Пословицы про ябеду. Почему нехорошо ябедничать

Жил да был на свете мальчик Коля. Очень любил этот мальчик ябедничать на всех. В детском садике его так и звали: Коля-ябеда.
Однажды теплым весенним днем гуляла Колина группа на своей площадке. Все дети играли, а Коля постоянно бегал к воспитательнице, Анне Николаевне, и жаловался на всех.
- Анна Николаевна! – закричал Коля, подбегая к ней. – А Света упала в лужу!
- Ах, - испугалась Анна Николаевна. – Но ты помог ей подняться?
- Нет, - удивленно пожал плечами Коля. – Зачем? Она сама встанет. Я пришел Вам рассказать.
- Я бы сама все рассказала, - обиженно сказала Света, подходя к воспитательнице. – А ты Коля – ябеда!
Коля подошел к ребятам, стоявшим у качелей.
- Пустите меня покачаться, - начал толкаться он.
- Сейчас не твоя очередь, - возмутился Вася.
- Анна Николаевна! – закричал Коля. – А они мне покачаться не дают!
Анна Николаевна тяжело вздохнула, посмотрела на часы и сказала:
- Все, собираем игрушки! Пора обедать.
Когда ребята поели и начался тихий час, Коля внимательно оглядел группу и побежал к воспитательнице:
- Анна Николаевна! – зашептал он. – А Нина, Витя и Олег не спят. Они лежат и шепчутся.
- Коля! – печально покачала головой Анна Николаевна. – Сколько раз я тебе говорила: ябедничать очень-очень плохо! Если ты видишь, что кто-то сделал что-то не так, помоги, объясни, но только не ябедничай!
Коля надулся и лег в свою кроватку. Он долго ворочался с боку на бок, но заснуть никак не мог. Вдруг прямо перед ним появился крохотный желтый шарик. Он начал надуваться, надуваться, надуваться…
- Сейчас лопнет, - подумал Коля.
Но шар не лопнул. Он покрутился перед Колиным носом, а потом внутри шара заклубился красный дым. Коле стало страшно. Он попытался забраться под подушку, но подушку сдуло словно ветром. Дым в шаре развеялся, и на мальчика глянули выпученные лягушачьи глаза. Над ними топорщились зеленые волосы, стоявшие дыбом, словно иголки у ежа. Между глаз торчал толстый длинный нос, похожий на огурец, только он был лилового цвета, а на самом его конце торчали три здоровенные бородавки. Рот был похож на зубастую щель.
- Ты кто? – в ужасе спросил Коля.
- Я – Ябеда! – гордо ответила жуткая голова, показав ему длинный синий язык.
- А что тебе тут надо? – дрожащим голосом поинтересовался Коля.
- Я за тобой! – голова подпрыгнула, и шар качнулся в Колину сторону. Он едва не свалился с кровати.
– Помогите! – прошептал Коля. Но все спали. Анна Николаевна пила у окошка чай и ничего не замечала.
- Помогите! – закричал Коля во весь голос.
Но никто его не услышал. Он почему-то и сам себя не услышал.
Голова в шаре хихикнула и забормотала:
- Тара-бум, тара-бар!
Надувайся новый шар!
Птица в клетке,
Рыбка в сетке,
Ябеде–Коле
Не видать больше воли!
- Ой, что происходит? – заволновался Коля. Вокруг него в одно мгновенье надулся еще один желтый шар, только теперь мальчик оказался внутри. Шар подскочил к потолку, вылетел в открытое окно и полетел над городами, над лесами над морями, над горами. Он летел долго-долго и, наконец, приземлился на зеленой поляне. В городе травка только-только начала пробиваться, а здесь уже вовсю цвели цветы, зеленели деревья, и было очень тепло. Шар неожиданно исчез.
- Приветствую тебя в стране Ябед! – каркнул кто-то сзади. – Поздравляю, теперь ты – один из нас!
Коля оглянулся. Прямо перед ним в воздухе висела лупоглазая голова.
- Я что, тоже теперь такой же страшный? – в ужасе спросил Коля.
- Пока нет, но скоро станешь! – важно ответила голова.
- Я не хочу! – закричал Коля.
- Как это не хочешь? – удивилась голова. – Ты же ябеда, а мы все должны быть такими.
- Я хочу к маме! Верните меня обратно! – заплакал Коля.
- Твое место здесь! – сурово ответила голова и, возмущенно ворча, улетела.
Коля огляделся. Вокруг раздавался странный гомон, словно много-много детей разговаривали одновременно.
- Пчела съела мой нектар! – хлопала крыльями бабочка.
- Медведь взял без спроса мой мед! – жужжала пчела.
- Волк не вытер ноги, когда пришел ко мне в гости, - ворчал медведь.
- Лиса обманула меня, - жаловался волк.
- Заяц опять ел мою морковь, - ныла лиса.
- Белка не хочет угощать меня орешками, - хныкал заяц.
Коля заткнул уши.
- Перестаньте, у меня голова болит!- закричал он. – Сколько можно жаловаться?
- Мы не жалуемся, - удивились все. – Мы ябедничаем. А ты почему молчишь?
- Я не хочу больше ябедничать. Вас противно слушать! – возмутился Коля.
- А раньше тебе очень даже нравилось! – ответили ему все хором и опять начали ябедничать.
К Коле подлетела целая стайка страшных пучеглазых и носатых голов:
- Привет! – закричали они. – Главный Ябеда сказал, что к вечеру ты станешь таким же, как и мы! Потерпи немного.
Весело хохоча, они улетели.
- Подождать! – испугался Коля. – Ни за что! Я не хочу быть ябедой, я домой хочу!
Жалобные и обиженные голоса со всех сторон становились все громче. Коля не выдержал. Сначала он поймал бабочку.
- Пчела съела мой нектар, - обиженно сказала бабочка.
- Найди другой цветок с нектаром. Посмотри, как их тут много! – ответил Коля.
- И правда, - удивилась бабочка. – Как это я сама не догадалась!
Она села на душистый розовый клевер и, довольно причмокивая, начала пить нектар.
Пчела, с обиженным жужжанием кружила рядом с Колей:
- Медведь взял без спроса мой мед!
Коля строго посмотрел на нее и сказал:
- А ты не поделилась с бабочкой нектаром. Ей тоже было неприятно. Собери новый мед, а медведю надо было просто объяснить, что брать чужое нельзя!
- И правда, - удивилась пчела. – Как это я сама не догадалась!
Она улетела собирать новый мед, а Коля пошел к медведю.
- У меня пол в берлоге грязный, - обиженно сопел медведь. – Волк пришел в гости, а ноги не вытер!
- Надо было ему объяснить, а не жаловаться! Ты сам съел у пчелы мед, она обиделась, так делать тоже нельзя!- ответил Коля. – Если бы ты сразу сказал волку, что ноги надо вытирать, то он бы не успел напачкать! Теперь надо просто убрать, а не ябедничать
- И правда, - удивился медведь. – Как это я сам не догадался!
Он взял метлу и принялся за уборку.
Волк подбежал к Коле и завыл:
- Меня Лиса обманула!
- Так объясни ей, что обманывать нехорошо, - удивился Коля. – А когда в следующий раз пойдешь к медведю в гости вытирай ноги, чтобы с ним не ссориться.
- И правда, - сел на задние лапы волк. – Почему я сам не догадался?
И он побежал к лисе.
Коля сел на траву и задумался:
- Получается, и я не должен был ябедничать. Я ведь сам мог разобраться. Когда Света упала, надо было помочь ей подняться. Когда меня не пустили на качели, я должен был просто занять очередь, кататься-то все хотят!
- Безобразие! – закричала неизвестно откуда взявшаяся летающая голова. – Кто его пустил в нашу страну, это же не ябеда! Вернуть его немедленно домой!
- Да, да! – обрадовался Коля. – Верните меня домой! Я никогда больше не стану ябедничать!
- Закрой глаза! – сердито сказала голова.
Коля послушно зажмурился. Он ждал, ждал, но вокруг была тишина. Наконец, ему надоело ждать, и он осторожно приоткрыл правый глаз. Вокруг стояли кроватки, он снова был в своей группе, в своем детском саду.
- Ура! – шепотом сам себе сказал Коля.
Наступило время полдника. Драчун Вася схватил Колину булочку и, хитро прищурившись, сказал:
- Сейчас я ее съем!
Все думали, что Коля как всегда побежит к Анне Николаевне жаловаться, но он только улыбнулся и сказал:
- А я съем твою, и никому не будет обидно! Я больше не ябеда, вот так вот!
Все ребята с облегчением вздохнули. Вася пожал Коле руку, и они сели полдничать, весело болтая ногами.

"Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах” (Ф. Бэкон)

Народные пословицы и поговорки часть духовного наследия которое досталось нам от наших предков.Это поистине золотой кладезь народной мудрости накопленный в течении многих веков.Они охватывают почти все стороны нашей жизни,поэтому очень полезно с самого раннего детства знакомить вашего малыша с пословицами и поговорками,заучивать,расказывать их значение,где и в каких случаях применяются,учите прибегать к ним при каждом удобном случае.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Жизнь прожить - не поле перейти.

На всякого Егорку есть поговорка.
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Не зная броду, не суйся в воду.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна речь поговоркой.

На бога надейся, а сам не плошай.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Мокрый дождя не боится.

Маленький, да удаленький.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.

Трусливому зайке и пенек - волк.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Испокон века книга растит человека.

Своя земля и в горсти мила.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Раз солгал, а на век лгуном стал.

Мать высоко замахивается, да небольно бьет, мачеха низко замахивается, да больно бьет.

На родной сторонушке и камешек знаком.

Лучше десятерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.

Где сосна взросла, там она и красна.

Худо тому, кто не делает добра никому.

Без корня и полынь не растет.

Жало остро, а язык острей.

Без друга на сердце вьюга.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Где жить, там и слыть.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

В гости ходить - надо и к себе водить.

Беда бедой, а еда едой.

На чужой стороне и весна не красна.

Всяк человек своего счастья кузнец.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

Бог вымочит, Бог и высушит.

Детей учи без людей.

Гроза бьет по высокому дереву.

Алтын серебра не ломит ребра.

Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Себя губит, кто других не любит.

Лучше молчать, нежели врать.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Дающего рука не оскудеет.

Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.

Глаза боятся, а руки делают.

Лето работает на зиму, а зима - на лето.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

В тесноте, да не в обиде.

Что посеешь, то и пожнешь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Авось и как-нибудь до добра не доведут.

Дело мастера боится.

Играй, играй, да дело знай.

Окончил дело - гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Завистливое око видит далеко.

Здоровье не купишь - его разум дарит.

Делу время, потехе час.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Кто не работает, тот не ест.

Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Будет день - будет и пища.

Труд человека кормит, а лень портит.

Берись дружно, не будет грузно.

Берегись от бед, пока их нет.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Бел снег, да ногами топчут, черен мак, да люди едят.

Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило.

Не топор тешет, а плотник.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Под лежачий камень вода не течет.

Без дела жить только небо коптить.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Не спеши языком, спеши делом.

За всякое дело берись умело.

Была бы охота - будет ладиться работа.

По платью встречают, по уму провожают.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

И сила уму уступает.

Умного пошли - одно слово скажи, дурака пошли три скажи, да и сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе ума набираться, в глупой свой потерять.

Знай больше, а говори меньше.

Глупый киснет, а умный все промыслет.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Человек неучёный – что топор неточёный.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Из окна всего света не оглянешь.

Ученье – свет, а неученье тьма.

Азбука наука, а ребятам бука.

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга сирота, с другом семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка

Из одной печи, да неодинаковы калачи.

И от доброго отца родится бешена овца.

Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.

От плохого семени не жди хорошего племени.

Капризный в детстве уродлив в летах.

Все равны детки - и пареньки, и девки.

Изба детьми весела.

Картина художника Питера Брейгеля под названием “Поговорки”.

Картина художника Питера Брейгеля (1525/30–1569) под названием “Поговорки”. Название говорит само за себя, на картине изображено более чем два десятка разнообразных поучительных поговорок. Вот некоторые из них: биться головой о стену, водить друг друга за нос, сыпать бисер перед свиньями, вставлять палки в колеса, сидеть между двух стульчиков, смотреть сквозь пальцы, и другие. Где на картине изображена, какая поговорка ищите сами.

Всякий, родившийся в СССР, с младенчества усвоил, что нет оскорбления круче, чем «ябеда». Ябеда — бесспорный враг общества. Ябед ненавидят дети и не уважают воспитатели. Хотя, казалось бы, должны любить своих информаторов. Когда дети подрастут, это будет называться уже другим словом — стукач или доносчик. А это уже — фактически людоед. Но что означает странное слово «ябеда» и откуда оно взялось?

Впервые «ябедник» встречается в Новгородской летописи от 1218 года и означает — чиновник, судья.

В словаре Даля встречается «ябедничать и ябедить» в смысле «клеветать, чернить, возводить напраслину — промышлять ябедой по судам » . Чудесные поговорки приводит Даль:«Ябедника на том свете за язык вешают», «Бог любит праведника, а черт — ябедника», «Лучше нищий праведный, чем богач ябедный».

«Ябеда — это клевета» , — говорит словарь Ушакова.

«Ябеда — вчинание заведомо неправильных исков» , — говорит словарь Брогауза и Ефрона.

Проницательный читатель уже догадался, в чем дело. А для менее наблюдательных поясню: во всех дореволюционных определениях ябедничающим назывался ЛЖЕЦ. Возникает резонный вопрос: в какой же момент слово «ябеда» изменило свое значение и стало означать то, что мы привыкли под ним подразумевать? И что мы привыкли подразумевать? Вот Леночка подбегает к воспитательнице и говорит: «А Колька пластилином измазал занавеску!» Воспитательница таскает Кольку за ухо, но он возмущен до глубины души вовсе не этим. «Ябеда! — кричит он Леночке, — Ябеда!» И дети понимают. И я понимал. А сейчас вдруг задумался. Вы меня извините, я просто пытаюсь рассуждать вместе с вами. Давайте дадим формулировку, что такое современное слово «ябеда». Мне приходит в голову только такая: «Ябедничать — сообщать кому следует правду о неком преступлении для восстановления общественной справедливости».

Собственно говоря, слово «стучать» и «донести» в современном понимании означает примерно то же самое, что и ябедничать. И ключевое отличие от любых дореволюционных формулировок одно, но решительное: современный ябеда сообщает не клевету, а ПРАВДУ. Ту правду, которую некто желал бы скрыть, поскольку его поступок не легитимен, наказуем. Сообщает ябеда правду для того, чтобы наказать нарушителя и поучаствовать тем самым в восстановлении справедливости. Скажем осторожнее: не абстрактной справедливости (которой наверно и не существует), а той, которая общепринята в данном обществе в данный момент. А для всего прочего у нас есть слово «клевета» — его никто не отменял и оно своего значения не меняло.

Вы следите за мыслью? Мы пока не допустили никаких логических ошибок? Мы с вами с детства ненавидим ябед и стукачей, но при этом утверждаем, что уважаем и правду и справедливость. Как же это в нас уживается? После того, как мы всё назвали своими словами, становится, согласитесь, как-то не по себе. Чувствуется в нашем воспитании некая культурно-моральная трещина, к которой мы так привыкли, что не замечаем. Не замечаем, что одной ногой стоим на одной стороне пропасти, а другой — на противоположной. Попробуем осмотреться.

Пример первый. Наши соотечественники, поработавшие в Европе, а особенно в США, поражены, насколько там принято стучать. Стучат все. Автолюбитель на автобане готов тут же позвонить в полицию и сообщить ваш номер, увидев, как вы выкинули на обочину фантик или превысили скорость. Подчиненные докладывают начальству о прогулах коллег. Сотрудники доносят друг другу о неполиткорректных высказываниях, оброненных кем-то... В США очень почетно являться «добровольным помощником полиции» — человеком, который считает своим гражданским долгом регулярно информировать полицию о том, что видит нехорошего на своей улице и среди своих соседей. Ужас! Выходит, у них как-то все совсем по-другому? Какая-то иная психология? Как так можно жить?

А вот другой пример. Тоже чуждая нам психология, но в другую сторону:

В далеких 90-х, в эпоху первых чеченских войн, мой школьный товарищ рассказал мне историю, услышанную им от кого-то или прочитанную где-то. В Чечне, мол, обычаи таковы, что если ты выглянул из избы и видишь, как вор крадет у твоего соседа коня, то сообщить об этом соседу — это очень, очень некрасивый поступок. Надо сделать вид, что ничего не заметил. Такой народ, такие обычаи. Дикость этой истории произвела на меня глубокое впечатление. Хотя сегодня у меня есть веские основания подозревать, что эта страшная сказка — плод первой ксенофобии 90-хх, уж очень она плохо вписывается в культуру Кавказа. Но дело не в этом. Для нашего разговора не имеет никакого значения, любопытно само предположение: допустим, где-то (в Африке, в Хоббитании, на Сириусе) существует деревня, где сообщить родному соседу о том, что его обворовывает какой-то незнакомый тип — большой позор, стукачество, ябедничество и общественное порицание. Вопрос: как мы с вами должны относиться к такой деревне и таким обычаям? Мы готовы согласиться с тем, что это — мерзкое стукачество?

Вот тут-то и начинается самое интересное. Потому что моральная пропасть, пролегающая через наше воспитание, оказывается бездонной. Выходит, не любое стукачество — это стукачество, и не любой донос — донос? Что, в принципе, логично, поскольку сообщить «правду для торжества справедливости» — по сути своей благородное дело. Тогда давайте попытаемся нащупать критерий. Что же является признаком стукачества, доноса и ябеды?

Чтобы понять это, я попросил друзей в интернете дать свое определение слову «ябеда», «стукач» и «доносчик». И по большому счету все определения получились похожими. По крайней мере, практически никто не сказал, что ябедничать — это клеветать, но все в целом подразумевали, что ябедничать — плохо. У каждого были свои вариации, которые подчеркивали гнусность явления. Эти вариации хотелось бы рассмотреть, может в какой-то из них и кроется критерий?

1) Это мерзкий поступок потому, что производится тайно, исподтишка. А так ли это? Мы привыкли с детского сада, что «Колька мажет пластилином занавески» может быть сказано и на ухо воспитательнице, и вслух при всей группе, но все равно сказавший — ябеда. И если вы в метро нажали кнопку громкой связи с машинистом чтобы сообщить о карманнике, который обшаривает пьяного, то вы для него все равно стукач — сообщили ли вы это на весь вагон или попытались нашептать тайно. У кого остались сомнения — давайте вернемся в нашу деревню на Сириусе. Итак, у вашего соседа крадут коня. Но вы не имеете возможности высказать вору личное «фе» или разбудить соседа при нем. Почему? Не важно. Допустим, у вора пулемет (а у соседа два), а у вас ничего такого нет, и вы вообще вскочили с постели в одних подштанниках. А может, сосед живет за горой, а вы смотрели на звезды в телескоп и случайно увидели, что делается в его дворе. И тогда вы звоните соседу по мобильнику — незаметно для вора. Теперь отвечайте: это — стукачество? Донос? Ябедничанье?

2) Это недостойный поступок потому, что производится ради личной выгоды: занять чужое место, сыскать благорасположение. Так ли это? А как быть со стукачеством в лице германского автомобилиста, который закладывает полиции нарушителя? Выгоды от этого ему явно никакой. Или он не стукач в нашем понимании?

3) Это трусливый поступок, потому что ябеда просит для себя (или не для себя) защиты у сильных, поскольку сам решить проблему не в силах. Не очень понятно, почему это плохо. В конце концов, для того и выдуманы специально обученные лица, чтобы решать проблемы вместо своих граждан. Кроме того, не всегда имеется возможность решить проблему самостоятельно, особенно в рамках современной цивилизации. Кулаками, бензопилой и хамским голосом еще можно прогнать ворующего лампочки в подъезде, но нельзя отобрать лицензию у продуктового магазина, повадившегося сбывать просроченные товары со свалки, или запретить пьяному два года садиться за руль.

Давайте тогда рассмотрим третий пример.

Вот тут мы и нащупали заветный критерий. Безусловно, стучать и ябедничать — это сообщать правду в целях восстановления справедливости. Но не любой справедливости, а — чуждой нам. Если вы сообщили на партсобрании завода, что вчера Петров рассказывал в курилке политические анекдоты — то вы сказали правду ради справедливости, четко прописанной в УК. И Петров совершенно справедливо сядет на десять лет за антисоветскую агитацию. И для всех тех, кто считает справедливым действующий УК — вы непримиримый борец за правду и светлое будущее. А для тех, кто этот УК люто ненавидит, — вы стукач, гнида и ябеда.

И тогда становится понятно, кто такой «добровольный помощник полиции» в США — это человек, который считает свою улицу своим домом, где не позволит посторонним выкидывать фантики и разрисовывать заборы. И становится понятна психология сотрудника, который докладывает начальству о чьих-то прогулах. Для него фирма — родной дом, а прогульщик — человек, разрушающий дом. Так бабушка у подъезда готова рассказать вернувшейся с работы женщине, что нерадивая нянька бросила ее ребенка возле дома голодного, а сама уходила на полдня в кино. Потому что это — ее родная соседка, а что касается няньки — гнать такую няньку от дома подальше.

Из всех определений ябеды и стукача, что мне сообщили в интернете, больше всего запомнился ответ Спейса: «это человек, ставящий вертикальные отношения выше горизонтальных»...

Возникает вопрос: а как так получилось, что в России стукачество и ябедничество традиционно считается самым мерзким преступлением? Ответ прост: в России всегда и во все времена ненавидели власть. В Древнем Риме — гордились властью. Американцы — обожают историю своей власти. Немцы — ценят «орднунг». А в России власть традиционно ненавидят. В России не было ни одного царя, президента или генсека, о котором после смерти не начинали всенародно говорить те жуткие гадости, которые боялись сказать о нем при его жизни. В России власть всегда была народу НЕ РОДНАЯ. Любые вертикальные отношения в России принято считать заведомо преступными, потому что они всегда наносят вред горизонтальным. И в царскую эпоху, и при социализме, и сегодня. Ведь только на Руси есть поговорка «от тюрьмы не зарекайся» — лаконичный диагноз беспредела. У кого-то полицию любят и уважают, а у нас ментов — ненавидят. Для кого-то полицейский друг и защитник, а для нас мент — враг и бандюга. Ябедничать? За минувшую сотню лет у нас половина страны успела отсидеть в тюрьмах и лагерях. Причем большинство — по доносу. Как им любить доносчиков? А остальные — те, что успели вдоволь пообщаться с отсидевшими и усвоить моральные законы, принесенные из-за колючей проволоки, — за что им уважать стукачей? Как их детям и внукам не сделать слово «ябеда» самым страшным ругательством в саду? Последний штрих, подтверждающий правоту нашей догадки: а ведь даже на зоне не всякий стукач — стукач. Стукач только тот, кто сообщает правду «вертикально». Если ты заметил, что в твоей родной хате, пока все спали, какой-то сучонок принялся крысятничать, разве по всем понятиям это будет в натуре стукачеством, заложить гада однокамерникам, справедливым авторитетам? Вот такая у нас треснутая мораль, так мы с ней и живем.

Я честно скажу — ничего не утверждаю, ни за что не агитирую. И мне самому было страшно заглянуть в ту моральную пропасть, к которой мы привыкли с детства. Я сам воспитан ненавидеть стукачей, и ничего мне уже с этим воспитанием не поделать до конца жизни. Мне отвратительны американцы, стучащие начальству на коллег, и немцы, доносящие полиции о том, кто как едет рядом по автобану. Но есть факт, который отрицать нельзя: чем роднее гражданину власть своей страны, тем больше у него желания считать страну своим домом, а прочих сограждан — своей семьей, и тем чаще у него возникает абсолютно искреннее желание сообщить власти правду о замеченных мерзавцах, которые в родном доме вздумали гадить. И семья сограждан не осудит такого человека, не назовет его ни ябедой, ни стукачом. Если ваш дядя — шериф, ваш отец — начальник автобана, и сами вы строили этот автобан своими руками, не будет стукачеством сообщить, чтоб оштрафовали приезжего козла. Если вы с братом организовали фирму, десять лет работали без сна и еды, пока вышли на приличный уровень, и вот какой-то нанятый на прошлой неделе сисадмин третий день прогуливает работу, а сервера в бухгалтерии лежат... разве стукачеством будет сообщить брату, заведующему кадрами?

И что самое печальное: ведь понятно, что в здоровом и справедливом обществе вертикальные связи должны быть крепче горизонтальных. Да и какие горизонтальные связи могут быть с людьми, нарушающими общественный закон? И чисто теоретически, Россия должна когда-нибудь подняться до той же организации социума, как в Германии и США. И тогда стучать на дорогах и сообщать начальству о прогулах станет так же просто и естественно, как сообщить соседу, что у него крадут коня, или модератору, что на форуме завелся чужой. Вот ведь удивительно выходит, правда?

Леонид Каганов

На Мелмаке один тип обозвал меня ябедой только за то, что я сдал его полиции.

Фильм «Альф»

Ябедника на том свете за язык вешают.

Пословица
Бог любит праведника, а черт – ябедника.

Пословица

Ябедничество как качество личности – склонность из личной выгоды, или из чувства мести, зависти, обиды трусливо наговаривать, оболгать, очернить кого-то; промышлять стукачеством.

Было или не было, однажды Тигр заболел. Насморк! Известно, от этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя, а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери как один явились к тигру, засвидетельствовать свою преданность. И только Лиса не явилась. Тигр, который в этот день не желал ничего видеть дальше своего носа, вероятно, не заметил бы ее отсутствия, если бы не Волк. – О государь! – зашипел Волк в тигриное ухо. – Все звери явились, чтобы сказать: «Будь здоров!» – едва ты чихнешь. И только голоса Лисы не слышно… Тигр разгневался и приказал представить Лису пред свои желтые очи. Узнала об этом Лиса и сама поскорей прибежала к Тигру. – Рыжая плутовка! – зарычал повелитель. – Все звери как звери – пришли меня проведать, а ты? – Не сердись, о государь, – отвечала Лиса. – Я, как только узнала о твоем недуге, сразу побежала искать лекарство. – Ах, так… – смягчился Тигр. – И нашла что-нибудь? – Да! Самое верное лекарство от насморка спрятано в задней левой пятке нашего Волка… – Неужели? – удивился Тигр. – Только смотри: если средство не подействует, страшись!.. Но Лиса ничуть не страшилась. Ведь насморк – это такая болезнь: лечи ее чем угодно, только поскорее, а там сама пройдет! Через несколько дней идет Лиса по лесу, а навстречу ей Волк. На трех лапах! Тут Лиса ему сказала: – Запомни, друг мой: ябедник подобен тому, кто плюет в небо, а потом удивляется: что это за роса упала ему на голову?

В русском языке слова «ябеда», «ябедник» вначале означали «служащий, должностное лицо, судья». В этом значении слово встречалось уже в первой Новгородской летописи, в записи от 1218 года, и лишь потом, начиная с XVI века, «ябеда» значило уже и «клевета», «напраслина», «наговор». С этого времени слово закрепилось в своем негативном значении.

В словаре Даля встречается «ябедничать и ябедить» в смысле «клеветать, чернить, возводить напраслину — промышлять ябедой по судам». Чудесные поговорку приводит Даль: «Лучше нищий праведный, чем богач ябедный». «Ябеда — это клевета», — говорит словарь Ушакова. «Ябеда — вчинание заведомо неправильных исков« , — говорит словарь Брогауза и Ефрона. . «Я-беда» — это еще и намек, что ябедничество приносит беду и тем, кого касается, и кто это делает.

Неверное понимание сути ябедничества приводит к тому, что ее путают с проявлениями честности, искренности, правдивости, открытости. Например, человек из желания помочь обращается к тому, кто способен это сделать – ябедничество, человек из чувства долга сообщает о готовящемся преступлении – ябедничество. Во взрослом исполнении ябедничество трансформируется в неофициальное, жаргонное словечко – стукачество. Человек открыто, при всех, на собрании говорит о недостойном поведении своего коллеги. Тоже повесят ярлык «Стукач».

Ябедничество – это всегда личная выгода, корысть, действия в режиме «сделал гадость – сердцу радость». Это всегда трусливые действия исподтишка. Мотивами ябедничества могут быть обида, месть, зависть, тщеславие, словом, вся масса порочных качеств личности, проявленная ради достижения какой-то выгоды. Ябеда, оговорив человека, может получать садистское удовлетворение от его страданий. Ябедничество – это удовлетворение какой-то низменной своей потребности. Если человек удовлетворяет свою потребность в справедливости, в сохранении своей самооценки, в одобрении и уважении окружающих, в собственной безопасности, в желании избежать незаслуженного наказания, не нужно его действия отождествлять с ябедничеством. Лучше призадуматься, какие действительно он проявляет качества личности, может это чувство долга, принципиальность, бескомпромиссность, разумность или уважительность к людям?

Если искусственно облагораживать ябедничество, не видеть «за деревьями леса», то есть путать его с проявлениями определенных достоинств, можно дойти до следующего определения этого качества: ябедничать означает, «сообщать, кому следует правду о неком преступлении для восстановления общественной справедливости».

Смешивание в одной кучи порочного ябедничества с целой группой достоинств совсем не безобидно, особенно когда речь идет о детском ябедничестве. Польский педагог Януш Корчак, отказавшийся предложенной в последнюю минуту свободы и решивший остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере, писал: «А что делать ребенку, если его обокрали, оскорбили отца или мать, наговорили на него товарищам, если ему угрожают, подбивают на плохое? Недобросовестному, неумелому воспитателю удобно не знать, что вытворяют ребята, он машет рукой на их споры, не умея их умно рассудить. Тихих и беспомощных будут обижать, эксплуатировать, обирать, а позвать на помощь, потребовать справедливости - нельзя! Обидчики торжествуют, обиженные страдают».

«Истинное» ябедничество – это мерзкое, шакальское поведение, пропитанное злобой, эгоизмом и корыстью. Вспомним «Маугли», разговор удава с шакалом: — Так они называли меня желтой рыбой? — Да, да, рыбой, и ещё червяком — земляным червяком! Взрослого человека уже как-то не к лицу связывать с детским «ябеда», но от того, что ябедничество с годами трансформировалось, как называют в обиходной речи, в стукачество, ничего принципиально не изменилось. Ябеда он и в Африке ябеда.

Идет мужик по тротуару, возвращается с работы домой. Уже недалеко от дома, мимо него медленно проезжает спортивный кабриолет и из него какой-то мужик ему весело кричит: «Рогоносец!» и быстро уезжает. Ну, он не обратил на это особого внимания, хотя и задумался. На следующий день история повторяется: подходя к дому, снова этот же мужик в спортивном кабриолете обзывает его рогоносцем, прежде чем умчаться. В этот раз он не удерживается и решается поговорить с женой. — «Представляешь, дорогая, вот уже несколько дней как я возвращаюсь домой, и какой-то красавчик в спортивном кабриолете меня обзывает рогоносцем! » — «Не обращай внимания, отвечает жена, мало ли всяких дураков на улице попадается». На следующий день, возвращается снова домой и мимо него проезжает тот же кабриолет и из него доносится: «Рогатик! Да ты ещё и ябеда!»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Создаём портрет слова» работу выполнили учащиеся 2 «А» класса МБОУ « Быстроистокская общеобразовательная средняя(полная) школа» учитель Пачковская Т.П. А Р Ю Ш Ф

«СОЗДАЁМ ПОРТРЕТ СЛОВА» Слово: в словаре, в пословице, в дразнилке,в сказке, в песне, в рисунках 19.04.2013 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ исследование слова «ЯБЕДА» 19.04.2013 3

Задачи проекта * изучить толкование и происхождение слова «ябеда»; * найти пословицы, дразнилки, стихи, песни, сказки; * выявить через анкетирование и интервью количество ябед в начальных классах школы; 19.04.2013 4

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВО «ЯБЕДА» 19.04.2013 5

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В нашем классе многие ребята ябедничают. Это не всем нравится. Мы решили выяснить, что означает слово «ябеда», найти пословицы, стишки, дразнилки, сказки про ябеду. Возможно это поможет перевоспитать наших ябед. 19.04.2013 6

В библиотеке мы нашли толковый словарь С.И.Ожегова 19.04.2013 7

Нашли слово в словарях: 1. Ударение: я́беда ж. разг. Наговор, клевета. устар. Донос, жалоба в письменном виде. м. и ж. разг. Тот, кто ябедничает. 19.04.2013 9

Ябеда - Мелкий донос, клевета [ Primo письменный донос] ... Ябедник - Человек который занимается сутяжничеством кляузами... Ябедник - Человек, который ябедничает, наушничает... Ябедничать - Заниматься ябедами, наушничать... 19.04.2013 10

Провели опрос учеников начальных классов. В опросе участвовали 40 учащихся. 1.Объясни слово «ябеда». 2. В твоём классе есть ябеда? 3. Стал бы ты дружить с ябедой? 6 19.04.2013 11

Выяснили: Из 40 опрошенных ребят объяснить слово «ябеда» не смогли 16 , но они понимают, ябеда – это плохо. На вопрос «Есть в классе ябеда?» ответили: «Да» – 39 « Нет» – 1. На вопрос «Ты стал бы дружить с ябедой?» ответили - «Нет» – 40 19.04.2013 12

Так ребята изобразили ЯБЕДУ 19.04.2013 13

ДРАЗНИЛКИ Самые популярные дразнилки собрали: Неретина Алёна, Зенкова Лена, Геворгян Вика,Рябинина Аля. Дразнилки записали со слов мам и бабушек. Сравнив, заметили,что дразнилки повторяются. Вывод: дразнилки – это жанр устного народного творчества и передаются от одного поколения к другому. 19.04.2013 14

Ябеда солёная, Ябеда - беда На костре варёная! Солёная борода. Ябеда – беда Ябеда – корябеда, Тараканья еда! Не полбеды, а беда! Ябеда – корябеда Ябеда солёная, Зелёный огурец. На костре варёная. Никто с ним не играет, Шишками обитая Никто его не ест. Что б не была сердитая Ябеда – корябеда Ябеда - корябеда Турецкий барабан. Солёный огурец. Кто на нём играет На полу валяется Тот противный таракан! Никто его не ест. 19.04.2013 15

ПОСЛОВИЦЫ … В библиотеке мы нашли книгу «Русские пословицы и поговорки». 19.04.2013 16

19.04.2013 17 Ябедника на том свете за язык вешают. Хорошо на Бурку валить, Бурка всё свезёт. Сваливать с больной головы на здоровую. Быль - что смола, а небыль - что вода. Бог любит праведника, а чёрт ябедника. Язык от лжи не краснеет, он и так красный.

Заключение Из различных источников информации мы узнали, что «ябедничество» – это давно известная форма детского общения. Из наблюдений мы выяснили, что ябеды встречаются повсюду. Причин их появления много, от неумения дружно играть, уважать чужое мнение. Реагировать на ябеду надо в зависимости от ситуации. Узнали много смешных и поучительных дразнилок, пословиц, стихов, сказок из художественной литературы. О результатах исследования рассказали взрослым и своим друзьям. Подготовили памятки для родителей, как говорить с ребенком если он ябеда. Выводы: цель работы достигнута, мы узнали много нового и важного о роли ябедничества в нашей жизни. Будем использовать дразнилки про ябед только в добрых целях. 19.04.2013 19





Top