Практикум «Повышение интереса к чтению у младших школьников.
Самуил Яковлевич Маршак () Русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 22 октября (3 ноября) 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на заводе. В поисках лучшего применения своих сил отец с семьёй переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился в Петербурге. Маршак с братом поступили в воронежскую Острогожскую гимназию. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга. После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»). Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. В 1914 году вернулся в Россию, а в 1920 году организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). Большую часть своего творчества поэт посвятил детям. Он сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек», "Сказка о глупом мышонке". Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество. С. Я.Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве.
В 1923 году вышли первые стихотворные книги для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке".
Любимые книги маленьких читателей: "Детки в клетке", "Пожар", "Сказка о глупом мышонке", "Цирк", "Мороженое", "Вчера и сегодня", "Багаж", "Пудель", "Почта".
В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами. Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы.
Четырнадцатилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Профессор учит девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, потому что Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников.
Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.
Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те рассказывают небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает туда поехать. Тогда они признаются, что цветы рвала Падчерица. Все едут в лес.
В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко. Королева приказывает вернуть колечко. Затем требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда Королева грозит казнью. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Придворные на лошадях ускакали во дворец. Королева остается с Профессором, Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима. Королева мерзнет. Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат погреться у костра, Мачеха с Дочкой шубы, хоть собачьи. Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.
Основная задача уроков литературного чтения в начальных классах - формирование вдумчивого читателя, способного работать с книгой и получать удовольствие от чтения. Важную роль играет понимание обучающимися содержания прочитанных произведений, их смысла, запоминание сюжетных линий и героев произведений. Для эффективной работы и повышения интереса к уроку литературного чтения мы используем викторины, кроссворды, ребусы, загадки, пословицы и поговорки.
Викторина может быть проведена как урок внеклассного чтения или использована в качестве проверки домашнего самостоятельного чтения учащихся. В викторинах есть вопросы на понимание содержания, на понимание смысла прочитанного. На уроке викторину можно проводить и в устной, и в письменной форме.
Викторина по сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака
1. Почему мать по-разному относилась к своим дочерям?
- Не любила неродную дочь +
- Видела, что у девочек разные характеры
- Жалела одну дочь из-за болезни той
- Воспитывала падчерицу лучше как более талантливую
2. Почему падчерицу послали именно за подснежниками?
- Любили весенние цветы
- Хотели получить королевскую награду +
- Хотели развлечь падчерицу, чтоб не скучала
- Падчерица мешала мачехе работать по дому
3. Почему падчерица послушалась и пошла в лес за тем, чего там точно нет?
- Верила, что найдет подснежники
- Хотела прогуляться
- Не могла ослушаться мачехи +
- Сама любила цветы
4. Кого встретила падчерица в лесу?
- Братьев-разбойников
- 12 месяцев +
- Деда Мороза
- Своих односельчан
5. Почему месяцы решили помочь девочки, нарушая все законы природы?
- Пожалели сироту +
- Сами хотели посмотреть, что будет
- Хотели отомстить мачехе за девочку
- Поспорили друг с другом
6. Почему Королева потребовала подснежники зимой?
- Изучала ботанику
- Была невоспитанная и капризная +
- Хотела кого-нибудь наградить
- Хотел найти среди своих подданных сверхчеловека
7. Зачем Апрель дал девочке свое кольцо?
- Боялся, что опасности и трудности в жизни девочки еще не закончились +
- Хотел украсить девочку
- Кольцо ему все равно было не нужно
- Отдал, чтобы другие братья не украли
8. Зачем мачеха с дочерью украли колечко?
- Понравилось +
- Хотели воспитать падчерицу серьезной
- Знали, что колечко – волшебное
- Хотели вернуть его хозяину
- Да, из-за ее каприза все и случилось
- Нет, она совершала и хорошие поступки +
- Нет, она Королева – ей все можно
- Да, она самая противная в сказке
10. Для кого сказка закончилась благополучно?
- Только для падчерицы
- Для всех положительных героев +
- Для всех героев сказки
- Только для Королевы
Викторина по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
1. Назовите материал из которого изготовлена кастрюля, в которой варилась овсяная Кашка.
а) железо
б) чугун
в) глина +
г) алюминий
2. Где кипело Молочко?
а) в кастрюле
б) в горшочке +
в) в чайнике
г) в кувшине
3. Замените словосочетание «постепенно горячиться» из сказки близким по смыслу
а) убежать
б) свариться
в) громко разговаривать+
г) закипать
4. Продолжи предложение Пена поднималась у
а) молочка +
б) кашки
в) кота
г) таракана
5. Какой характер у Молочка?
а) веселый
б) терпеливый
в) вспыльчивый +
г) сердитый
6. С кем сравнивается ворчащая Кашка?
а) со старушкой+
б) с ребенком
в) с собачкой
г) с кошкой
7. Объясните смысл слов «как ни в чем не бывало»
а) ничего не вытекло
б) никто не ушел
в) ничего не произошло +
г) никто не пришел
8. Как называл Скворец котишку Мурку?
а) вор
б) разбойник
в) плут +
г) лжец
9. Назови главную мысль сказки.
а) быть смелым
б) быть ловким
в) никогда не хвастаться +
г) никогда не обманывать
10. Какая пословица отражает смысл сказки?
а) Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят. +
б)Лучше молчать, нежели врать.
в) С разговоров сыт не будешь.
Кроссворд по сказкам.
Внеклассное занятие по чтению
с использованием ИКТ
Тема: С.Я.Маршак
« Двенадцать месяцев»
Составили: Арутюнян Е.Н.
Шолохова И.В.
Цели:
- Расширить знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака;
- Познакомить с новым литературным жанром – драматургией.
- Повысить читательский интерес.
Оборудование: мультимедийный комплекс, диск с записью мультипликационного или художественного фильма « Двенадцать месяцев», презентация с викториной, портрет писателя, выставка рисунков.
Ход занятия:
1.Беседа о творчестве С.Я.Маршака, викторина по его произведениям (см. приложение);
2.Знакомство с новым жанром.
Драматургия – литературные произведения, специально предназначенные для постановки на сцене. Этому виду литературы около двух с половиной тысяч лет. Оно родилось в Древней Греции. Сначала в театре разыгрывали мифы о боге Дионисе, а потом стали создавать специальные произведения – пьесы. Обычно пьеса имеет форму диалога – разговора двух и более лиц. В пьесе нет авторских характеристик героев – зрители сами должны всё понять из высказываний и поступков действующих лиц. Первые драматурги – древние греки Феспид и Френих. Различают три основных вида пьес : трагедия, комедия и драма .
3.Викторина по сказке « Двенадцать месяцев»
- За какими цветами послала мачеха падчерицу в лес?
А) за ландышами б) за подснежниками
В) за фиалками г) за ромашками
- Какой месяц подарил девочке колечко?
а) май б) март
В) апрель г) январь
- Где собрались братья - месяцы?
А) в парке б) на опушке леса
В) на берегу реки г) во дворце
- В каких животных превратились мачеха с дочкой?
А) в лошадей б) в медведей
В) в лисиц г) в собак
- В каком месяце происходило действие в сказке?
А) в апреле б) в декабре
В) в январе г) в марте
Загадки о месяцах
- Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает? (декабрь)
- В каком месяце согласно пословице нельзя снимать шубу? (май- май, а шубу не снимай)
- Какой месяц назван в честь римского императора? (август)
- Какой месяц – году начало, зиме – середина? (январь)
Демонстрация фильма « Двенадцать месяцев»
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Самуил Маршак Пьеса – сказка «12 месяцев»
Известный писатель Самуил Яковлевич Маршак
ПЬЕСА - а) драматическое произведение для театрального представления; б) небольшое музыкальное произведение.
В каком месяце происходило действие в пьесе? А) январь В) февраль Б) декабрь Г) ноябрь
Какое четверостишие написала королева со своим учителем? Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит
За какими цветами послала Мачеха в лес падчерицу? а) за подснежниками б) за ландышами в) за фиалками г) за розами
Какой месяц подарил девочке колечко? А) май Б) март В) июнь Г) апрель
В каких животных превратились Мачеха с дочкой? А) кошки Б) собаки В) лошади Г) олени
Где собрались братья-месяцы? А) в заповеднике Б) на опушке леса В) в парке
ЗАГАДКИ Какой месяц назван в честь римского императора?
ЗАГАДКИ Какой месяц самый короткий в году?
ЗАГАДКИ 3 . В каком месяце народная пословица велит не снимать шубу?
ЗАГАДКИ 4 . Какой месяц году начало, а зиме середина?
ЗАГАДКИ Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает?
До скорой встречи!!!
Игры брейн - ринг
Цель:
Развивать творческие возможности детей, фантазию,
наблюдательность, умение на слух воспринимать
информацию, умение анализировать и давать
выбор ответа.
Прививать интерес к чтению детской литературы.
Воспитывать чувство ответственности, уважение к
товарищам, умение слушать одноклассников и
работать в команде.
Оборудование:
Ход игры
Правила игры.
Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру "Брейн-ринг" и выясним, хорошо ли вы знаете сказки. Класс делится на несколько команд по 6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. После удара в бубен я задаю вопрос команде. Команды совещаются, только после совещания команды и после решения капитана, кто будет из игроков отвечать, капитан поднимает руку. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются
Ведущий:
Команды готовы? Начинаем конкурс!
РАЗМИНКА.
Задание: Назовите недостающие имена сказочных героев из детских произведений.
1. Муха (Цокотуха) | 8. Кот (Базилио) |
2. Пчела (Майя) | 9. Пудель (Артемон) |
3. Курочка (Ряба) | 10. Крокодил (Гена) |
4. Черепаха (Тортилла) | 11. Дядя (Стёпа) |
5. Лиса (Алиса) | 12. Почтальон (Печкин) |
6. Оле (Лукойе) | 13. Папа (Карло) |
7. Поросята |
Брейн – ринг по сказке С.Маршака
«Двенадцать месяцев»
1. На листе наклей время года, а под ним его месяцы.
2. Как идут месяцы в году? ( Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.)
3. Кто жил в деревушке? (В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.)
4.Почему довелось падчерице однажды увидеть все двенадцать месяцев разом? (Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь)
5.Какой месяц года шел? (январь)
6.Что сказала злая мачеха падчерице январским вечером? (- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.)
7. В каком месяце появляются подснежники? (раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи)
8. Во что закуталась девочка перед тем, как выйти ей на мороз? (в рванный платок)
9. Девочка тонет в сугробах, через бурелом перелезает и думает: о чем? («Только бы, - думает, - огонёк не погас!»
10. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Что увидела она? (Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.)
11.Кто обернулся к девочке? (И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый )
12. Назовите какие месяцы стучали посохом, чтобы появились подснежники. (январь, февраль, март)
13. Поблагодарили девочку мачеха и дочка? (нет)
14. Как братья месяцы встретили дочку мачехи?
15. Почему они не помогли дочке мачехи?
16. Что с ними стало?
17. Что говорили люди про девочку, которая выросла, вышла замуж и вырастила детей? ( У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят!)
Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет даже темноты…
Нет, будет мир существовать,
И пусть меняв нём нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг,
И в этом право заслужил
На свой бессмертный миг.
Викторина по произведениям С.Я. Маршака
Биография писателя
Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) – поэт, переводчик, драматург.
Родился Самуил Маршак 22 октября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга.
После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»).
Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). За свою биографию Самуил Маршак сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем некоторое время писал в жанре сатиры.
Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»). Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество.
Самуил Яковлевич Маршак написал для детей много стихов и сказок.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
План викторины
2 тур – Доскажи словечко.
3 тур – Загадки.
4 тур – Аукцион.
5 тур – Музыкальная копилка.
6 тур – Чайнворд.
1 тур – Угадай произведение по иллюстрации.
Сказка о глупом мышонке
Двенадцать месяцев
Горя бояться – счастья не видать.
Вот какой рассеянный
Почтальон
2 тур – Отгадай загадки
Синий домик у ворот.Угадай, кто в нем живет.Дверца узкая под крышей -Не для белки, не для мыши,Не для вешнего жильца,Говорливого скворца.В эту дверь влетают вести,Полчаса проводят вместе.Вести долго не гостят -Во все стороны летят!
Я твой товарищ, капитан.Когда разгневан океанИ ты скитаешься во мглеНа одиноком корабле, -Зажги фонарь во тьме ночнойИ посоветуйся со мной:Я закачаюсь, задрожу -И путь на север укажу.
Он - ваш портрет,Во всем на вас похожий.Смеетесь вы -Он засмеется тоже.Вы скачете -Он вам навстречу скачет.Заплачете -Он вместе с вами плачет.
Отражение в зеркале
Почтовый ящик
В мастерской.Колочу я что есть мочиДень-деньской.Как завижу лежебоку,Что валяется без проку,Я прижму его к доскеДа как стукну по башке!В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка.
В Полотняной странеПо реке ПростынеПлывет пароходТо назад, то вперед.А за ним такая гладь -Ни морщинки не видать!
Мы ходим ночью,Ходим днем,Но никудаМы не уйдем.Мы бьем исправноКаждый час.А вы, друзья,Не бейте нас!
Молоток и гвоздь
3 тур - Доскажи словечко
Выдали даме на станции
Четыре зеленых
Собирались лодыри
квитанции
А попали лодыри
Вместо шапки на ходу
сковороду
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной
Где обедал воробей?
В зоопарке
Глупый маленький мышонок
Слишком громко
Вот тебе под ушки
4 тур - Аукцион
Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
1. Что дама сдавала в багаж?
2.Где жил человек рассеянный?
на улице Бассеянной.
з.За чем послала мачеха свою падчерицу в лес?
за подснежниками.
4. Куда попали лодыри вместо школы?
на каток.
5. Что собирался сделать мастер – ломастер?
буфет, табурет, рамку для портрета.
6. Кому было адресовано письмо из стихотворения Почта?
Борису Житкову
7.Чего боялся Петя?
утку, жабу, лошадь, курицу, щуку, кошку.
8.Кого приглашала мышка –мать в няньки своему ребенку?
5 тур – М у з ы к а л ь н а я с т р а н и ч к а.
6 тур - Чайнворд
ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!