Победить остеосаркому! История волевой девочки Габи Шулл. Как же она сильна духом и талантлива

Бобруйчанину Валерию Алексееву оторвало руку в возрасте 25 лет – несчастный случай на производстве. Сначала он боялся напугать людей тем, что у него нет руки. Теперь жители города скорее удивятся, если увидят его с протезом. В прошлом бригадир шинного завода, сегодня он прославляет родной город в пьесах, продюсирует музыкальные группы, много путешествует и не устает доказывать, что и сейчас можно жить не менее активно.

«Ощущение, что рука есть, всегда со мной. Она сжата, локтя не чувствую, вот здесь кулак… и как будто бицепсы оттягивает кто-то. Болит постоянно и сейчас болит. Но с этим можно жить, мне некогда об этом думать», – рассказывает Валерий и плавно переходит на другую тему.

Много лет подряд он совмещает сразу несколько работ – был журналистом, главным редактором, вожатым в лагере, физруком, сценаристом, продюсером. Со своими пьесами он гастролирует по России и Европе, спектакль «Серебряные крылья» в родном театре стал одним из самых успешных коммерческих проектов. С подопечными из рок-группы «Земля королевы мод» Валерий побывал на многих известных музыкальных фестивалях. И в тренажерном зале собеседник показывает класс: одной рукой поднимает вес в 120 кг. Кажется, что перечислить все увлечения Валерия не получится: с каждой минутой разговора открывается что-то новое.

Если вкратце описать историю известного бобруйчанина, она может показаться выдуманной. Закончил автотранспортный колледж, служил в морской пехоте, пошел работать в самый грязный цех «Белшины», где имел дело с резиной, серой и мазутом. О творческой профессии и мечтать не мог, даже не подозревал, что у него есть к этому способности. После несчастного случая путь на завод для него по понятным причинам был закрыт, пришлось искать, чем дальше заниматься в жизни. Нашел.

О том, как сложилась бы его жизнь, не случись этой страшной трагедии, Валерий предпочитает не рассуждать: «Нельзя сказать, что так чудесно, что мне руку оторвало» . Но пережив трагедию, рассказывает собеседник, он начал совершенно иначе относиться ко времени, и это ему помогает сегодня. «Можно отказаться от чего-то, сослаться на занятость, на инвалидность, на что угодно, а время не ждет…» .

О жизни до несчастного случая

– Почему я пошел на завод? Это была «псевдооригинальность». Я неправильно понял маму, она мне говорила: учись, сынок, шинный от тебя не уйдет. И я подумал, что это какая-то позорная профессия – на шинном работать, и сознательно пошел в самый грязный цех. И знаете, был счастлив там.

На заводе если какая-то беда, не нужно никого просить и ничего объяснять. Люди просто бегут и помогают. Это другие люди, они пусть какие-то грубые, и с ними иногда бывает неинтересно, но они другие… Я всегда чувствовал себя обычным человеком, не лучше их и не хуже. О развитии я тогда не думал, думал о том, как сделать резины больше. Со мной жила сестра с ребенком и мужем, которые не особо много зарабатывали. Я кровь ходил сдавать, это были 90-е годы. Работал так, что от меня прятали ингредиенты, завозили подальше погрузчиком, чтобы было с чем работать на следующую смену.

Как это случилось?

Помню тот день, я закончил свою работу и сидел, отдыхал полчасика. Произошла авария, слиплись гранулы, и мы, нарушая технику безопасности, эти гранулы подталкивали и продавливали. За пультом был человек, то ли он что-то неправильно нажал, то ли я что-то не так сделал, а скорее всего – все вместе, и рука провалилась. Мне было не больно совершенно, наоборот, интересно: рука пошла под углом – перпендикулярно. И тут я увидел, что уже моя голова пошла – и сумел оторваться (руку оторвал. – Прим. TUT.BY). Стою себе спокойно, и чувство такое, как от собаки убежал. А потом в ужасе все осознал и подумал, что шнурки уже больше не завяжу… И тут же смирился, что теперь будет уже другая жизнь. Начал рассуждать. Шнурки? Так можно на липучках обувь купить. Пальто новое купил, рукав будет болтаться? Ну так другу надо отдать и не думать.

А потом я понял, что мне надо идти к людям. Я пришел, два человека сразу упали в обморок, один убежал, и его искали потом часа два. И только одна тоненькая женщина, худенькая, держала мне вену до приезда скорой помощи. Я ехал в скорой и думал о людях, с которыми работал, что опозорил их, это же скандал! Когда меня положили на операционный стол и рядом положили руку, я спросил, можно ли ее пришить. Оказалось, что нет, там 47 переломов, она просто раздавлена. Потом жалел долго, что не дотронулся до руки: ну как так? Я здесь, а она там, как-то не договаривались изначально… Но сейчас понимаю, что она была холодная, и не жалею.

Почему я?

Я знал, за что это мне. Потому что было время, что я чувствовал себя обиженным, калекой. Мне казалось, что у меня было много испытаний: племянник с ДЦП, тяжелая работа физическая, в три смены. Я весил 46 кг при росте 1 м 80 см. Хотя, в принципе, тогда все жили плохо, я получал еще большую зарплату – 15 долларов, а все получали по 10. Я хотел мучиться и выглядеть мучеником – и вот, пожалуйста. Это мне все по делам. Я без гнева так говорю, действительно, так думаю.

Первые дни в больнице

На самом деле я умирал три дня. Я спал, а там срочно вызывали врачей, убирали и вводили новые лекарства. Очнулся и вспомнил, что у меня друг женится через день, а я должен был быть свидетелем. Свадьба потом приехала ко мне. В реанимацию пустили всех со мной «прощаться». Было 36 человек, все они выглядели горемыками, я прикладывал огромные усилия, чтобы их успокоить. Говорил, что это здорово, что мы все собрались. Чтобы так собраться, надо либо умереть, либо жениться. Я неподвижный был, скрюченный, лежал на одном боку.

Когда выживаешь…

А дальше – ну просто счастье. Когда выживаешь, тебя не волнует, что ты будешь покупать, на что будешь копить, что будешь носить. Важно только то, что ты жив. Ко мне пришла моя бригада, которая собирала деньги мне на похороны. Куда было их девать? Они принесли их мне, это была громадная сумма, у меня была целая тумбочка денег. Со мной лежал вместе партизан один, обшарпанный был, почему-то всегда в сапогах зимних ходил и курил «Астру». Я говорю: ты же герой, «Мальборо» курить будем. Вот тебе кроссовки, костюм – ты же герой! И мы с ним очень подружились на самом деле. Потом новые пришли, «челюстники» – те, что челюсти ломают, в основном алкоголики. Я с ними тоже подружился. Организовал там хор бабулек. Говорю: чего вы с костылями просто сидите, а давайте петь будем? Через 5 дней говорю: ходить начинайте, почему не ходите? Костыли забрал в охапку и ушел. Устраивал в больнице тараканьи бега, там много тараканов было. Все эти «челюстники» приносили своих тараканов, и чей первый прибегал, тому я давал «Мальборо», деньги.

Никогда больше не был так счастлив

На работе скандала не было, никого не посадили, я живой, весь город ко мне приходит – это же счастье! Была драка в очереди за право сдать мне кровь. Думаю, как таких людей не любить? И плюс девушка, о которой даже не мечтал, самая красивая девушка в школе, пришла и сказала, что любит меня. Точнее в тот момент, когда мы прощались, я сказал ей, что люблю, потому что думал, что умру. И у меня такое счастье было, просто невероятное! Все удивлялись: бегает такой скрюченный (меня в больнице даже Крюк звали), и к нему еще девушка самая красивая приходит, он ее пытается зажать где-то там, уединиться.

Потом еще форму себе купил спортивную, как у футболистов. В больнице спрашивают: «Ты футболист?». Я говорю – да, клуб, сборная, вот и оторвали руку – очень много шутил. А с захоронением руки, знаете, какое было приключение? Отправили санитарку на кладбище на окраину города, она должна была днем закапывать руку, но приехала в сумерках. А тут кто-то мимо проходил и подумал, что это расхитители могил, позвонил в милицию. Пришлось санитарке руку откапывать, потом снова закапывать. Когда узнал об этом, говорю: «А вы руку в перчатке закопали? У меня же там перстень был, вы не брали?». Она как испугалась снова, я сразу бросился успокаивать – шучу. Весело было.

Другая жизнь

Потом, когда через полгода зашел хирург и сказал выписываться, у меня первая реакция была: за что? Я почувствовал сильный страх. В больнице все были одинаковыми, у меня руки нет, у того – зуба, у того – нога поломанная, все инвалиды, все друг друга жалеют и общаются на равных, замечательно. Времени не чувствуешь, никуда же не торопишься.

Искусственный мир: у меня денег много, а так ведь не бывает, их заработать надо! А тут мне их просто дали, кормили меня и регулярно навещали, если опаздывали, извинялись. И я думал, что они все будут бесконечно радоваться тому, что я жив. Но это же заканчивается. У людей свои дела. Надо просто жить. И для меня был удар, что это все закончилось. Я пошел в новую жизнь, однорукий – в семейство «двуруких».

Как привыкал жить с одной рукой

Пожил неделю у родителей и уехал в свой дом на окраине города. Сказал, чтобы ко мне не приезжали две недели, чтобы я мог адаптироваться. Они же не будут за мной всю жизнь ухаживать? Сразу нужно было растопить печь, я набираю дрова в охапку, прихожу, а дверь-то надо открыть! Скидываю дрова, открываю дверь, беру дрова, а там вторая дверь, и я заплакал. А потом как засмеялся сам с себя: да возьми корзиночку на веревочке, притащи и все! Растопил печь, так хорошо стало, тепло, надо кушать приготовить. Решил готовить самое простое – яичницу. Бью левой рукой яйцо, а оно в сковородку не попадает, второе, третье. Я плачу. Потом подумал, а почему в кипящее масло надо обязательно яйца вбивать? Разбил в тарелку и все. Поел, похрустел. Потом понял, что мне нужно постирать. Как? Плачу. Залез в ванну, наступил на одежду, пожмякал и захохотал. Ну почему я плакал – какой дурак….

Стыд и стеснение

Пожил я в доме, и мама сказала: возвращайся. Взял с собой подушку в руку и поехал в город. И ведь не подумал, что в общественном транспорте еще держаться надо. Не просчитал. Стою в этом автобусе, упал, а мне так стыдно стало… Мне место начали уступать. Так неудобно было это внимание в то время. Сейчас бы по-другому себя повел, сказал бы: ну, упал, Плющенко из меня не выйдет. Через юмор все. А тогда мне так это было стыдно, весь вспотел, вышел на остановке, положил подушку на скамейку и зашел обратно. А мне женщина говорит: «Чыво ты ее кинул, это ж вешч!» Я вернулся с этой подушкой, а она в таких ромашках нелепых и большая к тому же… Ну я еще отмучался несколько остановок, вышел на своей, а там возле остановки толпа людей. Пошел узнать, смотрю: а там женщина рожает. Подумал, вот для чего я нес с собой подушку! И какой-то бобруйчанин, наверное, родился на ромашках.

Учиться всему заново

Почти сразу научился плавать в бассейне. У меня такая зарядка была. Но я тогда больше не о себе думал, а о других. Вставал на тумбу, чтобы люди видели, что у меня одна рука, а то ведь ребенок может меня увидеть случайно и испугаться. И плавал, у меня был «чапаевский» стиль.

А потом научился играть на коньках и ездить на велосипеде. Кажется, причем тут рука? А координация поменялась, оказалось, что с одной рукой я бегаю как-то по-другому. Я же раньше за «Белшину» в футбол играл, хорошо играл. А тут выходишь – и удивительно, ноги на месте, тебе дают пас – казалось бы, раз-раз, повел мяч, но тогда мне было это очень сложно, тело не слушалось. Нету руки, а не слушаются ноги. Я заплакал. А потом у меня друг был сторожем в школе, и я ходил по ночам заниматься. И научился.

Левой рукой писать тоже не умел – брал пропись и учился с нуля. Это не так сложно, просто надо сидеть и заниматься. Как в итоге шнурки завязываю? Да ничего не завязываю, просто засунул их внутрь и пошел.

Как стал журналистом…

Мне девушка сказала: а кем ты теперь будешь? Я задумался… и случайно стал журналистом, а потом случайно дорос до главного редактора. Друг устроился фотографом в бобруйскую газету, им там не хватало спортивного обозревателя. Редактор сказала – сходи на футбол и напиши, а я еще даже писать толком не умел левой рукой. Маме надиктовал, отдал. И когда вышла газета, я хохотал просто: кто эти безумные люди, которые опубликовали статью и подписали моим именем? Ну как? Люди заканчивали что-то, учились, и этот случайный какой-то… Мне потом стыдно было, стал самообразовываться. А потом – ответственность и работа главным редактором, спал по 3 часа. Были моменты счастья, когда газету уже сделали, ты читаешь новости, которые сам написал, и читаешь их первым, а город еще спит.

Вожатым…

Потом друг поехал в лагерь «Мечта» под Бобруйском и рассказал мне, какое там счастье и какая ответственность. Я приехал туда, а там – дети просто потрясающие! Если честно, мы с несколькими друзьями перевернули вообще весь лагерь. Была такая дружба с ребятами, что они отказывались от путевок в Германию. Можно все придумать с любовью, чтобы было интересно. Мыслей о том, что напугаю детей, у меня уже не было, я к тому времени был сравнительно известным в городе. Ну, конечно, если появляется человек на всех массовых мероприятиях без руки!

Мы чемпионат по боксу сделали в лагере. Два друга-воспитателя – два дурака, решили: давай устроим детям развлечение! А он с двумя руками, а я – с одной. Мы стали на сцене, весь лагерь стоит, 600 человек смотрит. Он мне говорит: по-настоящему или нет? Я ему говорю: если ты будешь поддаваться, я тебя убью. И мы так месились, он мне подбил глаз, я ему нос. Я выиграл по очкам, мы стоим побитые и говорим: нам и тогда хорошо было, и сейчас, зачем мы это сделали?

Продюсером…

Я меломан, на концерты ездил, всегда интересовался музыкой. Организовывал рок-фестивали и концерты в Бобруйске. Как-то брал интервью у группы «Земля королевы мод», слушал их, а это удивительная музыка! Но у них не было денег, а у меня были накопления. Я оплатил по возможности их расходы. Выпустили 5 клипов, какие-то более удачные, какие-то – нет. Но Беларусь, к сожалению, маленькая страна, и у нас это пока убыточно.

Сценаристом…

Как-то организовывал концерт в театре, сначала договорились об одних пропорциях по оплате, а потом я увидел другие. Спрашиваю: почему? Мне отвечают: театр надо кормить. Тогда я принес туда кастрюлю борща, сказал, давайте, я вас покормлю. А потом решил написать им какую-нибудь популярную пьесу музыкальную, мюзикл. «Серебряные крылья» – была одна из самых популярных первых пьес, и она окупилась в первый год. Там занята вся труппа – около 30 человек. А потом начал работать над другими, в которых выступаю один.

Одна девочка после спектакля подошла ко мне и сказала: «Я так виновата перед вами, у меня мама-билетерша, и я прошла так… Но у меня денег с собой нет, возьмите вот грушу и вафельку». Представляете?

Не знаю, что такое депрессия

Вы знаете, ко мне сейчас больше требований, чем к здоровому раньше. Потому что я за все берусь, и все у меня получается. Могу статью написать одну, а потом говорят: а можешь пять? Говорю: могу. Сделаю, не буду спать, но сделаю.

Вообще я считаю себя бездельником, я ведь не делаю что-то такое, что может в бюджет уйти. Понимаете, искусство, спектакли – это ведь не так важно. Провели чудесно вечер, порадовались друг за друга – и хорошо. На шинном люди работают и отчисляют деньги на меня каждый месяц. А я ведь не сделал какой-то геройский поступок, не спас кого-то. Они просто платят мне деньги. Поэтому у меня не бывает депрессий и обид. Тебе люди платят всю твою жизнь, а ты еще обижен на них? Иди – поработай опять в три смены!

Личная жизнь

У меня, к сожалению, такая насыщенная личная жизнь, что пора уже в монастырь уходить и замаливать грехи. У меня язык есть и глаза, и сердце – причем здесь рука? Грех жаловаться, мне многие женщины посвятили много времени, а я недостаточно внимания им уделил, разочаровал…

Детей у меня нет, сейчас я ребенка из детдома забираю на выходные и на каникулы. Мы с ним познакомились два года назад примерно. Я организовывал раздачу фруктов на футболе, то есть написал в газете – принесите по одному банану, я завезу их в детдом. И сделал это традицией – сейчас это делают без меня уже. Там, в детском доме, этого мальчика увидел, узнал, что его забирали в семью, причем несколько раз, и отдавали на следующий день… Мне так стыдно за все человечество стало. Как можно – взять и на следующий день отдать?

Еще я занимаюсь с племянником с ДЦП, мастером спорта по бегу. Он не мог раньше в магазин нормально сходить, ни писать, ни читать не мог толком. Я его сначала устроил в свой подъезд лифтером, и как-то через несколько дней пришла сметчица и кричала на него, почему он не закрыл двигатель, его могли украсть. Он говорит: у меня сил нет. Я сказал: пойдем качаться. Через год он стал бронзовым призером чемпионата Европы по культуризму, шестым в мире. А потом мы стали заниматься бегом, футболом, он сейчас в сборной по футболу, поступил в университет. Мы с ним по разным странам поездили, Прага, Париж, Афины, Рим, знаем эти города.

С двумя руками – это уже буду не я

Хотел раньше протез поставить, лопатку переставили в Москве, шинный оплатил дорогую на то время операцию. А потом сказали, что денег на протез нет, непонятно, зачем меня мучили. Ходил несколько раз, просил, но тогда протез стоил дорого. Я такую сумму собрать не мог. Сейчас он стоит 3 тысячи долларов, и я могу себе это позволить, но сейчас другая ситуация. Я город испугаю, если с двумя руками пойду. Теперь протез мне уже не нужен.

Фантомные боли есть всегда. Вот как будто в банку с кипятком засунул руку, она вздулась, и ты содрал вот эти пузырьки. Я с рукой (воображаемой. – Прим. TUT.BY) разговариваю иногда, чувствую ее, вот так и живешь всю жизнь. Особенно по весне и по осени боль обостряется очень сильно. Но с этим можно жить, это не беда.

Другие инвалиды

Я еще наименее пострадавший инвалид. У меня друг – режиссер, он вообще без кистей. Вова – диджей, он парализован, одна голова работает, и дышать не может. Мы с ним болтаем, смеемся, он меня нашел полтора года назад. Позвонил, говорит, у меня в голове музыка, а я тебя видел по телевизору, помоги, я без рук, без ног. Я ему сказал: сюсюкаться с тобой не буду. Мы нашли ему композитора, он так легко все схватил и начал сочинять по-настоящему. Мы уже записали 6 или 7 композиций с ним. Он великолепно себя чувствует, я к нему хожу не утешать его, греться хожу. Он меня один раз обидел, я говорю: ты сейчас получишь по роже. Он говорит: меня 9 лет никто не бил, ударь. Мы с ним обижаемся, ссоримся, миримся, это нормальный человек абсолютно.

Вот я познакомился неделю назад с девочкой на коляске, ножки не работают и одна ручка слабенькая свисает. Она была на «Серебряных крыльях» и написала: как она могла жить без этого спектакля? Я ее нашел, встретились, она картины пишет. Будем тоже развиваться как-то с ней.

Символ неравенства

Я всегда не за равенство, а за неравенство. Неравенство глупого и умного, талантливого и не очень, рыжего и лысого, мы не можем быть равны изначально, мы все разные. Я абсолютно не отличник был в школе, но как-то попал на Доску почета. Попросил выйти из класса, смотрю: фотографируются дети, и я тоже пошел. А когда фотограф принес фото и спросил у завуча, кто на этой фотографии, она ему сказала. А тогда ведь Доску почета делали не так, как сейчас, – в сменных файликах. Там было толстое оргстекло, сварщик приварил и ушел на завод. И я висел там рядом с сыном директора школы, он, кстати, получил несколько образований, по-моему, в космонавтике даже работал. А я был рядом, просто хорошист. Все были серьезные, нарядные, и только я улыбался и был в спортивном костюме. Долго еще висела эта Доска почета, пока сварщика не нашли, через лет 5.

Вот такой я – символ неравенства.

<\> код для сайта или блога


Отсутствие конечностей не остановило этих людей в достижении успеха. Обходясь без рук, они прекрасно писали и рисовали. Не имя ног, они успешно научились ходить и занимались верховой ездой. Они пользовались успехом у женщин и оставили после себя большое количество здоровых потомков, сообщает «Умный журнал «.

Матиас Бухингер

Мальчик по имени Матиас родился инвалидом. У него полностью отсутствовали ноги, а его руки заканчивались на уровне локтей. Но это не остановило Бухингера.

Уже сам факт того, что он научился читать, для Германии XVII века был редким явлением. Но и это не все. Используя собственный рот, он выучился писать. Причем его почерк считался очень красивым. У Бухингера оказался дар к изучению иностранных языков. К концу жизни он разговаривал на четырех языках. Матиас даже научился играть на нескольких музыкальных инструментах, показывал фокусы и овладел некоторыми ремеслами.

Бухингер был четырежды женат. Все его жены были здоровыми и родили ему огромное потомство в количестве одиннадцати детей. Прожив полную жизнь, Матиас Бухингер скончался в Ирландии в возрасте 58 лет.

Марко Газотте

В Венеции в 1741 году родился интересный ребенок. Ступни у него росли прямо из бедер, а кисти рук – из плеч. Ходить ему было не очень удобно, но все же Марко научился даже бегать, а позже - скакать на лошади в специально разработанном седле.

В то время людей с различными отклонениями показывали в цирке и на ярмарках. Таким же образом, путешествуя по всей Европе, зарабатывал себе на жизнь и Газотте. В 24 года он обосновался в Париже, где устроился придворным шутом при дворе французского короля Людовика XV. Как и Бухингер, Марко пользовался успехом у женщин. Поговаривали, что от его любовных чар не устояла даже любовница короля.

Умер Газотте в 1803 году. Его скелет сейчас хранится в парижском музее патологической анатомии.

Николай Кобельков

Когда Колю возили в коляске, все прохожие шарахались от него, крестились и переходили на другую сторону дороги.

Николай родился на свет с синдромом тетраамелии. У него была только одна рука без кисти. Но желание жить у маленького Коли было огромным. Уже в два года он научился ходить. Приходивший к родителям священник обучил ребенка грамоте. Инвалидность не мешала Кобельникову ходить на рыбалку, охотиться, и кататься на лошади. Работал Николай бухгалтером на золотых приисках. Но работа не приносила ему радости, и тогда он решил, что его призвание - театр и цирк.

С выступлениями Кобельников объездил всю Европу. В Соединенных Штатах он снялся в фильме под названием «Kobelkoff». Здесь он стреляет из пистолета, рисует картины, поднимает гири.

Во время гастролей в Саксонии он подружился с тамошним королем, который познакомил Николая с его будущей женой. Свое обручальное кольцо Кобельников бережно хранил в мешочке, который носил на шее. У пары было шестеро здоровых детей.

Ник Вуйчич

И, наверное, самый известный представитель этого списка – австралиец с сербскими корнями Ник Вуйчич.

Отсутствие рук и ног не стало помехой для Ника. Он пишет книги, помогает благотворительным организациям, поет песни, катается на серфинге. И самое главное, своими выступлениями он мотивирует людей. На семинарах Ник, всегда улыбчивый и позитивный, заряжает энергией миллионы людей, дает им понять, что ничто не должно стоять на пути человека к своей мечте.

Сейчас Ник живет в Лос-Анджелесе. Он женат на красивой девушке, которая родила ему нескольких детей.

И дело вовсе не в плохом почерке или удобстве / неудобстве, как заблуждаются многие.

Одно из любимых "хобби" моих детей - попадание в какие-нибудь медицинские случаи из разряда один на миллион. Один из таких случаев как раз прояснился на днях.
С того момента, как от старшего ребенка стали требовать демонстрировать мелкую моторику для школы, он показывал исключительно свою "безрукость" или в лучшем случае "недоделанную двурукость". Надо сказать, что к этому решающему моменту шести лет у него был ожог правой руки и два вывиха локтя с гипсом на ней же, последний как раз в 5.5 лет. Тогда мы пошли к эрготерапевту - молодой неопытной девице, которая сказала, что ребенок должен решать сам. Правая рука болела, и ребенок предпочел левую. Педиатр сказал: скоро в школу, пусть остается левая. Мои сомнения были утоптаны в подсознание.
Время шло, началось письмо. Я только радовалась, что это Grundschrift, а не латинский или упрощенный. Немыслимое торможение списывала на "амбидекстровость". С увеличением нагрузки со второй половины второго класса и началом третьего новые и старые проблемы начали кристаллизоваться, как и новая уверенность: никакой он не амбидекстр и никакой он не левша, а чудо чудное диво дивное - переученный правша! Все это время я была в поисках специалиста по рукам, потому что обычный эрготерапевт явно не мог с этим справиться. Наконец, специалистку я нашла, добираться нам до нее почти час на поезде, но ближе никого не оказалось. Одно занятие мы разговаривали, второе - фиксировали движения ребенка на видео, третье - разбирали видео. Мое мнение она подтвердила. Теперь надо переучивать, но дело это, как говорит терапевт, непростое и может не получиться, если ребенок не захочет сотрудничать.

Таким образом, вывод: если у вас есть сомнения в том, какая рука у ребенка ведущая, - отведите к его к сертифицированному специалисту до школы, особенно если у рук были травмы. Ниже я перечислила действия, которые помогают определить ведущую руку. Найти терапевта непросто, их довольно мало, но ошибка в этом вопросе будет стоить очень дорого, так что лучше напрячься. Занимается проблемой институт леворукости в Мюнхене, но список специалистов на их сайте неполный и неточный.

Последствия переучивания ведущей руки


Сокращенное изложение немецкой статьи о том, почему не стоит переучивать левшей (правшей это тоже касается, просто крайне редко встречается) и к каким проблемам это ведет. На русском этой информации не нашла - пишут только коротко "не переучивайте, плохо будет" или дают весьма расплывчатую и сокращенную картину последствий.

Как известно, правое и левое полушария нашего мозга решают разные задачи, и одно из них является ведущим. Левое отвечает за речь, логику, анализ и последовательность, мышление знаками, интеллект. Правое - за синтез, мышление "в целом" (а не последовательно), образность, музыкальность, пространство и перспективу, интуицию. Полушария в обычном режиме "сотрудничают" друг с другом и используются как для своей "специализации", так и для помощи в других видах деятельности, но в случаях, когда возникает конфликт, ведущее погашает деятельность неведущего, чтобы мозг нормально функционировал и принимал решения. Хотя, если речь идет о действиях, в которых одно из полушарий сильнее, оно принимает на себя ведущую функцию, даже если ведущим является другое полушарие (например, если правша играет на музыкальном инструменте).
Таким образом, ведущая рука - это значительно больше, чем моторика: речь идет о работе всего мозга.
И если мы вмешиваемся в эту работу, меняя руки, то нормальное функционирование мозга становится затруднительным. Все указанные ниже последствия не обязательно встречаются у всех переученных, но очень часто. Асимметричность мозга может быть разной (в частности, у мужчин сильнее, чем у женщин) плюс у разных организмов разные возможности для компенсации. Поэтому последствия переучивания выражаются у некоторых людей сильнее, чем у других.

Первичные последствия переучивания

Проблемы с памятью, особенно кратковременной. Человек забывает, где он только что был, что он уже сделал. Забывает, что он собирался только что сказать.

Проблемы с концентрацией - уменьшается способность концентрироваться. Переученный ребенок быстро отключается, начинает мечтать или вести себя неспокойно, разговаривать с соседями, делать из себя клоуна.

Легастения (затруднения с чтением и письмом). Особенно часто зеркальное отражение букв, чтение наоборот. У нас - забывание облика слов, постоянный неправильный выбор букв (без какой-либо логики - нужно писать р - пишем т, например), произвольный пропуск букв, невозможность одновременно думать и писать.

Проблемы с ориентацией в пространстве

Проблемы с мелкой моторикой, неловкость движений

Проблемы с речью (заикание, долгий поиск нужного слова, сложности с выстраиванием собственных мыслей, потеря мыслей)

Вторичные последствия (развиваются на базе первичных и как следствие давления взрослых на ребенка)

Неуверенность в себе, ощущение недооцененности (понимание уровня своего интеллекта не соответствует тому, как его оценивают другие), отказ отвечать на уроках из-за страха неудачи. В результате давления взрослых ситуация только нагнетается, теряется способность себя адекватно оценивать, развивается стремление к самоизоляции

Постоянное нервное состояние, невозможность отключиться, ощущение себя "другим"

Постоянное сильное переутомление

Скачкообразное мышление и склонность к возражениям. Человек забывает ход своих мыслей, знает об этом, поэтому пытается высказаться сразу, как только мысль пришла в голову, не заботясь о точности и дипломатии. Проблемы с признанием авторитета других людей.

Частое повторение одного и того же (так как забывает, что уже говорил)

Избыточное компенсирование, эффект Демосфена. Человек тратит огромные усилия на то, чтобы преодолеть свои недостатки, и благодаря самодисциплине достигает своего, но очень дорогой ценой и имеет проблемы в отношениях с окружающими. Перфекционизм, ведущий к быстрому отказу от попытки: идеала невозможно достичь - как следствие ребенок сразу сдается.

Вегетативные проблемы.
Необходимость тратить значительно больше сил, чем тратят обычно в подобных ситуациях люди, может привести к следующим проблемам: обильное потоотделение, тик, судороги, головная боль, нарушение сна, грызет ногти.

Неврологические и психосоматические нарушения являются следствием переутомления организма. Конкретные болезни зависят от того, какие слабые места есть у данного конкретного организма.

Действия, которые помогают оценить ведущую руку

Ребенок уже использует какую-то руку для рисования или письма, но мы сомневаемся, правильно ли. В данном случае все действия с мелкой моторикой нам не очень подойдут для определения ведущей руки, так как выбор руки для них может быть результатом обучения или травмы, а не внутренней склонности. Чем старше ребенок, тем более переученным он может быть. Поэтому нужны виды деятельности, когда ребенок отключается от обучения, действует неосознанно. Это первая группа действий. Вторая группа действий связана с обучением, там используются другие наблюдения.

Первая группа

1. Особенности мышления: склонность к логике или склонность к творчеству. Это неоднозначный показатель, но если склонность очень выраженная, то обычно совпадает с выбором руки (первый правша, второй левша).

Далее я не буду писать слова "выбор руки для", только указывать деятельность. Преобладающий выбор той или иной руки говорит о ведущем полушарии. Наблюдать лучше длительный период в свободном режиме. Если предлагается какая-то деятельность, которая не является ежедневной, в режиме "сидим за столом", то предметы нужно класть перед ребенком ровно посередине.

2. Есть пальцами, без столовых приборов.

3. Пить из стакана без ручки (чашки с ручкой часто заточены под правшей - рисунок с соответствующей стороны).

4. Жестикуляция (какая рука чаще используется для жестов).

5. Указание на дальний объект.

6. Каким глазом смотрит в замочную скважину, подзорную трубу (за неимением картон от туалетной или кухонной бумаги).

7. Вести велосипед / самокат и идти рядом.

8. Крутить ручку помпы или колесо.

9. Собирать башню из кубиков.

10. Возить машинку (могут использоваться обе руки, но одна будет иметь преимущество).

11. Кидать и ловить мяч одной рукой.

12. Солить

13. Наливать (воду из бутылки, поливать цветы). Если вода тяжелая или сосуд имеет неудобную ручку, то это действие можно перенести в следующий раздел.

14. Кидать кубики в настольных играх.

15. Ведущая нога в футболе, прыганье на одной ноге - хотя это вторичный признак, не является определяющим.

16. Вытягивание предмета из мешка. Сложить по два одинаковых по форме кубика в мешок (например, два шарика, два кубика, два бруска, две крыши) и предложить вытащить пары вслепую.

17. Открывать дверь.

18. Крутить большую юлу с палкой в центре, маленькие волчки (это действие также может относиться к группе 2)

19. Выставлять на стол предметы для игры и переставлять их в игре (фишки в настольных играх, животные для зоопарка, лего-фигурки...).

Следующие действия могут быть свободно использованы для определения ведущей руки, только если нет подозрения на переучивание и если не было травм. В противном случае надо смотреть не столько на то, какая рука используется, сколько на язык тела. Если рука неправильная, то тело скукоживается, напрягается, плечи перекашиваются, туловище наполовину разворачивается, лицо напрягается, особенно вокруг рта, губы закусываются, высовывается кончик языка - изменение тем очевиднее, чем сложнее задача.

Открывать банки

Перекладывать спички, бусины и другие предметы на скорость из одной коробки в другую

Нанизывать прищепки на картонный круг, нанизывать бусины на шнур

Забивание гвоздей

Чистить овощи с помощью овощечистки

Чистить зубы

Рисовать кисточкой

Открывать дверь ключом

Точить карандаш

Мыть посуду

Есть вилкой, ложкой, резать ножом

Заводить игрушку с заводом

Предложить написать одинаковые буквы или слова сначала одной рукой, потом другой рукой, закрасить одинаковые объекты. При этом смотреть, какой рукой выбирается карандаш из кучки посередине стола, как ребенок сидит.

Если перед вами встанет проблема переучивания - не делайте это сами, обратитесь к специалисту. Если у вас вырисовывается амбидекстр - это тоже не является плюсом для ребенка. "Двурукость", к примеру, может развиться при родовых травмах (нехватке воздуха при родах). Эрготерапевты работают также и с ними, чтобы уменьшить нагрузку на мозг.




Top