Пример сострадания в братьях карамазовых глава мальчики. Путь к состраданию» (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»)

Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков беспощадно лупят камнями одного затравленного мальчишку. При этом они не могут убедительно объяснить Алеше Карамазо­ву, в чем вина этого отщепенца. Вероятно, они и сами толком не знают ее. Но детская склонность дразнить друг друга, упрямство и драчливость побуждают их настойчиво и безжалостно преследовать отбившегося от стаи.

Предположение Алеши Карамазова о самом непро­стительном в среде мальчишек грехе — ябедничестве, доносительстве — ребята не подтверждают. Никаких убедительных мотивов ненавидеть товарища нет, но они с жестокостью дразнят мальчика и обзывают «мочал­кой», осыпая его градом камней.

Двойственное впечатление производит в начале рассказа и Илюша. Этот маленький, худенький, болез­ненного вида мальчик со сверкающими ненавистью глазами остервенело набрасывается на превосходяще­го численностью противника. Вызывает уважение его смелость и настойчивость, но отталкивает безудерж­ная злоба, беспричинное, казалось бы, желание навре­дить. Да, ребята дразнят его, упрекают в непонятных грехах, но ведь мальчик не пытается оправдаться, до­казать свою невиновность.

Столь же непонятной выглядит откровенная нена­висть Илюши к Алеше Карамазову. Он яростно броса­ет в него камни, а потом, видя его спокойствие и терпе­ние, набрасывается и жестоко, до кости, прокусывает юноше палец. Кто же он — жертва клеветы и одино­кий борец за справедливость или маленький маньяк, будущий жестокий убийца?

В дальнейшем мы узнаем, что мальчики дразнят

Илюшу незаслуженно, а за унижение, которому под­верг отца мальчика брат Алеши Карамазова. Мальчик защищает честь своего отца, не жалея при этом себя, несмотря на свое слабое здоровье. Перед лицом смерти ребята объединяются, и мы видим, что это благород­ные, великодушные дети. Самый яростный противник Илюши Смуров безропотно навещает больного, чувст­вуя к нему безмерное уважение. А главный обидчик, Коля Красоткин, которого мальчик пырнул ножом, лю­бит Илюшу больше всех на свете. За внешней брава­дой детей на самом деле скрываются чувствительные сердца, души, полные милосердия и любви.

«Путь к состраданию»

(по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»)

Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Достоевского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви и уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.

Психологи считают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно изменяется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимости от которого ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке, заложено в нем изначально. Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько самоценное явление. Различия людей прослеживаются в самом раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.

«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…- пишет Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» в 1873г.- Ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка».

Дети в романе «Братья Карамазовы» в главе «Мальчики».

Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского, например «Мальчик у Христа на елке», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». Теме детства в романе отведена целая глава. Достоевский в этой главе раскрывает лучшие черты характера главного героя Алеши Карамазова, показывает, как под его влиянием изменяются мальчики: Илюша, Коля и другие дети. Для автора детство - символ чистоты, нежности.

Кто претерпевает изменения в душе, развивается, тот считается настоящим, истинным, героем художественного произведения. Илюша, Коля Красоткин совершают такой путь познания, развития. Это трудный, тяжелый путь от озлобленности, эгоизма, себялюбия - до Илюшиного камня « А мы с ним, надо вам знать-с,- рассказывает старший Снегирев о своем сыне Алеше Карамазову, - каждый вечер и допрежь того гулять выходили, ровно по тому самому пути, по которому с вами теперь идем, от самой нашей калитки до вон того камня большущего, который вон там на дороге сиротой лежит у плетня, и где выгон городской начинается: место пустынное и прекрасное-с» . Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той твердой и непреложной истины, которая открывается далеко не каждому в жизни . Именно у камня, хороня Илюшу, произносит Алеша свою речь. « Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать – во-первых, Илюшечку, а во-вторых, друг об друге. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, - всё-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? – а потом так все его полюбили. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и полезнее для жизни, как какое-нибудь хорошее воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь ».

В главе «Мальчики» мы знакомимся с Илюшей Снегиревым в момент его нападения на Алешу Карамазова. « Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким, худеньким продолговатым личиком, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами». Мальчик был похож на звереныша: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Палец был больно прокушен. Что же произошло с этим ребенком? Почему он стал таким жестоким? Может ли быть добро с кулаками? Нужно ли осуждать борющихся за правду, старающихся отомстить обидчикам? На эти вопросы Алеша Карамазов, а вместе с ним и автор, хочет найти ответ. Но вопрос остается открытым, как, впрочем, и многие другие нравственные вопросы, поднимаемые Достоевским. Нет, и не может быть на них однозначного ответа. Недоумевая, почему незнакомый мальчик вдруг кинулся на него с дракой, Алеша приходит к нему в дом и выясняет, что это сын того самого штабс-капитана, которого недавно обидел и унизил его брат Дмитрий Карамазов. “Я, кажется теперь все понял, – тихо и грустно ответил Алеша, продолжая сидеть. – Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, и бросился на меня как на брата вашего обидчика”. Вкладывая эту агрессию в руки маленького мальчика, Достоевский возможно еще раз подчеркивает, что пути добра неоднозначны, ибо изначально доброе и чистое создание – ребенок стремится сотворить зло (побить невинного человека), бесконечно уверенный в правоте своей. Глубоко и проникновенно звучат слова отца Илюши, рассказывавшего Алеше об этом происшествии. « Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Начали они его дразнить, воспрянул в Илюше благородный дух. Обыкновенный мальчик, слабый сын, - тот бы смирился, отца своего застыдился, а этот один против всех восстал за отца. За отца и за истину-с, за правду-с ».

Таким образом, вечные проблема добра и зла, “униженных и оскорбленных” раскрываются писателем и через тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что" благими намерениями вымощена дорога в ад”. Защищая отца, Илюша сам обижает невинного Алешу, ожесточается сердцем, ненавидя своих одноклассников. Зло порождает зло. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями. Каким же был Илюша до встречи с Алешей? Одиноким, без друзей, озлобленным несправедливостью взрослых, отсутствием милосердия.

А каким умирает Илюша? Он окружен людьми неравнодушными, любящими, творящими добро. Мальчики, которые его избивали вшестером, травили, обзывали, теперь искренне стремятся облегчить его страдания, приносят ему игрушки, собаку. Илюша страдает от своей жестокости по отношению к бродячей собаке Жучке, его мучает совесть, он осознает светлое чувство прощения и любви.

Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

Один из друзей, который руководил воспитанием Илюши, является Коля Красоткин. « Его лицо было вовсе не «мерзкое», напротив, довольно миловидное, беленькое, бледненькое, с веснушками. Серые, небольшие, но живые глазки смотрели смело и часто загорались чувством. Скулы были несколько широки, губы маленькие, не очень толстые, но очень красные; нос маленький и решительно вздёрнутый». Это мальчик самобытный, смелый, «ужасно сильный», ловкий, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился хорошо. Уважение школьников принимал как должное, но держался дружелюбно. Главное, «знал меру». Одним словом, он был признанным неформальным лидером, как сказали бы современные психологи. При знакомстве с ним Алеша обращает внимание на его высокое самомнение, но делает это тактично и ненавязчиво: “ Я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, о нашей теперешней учащейся молодежи: “Покажите вы, - пишет он, - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною” . Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот, что хотел сказать немец”. Их знакомство произошло у постели умирающего Илюши, после непродолжительного разговора Коля понимает, что он искренне любит Алешу и не стыдится ему признаться в этом. Перед встречей с Алешей главными чертами в его характере были самолюбие, самодовольство, самолюбование, самовластие. Он воспитывал Илюшу, стремясь искоренить в нем чувствительность, мягкость, сострадание, так считал это проявлением слабости человека. В трудный для Илюши период жизни, связанный с унижением отца, жестоким обращением с собакой, Красоткин, отвернулся от мальчика, выдерживая характер, вырабатывая у него силу духа. А Илюше так нужна была Колина любовь, поддержка! После знакомства с Алешей у Илюшиного камня это другой человек. В его сердце живет доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Итак, к чему приходят герои в конце произведения, какие важные открытия совершают ся в их душе?

Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства. Неотъемлемой составляющей образа детства, является любовь. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи.

Роль образа Алеши Карамазова в изменении характеров героев.

Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.

Кто же такой Алеша Карамазов? Алексей в переводе со старославянского « Человек Божий ». На Руси почитали его за любовь к нравственной чистоте, за великую самоотверженность этого добровольного страдальца, который, сидя у ворот великолепного дома своих родителей, едва прикрытый лохмотьями, дрожа от сырости, голодая, переносил позор, унижения, побои и оскорбления. Он действительно был Божиим человеком, а от людей и названия человека не заслужил: так его презирали. Все лишения он перенёс ради Бога. Этот герой в романе – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия, он защитил Илюшу от летящих камней. Алеша – это человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!

Алешу («божьего человека»), Достоевский приводит в общество детей. Он становится другом и наставником Илюши и его товарищей. Он показал божественное начало в человеке, источником и убежищем которого является детство. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Заключение.

Прочитав 10 главу «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», можно сделать следующие выводы:

1. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей.

2. Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети!

3. Каков же путь к исправлению исковерканной души? По мысли Ф.М.Достоевского, это путь через страдания, испытания, боль, утраты. После того, как в жизни Илюши и остальных мальчиков появился Алёша, их жизнь во многом изменилась. Они научились искренне любить, сопереживать, по-настоящему дружить и заботиться друг о друге. В Алёше ребята увидели человека особенного, которому не безразлична жизнь окружающих его людей. Таких людей единицы, и мальчикам очень повезло, что на их жизненном пути встретился такой человек, как Алёша Карамазов.

4. И к чему ведет этот путь? Он ведет к добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Использованная литература.

1. БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

5. Камю А.А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.

Ф. М. Достоевский - один из величайших мировых писателей. Его творчество пронизано духовностью и размышлениями о добре и зле.

Среди романов писателя особое место занимают «Братья Карамазовы». Произведение состоит из 4 частей и эпилога. В этой статье мы перескажем рассказ Достоевского «Мальчики». Он относится к четвертой части романа, десятой книге.

Ф. М. Достоевский, рассказ «Мальчики». «Коля Красоткин»

Узнав об этом, его мать была несколько дней в припадках. В прогимназии, где обучался Коля, такая весть начальству не понравилась. Однако за парня вступился учитель Дарданелов, влюбленный в мать Красоткина. Но Коля против этих отношений и дает это понять вдове. Он показывает свое превосходство над учителем, задавая ему вопрос, на который тот не знает ответа.

Парень заводит собаку, обучает ее командам и тиранит ее. Однако пес любит хозяина.

В конце этой главы о Коле Красоткине мы узнаем, что это тот самый парень, которого пырнул ножичком Илюша Снегирев.

Достоевский, «Братья Карамазовы», «Мальчики». «Детвора»

В этой части мы узнаем, что в доме, где живет Коля Красоткин со своей матерью, собакой и служанкой бабой Агафьей, проживают и другие люди: докторша с двумя детьми и служанкой Катериной. В описываемый день главный герой собирался сходить на важное дело, однако был вынужден просидеть с «пузырями». Так он называл детей докторши - Настеньку и Костю. Дома, кроме него, взрослых не было. Катерина собиралась рожать, поэтому она, мать Красоткина и докторша уехали к повивальной бабке, а Агафья ушла на рынок. Чтобы развлечь детей, Коля показал им пушку. Когда служанка Красоткиных вернулась, он побранился с нею.

«Школьник»

Коля вместе с мальчишкой помладше, Матвеем Смуровым, решил навестить болеющего и умирающего Илюшу Снегирева. Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») можно продолжить тем, что по дороге Красоткин дерзит окружающим: торговкам, парням, мужикам. Он считает себя умнее других и всячески показывает это людям. Когда они добираются до дома Илюши, Красоткин велит Смурову позвать

«Жучка»

Когда Карамазов выходит к Красоткину, Коля заметно нервничает. Он давно мечтал с ним познакомиться. Коля рассказывает Алеше про их дружбу с Илюшей, про то, как тот пырнул его ножиком. А дело было так: мальчики дружили, Снегирев боготворил Красоткина, однако чем больше он к нему тянулся, тем сильнее его отталкивал своей холодностью Коля. Однажды Илюша проделал гнусное дело: засунул в хлеб булавку и кинул ее Жучке. Собака съела, завизжала и убежала. После такого поступка Коля сказал, что не хочет иметь с ним дела. Над Илюшей все смеялись, обижали его, и в такой момент он пырнул Красоткина.

Когда Снегирев тяжело заболел, он говорил, что его так бог наказал за собаку, которую он, возможно, убил.

Колина собака по кличке Перезвон была похожа на Жучку. Ребята вошли домой, и Коля обещал удивить необычным появлением пса.

«У Илюшиной постельки»

Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») этой части включает в себя описание характера Коли. Красоткин показал себя горделивым, самовлюбленным и хвастливым парнем. Он привел собаку (Перезвона) и сказал, что это на самом деле Жучка. Коля признался, что держал пса у себя дома для обучения его командам, чтобы вернуть его Илюше и удивить теми навыками, которые приобрело животное.

К тому момента болеющему мальчику подарили породистого щенка, чтобы тот себя почувствовал легче.

Красоткин вызывающе ведет себя перед всеми. Он дарит свою пушку Илюше, ставит на место одного мальчишку, который осмелился сказать, что знает ответ на вопрос, который поставил в тупик учителя. Он пытается произвести впечатление на Алешу, рассказывая о себе разные истории и хвастаясь своими знаниями. И тут приходит доктор.

«Раннее развитие»

Здесь приводится диалог между Алешей и Колей. Красоткин снова пытается впечатлить Карамазова. Он делится своими мыслями о медицине, вере, приписывая свои суждения известным философам, критикам и писателям. На что Карамазов отвечает ему, что это не его слова, что его самомнение - дело возрастное. Коля выясняет, как Алеша к нему относится.

«Илюша»

Как завершает свое произведение (краткое содержание) Достоевский? «Мальчики» - рассказ, который заканчивается тем, что доктор сообщает, что больному осталось жить недолго. Он брезгливо смотрел на этих людей. Красоткин начал язвить ему в ответ, но Алеша его остановил. Они подошли к Илюше, все плакали. В слезах Коля убежал домой, пообещав вечером вернуться.

Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - «Мальчики»).
Форма урока. Урок-диалог.

Цели : - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;

Актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);

Сформировать навык характеристики героя;

Познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.

Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.

Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.

Ход урока


  1. Организационный момент.
- Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.

Объявление темы урока
2. Работа с эпиграфом 1.

Обратимся к эпиграфу к уроку.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой…
Ф.М.Достоевский
Запись в тетради 1880–1881 гг.

В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?

(Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).

Работа с эпиграфом 2.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
Ф.М.Достоевский

Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?

(Тема детства, роли детей в жизни человека).

Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
Ф.М. Достоевский
«Дневник писателя», 1873г.

О чем же писал Достоевский?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)
3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.

А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?

(Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)

Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?

(Путь до Илюшиного камня.)

Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

(Камень – символ преграды , встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий , слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)

Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)
4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?

– Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.

Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?

(Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).

Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:

Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?

(Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;

открытие радости, светлых чувств и переживаний,

осознание прощения, счастья прощения и любви)

Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том жизненном пути, который совершает герой?

(Такие детали портрета мальчика…

… как глаза : темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей

… как интерьер , с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях

… как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения , его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)

Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.

Познание истины, которая «пришибла» мальчика,

Познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь
5. Характеристика образа Коли Красоткина.

А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?

Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)

Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?

(Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)
6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?

(Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!

Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),

Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)

Нужно ли участие старших в делах детей?
7. Подведение итогов.

Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?

(Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

И к чему еще ведет этот путь?

(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)
- Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.

и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…

(Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)
8. Домашнее задание.

Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».

Полно о себе одном думать,
для себя одного жить, оглянись кругом,
не увидишь ли для своих забот предмета
более благородного, чем свои сапоги.
Ф. М. Достоевский «Бедные люди»

Фёдор Михайлович Достоевский – писатель-гуманист, психолог человеческих душ, патриот своей родины. Да-да, патриот, и его патриотизм покоился на глубокой вере в духовные силы народа. « Я хочу не такого общества, где бы не мог сделать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам…» - говорил сам писатель.
Все великие романы Фёдора Михайловича от "Преступления и наказания" до "Братьев Карамазовых" преисполнены веры, сострадания и милосердия.

Главные положительные герои его романов, начиная с Сони Мармеладовой и князя Мышкина и заканчивая старцем Зосимой и Алёшей Карамазовым, проповедуют эти христианские заповеди к ближнему, будь то друг или враг.

Человеческую трагедию, нравственную и физическую гибель людей мы видим в романе «Преступление и наказание». И лишь одна единственная сила способна изменить порядок вещей – это милосердие и сострадание. Сам главный герой Раскольников, его семья, а также семья Мармеладовых, раскрытые автором с удивительной глубиной и психоанализмом, ждут от общества понимания и сострадания. Бедность этих людей грозит окончательным превращением в вещь, которую можно обменять, продать или просто-напросто выбросить, как выбрасывают старый диван, пружины которого уже вылезли наружу с течением времени. Каждому из них необходима моральная поддержка, капля милосердия в море, наполненном слезами одиночества и печали, простое, но, одновременно с этим, такое важное чувство близости чужого человека. И в жестоком мире романа мы видим, что не всё потеряно, достаточно примеров не только человеческого равнодушия, но и активного сочувствия. Сам Родион Раскольников помогает семье Мармеладовых, оставляя последние деньги на окне, в то время как посетители трактира, слышавшие исповедь бедного чиновника, встречают его насмешками. Городовой помогает девушке на бульваре, а ведь случайные прохожие даже не остановились рядом (да они и смотрели с явным отвращением и презрением, где уж тут быть милосердию?!). Раскаявшийся Свидригайлов не мог смотреть на нуждающихся детей Катерины Ивановны. Так что же такое сострадание? Со-страдать – значит «страдать вместе», и страдания Свидригайлова не были направлены исключительно вглубь себя. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, ложно обвинённую в краже. И всё это не одиночные, случайные сцены. Мы видим, что чувство милосердия заложено в человеке, на нём строятся отношения почти всех героев, оно определяет красоту человеческой души, спасает мир от полнейшего краха и является главной верой в лучшее.

Сам Достоевский говорил: «Помутилось сердце человеческое…» - эти размышления подтолкнули его на сознание совершенно нового образа героя, отличающегося ото всех, не похожего на предшествующих ему. Образ князя Льва Мышкина является центром всего романа и по-настоящему «положительно прекрасным человеком», воплощением доброты, наивности и честности. Этот герой, сказав однажды, «теперь я к людям иду», готовил себя к некоей миссии и был готов «исполнить своё дело честно и твёрдо» - он должен был страдать, ибо страдания, по его собственным словам, «есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Он должен был проходить земной путь со всеми людьми вместе, принять их всех в свою душу со всей их тоской, грехами, стать всем братом. Его деятельность и участие в человеческих судьбах должно пробудить в людях спящее желание «творить» добро. Он выполнил свою миссию: любил всех и страдал за всех. Вспомним эпизод с пощёчиной от самолюбивого Гани Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» - говорит герой человеку, попирающему своё собственное достоинство, такой человек подвергает себя унижению. Это ли не милосердие? Лев Мышкин может спокойно, на равных, беседовать с лакеем, не обращая внимание на неравное происхождение и положение в обществе, он преисполнен «чистоты нравственного чувства», поэтому и разговор его учтивый, трепетный и вежливый. Герой отставил в сторону все условности и принципы. Разве это нельзя назвать милосердием? Князь хочет помочь всем людям – добрым словом, состраданием, участием, он прощает людской эгоизм, понимая, что причинами его являются непонимание и одиночество.
Своей любовью и страданием князь пробуждает в каждом из тех, с кем встречается, самое высокое, чистое и благородное. Он одухотворяет людей, да-да! люди, привыкшие к фальши, эгоизму и жестокости, корысти и жадности, возрождаются. вот такие чудеса способно творить оно – милосердие.

Возьмём отрывок «Мальчики». Здесь, как и в других произведениях, раскрыт мир человеческой души, в частности тема детства, детские страдания и взгляды на мир. Мы слышим боль и отчаяние автора в этих строчках, которые он пытается донести до нас, читателей. Главные герои – Алёша, Снегирёв, Илюша, Костя Красоткин – терпят изменения в душе, развиваются, идут по своим собственным жизненным путям. Они открывают для себя радость, светлые чувства, сопереживания, сочувствия, умение прощать и любить. Алёша Карамазов проходит настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей через страдания, боль и утраты. Можно сказать, что он – лучик из рая, предвещающий светлое будущее, пусть сам в душе «маленький-взрослый» ребёнок. Герой олицетворяет мир, добро, милосердие, например защищая Илью от летящих камней. Этот человек сыграл свою роль в жизни каждого из мальчиков, объединив их и наставляя на путь добра, справедливости и счастья.

Говоря о милосердии, нельзя не вспомнить повесть «Бедные люди», оригинальность которой заключается в том, что произведение состоит из писем. Это позволяет автору раскрыть тему «маленького человека», сострадать его горю, радоваться его маленьким радостям. Герой повести – Макар Девушкин – полунищий чиновник, живущий своей собственной внутренней жизнью. Его письма – единственная возможность раскрыться перед девушкой Варенькой. В них он пишет о своём скромном жизненном укладе, о мыслях и внутренних чувствах. Его денег едва хватает на жизнь, но этот бедный, но с большой душой человек начинает помогать Варе, ставшей жертвой социального неблагополучия. Макар понял, как, должно быть, трудно ей быть совсем одной в Петербурге. Получается, что бедный поможет ещё более бедному, в этом и заключается героизм милосердия героя. Он урезал все свои расходы до минимума, чтобы купить ей герань или винограду, совершенно не думая о том, что забрал жалование вперёд и жить теперь не на что. И герой вовсе не ждёт какой-то награды за добро, напротив, он считает, что мир не совершенен. В лице этого благородного человека Достоевский показывает нам, сколько прекрасного, чистого и доброго лежит даже в самой ограниченной человеческой натуре. Порой человек, не имеющий ровным счётом ничего сам, отдаёт это самое «ничего» без остатка, умеет сострадать и любить.

В изображении людских страданий и несправедливости, царящих в мире, Ф.М. Достоевский выражает свою собственную боль и страдания. Автор ищет собственные пути спасения человечества, он жаждет счастья людям, униженным и оскорблённым судьбой, он благоговейно, с состраданием относится к любому, даже самому приниженному человеку. В этом и заключается гуманность всех его произведений. В этом и заключается величие той задачи, которую ставил перед собой писатель: «восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств… оправдание униженных и всеми отринутых партий общества»




Top