Примерные тесты егэ по истории. Тесты по истории
Подготовка специалистов в вузах представляет собой сложный педагогический процесс. Его суть составляют механизмы взаимодействия преподавателя и обучаемого, которые отражают субъективную сторону педагогической деятельности в целом. Например, на лекции реализуются цели и задачи темы, излагается учебный материал, а студент сосредоточивает свое внимание на его восприятии, осмысливании и запоминании. В этом - психологическое содержание педагогической деятельности. Чтобы добиться высокого воспитательного результата, преподаватель принимает в расчет не только свою психическую активность, активность студента, но и сложное, суммарное взаимодействие встречной психологической активности участников педагогического процесса.
Все это составляет психологические аспекты педагогической деятельности, которые изучает психология высшей школы. Ее широкое использование в педагогической практике рассматривается как один из путей перестройки на научной основе всего дела подготовки будущих специалистов.
Психология высшей школы - относительно самостоятельная отрасль психологии, которая, в свою очередь, входит в систему психологической науки. Как известно, психология занимается изучением психологических аспектов личности, коллектива, их деятельности и формулирует выводы, обобщения, используемые в работе по улучшению обучения, воспитания и руководства людьми в различных сферах их созидательной деятельности, достижению нового качественного состояния общества. В этом определении отмечается, во-первых , что объект и предмет психологии - психология личности и коллектива, включенных в педагогический процесс в вузе; во- вторых - их изучение осуществляется в условиях конкретной деятельности; в-третьих - психология призвана формулировать обобщения и выводы, которые мог бы использовать практик в деле обучения, воспитания и руководства людьми в тех или иных областях социальной и трудовой деятельности.
Психология высшей школы как научная отрасль изучает психологические особенности деятельности преподавателя и обучаемых вуза, психологические закономерности становления будущего специалиста, представляет обобщения и рекомендации, предназначенные для участников педагогического процесса и способствующие его оптимизации.
Предметом психологии высшей школы являются те психологические зависимости и механизмы, которые лежат в основе превращения педагогических воздействий преподавателей в профессионально важные качества и профессиональную подготовленность выпускника вуза.
Психология высшей школы опирается на данные таких отраслей психологии, как педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология и др. Они помогают охарактеризовать психологические аспекты педагогического процесса, выделить присущие ему связи и механизмы.
Все отрасли психологии в том или ином плане изучают психологические аспекты личности, коллектива и их деятельность. Надо видеть и различать составные части этого сложного предмета науки.
Личность многогранна. Имеются соответственно и разные аспекты ее изучения. Педагога в большой степени интересует психологическая сторона личности обучаемого, воспитуемого, раскрывающая ее индивидуальные особенности и возможности, которые должны учитываться и развиваться в педагогическом процессе.
В этом плане особенности личности связаны с особенностями психики человека, то есть его внутреннего мира, который складывается из психических процессов, свойств, состояний и образований. Все они, будучи достоянием и педагога, и студента, проявляются и влияют на ход педагогического процесса в высшей школе.
В педагогическом процессе выделяется в качестве важнейшей составляющей информационный обмен. Он обеспечивается в значительной мере функционированием психических процессов преподавателя и студента. К ним относятся процессы познавательные (ощущения, восприятие, внимание, представления, память, мышление, речь, воображение), а также чувства и воля.
Люди различаются по качественным характеристикам этих процессов. У одного человека более развиты зрительные, у другого - слуховые ощущения; каждому присуще мышление, но у одного оно отличается быстротой обобщающих операций, у другого - аналитической способностью. Все это весьма существенно для целесообразного подбора методов и средств сообщения учебного материала на занятиях, использования технических средств обучения. Умение преподавателя оценивать особенности психических процессов студента и использовать их в учебно- воспитательной работе способствует повышению ее результативности.
Мотивационный компонент педагогического процесса, обеспечивающий активность взаимодействия педагога и обучаемого, в значительнои степени составляет их психические свойства, такие, как направленность, характер, способности, темперамент. В них выражается внутреннее содержание личности, а значит, и ее социальная значимость. Люди отличаются друг от друга по особенностям этих свойств личности. Ведь что ни человек, то свой характер, способности, темперамент, свои мотивы, определяющие содержание его поступков и обусловливающие успех в тех или иных областях деятельности. Поэтому изучение преподавателем психических свойств обучаемых является предпосылкой определения эффективной методики воспитательной работы с каждым из них.
На коммуникационные характеристики педагогического процесса оказывают заметное влияние психические состояния педагога и студента Они выражаются в том, насколько быстро или медленно происходят у человека психические реакции и процессы, как проявляются присущие личности свойства. От психического состояния преподавателя на занятиях во многом зависят их ход и результаты. Состояние студента, в свою очередь, определяет его успех в овладении изучаемым материалом, в выполнении обязанностей, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.
Будучи структурными компонентами психики, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека в своем единстве составляют его духовный мир. Ведь любое высказывание, действие, поступок обучаемого обязательно включает в себя те или иные психические процессы, образования, свойства и состояния, присущие ему в данное время.
Предметом исследований психологии высшей школы являются также закономерности проявления психологии студенческого и преподавательского коллективов, включенных в педагогический процесс.
Студенческие коллективы разнообразны по своему составу, поэтому в учебном процессе очень важно учитывать особенности каждого из них.
Психологию коллектива составляют групповые установки, совместные переживания, реакции, высказываемые мнения, сложившиеся взаимоотношения, традиции, которые влияют на действия коллектива и каждого его члена в отдельности. Коллективная психология, присущая, например, учебной аудитории, не является суммой проявления психологических особенностей отдельных членов коллектива. Эта психология - особое образование, обладающее силой, значительно большей, чем сумма индивидуальных сил. Вместе с тем нельзя и отрывать, а тем более противопоставлять психологию коллектива психологии личности его отдельных членов. Хотя в их соотношении и возможны противоречия, составляющие источник развития личности и коллектива, а иногда и конфликты, трения, трудности. Это очень важное обстоятельство также является предметом пристального внимания педагога.
Психология высшей школы изучает и педагогическую деятельность педагогов и обучаемых.
Существуют две точки зрения в ее понимании. Механический подход сводит суть педагогической деятельности к технике использования различных средств воздействия на обучаемого. Педагогическая деятельность в этом случае понимается как ремесло, которым можно заниматься на основе овладения соответствующими приемами и методами. Другой подход - интуитивистский, при котором считается, что педагогическое воздействие - чуть ли не таинство, неподдающееся пониманию.
В действительности сущность педагогической деятельности заключается в том, что педагог, опираясь на свои знания, авторитет, профессиональное мастерство, в соответствии с программой и на основе сложившейся организации воздействует на обучаемых с целью выработки у них определенных качеств и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Преподавателю вуза необходимо в полной мере и в полном объеме представлять содержание и сложные переплетения своей психологической активности и активности обучаемого, их взаимодействие.
Психологический аспект педагогической деятельности составляют все сопровождающие ее психические явления, процессы, реакции. Разумеется, они должны рассматриваться в единстве и в зависимости от определенных, учебных, социальных и материальных факторов и обстоятельств, а также в соответствующих педагогических ситуациях, где последние проявляются.
Педагог и обучаемый с их индивидуально-психологическими особенностями не единственные реальности педагогического процесса. Педагогический и учебный коллективы, наделенные определенным групповым сознанием и психологической атмосферой, взаимодействие между ними, составляющее психологический механизм педагогического процесса, - это также весьма существенные реальности, которые изучает психология высшей школы. Они едины, неразрывны в вузовском процессе. Вместе с тем в интересах научного исследования компоненты указанного единства могут выступать как самостоятельные объекты, но при этом всегда учитывается их органическая целостность и взаимная зависимость. В практике, например, преподаватель задается целью изучить индивидуальные особенности студента, проявляющего повышенный интерес к данной учебной дисциплине. Проводя такую работу, он, конечно, примет во внимание и сложившееся к ней отношение в коллективе, и характер педагогического влияния других педагогов. Только тогда преподаватель сможет глубоко понять истоки формирующихся склонностей будущего специалиста.
Точно такие же отношение и подход психологии высшей школы к своему объекту: изучая психологические аспекты педагогического процесса в целом, она вместе с тем подвергает пристальному анализу и его компоненты, учитывая их органическую взаимосвязанность, единство.
Курс предназначен для широкой российской аудитории вузовской молодежи (аспирантов, магистрантов всех направлений подготовки), рассматривающей преподавательскую деятельность в вузе как возможный, а для какой-то категории и предпочитаемый вариант индивидуальной траектории своего профессионального становления. Курс предполагает погружение слушателей в современную психолого-педагогическую проблематику высшей школы и предоставляет возможность для перезачета при реализации учебного плана в рамках своих основных образовательных программ.
О курсе
В этом курсе слушатели получат возможность:
Познакомиться с психолого-дидактическими компетенциями современного вузовского преподавателя в условиях модернизации профессионального образования;
Развить профессионально-педагогическое мышление в процессе построения собственной образовательной и профессиональной стратегий;
Освоить основные понятия, принципы и методы психолого-педагогической диагностики и мониторинга, позволяющих проектировать и реализовывать развивающий эффект диагностических процедур;
Овладеть навыками рефлексивного использования в организации образовательного взаимодействия специфических видов коммуникаций, адекватных постановке и решению образовательных задач в области психологии в условиях современного университета;
Расширить представления о современных подходах к проблеме психологической безопасности в учреждениях высшего профессионального образования;
Формировать способность адаптировать и обобщать результаты современных психолого-педагогических исследований для собственных целей преподавания.
Система тестовых, рефлексивных, проектных заданий для самостоятельной работы позволяет слушателям самим выбирать тот уровень когнитивной сложности, на котором они готовы и могут выполнять предложенные задания.
Используемые в курсе технологические приемы проблемного ввода, рефлексивного анализа, «решения задач на смысл» выступают в качестве механизмов превращения безличной для слушателей информации в знание, имеющее личностный смысл и ценность.
Формат
Видеолекции, интервью, кейсы, инсценировки, тесты, диагностические тестирования, эссе на взаимное оценивание.
Информационные ресурсы
Требования
Предшествующий образовательный опыт, приобретенный в период обучения в магистратуре или в специалитете при освоении учебных дисциплин(модулей).
Необходимо уметь читать специальную рекомендуемую литературу, пользоваться современными информационными средствами для уточнения незнакомых понятий, иметь опыт выполнения рефлексивно-аналитической работы, в том числе и в области самооценивания уровня сформированности у себя соответствующих профессионально-личностных компетенций.
Программа курса
Раздел 1. Образовательная транспектива современного российского образования
Преподаватель Костюкова Т.А.
Тема 1. Модели реформирования отечественного образования в ХХ
Тема 2. Болонский процесс и реформирование отечественного образования в нач. ХХI вв.
(Видеолекции и интервью с проректорами российских вузов – членами рабочей группы Минобрнауки РФ по вопросу Болонского соглашения, тестирование)
Раздел 2. Психология мотивации,вовлеченности и достоверности в образовательный процесс
Преподаватель Лукьянов О.В.
Тема 1 Аутентификация и идентичность
Тема 2. Мотивация и психологическая активность
(видеолекции, творческие задания на самооценку)
Раздел 3 Убеждающая коммуникация в образовательных практиках
Преподаватель Богданова Е.Л.
Тема 1. Виды и критерии конструктивности психолого-педагогического влияния.
Тема 2 Приемы организации конструктивного педагогического общения.
Тема 3. «Убеждение» как конструктивный вид психолого-педагогического влияния
(Видеолекции и инсценировки педагогических ситуаций, задания на взаимное оценивание)
Раздел 4.Аутентичное оценивание образовательных результатов
Преподаватель Абакумова Н.Н.
Тема 1. Мониторинг инновационных образовательных результатов
Тема 2 Аутентичное оценивание образовательных результатов
Преподаватель Краснорядцева О.М.
Подтема 1. Результаты освоения учебной дисциплины: психолого-образовательный контекст.
Подтема 2. Психолого-дидактические возможности учебных заданий и рекомендации по проектированию их операционного состава
(Видеолекции, интервью и кейс, тестирование)
Раздел 5 Образовательное проектирование
Преподаватель Малкова И.Ю.
Тема 1. Проектирование как тема и направление изменения образования
Тема 2. Концепция образовательного проектирования: основные категории
(Видеолекции и кейсы, тестирование)
Раздел 6. Психологическая безопасность участников образовательного процесса
Преподаватель Щелин И.В.
Тема 1. Специфика и профилактика угроз психологической безопасности участников образовательного процесса в вузе
Подтема 1. Психологическая безопасность: угрозы психологической безопасности, формы и последствия психологического насилия во взаимодействии для студентов и педагогов.
Подтема 2. Эмоциональное выгорание педагога. Индивидуальная уязвимость участников образовательного процесса с различными акцентуациями характера.
Преподаватель Щеглова Э.А.
Тема 2. Психологические возможности и ограничения манипулятивных техник в деятельности преподавателя высшей школы
Подтема 1. Манипулирование как вид психологического воздействия.
Подтема 2. Манипуляции в условиях профессионально-педагогического общения
(Видеолекции, тесты, задания на взаимное оценивание)
Итоговое рефлексивное диагностическое тестирование.
Результаты обучения
Овладение новыми психолого-дидактическими компетенциями современного вузовского преподавателя;
Развитие многомерного педагогического мышления, адекватного постнеклассическому уровню современного научного знания;
Простраивание для себя ценностно-смысловых ориентиров профессионально-педагогической деятельности
Формируемые компетенции
Компетенции, на освоение которых направлен данный онлайн-курс согласуются с той частью компетенций образовательных стандартов по всем направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и магистратуре, которая касается педагогической составляющей присваиваемой квалификации педагог-исследователь.
Вопрос B1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1. провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции
2. битва под Аустерлицем
3. «битва народов» под Лейпцигом
Вопрос B2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
Вопрос B3
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям и явлениям истории России IX - XII в.
1) семобоярщина; 2) вече; 3) вира; 4) рядович; 5) митрополит; 6) полюдье
Вопрос B4
Запишите термин, о котором идёт речь.
Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.
Вопрос B5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Вопрос B6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Без преувеличения можно сказать, что, будь турки подвижнее, а главное, не останься они под впечатлением умелого и злого скобелевского отпора их попыткам преследовать Шаховского, войска наши были бы загнаны в Дунай.
История с Плевной - это в полном смысле слова «histoire des petits paquets» (история малых посылок): сначала послали на Плевну маленький отряд потом дивизию с кончиком, потом два корпуса, потом несколько корпусов, наконец, огромную армию и только с нею, потеряв массу времени, людей и денег, - одолели.
Как мало, как поверхностно мы изучаем историю и как за то мало, как поверхностно она учит нас!»
Б) «Все эти сведения были приятны императору, и он вновь развеселился. Правда, он не получил никаких предложений у врат Москвы, но нынешнее состояние русской армии, упадок ее духа, недовольство казаков, впечатление, которое произведет в Петербурге весть о занятии второй русской столицы, - все эти события, которые Кутузов, бесспорно, скрывал до последнего момента как от губернатора Ростопчина, так и от своего государя, должны были, говорил император, повлечь за собою предложение мира. Он не мог только объяснить себе движение Кутузова на Казань».
1. Император, о котором идёт речь - Наполеон I.
2. Война, о событиях которой идет речь в отрывке, завершилась подписание Сан-Стефанского мирного договора.
3. Описываемые в отрывке события произошли после отмены крепостного права в России.
4. Современником описываемых событий был А.В. Суворов.
5. Война, о событиях которой идет речь в отрывке, завершилась поражением России.
6. Описываемые в отрывке события произошли в годы правления императора Александра I.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Вопрос B7
Что из перечисленного относится к новой экономической политике? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. проведение денежной реформы
2. проведение сплошной коллективизации сельского хозяйства
3. существование продналога
4. принудительная трудовая повинность
5. передача мелких и средних предприятий в частные руки
Вопрос B8
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Танковое сражение под Прохоровкой произошло в ______ 1943 г.
В) В ходе операции «Багратион» более ста тысяч фашистских солдат и офицеров были окружены в районе города ______ .
3. И.В. Сталин
4. Н.М. Шверник
Вопрос B9
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Вопрос B10
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите пропущенное название столицы европейского государства.
«2 ноября 1956 года главнокомандующий Объединёнными силами Варшавского договора Маршал Советского Союза И.С. Конев... поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в ______ ». Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию советского высшего партийного и государственного руководства. Своё решение они приняли... по просьбе... руководства Китая, Югославии и стран - участниц Варшавского Договора».
Вопрос B11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
3. Людовик XI
4. Нантский эдикт
5. Александр I
6. Генрих IV
9. манифест о трёхдневной барщине
Вопрос B12
Прочтите отрывок из записок современника событий.
«В 5 часов дня - Пленум ЦК. Затаённая, если не явная, «радость» в глазах у собравшихся: кончилась, мол, неопределенность и пора России иметь настоящего лидера. Горбачёв объявил повестку дня и сообщил, что Политбюро поручило выступить тов. Громыко с предложением. Громыко вышел на трибуну и без бумажки стал говорить в своём «вольном стиле». Когда он назвал Горбачёва, зал взорвался овацией, большей, чем при избрании Андропова. Овация шла волнами и долго не утихала.
Хочу, говорил Громыко, передать вам, Центральному Комитету, атмосферу, в которой мы обсуждали кандидатуру Михаила Сергеевича. Никаких сомнений... полное единогласие.
Почему? У него огромный опыт партийной работы - на обкомовском уровне и здесь, в центре. И тут и там он проявил себя блестяще. У него глубокий и острый ум, умение отделить главное от второстепенного. Ум - аналитический. Каждый вопрос он раскладывает по полочкам, чтобы видеть все составные части. Но не для того, чтобы они там лежали: он умеет обобщать и делать выводы. Он - человек принципов и убеждений. Умеет отстаивать своё мнение, даже если кому-то оно может быть и неприятным. И выражает это мнение прямо, без обиняков, но всегда во имя линии партии. Словом, заключил Громыко, мы имеем перед собой человека, достойного занять такой пост в столь ответственный для страны момент.
Потом опять была овация».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1. Государственный деятель, о выступлении которого идёт речь в отрывке, продолжительное время возглавлял Министерство иностранных дел СССР.
2. В отрывке идёт речь о выдвижении кандидатуры на пост Президента СССР.
3. Как одно из качеств, присущих человеку, о выдвижении кандидатуры которого идёт речь, в отрывке указывается его глубокий, аналитический ум.
5. В выступлении, о котором идёт речь в отрывке, говорится о горячих спорах, возникших при обсуждении кандидатуры на «такой пост в столь ответственный для страны момент».
6. Описываемые в отрывке события произошли в 1985 г.
Вопрос B13
Укажите век, когда в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «3», «4» и «5» (ответ напишите словом).
Вопрос B14
Назовите завоевателя, возглавившего походы, обозначенные стрелками на схеме.
Вопрос B15
Назовите князя, при котором Русское государство достигло границ обозначена схеме жирной чертой.
Общегосударственная экзаменация по дисциплине «история» не относится к числу обязательных в составе – данный предмет сдается по выбору выпускника. Согласно официальной статистике прошлых лет, историю выбирает примерно пятая часть школьников. Прежде всего, это учащиеся, которые избрали для себя будущую профессию в сфере юриспруденции, лингвистики, дизайна и архитектуры.
Данный предмет нельзя отнести к числу легких – экзаменационные вопросы требуют отличной памяти и проработки большого массива информации. Исследования прошлых лет говорят о том, что средний балл по данной дисциплине колеблется в пределах от 45 до 55. Количество учащихся, которые не смогли справиться с заданиями, вынесенными на общегосударственную экзаменацию, довольно велико и составляет примерно 10% от общего числа.
ЕГЭ по истории считается сложным - сдать его не могут 10% учащихся!
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016
Даты ЕГЭ по истории
Досрочный период
- 23 марта 2016 г. (ср) - Основной экзамен
- 22 апреля 2016 г. (пт) - Резерв
Основной этап
- 16 июня 2016 г. (чт) - Основной экзамен
- 24 июня 2016 г. (пт) - Резерв
Изменения в экзамене по истории
В 2016 году из экзамена по истории были полностью исключены задания, в которых ученикам полагалось сделать выбор одного ответа из четырех предложенных. В первую часть экзаменационного билета добавили ряд заданий на знание дат, процессов, исторических деятелей и фактов из истории культуры, а также на работу с текстовыми историческими источниками. Во второй части добавлено задание по написанию краткого исторического сочинения. Время экзамена по сравнению с 2015 годом было увеличено.
Общие сведения
Время, отведенное на экзамен по истории, в 2016 году составляет 235 минут. За это время ученикам предстоит решить 25 заданий, из них 19 - с кратким ответом, а 6 - с развернутым.
- Часть 1 (задания 1-19) – служат для проверки базовых и усложненных знаний по предмету. Решение каждого из них должно занимать 3-7 минут;
- Часть 2 (задания 20-24) – характеризуются более высоким уровнем сложности и требуют от учащегося формулировки правильного ответа, который нужно вписать в специальный лист. На выполнения каждого из этих заданий выделено 5-20 минут;
- Часть 2 (задание 25) – историческое сочинение (VIII - начало XXI века; экзаменуемый может самостоятельно выбрать три периода в истории России, которые будут фигурировать в эссе). На это задание можно потратить 40-80 минут.
Чтобы получить хорошую оценку за сочинение, вам потребуется:
- Указать главные события данных периодов;
- Упомянуть ряд исторических личностей и объяснить их роль в вышеуказанных событиях;
- Соблюсти причинно-следственные связи;
- Оценить, как данный период повлиял на историю России;
- Правильно использовать историческую терминологию;
- Избежать фактических ошибок;
- Соблюсти приемлемую для читателей форму изложения.
Для успешной дачи ЕГЭ по истории приготовьтесь к написанию эссе!
Каждый из пунктов будет оцениваться по отдельности, а в общей сложности сочинение может принести 11 первичных баллов. К слову, минимальный тестовый балл, который требуется набрать по данному предмету, составляет 32 (что равняется 13 первичным баллам из 53 максимальных). Время, которое отводится ученикам для прохождения тестирования – 235 минут.
Как подготовиться?
Большое количество заданий предполагает грамотное распределение времени на их решение. В этом состоит одна из основных трудностей данной дисциплины. Школьникам сложно настроить себя на прохождение теста в стрессовых условиях, а количество вопросов способно вызвать панику даже у отлично подготовленного ученика. Чтобы решить эту проблему и успешно подготовиться к сдаче данного предмета, следует проработать демо-версию тестирования.
Материалы, которые вы можете скачать на нашем сайте, полностью соответствуют реальной экзаменации по своей сложности, редакции и структуре. Грамотная и планомерная подготовка к ЕГЭ по истории даст вам возможность не тратить драгоценное время экзамена на изучение инструкций к билету и сразу настроит на верную трактовку вопросов.
Пробный экзамен по истории– 2016
Вариант – 1, 11 класс
1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры которыми обозначены события, в правильной последовательности в ответ .
1) съезд князей в Любече
2) поход Владимира Мономаха против половцев
3) крещение Руси
Пояснение.
Никитин Афанасий русский путешественник, писатель. В 1466 отправился с торговыми целями из Твери (в советское время - г. Калинин) вниз по Волге, достиг морем Дербента, добрался до Баку, затем по Каспийскому морю приплыл в Персию, где жил около года; весной 1469 прибыл в г. Ормуз и по Аравийскому морю достиг Индии, где прожил около 3 лет, много путешествуя. На обратном пути через Персию дошёл до Трапезунда, пересек Чёрное море и в 1472 прибыл в Кафу (Феодосию). Во время путешествия внимательно изучал население Индии, общественный строй, государственное управление, хозяйство, религию и быт, отчасти её природу. Своё путешествие описал в «Хождении за три моря», обилие и достоверность фактического материала в этих записях были ценным источником информации об Индии.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Ответ: 1
4497
Источник: МИОО: Тренировочная работа по истории 21.10.13 вариант ИС1102.2. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ
А) земледельцы, заключившие с хозяином
земли договор на выполнение работ
Б) свободные или зависимые земледельцы,
основная масса населения Древней Руси
В) люди, находившиеся в полной зависимости
от хозяина земли
Г) земледельцы, взявшие ссуду
1) смерды
2) холопы
3) закупы
4) тиуны
5) рядовичи
А
Б
В
Г
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям периода XII–XV вв.
1) кормления ;
2) поместье ;
3) баскак ;
4) старообрядцы ;
5) архиепископ ;
6) посадник .
4. Запишите термин, о котором идёт речь .
«Вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший как в войнах, так и в управлении княжеством и личным хозяйством князя».
5. Установите соответствие между понятиями , терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) вира
Б) полюдье
В) удел
Г) вече
1) доля члена княжеского рода
2) штраф за совершенное преступление
3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви
4) объезд князем с дружиной подвластных
земель для сбора дани
5) народное собрание
А
Б
В
Г
6. Прочтите исторические документы и найдите по две характеристики для каждого из них , в первый столбик позиции для Фрагмента А, во второй для фрагмента В
Фрагмент А
«Сказал (он) матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы"».
Фрагмент В
«Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева... Князь одержал победу... В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь и, распространив Киев, обвёл его каменными стенами... он назвал их главные врата Золотыми, а новую церковь Святою Софией...»
Характеристики:
1) X в.
2) битва с печенегами
3) план похода на Византию
4) взятие монголами Киева
5) битва на реке Калке
6) Ярослав Мудрый
Фрагмент А
Фрагмент В
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
7. Какие три из перечисленных понятий характеризуют систему управления Новгородской республики? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) совет всея земли
2) посадник
3) вече
4) земский собор
5) тысяцкий
6) дворецкий
Пояснение.
Посадник - высшее должностное лицо в Новгороде, избирался из числа местных бояр;
Вече - народное собрание в Новгороде, обладало высшей властью, избирало посадника, решало вопросы войны и мира, приглашало князей;
Тысяцкий - помощник посадника, осуществлял контроль за сбором налогов, возглавлял торговый суд.
Остальные термины отношения к Новгородской республике не имеют.
Ответ: 235
8. Прочтите отрывок из послания и заполните пропуски в документе
«Московский великий князь (А)…………….. в самом деле, присоединив много областей и княжеств, весьма расширил свою державу. Особенно же в [таком-то] году от Рождества Христова вёл он тяжёлую (Б)………………………… войну против Зигмунда [Сигизмунда] польского и вследствие помощи и предательства Михаила Глинского захватил известный город и область (В)…………………., завоёванную более ста лет назад Витольдом, великим князем литовским. И хотя в следующем, [таком-то] году поляки с большим войском двинулись к русским пределам и одержали славную победу, так что на поле битвы под этим городом погибло более тридцати тысяч московитов, как о том подробно повествуется в истории Павла Иовия, они так и не смогли вернуть себе этот город и сильное княжество, которые и до сего времени пребывают во власти московитов».
1) Новгород
2) Иван Грозный
3) Русско-польская война
4) Ливонская
5) Смоленск
6) Михаил Романов
Пояснение.
Смоленск был присоединен при Василии III в первой трети XVI в.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Ответ: 2
4954
Источник: МИОО: Диагностическая работа по истории 25.04.2014 Вариант ИС10902.
9. Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) Ярослав Мудрый
Б) Андрей Боголюбский
B) Владимир Мономах
Г) Дмитрий Донской
1) перенос столицы в г. Владимир
2) разгром печенегов
3) победил монголов на Куликовом
поле
4) написал «Поучение детям»
5) ввёл «Юрьев день»
А
Б
В
Г
10. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите имя князя, с которым связаны описанные события.
«В лето 971. ...И собрали греки против [князя] 100 тысяч (воинов) и не дали дани. И пошел князь на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал князь: "Уже вам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мёртвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор"».
1) Ярослав Мудрый
2) Святослав
3) Владимир Мономах
4) Игорь
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие
Роль (значение) события в истории
Участник события
Битва на реке Калке
__________(А)
Даниил Галицкий
__________(Б)
Ослабление агрессии крестоносцев
__________(В)
__________(Г)
Первый шаг к ликвидации независимости
Новгородской республики
Иван III
«Стояние» на реке Угре
__________(Д)
__________(Е)
Пропущенные элементы:
1) Иван Калита
2) Александр Невский
3) освобождение от ордынского владычества
4) прекращение набегов печенегов
5) Куликовская битва
6) первое столкновение с монголами
7) Иван III
8) Ледовое побоище
9) битва на реке Шелони
А
Б
В
Г
Д
Е
12. Какие три из перечисленных божеств относились к пантеону богов восточных славян? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мокошь
2) Деметра
3) Тор
4) Велес
5) Сварог
6) Арес
Пояснение.
Мокошь, Велес и Сварог - славянские боги, Деметра и Арес - греческие боги, Тор - бог викингов.
Ответ: 145
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16
13. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».
14. Напишите имя князя, осуществившего походы, обозначенные на схеме стрелками.
15. Напишите государство, созданное кочевым народом , в политической зависимости от которого находилась часть восточнославянских племенных союзов, но в ходе предпринятых киевским князем походов был нанес сокрушительный удар: он захватил и разорил главные его города Итиль, Семендер, Самкерц (русс. Тмутаракань) и Саркел, основав на месте последнего крепость Белая Вежа.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными ? Выберите суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) на данной карте стрелками обозначены походы Ярослава Мудрого против половцев
2) о первых самостоятельных шагах князя «Повесть временных лет» сообщает с 964 года, когда «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей»: в результате похода вятичи были временно подчинены Киевской Руси
3) во время походов князь «смирил» печенегов и заставил их платить дань Киеву»
4) по сведениям древнерусской летописи, победоносный полководец вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань и закончив войну против Византийской империи подписанием мира
5) в результате ратных походов (964-972), обозначенных на схеме, князь с дружиной победил Хазарию и Волжскую Болгарию, ослабил и устрашил Византийскую Империю, открыл пути для торговли Руси с восточными странами
6) балканские завоевания были утрачены, но победы на Волге, на Дону и в Приазовье были закреплены. Это дало возможность взять под контроль Великий Волжский путь, который соединяет Русь, Скандинавию и Каспий
7) в память о событиях успешных походов, обозначенных на схеме, были выстроены Золотые ворота в Киеве по аналогии с римскими Триумфальными арками
17. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ
А) часть города, населенная ремесленниками
одной специальности
Б) часть города в Древнем Новгороде,
отграниченная рекой Волхов
В) торгово-ремесленная часть города
Г) центральная укреплённая часть города
1) кремль
2) конец
3) сторона
4) слобода
5) посад
18. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.
2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.
3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.
4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».
5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г
19. Рассмотрите изображение из задания №18. Какой из представленных ниже памятников находится в этом городе? В ответе запишите цифру, под которой он указан.
Пояснение.
Под цифрой 1 изображен памятник «Тысячелетие Руси», он находится в Новгороде.
Медный всадник в Санкт-Петербурге 2.
3 - на Бородинском поле.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
Ответ: 1
Пояснение.
Целью России в Северной войне 1700-1721 гг. было получение выхода к Балтийскому морю. Швеция владела побережьем Балтики и приневскими землями.
Правильный ответ указан под номером: 3
Ответ: 3
458
Пояснение.
Единственно возможным правильным вариантом ответа является: 134
Ответ: 134
6059
134