Практикум «Повышение интереса к чтению у младших школьников.

Самуил Яковлевич Маршак () Русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.


Родился Самуил Яковлевич Маршак 22 октября (3 ноября) 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на заводе. В поисках лучшего применения своих сил отец с семьёй переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился в Петербурге. Маршак с братом поступили в воронежскую Острогожскую гимназию. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга. После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»). Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. В 1914 году вернулся в Россию, а в 1920 году организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). Большую часть своего творчества поэт посвятил детям. Он сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек», "Сказка о глупом мышонке". Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество. С. Я.Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве.






В 1923 году вышли первые стихотворные книги для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке".




Любимые книги маленьких читателей: "Детки в клетке", "Пожар", "Сказка о глупом мышонке", "Цирк", "Мороженое", "Вчера и сегодня", "Багаж", "Пудель", "Почта".






В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами. Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы.


Четырнадцатилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Профессор учит девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, потому что Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников.




Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.


Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те рассказывают небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает туда поехать. Тогда они признаются, что цветы рвала Падчерица. Все едут в лес.


В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко. Королева приказывает вернуть колечко. Затем требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда Королева грозит казнью. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Придворные на лошадях ускакали во дворец. Королева остается с Профессором, Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима. Королева мерзнет. Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат погреться у костра, Мачеха с Дочкой шубы, хоть собачьи. Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.


Основная задача уроков литературного чтения в начальных классах - формирование вдумчивого читателя, способного работать с книгой и получать удовольствие от чтения. Важную роль играет понимание обучающимися содержания прочитанных произведений, их смысла, запоминание сюжетных линий и героев произведений. Для эффективной работы и повышения интереса к уроку литературного чтения мы используем викторины, кроссворды, ребусы, загадки, пословицы и поговорки.

Викторина может быть проведена как урок внеклассного чтения или использована в качестве проверки домашнего самостоятельного чтения учащихся. В викторинах есть вопросы на понимание содержания, на понимание смысла прочитанного. На уроке викторину можно проводить и в устной, и в письменной форме.

Викторина по сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака

1. Почему мать по-разному относилась к своим дочерям?

  • Не любила неродную дочь +
  • Видела, что у девочек разные характеры
  • Жалела одну дочь из-за болезни той
  • Воспитывала падчерицу лучше как более талантливую

2. Почему падчерицу послали именно за подснежниками?

  • Любили весенние цветы
  • Хотели получить королевскую награду +
  • Хотели развлечь падчерицу, чтоб не скучала
  • Падчерица мешала мачехе работать по дому

3. Почему падчерица послушалась и пошла в лес за тем, чего там точно нет?

  • Верила, что найдет подснежники
  • Хотела прогуляться
  • Не могла ослушаться мачехи +
  • Сама любила цветы

4. Кого встретила падчерица в лесу?

  • Братьев-разбойников
  • 12 месяцев +
  • Деда Мороза
  • Своих односельчан

5. Почему месяцы решили помочь девочки, нарушая все законы природы?

  • Пожалели сироту +
  • Сами хотели посмотреть, что будет
  • Хотели отомстить мачехе за девочку
  • Поспорили друг с другом

6. Почему Королева потребовала подснежники зимой?

  • Изучала ботанику
  • Была невоспитанная и капризная +
  • Хотела кого-нибудь наградить
  • Хотел найти среди своих подданных сверхчеловека

7. Зачем Апрель дал девочке свое кольцо?

  • Боялся, что опасности и трудности в жизни девочки еще не закончились +
  • Хотел украсить девочку
  • Кольцо ему все равно было не нужно
  • Отдал, чтобы другие братья не украли

8. Зачем мачеха с дочерью украли колечко?

  • Понравилось +
  • Хотели воспитать падчерицу серьезной
  • Знали, что колечко – волшебное
  • Хотели вернуть его хозяину
  • Да, из-за ее каприза все и случилось
  • Нет, она совершала и хорошие поступки +
  • Нет, она Королева – ей все можно
  • Да, она самая противная в сказке

10. Для кого сказка закончилась благополучно?

Викторина по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

1. Назовите материал из которого изготовлена кастрюля, в которой варилась овсяная Кашка.

а) железо
б) чугун
в) глина +
г) алюминий

2. Где кипело Молочко?

а) в кастрюле
б) в горшочке +
в) в чайнике
г) в кувшине

3. Замените словосочетание «постепенно горячиться» из сказки близким по смыслу

а) убежать
б) свариться
в) громко разговаривать+
г) закипать

4. Продолжи предложение Пена поднималась у

а) молочка +
б) кашки
в) кота
г) таракана

5. Какой характер у Молочка?

а) веселый
б) терпеливый
в) вспыльчивый +
г) сердитый

6. С кем сравнивается ворчащая Кашка?

а) со старушкой+
б) с ребенком
в) с собачкой
г) с кошкой

7. Объясните смысл слов «как ни в чем не бывало»

а) ничего не вытекло
б) никто не ушел
в) ничего не произошло +
г) никто не пришел

8. Как называл Скворец котишку Мурку?

а) вор
б) разбойник
в) плут +
г) лжец

9. Назови главную мысль сказки.

а) быть смелым
б) быть ловким
в) никогда не хвастаться +
г) никогда не обманывать

10. Какая пословица отражает смысл сказки?

а) Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят. +
б)Лучше молчать, нежели врать.
в) С разговоров сыт не будешь.

Кроссворд по сказкам.

Внеклассное занятие по чтению

с использованием ИКТ

Тема: С.Я.Маршак

« Двенадцать месяцев»

Составили: Арутюнян Е.Н.

Шолохова И.В.

Цели:

  1. Расширить знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака;
  2. Познакомить с новым литературным жанром – драматургией.
  3. Повысить читательский интерес.

Оборудование: мультимедийный комплекс, диск с записью мультипликационного или художественного фильма « Двенадцать месяцев», презентация с викториной, портрет писателя, выставка рисунков.

Ход занятия:

1.Беседа о творчестве С.Я.Маршака, викторина по его произведениям (см. приложение);

2.Знакомство с новым жанром.

Драматургия – литературные произведения, специально предназначенные для постановки на сцене. Этому виду литературы около двух с половиной тысяч лет. Оно родилось в Древней Греции. Сначала в театре разыгрывали мифы о боге Дионисе, а потом стали создавать специальные произведения – пьесы. Обычно пьеса имеет форму диалога – разговора двух и более лиц. В пьесе нет авторских характеристик героев – зрители сами должны всё понять из высказываний и поступков действующих лиц. Первые драматурги – древние греки Феспид и Френих. Различают три основных вида пьес : трагедия, комедия и драма .

3.Викторина по сказке « Двенадцать месяцев»

  • За какими цветами послала мачеха падчерицу в лес?

А) за ландышами б) за подснежниками

В) за фиалками г) за ромашками

  • Какой месяц подарил девочке колечко?

а) май б) март

В) апрель г) январь

  • Где собрались братья - месяцы?

А) в парке б) на опушке леса

В) на берегу реки г) во дворце

  • В каких животных превратились мачеха с дочкой?

А) в лошадей б) в медведей

В) в лисиц г) в собак

  • В каком месяце происходило действие в сказке?

А) в апреле б) в декабре

В) в январе г) в марте

Загадки о месяцах

  • Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает? (декабрь)
  • В каком месяце согласно пословице нельзя снимать шубу? (май- май, а шубу не снимай)
  • Какой месяц назван в честь римского императора? (август)
  • Какой месяц – году начало, зиме – середина? (январь)

Демонстрация фильма « Двенадцать месяцев»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Самуил Маршак Пьеса – сказка «12 месяцев»

Известный писатель Самуил Яковлевич Маршак

ПЬЕСА - а) драматическое произведение для театрального представления; б) небольшое музыкальное произведение.

В каком месяце происходило действие в пьесе? А) январь В) февраль Б) декабрь Г) ноябрь

Какое четверостишие написала королева со своим учителем? Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит

За какими цветами послала Мачеха в лес падчерицу? а) за подснежниками б) за ландышами в) за фиалками г) за розами

Какой месяц подарил девочке колечко? А) май Б) март В) июнь Г) апрель

В каких животных превратились Мачеха с дочкой? А) кошки Б) собаки В) лошади Г) олени

Где собрались братья-месяцы? А) в заповеднике Б) на опушке леса В) в парке

ЗАГАДКИ Какой месяц назван в честь римского императора?

ЗАГАДКИ Какой месяц самый короткий в году?

ЗАГАДКИ 3 . В каком месяце народная пословица велит не снимать шубу?

ЗАГАДКИ 4 . Какой месяц году начало, а зиме середина?

ЗАГАДКИ Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает?

До скорой встречи!!!


Игры брейн - ринг

Цель:

Развивать творческие возможности детей, фантазию,

наблюдательность, умение на слух воспринимать

информацию, умение анализировать и давать

выбор ответа.

Прививать интерес к чтению детской литературы.

Воспитывать чувство ответственности, уважение к

товарищам, умение слушать одноклассников и

работать в команде.

Оборудование:

Ход игры

Правила игры.

Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру "Брейн-ринг" и выясним, хорошо ли вы знаете сказки. Класс делится на несколько команд по 6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. После удара в бубен я задаю вопрос команде. Команды совещаются, только после совещания команды и после решения капитана, кто будет из игроков отвечать, капитан поднимает руку. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются

Ведущий:

Команды готовы? Начинаем конкурс!

РАЗМИНКА.

Задание: Назовите недостающие имена сказочных героев из детских произведений.

1. Муха (Цокотуха)

8. Кот (Базилио)

2. Пчела (Майя)

9. Пудель (Артемон)

3. Курочка (Ряба)

10. Крокодил (Гена)

4. Черепаха (Тортилла)

11. Дядя (Стёпа)

5. Лиса (Алиса)

12. Почтальон (Печкин)

6. Оле (Лукойе)

13. Папа (Карло)

7. Поросята

Брейн – ринг по сказке С.Маршака

«Двенадцать месяцев»

1. На листе наклей время года, а под ним его месяцы.

2. Как идут месяцы в году? ( Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.)

3. Кто жил в деревушке? (В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.)

4.Почему довелось падчерице однажды увидеть все двенадцать месяцев разом? (Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь)

5.Какой месяц года шел? (январь)

6.Что сказала злая мачеха падчерице январским вечером? (- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.)

7. В каком месяце появляются подснежники? (раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи)

8. Во что закуталась девочка перед тем, как выйти ей на мороз? (в рванный платок)

9. Девочка тонет в сугробах, через бурелом перелезает и думает: о чем? («Только бы, - думает, - огонёк не погас!»

10. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Что увидела она? (Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.)

11.Кто обернулся к девочке? (И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый )

12. Назовите какие месяцы стучали посохом, чтобы появились подснежники. (январь, февраль, март)

13. Поблагодарили девочку мачеха и дочка? (нет)

14. Как братья месяцы встретили дочку мачехи?

15. Почему они не помогли дочке мачехи?

16. Что с ними стало?

17. Что говорили люди про девочку, которая выросла, вышла замуж и вырастила детей? ( У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят!)

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет даже темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меняв нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И в этом право заслужил

На свой бессмертный миг.

Викторина по произведениям С.Я. Маршака

Биография писателя

Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) – поэт, переводчик, драматург.

Родился Самуил Маршак 22 октября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга.

После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»).

Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). За свою биографию Самуил Маршак сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем некоторое время писал в жанре сатиры.

Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»). Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество.


Самуил Яковлевич Маршак написал для детей много стихов и сказок.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


План викторины

2 тур – Доскажи словечко.

3 тур – Загадки.

4 тур – Аукцион.

5 тур – Музыкальная копилка.

6 тур – Чайнворд.


1 тур – Угадай произведение по иллюстрации.

Сказка о глупом мышонке

Двенадцать месяцев

Горя бояться – счастья не видать.

Вот какой рассеянный

Почтальон


2 тур – Отгадай загадки

Синий домик у ворот.Угадай, кто в нем живет.Дверца узкая под крышей -Не для белки, не для мыши,Не для вешнего жильца,Говорливого скворца.В эту дверь влетают вести,Полчаса проводят вместе.Вести долго не гостят -Во все стороны летят!

Я твой товарищ, капитан.Когда разгневан океанИ ты скитаешься во мглеНа одиноком корабле, -Зажги фонарь во тьме ночнойИ посоветуйся со мной:Я закачаюсь, задрожу -И путь на север укажу.

Он - ваш портрет,Во всем на вас похожий.Смеетесь вы -Он засмеется тоже.Вы скачете -Он вам навстречу скачет.Заплачете -Он вместе с вами плачет.

Отражение в зеркале

Почтовый ящик

В мастерской.Колочу я что есть мочиДень-деньской.Как завижу лежебоку,Что валяется без проку,Я прижму его к доскеДа как стукну по башке!В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка.

В Полотняной странеПо реке ПростынеПлывет пароходТо назад, то вперед.А за ним такая гладь -Ни морщинки не видать!

Мы ходим ночью,Ходим днем,Но никудаМы не уйдем.Мы бьем исправноКаждый час.А вы, друзья,Не бейте нас!

Молоток и гвоздь


3 тур - Доскажи словечко

Выдали даме на станции

Четыре зеленых

Собирались лодыри

квитанции

А попали лодыри

Вместо шапки на ходу

сковороду

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной

Где обедал воробей?

В зоопарке

Глупый маленький мышонок

Слишком громко

Вот тебе под ушки


4 тур - Аукцион

Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

1. Что дама сдавала в багаж?

2.Где жил человек рассеянный?

на улице Бассеянной.

з.За чем послала мачеха свою падчерицу в лес?

за подснежниками.

4. Куда попали лодыри вместо школы?

на каток.

5. Что собирался сделать мастер – ломастер?

буфет, табурет, рамку для портрета.

6. Кому было адресовано письмо из стихотворения Почта?

Борису Житкову

7.Чего боялся Петя?

утку, жабу, лошадь, курицу, щуку, кошку.

8.Кого приглашала мышка –мать в няньки своему ребенку?


5 тур – М у з ы к а л ь н а я с т р а н и ч к а.


6 тур - Чайнворд


ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!




Top