Рисунок на тему зима пришла детство. Сочинение по картине С.А

§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение "от… до" ) - пространственные, временны́е, количественные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками "Москва - Кара-Бугаз , через Ташкент - Красноводск " (Пауст.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо-западных парках явление не XVIII–XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского и с могильного холма Святогорского монастыря (Гейч.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять - пятнадцать лет добычи (Пауст.). То же при обозначении количества цифрами: Рукопись объемом 10–15 авторских листов (см. также написания сочетаний, указывающих на приблизительное количество: Орфография, § 118, п. 5 и § 154, п. 4.)

§ 20. Тире ставится между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, явление и т. п.: закон Бойля - Мариотта ; матч Каспаров - Карпов .

Тире ставится и между нарицательными именами существительными, сочетание которых выполняет определительную функцию при имени существительном: Система человек - машина ; Отношения учитель - ученик ; Проблема рыночные отношения - социальная справедливость . Число сочетающихся имен может быть и больше двух: Проблема производство - человек - природа ; Статья В. А. Сухомлинского "Педагог - коллектив - личность" .

Тире в функции выделения

§ 21. Тире ставится перед членами предложения для их подчеркивания, акцентирования (в стилистических целях). Такие члены предложения называются присоединительными.

1. Тире ставится для подчеркивания, акцентирования поясняющих членов предложения, расположенных в конце предложения. Чаще всего это обстоятельство: Это очень скверно, как я должен был писать - из-за куска хлеба (Бун.); …И опять побрел по улице рикша - на этот раз к отелю (Бун.); На другой день семинаристы снова схватились с кадетами - открыто, у Летнего сада (Кав.); За всю весну Николай встретился с Овражним только раз - случайно, на улице (Шол.). Такое тире может быть заменено точкой (см. § 9).

2. Тире может ставиться в стилистических целях после сочинительных союзов или сочетаний их с частицами: Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и - уснула (М. Г.); И вот - речка (Крут.); Я имею бумаги… но - они никуда не годятся (Г.).

§ 22. Тире ставится для подчеркивания противопоставленных членов предложения: Страшно, сладко, неизбежно, надо / Мне - бросаться в многопенный вал, / Вам - зеленоглазою наядой / Петь, плескаться у ирландских скал (Бл.).

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ИМЕНИТЕЛЬНОМ ТЕМЫ

§ 23. Именительный падеж (именительный темы или представления) как синтаксическая структура, стоящая перед предложением, тему которого она представляет, отделяется знаками препинания, соответствующими концу предложения, - точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием . Каждый знак вносит соответствующий смысловой и эмоциональный оттенок: Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны (Тв.); Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям (Пауст.); А наши шахты? Какая-нибудь Англия, что она в угольной промышленности понимает? (Фад.); Журавли… Заваленный работою - вдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботою - увидать бы в небе журавлей (Сол.); Холодные и дикие просторы!.. Как давно были сказаны впервые эти слова и были ли они сказаны кем-то?.. (Расп.).

Наиболее употребительны многоточие (подчеркивает момент раздумья, паузу) и восклицательный знак (экспрессивность) или сочетание восклицательного знака и многоточия.

Однако при именительном темы, более тесно связанном с основным предложением, в котором имеется личное или указательное местоимение в качестве слова-отсылки, ставится тире : Тягач - он как танк, только без башни (газ.); Марченко - тот был человек, золотой человек (Каз.); Дорога в дождь - она не сладость, дорога в дождь - она беда (Евт.).

Примечание. Допустимо используемое в практике печати и написание с запятой: Врач, он ведь тоже не Бог (Бык.); Судьбы человеческие, они - каждая сама по себе, хотя мы вроде бы сообща и всё у нас должно быть общим (Аст.); Наташа, та знала, что за человек ее тетя (Бит.).

§ 24. После именительного темы, сопровождаемого вопросительным предложением, ставится точка : Научный потенциал. Как им распорядиться? (газ.); Гастроли в Москве. Что они значат? (газ.); Разум на других планетах. Каков он? (журн.).

Примечание. Допустимо используемое в практике печати и написание со знаком двоеточие: Студенческий быт: каким ему быть? (газ.).

Если после именительного темы стоит вопросительная часть конструкции, которая также представляет собой форму именительного падежа, то ставится тире : Сценарий - произведение или полуфабрикат? (газ.); "Зеленая революция" - легенда или реальность? (газ.). В таких случаях возможна подстановка слова это. Ср.: Парапсихология - это трюк или реальность? Действительность или фикция? (газ.).

Примечание 1. Допустимо используемое в практике печати и написание со знаком двоеточие перед вопросительной конструкцией. Например: Стадион: "цех здоровья" или футбольная арена? (газ.); Литературное произведение: символ или модель? (газ.).

Примечание 2. Данные структуры с именительным темы отличаются от двусоставных предложений с подлежащим и сказуемым в именительном падеже интонацией: интонация именительного темы схожа с интонацией конца предложения (понижение тона и пауза), тогда как подлежащее в двусоставном предложении не фиксирует конечной паузы. Ср.: Стадион - цех здоровья (подлежащее и сказуемое). Здесь подлежащее и сказуемое связаны воедино интонацией утверждения.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов

§ 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми : В кабинете стояли коричневые бархатные кресла , книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу (Бун.); Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом (Сол.); Впереди цветение вишенья, рябины, одуванчиков, шиповника, ландышей (Сол.); Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив (Пауст.); Щербатова рассказывала о своем детстве, о Днепре, о том , как у них в усадьбе оживали весной высохшие, старые ивы (Пауст.).

Примечание. Нельзя считать однородными сказуемыми сочетания глаголов типа возьму и схожу, пойду посмотрю . В первом случае это обозначение одного действия: Возьму и схожу в лес за грибами (первый глагол лексически неполноценен); во втором случае глагол посмотрю обозначает цель действия: Пойду посмотрю новый фильм .

Если последний член ряда присоединяется союзами и, да, или , то запятая перед ним не ставится: Он [ветер] приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела (Пауст.); На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожников, колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав (Пауст.).

§ 26. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если их больше двух (и… и… и, да… да… да, ни… ни… ни, или… или… или, ли… ли… ли, ли… или… или, либо… либо… либо, то… то… то, не то… не то… не то, то ли… то ли… то ли ), разделяются запятыми: Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне (Ч.); Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв (Пауст.); После разлуки с Лермонтовым она [Щербатова] не могла смотреть ни на степь, ни на людей, ни на попутные села и города (Пауст.); Видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и бидоном вместе - или в нефтелавке, или на рынке, или перед воротами дома, или на лестнице (Булг.).

Лингвометодический комментарий

Пунктуационный разбор является обязательным для анализа коммуникативных языковых единиц, употреблённых в письменной форме. Он опирается на умение производить синтаксических разбор различных типов предложений, на характеристику знаков препинания и на знание пунктограмм.

Основной единицей пунктуации как раздела языкознания практической направленности является пунктограмма. Пунктограмма – это такой знак (знаки) препинания, который употребляется в письменной речи для оформления синтаксической единицы или синтаксической конструкции в соответствии с пунктуационным правилом. Например: тире между подлежащим и сказуемым, двоеточие в БСП, запятая при обособленных членах предложения и др.

Пунктограммы, таким образом, соотносятся со знаками препинания, однако не совпадают с ними, поскольку одна пунктограмма может оформляться не одним, а несколькими знаками препинания, например: двоеточие, запятая (запятые) и тире при однородных членах предложения с обобщающим словом в интерпозиции. В это понятие включается также и отсутствие знака препинания в том или ином месте предложения, если это определено правилом. Например, отсутствие запятой в структуре ССП при наличии детерминанта, а также частицы или вводного слова. Например: За рекой разноголосо пели девчата и слышалась веселая гармонь местного музыканта. Только печально шумело море и изредка доносились крики чаек.

Таким образом, термины «пунктограмма» и «знак препинания» не тождественны: первый включает в себя наименование конкретной синтаксической единицы, оформленной соответствующим знаком препинания, второй лишь указывает на элемент графической системы русского языка. А это значит, что понятие «пунктограмма» носит обобщенный, интегрированный характер.

Пунктограмма может иметь варианты, поскольку для оформления одной синтаксической конструкции могут быть использованы разные, но однофункциональные знаки препинания. Например: приложение в постпозиции может выделяться или запятыми, или тире (За весной, красой природы, лето красное пройдет и За весной – красой природы – лето красное пройдет ), предикативные части в БСП могут отделяться и запятой, и точкой с запятой и т. п.

Современная русская пунктуация базируется на трех принципах: семантическом (смысловом), грамматическом (структурном) и интонационном, среди которых ведущими являются два первых. Вот почему большинство ученых выделяют единый, но сложный по характеру семантико-грамматический , или структурно-смысловой , принцип пунктуации, несоблюдение которого приводит к грубым пунктуационным ошибкам. Интонационный принцип как самостоятельный вторичен, поэтому ошибки, обусловленные его действием, квалифицируются как негрубые, например: постановка тире при подлежащем, выраженном личным местоимением. Ср.: Я человек и Я – человек!

С действием интонационного принципа связано такое понятие, как авторский знак, который используется индивидуально с целью реализации художественного замысла и передачи эмоционально-экспрессивного строя речи. В такой функции известно тире у М. Горького, А. Блока, М. Цветаевой и мн. др. Например: Вот – свершилось! Весь мир одичал. (А. Блок)

В современной русской пунктуации традиционно выделяют 10 знаков препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобка, кавычки, запятая и тире как единый знак, отступ при абзаце.

Все знаки препинания по функциям делятся на три группы: 1) отделяющие, 2) выделяющие (выделительные) и 3) соединяющие (соединительные);по составу – на одиночные и парные ; по особенностям употребления – на неповторяющиеся, повторяющиеся, двойные, тройные .

Отделяющие знаки препинания всегда непарные и употребляются для отделения одних частей текста или синтаксических компонентов от других: это знаки конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие), а также запятая, точка с запятой и тире. Отделяющие знаки обычно одиночные. И только запятая и точка с запятой могут быть повторяющимися.

Два одиночных знака препинания – восклицательный и вопросительный – могут быть двойными и даже тройными.

Два знака препинания – точка с запятой и запятая – могут быть повторяющимися.

Выделяющие знаки препинания служат для выделения с обеих сторон каких-либо синтаксических конструкций (обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции в интерпозиции и др.). В этой роли всегда выступают парные знаки препинания: две запятые, два тире, открывающие и закрывающие скобки и кавычки. Выделяющий знак препинания, таким образом, парный, но один. Это необходимо учитывать при проверке письменных работ. Например: Над чернью садов тянувшихся по обеим сторонам узкого проулка стоял ущербный месяц (отсутствие обеих запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом, считается за одну ошибку).

По месту в предложении различают знаки конца и середины предложения, т. е. внутренние знаки, которые могут выполнять соединительную функцию. Это тире и двоеточие. Так, соединительная функция тире реализуется в конструкциях, обозначающих пространственные, временные и другие пределы (например: поезд Минск – Москва, Х–ХV вв., 2008–2009 уч. г.); между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагольной связки, между именительным представления и последующим высказыванием, тесно связанным с ним с помощью местоимения (Дети – они наше будущее ), в неполных предложениях, после однородных членов перед обобщающим словом, в структуре ССК. Двоеточие в этой функции употребляется между обобщающим словом и однородными членами предложения, в структуре ССК, при прямой речи и цитатах.

Следовательно, некоторые знаки препинания являются монофункциональными, т. к. выступают только в какой-либо одной функции, другие – полифункциональные, т. к. выступают в разных функциях. Монофункциональные знаки препинания: 1) всегда отделяющие: точка, вопросительный знак, многоточие, точка с запятой; 2) всегда выделяющие: скобки и кавычки; 3) всегда соединяющий знак препинания – двоеточие.

Запятая и тире – полифункциональные знаки препинания: запятая выполняет функции отделения и выделения, а тире – отделения, выделения и соединения.

Ключевые слова

Знаки препинания, пунктограмма, пунктуационное правило; конечные знаки препинания – срединные; отделяющие знаки препинания – выделяющие – соединяющие; конкретные знаки препинания – менее конкретные – неконкретные; одиночные знаки препинания – парные; неповторяющиеся – повторяющиеся; обязательные – факультативные.

Схема

1. Определить границы анализируемого предложения, отделив его от предшествующего и последующего предложений и помня о таких явлениях экспрессивного синтаксиса, как парцелляция и сегментация, результаты которых оформляются на письме знаками конца предложения.

2. Если анализируемое предложение сложное, найти грамматические основы, подчеркнуть их, определить границы предикативных частей и пронумеровать каждую предикативную часть.

3. Выделить знаки препинания из сложного предложения в такой последовательности: 1) конечные, 2) срединные – между предикативными частями в сложном предложении и в структуре каждой предикативной части – и соотнести с соответствующими пунктограммами.

4. Определить место знака препинания в предложении и квалифицировать: конец предложения – конечный знак препинания, середина – срединный.

5. Охарактеризовать знак препинания по выполняемой функции: отделяет синтаксические единицы в тексте или в предложении – отделяющий знак препинания или отделительный; выделяет – выделяющий или выделительный; соединяет – соединяющий или соединительный.

6. Установить степень конкретности (с учетом местоположения и выполняемой функции): конкретный (знаки конца предложения и срединный знак – скобки), менее конкретный: точка с запятой, двоеточие, тире (расположены в порядке снижения степени конкретности); неконкретный знак – запятая.

7. Отметить особенности употребления в предложении: одиночный – парный, неповторяющийся – повторяющийся.

8. Указать обязательность или факультативность знака препинания, сформулировать правило его употребления.

9. Выявить случаи совмещения или поглощения знаков препинания.

Образец

Специалисты, работающие в экстремальных условиях, постоянно подвергают свою жизнь опасности.

У полярников есть золотое правило ¹: выходя из лагеря в ясную погоду, помни ², что через минуту полетит пурга ³; что трёхметровый лёд бывает хрупкий , как оконное стекло 4 ; что лёд перед тобой – это призрачный мост над пропастью 5 , у которого нет конца 6 . Незнание этих правил или пренебрежение ими неминуемо приведет к трагедии. (По В. Санину)

Анализируемое предложение является сложным, т. к. состоит из шести предикативных частей с разными видами связи: 1-я часть – У полярников есть з олотое правило – с грамматической основой есть правило ; 2-я часть – выходя из лагеря в ясную погоду, помни – с грамматической основой помни ; 3-я – – с грамматической основой полетит пурга ; 4-я – что трёхметровый лёд бывает хрупкий, как оконное стекло – с грамматической основой лёд бывает хрупкий ; 5-я – что лёд перед тобой – это призрачный мост над пропастью – с грамматической основой лед это мост ; 6-я – у которого нет конца – с грамматической основой нет .

Пунктуационный анализ выделенного предложения начинаем с характеристики конечного знака препинания. Это точка – знак конца повествовательного невосклицательного предложения, который соотносится с пунктограммой «знаки препинания конца предложения». Поскольку точка отделяет в тексте одно предложение от другого, то это отделяющий знак; конкретный, т. к. он выполняет одну, отделяющую, функцию, хотя знаки конца предложения могут выполнять еще одну функцию – функцию показателя парцелляции, т. е. расчленения предложения на базовую часть и парцеллят. Ср.: Запомни этот миг. И молодой шиповник, И на твоем плече прививку от него... (А. Вознесенский) Это одиночный, неповторяющийся, обязательный знак препинания, употребление которого регламентируется правилом: в конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка.

Двоеточие – это знак препинания между двумя блоками в структуре сложного предложения с разными видами связи (с союзной и бессоюзной), между частями которого пояснительные отношения, выявляемые с помощью союза а именно . Ср.: У полярников есть золотое правило (какое именно): выходя из лагеря, помни... Двоеточие соотносится с пунктограммой «знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

По месту в предложении двоеточие – срединный знак препинания, по выполняемой функции – соединительный, т. к. соединяет два блока. Он менее конкретный, чем точка с запятой, но более конкретный, чем тире, т. к. употребляется в структуре простого осложненного и бессоюзного сложного предложения; одиночный, неповторяющийся, обязательный; регламентируется правилом: в бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится при пояснительных отношениях.

Далее анализируются знаки препинания во втором блоке, который по структуре аналогичен многочленному сложноподчиненному предложению с однородным соподчинением и последовательным подчинением и состоит из пяти предикативных частей.

Следующий знак препинания – точка с запятой. Это срединный знак между однородными придаточными частями во втором блоке, в структуре которых есть запятые. Соотносится с пунктограммой «знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными». По функции это отделяющий знак препинания; менее конкретный, чем знаки конца предложения, но более конкретный, чем срединные знаки – двоеточие и тире, т. к. выполняет однотипные функции: отделяет однородные члены в простом осложненном предложении и однородные предикативные части в сложном предложении. Это одиночный, повторяющийся знак препинания, т. к. в этом сложном предложении три однородные изъяснительные придаточные части; обязательный; подчиняется пунктуационному правилу: в сложноподчиненном предложении с несколькими однородными, бессоюзно связанными придаточными ставится точка с запятой, если придаточные части значительно распространены и особенно если внутри них имеются запятые .

Знаком препинания между второй предикативной частью (выходя из лагеря, помни ) и третьей (что через минуту полетит пурга ), которые по структуре аналогичны сложноподчиненному предложению с придаточным изъяснительным, является запятая. Она соотносится с пунктограммой «знаки препинания в сложноподчиненном предложении». Это срединный, отделяющий, неконкретный знак препинания, т. к. используется в предложениях разного типа; одиночный, неповторяющийся, обязательный; подчиняется пунктуационному правилу: в двучленном сложноподчиненном предложении между главной частью и придаточной ставится запятая, отделяющая главную часть от придаточной .

Запятая ставится также после пятой предикативной части перед шестой, разделяя их, т. к. они аналогичны сложноподчиненному предложению с придаточным определительным: ...мост (какой? ), (у которого нет конца ). Она имеет такую же характеристику, как и предыдущая, и подчиняется такому же правилу.

Охарактеризуем знаки препинания в структуре предикативных частей.

Во второй предикативной части употреблена запятая. Это знак препинания, который выделяет обособленное обстоятельство условия, относящееся к глаголу-сказуемому и выраженное деепричастным оборотом: помни (при каком условии?), выходя... Соотносится с пунктограммой «знаки препинания в предложениях с обособленными членами». Это срединный, выделяющий, неконкретный знак препинания, одиночный, неповторяющийся, обязательный; регламентируется пунктуационным правилом: одиночные деепричастия и деепричастные обороты как относительно самостоятельные смысловые и грамматические центры предложения, выполняющие полупредикативную функцию, как правило, всегда обособляются, независимо от их места в предложении и по отношению к глаголу-сказуемому .

Следующий знак препинания – запятая – употреблен в четвертой предикативной части как выделяющий обособленное обстоятельство меры и степени со значением уточнения, выраженное сравнительным оборотом как оконное стекло , которое относится к сказуемому бывает хрупкий . Соотносится с пунктограммой «знаки препинания в предложениях с обособленным членом, выраженным сравнительным оборотом». Это срединный, выделяющий, неконкретный знак препинания; парный, неповторяющийся, обязательный; регламентируется пунктуационным правилом: сравнительный оборот, начинающийся союзом как , выделяется, если обозначает уподобление : лёд бывает хрупким, как бывает хрупким оконное стекло .

И последний знак препинания – тире – в пятой предикативной части. Это срединный знак препинания на месте пропуска глагольной связки, который отделяет подлежащее от сказуемого. Соотносится с пунктограммой «тире между главными членами в простом предложении». Является срединным, соединительным знаком препинания; он менее конкретный, чем двоеточие, но более конкретный, чем запятая; одиночный, неповторяющийся, обязательный, т. к. в предложении пропущена глагольная связка, но в состав сказуемого входит указательное местоимение-частица это : лед – это мост . Постановка тире подчиняется пунктуационному правилу: если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа, тире ставится перед именным сказуемым, присоединяемым к подлежащему словами вот, это .

В данном предложении в четвертой предикативной части есть случай поглощения знаков препинания: запятая как знак обособления сравнительного оборота как оконное стекло , которое стоит в конце этой предикативной части, поглощается точкой с запятой – знаком конца четвертой предикативной части.




Top