Проблемы формирования доходной части бюджета за счёт налоговых поступлений

Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется удельным весом следующих показателей:

Налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

Отдельной группы налогов (прямых или косвенных) в общей сумме налоговых доходов бюджета;

Конкретных налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущества и другие) в общей сумме налоговых доходов бюджета и пр.

Для определения роли и места прямых налогов в доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.1.1., составленной на основе федеральных законов о исполнении федерального бюджета на соответствующий год.

Таблица 2.1.1 Укрупненная структура доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009г.г. в млн.руб.

По данным таблицы мы видим, что за рассматриваемый период удельный вес налоговых доходов превышал удельный вес неналоговых доходов. Однако, в 2009 году наблюдается резкое снижение налоговых доходов в абсолютной величине с 5 231 785,21 млн. руб. в 2008 году до 3 895 641,85 млн. руб. в 2009 году, что связано с последствиями финансово-экономического кризиса.

Динамику роста доходной части федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг. представим на рисунке 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Динамика роста налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

Динамика изменения поступлений доходов федерального бюджета за 2007-2009 года показывает, что наибольшее поступление налоговых и неналоговых доходов в абсолютной величине приходится на 2008 год. В связи с финансово-экономическим кризисом мы видим, что в 2009 году наблюдается уменьшение как налоговых, так и неналоговых доходов.

Более подробно остановимся на изучении поступлений прямых и косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации. В таблице 2.1.2 представлена укрупненная структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2007-2009 года.

Таблица 2.1.2 Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн.руб.

Из таблицы 2.1.2 видно, что структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007 и 2009 гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2008 году преобладанием прямых налогов. Мы видим, что в 2009 г. значительно уменьшаются всего налоговые доходы, это связано с уменьшением поступлений от прямых налогов, которые снизились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1 194 954,03 млн.руб. Это связано с последствиями финансово-экономического кризиса. Несмотря на то, что доля косвенных налогов увеличилась в 2009 г., однако в абсолютном выражении поступления по косвенным налогам остались примерно на таком же уровне.

Доля прямых и косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 2.1.2.

Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ и представленным в приложении 2. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налоги, сборы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог и государственная пошлина.



Рис. 2.1.2. Структура прямых и косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг.

Детально остановимся на составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ от прямых налогов за 2006-2008 гг. и представим данные в виде таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3 Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн.руб.

Наименование доходов

Всего налоговых доходов, в т.ч.

Прямые налоги, в т. ч.

Налог на прибыль, доходы

Единый социальный налог

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Косвенные налоги, т.ч.

Структуру налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г. наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.1.3.



Рис. 2.1.3. Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009 год

Рисунок показывает, что наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость, который составляет 52,6 процентов, далее следуют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 25,8 процентов, единый социальный налог - 13,1 налог на прибыль - 5 процентов, процентов, акцизы - 2,6 процента, государственная пошлина - 0,8 процент.

Рассмотрим более подробно динамику поступлений от некоторых прямых налогов, занимающих основной удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета.

Динамика поступлений наиболее значимых прямых налогов в федеральный бюджет за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.1.4.



Рис. 2.1.4 Динамика поступления наиболее значимых прямых налогов федеральный бюджет за 2007-2009 гг.

На рисунке видно, что в 2009 году значительно снижаются поступления по налогу на прибыль и налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами, однако поступления от единого социального налога остаются примерно на том же уровне. На протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, особенно в 2008 г. поступления от данного налога значительно возросли и составили в абсолютной величине 1637515,10 млн.руб. Данные изменения вызваны, главным образом, увеличением объема доходов по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и углеводородного сырья. Это, в свою очередь, может быть вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на данные виды продукции.

Также наблюдается уменьшений поступлений налога на прибыль в 2009 г., Поступления по данному налогу составили в 2009 г. в абсолютной величине 195419,82 млн.руб., что почти в 4 раза меньше по сравнению с 2008 г. причинами снижения поступлений по налогу на прибыль является проявление финансово-экономический кризис, который значительно задел экономику нашей страны. Останавливаются множество предприятий, а следовательно у них нет заказов и практически останавливается сбыт продукции, поэтому уменьшается прибыль, в связи с этим наблюдается такое снижения налога на прибыль. А также снижение поступлений по данному налогу связано с уменьшением налоговой ставки по налогу на прибыль организаций на 4 процента, если в 2008г. налоговая ставка составляла 24 процента, то с 2009г. - 20 процентов, что произошло за счет снижения доли федерального бюджета.

Следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается незначительный рост поступлений по единому социальному налогу. Такую тенденцию можно связать, во-первых, с ростом заработной платы на территории Российской Федерации, а во-вторых, с уменьшением так называемых выплат «в конвертах».

Государственная пошлина составляет около 1 процента налоговых доходов федерального бюджета. В течение рассматриваемого периода наблюдался положительная динамика по данному налогу, однако в 2009 г. происходит незначительное снижение в абсолютной величине по сравнению с 2008 г. на 998,45 млн.руб., так в 2009 г. поступления от государственных пошлин составили 32 681,08 млн. руб. Поступления налоговых доходов федерального бюджета от государственной пошлины зависит от совершения гражданами и организациями юридически значимых действий в их пользу со стороны государства. К ним относятся рассмотрение вопросов в судах, регистрация актов гражданского состояния, выдача и замена паспорта и другие.

Таким образом, проведенный анализ общих доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. показал, что налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые доходы бюджета. В тоже время можно отметить, что в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса в 2009 г. наблюдается значительное уменьшение доходов федерального бюджета, это связано с уменьшением поступлений как по налоговым, так и неналоговым доходам. По сравнению с 2008 г. доходы федерального бюджета снизились в абсолютной величине на 1 939 158,35 млн.руб.

Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д. Среди прямых налогов наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 25,8 процентов, единый социальный налог - 13,1 процентов, налог на прибыль - 5 процентов, государственная пошлина - 1 процент.

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Зобкова Анастасия Владимировна

Коростелева Ксения Михайловна

студенты 3 курса, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

E- mail : nancy 6790@ rambler . ru

Докальская Вера Калиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов, ведь их возникновение обусловлено становлением государственности. На сегодняшний момент государственное устройство неразрывно связано с налоговой системой, поэтому его изменение коренным образом влияет на систему. Общеизвестно, что еще ни одно государство в мире не смогло обойтись без налогов, которые необходимы для выполнения функций - удовлетворения коллективных потребностей, обусловленных необходимостью определенной суммы денежных средств, которая может быть собрана посредствам налогов.

Бюджеты многих стран в основном формируются за счет поступлений, полученных от взимания налогов. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджетов. Одним из основных источников налоговых доходов государственных бюджетов стран в настоящее время стал подоходный налог с населения. Посредством этого налога государства перераспределяют до 45 % ресурсов государственного бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80-90 % .

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц . Налоговые системы стран базируются на соответствующем законодательстве, устанавливающем определенные методы построения и взимания налогов, а также конкретные элементы налогов.

Так, неотъемлемой частью экономики любой станы мира являются налоги, играющие решающую роль в процессе перераспределения ВВП и НД, вне зависимости от политического устройства государства. У каждой налоговой системы есть свои особенности, обус­ловленные характером ее развития, состоянием экономики страны, националь­ными традициями, общественной психологией, но в основном она на организационной основе, которая позволяет ей функционировать с наименьшими издержками как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

Представим сравнительную характеристику налогов поступающих в бюджет России и в страны: США, Франция, Казахстан. Они были выбраны по принципу схожего государственного устройства - Федеративная республика, противоположному - Унитарная республика, и страна, входящая в СНГ, соответственно.

Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. К налоговым доходам относятся: налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины, сборы.

Федеральный бюджет РФ более чем на 90 % формируется за счет налогов. Основными налогами, перечисляемыми в бюджет страны, являются: НДС, который составляет примерно 45 % всех налоговых поступлений в бюджет государства и акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, каждый из которых составляет примерно по 15 % .

Коллегия налоговой службы подвела итоги работы в 2013 году, по которым в консолидированный бюджет РФ в минувшем году поступило 11,3 триллиона рублей, что на 3,4 % больше, чем в 2012 году. Прирост зафиксирован, несмотря на заметное ухудшение макроэкономических показателей: рост ВВП в 2013 году замедлился с 3,4 % до 1,3 %, промышленности - с 2,6 % до 0,3 %, а сальдированный финансовый результат компаний снизился на 15,6 % на фоне роста убытков в 1,6 раза. Все эти факторы в итоге сократили сборы двух из четырех бюджетообразующих налогов - это налог на прибыль и НДС. А компенсировать данный недобор удалось за счет роста двух других налогов - НДФЛ, которого собрано на 10,5 % больше, чем годом ранее и НДПИ - на 4,7 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, сборы акцизов в 2013 году выросли на 22 %, имущественных налогов - на 15 % .

В США главным источником финансовых поступлений в федеральный бюджет страны являются налоги, взимаемые с экономически активного населения, одновременно представляющие собой важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих уровням власти:

· верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

· среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

· нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного само управления, поступающие в местные бюджеты .

К числу основных налогов США относят: налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами и корпорациями; налог на социальное обеспечение (взнос); налог на имущество юридических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, которые взимаются только на уровне штатов и местных органов власти; акцизы. Также в США отсутствует налог на добавленную стоимость, являющийся одним из ведущих у большинства стран Европы.

Большую часть поступлений в федеральный бюджет составляет налог на доходы физических лиц или подоходный налог, плательщиками которого являются резидентов и нерезиденты США. Ставка данного налога увеличивается пропорционально росту дохода в диапазоне от 10 % и почти до 40 % .

Плательщиками корпорационного налога в США являются местные организации, созданные по закону страны, а также иностранные организации и иные юридические лица. Максимальным значением, по которому взимается данный налог, является 35 %. Анализ данного налога в динамике и в сравнении с другими немало важными налогами страны можно проследить на графике .

Из выше сказанного можно сделать вывод, что налоговая система США не ориентирована на формирование бездефицитного бюджета, так налоги страны являются одними из самых низких среди индустриально развитых стран, ведь их доля составляет 28 % ВВП, тогда как в среднем в других государствах этот показатель достигает 38 % .

Рисунок 1. Доля корпоративного налога США с 1934 года по 2012 год

Французская налоговая система состоит из совокупности своеобразных налогов и сборов, а также обладает стабильным перечнем взимаемых налогов и сборов, и их применения. Ставки налогов во Франции пересматриваются ежегодно, учитывая экономическую ситуацию и направления экономико-социальной политики государства.

Денежные средства, получаемые от налогов, являются главным источником формирующим доходы бюджета страны. Они обеспечи­вают более 90% его доходной части. В налоговой системе Франции преобладают косвенные налоги, а 50 % от косвенных налогов составляют НДС.

Французская фискальная политика построена с учетом строгого деления системы сборов, идущих в центральный бюджет и местные платежи, составляющие 30 % от общего налогового бремени страны. В последнее время правительство Франции с целью сокращения дефицита бюджета страны проводит политику отмены налоговых льгот для крупных предприятий и повышения нагрузки для юридических лиц и состоятельных французов .

Значительную долю бюджета Казахстана в 2012 году составил корпоративный подоходный налог, составивший 37,5 %, и НДС, на долю которого пришлось 30,3 % . Налогооблагаемый доход по корпоративному подоходному налогу страны, ставка по которому в 2013 году составляет 20 %, а к 2014 году планируется ее снижение до 15 %, представляет собой разницу между совокупным годовым доходом и расходами налогоплательщика, разрешенными к вычету .

Данный налог в Казахстане подлежит уплате с учетом прогрессивной шкалы ставок от 5 % до 20 %, применяемой к зависимости от размера полученного годового дохода. Однако данная шкала ставок не применяется в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей, облагаемых по ставке 15 %. При этом в Казахстане отсутствует всеобщее декларирование доходов физических лиц.

Также значительную роль в формировании доходной части бюджета страны играет налог на добавленную стоимость, ставка которого на сегодняшний момент составляет 12 %.

Ориентируясь на получение максимальных денежных поступлений в государственный бюджет, с одновременным созданием благоприятных условий для работы инвесторов и их восприятия Казахстана как государства со стабильным фискальным режимом, особое внимание уделяется налогообложению недропользователей. В настоящее время значительную часть поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет обеспечивают крупные налогоплательщики, такие как нефтяные предприятия, предприятия горнорудного сектора, обрабатывающей промышленности и другие недропользователи .

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что в большинстве стран мира большую часть доходов бюджета страны формирует поступления от налогов и сборов.

Таблица 1.

Структура доходной части бюджетов стран за 2012 год

Страна

Налоговые поступления, %

Иные доходы бюджета, %

Казахстан

Рациональному построению налоговой системы Российской Федерации подлежит изучение и процесс перенимания опыта построения налоговых систем других стран, пример западной модели может служить образцом налоговой системы в перспективе. Но следует учитывать, что западные экономические системы имеют более стабильные цены и уровень занятости нежели российские экономики, поэтому многие составляющие данных налоговых систем в условиях нашей страны не будут работать или эффект от их применения будет абсолютно другим, если вообще не отрицательным. И одним из значимых факторов, на который на практике натолкнется внедрение опыта зарубежных стран, является государственная структура законодательной системы страны и правила отчетности, сильно отличающиеся от наших.

Помимо всего выше сказанного не стоит забывать о таких значимых факторах, как специфические условия национальной экономики, социально-экономический строй, трудовые традиции населения, уровень и условия оплаты труда и другие факторы, с учетом которых в мире нет хотя бы двух абсолютно одинаковых налоговых систем или одной общепризнанной и более удачной системы.

Список литературы:

1.Андреев А.Р. Российская государственность в терминах. IX - начало XX века, 2011 г.

2.Дрожжина И.А. Теоретические и практические аспекты формирования бюджета Российской Федерации за счет налоговых платежей // Управленческий учет, - № 2, - 2009. - с. 58-67.

3.Ларина Л.С., Сергеев С.В., Бюджетная система РФ 2008 год, [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.tamognia.ru/ (дата обращения 10.06.2014).

4.Попова Л.В., Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов, М.: Дело и Сервис, 2008. - 368 с.

5.Сайт «ИА Новости - Казахстан»: АЛМАТЫ, 15 октября, [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.newskaz.ru/economy/20121015/4123430.html (дата обращения 11.06.2014).

6.Самарин А., Налоговики объявили сборы, Газета "Коммерсантъ" № 32 от 26.02.2014, - стр. 2

7.Степанов В.И., Вестник Приднестровского республиканского банка: Информ.-аналит. издание/ Гл. ред.: Зам.председателя ПРБ Степанов В.И.; ПРБ [УМАиРДО] Тирасполь, ПРБ, 2013 № 6 100 экз.

8.Historical Tables, Budget of the United States Government, Fiscal Year 2014/ Исторические таблицы, Бюджет правительства Соединенных Штатов, финансовый год 2014.

  • 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
  • 4.2. Объект налогообложения акцизами
  • 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
  • 4.4. Порядок исчисления акцизов
  • 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
  • 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
  • 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
  • Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
  • 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
  • 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
  • 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
  • 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
  • Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
  • 6.1. Упрощенная система налогообложения
  • 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Глава 7. Налог на имущество организаций
  • 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
  • 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
  • 7.3. Налоговые льготы
  • 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
  • 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
  • Глава 8. Транспортный налог
  • 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
  • 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
  • Глава 9. Платежи за природные ресурсы
  • 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
  • 9.2. Платежи за пользование недрами
  • 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
  • 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
  • 10.1. Таможенные пошлины
  • 10.2. Государственная пошлина
  • 10.3. Налог на игорный бизнес
  • Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
  • 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
  • 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
  • 11.3. База для начисления страховых взносов
  • 11.4. Тарифы страховых взносов
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
  • 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
  • Раздел III. Налогообложение физических лиц
  • Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
  • Глава 13. Налог на доходы физических лиц
  • Глава 14. Налог на имущество физических лиц
  • Раздел IV. Налоговый контроль
  • Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
  • 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
  • 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
  • Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
  • Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5
  • Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации

    Здесь прежде всего уместно вспомнить высказывание известного американского экономиста П. Самуэльсона: «Большая часть государст­венных расходов оплачивается собираемыми налогами. Именно с этим в значительной мере связан важный элемент принуждения... Я обязан уп­лачивать ежегодный налог, хочу я этого или нет». Интересно также выска­зывание французского министра финансов Шарля Луи Монтескье (1792 г.): «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда». Мысли, надо сказать, концепту­альные, вполне современные.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджета - по­ступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, яв­ляющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Различают следующие виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и без­возмездные поступления^.

    К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотрен­ных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налого­выми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штра­фов по ним.

    Неналоговые доходы имеют следующую структуру:

      доходы от использования имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государствен­ных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

      доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоцен­ных камней), находящегося в государственной или муниципальной собст­венности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреж­дений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

      средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в воз-

    Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изме­нениями и дополнениями).- Ст. 6. ^ Там же.- Ст. 41.

    мещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным обра­зованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

      средства самообложения граждан;

      иные неналоговые доходы.

    К безвозмездным поступлениям относятся:

      дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

      субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюд­жетные субсидии);

      субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъек­тов РФ;

      иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

      безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

    Структура доходов бюджета каждого уровня имеет свою специфику. Консолидированный бюджет РФ, как известно, включает в себя федераль­ный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. Определяющее значение в решении задач бюджетной политики имеет федеральный бюджет. В по­следнее десятилетие все больше полномочий передается на уровень субъ­ектов РФ, что предполагает необходимость увеличения доходов их бюд­жетов. Исходя из этих положений, рассмотрим структуру и динамику до­ходов консолидированного и федерального бюджетов РФ, а также бюдже­тов субъектов РФ. Преимущественное внимание уделим налоговым доходам, т.к. именно они доминируют в структуре доходов, определяют финансовый климат территории. Итак, прежде всего рассмотрим структу­ру доходов консолидированного бюджета РФ (табл. 2.1).

    млрд руб

    Таблица 2.1

    Показатели

    Феде­раль­ный бюджет

    в%к итогу

    Доходы - всего

    Налоговые доходы

    Налог на прибыль организаций

    Налог на доходы физических лиц

    Структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2009 г.*

    Продолжение табл. 2.1

    Показатели

    Единый социальный налог

    Феде­раль­ный бюджет

    Консолидиро­ванные бюдже­ты субъектов Российской Федерации

    итогу 3,85

    Консолидированный бюджет Российской Федерации

    Сумма 510,0

    Налог на добавленную стои­мость

    Данные таблицы 2.1 свидетельствуют, что в объеме доходов консо­лидированного бюджета РФ на налоговые поступления приходится около 60 %. Кризис повлиял на структуру налоговых доходов. По итогам 2009 г. поступления налога на прибыль организаций по сравнению с 2008 г. сни­зились практически в 2 раза. В составе налоговых доходов за 2009 г. наи­

    Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной сис­темы налогообложения

    Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    Единый сельскохозяйственный налог

    Налог на имущество физиче­ских лиц

    Налог на имущество организа­ций

    Транспортный налог

    Налог на игорный бизнес

    Земельный налог

    Налог на добычу полезных ис­копаемых

    Водный налог

    Государственная пошлина

    Иные налоговые доходы

    больший удельный вес в общей сумме доходов занимали: налог на добав­ленную стоимость - 15,46%; налог на доходы физических лиц - 12,56%; налог на прибыль организаций - 9,53%. Это характеристики структуры налогов консолидированного бюджета РФ. Но больший интерес представ­ляет, конечно, анализ бюджетов, его составляющих, прежде всего феде­рального бюджета.

    Налоговые доходы федерального бюджета в 2007-2009 гг.*

    млрд руб.

    Федеральный бюджет является центральным звеном бюджетной системы РФ, так как через него перераспределяется существенная часть финансовых ресурсов государства в соответствии с задачами экономиче­ской и бюджетной политики. Определяющее значение для реализации этих задач имеют налоговые доходы. Рассмотрим динамику и структуру налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. (табл. 2.2).

    Налог на добавленную стоимость

    По данным Федерального казначейства РФ.

    135,0 2,91 160,5 3,07 101,5 2,61 63,3

    Государственная по­шлина

    Иные налоговые дохо­ды

    Доля налоговых доходов в доходах федерального бюджета, %

    Таблица 2.2

    Показатели

    в%к итогу

    в%к итогу

    в%к итогу

    2009 к 2008, %

    Доходы федерального бюджета - всего

    Налоговые доходы -всего

    Единый социальный налог

    Доходы федерального бюджета РФ в 2009 г. составили 7336,8 млрд руб. и сократились на 20,9% по сравнению с 2008 г. Более чем на 50% до­ходы федерального бюджета формируются за счет налоговых доходов, однако доля последних в общей сумме доходов федерального бюджета из года в год уменьшалась и по итогам 2009 г. составила 53,1% (в 2007 г. -59,6%).

    Самым весомым налоговым доходом федерального бюджета за 2009 г. являлся НДС. Поступления НДС в условиях кризиса практически не уменьшились, более половины налоговых доходов федерального бюджета формируется за его счет (в 2009 г. - 52,61%). Более четверти налоговых доходов федерального бюджета за 2009 г. обеспечили денежные средства от налога на добычу полезных ископаемых (25,19%). Но ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, связанное с падением цен на энер­горесурсы, послужило причиной значительного снижения поступлений налога на добычу полезных ископаемых (в абсолютной сумме в 2009 г. по сравнению с 2008 г. - на 38,8%, в структуре налоговых доходов - на 5,48%).

    Единый социальный налог - единственный налог, поступления по которому в 2009 г. по сравнению с 2008 г. не снизились. Основной причи­ной послужил рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2009 г. до 18637, 5 руб. по сравнению с 17290,1 руб. в 2008 г. Но в связи с изменением в Российской Федерации порядка формирования до­ходов социальных внебюджетных фондов с 1 января 2010 г. ЕСН заменен на страховые взносы в соответствующие фонды.

    Доходы федерального бюджета запланированы в следующих сум­мах: в 2011 г. - 8844 трлн руб.; 2012 г. - 9503 млрд руб.; 2013 г. - 10379 млрд руб. Проанализировав показатели федерального бюджета, можно отметить, что дефицит федерального бюджета складывается в следующих объемах: 2011 г. - 1814 млрд руб. (3,6% ВВП); 2012 г. - 1734,4 млрд руб. (3,1% ВВП); 2013 г. - 1785,7 млрд руб. (2,9% ВВП)*. То есть параметры федерального бюджета на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг. доста­точно жесткие и Правительству РФ предстоит серьезная работа по разви­тию экономики, наращиванию финансового потенциала страны, увеличе­нию доходов, прежде всего налоговых поступлений.

    Рассмотрим следующее звено бюджетной системы - бюджеты субъектов РФ. Вопросы их финансовой состоятельности, в том числе за счет налоговых поступлений, стоят очень остро. Здесь уместно привести высказывание Президента РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 года: «...надо поощрять, а не лишать поддержки регионы,

    Федеральный закон от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов».

    которые добились увеличения собственной доходной базы, и учитывать это при распределении федеральных дотаций... Правительству следует подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции рас­пределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате та­ких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач». Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2011 год и на пла­новый период 2012 - 2013 годов установлены ст. 2 Федерального закона от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов».

    Следует отметить, что в период кризиса налоговые доходы консоли­дированных бюджетов субъектов РФ сократились не в такой степени, как по федеральному бюджету, составив по итогам 2009 г. 3793,1 млрд руб. (табл. 2.3).

    Таблица 2.3

    млрд руб.

    Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

    Единый налог на вме­ненный доход для от­дельных видов деятель­ности

    Налог на имущество ор­ганизаций

    Транспортный налог

    Земельный налог

    Показатели

    в%к итогу

    в%к итогу

    в%к итогу

    ZKJKJy К

    Налоговые доходы -всего

    Налог на прибыль орга­низаций

    Налог на доходы физи­ческих лиц

    Налоговые доходы свода консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2007-2009 гг.

    Важнейшей характеристикой консолидированных бюджетов РФ за последний период является сокращение доли налога на прибыль органи­заций. В 2009 г. налогооблагаемая прибыль организаций значительно уменьшилась, и несмотря на увеличение с 1 января 2009 г. налоговой ставки, по которой этот налог зачисляется в бюджеты субъектов РФ, по­ступления налога на прибыль организаций в общей сумме налоговых до­ходов в своде консолидированных бюджетов субъектов РФ составили в 2009 г. 1069,2 млрд руб. (28,19%), тогда как в 2007 г. эта доля равнялась 42,31%. Налог на доходы физических лиц в 2009 г. сохранился на уровне 2008 г. В настоящее время это один из определяющих доходных источни­ков консолидированных бюджетов субъектов РФ, который по итогам 2009 г. составил 43,92% всех налоговых доходов. Еще один значительный до­ходный источник консолидированных бюджетов субъектов РФ - налог на имущество организаций. В 2009 г. данный налог поступил в сумме 385,8 млрд руб. (10,17% общей суммы налоговых доходов) и увеличился по сравнению с 2008 г. на 19,2%.

    Продолжение табл. 2.3

    Показатели

    в%к итогу

    в%к итогу

    в%к итогу

    ZKJKJy К

    Налог на добычу полез­ных ископаемых

    Иные налоговые дохо­ды

    Доходы консолидиро­ванных бюджетов субъектов РФ - всего

    Доля налоговых доходов в своде доходов консо­лидированных бюдже­тов субъектов РФ

    Доля налоговых доходов в структуре свода консолидированных бюджетов субъектов РФ, как и в федеральном бюджете, постоянно сокра­щается и в 2009 г. составила 64%, снизившись по отношению к 2008 г. на 6,7 п. п. Отличительной особенностью свода консолидированных бюдже­тов субъектов РФ является то, что, помимо налоговых доходов, достаточ­но большую долю в общей сумме их доходов занимает финансовая по­мощь из федерального бюджета (в разных формах).

    Период экономического кризиса внес существенные коррективы в налоговую политику РФ. Основные направления налоговой политики РФ

    на 2011 г. и плановый период 2012 г. и 2013 г. отражают эти изменения. Приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчи­вость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным влия­ниям экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является не­обходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для ин­новационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инно­ваций и модернизации в Российской Федерации - основные цели налого­вой политики в среднесрочной перспективе.

    Налоговая политика должна быть ориентирована на адаптацию об­щественных отношений к изменившимся условиям развития экономики и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического разви­тия страны в посткризисный период. Для достижения этих целей необхо­димо решение целого ряда сложных экономических задач, в числе кото­рых можно особо выделить следующие:

      обеспечение сбалансированности расходных полномочий и фи­нансовых ресурсов для их реализации на каждом уровне публичной вла­сти, создание стимулов для расширения собственного доходного потен­циала каждой территории;

      определение экономически оправданного уровня налоговой на­грузки и структуры налогов, соответствующих современному этапу разви­тия российской экономики и стимулирующих развитие предприниматель­ства, разработку и применение передовых технологий.

    Приведенные тезисы мы считаем возможным рассматривать как ба­зовые положения на пути совершенствования налоговой системы, подхо­дов к распределению налогов между бюджетами всех уровней с целью обеспечения финансовой состоятельности каждого публично-правового образования.

    Основные направления налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. // URL: http://wwwl.minfin.ru/ra/tax_relations/policy .



    
    Top