Салтыков щедрин дурак главные герои. Салтыков-щедрин сочинение

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

На данную тему отводится 2 учебных часа.

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор, тексты сказок, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы, план анализа художественного произведения, карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.

Задачи:

1 . Развитие аналитических и творческих способностей учащихся;

2. Обучение навыкам работы с текстом;

3. Развитие лингвистических умений: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

4. Совершенствование умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

5. Развитие интеллектуальных способностей.

Эпиграф: Сказки могучи по своей мысли , (1)

Забавны (2)

И вместе с тем трагичны (3)

по своему ядовитому ехидству , (4)

очаровывают своим языковым совершенством . (5)

I. Создание проблемной ситуации.

А.В.Луначарский

– Проанализируем эпиграф. Попробуем определить, по какому плану будем работать?

  1. –Каждая сказка содержит глубокий смысл ;
  2. – это особенность сказок – « забавлять »;
  3. – изображение трагедии человеческой жизни;
  4. – «ехидство » - это особенность сказок Салтыкова – Щедрина. Значит, есть отличие от народных сказок;
  5. – сделаем анализ сказок, отметим языковые особенности и будем очарованы писательской манерой Салтыкова - Щедрина.

Планирование: 1. выяснить причины обращения писателя к сказкам, 2.Понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; 3. выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; 4. показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); 5. определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

II. Работа по намеченному плану

1. – Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?

  1. Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. (Сказочный жанр был широко распространён в русской литературе)
  2. Очевидно, что Щедрин хотел спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию . Сказочная манера изложения позволяла, несмотря на усилившуюся деятельность цензуры , затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы).
  3. Сказка с её мудрой простотой давала писателям в сжатом обобщённом виде изложить свою точку зрения на самые важные проблемы современности.
  4. Сказки охотно читали (и читают до сих пор) абсолютно все. Пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей , указав им на общественные пороки . (Простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок)

Обращение к сказке

Условия цензуры

Популярность жанра

2. – Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.

Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»

– Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сказка»?

= «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.

– Какие ассоциации у вас возникают с выражением « Изрядный возраст »?

Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,

Дети изрядного возраста – это

– взрослые, нуждающиеся в поучении.

– Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров,

Такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.

Вывод : Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

3. – О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

= «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.

  1. – Как проиллюстрирована обложка?

Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.

  1. – Так что же скрывается за этим занавесом?

Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?

Сказки Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

  1. – Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки. Есть в них общие черты?

Сопоставительный анализ:

Общие черты?

Отличительные черты?

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Общие черты (Слайд)

Отличительные черты (Слайд 8)

Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком .

  1. – Работа со словарём

– Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

– В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой?

САРКАЗМ

Искусству свойственны разные формы смеха. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха.

– Какие? Дайте определение этим понятиям:
Юмор – (смех сочувственный, дружеский, добрый)
Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).

Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм (Слайд 12)

– Разместите виды смеха по степени усиления отрицания

(– ) Юмор

Сарказм

Сатира

Ирония

Ирония

Юмор

Сатира

Сарказм


= Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного; высокое утверждается обличением пошлого. Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык , язык недомолвок, намёков.

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

  1. СООБЩЕНИЕ ученика

(Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа , создателя жанра басни . Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

  1. Теоретический диктант.

1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности

2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности

3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка

4) Едкая, язвительная насмешка

5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков

6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца)

7) Эмоционально окрашенное определение

8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план

9) Не существующее в действительности

1.аллегория, 2. Гипербола, 3. Гротеск, 4. Сарказм, 5. Сатира,

6. Эзопов язык, 7. эпитет, 8. Юмор, 9. Фантастика.

III. Слово учителя

Выводы по теме

Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них - и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

Сказка Салтыкова-Щедрина –

сплав фольклорной сказки и басни

Сказочный зачин

Устойчивые выражения

Фантастические события

Образы животных

Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное;

Комическое + трагическое;

Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку .

Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Сказка - орудие социально-политической сатиры

IV. Работа в группах .

1. группа – Работа над сказкой «Дикий помещик»

  1. Главная мысль сказки (зачем?).
  2. Каково значение эпитета “премудрый”?
  3. Авторская позиция.
  4. Ваше отношение к сказке.

2. группа – работа над сказкой «Премудрый пискарь».

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
  4. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  5. Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
  6. Какие пороки обличает писатель?
  7. Сатирические приемы, использованные автором.
  8. Соединение фольклорного, фантастического и реального
  9. Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком?”
  10. Авторская позиция.
  11. Ваше отношение к сказке.

V. Защита работ, выступление от групп.

Подписи к слайдам:

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (1826 – 1889)

«Сказки» Салтыкова - Щедрина и их Особенности Эпиграф к уроку: Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский

Обращение к сказке: Условия цензуры Популярность жанра

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь ») Правдоискательство (« Дурак », «Христова ночь»)

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. - Общие черты? - Отличительные черты?

Общие черты Сказки Салтыкова-Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка Сказки русского народа Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Отличительные черты Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному Сказки русского народа Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных

Разместите виды смеха по степени усиления отрицания: Юмор Сарказм Сатира Ирония

Ирония Юмор Сатира Сарказм

Теоретический диктант 1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности 2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности 3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка 4) Едкая, язвительная насмешка 5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков 6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) 7) Эмоционально окрашенное определение 8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план 9) Не существующее в действительности

2)гипербола 3)гротеск 4)сарказм 5)сатира 6)эзопов язык 7)эпитет 8)юмор 1) аллегория 9)фантастика

Сказка Салтыкова-Щедрина – сплав фольклорной сказки и басни Сказочный зачин Устойчивые выражения Фантастические события Образы животных Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное; Комическое + трагическое; Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Сатирические приемы Сарказм Гротеск Гипербола Фантастика Эзопов язык Метафора Аллегория Перифраз Ирония

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок. Какие пороки обличает писатель? Сатирические приемы, использованные автором. Соединение фольклорного, фантастического и реального Авторская позиция. Ваше отношение к сказке.

Премудрый пескарь Каково значение эпитета “премудрый”?

"ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ" Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?

Какие пороки обличает писатель в сказке «Дикий помещик»?

Перечислите фантастическое и реальное в сказке «Дикий помещик».

Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком” ?

Домашнее задание (по выбору) Придумать темы для сочинения собственной сатирической сказки. Закончить одно из высказываний: «Салтыков-Щедрин осуждает…»; «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»; «Я ценю в сказках Щедрина то, что…» «Человек равнодушный – это…»;


Сказка - один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст. Именно поэтому к данному жанру обратился Салтыков-Щедрин. Его сказки - это отдельный, самостоятельный этап его творчества, в котором уложилось все то, что писатель накапливал на протяжении четырех десятилетий своего творческого пути. Сам он адресует свои сказки “детям изрядного возраста”, то есть взрослым людям. И к ним автор обращается довольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки и пороки.
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Поднимая в них самые злободневные вопросы русской действительности, писатель выступает защитником народа и обличителем господствующего класса. В сказках Салтыкова действительно есть некоторые заимствования из народных сказок. Это и волшебные превращения, и свободная форма изложения, и главные герои - представители животного мира.
Щедринская сказка, конечно же, совершенно особенная вариация сказочной формы. Писатель впервые наполнил ее острым общественным смыслом, заставил ее раскрывать драмы и комедии человеческой жизни. Мастер эзопова языка, в сказках, написанных в основном в годы жесточайшей цензуры, Щедрин использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных классов и социальных групп. Причем автор зло высмеивает не только всесильных господ, но и простых работяг с их рабской психологией. Салтыков-Щедрин беспощадно критикует терпение и безответность простого русского народа.
Хочется остановиться на сказке “Дикий помещик”, которая написана весьма саркастично и остро- умно. В ней противопоставлены представители различных социальных слоев - народ и дворяне. С едкой иронией автор пишет: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Разумеется, помещик этот ничего делать не умел и мечтал только о том, чтобы избавиться от “холопьего духа”.
Однажды Бог внял его молитвам, и, наконец, мужицкий мир исчез. И остался “российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев” один. Обращает на себя внимание необычная фамилия. Подобные “многоэтажные” фамилии с тюркским звучанием были принадлежностью древних, высших аристократических родов, но под пером Щедрина она приобретает нелепое и весьма смешное звучание.
Остался помещик один. Первоначально он является нам в облике “твердого душой” непоколебимого крепостника, убежденного в природном, естественном превосходстве высших кругов над простыми, обыкновенными людьми, которые раздражают его даже своим присутствием.
Но постепенно он одичал: “...весь он, с головы да ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные... ходил же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще не приобрел”. Намек вполне ясен - трудом крестьян живут баре, и поэтому у них всего много: и хлеба, и мяса, и фруктов. И оказывается, что в глубине якобы благородной личности - даже не дикарь, а примитивное животное. На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подает чистую одежду, словом, держит в людском образе Сенька - собирательный образ крестьянина.
Но без “холопов” страдает не только помещик. Туго приходится и городу (прекратился подвоз продуктов из имения) и даже государству (некому стало платить налоги). Автор убежден в том, что создатель основных материальных и духовных ценностей - народ, именно он - поилец и кормилец, опора государства. Но в то же время Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен. Он намекает, что господствующие силы, стоящие над народом, хотя и жестокие, но не такие уж всесильные, и при желании их можно победить.

Задачи и тесты по теме "Письменный анализ сказки (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»)"

  • Язык и речь. Устная и письменная речь. Разговорная и книжная речь - Речь 5 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Тема и главная мысль текста. Части текста. Разбиение текста на абзацы - Текст 2 класс

    Уроков: 1 Заданий: 11 Тестов: 1

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гиперболой. Русский писатель высмеивает серьёзные проблемы русского общества, используя аллегорию и иронию. Сказки небольшие по объёму, но очень ёмкие по смыслу и содержанию. Особое место в авторском сознании занимает тема крепостного права, угнетения русского народа и жестокой эксплуатации.

В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин переосмысливает традиционный фольклорный сюжет об Иване-дураке. Писатель обращается к своей излюбленной теме социально-политического строя государства.

Главный герой – «дурак необыкновенный». Его необыкновенность заключается в том, что он не готов мириться с существующими жестокими и бесправными порядками. В нём зарождается тип нового персонажа, который затем полюбится Ф.М. Достоевскому. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Он не вписывается в те нормы, которые приняты в обществе того времени. Он желает учиться, узнавать что-то новое. Самое главное, он чувствует своим сердцем, что существующий государственный строй, где отношения между помещиками и крестьянами строятся на абсолютном бесправии, не может привести ни к чему хорошему в дальнейшем. Иван стремится нести добро в мир, который отвечает ему лишь непониманием. Даже родители считают его странным.

Сказка «Дурак» прославляет идею о том, что человеческие качества важнее общественного положения. Так, у главного героя абсолютно чистая душа, но, скорее всего, общество никогда его не примет, потому что Иван не такой, как все. Он не готов мириться с глупостью, необразованностью, жестокостью, несправедливостью. Примечательно, что главный герой – не идеолог, революционер или бунтарь, он обычный крестьянский праведник.

Таким образом, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены глубоким социально-политическим пафосом. В них автор иносказательно говорит о несовершенствах современного общества. Сказка «Дурак» продолжает галерею ярких типов «лишних» людей. С помощью иносказания писатель показывает, как легко человек может стать изгоем в обществе из-за своей благородной и чистой души.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Идея, тема, смысл

Несколько интересных сочинений

  • Образ народа в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

    Изображая народ в сказке Дикий помещик, М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая

  • Смысл названия рассказа Чехова Хамелеон сочинение

    События произведения происходят в уездном городишке, и героем является совсем не ящерица, а небольшая собачка, якобы укусившая одного из жителей Хрюкина.

  • Семья Мелеховых в романе Тихий дом Шолохова характеристика сочинение

    В романе Шолохова «тихий дон» в точке внимания семья Мелеховых. С первых выражений писателя акцент идет именно на этой семье.

  • Анализ рассказа Еж Пришвина

    Рассказ является произведением, раскрывающим гармонию во взаимоотношениях человека с окружающей природой. В качестве основных персонажей рассказа писатель представляет лесного ежика и рассказчика, от лица которого ведется повествование в произведении.

  • Сцена вранья Хлестакова анализ в комедии Ревизор Гоголя

    Сцена «вранья» обличает пороки чиновников и самого Хлестакова, желающего порисоваться.

На вопрос анализ сказки Салтыкова - Щедрина "Дурак".чонить не заумное xD заданный автором Катёна лучший ответ это Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60-80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... ” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами.. . а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... ”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает? ”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик! ”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик! ”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? ” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина.

Сочинение на тему «Анализ сказки «Дурак» Салтыкова-Щедрина» 4.33 /5 (86.67%) 12 votes

Сказка. Этот жанр использовал в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно сказка помогает автору показать реальность такой, какая она есть. Начиная читать произведения этого писателя, мы узнаем в них привычные для нас сказки. Используемые речевые обороты («жили-были», «долго ли коротко ли», « в некотором царстве») и традиционные русские герои (Иванушка-дурачок) сближают произведения Салтыкова-Щедрина с фольклором. Но на самом деле «сказки» Салтыкова-Щедрина и русские народны сказки значительно отличаются друг от друга. Сказки, в нашем понимании, — это произведения для маленьких детей. Но сказки Салтыкова-Щедрина «для детей изрядного возраста», то есть в форме сказки доступного изложения, писатель показывает все «подводные камни» современного ему общества. Помогает ему в этом сатира. Он не просто обличает человеческие пороки, но и высмеивает их. Например, в сказке «Дурак» автор смеется над глупым обществом циничных людей, которые называют «дураком» человека, не желающего быть эгоистом. Сатира помогает писателю показать все то, что так его беспокоит и не устраивает в современной действительности.


Один из излюбленных сатирических приемов Салтыкова-Щедрина – это гипербола. Он настолько сильно преувеличивает, что его мысли выходят за грани реального. Но этот прием помогает показать масштабы проблемы, ведь Иванушка не один такой «дурак», в стране полным-полно таких, как он. Михаил Евграфович смело высмеивает своих героев, показывает нам, читателям, как они неправильно живут и мыслят. В этом писателю помогает такой троп, как сарказм. Сатирик высмеивает родителей Иванушки за то, что они называя «дураком» своего сына, сами того не зная, являются глупее и эгоистичнее него. Писатель называет их «мамочка» и «папочка» и смеется над их спорами, в кого же уродился такой сынок?!
Михаил Евграфович в своих «сказках для детей изрядного возраста» раскрывает всю сущность общества 60-80 годов 19 века и показывает нам пороки людей. Помогает ему в этом «сказка» и различные литературные средства выразительности.


Top