Проект (старшая группа) на тему: Проект "Русская матрешка". Проект "матрешка-любимая русская игрушка"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 села Горькая Балка

Советского района» Ставропольского края

«Матрёшка – образ и душа России».

Щербаков Иван, ученик 3 Б класса

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Федоренко Лариса Владимировна

с.Горькая Балка

1.Введение_________________________________________________3

2.Глава 1. Подготовительный этап_____________________________6

3.Глава 2.Информационный этап______________________________7

4.Глава 3.Практический этап_________________________________10

5. Глава 4. Заключительный этап______________________________12

6. Список литературы_______________________________________13

7. Приложение_____________________________________________14

Введение:

Русская матрёшка,

Как ты хороша!

Яркая одежда

На тебе всегда.

Сарафаны расписные

Выдумал народ,

И одежды дорогие

Носишь круглый год.

Тема проекта посвящена матрёшке. Матрёшка -уникальная русская игрушка, которая покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Актуальность темы в том, что матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. А об этом мечтает каждый на земле. Матрёшка остаётся символом материнства.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она завораживала меня свое простотой и загадочностью. Удивляло, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречался в детском садике. Много раз я задумывался о её происхождении, где и когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. Я решил узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

Тема проекта: « Матрёшка – образ и душа России» .

Цель:

    узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России.

    популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников.

Задачи проекта:

    познакомиться с историей появления Матрёшки и способами её изготовления через изучение специальной литературы;

    выяснить значимость матрёшки для современных детей.

    изготовить матрёшку.

Гипотезы исследования : Я предполагаю:

    что Матрёшка хранит в себе много секретов.

    Матрёшку можно сделать своими руками.

Методы исследования:

    наблюдение;

  • анкетирование.

Ожидаемые результаты:

    знание истории происхождения Матрёшки;

    знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

    умение передавать простейшие элементы росписи Матрёшек.

    повысятся познавательные способности;

    расширится интерес и желание к творческой деятельности.

Продукты проекта:

    выставка рисунков и аппликаций;

    матрёшка из папье-маше.

План работы над проектом:

1.Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы.

2.Сбор информации по теме из различных источников.

3.Проведение опроса у учащихся.

4.Подготовка наглядных материалов по теме проекта.

5.Подготовка и проведение беседы со сверстниками.

6.Совместное оформление конкурса рисунков, выставка аппликаций.

7.Анализ результатов исследования, подведение итогов.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

2.Информационный.

3.Практический.

4.Заключительный.

1.Подготовительный этап.

Матрёшка - это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда и сегодня не потеряла актуальность. Матрёшка - это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, выразительная игрушка, и уникальный предмет для коллекционирования. Мне очень хотелось узнать, когда они появились, какие бывают матрешки, почему их делают такими, как придумывают узоры их нарядов. Я думаю, что данное исследование поможет нам лучше узнать традиции своего народа, понять русскую душу, ответить на вопрос: почему современные девочки играют с куклами, пришедшими к нам из других стран и не играют русской матрёшкой. Для успешной работы необходимо было поставить гипотезу и определить цель исследования.

Цель , которую я поставил перед собой - узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России и

популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников. Следующим шагом было определение задач исследования, с чем я тоже справился.

2. Информационный этап.

На данном этапе был проведён анализ литературы по теме исследования, чтение стихов, информационных текстов, сказок, частушек, просмотр видеороликов и т.д.В процессе работы над проектом было изучено много познавательной информации в книгах и на сайтах Интернет о Матрёшках. Подготовка материалов для проведения бесед с учениками нашей школы.

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.

Матрёшка… Это русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Как появилась деревянная кукла? Сколько ей лет?
Какие бывают матрёшки? С матрёшками мы дружили давно, а вот когда они появились и где, и что такое матрёшка не знали.

Я заинтересовался этим, стал искать ответы в толковых словарях.Начиная работу, в первую очередь я задал себе вопрос: что же такое «матрешка»?

Сравнив определения, я сделал вывод, что они, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера.

В Россию матрёшку привезли из Японии в виде лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько фигурок вложенных друг в друга. Фукурума и стал «папой» русской матрёшки. Русские мастера сделали похожие игрушки из дерева, а художники расписали.

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Как правило, матрешек изготавливают из древесины таких деревьев как липа, береза, ольха, осина.

Матрёшек можно изготовить не только из дерева. Они изготавливаются из различных материалов: бумаги и картона, глины и пластилина, ткани, пряжи, в технике папье-маше.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка –кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?- ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать . Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем..

Матрёшка – всех «матерь». Народится человек, он мать любит, потом семью, потом Родину. Вся эта любовь в нашей куколке в самой серёдочке и запрятана. Проста матрешка с виду, а с секретиком. С открытой доброй душою игрушка эта, как и вся наша Россия.

Интересно и то, что после появления первой матрёшки в разных районах России художники начали расписывать матрёшек, так нравилась им кукла Матрёна! И все они делали это по-разному.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение.

Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская –

Вот какая разница!

1. Загорская матрешка в чем-то походит на первую матрешку. Так же наряжена, в руках держит узелок, корзину или цветы. Это круглолицая девушка в платке с разноцветной каймой. На ней яркий русский сарафан и передник с узором

2 .Семеновская матрешка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Традиционно одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается большой букет из разных цветов

Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

3. Полховская матрешка - вытянутая по вертикали фигурка с маленькой, жестко очерченной головкой

Матрешки Полховского Майдана расцвечены веткой с алыми цветами. Лицо обрамляют «кудри» . У нее нет таких деталей как руки, сарафан, кофта. Нет платка с завязанными концами. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.

4 . Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.

Наряды матрёшек были разными. На сарафанах матрёшек расцветали цветы. Девушки изображались в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

Позже на матрёшках стали изображать сказки «Колобок», «Репка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению»,

«Жар-птица», Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке». Появились матрёшки-животные, герои мультфильмов…

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно хранит в себе много секретов, доказана.

Мои исследования показали: русская матрёшка является олицетворением самой России, с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями. Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

3. Практический этап.

Практическую часть моего исследования я начал с социологического опроса учащихся и их родителей.

Обработка полученных данных позволила сделать некоторые выводы о месте матрешки в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного исследования. Для анкетирования я взял пять вопросов. Всего в опросе участвовало 58 человек (43 ребёнка и 15 взрослых).

Вопрос.

Ответ.

Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрёшку?

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-6

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-25

Весёлая-10

Смешная-5

Интересная-6

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-3

Есть другие куклы внутри-4

Разноцветная-2

Расписная старинная игрушка-2

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

ВЫВОД: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделал выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению, дома, она есть не у многих. Почти всем детям, которые участвовали в анкетировании, нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы она стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает тем, что она красивая, весёлая, смешная.

В классе провели конкурс на лучший рисунок, аппликацию. Я выбрал самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

Я долго думал над, тем, какую матрёшку могу создать? Хотелось придумать, что-то особенное.

Я решил сделать матрешек в технике папье-маше.

Описание:

1.Подоготавил свое рабочее место, материалы и инструменты, необходимые для работы.

2. Взял не нужные листы бумаги, журнал и газету, и сформировал шар. Понадобятся два шара, один шар большой, другой поменьше.

3. Обмотал бумажные шары скотчем, для плотности. Шар, который побольше должен плотно входить в ведерко, а который поменьше, будет служить головой для матрешки.

4.Маленький шар при помощи скотча приделал к большому шару, как показано на фото- у нас должна получится вот такая заготовка будущей матрешки.

Вот заготовка и готова.

5.Теперь беру кусочки бумаги и обклеиваю при помощи кисти и клейстера заготовку.

Мой совет: в целях экономии белой бумаги сначала обклеивал газетными кусочками,а верхний последний слой белой бумагой, клейстер тоже использовал не сильно много, чтоб изделие не пузырилось. Чем больше слоев, тем равнее и прочнее наша матрешка.

6. Дал матрешке просохнуть на солнышке сутки, можно у отопительных приборов. Изделие готово к росписи. А расписать матрешку помогла фантазия и выдумка.

Вот результат моей работы.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я понял, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

4.Заключительный этап.

В ходе работы над проектом я открыл для себя много нового и интересного:

Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века;

Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина;

Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» в корне которого лежит латинское слово «mater», означающее – мать ;

Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства;

Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская;

Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

Я доказал 1 гипотезу о том что Матрешка,действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснил, что многие знают, кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению, дома, она есть не у многих. Всем детям нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью мы создали матрёшку в технике папье-маше и образы матрёшек в технике рисования, аппликации. Я подтвердил свою 2 гипотезу о том,что Матрёшку можно сделать своими руками.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, потому что была и остается творением человеческих рук,а чудо в том,что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.

А для себя я сделал выводы:

1.Матрешка – это символ русского народного искусства, символ материнства и продолжения рода.

2.Матрешка – это образ русской красавицы.

3.Матрёшка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

4.Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение.

5. Список литературы:

Иллюстрации матрешек. http://www.polygon.ee/portal

Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе» Издательство «Просвещение».

Воробьева Т.П., Воробьева В.А. «РУССКАЯ МАТРЁШКА » Учебно-методическое пособие, Курган, 2008

Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.

тайна матрешки сайт http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105

старинные матрешки сайт http://www.thimble.ru/mat2.html

символы России сайт http://www.samoffar.ru/matreshki.shtml

История матрешки сайт http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml

Стихи,частушки.Интернет-источники.

http://images.yandex.ru/Картинки-яндекс

6.Приложение.

1.Анкета.Социологический опрос.

2.Стихи и частушки о Матрёшке.

3.Рисунки, аппликации, поделки.

Приложение

Загадка. Яркий сарафанчик, расписной платочек,

Прячутся внутри неё, дочки и сыночки!

Кто это, дети? (матрешка).

Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Песня («Мы матрешечки, мы круглешечки )

1.Я матрешка-сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

2.Я, матрешечка - краса,

очень длинная коса.

Ленту алую вплету,

Хороводы заведу.

3.Мастер выточил меня,

Из куска березы.

До чего ж румяна я,

Щечки словно розы!

4.Яркий сарафан на мне,

Вышитая блузка.

Как же он сейчас красив

Мой костюмчик русский!

5.Вместе выйдем в хоровод,

Ножкой топнем – топ – топ - топ!

Будем петь и веселиться

Вместе с нами весь народ!

6. Мы весёлые сестрицы,

Мы матрёшки озорницы.

Ой да все мы круглолицы

Знаменитые сестрицы.

7. Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Но не можем расставаться

И боимся потеряться.

И всегда нас аккуратно

Надо всех вложить обратно.

8. Так похожи друг на дружку

Деревянные подружки.

Много нас или немножко

Но зовут нас всех матрёшки.

9. Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

10. Никогда мы не скучаем,

Есть секрет у нас внутри.

В руки взял одну матрёшку-

Оказалось целых три.

11. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе очень дружно

Спим мы все одна в другой.

12 .Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Кто матрёшку создал, я не знаю,

Но известно всем, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он,должно быть, весело сказал.

Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели всегда честной народ!

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере- творце.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куклу ты открой-

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая,

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая.

А в седьмой- восьмая.

Эта кукла меньше всех.

Чуть побольше, чем орех.

Вот,поставленные в ряд,

Сёстры куколки стоят.

Сколько вас?,-у них мы спросим,

И ответят куклы: ВОСЕМЬ.

Песня «Мы веселые матрешки, ладушки»

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Ай да кукла,

Ай да милашка!

Неслыханное чудо,

Невиданное диво!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

Много лет у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Ты, играй, моя гармошка,

Ты, подружка, подпевай!

Частушки (поют матрешки)

1.Очень любим мы матрёшки

Разноцветные одёжки.

Сами ткём мы и прядём,

Сами в гости к вам идём.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко.

Две матрёшки, три матрёшки,

И одна матрёшечка.

4. Шли по ягоды матрёшки,

Позабыли взять лукошко.

И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть.

5. Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

6. Я девчонка ничего!

Не боюсь я ничего.

Если я и упаду,

Все равно не пропаду!

7. Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку –

Вспомнили матрешку.

8. Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

9. Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки.

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках!

10. Ах,матрёшечка-матрёшка,

Хороша- не рассказать.

Очень любят со мной дети

Как с игрушкою играть.

11. Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

12. Щёчки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

13. Мы играем и поём,

Очень весело живём

Мы с подругою одной

Все идём гулять гурьбой

14 . Петь умеем, танцевать,

Очень любим выступать

Сарафаны хороши

И поём мы от души

Считалочка

1. Мы - красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз - Матрена.

Два - Малаша,

Мила - три.

Четыре - Маша.

Маргарита - это пять.

2. Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки

на окошке,

Две Аринки

на перинке,

Две Танюшки

на подушке,

А петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

Игра «Музыкальная матрешка».

(дети встают в круг. Под музыку передают Матрешку. По окончании музыки, тот у кого в руках осталась матрешка, выполняет движения, согласно стихам:

*У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко!

* У кого в руках матрешка, тот похлопает в ладошки!

*Кто матрешку в руки взял, тот красиво приседал!

* У кого в руках матрешка, помяукай нам как кошка!

Оксана Верещагина (Трофименко)

Актуальность проекта:

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К. Д. Ушинский

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом».

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми, прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию. В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком городецкой росписи - все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». А. П. Усова писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка, как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри? Какая она, самая маленькая куколка? Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Этот проект поможет ещё глубже узнать традиции русского народа, еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку.

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

Реализация проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.

Название проекта: «Русская матрёшка».

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения этой куклы.

Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрёшка, её многообразии;

Учить детей старшей группы составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);

Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Развивающие:

Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, частушек, специализированных терминов по теме проекта;

Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;

Развивать творческо-исполнительские навыки детей при пении частушек, чтении стихотворений;

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской народной культуре;

Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительный этап:

Работа велась в нескольких направлениях:

духовно-образовательном:

1. рассказ педагога об истории возникновения русской матрёшки, её мастерах; рассказывание сказок, историй из личного опыта;

2. использовались разнообразные педагогические, проблемные и игровые моменты и ситуации;

3. чтение произведений художественной литературы - В. Приходько «Матрёшка на окошке», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», Л. Некрасова «Веселые матрёшки», С. Вокринцева «Матрёшка», С. Маршак «О матрёшках», матрёшкины частушки;

4. рассматривание иллюстраций по теме, слушание музыкальных произведений;

5. изготовление дидактических игр по теме проекта;

6. оформление картотеки игр с матрешками;

7. сбор коллекции игрушек – матрешек.

воспитательно-образовательном (игровая деятельность);

нравственно-трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Основной этап:

1. Беседа с детьми на тему «История возникновения русской матрёшки»,

Задача: дать детям элементарные представления об этой куколке.

2. Чтение произведений художественной литературы о матрёшке.

Задача: Познакомить детей с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этом чудесной кукле.

3. Тематические занятия:

По познавательному развитию:

«Русская матрёшка».

Задача: Дать детям элементарные представления о многообразии матрёшек

По художественно-эстетическому развитию:

Рисование:

«Русская матрёшка»

Задача: Продолжать учить детей рисовать по представлению, используя нетрадиционные способы рисования.

«Сарафан для матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента.

Аппликация:

«Матрёшка».

Задача: Учить детей выполнять аппликацию из ткани.

Конструирование «Мебель для Матрёшки», «Дом для Матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей создавать постройку по образцу, её обыгрывать.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Изучения свойств дерева».

Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Что лишнее», «Сложи картинку», «Больше, меньше», «Найди пару», «Найди матрёшку в группе» (работа с планом группы).

Задача: Учить детей ориентироваться по схеме, развивать творческое мышление, сообразительность.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

Слушание частушек о матрёшке, их заучивание.

4. Развлечение для детей «День рождения Матрёшки».

Взаимодействие с семьёй:

Консультация для родителей «Русская матрёшка в воспитании и развитии детей дошкольного возраста», «История возникновения матрешки», «Развивающие игры с матрешкой»;

Выставка совместных работ «Русская матрёшка», «Русский сувенир» в рамках темы «Русское народное искусство»;


Помощь родителей в разучивании песен, народных игр, хороводов;

Создание рукописной книги «Русская матрёшка», в которую вошли самостоятельно придуманные истории и сказки по теме проекта;

Родительское собрание «Русское народное искусство» с презентацией проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Наглядный материал: иллюстрации, карточки, аудиозаписи, СД – диски;

Коллекция детских музыкальных инструментов из музыкального уголка;

Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;

Сотрудничество с МОУ СОШ №4 г. Апатиты.

Методическое обеспечение проекта: В работе по данному проекту использовались:

Консультативный материал для родителей;

Конспекты занятий, бесед, развлечений;

Картотека музыкальных произведений по теме проекта;

Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;

Картотека русских народных игр.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

Тематические выставки детских работ: «Русская матрёшка», «Сарафан для матрёшки», «Матрёшка».

Изготовление альбома с детскими рисунками “Русская матрёшка ”;

Изготовление рукописной книги с произведениями по теме проекта, которые дети придумали совместно с родителями.

Предполагаемые результаты:

Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о народном промысле – русская матрёшка. Знание истории происхождения Матрёшки;

Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;

В речи активно употребляются тексты стихов, частушек, термины по теме проекта.

Итог работы над проектом: В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;

Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Использованная литература:

Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968

Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224с.

И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 128с., ил.

Интернет-ресурсы:

1. http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/;

2. http://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/sergiev-posadskaya-matreshka.html ;

3. http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/

Описание материала: Данный материал может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста по теме «Русские народные промыслы», «Русское народное искусство». В сказочной форме это произведение знакомит детей с промыслом русской матрёшки.

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – Матрёшка;

2. Дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки.

Развивающие:

Развивать творческое воображение и фантазию, образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.

Приложение 2. «День рождения Матрёшки».

Сценарий развлечения для детей старшей группы.


Цель: Создание у детей старшей группы радостного настроения.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей дошкольного возраста по теме «Русская матрёшка»;

Продолжать учить детей делать выводы, обобщать полученные знания.

Развивающие:

Развивать творческо-исполнительские способности детей при пении песен, частушек, чтении стихотворений.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русскому народному искусству.

Предварительная работа: празднично украшенный воздушными шариками зал, разучивание с детьми частушек про матрёшку, стихотворных поздравлений на тему «День рождения», танца и песни «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)

Материалы для проведения: 2 стола, 2 подноса, пазлы на тему «Матрёшка» (3 изображения, иллюстрации с изображением букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты, игрушки - деревянная лошадка, деревянный поезд, матрёшка и пластмассовые кубики, праздничный пирог, чай, костюмы Бабы-Яги и Матрёшки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь, в музыкальном зале, чтобы поздравить нашу красавицу Матрёшку с Днём рождения. Но что-то я её не вижу. Вы не знаете, где она?

Дети: Нет.

(Под музыку на метле «залетает» Баба-Яга).

Баба-Яга: (Метле) Стоять! Уф, устала. (Оглядываясь) И что это мы все здесь делаем?

Воспитатель: Мы все собрались поздравить нашу Матрёшку с Днём рождения. Ты её не видела?

Баба-Яга: День рождения… Собрались они… Видела (хихикает). Я её заколдовала.

Воспитатель: Но как же так?

Баба-Яга: Она вас пригласила? Пригласила. А меня – нет. Вот я и обиделась.

Воспитатель: Но, может быть, тебя просто дома не было, когда она заходила с приглашением на праздник?

Баба-Яга (задумчиво): Может быть, и не было. Я новую метлу прикупила, вот и летаю теперь часто.

Воспитатель: Так, может, расколдуешь нашу Матрёшку?

Баба-Яга: Нет. Что я, зря старалась что ли? Выполните мои задания, тогда отпущу вашу Матрёшку.

Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания Бабы-Яги и помочь Матрёшке?

Дети: Да.

Баба-Яга: (Достаёт поднос с пазлами по теме «Матрёшка»). Вот первое задание: три картинки у меня. Надо собрать изображения, а то я забыла уже, что на них изображено.

Воспитатель: Это наши дети умеют делать. Приглашаем сюда, к столу, 6 человек (по 2 человека на каждую картинку).

Дети: (Выходят, собирают пазлы).

Воспитатель: Что за изображения получились?

Дети: Это изображения матрёшек.

Воспитатель: Баба-Яга, с первым заданием мы справились?

Баба-Яга: Справились. Оно лёгкое было.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Вот второе задание, архисложное. (Показывает иллюстрации залу). Посмотрите на изображения и скажите, что у них общего. (На столе лежат изображения букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты).

Воспитатель:

Дети: (Выходят к столу, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше мнение?

Дети: Это всё можно увидеть на дне рождения: и цветы, и накрытый стол, и подарки, и украшенную комнату.

Воспитатель: Баба-Яга, отгадали наши дети твою загадку.

Баба-Яга (удивлённо): Отгадали. Какие умные дети!

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Хорошо. Вот третье задание, творческое. Спеть частушки про Матрёшку.

Воспитатель: Петь наши дети тоже умеют. Приглашаю сюда 3 человек.

Дети: (Выходят, поют частушки про Матрёшку).

Баба-Яга (разочарованно): Всё-то умеют и знают ваши дети. Ладно, четвёртое задание. Есть у меня ещё игрушки (достаёт на подносе деревянную лошадку, деревянный поезд, матрёшку и пластмассовые кубики). Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лишнее из них и почему?

Воспитатель: Приглашаем сюда ещё 6 человек. Минута на размышление.

Дети: (Выходят, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше решение?

Дети: Лишние здесь – кубики. Все остальные игрушки сделаны из дерева.

Воспитатель: Молодцы! Баба-Яга, дети правы?

Баба-Яга (уныло): Они правы.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: И последнее задание осталось у меня. Хотелось бы, услышать песню обо мне.

Воспитатель: Такую песню наши дети знают и даже танец для тебя станцуют. Приглашаю всех детей на песню «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой).

Дети: (Танцуют танец).

Воспитатель: Баба-Яга, мы выполнили все твои задания. Где же наша Матрёшка?

Баба-Яга: Сейчас расколдую.

Матрёшка: (Заходит под музыку). Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Простите, пожалуйста, за опоздание. Сон внезапный меня сморил.

Воспитатель: Здравствуй, Матрёшка! Поздравляем тебя с Днём рождения!

Дети: (Хлопают).

Матрёшка: Спасибо большое!

Воспитатель: Наши дети приготовили для тебя поздравления. Послушай, пожалуйста.

Дети: (Читают поздравления).

Матрёшка: Я очень вам признательна за такие прекрасные слова. Приглашаю всех вас на праздничное чаепитие с праздничным пирогом в вашу группу.

Дети: (Под музыку уходят в группу).

Цель. продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

  • Дать элементарные знания о истории создания матрёшки как народного промысла;
  • Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
  • Развивать познавательный интерес, поддерживать радость от узнавания нового;
  • Развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать;
  • Содействовать развитию творческих способностей детей;
  • Воспитывать любовь к традициям

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: среднесрочный

Актуальность.

Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы, хохлома, палех и гжель.

Продукт проектной деятельности:

  • Аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа);
  • Нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан” (ватные палочки);
  • Раскраски “Чудесные превращения”;
  • Выставка рисунков “Матрешки”

Предполагаемый результат:

  • Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке;
  • Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер);
  • Развитие творческих способностей

Участники проекта:

  • Воспитатель: Милавкина Татьяна Викторовна
  • Дети 2 младшей группы
  • Родители

Презентация проекта:

  • Выставка совместного творчества “Ай да, Матрешка!” (творчество родителей);
  • Создание мини-музея “Русская Матрешка”;
  • Мультимедийная презентация проекта (для педагогов)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

  • Опрос родителей:
    • знаете ли вы историю создания народной игрушки матрешки?
    • есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки?
    • какие игры с матрешками вы знаете?
    • играете ли вы с детьми в игры с матрешками?
  • Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
  • Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками;
  • Подбор интернет - ресурсов по теме проекта;
  • Разработка плана по реализации проекта

2. Основной этап:

  • Рассказ о народной игрушке матрешке;
  • Рассматривание альбома “Такие разные матрешки”;
  • Игры с игрушками матрешками;
  • Игра – инсценировка “У матрешки – новоселье”;
  • Рассматривание картины “Играем с матрешками”;
  • Продуктивная деятельность: нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан”, аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа);
  • Раскраски “Матрешки”;
  • Создание альбома для рассматривания “Народная игрушка - матрешка”;
  • Организация мини-выставки “Ай да, Матрешка!”;
  • Развивающая игра “Разрезные картинки” (матрешки);
  • Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о матрешках;
  • Конструирование “Дом”, “Мебель” для матрешек;
  • Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделана матрешка?”;
  • Физминутки, динамические паузы “Матрешки”

Совместная деятельность детей и воспитателя

  • Чтение стихов о матрешках;
  • Разучивание и пение песенок о матрешках;
  • Загадывание и отгадывание загадок о матрешках;
  • Развивающие игра “Разрезные картинки”;
  • Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделаны матрешки?”;
  • Продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
  • Непосредственно-образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей

  1. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с матрешками;
  2. Самостоятельное художественное творчество (рисование, раскраски);

Совместная деятельность детей и родителей

  1. Чтение и разучивание стихов о матрешках;
  2. Загадки о матрешках;
  3. Совместное творчество детей и родителей по изготовлению матрешек для музея;

3. Заключительный этап:

Музей “Русская матрешка”

4. Игры с матрешками

  1. Учим открывать и закрывать матрешку.
  2. Ищем половинки.
  3. Учим вкладывать фигурки одну в другую.
  4. Учим разбирать матрешку.

5. “Матрешечный оркестр”.

Из матрешек можно сделать музыкальный инструмент и даже оркестр. Сначала нужно разобрать матрешку. Расставить все цилиндрики полой частью вниз, от маленького к большому. Получаются барабаны! Надо стучать по ним разными колпачками, палочками, обращая внимание ребенка на то, как в зависимости от размера барабана меняется извлекаемый из него звук. Можно выстукивать разные ритмические рисунки. Есть шанс развить у ребенка отличный слух и отменное чувство ритма.

6. “Баскетболисты”. Надо перевернуть барабанчики и они превратятся в корзины, в которые можно забрасывать либо маленький мячик, либо теннисный шарик. Эта игра развивает крупную моторику и координацию движений.

7. “Погремушки”.

Нужно насыпать в первую маленькую фигурку манную крупу, во вторую – гречку, в третью – горох, в четвертую – фасоль, а в пятую грецкий орех. У каждой матрешки свой голос – от тихого шуршания малютки до громкого клокотания мамаши. Эта игра дает детям возможность познакомиться с понятиями “тихо-громко”, “тише-громче”. Заодно дети выучат названия круп, узнают, какие зерна по цвету, размеру, как воспринимаются на ощупь и как по-разному поют. Эта игра на развитие различных ощущений легко превращается в игру на развитие речи. Когда ребенок устанет, можно предложить ему пересыпать крупы, например насыпать их в цилиндрики пальцами или ложечкой, пересыпать крупу из одной половинки в другую. “Сыпучие игры” детям очень нравятся, к тому же пальчики их работают, а значит, развивается речь.

8. “Угадай, что где лежит?”

Нужно взять две матрешки одного размера и положить внутрь разные предметы, например, скрепку и монетку. Сначала внимательно послушать, какие у них разные “голоса”, а потом попросить ребенка на слух определить, где что лежит.

9. “Где больше?”

Эта игра подойдет для детей, которые умеют считать хотя бы до 3-5. Нужно положить в одну фигурку две финиковые косточки, а в другую – пять и предложить “услышать”, где больше.

10. “Прятки”.

Надо приготовить мелкие предметы, затем дать ребенку возможность в течение недолгого времени посмотреть на них. Затем на его глазах положить по одному предмету в разные матрешки. Спустя некоторое время (матрешки играют в прятки, водят хоровод) предложить ребенку вспомнить, что в какой фигурке лежит. Начинать игру лучше с двумя – тремя предметами. Как только игра станет простой для ребенка, можно увеличить количество предметов.

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Исследовательский проект

«МАТРЁШКА-СИМВОЛ РОССИИ»

Обелец Алёна,

ученица 2 класса

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Руководители:

Раскопина В.Б.,

учитель начальных классов;

Шукова Л.И.,

учитель ИЗО

Посёлок Дукат

2013/2014 учебный год

Оглавление:

    Введение.

2. Основная часть:

2.2. Виды русской матрешки.

3. Выводы по теме. Заключение

4. Список использованной литературы.

1.Введение.

(Слайд 1) Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Дома у меня есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала своей простотой и загадочностью. Удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в школе на уроках окружающего мира. Я задумалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решили побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования. (Слайд 2) Для начала я определила цель исследования: узнать историю возникновения матрёшки на Руси, познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек, создать свою матрёшку (авторскую).

Для достижения цели наметила, какие задачи необходимо выполнить: изучить специальную литературу по теме исследования, создать презентацию по результатам исследования, научиться расписывать матрёшку, используя фантазию и творчество. Перед началом исследования

Я выдвинула две гипотезы исследования: 1 гипотеза: я предполагаю, что матрёшка хранит в себе много секретов. 2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.
Использовала различные методы исследовательской работы: поисковый (сбор информации), анализ (собранной информации), сравнение, систематизация, обобщение материала.

2.Основная часть.

В воскресный день я с мамой отправились в библиотеку. Почитали книги, журналы, посетили сайты Интернет и вот, что интересного для себя открыли… (Слайд 3)

2.1. Появление матрешки на Руси.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …

Матрешка - (Слайд 4)

    уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

    русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. (Слайд 6)

    Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

(Слайд 7) Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.

Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник.

(Слайд 8) Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на


острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки .

(Слайд 9)

Первую русскую матрешку изготовил токарь-

игрушечник Василий Звёздочкин.

Эскиз для ее росписи создал художник

Сергей Малютин, самолично матрёшку

и расписавший.

(Слайд 10) Первая матрешка оказалас

круглолицей,пухленькой, озорной девушкой

в косынке и народном платье, с петухом в руках.

(Слайд 11) И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше

2.2. Виды русской матрешки.

(Слайд 12) При изучении литературы, информации из Интернета я узнала, что матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности.

Основные центры росписи матрёшки

Сергиевская Семёновская Полхов - майданская

матрёшка матрёшка матрёшка

(г. Сергиев Посад) (г. Семёнов) (г. Полхов-майдан)

(Слайд 13)

Я из Сергиева - Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

(Слайд 14)

Я из тихого зеленого

Городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых

Розовых, бардовых

В подарок принесла.

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов .

(Слайд 15)

А я, подружки из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново – красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

2.3. Технология изготовления и росписи матрешки.

(Слайд 16) Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.

(Слайд 17)

    Сначала надо выбрать дерево , ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно без сучков. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

(Слайд 18)

    Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок . Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей.

(Слайд 19)

    Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют .

(Слайд 20)

    Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил). (Слайд 21)

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

(Слайд 22) Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

(Слайд 23) С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.

(Слайд 24) Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку.

(Слайд 25) Русская матрешка – настоящее чудо света. Она была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру.

Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Вывод: выдвинутая мной первая гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Мы долго думали над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. И вот идея…

(Слайд 26) Матрёшка стала официальным сувениром Зимних Олимпийских Игр

в Сочи-2014.

(Слайд 27) Я решила сделать матрёшек, будущих спортсменов.Вместе с учителем рисования Ларисой Ивановной и мамой приступили к работе!


(Слайд 28) Сначала, дома с мамой, мы изготовилиматрёшек (5 штук), используя технологию «Папье-маше».

В школе с учителем ИЗО Ларисой Ивановной покрыли матрёшек белой гуашью. Затем карандашом я нанесла рисунок (перед этим нарисовали эскизы).

А потом раскрасила матрёшек цветной гуашью.

Вот, какие замечательные матрёшки получились.

Мама и её дети: матрёшка на лыжах, на коньках, на сноуборде, а самая маленькая на санках.

И кто знает, может они будущие чемпионы Олимпийских игр.

1. Придумала необычную, непохожую на другие, матрёшку, которой ни у кого нет.

2. Теперь я могу сама создавать подобные игрушки и научить своих подруг.

Вывод: выдвинутая мною вторая гипотеза так же доказана. Каждый может стать мастером по росписи русской матрешки.

4. Список литературы

1.. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н. 2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Русская матрёшка доклад на Первом международном конгрессе
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года Гончаров Константин Юрьевич,
действительный член АФН и РАЕН, Всероссийского Геральдического общества 4. Матрёшка - Википедия 5. Русская матрешка . http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm 6. История матрешки. 7. Первые уроки. Раскраска. Матрешка. http://puzkarapuz.ru/9508-pravoslavnaja-moskva.html

Проект: «Русская Матрёшка»

Вид проекта : Творческий с элементами исследования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: С детсадовского возраста мне интересна кукла-Матрёшка. Она привлекает своей загадочностью. Внутри одной куклы прячутся еще 4,5,6… Я решила побольше узнать об этой игрушке. Когда я стала читать о матрёшке разную литературу, то у меня возник проблемный вопрос: почему современные девочки играют куклами, пришедшими к нам из других стран (Барби, монстр-хай….) и не играют русской матрёшкой.

Цель: Популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстниц.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с историей появления Матрёшки и способам её изготовления через изучение специальной литературы;

2. Выяснить значимость матрёшки для современных детей.

3. Изготовить матрёшку.

Гипотезы проекта: Я предполагаю:

1. Что матрёшка хранит в себе много секретов.

2. Матрёшку можно сделать своими руками.

Продукт проекта: Авторские матрёшки.

1. Теоретическая часть.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она всегда завораживала меня свое простотой и загадочностью. Всегда удивляла, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречалась в детском садике. Много раз я задумывалась о происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решила узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

1.1. Появление матрёшки на Руси.

МАТРЁШКА (предположительно от уменьшительного имени «МАТРЁНА, что означало статная дама») - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. Эскиз для росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Самая первая в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в конце 19 века в 90-х годах в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову (крупному промышленнику). Эта была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Русская матрёшка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрёшка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ материнства, а также плодородия, богатства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

В 1902 году здание в Леонтьевском переулке выкупил С.Т. Морозов для создания в нем Кустарного музея. В 2000 году Фондом народных художественных промыслов РФ была организованна выставка, которая была посвящена столетнему юбилею матрешки. С этой выставки и началось формирование постоянной экспозиций, в которой была представлена промысловая и авторская матрешка.

И наконец, в 2001 году первый в России музей был открыт для посещений в Москве, в котором хранится самая первая разъемная игрушка-матрешка. В музее посетители имеют возможность узнать подробную историю этой очаровательной барышни, а также посетить Салон изделий народных промыслов, в котором очень трудно устоять и не купить себе сувенир. Желающие могут получить мастер-класс по росписи матрешек, и приобрести наиболее понравившиеся образцы.

1.2. Работа над созданием матрёшки.

Делают матрёшек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе (вытачиванию фигурок). Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил).

1.3. Разновидности матрешек.

Матрёшек изготавливали в разных городах, и они имели свои отличительные особенности. (См. в таблице)


Сергиев-Пасадская

Используется три-четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

Я из Сергиева-Пасада

Встрече с Вами очень рада.

Мне художниками дан

Ярко русский сарафан.

Семёновская матрёшка

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к Вам пришла букет цветов садовых

Розовых, бардовых в подарок принесла.

Полхов-Майданская

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново-красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

Я Подружки из Майдана, могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками.

И ягодами разными, спелыми и красными.

Загорская

матрешка

Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук

Вятская матрешка

Традиционно одета в красный платок, и светлый передник, на котором изображается букет из красных цветов.

Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрёшки вятские всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши.

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиций, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрёшки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

Итак, матрёшка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку.

Русская матрёшка - она была и остается творением человеческих рук.

Русская матрёшка – душа России.

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов, доказана.

2. Исследовательская часть.

2. 1. Анкетирование.

Добывая для исследования информацию о матрешках, мне стало интересно, а у многих ли есть сейчас такая игрушка-матрёшка и как дети к ней относятся? И решила сделать анкетирование среди девочек своего и других классов.

Которое состоит из 5 вопросов. И вот что у меня получилось.

Результаты анкетирования.

Всего в опросе участвовало 53 девочки.

Да-47

Нет-6

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Да-24

Нет-30

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-1

Да-49

Нет-2

Не знаю-1

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-22

Весёлая-6

Смешная-3

Интересная-4

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-1

Есть другие куклы внутри-2

Разноцветная-1

Расписная старинная игрушка-1

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

Очень-5

Да-38

Нет-9

Не знаю-1

Вывод: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделала выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Почти всем девочкам, которые участвовали в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает девочек тем, что она красивая, весёлая, смешная.

2.2. Результаты исследования магазинных прилавков.

Даже я при работе над проектом настолько заинтересовалась этой игрушкой, что когда я искала в магазине матрёшек, не удержалась чтобы ее себе не купить. Теперь у меня тоже есть игрушка матрёшка, мне она нравится тем, что она яркая, красиво расписана и в ней есть еще куклы меньшего размера.

А) Игрушечные магазины .

+

Товары для детей (ул. Гагарина)

-

1000 мелочей.

+

«Цветы»

+

Б) Продуктовые магазины.

Также когда мы ходили в продуктовые магазины, я увидела, что символ матрёшки используют в упаковке для чая, используя символ разных стран.

Вывод: Исследуя магазины нашего города, я сделала вывод. Матрёшку при желании купить в нашем городе можно, но стоит она не дешево. Матрёшки есть различного размера, разной росписи. Я увидела матрёшку Вятскую, Гжель, но в основном это матрешки авторские символизирующие героев различных сказок.

3. Творческая работа.

Мы с Мамой решили сделать матрешек в технике папье-маше и вот что у нас получилось.

Также образ матрешки выполнен в технике аппликация.

Еще одну матрёшку мне сделала мама. В технике вязания спицами. Вот что у нее получилось. Это конечно образ матрешки, (она не открывается), но я с удовольствием ей играю.

На уроке ИЗО я рассказала ребятам про историю матрешек, про виды матрешек.

И предложила им тоже нарисовать матрешку и расписать, кто как хочет.


Я выбрала самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я поняла, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

Заключение.

В ходе работы над проектом я открыла для себя много нового и интересного:

    Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века.

    Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина.

    Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» что означает «Знатная дама».

    Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства.

    Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская.

    Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

    Я доказала 1 гипотезу о том что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснила: что многие знают кто, такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Всем девочкам, которые участвовали, в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью : мы создали матрёшку в технике папье-маше, и образы матрёшек в технике вязания, аппликации. Я подтвердила свою 2 гипотезу, о том что, Матрёшку можно сделать своими руками.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение. ru /Картинки-яндекс




Top