Речи линкольна. Геттисбергская речь линкольна

MENSBY

4.4

Итальянский писатель и философ Умберто Эко написал любопытное и ценное обращение к своему внуку. Письмо, которое впечатлило ценностью идеи.

Учи наизусть. Так назвал свое новогоднее обращение к внуку итальянский писатель и философ Умберто Эко. И назвал не случайно, потому что посвятил его самому важному, что было и есть у человека - памяти.

Нас письмо очень впечатлило, поэтому сегодня делимся им с нашими читателями.

Мой дорогой внук,

Я не хотел бы, чтобы это рождественское письмо звучало слишком наставительно, в духе Де Амичиса, и проповедовало бы любовь к нашим ближним, родине, человечеству и тому подобным вещам.

Ты не стал бы к этому прислушиваться (ты уже взрослый, а я слишком стар), так как система ценностей настолько изменилась, что мои рекомендации могут оказаться неуместными.

Итак, я хочу дать только один совет, который может пригодиться тебе на практике сейчас, когда ты пользуешься своим планшетом. Я не стану давать тебе совет не заниматься этим из страха показаться глупым стариком. Я ведь и сам им пользуюсь. В крайнем случае, могу посоветовать тебе не задерживать внимание на сотнях порнографических сайтов, демонстрирующих сексуальные игры между людьми, между человеком и животными. Не верь, что сексуальные отношения сводятся к этим довольно монотонным действиям.

Эти сцены задуманы, чтобы удержать тебя дома вместо того, чтобы пойти и познакомиться с реальными девушками. Предполагаю, что ты гетеросексуален, в противном случае прими мои рекомендации в приложении к твоей ситуации, но смотри на девочек в школе или на игровых площадках, потому что они лучше телевизионных персонажей и когда-нибудь подарят тебе большую радость, чем девушки online. Верь мне, потому что у меня больше опыта (если бы я только наблюдал за сексуальными играми по компьютеру, твой отец никогда бы не родился, да и тебя бы не было).

Но я не об этом хотел с тобой говорить, а о болезни, которая поразила твое и предыдущее поколение, которое уже учится в университетах. Я говорю о потере памяти.

Это правда, что если ты захочешь узнать, кто такой Карл Великий или где находится Куала-Лумпур, то ты сможешь нажать на кнопку и тотчас узнать все из интернета. Делай это, когда тебе нужно, но, получив справку, старайся запомнить ее содержание, чтобы не искать вторично, когда эти знания тебе понадобятся в школе, например. Плохо то, что понимание того, что компьютер может в любой момент ответить на твой вопрос, отбивает у тебя желание запоминать информацию.

Этому явлению можно привести следующее сравнение: узнав, что с одной улицы до другой можно добраться на автобусе или метро, что очень удобно в случае спешки, человек решает, что у него больше нет необходимости ходить пешком. Но если ты перестанешь ходить, то превратишься в человека, вынужденного передвигаться в инвалидной коляске. О, я знаю, что ты занимаешься спортом и умеешь управлять своим телом, но вернемся к твоему мозгу.

Память подобна мускулам твоих ног. Если ты ее перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты (будем говорить без обидняков) превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти.

Вот в чем заключается мой рецепт. Каждое утро выучивай какое-нибудь короткое стихотворение, как заставляли нас делать в детстве. Можно устраивать соревнование с друзьями на лучшую память. Если тебе не нравится поэзия, то ты можешь запоминать состав футбольных команд, но ты должен знать игроков не только команды Римского клуба, нo и игроков других команд, а также их состав в прошедшие времена (представь, что я помню имена игроков Туринского клуба, бывших на борту самолета, потерпевшего крушение на холме Суперга: Бачигалупо, Балларин, Марозо и так далее).

Состязайтесь в том, кто лучше помнит содержание прочитанных книг, помнят ли твои друзья имена слуг трех мушкетеров и д’Артаньяна (Гримо, Базен, Мушкетон и Планше)… А если ты не хочешь читать «Трех мушкетеров» (хотя ты не знаешь, что при этом теряешь), то проделай подобную игру с той книжкой, которую ты прочел.

Это кажется игрой, да это и есть игра, но ты увидишь, как твоя голова наполнится персонажами, историями и самым разными воспоминаниями. Ты спросишь, почему когда-то компьютер называли электронным мозгом. Это потому, что он был задуман по модели твоего (нашего) мозга, но у человеческого мозга - больше связей, чем у компьютера.

Мозг - это такой компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, а твой настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены. А твой мозг может прослужить тебе до 90 лет, и в девяносто лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он к тому же бесплатный.

Потом есть еще историческая память, которая не связана с фактами твоей жизни или с тем, что ты прочитал. Она хранит те события, которые случились до твоего рождения.

Сегодня, если ты отправляешься в кинотеатр, ты должен прийти к началу фильма. Когда фильм начинается, то тебя как бы все время ведут за руку, объясняя, что происходит. В мои времена можно было войти в кинотеатр в любой момент, даже в середине фильма. Множество событий случалось до твоего прихода, и приходилось домысливать то, что происходило ранее.

Когда фильм начинался сначала, можно было увидеть, правильна ли твоя реконструкция. Если фильм нравился, то можно было остаться и посмотреть его еще раз. Жизнь напоминает просмотр фильма в мои времена. Мы рождаемся в момент, когда уже произошло множество событий на протяжении сотен тысяч лет, и важно понять, что же случилось до нашего рождения. Это нужно для того, чтобы лучше понять, почему сегодня происходит столько новых событий.

Сегодня школе (помимо твоего собственного круга чтения) следовало бы научить тебя запоминать то, что случилось до твоего рождения, но ей это плохо удается. Различные опросы показывают, что сегодняшняя молодежь, даже и университетская, рожденная в 1990 году, не знает, а, может быть, не хочет знать о том, что происходило в 1980 году, уже не говоря о том, что было 50 лет тому назад.

Статистика говорит, что когда молодых людей спрашивают, кто такой Альдо Моро, то они отвечают, что он возглавлял «Красные бригады», а ведь он был убит членами этой подпольной леворадикальной организации.

Деятельность «Красных бригад» для многих остается тайной, а ведь они присутствовали на политической сцене всего лишь тридцать лет тому назад. Я родился в 1932 году, через десять лет после прихода фашистов к власти, но я знал, кто был премьер-министром во времена марша на Рим. Может быть, в фашистской школе мне рассказали о нем, чтобы объяснить, каким глупым и плохим был этот министр («трусливый Факта»), смещенный фашистами.

Пусть так, но я знал об этом. Но оставим в стороне школу. Сегодняшняя молодежь не знает артисток кино двадцатилетней давности, а я знал, кто такая Франческа Бертини, снимавшаяся в немом кино за двадцать лет до моего рождения. Может быть, так было, потому что я листал старые журналы, сваленные в кладовке нашего дома. Я и тебе предлагаю перелистывать старые журналы, потому что это помогает понять то, что происходило до твоего рождения.

Но почему так важно знать о событиях далекого прошлого? Потому что часто подобные знания помогают понять ход сегодняшних событий и в любом случае, как знание состава футбольных команд, помогают обогатить нашу память.

Учти, что ты можешь тренировать свою память не только с помощью книг и журналов, но и с помощью интернета. Он пригоден не только для того, чтобы болтать с твоими друзьями, но и для изучения мировой истории. Кто такие хетты и камизары? Как назывались три корабля Колумба?

Когда вымерли динозавры? Был ли штурвал на Ноевом ковчеге? Как назывался предок быка? Сто лет тому назад водилось больше тигров, чем сейчас? Что ты знаешь об империи Мали? Кто рассказал о ней? Кто был вторым Папой в истории? Когда был создан Микки Маус?

Я мог бы продолжать задавать вопросы до бесконечности, и они стали бы прекрасными темами для исследования. Все это надо помнить. Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!).

А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.

Итак, обогащай свою память и завтра выучи на память «La Vispa Teresa».

В 1846 году Линкольн стал членом Конгресса США, после распада партии вигов, в которой он состоял, принял активное участие в создании Республиканской партии. В 1860 году он был избран Президентом США, первым от республиканцев. Ещё до официального вступления Линкольна в должность, 20 декабря 1860 года Южная Каролина приняла так называемый «ордонанс о сецессии», фактически означавший отделение от Соединённых Штатов.

Вскоре за ней последовали ещё несколько штатов, которые в итоге образовали Конфедерацию Южных штатов. 12 апреля 1861 года конфедераты открыли огонь по федеральному форту Самтер, а на следующий день захватили его. Это стало началом Гражданской войны в США, ставшей противостоянием противников (северян) и сторонников (южан) рабства. Президент, всю свою жизнь отстаивавший идею свободы для всех, взял на себя командование армией Севера.

Геттисбергская речь Авраама Линкольна — одна из известнейших речей в истории Соединённых Штатов Америки. Президент произнёс её 19 ноября 1863 года при открытии Национального солдатского кладбища в Геттисберге, штат Пенсильвания. За четыре с половиной месяца до этого решающая Битва при Геттисберге, закончившаяся победой северян, унесла множество жизней.

Восемь десятков и семь лет тому назад наши отцы создали на этом континенте новую нацию, зачатую в свободе и верящую в то, что все люди родились равными.

Теперь мы ведём великую гражданскую войну, которая подвергает нашу нацию или любую другую нацию, зачатую таким же образом и исповедующую те же идеалы, испытанию на способность выстоять.

Мы встречаемся сегодня на большом поле битвы этой войны. Встречаемся, чтобы посвятить его часть тем, для кого оно стало последним пристанищем, тем, кто отдал свою жизнь во имя того, чтобы наша нация смогла выжить. Со всех точек зрения это уместный и целиком правильный шаг.

Но в более широком понимании мы не можем посвящать, мы не можем освящать, мы не можем сделать святой эту землю. Отважные люди, живые и мёртвые, которые бились здесь, уже совершили обряд такого посвящения, и не в наших слабых силах что-либо добавить или отнять.

Мир вряд ли заметит или запомнит надолго то, что мы здесь говорим, но он не сможет забыть того, что они сделали здесь. Скорее, это нам, живым, следует посвятить себя завершению начатого ими дела, над которым трудились до нас с таким благородством те, кто бился тут.

Скорее, это нам, живым, следует посвятить себя великой задаче, которая все ещё стоит перед нами, — перенять у этих покрытых славой мертвецов ещё большую преданность тому делу, которому они в полной мере и до конца сохраняли верность, исполниться убеждённостью, что они погибли не напрасно, что наша нация с Божьей помощью возродится в свободе и что власть народа, созданная волей народа и для народа, не исчезнет с лица земли.

4 марта 1865 года Авраам Линкольн во второй раз принял президентскую присягу. Он призывал сограждан «проявить милосердие ко всем». Однако 14 апреля во время посещения театра в Вашингтоне фанатик-южанин тяжело ранил Линкольна. Не приходя в сознание, в 7 часов 22 минуты 15 апреля 1865 года Авраам Линкольн скончался.

Полный текст Геттисбергской речи высечен на каменной плите, являющейся частью Мемориала Линкольна в Вашингтоне.

Восемьдесят семь лет назад наши отцы основали на этом континенте новую нацию, взращенную в условиях свободы и преданную принципу, согласно которому все люди созданы равными.

Сейчас мы ведем великую Гражданскую войну, в которой проверяется, может ли эта нация или любая другая, воспитанная в таком же духе и преданная таким же идеалам, существовать дальше. Мы встретились сейчас на поле одной из величайших битв этой войны. Мы пришли сюда для того, чтобы отвести часть этого поля для последнего места успокоения тех, кто отдал здесь свои жизни ради того, чтобы эта нация могла жить. Очень правильно, что мы делаем это.

Однако, по большому счету, не мы освящаем и не мы восславляем эту землю. Те храбрые люди, живые и мертвые, которые сражались здесь, уже освятили и восславили ее и сделали это гораздо успешнее нас — мы со своими ничтожными силами ничего не можем ни добавить, ни убавить. Мир почти не заметит, и не будет долго помнить того, что здесь совершили они. Мы, живущие, должны здесь посвятить себя решению тем незаконченным трудам, которые те, кто сражался здесь, так благородно осуществляли. Мы должны посвятить себя решению той великой задачи, которая еще стоит перед нами. Именно от этих людей, погибших с честью, мы должны воспринять глубокую преданность тому делу, которому они столь верно служили. Мы здесь должны торжественно заявить, что они погибли недаром и что наша нация с благословения господа обретет новое возрождение свободы и что правительство народа, управляемое народом и для народа, никогда не исчезнет с лица земли.

Авраам Линкольн — «Геттисбергское послание», 1863

Речь, произнесенная Линкольном в ноябре 1863 года при открытии мемориального кладбища на месте Геттисбергского сражения.
Самая короткая речь Линкольна (всего 2 минуты).

Восемьдесят семь лет тому назад наши отцы основали на этом континенте новую нацию, задуманную в духе свободы и исповедующую принцип, что все люди сотворены равными.

Теперь мы вовлечены в великую гражданскую войну, которая покажет, долго ли сможет продержаться эта нация или любая другая нация, таким образом задуманная и преданная той же идее. Мы собрались на великом поле битвы этой войны. Мы пришли сюда для того, чтобы освятить часть этого поля как место последнего успокоения тех, кто отдал свои жизни ради того, чтобы эта нация могла жить. Этим мы лишь достойным образом выполняем свой долг.

Но в более широком смысле мы не можем ни посвятить, ни освятить, ни почтить эту землю. Храбрые люди, живые и мертвые, которые сражались здесь, уже освятили ее, и не в нашей слабой власти что-нибудь добавить или отнять. Мир отметит недолгой памятью то, что мы здесь говорим, но он никогда не сможет забыть то, что свершили эти люди. Нам, живущим, прежде всего следует посвятить себя той незаконченной работе, которую до сих пор так благородно совершали сражавшиеся на этом поле. Нам, собравшимся здесь, прежде всего следует посвятить себя этой великой задаче, доставшейся на нашу долю:

    воспринять у этих благородных мертвых возросшую преданность общему делу, за которое они с честью умерли, отдав все, что могли;

    твердо постановить, что эти смерти не останутся напрасными;

    заново возродить – под властью Бога – эту нацию свободной;

    и сделать так, что это правительство из народа, созданное народом и для народа не исчезнет с лица земли.

(272 исторических слова)

«СПРОСИТЕ СЕБЯ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СВОЕЙ СТРАНЫ...»

Речь джона кеннеди

«Мы празднуем сегодня не победу одной партии, но присутствуем на церемонии в честь свободы... Ибо я принес присягу перед вами и перед Богом, ту торжественную присягу, текст которой составили наши предки 175 лет назад. Совре­менный мир стал иным. Чело­век сегодня обладает возмож­ностью уничтожить все формы бедности, так же как и все фор­мы жизни. На всей планете получила распространение ре­волюционная идея, за которую боролись наши предки, идея прав человека, дарованных Бо­гом, а не милостью государства. Здесь и сейчас я заявляю всему миру, что эстафета передана новому поколению американ­цев, родившихся в этом веке, сформировавшихся в войне, воспитанных в условиях суро­вого и горького мира, гордых полученным наследием и полных решимости не быть ни свидетелями, ни соучастниками разрушения этих прав человека, которые наша страна всегда защищала и кото­рые сегодня мы будем защищать и у себя в стране, и во всем мире. Нашим старым союзникам... мы обещаем свою: верность. Объединенные, мы способны свершить все... Разделенные, мы не сможем сделать ничего. Новым государствам. которые мы принимаем в ряды свободных наций, мы говорим: одна форма колони­ального господства ликвиди­рована не для того, чтобы ее сменила другая, намного бо­лее беспощадная тирания. Мы не просим их всегда бороться рядом с нами. Но мы надеемся, что они будут всегда готовы бороться за свою свободу. Мы надеемся, что они помнят, как в прошлом некоторые безумцы, желавшие стать всесиль­ными, пытались усмирить тигра, но кончили тем, что попали к нему в пасть. Живущим в хижинах и деревнях народам, которые составляют половину населения Земли и пытаются освободиться от пут нищеты, мы обещаем сделать все чтобы помочь им научить­ся помогать самим себе... Республикам, находящимся к югу от наших границ, мы предлага­ем: превратить красивые слова в дела, создать союз ради про­гресса, помочь людям и прави­тельствам свободных стран по­рвать путы нищеты. Но эта мирная революция не должна стать добычей враждебных сил. Пусть все наши соседи знают, что мы будем рядом с ними, чтобы противостоять агрессии и подрывной деятельности повсюду на Американском континенте. И пусть другие державы знают, что страны За­падного полушария намерены оставаться хозяевами в своем доме. Мы вновь обещаем под­держку всемирному собранию суверенных государств, каким является Организация Объединенных Наций... Наконец, странам, которые выступают как наши противники, мы официально предлагаем: да­вайте начнем сообща искать пути к миру, прежде чем мрачные силы разрушения, высвобожденные наукой, не приведут к умышленному или случайному уничтожению все­го человечества. Две крупные и могущественные группиров­ки стран не должны мириться с нынешним положением дел. Обе они находятся под бреме­нем расходов на современные вооружения, обе обоснованно встревожены растущей угрозой атомной смерти, и тем не ме­нее каждая из них стремится нарушить в свою пользу хруп­кое равновесие страха, которое удерживает пока от военного взрыва, означающего конец человечества. Поэтому давайте начнем еще раз вместе обсуж­дать проблемы, помня при этом, что вежливость вовсе не означает слабость и что искрен­ность должна подтверждаться делом. Пусть с одной и с другой стороны впервые будут выдви­нуты серьезные предложения об инспекции и контроле над вооружениями, и пусть абсо­лютная сила, которая может уничтожить страны, будет по­ставлена под абсолютный контроль всех стран...) давайте вместе исследовать звезды, по­беждать пустыни, искоренять болезни, изучать океаны и по­ощрять искусство и торговлю... И если первые успехи со­трудничества приведут к уст­ранению подозрительности, то тогда обе стороны смогут объединиться для успешного решения новой задачи - созда­ния царства права, где сильные были бы справедливы, слабые - в безопасности, а мир в це­лом - защищен. Все это нере­ально осуществить за первые сто дней. Ни даже за тысячу первых дней, ни даже на про­тяжении всех дней работы новой администрации. Может быть, на это не хватит всей на­шей жизни. Но пусть это не помешает нам хотя бы начать. От вас, мои дорогие согражда­не, еще больше, чем от меня, зависит окончательный успех или провал нашего начинания. С первых дней основания на­шего государства каждое новое поколение американцев при­носило доказательство своей верности стране. Могилы мо­лодых американцев, отклик­нувшихся на ее призыв, разбросаны по всей земле. И снова труба зовет нас: но на этот раз речь идет не о призыве к ору­жию, хотя оружие нам и необ­ходимо; речь идет не о призыве к бою, хотя мы и ведем борьбу; сегодня труба призывает нас взять на себя тяжкий груз вели­ких усилий и нести его на про­тяжении всего года, оставаясь «счастливыми в надежде и тер­пеливыми в неудачах», усилий, направленных против наших общих врагов: тирании, бедно­сти, болезней и даже самой войны. В состоянии ли мы со­здать против этих врагов вну­шительный и твердый союз с Севера до Юга и с Востока до Запада, который обеспечит всему человечеству более до­стойную жизнь? Включимся ли мы в это историческое начина­ние? За всю долгую мировую историю лишь нескольким по­колениям выпала обязанность защитить свободу, когда она подвергалась самой большой опасности. Я не откажусь от та­кой обязанности: я приму ее с великой радостью. Я не ду­маю, что кто-либо из нас захо­тел бы поменяться местами с другим народом или другим поколением. Энергия, вера, преданность, которые мы при­внесем в это начинание, как пламя, озарят нашу страну и всех тех, кто посвятит себя ему. Это пламя осветит и весь мир. Поэтому, мои дорогие со­отечественники, не спраши­вайте, что ваша страна может сделать для вас. Спросите себя, что вы можете сделать для сво­ей страны. А вы, граждане стран мира, не спрашивайте, что Америка сделает для вас. Спросите, что вы можете сде­лать для свободы человека. Не важно, кто вы, граждане Амери­ки или граждане других стран, вы можете потребовать от нас столько же усилий и жертв, сколько мы сами можем потре­бовать от вас. Имея единствен­ным вознаграждением свою со­весть и единственным судьей - историю, поведем вперед нашу любимую страну, испрося у Все­вышнего благословения и по­мощи, но не забывая, что здесь, на земле, дело Господне должно твориться нашими руками».




Top