Салтыков-щедрин сочинение. Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки «для детей изрядного возраста», то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.

Основная проблема сказок Щедрина — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), эксплуататоров и эксплуатируемых («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла»).

Сказка «Дикий помещик» направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…» Но тут же появляется элемент современной жизни: «и был тот помещик глупый, читал газету „Весть“». «Весть» — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, «мягкое, белое и рассыпчатое». Он живет за счет своих мужиков, но ненавидит их и боится, не выносит «холопьего духу». Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…». Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — «словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест». Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только «рой мужиков» отловили и водворили на место, «на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая».

Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский («Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?») генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами («Однако, брат, глупый же ты помещик!») и, наконец, капитан-исправник («Глупый же вы, господин помещик!»). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?» Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с «Диким помещиком», то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в «Диком помещике» возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гиперболой. Русский писатель высмеивает серьёзные проблемы русского общества, используя аллегорию и иронию. Сказки небольшие по объёму, но очень ёмкие по смыслу и содержанию. Особое место в авторском сознании занимает тема крепостного права, угнетения русского народа и жестокой эксплуатации.

В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин переосмысливает традиционный фольклорный сюжет об Иване-дураке. Писатель обращается к своей излюбленной теме социально-политического строя государства.

Главный герой – «дурак необыкновенный». Его необыкновенность заключается в том, что он не готов мириться с существующими жестокими и бесправными порядками. В нём зарождается тип нового персонажа, который затем полюбится Ф.М. Достоевскому. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Он не вписывается в те нормы, которые приняты в обществе того времени. Он желает учиться, узнавать что-то новое. Самое главное, он чувствует своим сердцем, что существующий государственный строй, где отношения между помещиками и крестьянами строятся на абсолютном бесправии, не может привести ни к чему хорошему в дальнейшем. Иван стремится нести добро в мир, который отвечает ему лишь непониманием. Даже родители считают его странным.

Сказка «Дурак» прославляет идею о том, что человеческие качества важнее общественного положения. Так, у главного героя абсолютно чистая душа, но, скорее всего, общество никогда его не примет, потому что Иван не такой, как все. Он не готов мириться с глупостью, необразованностью, жестокостью, несправедливостью. Примечательно, что главный герой – не идеолог, революционер или бунтарь, он обычный крестьянский праведник.

Таким образом, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены глубоким социально-политическим пафосом. В них автор иносказательно говорит о несовершенствах современного общества. Сказка «Дурак» продолжает галерею ярких типов «лишних» людей. С помощью иносказания писатель показывает, как легко человек может стать изгоем в обществе из-за своей благородной и чистой души.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Идея, тема, смысл

Несколько интересных сочинений

  • Образ народа в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

    Изображая народ в сказке Дикий помещик, М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая

  • Смысл названия рассказа Чехова Хамелеон сочинение

    События произведения происходят в уездном городишке, и героем является совсем не ящерица, а небольшая собачка, якобы укусившая одного из жителей Хрюкина.

  • Семья Мелеховых в романе Тихий дом Шолохова характеристика сочинение

    В романе Шолохова «тихий дон» в точке внимания семья Мелеховых. С первых выражений писателя акцент идет именно на этой семье.

  • Анализ рассказа Еж Пришвина

    Рассказ является произведением, раскрывающим гармонию во взаимоотношениях человека с окружающей природой. В качестве основных персонажей рассказа писатель представляет лесного ежика и рассказчика, от лица которого ведется повествование в произведении.

  • Сцена вранья Хлестакова анализ в комедии Ревизор Гоголя

    Сцена «вранья» обличает пороки чиновников и самого Хлестакова, желающего порисоваться.

Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от цензоров истинный смысл своего произведения.

Сатира является наиболее трудным литературным жанром. Поскольку писатель не мог напрямую высказать свое отношение к явлениям общественной Жизни, ему приходилось прибегать к аллегориям, двусмысленности, недосказанности, гротеску, и прочим художественным приемам. И не всегда эти приемы просты в употреблении.

Но, как ни странно, от этих сложностей произведения только выиграли. Оказалось, что такая аллегорическая форма очень понравилась читателям. Ведь тем приходилось догадываться, что имел в виду автор, какие явления и каких людей? От этого простой рассказ становился некоей головоломкой.

И мыслящим людям (для которых, собственно, и писались сказки) доставляло удовольствие решать эти головоломки, самостоятельно находя правильный ответ. Думается, именно в этом причина популярности “Сказок”.

Своей сатирой автор затронул многие явления тогдашнего российского общества. Поступки и образ жизни многих людей получили тогда “неудовлетворительную оценку”. Русский народ, легко угадываемый под масками добрых и справедливых зверей, описан автором с преувеличенно положительной стороны. Он всегда честен, умен и трудолюбив. Хотя, как мы знаем, были и сейчас есть среди представителей народа и бездельники, и пьяницы.

Покорность русского народа, его преданность своим же угнетателям также являются объектом критики писателя. Высмеивает Салтыков-Щедрин рабскую покорность обывателя, который надеется на доброту хищников. Критикует тактику людей, которые надеются отсидеться в стороне от борьбы. Конечно, писатель не призывает к социальной революции, не выдает готовых рецептов устройства справедливого общества. Но это и не является задачей сатиры.

В своих Сказках писатель продолжает традиции народного творчества. Недаром автор выбрал для своих произведений форму сказок. Ведь сказка – это, как известно, вымысел, неправда. По закону жанра сюжет и изложение в сказке обычно носят преувеличенно примитивный характер. Сказка обычно несет в себе мораль, которая может быть выражена буквально одной фразой.

Так называемый Эзопов язык, которым с древности пользовались сатирики, как нельзя лучше подходил к ситуации, в которой приходилось творить Салтыкову-Щедрину. В условиях господства цензуры, преследования инакомыслия авторам приходилось прибегать к литературным ухищрениям, чтобы смысл произведения, его основная мысль были понятно читателю, но, в то же время, не возникало претензий у цензоров.

За фантастической ситуацией каждой сказки легко угадывается реальное общественное явление, а также всегда прослеживается и отношение автора к предмету своего сочинения. Несмотря на эзопов язык, смысл произведения всегда доступен для понимания вдумчивому читателю.


Другие работы по этой теме:

  1. Дурак Сказка об Иванушке-дурачке – частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее. Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. Сказка...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь” Премудрый пискарь Салтыков-Щедрин М. Е. Сказка “Премудрый пискарь” М. Е. Салтыкова-Щедрина изображает обывателя либерала....
  3. Итоговое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Кни­га “Сказок” создавалась на протяжении 1882-1886 гг. В сбор­ник вошли основные сатирические темы, над которыми ра­ботал писатель в разные периоды...
  4. За свою жизнь Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин написал огромное множество различных произведений, но наибольшей популярностью всегда пользовались его сказки. Конечно, и до Салтыкова-Щедрина многие писатели писали...

Сказка. Этот жанр использовал в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно сказка помогает автору показать реальность такой, какая она есть. Начиная читать произведения этого писателя, мы узнаем в них привычные для нас сказки. Используемые речевые обороты (“жили-были”, “долго ли коротко ли”, ” в некотором царстве”) и традиционные русские герои (Иванушка-дурачок) сближают произведения Салтыкова-Щедрина с фольклором. Но на самом деле “сказки” Салтыкова-Щедрина и русские народны сказки значительно отличаются друг от друга. Сказки, в нашем понимании, – это произведения для маленьких детей. Но сказки Салтыкова-Щедрина “для детей изрядного возраста”, то есть в форме сказки доступного изложения, писатель показывает все “подводные камни” современного ему общества. Помогает ему в этом сатира. Он не просто обличает человеческие пороки, но и высмеивает их. Например, в сказке “Дурак” автор смеется над глупым обществом циничных людей, которые называют “дураком” человека, не желающего быть эгоистом. Сатира помогает писателю показать все то, что так его беспокоит и не устраивает в современной действительности.
Один из излюбленных сатирических приемов Салтыкова-Щедрина – это гипербола. Он настолько сильно преувеличивает, что его мысли выходят за грани реального. Но этот прием помогает показать масштабы проблемы, ведь Иванушка не один такой “дурак”, в стране полным-полно таких, как он. Михаил Евграфович смело высмеивает своих героев, показывает нам, читателям, как они неправильно живут и мыслят. В этом писателю помогает такой троп, как сарказм. Сатирик высмеивает родителей Иванушки за то, что они называя “дураком” своего сына, сами того не зная, являются глупее и эгоистичнее него. Писатель называет их “мамочка” и “папочка” и смеется над их спорами, в кого же уродился такой сынок?!
Михаил Евграфович в своих “сказках для детей изрядного возраста” раскрывает всю сущность общества 60-80 годов 19 века и показывает нам пороки людей. Помогает ему в этом “сказка” и различные литературные средства выразительности.



  1. “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина (1883-1886) составляют самостоятельный этап его творчества. За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя и предстают перед нами неким...
  2. М. Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы, очерки, сказки. Почти...
  3. Сатира Щедрина – особое явление в русской литературе. Смех органически присущ нашей культуре. И если Пушкин мог с полным правом сказать: “От ямщика до первого...
  4. Сатира – основной творческий принцип Салтыкова-Щедрина. “Сказки” созданы в по- следние годы жизни писателя (1883-1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова-Щедрина в литературе....
  5. Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе заключается в...
  6. Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот...
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях...
  8. В России каждый писатель воистину и резко индивидуален. М. Горький Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место....
  9. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем обходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной форме, автор мог...
  10. Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в. стихах или прозе...
  11. Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в стихах или прозе...
  12. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает одно из ведущих мест среди писателей-демократов. Он был учеником Белинского, другом Некрасова. В своих произведениях Салтыков-Щедрин подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй...

Содержимое:

Сказка. Этот жанр использовал в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно сказка помогает автору показать реальность такой, какая она есть. Начиная читать произведения этого писателя, мы узнаем в них привычные для нас сказки. Используемые речевые обороты («жили-были», «долго ли коротко ли», » в некотором царстве») и традиционные русские герои (Иванушка-дурачок) сближают произведения Салтыкова-Щедрина с фольклором. Но на самом деле «сказки» Салтыкова-Щедрина и русские народны сказки значительно отличаются друг от друга. Сказки, в нашем понимании, — это произведения для маленьких детей. Но сказки Салтыкова-Щедрина «для детей изрядного возраста», то есть в форме сказки доступного изложения, писатель показывает все «подводные камни» современного ему общества. Помогает ему в этом сатира. Он не просто обличает человеческие пороки, но и высмеивает их. Например, в сказке «Дурак» автор смеется над глупым обществом циничных людей, которые называют «дураком» человека, не желающего быть эгоистом. Сатира помогает писателю показать все то,...
что так его беспокоит и не устраивает в современной действительности.
Один из излюбленных сатирических приемов Салтыкова-Щедрина — это гипербола. Он настолько сильно преувеличивает, что его мысли выходят за грани реального. Но этот прием помогает показать масштабы проблемы, ведь Иванушка не один такой «дурак», в стране полным-полно таких, как он. Михаил Евграфович смело высмеивает своих героев, показывает нам, читателям, как они неправильно живут и мыслят. В этом писателю помогает такой троп, как сарказм. Сатирик высмеивает родителей Иванушки за то, что они называя «дураком» своего сына, сами того не зная, являются глупее и эгоистичнее него. Писатель называет их «мамочка» и «папочка» и смеется над их спорами, в кого же уродился такой сынок?!
Михаил Евграфович в своих «сказках для детей изрядного возраста» раскрывает всю сущность общества 60-80 годов 19 века и показывает нам пороки людей. Помогает ему в этом «сказка» и различные литературные средства выразительности.




Top