Рассказы толстого для детей читать короткие 4. Лучшие произведения Толстого для детей

Веками люди переживают удивительное таинство зимы - Снег...Поэтичные и проникновенные описания природы, очарованной этим чудом Небес, сполна дарят нам прозведения литературы и искусства. Предлагаю Вам окунуться в мир слова и образа, создающих прекрасные картины бытия мира в Зиме...

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу...



...

ШЁЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ...

Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах - все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней...

ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМА!

Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепяшим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМА, ДОЛГОЖДАННАЯ, БОДРАЯ!»

День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом.

ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно.

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
- Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

ПЕРВОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ

Я с детства испытываю своеобразное волнение перед свежим покровом снега…


Точно вступаешь в какой-то новый мир, и всего тебя пронизывает радость открытия, первого соприкосновения с чем-то чистым, нетронутым, неоскверненным.





















Фотографы - Александр Котенко http://kotenko.35photo.ru/user_profile/
Александр Коротков http://koam007.35photo.ru/ и др. сайт http://35photo.ru/

Художники Игорь Медведев http://artnow.ru/
и Ким Стенберг http://www.risunoc.com/

Музыка Густав Малер

«А метели-зимы как хорошо изображены!»
Л. Толстой

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное;
  • развивать навыки критического мышления, способности реализовать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий;
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Оборудование: презентация , раздаточный материал.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно время года не может нас порадовать такими великолепными пейзажами.

(Слайды с изображением зимы).

Искусник-мороз «убирает в алмазы, жемчуг, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным белым одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору.

– Запись темы урока.

– Что, по вашему мнению, значит «хорошо изображены»? (Прекрасно изображается зима в произведениях известных авторов. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», повесть «Метель» Пушкин.)

Ученик 1:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
А.С. Пушкин

– Приведите примеры олицетворений и эпитетов, выделите карандашом в тексте.

II. Текст Чехова

Ученик 2:

Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера..., и в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег.

– В чём вы видите особенность «хорошего изображения снега»?

– Какие чувства вызывает у вас эта картина зимней природы?

– Найдите слова, обозначающие цвет. Какой частью речи они являются? Как вы определили?

– Дайте определение прилагательного.

– Подберите эпитеты к слову снег (мягкий, лёгкий, пушистый, пышный, серебристый...).

Чехов не один раз повторяет слово «снег», которое даже без эпитетов может многое сказать. Вместе с автором мы не только видим первый, «молодой снег, но и чувствуем его запах, слышим его мягкий хруст под ногами и даже ощущаем у себя на ладони холодок тающей снежинки.

Чеховский текст представляет собой блестящую иллюстрацию использования в художественной речи прилагательных.

Задание 1. Выпишите из текста 3 словосочетания прилагательное + существительное. И объясните, пользуясь памяткой, какие особенности этой части речи отражены в самом термине «прилагательное».

Текст проецируется на экран.

  • Прилагательное – это... часть речи.
  • Прилагательное в речи связано с... , как бы «прилагается» к нему, потому что обозначает... предмета, названного этим существительным.
  • Имя прилагательное связано с существительным, к которому «прилагается», не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в роде, числе, падеже.
  • Отличительные особенности морфологических признаков имён прилагательных:
    они изменяются не только по... и..., но и по...;
    во множественном числе род прилагательных не определяется, так как форма прилагательного при существительных разного рода одинакова.
  • В предложении прилагательные чаще всего бывают... или....

– Вспомните, какой постоянный признак имеет прилагательное? (Разряд)

– На какие разряды делятся прилагательные?

– Как определить разряд?

Задание 2. Вам предстоит заполнить таблицу в соответствии с разрядами прилагательных по значению.

На доске.

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее.
По первой пороше охотники пошли на охоту. Весь день слышался по лесу заливистый собачий лай.

Учитель:

– Вернёмся к заданию! (к чеховскому тексту)

– Какому прилагательному Чехов отдал предпочтение, описывая первый снег? (белый)

– Что может быть белым всегда, постоянно?

– Во втором предложении найдите прилагательные и подчеркните их как члены предложения.

– Какими членами предложения являются прилагательные белый, молодой, пушистый?

– А какова синтаксическая роль кратких прилагательных?

– Имеет ли краткую форму прилагательное белый?

– А всегда ли снег одинаков. От чего зависит его состояние, вид? (от времени суток, погоды, каких-то других обстоятельств).

Снег глазами художников. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Февраль» из «Времён года»).

Учитель:

Задание 3. Рассмотрите репродукции известных художников и подберите цветовую лексику (эпитеты) к слову СНЕГ.

Объяснить значение непонятных слов.

III. Работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

– Обратите внимание на эту чудесную репродукцию.

Ученик 3:

Чтение текста.

Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

– Почему картина названа именно «Февральская лазурь»? (своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день).

– Какова основная мысль художника? (он увидел небывалый праздник лазоревого неба...)

Словарная работа: лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый. Записать в тетрадь. Лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветви, сапфировые тени.

Определить разряд, разобрать прилагательные по составу.

IV. Практические задания.

1. Запишите словосочетания, подобрав к существительным прилагательные.

Определите род, выделите окончания.

В... лесу, ... воздух, по... дороге, ... утро, ... днём.

– Как определить окончание прилагательного?

Опорная схема
Прилагательное

Какой? (-ый, -ий, -ой) Какое? (-ое,-ее) Какая? (-ая, яя).

2. Списать словосочетания, обозначив графически окончания прилагательных.

Зимн… леса, мягк... снегом, син... отблеском, удивительн... тишиной, ледян… узорами.

– Произведите морфологический разбор одного прилагательного.

V. А какой же была зима у нас? Фото-слайды. (Под музыку).

Чтение поэтических текстов

Ученик 4:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет.
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин.

Ученик 5:

Неба чистейшая просинь сквозила в вершинах берёз,
Чистейшего снега,
Белейшего снега
Зима отряхнула
На рощу с разбега.
М. Дудин.

Ученик 6:

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.

VI. Игра. Замени словосочетания одним словом, близким по смыслу.

– Очень сильный мороз (трескучий).

– Очень холодная вода (студёная).

– Очень густой лес (дремучий).

– Очень маленькая снежинка (крохотная).

– Очень большое дерево (огромное).

VII. Самостоятельная работа по вариантам с взаимопроверкой.

Синтаксический разбор предложений, определить части речи.

1 вариант. Белый снег пушистый в воздухе кружится.

2 вариант. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.

VIII. Роль прилагательных в речи.

– Как вы думаете, для чего нужны прилагательные в речи? (Без них наша речь не могла бы быть точной, меткой и выразительной).

И это действительно так. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов В художественном описании невозможно обойтись без прилагательных. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, точнее передать настроение. А под пером мастера они приобретают волшебную силу.

– Представьте себе на миг, что в языке не оказалось ни одного прилагательного. Докажите, что без этого вечного спутника существительного невозможно передать красоту, особое очарование зимнего пейзажа.

IX. Интерактивная доска.

– Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Великолепен вид леса! Все полянки и тропинки покрыты... снегом. В нём синеют следы. Здесь пробежал заяц. ...воздух тонок и жгуч. Снег опушил деревья и кусты. По ним скользят... лучи и обсыпают их... блеском.

(белым, морозный, солнечные, хрустальным, серебряным).

Студент-медик Майер и ученик московского училища живописи, ваяния и зодчества Рыбников пришли как-то вечером к своему приятелю студенту-юристу Васильеву и предложили ему сходить с ними в С — в переулок. Васильев сначала долго не соглашался, но потом оделся и пошел с ними. Падших женщин он знал только понаслышке и из книг, и в тех домах, где они живут, не был ни разу в жизни. Он знал, что есть такие безнравственные женщины, которые под давлением роковых обстоятельств — среды, дурного воспитания, нужды и т. п. вынуждены бывают продавать за деньги свою честь. Они не знают чистой любви, не имеют детей, не правоспособны; матери и сестры оплакивают их, как мертвых, наука третирует их, как зло, мужчины говорят им ты. Но, несмотря на всё это, они не теряют образа и подобия божия. Все они сознают свой грех и надеются на спасение. Средствами, которые ведут к спасению, они могут пользоваться в самых широких размерах. Правда, общество не прощает людям прошлого, но у бога святая Мария Египетская считается не ниже других святых. Когда Васильеву приходилось по костюму или по манерам узнавать на улице падшую женщину или видеть ее изображение в юмористическом журнале, то всякий раз он вспоминал одну историю, где-то и когда-то им вычитанную: какой-то молодой человек, чистый и самоотверженный, полюбил падшую женщину и предложил ей стать его женою, она же, считая себя недостойною такого счастия, отравилась. Васильев жил в одном из переулков, выходящих на Тверской бульвар. Когда он вышел с приятелями из дому, было около 11 часов. Недавно шел первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. — «Невольно к этим грустным берегам, — запел медик приятным тенором, — меня влечет неведомая сила...» — «Вот мельница... — подтянул ему художник. — Она уж развалилась...» — «Вот мельница... Она уж развалилась...», — повторил медик, поднимая брови и грустно покачивая головою. Он помолчал, потер лоб, припоминая слова, и запел громко и так хорошо, что на него оглянулись прохожие: — «Здесь некогда меня встречала свободного свободная любовь...» Все трое зашли в ресторан и, не снимая пальто, выпили у буфета по две рюмки водки. Перед тем, как выпить по второй, Васильев заметил у себя в водке кусочек пробки, поднес рюмку к глазам, долго глядел в нее и близоруко хмурился. Медик не понял его выражения и сказал: — Ну, что глядишь? Пожалуйста, без философии! Водка дана, чтобы пить ее, осетрина — чтобы есть, женщины — чтобы бывать у них, снег — чтобы ходить по нем. Хоть один вечер поживи по-человечески! — Да я ничего... — сказал Васильев, смеясь. — Разве я отказываюсь? От водки у него потеплело в груди. Он с умилением глядел на своих приятелей, любовался ими и завидовал. Как у этих здоровых, сильных, веселых людей всё уравновешено, как в их умах и душах всё законченно и гладко! Они и поют, и страстно любят театр, и рисуют, и много говорят, и пьют, и голова у них не болит на другой день после этого; они и поэтичны, и распутны, и нежны, и дерзки; они умеют и работать, и возмущаться, и хохотать без причины, и говорить глупости; они горячи, честны, самоотверженны и как люди ничем не хуже его, Васильева, который сторожит каждый свой шаг и каждое свое слово, мнителен, осторожен и малейший пустяк готов возводить на степень вопроса. И ему захотелось хоть один вечер пожить так, как живут приятели, развернуться, освободить себя от собственного контроля. Понадобится водку пить? Он будет пить, хотя бы завтра у него лопнула голова от боли. Его ведут к женщинам? Он идет. Он будет хохотать, дурачиться, весело отвечать на затрогивания прохожих... Вышел он из ресторана со смехом. Ему нравились его приятели — один в помятой широкополой шляпе с претензией на художественный беспорядок, другой в котиковой шапочке, человек не бедный, но с претензией на принадлежность к ученой богеме; нравился ему снег, бледные фонарные огни, резкие, черные следы, какие оставляли по первому снегу подошвы прохожих; нравился ему воздух и особенно этот прозрачный, нежный, наивный, точно девственный тон, какой в природе можно наблюдать только два раза в году: когда всё покрыто снегом и весною в ясные дни или в лунные вечера, когда на реке ломает лед. — «Невольно к этим грустным берегам, — запел он вполголоса, — меня влечет неведомая сила...» И всю дорогу почему-то у него и у его приятелей не сходил с языка этот мотив, и все трое напевали его машинально, не в такт друг другу. Воображение Васильева рисовало, как минут через десять он и его приятели постучатся в дверь, как они по темным коридорчикам и по темным комнатам будут красться к женщинам, как он, воспользовавшись потемками, чиркнет спичкой и вдруг осветит и увидит страдальческое лицо и виноватую улыбку. Неведомая блондинка или брюнетка наверное будет с распущенными волосами и в белой ночной кофточке; она испугается света, страшно сконфузится и скажет: «Ради бога, что вы делаете! Потушите!» Всё это страшно, но любопытно и ново.


Top