Почему раньше актеров хоронили вне кладбища. Почему раньше актеров хоронили за кладбищем? Преступники и казненные

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 21.11.2013 20:27:54

Почему раньше актеров считали грешниками?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Почему раньше актеров, лицедеев считали грешниками и хоронили за оградой кладбища?

Откуда такие сведения? Когда в России хоронили актёров за церковной оградой? Чтобы Щепкина в XIX веке хоронили не по-христиански? Или Шаляпина? В наше время православно отпевались и Высоцкий, и Леонов, и многие другие ушедшие в мир иной. Да, актерство наиболее подвластно греху, страсти там, причем, чужие, не свои, но ведь мы знаем и примеры высокодуховного актёрского мастерства, преподающего нам вечные ценности. Здесь необходима градация. Сегодня многие труженики театра, кино и эстрады не стесняясь исповедуют Православие. Толкунова, Конкин, Михалков, Бичевская, Тихонов, Боярский и т.д.

Негативное отношение Церкви к театру, что отразилось в церковных канонах, связано с греко-римским театром, представления которого были связаны с языческим греческим и римским пантеоном богов, что несло в себе проповедь язычества. Хороший театр никак не может противоречить православию. Но, актер, как никто, подвержен страстям и действиям темных сил. Но борьбя с духами злобы поднебесной — это каждодневное действие каждого христианина.

В православном богослужении издавно использовались (ныне забытые) околобогослужебные действия (пещное действо, шествие на осляти) которые несли в себе печать театральности. Учредителем театра был . Более того, лике святых есть лицедей святой мученик Геласий Комедиант.

Геласий происходил из местечка Мариамн неподалеку от Дамаска. Он был вторым по значимости актером в труппе комедиантов в Илиополе Финикийском во времена Великого гонения около 303 года. В одном из представлений он пародировал обряд святого крещения, играя роль неофита, и был брошен другими актерами в ванну с теплой водой под бурные рукоплескания и смех толпы зрителей. Но по Божественной милости Геласий вышел из воды действительно преображенным благим изменением. Когда его одели в белую тунику, он воскликнул: «Я — христианин! Когда я был в купели, я видел Славу, сияние которой повергло меня в страх, и теперь я готов умереть христианином». Поняв, что это уже не комедия, зрители, вначале озадаченные, в ярости бросились на него, схватили за белую одежду, вывели из театра и забили камнями. Христиане перенесли тело славного мученика на родину, где над его могилой впоследствии был построен храм.

Память св. Геласия встречается в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

Православные обычаи гласят: на погосте не должны обретать последний приют самоубийцы, неверующие и некрещёные умершие. К категории самоубийц относятся в том числе погибшие во время дуэли, на бандитских разборках и люди, добившиеся своей эвтаназии. Считается, что верующим покойникам не положено находиться возле грешников, обречённых на адские муки. Корни таковых запретов лежат не в христианских, а ещё в архаическо-языческих традициях. На Руси были определённых категорий умершие, которых неукоснительные предписания не дозволяли хоронить на общем кладбище.

Утопленники

Утопление считалось в Древней Руси противоестественной, страшной и позорной смертью. При этом неважно, покончил человек жизнь самоубийством или последовал несчастный случай. По народным поверьям, вода представляла собой дорогу в загробный мир, территорию обитания нечисти: русалок, водяных. В них, по убеждению жителей Руси, перевоплощались все утопленники. Водяная нечисть была беспокойной и имела обыкновение бродить по ночам рядом с реками и прудами, пугая случайных прохожих. К тому же «нечистые» покойники могли встревожить обычных умерших, желающих обрести покой в ином мире. «Добропорядочные» мертвецы могли разгневаться от нежелательного соседства, что представляло опасность для живущих. Поэтому воспрещалось хоронить утопленников на общем погосте.

Самоубийцы

К самому страшному греху с точки зрения христианства относились чрезвычайно негативно ещё в языческие времена. Считалось, что самоубийцы отрекались от самого ценного дара – жизни, а значит, совершали большое преступление против человеческого и божественного миропорядка. Жители Древней Руси верили, что люди, добровольно лишившие себя жизни, не могут найти покой после смерти. Более того, самоубийц не может принять сама кладбищенская земля, поскольку такие умершие её оскверняют. Полагали также, что гнев земли приведёт к стихийным бедствиям, голоду, мору. Несчастья постигали всю деревню и близлежащие районы. Если случались засуха, сильный голод, эпидемии чумы или холеры, «нечистых» мертвецов выкапывали из могил.

Убитые или погибшие при неизвестных обстоятельствах

Упокоены на общем кладбище не могли быть убитые разбойниками, скончавшиеся при невыясненных обстоятельствах не в своём жилище (в дороге, на улице). Насильственная, преждевременная или подозрительная кончина расценивалась как кара за тяжкие грехи. Такую смерть называли «наглой» и считали страшным проклятием.

Преступники и казнённые

Разбойникам, ворам, убийцам и казнённым также не полагалось быть погребёнными рядом с обычными умершими. Перечисленные категории усопших, попавшие под запрет, считались буквально отбросами общества и могли оскорбить память предков. Закапывали преступников и казнённых по обыкновению в поле, лесу или на болоте.

Лицедеи, скоморохи

Умерших, при жизни занимавшихся актёрским ремеслом, в Древней Руси тоже не слишком жаловали. Несмотря на то, что выступления скоморохов и актёров бродячих театров пользовались огромной популярностью, все понимали, что лицедейство – «недостойная» профессия. Объяснялось это тем, что актёр на сцене проживает чужую жизнь, прилюдно изображает, а то и прославляет грехи другого человека. Подобные перевоплощения расценивались как подыгрывание нечистой силе.

Вышеперечисленных «отверженных» покойников часто хоронили в общих могилах, носивших название «убогие дома» или «божедомки». Они находились вдалеке от погоста и представляли собой глубокие ямы, в которые сваливали тела без проведения какого-либо обряда. Кроме того, в общих могилах хоронили жертв эпидемий из-за опасности, исходившей от их тел. Новорождённые, убитые матерями, тоже находили здесь последний приют. Самоубийц часто погребали на перекрёстках дорог или закладывали брёвнами, например, в лесной чаще. Вследствие этого покойников-самоубийц именовали «заложными».

«Нечистые» мертвецы, как полагали в старину, пополняли ряды беспокойных и опасных духов. Жители Руси были уверены, что нет ничего безрадостнее, чем умереть без покаяния и прощания с семьёй, а после быть обречённым на вечные скитания во тьме.

Объясните, почему актеров хоронили за кладбищем? Почему теперь наоборот?

Ответ

Дело в том, что в Средние века заниматься актерским делом считалось позором для верующего человека. Церковь решительно осуждала игру актеров. И именно поэтому их не позволяли хоронить на кладбище, рядом с другими умершими. Такое отношение легко понять, если заглянуть в Библию.

Согласно христианских догм — Бог наделил человека только одной жизнью, которую она должна прожить самостоятельно, индивидуально, почитая Бога и заповеди. Актеры же, играя свои роли, показывали жизнь и характер своих персонажей. Считалось, что таким образом представители театра «брали» на себя чужие грехи и проживали чужую жизнь.

Такой человек считалась недостойным предстать перед глазами Бога на Страшном Суде, поскольку при жизни была лицедеем. А лицедейство — это большой грех, за который один путь — в Ад.

Еще одной причиной такого захоронения этих «нечистых» людей, становился их образ жизни. Ведь все деятели актерского поля вели довольно развратный образ жизни, и часто нарушали заповеди Бога. Да еще и при этом не ходили в церковь и не испытывали раскаяния.

В наше время ситуация в корне изменилась, потому что актерская работа является такой же необходимой, как и все остальные. Современную жизнь невозможно представить без театра, кино и музыки. Поэтому церкви пришлось несколько изменить свое отношение к актерам. И демократизация мира сыграла в этом не последнюю роль. Сейчас, наоборот, людей, представляющих развлекательную отрасль, очень уважают и хоронят с почестями.

Традиции православных похорон подразумевают, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники.

Но эти правила не были изобретены православной церковью. Задолго до принятия христианства на Руси существовали строгие законы, не позволявшие хоронить на общих кладбищах людей определенных категорий.

Утопленники

В древности и Средние века для любого русского утопление было страшной, противной естеству и даже в чем-то позорной смертью. Не имело большого значения то, сам ли человек утопился или с ним произошел несчастный случай. По мнению жителей Руси, все утопленники превращались после смерти в русалок, поэтому их нельзя было хоронить вместе с обычными покойниками.

Русалки были беспокойными душами, имели обыкновение бродить ночами по берегам водоемов и пугать случайных прохожих. Такой бурной загробной жизнью они могли потревожить «добропорядочных» усопших, которые имели полное право обрести покой после смерти.

Самоубийцы

К суициду даже в древнейшие языческие времена относились крайне негативно. Самоубийцы совершали самое большое преступление против человеческих и божественных законов - отказывались от дара жизни. На Руси считали, что люди, наложившие на себя руки, не могли обрести покой после смерти, как и русалки.

Во многих районах даже существовало поверье: если кто-то хоронил на общем кладбище самоубийцу или утопленника, всю деревню и прилегающие земли могла постичь большая беда. В старину таких мертвецов начинали выкапывать из могил, если случалось моровое поветрие (чума, холера) или страшный голод.

Лицедеи, скоморохи

Покойников актерской профессии на Руси тоже не особо жаловали после смерти. На ярмарках представления скоморохов и актеров бродячих театров пользовались колоссальной популярностью. Жители Руси обожали такие представления и с восторгом наблюдали за актерской игрой.

При этом все прекрасно осознавали, что любой лицедей занимается «недостойным» ремеслом. Он перевоплощается в другого человека и тем самым заигрывает с нечистой силой. Такого грешника могла ожидать только одна участь - погребение за кладбищенской стеной.

Убитые

Если человека убивали в лесу разбойники или он погибал при невыясненных обстоятельствах где-то в пути, на улице, а не у себя дома, он тоже не мог быть погребен на общем кладбище. Преждевременная, насильственная или чем-то подозрительная смерть считалась наказанием за тяжкие грехи. Ее называли «наглой» и воспринимали как самое большое проклятие, которое только может постичь смертного.

Преступники и казненные

Воры, лесные разбойники, убийцы и казненные тоже не имели права лежать в земле рядом с «приличными» гражданами. Преступники считались отбросами общества. Самим своим присутствием на общем погосте они могли оскорбить память предков. Разбойников обычно просто закапывали где-нибудь в поле, лесу или на болоте.

Все перечисленные категории людей относились к «отверженным» покойникам. Их хоронили в общих могилах, называвшихся убогими домами, или божедомками. Последние располагались далеко от общего кладбища и представляли собой огромные ямы, куда тела просто сваливали горой без соблюдения какого-либо обряда. В божедомках также хоронили убитых своими матерями новорожденных.

В общих могилах находили последний приют и многочисленные жертвы эпидемий (мора) из-за опасности, которая исходила от их тел. Самоубийц и утопленников также нередко хоронили на перекрестках дорог или закладывали бревнами где-нибудь в лесной чаще. Из-за этой традиции таких покойников называли «заложными», то есть буквально заложенными бревнами.

Считалось, что заложные усопшие пополняли ряды нечистой силы, превращаясь после смерти в беспокойных и опасных духов. Жители Руси считали, что нет ничего хуже и горше, чем умереть вот так, без покаяния и прощания со своей семьей, а затем быть обреченным на вечные скитания во тьме.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 21.11.2013 20:27:54

Почему раньше актеров считали грешниками?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Почему раньше актеров, лицедеев считали грешниками и хоронили за оградой кладбища?

Откуда такие сведения? Когда в России хоронили актёров за церковной оградой? Чтобы Щепкина в XIX веке хоронили не по-христиански? Или Шаляпина? В наше время православно отпевались и Высоцкий, и Леонов, и многие другие ушедшие в мир иной. Да, актерство наиболее подвластно греху, страсти там, причем, чужие, не свои, но ведь мы знаем и примеры высокодуховного актёрского мастерства, преподающего нам вечные ценности. Здесь необходима градация. Сегодня многие труженики театра, кино и эстрады не стесняясь исповедуют Православие. Толкунова, Конкин, Михалков, Бичевская, Тихонов, Боярский и т.д.

Негативное отношение Церкви к театру, что отразилось в церковных канонах, связано с греко-римским театром, представления которого были связаны с языческим греческим и римским пантеоном богов, что несло в себе проповедь язычества. Хороший театр никак не может противоречить православию. Но, актер, как никто, подвержен страстям и действиям темных сил. Но борьбя с духами злобы поднебесной — это каждодневное действие каждого христианина.

В православном богослужении издавно использовались (ныне забытые) околобогослужебные действия (пещное действо, шествие на осляти) которые несли в себе печать театральности. Учредителем театра был . Более того, лике святых есть лицедей святой мученик Геласий Комедиант.

Геласий происходил из местечка Мариамн неподалеку от Дамаска. Он был вторым по значимости актером в труппе комедиантов в Илиополе Финикийском во времена Великого гонения около 303 года. В одном из представлений он пародировал обряд святого крещения, играя роль неофита, и был брошен другими актерами в ванну с теплой водой под бурные рукоплескания и смех толпы зрителей. Но по Божественной милости Геласий вышел из воды действительно преображенным благим изменением. Когда его одели в белую тунику, он воскликнул: «Я — христианин! Когда я был в купели, я видел Славу, сияние которой повергло меня в страх, и теперь я готов умереть христианином». Поняв, что это уже не комедия, зрители, вначале озадаченные, в ярости бросились на него, схватили за белую одежду, вывели из театра и забили камнями. Христиане перенесли тело славного мученика на родину, где над его могилой впоследствии был построен храм.

Память св. Геласия встречается в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.




Top