памятник А.В. Суворову, где полководец изображен в образе бога войны Марса. Именно поэтому монументы героям войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли интересны своим реализмом и портретным сходством с прототипами.

Идея создания памятника двум командующим русской армии в 1812 году возникла еще у императора Александра I. Царь желал, чтобы «народных вождей» изобразили в образе античных героев, но этот проект так и не был осуществлен. Лишь через 13 лет, Николай I вернулся к этому вопросу и повел скульптору Б. Орловскому начать работу над статуями.

Теперь и Кутузов, и Барклай-де-Толли были изображены в своих форменных мундирах. В компоновке и жестах фигур был заложен подтекст, отображавший общепринятую трактовку истории наполеоновского вторжения в Россию. Фигура Барклая скована и статична. Его маршальский жезл опущен, а грустный взгляд устремлен вдаль. Нога Барклая-де-Толли попирает полураспущенный французский флаг, увенчанный орлом с распростертыми крыльями. Ведь именно под его командованием русские войска были вынуждены отступать до границы. Напротив - фигура Кутузова «провожавшего» французов в обратном направление отображает торжество победителя. Левая рука фельдмаршал поднимает жезл, правая - сжимает шпагу, у ног Кутузова - свернутое французское знамя, где крылья орла уже сложены.

Место установки памятников - Казанский собор , не вызвало больших споров. Ведь именно оттуда 11 августа 1812 года М.И. Кутузов выехал к действующей армии, и именно там он был погребен в 1813 году. Оживленную полемику вызвал вопрос оформления постаментов для памятника. Огюст Монферран предлагал выполнить их из красного мрамора с бронзовыми надписями. Орловский предложил установить скульптуры на постаментах из гранита, а надписи вырезать на камне. В итоге император Николай I из экономических соображений остановился именно на втором варианте.

В 1835 году литейщик Василий Евдокимов отлил фигуру Кутузову, а в 1836 году, со второй попытки была выполнена фигура Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года. К сожалению, скульптор не дожил до этого момента. Орловский умер за восемь дней до этого события.

С первых же дней монументы вызвали пристальный интерес со стороны горожан. Городские остряки изощрялись в остроумии касательно новых памятников. Так было подмечено, что полководцы стоят без головных уборов, что породило следующую эпиграмму:

Барклай-де-Толли и Кутузов
В 12-ом году морозили французов.
А ныне благородный росс
Поставил их самих без шапок на мороз.

Жесты Кутузова и Барклая так же трактовались не столь возвышенно, как задумывались авторы памятника. Доброжелатели говорили, что Кутузов показывает держащемуся за живот коллеге рукою на туалет.

Барклай-де-Толли говорит:
-У меня живот болит
А Кутузов отвечает:
-Вот аптека, полегчает.

Злобствующие москвофобы даже утверждали, что Кутузов удостоился памятника в Петербурге потому что отдал на сожжение французам Москву. Еще одна легенда с эротическим подтекстом гласит, что Барклай-де-Толли соблазнил жену Орловского прямо в мастерской художника, и мстительный скульптор поместил фельдмаршальский жезл Барклая так, что при взгляде на него с определенного угла, возникали бы неприличные ассоциации.

г. Санкт-Петербург, Казанская площадь, метро: «Невский проспект», «Гостиный Двор».

13 июня 1813 года состоялись похороны Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в склепе у западной стены северного придела.

После захоронения Кутузова, в окружении боевых трофеев победоносной армии, храм на Невском проспекте по праву стал считаться памятником всенародного подвига в Отечественной войне 1812 года. Поэтому, когда встал вопрос о месте установки монумента выдающемуся полководцу, двух мнений не было.

14 мая 1818 года скончался генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли, под командованием которого русские войска завершили освобождение Европы от наполеоновского владычества и в марте 1814 года с победой вошли в Париж. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что Михаил Богданович Барклай-де-Толли «лучший генерал Александра, непритязательный, настойчивый, решительный и полный здравого смысла».

Работа над памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли была поручена малоопытному молодому скульптору Э. Шмидту фон дер Лауницу. В 1822 году с ним был подписан контракт, согласно которому в течение пяти лет Лауниц должен был создать портретные статуи в рост Кутузова и Барклая-де-Толли.

В середине 1827 года Лауниц представил рисунки моделей памятников. Однако все варианты были отвергнуты, было вынесено заключение, что скульптор не справился с заказом. Исполнение заказа было передано Академии художеств.

В августе 1827 года академией был объявлен конкурс на проекты статуй полководцам, в котором предложили принять участие таким известным скульпторам, как И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов и Н.А. Токарев. Лауниц также был приглашен участвовать в конкурсе, но на общих основаниях. Не надеясь на успех, он отклонил это приглашение. Отказался от участия в конкурсе и Мартос, ссылаясь на загруженность другими заказами. Остальные скульпторы старались всячески уклониться от конкурсной работы, хотя прямо и не отказывались от нее.

Главная причина затруднений скульпторов заключалась в категорическом условии конкурса, столь необычном для того времени, - изобразить полководцев в современных им форменных мундирах, с полагавшимся холодным оружием и фельдмаршальскими жезлами в руках.

Прошло полгода со дня объявления конкурса, а ни одного эскиза так и не было представлено. Тогда в середине 1828 года из Рима были вызваны в Петербург для участия в конкурсе выпускники академии С.И. Гальберг и Б.И. Орловский. Лишь двое этих скульпторов и приняли участие в новом конкурсе 1829 года на лучший проект памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором.

Поскольку Гальберг категорически возражал против реалистической трактовки образов полководцев, исход конкурса был предопределен. Его победителем стал талантливый скульптор, бывший крепостной Орловской губернии Борис Иванович Орловский. 16-летним юношей он отправился на оброк в Москву, где поступил в мастерскую «каменных дел мастера» С. Кампиони. В 1816 году Борис Иванович перебрался в Петербург к скульптору П. Трискорни, где его работу увидел ректор Академии художеств И.П. Мартос. Он понял, что перед ним одаренный, сильный и самобытный мастер, и добился в 1822 году освобождения Смирнова от крепостной зависимости с фамилией Орловский (в память о его родине) и зачисления в Академию художеств. Через восемь месяцев Орловского отправили в Рим совершенствоваться в скульптурном мастерстве, откуда он и был отозван через шесть лет.

Эскизы Орловского были одобрены, и скульптор принялся за работу. Ему предстояло решить три основные задачи: найти конкретно-исторические формы воплощения основной идеи памятников в сочетании с их эмоциональным содержанием; впервые в русской монументальной скульптуре реалистически решить художественные образы; отыскать принципы архитектурно-пространственного решения памятников для создания единого ансамбля с Казанским собором.

Орловский добился, чтобы проектирование постаментов было поручено архитектору В.П. Стасову. Стасов прекрасно справился с ответственной задачей. Проекты, выполненные им в 1830 году, были утверждены в мае 1834 года. Кстати, именно Стасову принадлежала первоначальная идея установки памятников перед портиками, замыкающими восточное и западное крылья колоннады Казанского собора, отраженная еще в его эскизах 1814 года. Замысел Стасова, включая соразмерность торцовых портиков колоннад с памятниками, установленными на фоне их проемов, и продуманность фигур, в основном совпадал с более поздними решениями Орловского, который, однако, вряд ли был знаком с эскизами архитектора.

В 1830 году Орловский выполнил второй вариант моделей, лишь немного уточнив конкурсные варианты. Тогда же, продолжая совершенствовать композицию, Орловский приступил к созданию глиняной модели статуи Кутузова в натуральную величину и уже в следующем году закончил ее. Гипсовый вариант будущей статуи встретил всеобщее одобрение.

В 1835 году опытный литейный мастер Василий Петрович Екимов отлил из отпущенных 450 пудов (7 371 килограмм) меди статую Кутузова. Статуя Барклая-де-Толли была отлита в 1836 году. К весне следующего года бригада каменщиков мастера С.К. Суханова закончила сооружение постаментов, к июню на них были установлены бронзовые фигуры полководцев. Надзор за всеми работами по сооружению памятников осуществлял архитектор К.А. Тон.

25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом. А всего за девять дней до этого знаменательного события на 45-м году жизни скончался создатель первого монументального памятника Кутузову в России Б.И. Орловский. Нескольких месяцев не дожил до открытия памятников и прославленный литейных дел мастер Академии художеств В.П. Екимов.

Памятники полководцам размещены на середине расстояния между собором и осью Невского проспекта. Такая установка обеспечила их самостоятельность при одновременном композиционном единстве с архитектурным ансамблем окружающей площади. Этому же способствуют как умело выбранные общие размеры памятников, так и соотношение величины статуй и их пьедесталов (5:6). Гранитные пьедесталы в классической форме параллелепипеда вырублены из цельных глыб. Их слегка выступающие карпизы и двухступенчатые базы на массивных круглых основаниях, чуть приподнятых над землей и служащих как бы стилобатами, хорошо гармонируют с колоннадой северной соборной площади, как бы продолжая ее в сторону Невского проспекта. Никаких элементов украшения на постаментах нет, только на лицевых гранях выбиты лаконичные надписи: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому. 1812» и «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812 г., 1813 г., 1814 г. и 1815 г.».

Для создания исторически достоверного портрета Кутузова скульптор использовал парадный портрет полководца в рост работы Д. Доу для Военной галереи Зимнего дворца. Однако Орловский в известной степени идеализировал фигуру Кутузова, придав ей более энергичное звучание. Нет в скульптуре и строгого портретного сходства с лицом полководца. Основное внимание в изображении полководца было обращено на его воинственную позу и жест победителя.

В правой руке Кутузов сжимает шпагу, в повелительно указывающей левой - фельдмаршальский жезл. У ног победителя не развернувшееся французское знамя с обломанным древком и прижатым к земле навершием в виде одноглавого наполеоновского орла. Этой деталью и указанием в подписи на постаменте только одного 1812 года Орловский стремился подчеркнуть главенствующую роль Кутузова в Отечественной войне. Как и требовали условия конкурса, фигура полководца облачена в форменный мундир, украшенный звездами высших степеней российских орденов. Тщательно выделаны боевые награды, генеральские эполеты, шитье на воротнике и обшлагах, даже темляк на шпаге. И все же наряду с перечисленными реалистическими чертами просторный плащ, обильно драпирующий фигуру полководца, очень напоминает римскую тогу - неотъемлемую деталь классических статуй. Статуя Кутузова явилась первым шагом к исторической конкретности и жизненной достоверности образа в русской монументальной скульптуре, первым шагом в этом жанре искусства от классицизма к реализму.

Эти же особенности присущи и памятнику Барклаю-де-Толли, в трактовке которого еще ярче проступают реалистические черты. Он составляет целостную композицию с памятником Кутузову. В то же время каждый памятник - вполне самостоятельное творение ваятеля и зодчего. Чтобы подчеркнуть их идейное единство, Орловский использовал известный в парной скульптуре прием взаимных контрастов: если фигура Кутузова развернута справа налево, то Барклая-де-Толли - слева направо; если у Кутузова плащ прикрывает левое плечо, то у Барклая-де-Толли - правое; если у Кутузова голова слегка повернута влево, то у Барклая-де-Толли - вправо; даже орлы поверженных наполеоновских знамен под ногами полководцев повернуты друг к другу головами. Но в отличие от Кутузова Барклай-де-Толли у Орловского наступил на полураспущенное вражеское знамя, орел на древке которого слегка приподнят над основанием, орел же у ног Кутузова словно втоптан в землю.

В суровую годину Великой Отечественной войны памятник Кутузову стал для ленинградцев символом твердости, героизма и уверенности в победе. Он был одним из трех памятников в городе (два другие - Суворову на Марсовом поле и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором), которые не были укрыты мешками с песком в дни блокады, а воодушевляли его защитников.

По материалам А.А. Смирнова




Top