Почему произведение евгений онегин названо романом. Почему «Евгений Онегин» назван А.С

Наверное, многие читали знаменитый роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" и задумывались над его названием. Почему роман назван "Евгений Онегин"?

Этот роман назван именем того героя, которого Пушкин представлял центральным персонажем своего романа в стихах, именно о его жизни повествуется на протяжении всего произведения. Евгений - молодой человек, представитель "золотой дворянской молодежи", свою жихнь проводит праздно и пестро на балах, в ресторанах и в театрах. Но тем не менее, он не глуп, и такая жизнь ему быстро наскучивает, он ищет себе новые интересы. В образе главного героя заключен конфликт между средой и личностью, который был не только у одного Онегина, но и у многих людей тоже. Онегин - это собирательный образ молодых дворян его времени. Благодаря этому роман также назван "Евгений Онегин".

Теперь обратимся к значению имени главного героя. С греческого имя "Евгений" значит "благородный", а его фамилия происходит от названия реки Севера "Онега". Сочетание именно этой фамилии и имени очень мелодично, что важно для любого стихотворения, а этот роман, как известно, написан в стихах. Кроме того, фамилия "Онегин" как бы подчеркивает расчетливость и холодность главного героя этого романа.

Подведем итог в вопросе о том, почему роман назван именем Онегина:

  • Евгений Онегин - главный герой романа, в произведении рассказывается о его жизни, повествование строится вокруг этого персонажа;
  • Евгений Онегин - собирательный образ молодых людей-дворян своего времени, он олицетворяет собой конфликт между средой и личностью;
  • Звучание имени и фамилии "Евгений Онегин" мелодично и красиво, что очень важно для стихотворной формы романа.

Ни для кого не секрет, что литературные произведения принадлежат к определённым жанрам и родам литературы. И если ограничиваются тремя категориями: эпос, лирика, драма, то жанров существует гораздо большее количество.

«Евгений Онегин»: жанр

Знаменитое художественное произведение «Евгений Онегин», принадлежащее перу великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, уже давно находится под пристальным вниманием филологов и литературоведов. Мало того что это произведение наполнено глубоким смысловым содержанием, весьма неоднозначны ещё и его жанровые характеристики. Итак, чем же так необычно определение жанра «Евгения Онегина»?

Роды и жанры литературы

Для начала следует отметить, что произведение написано в стихотворной форме, значит, к которому оно принадлежит, - лирический. Однако, несмотря на то что история описана в стихах, назвать её простым стихотворением абсолютно невозможно. Развёрнутый сюжет, динамика развития событий, психологизм и произведения внутри произведения с полным правом позволяют отнести «Евгения Онегина» к жанру романа. Согласно определению из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, роман - это прозаическое эпическое литературное произведение с несколькими героями и сложной структурой сюжета. Опираясь на него, можно сказать, что по смыслу и содержанию «Евгений Онегин» относится, скорее, к роду эпоса и романному жанру литературы.

Краткое описание сюжета

По сюжету, избалованный и эгоистичный столичный юноша Евгений Онегин, устав от бесконечных балов и светских приёмов, решает удалиться жить в деревню, чтобы хоть как-то внести разнообразие в свои одинаковые будни. Однако в деревне жизнь оказывается скучнее, чем в Петербурге, на Евгения вновь нападает хандра. Он знакомится с молодыми жителями деревни: восемнадцатилетним талантливый поэтом Владимиром Ленским, сёстрами Лариными - красивой и весёлой Ольгой, задумчивой и мечтательной Татьяной.

Они же и становятся главными действующими лицами в сюжете. Ленский помолвлен с Ольгой, в то время как Татьяна влюбилась в Евгения. Однако на чувства девушки он не отвечает взаимностью, а получив письмо с пылким и нежным признанием в любви, и вовсе пытается наставить её на путь истинный, советуя не излагать в дальнейшем свои чувства малознакомым людям. Татьяна смущена и обижена. А Ленский тем временем вызывает Онегина на дуэль за то, что тот неоднократно приглашал на танец его невесту Ольгу. Перед самой дуэлью Татьяна видит сон, в котором Евгений убивает Владимира, но девушка не знает о намерении молодых людей стреляться, иначе она предотвратила бы поединок. Онегин убивает Ленского, боясь отменить дуэль и прослыть в светском обществе трусом. Ольга же недолго оплакивает своего возлюбленного и вскоре выходит замуж за другого. Спустя некоторое время венчается и Татьяна, какое-то время она ещё продолжает любить Евгения, но потом пелена спадает с её глаз.

Однажды на светском балу эти двое встретились: по-прежнему скучающий и хандрящий Онегин и недоступная благородная жена генерала Татьяна. И в эту встречу герои поменялись ролями, Евгений понял, что влюбился в прекрасную княгиню, Татьяна же ответила ему фразой, впоследствии ставшей знаменитой: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Анализ жанровой специфики текста

Итак, как, собственно, определить в произведении "Евгений Онегин" жанр? О сюжете можно сказать, что он действительно богат событиями, а диалоги и монологи героев полны чувственности и психологизма. Эти черты позволяют причислить произведение к жанру романа. Однако стихотворная форма знаменитого творения Пушкина оставляет вопрос открытым. Специалисты склонны утверждать, что жанр «Евгения Онегина» - роман в стихах. Однако, по мнению некоторых литературных критиков, в том числе Виссариона Григорьевича Белинского, это не так. Они утверждают, что жанр «Евгения Онегина» - поэма, поскольку в произведении в полной мере и почти с исторической достоверностью воспроизведена жизнь российской общественности в столице и за её пределами. В. Г. Белинский, не скупясь, назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но для поэмы произведение всё же имеет слишком большой объём, количество текста ближе к романному. В этом заключается первое противоречие.

Второе противоречие связано с содержанием романа. Опять же критики называют «Евгения Онегина» не только «романом о романе», но также «романом в романе». И если на первое определение напрямую влияет жанр «Евгения Онегина» Пушкина А. С., а также любовная линия - центральная тема сюжета, то вторая характеристика имеет прямое отношение к внутри произведения.

«Роман о романе»

Итак, как уже было выяснено ранее, по своему жанру произведение относится скорее к роману, несмотря на изложение в стихах. И это первая составляющая определения «роман о романе». Вторая, несомненно, отражает наличие любовных событий в сюжете. По ходу развития действия читатель может наблюдать, как развиваются взаимоотношения двух пар: Ольги Лариной и Владимира Ленского и её сестры Татьяны и Евгения Онегина. Однако на первый план выходят всё же отношения последних. Именно вокруг этой пары и вращается сюжет. Таким образом, выражение «роман о романе» сообщает не только о наличии любовной линии в тексте, но также в очередной раз подчеркивает, что в произведении «Евгений Онегин» жанр характеризуется как роман.

«Роман в романе»

В данной характеристике также имеется отсылка к жанру пушкинского творения. Однако теперь, когда уже не возникает вопроса "Евгений Онегин" - какой жанр?", расшифровки второй части словосочетания не требуется. Речь, разумеется, идёт об отношении к жанру. Зато первая часть определения напоминает о наличии в тексте другого романа - письма Татьяны Лариной, почти художественного произведения. Признаваясь Онегину в любви, Татьяна письменно рассказала о своих чувствах. И Александр Сергеевич Пушкин в полном объёме отразил её порыв. Именно об этом романе как о жанровой характеристике внутри другого романа - самого произведения - идёт речь. Татьяна Ларина, изливая свою любовь к Евгению, произвела на свет свой собственный роман в стихах, отобразив его в письме.

Итак, даже проанализировав произведение «Евгений Онегин», жанр его по-прежнему установить проблематично. По форме это поэма, по содержанию - роман. Возможно, только такому талантливому и великому поэту, как Александр Сергеевич Пушкин, позволено изобрести свой собственный жанр - роман в стихах - и продемонстрировать его на лучшем примере.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхода. Пушкин стремится максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конструкций, а потому и форма романа становится «свободной».

И дело не только в том, что автор лишь в конце 7 главы помещает «вступление», иронично замечая: «…Хоть поздно, а вступленье есть». И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за наследством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лирическое отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литературе, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, - а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?». Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни».

Он действительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина - Вяземский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор становится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Онегина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского - и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цельность, хотя написаны не «онегинской строфой».

Кажется, что в такое произведение - «свободный роман» - может войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: непредсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним законом. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж». Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых - и находили их! В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырывается наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в момент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочисленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхода. Пушкин стремится максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конструкций, а потому и форма романа становится «свободной».

И дело не только в том, что автор лишь в конце 7 главы помещает «вступление», иронично замечая: «…Хоть поздно, а вступленье есть». И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за наследством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лирическое отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литературе, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, - а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?». Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни».

Он действительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина - Вяземский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор становится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Онегина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского - и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цельность, хотя написаны не «онегинской строфой».

Кажется, что в такое произведение - «свободный роман» - может войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: непредсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним законом. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж». Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых - и находили их! В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырывается наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в момент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочисленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.


Пушкин писал роман «Евгений Онегин» более семи лет: с 1823 по 1830 годы. «Долгий труд» был начат, когда автор «ещё не ясно различал» «даль свободного романа».

Почему же он называет своё произведение «свободным романом»?

Во-первых, сам поэт подчёркивал, что он пишет «не роман, а роман в стихах», и увидел в этом «дьявольскую разницу». Повествование строится на переключении из одного плана в другой, на изменении тональности и интонации произведения.

Перед читателем разворачивается

…собранье пёстрых глав,

полусмешных, полупечальных,

простонародных, идеальных.

Роман начинается совершенно неожиданно, без всяких предисловий и вступлений. он открывается внутренним монологом Евгения Онегина, который едет к умирающему дяде в деревню и готовится лицемерить ради получения наследства.

Финал этого произведения такой же неожиданный, как и его начало. Автор оставляет своего героя « в минуту злую для него». В момент объяснения с Татьяной, вышедшей замуж за генерала. Читатель никогда не узнает, что же произойдёт с Онегиным дальше, найдёт ли он в себе силы для новой жизни.

Перед нами роман без начала и конца, и в этом его необычность. Жанр романа оказывается свободным, как и его сюжет.

Автор ведёт с читателем свободный и непринуждённый разговор обо всём, «забалтываясь донельзя»: об элегиях и одах, о яблочной наливке и брусничной воде, о русском театре и французских винах. Множество лирических отступлений убеждает читателя в том, что в центре повествования находится не герой, а автор, мир которого бесконечен. Автор – это лирический центр романа.

Чтобы создать эффект свободного, импровизированного повествования, Пушкин придумывает Онегинскую строфу, которая включает в себя 14 строк. Возникает иллюзия «болтовни», когда автор свободно перемещается во времени и пространстве, легко переходит от одного предмета речи к другому. Он рассказывает не только о несбывшихся надеждах и разбитых сердцах своих героев, но и повествует о себе самом и об универсальных законах человеческой жизни.

Иными словами, в центре повествования не судьба отдельных героев, а сама жизнь – бесконечная и непредсказуемая. именно поэтому роман не имеет ни начала, ни конца.

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин…

И так во всём. Автор свободно высказывается и о петербургских балах, и о мирной деревенской тишине, передавая своё отношение к жизни, не совпадающее с мнением главного героя. таким образом, создатель романа становится его героем.

Подведём итоги. Пушкин называет свой роман «свободным», потому что в центре его повествования не столько судьба героев, сколько широкая картина жизни, высказывания автора на самые различные темы, его мысли и чувства. Свободной является и импровизированная манера изложения. Роман не имеет ни начала, ни конца.

Обновлено: 2017-10-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.




Top