Почему актёр Олег Видов уехал из Советского Союза? Умер Олег Видов: неприятная правда об усопшем актёре.

НЬЮ-ЙОРК – Олег Видов любил повторять, что он русский актер, волею судьбы живущий в Америке. 15 мая он ушел из жизни после долгой и не афишируемой битвы с раком. 11 июня любимцу нескольких поколений российских зрителей исполнилось бы 74 года...

Буквально пару месяцев назад он и его жена Джоан Борстен (Joan Borsten) переехали из особняка на вершине горы в Малибу в более просторный и значительно легче досягаемый дом в районе Уэстлейк-Виллидж. Олег, несколько лет назад фактически отстранившийся от дел по причине нездоровья, помогал по мере сил Джоан в ее кипучей деятельности, встречался с друзьями, много путешествовал и писал стихи.

Многие из тех, кто постарше, помнят и любят его по его, без сомнения, звездной поре, когда в 60-70-е годы Видов олицетворял в советском кино мужской идеал. Именно неотразимая привлекательность и мощная харизма сделали его для десятков миллионов советских зрителей эталоном красоты и секс-символом, причем в ту эпоху, когда никто этого выражения в СССР и слыхом не слыхивал, а само слово «секс» было фактически под запретом.

Достаточно вспомнить его мустангера Мориса Джеральда из «Всадника без головы», князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане», невозмутимого милиционера из «Джентльменов удачи». А уж какие мифы окружали «экспортную гастроль» белокурого кумира в Данию, для съемок в «эротическом» боевике «Красная мантия»...

Всего Видов сыграл более пятидесяти ролей в фильмах самых разных жанров. Советская власть настороженно относилась к его славе, опасаясь «неадекватного» поведения актера. Его приглашали в престижные международные проекты – «Битва на Неретве» и «Ватерлоо», где он встретился на съемочной площадке с такими актерами-титанами, как Род Стайгер и Орсон Уэллс.

Его побег на Запад в 1985 году оказался довольно опасным приключением, где только череда благоприятствующих обстоятельств помогла ему живым и невредимым пересечь границу (он из Югославии перебрался в Австрию, а затем в Италию). А в Италии произошло, наверное, самое главное событие его бурной жизни «на двух берегах». Он познакомился с Джоан Борстен, журналисткой, работавшей в Риме корреспондентом газеты «Лос-Анджелес таймс». Это была любовь с первого взгляда, об этом автору этих строк говорили спустя много лет и Олег, и Джоан.

В Америке интерес к артистичному беглецу подогревался политической подоплекой его дерзкого побега. Красавец-славянин «выбрал свободу», и тогда, в пору холодной войны, это подстегивало любопытство масс медиа и широкой публики. О степени новообретенной известности Видова говорит хотя бы такой штрих: газета «Нью-Йорк таймс» использовала его фамилию в своем кроссворде.

Тогда, на волне интереса к «перебежчику», его стали приглашать в престижные проекты. Он сыграл небольшие роли в таких популярных голливудских блокбастерах, как «Красная жара» (Red Heat) и «Дикая орхидея» (Wild Orchid). Играл он и в телефильмах, и в сериалах, таких как «Бессмертные» (The Immortals) и «Западное крыло» (The West Wing).

Вместе с Джоан Видов много лет занимался реставрацией и выпуском в свет в США советских мультфильмов на видеоносителях, причем их партнером в этом проекте выступал Михаил Барышников. Видовы и их компания Films by Jove получили права на коллекцию студии «Союзмультфильм» и вложили немалые средства в обновление и перевод на английский лучших произведений советской анимации.

Российская сторона в судебном порядке оспаривала право собственности компании Film by Jove и требовала вернуть библиотеку в «Союзмультфильм». Много лет продолжались судебные баталии. И только когда нью-йоркский суд принял решение в пользу калифорнийской компании, Россия в лице «уполномоченного» олигарха Алишера Усманова выкупила у фирмы Видовых права на прокат анимационной коллекции «Союзмультфильма».

В последние годы Видов снимался гораздо реже. Сказывалась перенесенная им сложная операция на гипофизе. Он говорил мне: «Америка подарила мне вторую жизнь».

Как-то в одном из разговоров он признался, что наработанные роли в американском кино и на ТВ позволяют ему стабильно получать неплохие «роялтиз», то есть отчисления от платы за использование фильмов с его участием. И он с грустью говорил о том, что многие замечательные коллеги-актеры в России заканчивают жизнь в бедственном финансовом положении, поскольку в России этой системы отчислений актерам не существует.

«Мой удивительный муж и родственная душа, которого я встретила почти 32 года назад в Риме в доме Ричарда и Франчески Харрисон, умер прошлой ночью мирно и с достоинством, - говорится в извещении, помещенном Джоан Борстен на ее страничке в Фейсбуке. – Сергей, Аня (невеста сына Сергея) и я были с ним неотрывно, когда его выписали из больницы, где он провел неделю. Каждый день мы сидели вместе и смотрели его фильмы, вчера это были «Тринадцать дней» (Thirteen Days) и «Сказка о царе Салтане».

Уход замечательного артиста Олега Видова оплакивают сыновья Вячеслав и Сергей, друзья и родные Олега и Джоан, многочисленные поклонники его таланта в Америке, России и во всем мире.

Актер Олег Видов. Ему было 73 года. В числе самых ярких ролей Видова — Медведь в «Обыкновенном чуде» (в постановке Эраста Гарина), Морис Джеральд во «Всаднике без головы», Владимир в «Метели», царь Гвидон в «Сказке о царе Салтане», старший лейтенант Владимир Славин в «Джентльменах удачи» и Володя в фильме «Москва, любовь моя». В конце 1980-х он уехал в США, где продолжал сниматься в кино и создал компанию Films by Jove.

Олег Видов родился 11 июня 1943 года в Московской области. Детство провел в СССР, Монголии и Германии. Окончил школу, начал работать в 14 лет. После окончания школы работал электриком на строительстве Останкинской телебашни.

Дебют в кино состоялся в 1961 году — Видов сыграл эпизодическую роль в фильме «Друг мой, Колька».

На фото: кадр из фильма «Метель» (1964 год)

В 1966 году Видов окончил актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Во время учебы в институте он начал получать первые крупные роли — в картинах «Метель», «Обыкновенное чудо» и «Сказка о царе Салтане».

На фото: режиссер Александр Птушко (в центре) и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане» — актеры Оксана Рябинкина и Олег Видов

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо», в котором Олег Видов сыграл Медведя

Настоящая популярность пришла к Видову после фильма «Всадник без головы», где он сыграл Мориса Джеральда (на фото кадр со съемок фильма)

Фото: Александр Коньков и Петр Носов / ТАСС

В одном из интервью Видов рассказывал , что его бывшая жена Наталья Федотова, которая была близкой подругой дочери Леонида Брежнева, мешала его карьере и звонила во ВГИК, чтобы там ему не выдали диплом режиссера. В 1983 году во время съемок в Югославии актер решил не возвращаться в СССР.

На фото: актеры Елена Проклова и Олег Видов и мексиканская киноактриса Фанни Кано (справа) на кинофестивале в Москве, 1977 год

Фото: кадр из фильма «Джентльмены удачи»

Одной из самых известных ролей стала работа Видова в фильме «Джентльмены удачи» (кадр из фильма на фото), где он исполнил роль ​старшего лейтенанта Владимира Славина

Олег Видов в роли Николы в кинофильме «Битва на Неретве» режиссера Велько Булайича, съемки проходили в Югославии

Видов активно снимался в югославских, итальянских и американских фильмах. В 1980-х годах успел пожить в Югославии, Австрии, Италии.

На фото: Елена Коренева и Олег Видов на ММКФ в 1993 году во время показа американского фильма «Пленник времени», где они сыграли главные роли

С 1985 года Видов жил в США, где продолжил кинокарьеру. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара», где он сыграл вместе с Арнольдом Шварценеггером и Джеймсом Белуши.

Всего Видов снялся в более чем 50 фильмах, в 1974 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

На фото: актеры Милена Дравич и Олег Видов, 1970 год

В США актер занялся бизнесом и вместе со своей супругой Джоан Борстен (на фото) создал компанию Films by Jove. В 1992 году компания подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего Советского Союза. В 2003 году началось судебное разбирательство, в котором «Союзмультфильм» оспаривал законность передачи прав компании Film by Jove, поскольку, как утверждали истцы, арендное предприятие «Киностудия «Союзмультфильм» не имело полномочий передавать права на мультфильмы. При этом компания Видова провела работу по реставрации мультфильмов, их оцифровали, раскрасили, переозвучили, некоторые из них озвучивали Сильвестр Сталлоне, Мадонна, Арнольд Шварценеггер. В 2007 году права на коллекцию советских мультфильмов у Film by Jove выкупил Алишер Усманов, который передал ее российскому государственному телеканалу «Бибигон».

Болевший раком актер рассказывал об операции, продлившей жизнь на 15 лет

16 мая в США на 74-м году жизни . Произошло это в Уэстлейк Виллидж, в Калифорнии. По словам жены актера Джоан Борстин, сказались осложнения, наступившие после онкологического заболевания. Как знать, сколько бы он прожил в России. Автору этих строк артист признавался: «Америка спасла меня». И хотя с момента эмиграции Олега Борисовича прошло более 30 лет, любители советского кино отлично помнят красавца-блондина. Пусть даже по малюсенькому эпизоду в «Джентльменах удачи» (именно таксисту-Видову Савелий Крамаров негодующе отвечает: «Кто ж его посадит? Он же памятник!»).

У дома в Малибу. 2015 год.

Игра слов - Олег Видов родился в городе... Видное! Воспитывала его мама и любимая тетушка, о которой он все время вспоминал. В детстве жил в Монголии и Германии, где работала его мама. Учился во ВГИКе, на одном курсе со Станиславом Говорухиным, покойным режиссером Леонидом Нечаевым - автором фильма о Буратино и Дюймовочке, актрисой, а ныне монахиней Ольгой Гобзевой, покойным режиссером Валерием Рубинчиком. Видов стал звездой советского кино благодаря роли Мориса-мустангера в фильме «Всадник без головы». А были еще «Сказка о царе Салтане», «Москва, любовь моя».


Кадр из фильма «Всадник без головы».

Уже после ВГИКа его выпустили на съемки фильма «Красная мантия» в Скандинавию. И мир показался безбрежным. Потом поступил к Ефиму Дзигану на режиссерское отделение ВГИКа. В 1983 году Олег Видов уехал на Балканы, женившись на югославке, а потом перебрался в Италию, где познакомился со своей будущей женой Джоан. Перебрался в США, прожив там 30 лет.

Обозревателю «МК» удалось зимой 2015 года побывать у Олега Видова в гостях. Актер так был рад появлению человека из России, звонил бесконечно, писал, в итоге зазвал к себе. Узнав, куда надо ехать, портье недоверчиво на меня посмотрел (это район, где живут голливудские звезды) и заказал машину представительского класса. Добиралась долго и с приключениями, почти по горному серпантину. Таксист ободрал по полной программе, взял порядка 180 долларов: искушение велико, раз пассажир едет в фешенебельный район, где живут звезды Голливуда. Олег Видов заранее сказал, что все оплатит сам. Но мне такой вариант не подходил: напросилась в гости, да еще за меня и платить. Дверь открыла жена Олега Борисовича Джоан, пригласила в дом. Она - журналист, где только не работала, даже в Панаме, в тот момент издавала кулинарную книгу, занималась разработкой диеты для бывших алкоголиков и наркоманов.

Через несколько минут со второго этажа торжественно спустился элегантный хозяин дома в деловом костюме. Точно такой, каким я его помнила по давним фильмам. Жена отправилась по делам, а мы остались в доме, ели приготовленный ею экзотический суп из кокоса, пили кофе. Они только что вернулись из Таиланда, были переполнены впечатлениями. Олег Борисович на прощание подарил мне косметичку тайского производства. С пустыми руками не отпускал - подарил сиреневый палантин, картину, от которой я долго отказывалась, - она не влезла бы в чемодан. И он ее унес в другую комнату, обиделся. Пришлось извиниться и потребовать ее назад. Подарил много всяких мелочей - брелоки с Чебурашкой, выпущенные им на дисках фильмы. Один комплект просил передать Марлену Хуциеву после моего рассказа о том, что классик его с любовью вспоминает. Видов ведь совсем молодым снимался у него в «Заставе Ильича».

Мы разговаривали, пили кофе, а потом отправились в путешествие по вечернему Лос-Анджелесу. Посмотрели побережье Санта-Моники, посетили магазин здоровой пищи, китайский ресторан, куда ходили еще родители Джоан. Видов показал, где собирается молодежь, мечтающая попасть в кино. Олег Видов рассказывал об этом с пониманием. Сам он прекрасно понимал, покидая СССР, что придется выполнять любую работу, не имеющую никакого отношения к кино. Но в Голливуде он все же снимался, о чем свидетельствуют фотографии с Арнольдом Шварценеггером и другими звездами, украшающие стены его дома. Видов за рулем шикарного автомобиля говорил и говорил, а потом спрашивал: «Почему молчишь?», «Что ты все заладила - Олег Борисович, Олег Борисович? Думаешь, я такой старый?» Но обращение по имени-отчеству напоминало ему о том, что осталось в прежней жизни. Потом постоянно от него приходили письма, иногда со ссылками на какие-то события в мире.

А тогда в Лос-Анджелесе он вспоминал, как взялся с Джоан за советскую мультипликацию, чтобы ее знали во всем мире, показал в 55 странах на 35 языках. У нас Видова за его мультипликационную деятельность больше ругали, а у него была своя правда и обида на киночиновников, которые творили беду.


С женой Джоан в Таиланде. 2015 год.

ИЗБРАННОЕ ОТ ОЛЕГА ВИДОВА

«Мы с Джоан организовали клинику по реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости. Она пользуется популярностью на Малибу. Люди зависимы не только от опиума, но и фармацевтических средств. Я ведь работал в свои 16 лет санитаром приемного покоя в 29-й больнице. Мечтал быть врачом. Теперь мы уже только консультанты в нашей клинике. Пришла пора подумать о собственном здоровье. Знаешь, что в 1985 году я прилетел в Лос-Анджелес, а в 1998-м у меня обнаружили опухоль на гипофизе в четвертой стадии. В СССР тогда не было оборудования для таких операций. Люди отправлялись в морг. А в США мне сделали операцию, и я живу больше 15 лет после нее. Америка меня спасла».

«Я начал работать с 16 лет. Учился в школе рабочей молодежи. В 1960 году там меня заметил ассистент режиссера с «Мосфильма», пригласил в кино. Это была картина «Друг мой Колька». Я снялся в эпизоде, но он не вошел в фильм. Директор картины Пастушков дал мне характеристику, и я с ней пошел на студию научно-популярных фильмов устраиваться осветителем. Тогда там работали фронтовики, люди, прошедшие войну. А потом я поступил во ВГИК. Я рано начал сниматься за границей. Только Сергей Бондарчук, которого пригласил Росселини, имел такую возможность до меня. Сергей Герасимов тогда снимал фильм «Журналист» и хотел пригласить кого-то из европейских звезд. В этот момент я получил приглашение в Данию сниматься в «Саге о викинге». Тогда был сделан обмен актерами. Мне просто повезло. Нас пугали: надо быть бдительным, иначе завербуют. Помню, в Дании я постоянно озирался, ждал, когда же меня начнут вербовать. Тогда и не думал о том, чтобы там остаться. Я был абсолютно советским человеком. За меня можно было не опасаться».

«В «Заколдованном участке» Александра Баранова я сыграл капитана на пенсии, который в деревне сватается к местной жительнице. Я был счастлив, что попал на родину, оказался в Тарусе, где снимался фильм, пообщался с людьми, полюбовался русской природой, даже написал об этом стихи. Но мне уже трудно приезжать в Россию. Возраст и силы не те».

В 1976 году Видов развелся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссера. Тем не менее, он его все же получил.

Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съемках зарубежных картин, шла в государственную казну.

Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны». Не разрешили актеру и играть Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел»…

В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актер Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевез через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей…

Фильмы с участием Олега Видова помнят и любят до сих пор: «Всадник без головы», «Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Джентльмены удачи», «Москва, любовь моя». Однако в начале восьмидесятых голубоглазый кумир миллионов внезапно исчез с советских экранов: он был одним из первых киноактёров, уехавших на Запад.

АиФ.ru вспоминает жизнь популярного артиста, попавшего на родине под запрет.

Джентльмен удачи

Видов о себе говорил: «Трудности меня не пугают. Лишь бы меня не трогали, не командовали мною». Он рано начал работать: с 14 лет. В трудовой книжке Заслуженного артиста СССР есть записи о работе слесарем-электриком и даже санитаром. Однако после окончания школы юноша решил круто изменить свою жизнь и отправился на актёрский факультет во ВГИК.

Режиссёры быстро заметили эффектного блондина и ещё студентом стали приглашать его на эпизодические, но яркие роли: велосипедист с зонтом в «Я шагаю по Москве», брат главного героя в «Если ты прав...», полярник в «При исполнении служебных обязанностей». Когда же начинающему артисту поступило приглашение сыграть главную роль в экранизации повести Пушкина «Метель», ВГИК запретил студенту участвовать в съёмках. Принципиальный юноша сделал свой выбор, за что был немедленно отчислен из вуза.

Режиссёр Александр Птушко и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане», актёры Ксения Рябинкина и Олег Видов. 1966 год. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Признание публики и новые роли не заставили себя долго ждать: вслед за пушкинским Владимиром последовал Медведь в «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане». Даже руководство ВГИКа признало свою ошибку и пересмотрело решение об отчислении талантливого студента. Видову позволили восстановиться сразу на пятый курс, причём академическую разницу востребованный актёр сдал всего за восемь месяцев.

Можно смело сказать, что каждый новый фильм с участием Видова попадал в золотой фонд советского кинематографа, а актёр стал одним из самых перспективных артистов советского экрана. Наибольшую же популярность актёру принесли съёмки в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» по роману Майн Рида.

Олег Видов в роли Мориса Джеральда в фильме «Всадник без головы», 1973 год. Фото: www.globallookpress.com

Опала

О такой блестящей актёрской карьере, как у Видова, многие даже не мечтали: он не только слыл звездой отечественного экрана, но и регулярно получал приглашения на участие в зарубежных проектах. Однако злые языки поговаривали, что секрет успеха артиста — выгодный брак. Видов женился на Наталье Федотовой дочери генерала КГБ, которая была близкой подругой Галины Брежневой , дочери генсека ЦК КПСС.

Сам Видов категорически опровергал всякие слухи о «блате», тем не менее счастливая кинокарьера Заслуженного артиста РСФСР завершилась, едва он развёлся. Отечественные режиссёры постепенно перестали давать Видову хорошие роли, а советские чиновники запрещали ему съёмки в самых интересных зарубежных проектах со словами: «Нам в Советском Союзе западные звёзды не нужны».

Сам актёр об опале вспоминал так: «В 1976 году я развёлся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться мне не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда... Когда я оканчивал режиссёрское отделение ВГИКа в 1978 году, руководство института оказалось перед выбором: вручать мне диплом или нет. Потому что „ сверху “ требовали: „ Не выдавать! “ Слава богу, диплом я получил. А потом — по той же причине — сколько ролей я потерял!»

Олег Видов с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Некогда популярный артист, чтобы наладить собственную жизнь, видел только один выход: покинуть СССР. Этот шанс ему представился в 1983 году в Югославии, где он заканчивал работу над фильмом «Оркестр». В это время Видов получил телеграмму с требованием в течение 72 часов вернуться в Москву, но вместо этого уехал в Австрию, а оттуда — в Италию.

Так Видов оказался на Западе, где вместе с политическим убежищем обрёл настоящий дом: очень скоро он познакомился с со своей американской супругой и переехал жить в США.

Наши в Голливуде

В Америке популярному советскому актёру пришлось всё начинать с нуля: сперва он трудился на фабрике, а только затем пробился в Голливуд.

Олег Видов и Арнольд Шварценеггер в фильме «Красная жара», 1988 год. Фото: Кадр из фильма

Его первой американской картиной стала «Красная жара», где партнёром советского актёра оказался Арнольд Шварценеггер . Затем Видов снял короткометражку «Легенда Изумрудной принцессы» для диснеевского канала, где сам же исполнил главную роль. А после была «Дикая орхидея», в которой советский «князь Гвидон» снимался с Микки Рурком, Жаклин Биссет и Кэрри Отис. Лишь в 1993 году опальный Видов вернулся на отечественные экраны: он сыграл в российско-американском фильме «Три августовских дня», посвящённом августовскому путчу в России.

Видов справедливо считается одним из немногих советских актёров, кому удалось продолжить свою профессиональную карьеру в Голливуде. Неудивительно, что бывший кумир советских кинозрителей не жалел о своём выборе. А когда у постаревшего Видова российские журналисты спросили, счастлив ли он в Америке, актёр ответил: «В Союзе людям „ обрубали руки “ , нельзя было ничего делать. А здесь — пожалуйста, иди по любой дорожке. Хочешь — хоть миллионером становись, только работай, вкалывай. Здесь людей уважают, даже если у тебя плохой язык».




Top