Культура древней византии кратко. Культура Византии IV—XV вв

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов.

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор - помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) - вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

4. Живопись. В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту

укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица - все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц - торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон - «Владимирская Богоматерь» - была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары (см. ниже). С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) -- Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) -- происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, "золотыми воротами" между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х--ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник "абсолютной красоты". В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. -- вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира - изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым -- все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

За многовековой период своей истории византийцы создали яркую и разно-образную культуру, которая стала своеобразным мостом между Античностью и Средневековьем. Этому способствовала система образования в стране.

Дети начинали учиться в 6-9-летнем возрасте. На протяжении двух-трёх лет они учились читать по церковным книгам, прежде всего по Святому Письму, а также знакомились с основами счёта и греческой грамматики. Школы были как государственными, так и частными. Продолжали обучение в средних школах, преимущественно в Константинополе. Из высших школ самой известной была Магнаврская, основанная в IX в. усилиями выдающегося учёного Льва Математика. Своё название она получила от зала Магнавра в императорском дворце, где рас-полагалась. Однако эта школа просуществовала всего несколько лет. Поэтому университета как такого в Византии не было.

Все науки объединялись под общим названием философия. Сюда причисляли богословие, математику, природоведение, этику, политику, правоведение, грамма-тику, риторику, логику, астрономию, музыку.

Развитие естественных наук, а также математики и астрономии, было подчинено потребностям практической жизни: ремесла, мореплавания, торговли, военного дела, сельского хозяйства. Значительных успехов достигли византийцы в меди-цине. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии, об успехах которой свидетельствовало, в частности, изобретение византийцами «греческого огня».

В Византии из всех наук наибольшего расцвета достигла история. Выдающимся византийским историком считается Прокопий Кесарийский , который жил в VI в. и был участником многих воин и походов в период правления императора Юстиниана. Он прославлял императора, его победы в войнах и масштабное строительство. Но в найденном позже труде «Тайная история» Прокопий разоблачал ужасные поступки Юстиниана, его жены Феодоры и ближайшего окружения.

В XI-XII в. работали выдающиеся византийские историки Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др.

В византийской литературе были распространены светские и церковные жанры. Самым популярным жанром церковной литературы были «жития святых». Для этих произведений характерно летальное описание жизни святых и мучеников, а также быта средневековой Византии. Материал с сайта

Самым значительным архитектурным памятником Византии стал храм Святой Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе. Его сооружали в 532-537 гг. по приказу императора Юстиниана. Строительными работами руководили два выдающихся архитектора Исидор из Милета и Анфимий из Трал. Храм венчает огромный купол диаметром свыше 30 м. Сорок окон, прорезанных в основе купола и в стенах, наполняют храм Святой Софии светом. Внутри он поражает необычным великолепием и богатством. Храм украшен лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. Современникам, поражённым красотой храма Святой Софии, казалось, будто это «дивное творение построено... не на камнях, а спущено на золотых цепях с высоты небес».

Большое признание снискала византийская живопись, прежде всего фрески , мозаики и иконы . Фрески (росписи на стенах) и мозаики (изображения, сложенные из разноцветных камней или стёкол) преимущественно украшали церковные храмы. Иконы живописное изображение на деревянных досках ликов Христа, Девы Марии и других святых можно было увидеть не только в церквях и монастырях, но и в жилищах византийцев.

Жития, житийная литература — рассказы о духовных и светских лицах, канонизованных христианской церковью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Византийская культура имела огромное значение в становле-нии европейской цивилизации. Ее роль выходила далеко за пре-делы тысячелетних хронологических рамок существования самой империи. Почти половина христиан всего мира в духовном отно-шении являются и поныне прямыми наследниками восточно-христианской, византийской культуры.

Общие особенности византийской культуры. Византийской куль-туре в целом присущ ряд ярко выраженных особенностей сравни-тельно с культурой других европейских стран в средние века. 1) В IV-ХП вв. ее отличал значительно более высокий уровень. 2) Античное наследие в византийской культуре, хотя и в адапти-рованной и переработанной форме, находило проявление во всех областях, начиная с философии и кончая прикладным искусст-вом и бытовым распорядком. 3) В органическом сплаве собствен-но греко-латинской культуры с традициями местных культур (еги-петской, сирийской, армянской, грузинской и др.) преобладал творческий гений греческого народа, особенно в ее языке — с VII в. она окончательно стала грекоязычной. 4) Ее специфика состояла и в ее открытости влиянию культур народов, живших не только в пределах империи, но и вне их — отсюда ее отчетливый восточ-ный колорит. 5) Яркая черта культуры Византии — ее традицион-ность, приверженность канону, скрывающая под издревле при-нятыми формами борьбу идей, критериев, стилей. 6) Отличалась, наконец, византийская культура и большей типологической одно-родностью по сравнению с западноевропейской.

В культуре Византии, как в никакой иной в средневековой Ев-ропе, слились развитые культурные традиции весьма разных древ-них народов. Это объяснялось многовековым воздействием таких факторов, как: сильная централизованная власть, единство систе-мы управления, принципов налогообложения и комплектования армии, права и судопроизводства, религии и организации церкви, государственного (греческого) языка; континуитет городской жиз-ни с прямой культурной преемственностью между поколениями; сравнительная интенсивность общения и обмена информацией между центром и провинциями, благодаря государственной поч-те и обширной сети морских коммуникаций; наконец, чрезвы-чайная роль гигантского очага культуры — Константинополя, глав-ного для всей империи источника новых идей, критериев и прин-ципов, законодателя мод и вкусов.

Ранневизантийская культура. С IV до середины VII в. (т.е. в ранневизантийский период) совершалось формирование основ ви-зантийской культуры как целостной системы проявлений духов-ной жизни общества. Рождалась принципиально новая культура, пронизанная христианским миросозерцанием. В острой идейной борьбе христианский монотеизм приходил на смену языческому политеизму. Приверженность христианству стала идеологическим императивом — необходимым условием самого существования индивида как полноправного члена общества и подданного империи.

До конца существования империи византийское общество со-храняло древние традиции уважения к знанию. Восточнохристи-анскому богослову VIII в. Иоанну Дамаскину принадлежит рас-пространенное и поныне изречение: «Ученье — свет, а неученье — тьма». В городах империи знание грамоты (чтения и счета) было обычным не только в высших, но и в средних и низших по до-статку слоях населения. Резкое падение уровня образования и со-кращение числа грамотных людей имели место лишь в «темные века», т.е. в VII—VIII столетиях, в условиях всеобщего кризиса и нашествия варваров. Тягу к учебе стимулировал стойкий спрос государства на образованных людей, необходимых для пополнения штата многочисленного чиновничества. Уже в IX в., в условиях упрочения аппарата власти, начался новый подъем образования.

К ак и в других странах средневековья, Византия не знала еди-ной всеобщей системы образования, хотя сеть школьных учреж-дений была здесь гораздо более широкой. Организация школы, состав дисциплин и порядок обучения были унаследованы от анти-чности. Школы делились на две ступени: начальную и среднюю. В начальной дети с 6-9 лет изучали цикл наук, обозначаемый по традиции как «тривиум» (некогда он включал грамматику, рито-рику и диалектику). На деле круг дисциплин в разных школах был различным и изучались в них лишь начатки знаний. Общим было обучение в течение двух-трех лет чтению, письму, счету, основам христианского вероучения и элементам светской и биб-лейской истории. Вместо Гомера читали теперь «Псалтирь» - главный учебник школяров. Школы были как платными — част-ными, так и бесплатными — монастырскими, церковными, го-родскими, доступными даже для бедняков. В круг дисциплин школы средней ступени — «квадривиум» — входили арифметика, геометрия, музыка (гармония) и астрономия. Но и здесь царило разнообразие в выборе наук. На более высоком уровне изучали грамматику, риторику и логику (диалектику). Всю совокупность наук определяли как философию — чисто теоретическое знание. К практическим относили этику, политику, юриспруденцию. Зна-ния же физических или химических свойств веществ, приобре-таемые опытным путем, считались не наукой, а ремеслом. С по-бедой христианства науку делили также на священную и свет-скую («внешнюю»), причем первая объявлялась госпожой, а вторая ее служанкой. Сколь ни избирательным был подход к наследию античной литературы, ее изучению отдавалось много сил. По ста-рой традиции совершенным литературным (письменным) языком считался только аттический диалект, уже мало понятный боль-шинству населения. Именно его, однако, изучали, на нем образо-ванные люди говорили друг с другом и создавали свои сочине-ния. Между языком культуры и живой речью народа увеличивал-ся разрыв. Попытки его преодоления начались в конце XII в., но полностью он был ликвидирован только в новое время.

Средняя, платная школа, создаваемая обычно частным образом самими преподавателями (грамматиками), была редкостью даже в крупных городах. Продолжали образование главным образом в столице. Самого по себе понятия «высшее образование» визан-тийцы не знали, хотя среди них было немало высоко образован-ных людей. Высших ступеней знания они достигали порой само-стоятельно, но чаще через обучение по частному соглашению у известных эрудитов (риторов, философов, правоведов). В IV—VI вв. своими учеными славились Афины, Антиохия, Бейрут, Газа, Алек-сандрия — крупнейшие очаги высшей образованности, центры античного знания. Однако во второй половине VI—VII в. они при-шли в упадок. В V в. сгорела дотла богатейшая библиотека в Алек-сандрии и была убита фанатичными монахами известная ученая — математик Ипатия. Особым эдиктом Юстиниан I закрыл прослав-ленную в империи школу философов-неоплатоников в Афинах, еще одним своим актом подводя черту под позднеантичной эпо-хой. Единственным крупным рассадником учености надолго стал Константинополь, а с XII в. также Фессалоника и Трапезунд, и лишь в XIII—XV вв. многие другие города.

Философия в ту эпоху была неотделима от богословия: оба по-нятия были почти синонимами. Разрабатывая христианскую бо-гословскую доктрину, способную выстоять в идейной борьбе с язычеством, иными культами и ересями, византийские бого-словы были вынуждены опираться на логику и идеалистические учения античности. Как и западные схоласты, византийские мыс-лители уделяли особое внимание логике Аристотеля, однако они изучали и комментировали труды не только Аристотеля, а широ-кого круга философов древности. В создание христианского ве-роучения как системы основополагающий вклад внесли в IV в. «три великих каппадокийца», канонисты-эрудиты Василий Вели-кий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзин) и Григорий Нисский, а также патриарх Константинополя в 398—404 гг. Иоанн Златоуст. Помимо чисто теологических концепций, они рассмот-рели немало важных и поныне проблем христианской антропо-логии, психологии, этики, возлагавшей главную ответственность за социальный мир на государственную власть и состоятельные круги общества.

Разработка богословских тонкостей сочеталась с примитивиза-цией позитивного античного знания о мироздании и окружаю-щем материальном мире: ничто не должно было противоречить Священному писанию. Гигантский культурный переворот, сопут-ствовавший торжеству христианства, захватил практически все сферы духовной жизни общества, основу которой составляла от-ныне религиозная идея. Примером замещения античной космо-гонии библейским мифом о сотворении и устройстве вселенной является «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (греч. «плававшего в Индию»). Сообщая правдивые данные о путях со-общений, о народах, которых они связывали (а в этих данных всегда нуждались дипломаты и купцы империи), о флоре и фауне Восточной Африки, Аравии и Индии, Косьма пишет о Земле как о плоском четырехугольнике, окруженном водой и накрытом твер-дым небесным сводом.

Вопреки принципиальному недоверию к познаниям древних о материи, нужды сельского хозяйства, ремесла, ирригации, судо-строения, зодчества, фортификации, медицины и т.д. диктовали необходимость хранить и развивать знания, добытые путем опы-та. Византийцы не только изучали труды Галена и Гиппократа -они совершенствовали диагностику, хирургию, антисептику, рас-ширяли набор лекарств растительного происхождения. Подобным было положение дел в производстве стекла, мозаичной смальты, красок, керамики, эмалей, в металлургии, ювелирном деле — во всем этом мастерство византийцев нашло международное при-знание. Но подобные знания не считались научными, ибо отно-сились к сфере приземленных забот человека не о духовном, а о материальном.

Богословские труды были преобладающим жанром литературы во все века истории империи. Сопоставимой с ним, однако, по общественному значению была историография, продолжавшая как никакой иной жанр византийского литературного творчества бо-гатые традиции античного историописания. Историки империи почти до ее конца сознательно подражали своим великим пред-шественникам (особенно Геродоту, Плутарху, Ксенофонту и Фукидиду). Вершиной историографии ранневизантийской эпохи были труды Прокопия из Кесарии, Менандра Протиктора, Агафия Миринейского. Все они владели аттической речью и все писали свои труды в VI в., в канун крушения высокой культуры импе-рии. По сути дела их творчество не столько «открывает» средне-вековую византийскую историографию, сколько «закрывает» позднеантичную. Наиболее выдающимся среди них был Прокопий Кесарийский, близкий ко двору обладатель высоких постов и ти-тулов, очевидец важнейших событий. Он создал широкую исто-рическую панораму — «Историю войн Юстиниана с персами, ван-далами и готами». Позиция автора, стоявшего на грани двух эпох, отразилась и на его творчестве: прославляя деяния Юстиниана I в своей «Истории» и в трактате «О постройках» как христианней-шего и мудрого правителя, Прокопий в своей «Тайной истории» (для близких и друзей из сенаторской оппозиции) создал образ жестокого и безнравственного самодура, ответственного за все беды империи.

Собственно средневековый жанр исторического повествования — хронография — возник в конце III — начале IV в. и постепенно стал выдвигаться на первый план. Основоположником жанра был церковный писатель Евсевий Кесарийский. Характерными при-знаками созданной им хроники, как и большинства позднейших, были: начало изложения «от сотворения мира» (от Адама) с крат-ким обозрением истории древних (упоминаемых Библией) наро-дов, начиная с халдеев и кончая римлянами, и лишь затем — от-носительно подробный, погодный, рассказ о хронологически близ-ких автору событиях, из которых чисто субъективно отбирались и регистрировались важнейшие. «Мировая хроника» не имела ло-гической концовки: она обрывалась годом, до которого ее до-водил данный автор или его преемник. Предполагалось, что у каж-дой такой хроники в последующем может появиться продолжа-тель. Авторская индивидуальность, аналитичность были чужды хронисту: без какой бы то ни было критики самые разные источ-ники, включая легенды и исторические анекдоты, использовались с равной степенью доверия. Всякого рода чудеса, явления приро-ды, казусы частной жизни героев и крупные сражения, государ-ственные перевороты и народные бедствия излагались как фак-ты, равнозначные по их важности. Авторами хронографов были обычно представители духовенства, в частности — монахи. По своему происхождению, миропониманию и кругу общения они были близки к низшим и средним социальным слоям, их язык и стиль были понятны народу, и хроники стали со временем попу-лярны. Их переводили на свой язык ближние и дальние соседи, как, например, хронику Иоанна Малалы (VI в.).

Христианское мировоззрение постепенно овладевало и другими жанрами византийской культуры, которые можно определить как собственно художественные, но до конца VI в. и в этой сфере преобладали античные традиции. Они пронизывали и любовную лирику, и эпиграммы, и речи по поводу тех или иных событий общественной и частной жизни, и эротические повествования, и всегда распространенную в империи эпистолографию как особый вид литературного творчества, выходившего далеко за рамки об-мена письменной информацией. Новым, религиозным жанром, сложившимся в то же время, была церковная поэзия, или гимно-графия. Огромную роль в становлении высокого искусства вос-точнохристианского церковного сладкогласия (хорового песнопе-ния) сыграл в первой половине VI в. Роман Сладкопевец — поэт, певец, музыкант. Его гимны (он создал их около 1000) отличали совершенная форма, высокий накал чувств, покоряющая мелоди-ка, близкая по ритму к народной песне.

Яркий колорит поздней античности характерен в IV—VI вв. и для важнейших областей византийского искусства (живописи, архитектуры, мелкой пластики). Новое, христианское идейное содержание облекалось на первых порах еще в старые формы. Наиболее наглядно это проявлялось в мозаичных, как правило - масштабных, изображениях. Мозаики Большого императорского дворца представляют с большим мастерством и реализмом сцены из сельской жизни, выполненные в многоцветной гамме мозаики храма-ротонды в Фессалонике — галерею ликов святых с ясно вы-раженными индивидуальными характеристиками, как и мозаики церкви Сан-Витале в Равенне со знаменитыми изображениями Юстиниана и Феодоры. Однако в других мозаиках того же храма и того же времени уже четко отражена христианская эстетика: изо-бражение воспроизводило не облик конкретного человека, а за-ключенную в нем религиозную идею. Такая же эволюция свойст-венна и другим жанрам византийской живописи: настенной рос-писи (фреске) и книжной миниатюре. Однако особенно полно и выразительно духовная символика воплощена в специально создан-ном в ранней Византии для этой цели жанре живописи — иконе. Она стала наиболее характерным и оригинальным видом восточ-нохристианского изобразительного искусства. Иконописцы владели и отточенной техникой мастеров древности, и искусством переда-чи глубокого психологизма, присущего позднеантичному портре-ту, но они переосмыслили его с позиций новой функциональной роли изображения и новых эстетических принципов, утверждав-ших примат духа над материей: икона запечатлевала не столько облик того или иного святого, сколько присущие ему добродетели.

Византийские архитекторы также в совершенстве усвоили опыт своих древних предшественников. В крупных городах сохрани-лись от античности и водопроводы, и термы, и стадионы, хотя в планировке постепенно восторжествовал средневековый принцип: на центральной площади располагались главный храм и здания администрации, а жилые кварталы разбегались от центра к пери-ферии, возведенные обычно без всякого плана, с использованием особенностей ландшафта. Сохранившиеся доныне шедевры стро-ительной техники, созданные в ранней Византии, свидетельству-ют о глубоких познаниях зодчих в математике и геометрии, в физических и химических свойствах материалов, в законах гар-монии и акустики. Самым выдающимся архитектурным памят-ником ранней эпохи является храм Божественной Премудрости (Св. Софии) в Константинополе. Он был построен в 532—537 гг. Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Грандиозные разме-ры храма, залитого светом из сорока окон у основания гигантско-го купола, как небосвод венчавшего здание, мрамор многочис-ленных колонн, золото мозаик, краски фресок — все было при-звано символизировать могущество и единство богоизбранной христианской империи.

Культура ранней Византии находилась на перепутье: она изжи-вала старый, позднеантичный облик, утрачивая немало былых вы-соких ценностей. Она проникалась новыми духовными идеала-ми, используя старые и обретая новые формы. Но процесс был далек от завершения — синтез местных разноэтнических и разно-ликих традиций еще не привел к рождению единой, гомогенной системы.

Культура центрального периода истории империи. В «темные» века глубокий кризис с особой силой отразился именно на куль-турной жизни общества. Именно от VII—VIII вв. сохранилось не-измеримо меньше источников, чем от предыдущих. Круг даже эле-ментарно грамотных людей резко сузился, общий уровень куль-туры упал и в среде высшей знати. Однако образованность высоко ценилась в византийском обществе во все эпохи. Уже в середине VIII в. грамотность снова была достоянием широких слоев горо-жан, включая женщин.

Настоящим гимном науке, в том числе античной, явился со-зданный тогда христианским богословом, проживавшим в Багдаде, Иоанном Дамаскином труд «Источник знания», первый гранди-озный опыт его систематизации. Иконоборческие споры и борь-ба с ересями стимулировали жажду образования и побуждали им-ператорскую власть содействовать развитию школы. Высшая школа при дворе существовала уже в первой половине IX в., а в середи-не этого столетия высоким уровнем обучения славилась Магнаврская школа, названная по имени одного из самых больших залов императорского дворца. Преподавал в ней и просветитель славян Кирилл-Константин, по прозвищу Философ. Особую роль в ор-ганизации образования, повышении его уровня и возрождении интереса к античному знанию сыграл патриарх Фотий, один из самых просвещенных людей того времени. Он утверждал идею о ценности положительного (светского) знания, независимо от его источника, включая знания древних о природе и материи, счи-тал вредными даже принятые ранее церковью суеверия (включая космогонию Косьмы Индикоплова). Патриаршеством Фотия (858—867, 877—886), совпавшего с правлением Василия I Маке-донянина, основателя новой династии, датируют начало «Маке-донского возрождения» наук и искусств в империи.

Во второй половине IX в. были заложены предпосылки нового расцвета византийской культуры, длившегося вплоть до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Контроль церкви над духовной жизнью общества сохранялся и в этот период, времена-ми он даже ужесточался (например, при Алексее I и Мануиле I Комнинах), однако в целом не был уже столь всеобъемлющим и жестким. Сохранялась и почти безраздельная преданность вос-точнохристианскому исповеданию, но она сочеталась теперь, даже в среде иерархов, с уважением к античному наследию и с глубо-ким его изучением. Под влиянием идеалов античности и культа власти василевса, нуждавшейся в прославлении не только цер-ковными, но и мирскими средствами, относительную независи-мость приобрели светские направления в литературе и искусстве. Среди византийских интеллектуалов уже имелись сторонники идеи о сферичности земли и теорий о геоцентрическом или гелиоцен-трическом строении вселенной. В 1045 г. в Константинополе открылось новое высшее училище, условно называемое универси-тетом, с двумя факультетами (философским и юридическим), где преподавали авторитетнейшие эрудиты того времени, а в конце XI в. — и «Патриаршая Академия» для подготовки высших ие-рархов церкви. В X—XII вв. почти все императоры, независимо от уровня собственной образованности, считали своим долгом содействовать расширению сети школ и помогать им материаль-но. На более высокую ступень культура империи — по широте распространения ее высших форм, по сюжетному, жанровому и стилевому разнообразию — поднялась в XII в., в эпоху так назы-ваемого «Комниновского возрождения». Интенсивность духовной жизни Византии обусловила превращение ее культуры в течение X—XII вв. в единую, типологически однородную систему.

В первое столетие центрального периода главное внимание об-щества было вновь приковано к проблемам богословия. Встала необходимость во всеобъемлющей систематизации христианско-го вероучения. Эту задачу выполнил Иоанн Дамаскин в труде «Точ-ное изложение православной веры», всегда пользовавшемся авто-ритетом у богословов. Следуя принципу «не люблю ничего свое-го», автор привел в стройную систему учение церкви, устранив имевшиеся там противоречия и решительно встав на сторону иконопочитателей.

В философских исканиях X—XI вв. противоборствовали две тен-денции. Первая была связана с увлечением части византийских эрудитов идеями Платона, позволявшими усомниться в преиму-ществах слепой веры перед возможностями просвещенного разу-ма. Поэт Иоанн Мавропод, учитель Михаила Пселла, ученого, писателя, историка второй половины XI в., молил в стихах Бога допустить в рай язычника Платона, который просто не мог знать веры Христовой. Пселла современники-богословы порицали за элементы рационализма в его «Логике», недопустимые, на их взгляд, для «ипата (т.е. главы) философов», каким его назначил император при столичном университете. Ученик же Пселла Иоанн Итал, преемник учителя на посту ипата, за упорство в «платониз-ме» был лишен должности и осужден церковью. Вторая — гос-подствующая — среди мыслителей-богословов тенденция выража-лась в утверждении идеи совершенствования в добродетелях в духе христианской этики. Наиболее оригинальным среди мистиков был Симеон Новый Богослов (949-1022), согласно учению которого человек способен благодаря молитве и духовному очищению до-стигнуть при жизни реального единения с Богом. Для духовной жизни XI—XII вв. характерно периодическое появление богослов-ских полемических трактатов, направленных против «заблужде-ний» и неправоверия, как правило, «латинян», армян-монофизи-тов и иудеев. Сложился обычай, побуждавший каждого из вид-ных церковных деятелей создать хотя бы один трактат на эту тему.

Крупными успехами культура Византии в центральный период отмечена и в сфере естественных наук (в математике, механике, химии, биологии и т.п.). К середине VII в. относится изобретение «греческого огня». Современник Фотия, один из основополож-ников алгебры, Лев Математик изобрел световой телеграф, позволявший узнавать в столице о вторжении арабов на восточ-ных рубежах всего через несколько часов, а также механизмы-автоматы, заставлявшие во время приемов трон императора вдруг вздыматься ввысь, статуи львов — бить хвостами и рычать, металлических птиц — порхать и щебетать. Расцвели в это время и такие жанры «искусств» чисто практического назначения, как картография, составление «путеводителей» для путешественников по суше. При Константине VII Багрянородном (913—959) был предпринят грандиозный труд по систематизации знаний, накоп-ленных со времен древности. Было составлено более 50 своего рода «энциклопедий» и трактатов по агрономии, медицине, во-инскому искусству, дипломатии и т.п. Самому императору при-писывают (частичное или полное) авторство таких трудов, как «О фемах», «Об управлении империей», «О церемониях царско-го двора».

В течение трех с половиной столетий (вторая половина VII—X в.) византийская историография находилась в стадии постепенного возрождения. Видное место на рубеже VIII—IX вв. принадлежит историописаниям патриарха Никифора и Феофана Исповедника, а в X в. — Льва Диакона, подробно осветившего войны князя Святослава на Балканах. Подлинный расцвет историографии Ви-зантии приходится на XI—XII вв., когда было создано более полу-тора десятков выдающихся исторических сочинений. Одним из самых ярких среди них, талантливым повествованием, написан-ным в конце XI столетия, является «Хронография» Михаила Пселла, представляющая жанр исторической биографии. С блестящим мастерством и беспощадным цинизмом Пселл вскрывает всю под-ноготную личной жизни и государственной деятельности 12-ти венценосцев, воздавая каждому должное за достойные деяния и с лихвой — за все недостойные (восьмерых из них он знал лично, будучи их фаворитом). «Алексиада» Анны Комнины, дочери Алек-сея I, — также историческая биография, но лишь одной личности — ее отца, деятельность которого она посмертно прославляет, демонстрируя высокую образованность, верность аттицизму и литературное мастерство (Анна подражает Фукидиду). На рубеже XII—XIII вв. как непосредственное продолжение «Алексиады» со-здал свой труд видный сановник Никита Хониат. Его «История» — обширное повествование о судьбах империи с 1118 до 1206 г. (осо-бенно подробное — о падении столицы в 1204 г.). Труд проник-нут гуманистическими мотивами, автору присуща четкая граж-данская позиция, он глубоко переживает события, свидетелем которых был сам. Размышляя над прошлым и лично пережитом, Никита честно ищет причины крушения великой империи.

Византийская литература центрального периода тоже пережила время медленного возрождения в конце VII—VIII в. и последо-вавшего затем расцвета при императорах Македонской и Комни-новской династий. Для конца VII—VIII в. характерно безраздель-ное господство в литературе жанра житий святых (агиографии). Наряду с рассказами о чудесах и мученичествах святых, в житиях отразились яркие картины повседневного быта, условия труда и жизни народа, а порой и исторические события. Положение в литературе стало меняться с начала IX в. К первой его трети от-носится творчество поэтессы Касии, бичевавшей невежд и само-дуров среди власть имущих. С середины IX в. в кругах знати ста-ли распространяться романы в прозе и стихах на темы античной мифологии и истории. Отвечая широкому интересу к трудам древ-них, патриарх Фотий составил сборник отзывов о 280 сочинениях христианских и античных авторов с подробными выписками из них. Сборник получил название «Мириовивлион» («Описание мно-жества книг»). Немало утраченных позднее трудов известны только по выпискам Фотия. Большой популярностью у византийцев и у их соседей пользовался созданный в IX—X вв. на основе народ-ных песен о борьбе с арабами эпос о Дигенисе Акрите, прослав-ляющий подвиги юного воина и его любовь к прекрасной девуш-ке. «Поэма» проникнута идеей патриотизма, сознанием челове-ческого достоинства, независимости, ценности простых радостей жизни. «Поэма» была переведена на древнерусский язык. Расцве-тает в XII в. и басенный жанр с остро выраженной и социально ориентированной критикой властей и существующих порядков. Важная особенность созданной на базе эпоса литературы состоя-ла в доступности ее языка широким кругам населения империи.

Восхождением к высокой степени совершенства отмечено и изо-бразительное искусство IX—XII вв. Образцов икон VII — первой половины IX в. сохранилось немного: они были уничтожены ико-ноборцами. Мастерство иконописцев X—XII вв. по-прежнему под-чинялось требованиям религиозной эстетики: именно в этой сфере искусства контроль церкви был особенно строгим. Канон, трафа-рет, образец, глубокий спиритуализм и стилизация стали нормой, включая набор сюжетов, галереи образов, расположение фигур, сочетание цветов и светотеней. Все это соединялось, однако, с предельной выразительностью воплощаемой в иконе религиоз-ной идеи. На те же принципы были ориентированы и книжная миниатюра, и фресковая роспись, широко представленная в цер-квах, которые в это время обрели новую форму: на смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым внешним и внутрен-ним декором. Живописный канон господствовал и в комниновскую эпоху, но существенно возросло число сюжетов, улучшилась тех-ника, возросло внимание к индивидуальности характеристик. Одной из особенностей творчества византийских живописцев яв-лялась повышенная эмоциональность при восприятии ими обра-за и при воплощении замысла: иконописец выступал в роли не-коего ходатая за слабого человека перед Богом, умоляя его о смяг-чении кары за людские грехи.

В конце XI—XII в., несмотря на углубляющиеся расхождения между константинопольской и римской церквами и все более час-тые столкновения с военными силами Запада, его культурный обмен с империей стал более интенсивным. Стало более актив-ным санкционированное и несанкционированное властями и цер-ковью заимствование неидеологизированных форм западной куль-туры и искусства, особенно в сфере прикладного искусства, в му-зыке, одежде, повседневном жизненном распорядке. Эти влияния ничуть не меняли, однако, сущности культуры империи. Наряду со свойственными ей высокими ценностями общечеловеческого значения, ей по-прежнему были присущи такие черты, как не-приятие нового, традиционализм, внешняя помпезность, приверженность к строгой обрядности, надменность и дидактика, по-рождаемые сознанием своего превосходства над культурой наро-дов всего остального мира.

Поздневизантийская культура. После развала империи в 1204 г. развитие культуры в каждом из ее «осколков» совершалось, по крайней мере до 1261 г., изолированно, без живых постоянных связей. Несмотря на это важное обстоятельство, она осталась, как и была до этого, византийской в своей основе, вековые ценности и традиции остались во всем главном непоколебленными. Непо-средственная преемственность с культурой Константинополя была особенно характерна для культурного развития Никейской импе-рии. В никейский период и было в основном подготовлено то «Палеологовское возрождение», которое началось через 20 лет после отвоевания столицы (1261 г.). Именно в никейский период в духовном облике византийца появилась новая черта — осозна-ние принадлежности к греческому этносу, имевшему, помимо «об-щеромейских», свои особые свойства и свое особое место среди других народов.

На территориях, захваченных крестоносцами, темпы развития местной культуры замедлились (ее элита эмигрировала, а у остав-шихся не доставало средств на поддержание прежнего уровня образованности и искусства). Тем не менее и под иноземным владычеством общий культурный облик и внутренний мир насе-ления остались также византийскими, восточнохристианскими. Проявления синтеза местной и западной культур здесь были бо-лее отчетливыми, но и тут он происходил на почве преимущест-венно византийской культуры, даже в кругах высшей знати завое-вателей: «латиняне» огречивались. Латинская Романия сыграла роль посредника в передаче на Запад сочинений античных и ви-зантийских авторов. В свою очередь, под влиянием латинского Запада в Византии возник рыцарский роман, проникали в поэ-зию мотивы куртуазной лирики.

Культурный подъем XIV—XV вв. происходил на фоне быстрого заката империи как могущественного государства, изнемогшего от внутренних бед и ударов внешних врагов. В VII в. сходная си-туация привела к временному культурному упадку, теперь же, напротив, — к активизации культурной жизни. Причина этого отличия состояла прежде всего в более высоком уровне, в боль-шей устойчивости культуры Византии к началу XIII в. На этот раз драматизм общей ситуации вызвал более широкий резонанс в обществе. Вопреки неистребимым представлениям византийцев о «богоизбранности» империи, претендовавшей на первенство в цивилизованном мире, она недавно, на свежей памяти, была раз-громлена и унижена крестоносцами и ныне снова, после непро-должительного укрепления, теряла силы, а в последнее столетие опустилась вообще до положения вассала иноверцев-турок. Все это накаляло эмоциональную сферу, побуждало культурные кру-ги лихорадочно искать выход, жить в постоянном интеллектуаль-ном напряжении. Активные связи с представителями западной культуры, в особенности с итальянскими гуманистами, давали новую пищу для размышлений. В VII в. империя была одинокой перед полчищами варваров, теперь она составляла часть христи-анского мира. Вопреки небеспочвенным опасениям перед Запа-дом, в сознании многих видных византийцев теплилась надежда, представлялась реальной альтернатива: либо купить помощь за-падных держав ценой конфессиональных уступок папству, либо найти компромисс с османами, не поступаясь верой.

Культура эпохи Палеологов свидетельствует о развитии в ее лоне качественно новых процессов и об убыстрении темпов прогресса в самых разных сферах духовной жизни общества. Новое состоя-ло: в большей свободе суждений по вопросам веры и в критике ортодоксального христианства, в большей терпимости к иновер-цам, в более рационалистическом понимании явлений природы, в нарастании внимания к внутреннему миру человека, в уваже-нии к его личности, в признании добродетелью не только благо-честия и смирения, но и порядочности — как нормы поведения и служения отечеству, как нравственного долга. Такова в целом была позиция той части византийских интеллектуалов, которые были носителями гуманистических тенденций. К ним принадлежали выдающиеся ученые Феодор Метохит, Мануил Хрисолор, Геор-гий Гемист Плифон, Виссарион Никейский. Тесно связанные с деятелями итальянского Ренессанса, они однако не стали в под-линном смысле идеологами гуманизма. Почва для этого социо-культурного течения оказалась еще не подготовленной процесса-ми исторического развития империи. Наиболее радикальные идеи высказывал Плифон, а именно: отказ от частной собственности на землю, государственное руководство производственной деятель-ностью, возврат к реформированному античному язычеству как религии подлинных греков, ликвидация монастырей. Позиция «гуманистов», в особенности их тезис, что церковные уступки папству — вполне приемлемая плата за спасение империи, вызва-ли острую критику, получившую общественно-политическое зна-чение. Их непримиримыми оппонентами оказались гораздо бо-лее многочисленные круги и среди образованной светской знати и особенно среди духовенства.

Это были исихасты — последователи популярного в империи в течение последнего столетия ее существования мистического уче-ния. Основы этого учения были заложены много веков назад в монашеской среде, в особенности Симеоном Новым Богословом. Оно долго оставалось теоретической базой истового подвижниче-ства для немногочисленных кругов аскетического монашества. В середине XIV в., в условиях нестабильности и острой тревоги за судьбы империи и веры, оно было обстоятельно развито Григорием Паламой, архиепископом Фессалоники (ок. 1297—1359). Палама учил, что спасение возможно через прижизненное слияние с Бо-гом путем индивидуального религиозного подвижничества и экс-таза, путем углубленной мысленной молитвы в состоянии абсо-лютного физического покоя («исихии») и полного отрешения от материальных помыслов. Против теории Паламы выступили про-исходивший из Калабрии монах Варлаам, отстаивавший примат разума над верой, писатели и теологи Никифор Григора и Гри-горий Акиндин. В споры вокруг исихазма были вовлечены при-дворные круги и сам император. В 1351 г. церковный собор в столице, при активном вмешательстве императора-узурпатора Иоанна VI Кантакузина (1347-1354), не только подверг осужде-нию оппонентов Паламы, но и признал его учение канонически безупречным. Исихазм быстро стал господствующей идеологичес-кой доктриной в империи и скоро широко распространился в других православных странах, пережив на несколько веков своего теоретика.

Общественную роль исихазма нельзя оценить однозначно. Вряд ли исихазм в политической обстановке последнего столетия им-перии оказался своевременной, вызванной жизнью доктриной, способной дать идеологический импульс для мобилизации сил общества в период смертельной опасности. Исихасты, укрепляя верующих в беззаветной преданности православию, проповедова-ли как путь к спасению сознательное отстранение от насущных проблем жизни, в то время когда были необходимы энергичные и решительные действия и трезвая оценка реального положения дел. (Известно, что множество византийцев возлагали все надежды на Бога, до последнего часа борьбы ожидая сверхъестественного чуда). Иначе оценивается культурно-идеологическая роль исихазма. Он утверждал высоко гуманный нравственный кодекс, разработал систему духовного самосовершенствования верующих, создал стройную эстетическую концепцию, сконцентрированную на от-ражении духовного мира человека, оказал влияние на развитие изобразительных искусств, укрепляя их традиционную верность «классицизму». Исихазм не обрел безраздельного господства в жи-вописи: ему противостояло новое течение, тяготевшее к реали-зму. Для этого течения характерны динамизм, экспрессия, эмо-циональность рисунка, как и новые приемы письма — свежая игра светотени, красочная палитра, многомерность пространства и ком-позиций. Ярким образцом поднимающегося к новым высотам византийского изобразительного искусства являются мозаики мо-настыря Хора близ Константинополя (ныне мечеть Кахрие-Джами), который дает представление и о мастерстве зодчих поздней Византии.

Трактуя идеи «гуманистов» как еретичество, а склонность к унии как предательство православия, исихасты при поддержке высшей власти одержали победу, лишив «гуманистов» всякого влияния на общественную жизнь и подтолкнув многих из них к эмиграции на Запад (в основном — в Италию), к чему, впрочем, часть их была и без того готова.

Богатая историография ХШ-ХУ вв. развивала традиции жанра историописания комниновского времени. Среди историков позд-ней эпохи выделяется Иоанн Кантакузин, писавший свой труд после отречения от престола как изворотливую, умную апологию деяний своей персоны, повинной в гражданской войне (он был узурпатором) и в появлении первых орд османов на земле им-перии (они были его союзниками в борьбе с законными импера-торами). Историк XV в. Дука описал трагические дни осады, штурма и падения Константинополя в мае 1453 г. Своеобразен историко-этнографический труд Лаоника Халкокондила. Его сочинение представляет собой серию новелл; в поле зрения ав-тора не только турки, но почти все страны и народы Европы. По характеру изложения материала труд Халкокондила, хотя и отли-чается архаизацией стиля, приближается порой к художествен-ной прозе, которая в эту эпоху отличалась большим разнообра-зием жанров.

Османское завоевание поразило византийскую культуру на не-бывалом взлете. Но закат империи не означал исчезновения ее культуры. Во-первых, она осталась фундаментом дальнейшего развития культуры греков, питая сознание их собственной иден-тичности и этнокультурного своеобразия. Во-вторых, ее тради-ции сохранялись во всех православных странах (Руси, Болгарии, Сербии, Грузии), при всех превратностях их судеб. В-третьих, наследие этой культуры продолжало развиваться в единственной православной стране, остававшейся вне власти мусульман, — в Московской Руси. В-четвертых, наконец, духовные ценности куль-туры Византии составили неотъемлемую часть мировой культуры, обогатив как культуру Ренессанса, так и культуру Европы в це-лом в последующие периоды ее истории.

В эпоху средневековья Византия вступила, сохранив культурное наследие античности. В ее городах продолжали развиваться ремесло и торговля. Христианская религия оказывала сильное влияние на культурную и политическую жизнь страны. В VII-VIII вв. греческий язык стал государственным языком Восточной Римской империи. Несмотря на сокращение владений Византии, в ней продолжало развиваться образование (даже среди крестьян и ремесленников были грамотные люди), открывались государственные и частные школы. В IX в. в ее столице Константинополе действовала высшая школа, в которой преподавались религия, мифология, история, география, литература. Через два столетия в столице был.открыт первый в Европе университет.

Византийцы сохранили и развили античные знания по математике, химии, медицине, географии и истории. Ученый Лев Математик (IX в.) положил начало алгебре. Был изобретен "греческий огонь" - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую невозможно погасить водой (с ее помощью византийцы не раз выигрывали сражения).

Велось строительство христианских храмов. Отличительной их особенностью было богатое убранство и красота внутренних помещений. В плане храм делился на притвор - помещение у западного, главного входа, неф - основную часть храма, где верующие собирались для молитвы, и алтарь, куда могли входить только духовные лица. Алтарь был обращен на восток, к городу Иерусалиму, где был распят Иисус Христос. Храм св. Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе является самым замечательным памятником византийской архитектуры. Его гигантский купол (31,5 м в диаметре) окружен венком из сорока окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. Прекрасные мозаики - изображения из разноцветных камешков и кусочков стекла - украшали стены храма. В Х-XI вв. вместо прямоугольного утвердился крестово-купольный тип храма, имевший в плане вид креста с куполом посередине.

Храм был одновременно моделью мира и обителью Бога. В оформлении храмов сложился строгий канон - правила изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и сцен из Библии. Смыслом христианского искусства было наставить верующих, как заслужить райское блаженство после смерти. В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Священного Писания на гладких деревянных досках. Лики Спасителя, Богоматери и святых отражали высокие помыслы и духовную сосредоточенность. Один из лучших образцов византийской иконописи - "Владимирская Богоматерь" была привезена на Русь и стала одной из главных русских святынь.
Византия являлась главной носительницей культуры в средневековой Европе: ее мастера, художники, архитекторы приглашались в другие страны, у византийских мастеров и учены" училась европейская молодежь.
Культура южных и восточных славян испытала на себе сильное воздействие Византии. От Византии Русь приняла христианскую веру. Первые храмы на Руси были сооружены и украшены византийскими мастерами.




Top