Самый богатый человек в вавилоне. Масанов и общественные организации

Лат., греч. Тиха (Тихе) - римская бо­гиня счастья, счастливого случая.

Фортуна была самой непостоянной из всех богинь и раздавала свои дары вслепую. Тем не менее (или, может быть, именно потому) она пользовалась большим уважением. Ри­мляне старались всеми средствами сни­скать ее благоволение и воздвигали ей бо­льше храмов и статуй, чем другим боги­ням. Она была объектом частного и обще­ственного культа; как Фортуна Патрициа она считалась покровительницей патрициев, как Фортуна Эквестрис - покровительницей сословия всадников, как Фортуна Плебейя - покровитель­ницей плебса. Соответственно Фортуна была спе­циализированной покровительницей муж­чин, женщин, девушек и детей.

Подобно греческой Тихе, Фортуна тоже счита­лась дочерью титана Океана. Однако в некоторых городах Фортуну почитали как перворожденную дочь Юпитера - Фортуну Примигению (Первородную), в частности в Антии и Пренесте. Близкой к Фортуне богиней была богиня счастливого случая Форс (Форта) - возможно, более древняя; в результате ее слияния с Фортуной возникла богиня Форс Фортуна. Кроме того, рим­ляне почитали в качестве воплощения (персонификации) счастья богиню Фелицитас.

Согласно преданию, культ Фортуны ввел в Ри­ме Сервий Туллий, который благодаря ее благосклонности из раба превратился в ца­ря; он же заложил первый храм Фортуны (в 7 в. до н. э., если верить летописцам). Главное свя­тилище Фортуны находилось на Квиринале (с кон­ца 2 в. до н. э.), где ее почитали как покро­вительницу всего римского народа, а со времен Августа - и как покровительницу императорской особы. Известный храм Фортуны Вирилис (т. е. богини мужского счастья) у Палатинского моста в нынешнем Риме называется так ошибочно - скорее всего, он был посвящен богу портов Портуну. Великолепный храм Фортуны, сравнительно хоро­шо сохранившийся до сих пор, находился в Пренесте. После переноса столицы Римс­кой империи в Константинополь импера­тор Константин велел возвести наряду с христианскими храмами и ряд языческих; самым выдающимся из них был именно храм Фортуны.

Большая статуя Фортуны стояла в Риме на Капитолии; на территории всего римского мира археологи нашли множество копий этой статуи, а также других статуй Фортуны (на­пример, в 1962 г. в румынской Констанце была найдена «Фортуна Понтийская», 2-3 вв. и. э.). В прошлом веке производство статуй Фортуны превзошло, пожалуй, всю античность увы, только по количеству, качество же в большинстве случаев оставляло желать лучшего.

«Он знал: Фортуны колесо
Пленяет толь­ко младость»
- Н. А. Некрасов, «Прекрас­ная партия».

Богиня Фортуна — мифическая персона, личность которой окутана массой тайн. Именно ей приписывают способность дарить удачу. Не зря в арсенале древнеримского божества был рог изобилия, с помощью которого женщина одаривала счастливчиков богатством, успехом и всеми благами. Сегодня же многие поклонники древней истории интересуются дополнительной информацией не только о пантеоне римских богов в целом, но и о богине удачи в частности.

Краткая характеристика

Римская мифология — достаточно запутанный предмет для изучения. Считается, что первоначально богиня Фортуна была покровительницей земледельцев — именно она посылала хорошую погоду, дожди, охраняла поля, обеспечивала то, что сегодня называют удачным стечением обстоятельств.

В дальнейшем культ Фортуны развивался — очень скоро она превратилась в божество, дарующее удачу и все блага.

Происхождение древнего божества

На самом деле разобраться с секретами происхождения божества не так уж и просто. Безусловно, богиня Фортуна занимала прочное место среди сверхъестественных покровителей римского пантеона, но в различных регионах была известна под разными именами.

Считалось, что она была дочерью титана Океана. Но сохранились записи о том, что в некоторых районах Римской империи (в частности, в Пренесте и Антии) богиню почитали как первую дочь бога Юпитера. В мифологии близкой к Фортуне была богиня счастливого случая Форта (или Форс). В некоторых регионах эти понятия слились —люди здесь поклонялись божеству, носившему имя Форс Фортуна.

Римская богиня Фортуна: как ее изображали?

Стоит сказать, что божество изображали по-разному в зависимости от временного периода и региона. В большинстве случаев богиня представлялась молодой красивой женщиной, в руках которой был рог изобилия. Именно из него Фортуна осыпала избранных материальными благами, богатством и успехом. На некоторых фресках и рисунках можно увидеть богиню, крутящую колесо — так она восстанавливала естественный порядок вещей, сбрасывая одних людей с вершины славы и даря другим благополучие.

Как известно, Фортуна — девушка с переменчивым нравом. Сегодня она осыпает избранника всеми возможными благами, а завтра напрочь о нем забывая, предлагая свои дары другому. Такие мифы появились еще во времена Древнеримской империи. Считалось, что Фортуна слепа в своем благоволении и дарит блага совершенно случайным людям. Именно поэтому богиню часто изображают с повязкой на глазах. Она не сочувствует, не оценивает, не анализирует ситуацию, не думает о том, достоин ли человек успеха — богиня просто дарит богатство и благополучие, а выбор счастливчика происходит совершенно случайно.

Кстати, подобный символизм сохранился и в период Средневековья. Правда, в те времена Фортуну начали изображать в откровенных одеяниях, намекая на ее легкомыслие. Словно девица легкого поведения, она одаривает людей, не славясь при этом рассудительностью.

Историческая справка

Культ Фортуны считается одним из самых старых в Риме. Есть данные, подтверждающие, что подобные верования были позаимствованы у народов италийского происхождения. С другой стороны, она очень похожа на древнегреческую богиню Тюхе (Тихе).

Введение и популяризацию культа приписывают Сервию Тулию. Бывший раб сбросил оковы, добился успеха и стал царем благодаря покровительству богини удачи.

Культ пользовался популярностью — божеству поклонялись люди разного сословия, а алтари для женщины, приносящей успех, строились практически в каждом доме. Расцвета данное верование достигло во времена правления императора Августа — именно в тот период в честь Фортуны возводились храмы, проводились праздники. Богиню изображали на монетах, предметах домашнего обихода, лампах, резных камнях. Кстати, чаще всего Фортуну рисовали вместе с Меркурием, который также был богом материальных благ и успеха.

До сих пор неплохо сохранился храм богини в Пренесе. На Капитолии Рима была сооружена гигантская статуя Фортуны. Согласно имеющимся данным, после переноса столицы Римской империи в Константинополь на территории города начали возводиться языческие святилища, и самым большим и роскошных был именно храм богини удачи.

И по сей день имя богини ассоциируется с удачей, счастливым случаем, неожиданным, но приятным стечением обстоятельств. Человек способен практически на любое свершение, когда ему улыбается сама Фортуна.

Колесо удачи

Наверняка подобное выражение вы слышали не раз. Богиня Фортуна часто изображалась вместе с колесом — она либо стояла на нем, либо крутила его. Колесо символизировало непостоянность удачи. Оно поднимало на вершину успеха обездоленных, опуская вниз людей, уже успевших насладиться дарами судьбы.

Кстати, этот миф о богине Фортуне пользовался популярностью не только в Древнем Риме. В Средневековье колесо также использовалось как напоминание о том, что удача не вечна. Везунчикам в свое время придется все потерять, а бедные когда-нибудь смогут взобраться на вершину успеха. Это символизировало цикличность жизни, возвращение к началу.

Персонификации Фортуны

Культ богини удачи в Древнем Риме был невероятно распространенным — к ней обращали свои молитвы представители всех слоев общества. Разумеется, это привело к появлению многочисленных персонификаций:

  • Фортуна Аннонария — богиня, к которой обращались, прося о щедром урожае.
  • Фортуна Белли — приносила победу в битве.
  • Фортуна Вирилис — к ней обращались люди, желающие добиться успеха в карьере.
  • Фортуна Мулибрис — считалось, что она приносит удачу женщинам.
  • Фортуна Публика — в данном случае речь идет о божестве, которое покровительствовало всему римскому народу и дарило удачу государству.
  • Фортуна Перворожденная (Примигения) — к ней обращались, прося благополучия для новорожденного ребенка.
  • Фортуна Привата — домашнее божество, которое обеспечивало благополучие семьи и родственников.

Как можно увидеть, древнеримская богиня удачи — персонаж неоднозначный. Во все времена люди молились ей и... проклинали божество. Люди, обделенные везением, жаловались на непостоянство и неразборчивость богини, которая раздавала свои дары несправедливо. В то же время счастливчики, которым удалось ухватить удачу за хвост, делали из своего поклонения настоящий культ, возводя в честь Фортуны алтари и храмы.

Фортуна. Кто не хочет ее благосклонности? Наверное, таких найдется немного.

Фортуна крутит свое стремительно вращающееся колесо.
Иллюстрация к книге Боккаччо «О несчастиях знаменитых людей». / From an edition of Boccaccio"s "De Casibus Virorum Illustrium" (Paris, 1467) MSS Hunter 371-372 (V.1.8-9). Image (vol. 1: folio 1r). French Miniaturist, 1467, Glasgow, Glasgow University LIbrary.
via , по клику на картинке via .
Языческая богиня Фортуна сумела пережить падение Рима и влиться в христианскую картину мира. Как ей это удалось? Видимо, так уж встало ее колесо.

Fortuna - в римской мифологии богиня счастья, случая и удачи. Первоначально, в стародавние времена, она была богиней урожая, материнства и женщин. Фортуне с эпитетом "девственная" посвящали свою одежду невесты. Фортуна была защитницей женщин, особо она покровительствовала единожды замужним женщинам. Впоследствии Фортуна стала богиней судьбы и счастливого случая. Богиню почитали как Фортуну - "судьбу сегодняшнего дня", "данного места", "частных дел", "общественных дел", "доброй судьбы", "злой судьбы", "мужской судьбы", "милостивую" и проч.

Ее культу были близки культы Фелицитас - персонификации счастья, Bonus Eventus - хорошего исхода, Mens Bona - стойкости дух. Во времена классического Рима идентифицировалась с греческой богиней Тихе. Культы Исиды и Немесиды также сближались с Фортуной.

2.

Богиня Фортуна, фреска на римском алтаре. Государственный археологический музей, Милан. Кликабельно. via , по клику .
Картинки не всегда будут соответствовать тексту, так как речь о раннем христианстве, а иллюстрации, в основном, зрело-средневековые.
Здесь и далее - изображения кликабельны. Культ Фортуны в Риме ввел в VI в. до н. э. царь Сервий Туллий, законодатель и реформатор, сам слывший любимцем этой богини, превратившей его - сына рабыни в правителя славного народа. Римская Фортуна стала наследницей древнегреческой богини Тихе, подательницы счастья и удачи, переняв ее божественные функции. Из богини плодородия и изобилия Фортуна превратилась в капризную богиню счастья, случая, удачи, распорядительницу земных благ, по своей прихоти наделявшую ими людей и даже государства.

3.

Ганс Себальд Бехам / Hans Sebald Beham (1500-1550). Гравюра Fortuna, 1541, частная коллекция. via
Подчеркивая непостоянство Фортуны, ее изображали в виде молодой женщины, нередко крылатой, готовой мгновенно упорхнуть, на шаре или колесе, иногда с повязкой на глазах. Ее атрибутами были также рог изобилия и руль корабля. В позднеримскую эпоху Фортуна выступала преимущественно, особенно в литературе, как персонификация непостоянства и случайности.

4.

Это не колесо Фортуны, это его собрат. Колесо с ангелами "Космос / Kosmos -Земля / Mundus" из манускрипта первой половины 9 века с сочинением Исидора Севильского (ок.560-636 г.г.) «О природе вещей» / Isidorus Hispalensis. De natura rerum. Ville de Laon, Bibliotheque Suzanne Martinet, ms. 422, 5v. Date: 801-850. .
На следующей странице рукописи (6v) изображено похожее колесо времен года и месяцев .

В первые века Средневековья в народной культуре образ фортуны сблизился с германскими представлениями о судьбе, которые включали в себя «счастье» и «несчастье», «удачу» и «неудачу», «участь», «везение». Такое сближение отразилось в героическом эпосе, поэзии скальдов. Крылатая Фортуна послужила одним из прообразов христианских ангелов.

5.


Одно из ранних христианских изображений Колеса Фортуны с четырьмя частями: лат. regnabo, regno, regnavi, sum sine regno / я буду царствовать, я царствую, я царствовала, я без царства.
Рисунок первой половины 12 века, добавлен в испанский манускрипт 10 века с сочинением Папы Григория Великого «Моралии на Книгу Иова». Manchester, The University of Manchester, Ryland MS Latin 83, 214v. via , описание
Фигуру Фортуны мы встречаем в средневековых манускриптах, в стихах трубадуров и вагантов; даже средневековые юристы считали возможным обращаться к Фортуне при толковании правовых казусов. Вчерашняя языческая богиня стала одной из любимых тем средневековой философии. Однако проникновение Фортуны в средневековый мир не было беспрепятственным.

6.


Колесо Фортуны из иллюстрированной энциклопедии 12 века «Сад утех» (Hortus deliciarum) Герpaды Ландсбергской (ок.1130-1195) — настоятельницы монастыря, расположенного неподалеку от Страсбурга / La Roue de la Fortune. Calque de Miniatures de l’Hortus Deliciarum de Herrade de Landsberg. Bibliothèque Nationale de France, Paris, Dept. Estampes Ad 144 a. via
«Сад утех» — компендиум различных знаний, который содержит свыше трехсот аллегорических миниатюр, выполненных самой монахиней.
На первых порах богословие повело против Фортуны непримиримую борьбу, продолжая тенденцию, начатую в позднеантичном стоицизме и неоплатонизме. Христианский писатель III в. Лактанций объявил ее злым и коварным духом. Раннехристианские мыслители Тертуллиан, Иероним, Паулин из Нолы называли Фортуну лживой и пустой фантазией.

На рис. 14 и 15 Фортуна предстает в виде фигуры, освещенной с одной стороны солнечным, а с другой — лунным светом, погруженной в тень. Такое изображение символизирует две стороны жизни человека — счастливую и несчастную.
В поэзии вагантов , близкой к народным формам мифотворчества, возникает до тех пор неизвестное, но впоследствии ставшее популярным уподобление Фортуны Луне, изображение ее силой, вершащей земные дела и не соотнесенной ни с какой над ней стоящей реальностью. Едва ли такое сравнение продиктовано рифмой (O Fortune! velut Luna...). Скорее этот образ родился в народной культуре обычным для нее путем зрительного воспроизведения, по аналогии с природными формами и явлениями, складывавшихся в сознании человека представлений о мире. Чередование лунных фаз вызывало вполне естественные ассоциации с непостоянством человеческих судеб.

16.

Колесо Фортуны. Около 1220-х годов. Codex Buranus (Carmina Burana). Germany, early 13th century. via
Здесь рядом с фигурами тоже видим надпись, как на рис.5: Regnabo, regno, regnavi, sum sine regno / Буду царствовать, царствую, царствовал, без царства
Кодекс Буранус / Codex Buranus или Ка́рмина Бура́на (лат. Carmina Burana; полн. Carmina Burana: Cantiones profanae cantoribus et choris cantandae comitantibus instrumentis atque imaginibus magicis — «Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») — самый известный сборник поэзии вагантов. Название переводится с латыни «Песни Бойерна», по названию монастыря Beuern, в Баварии, где рукопись была найдена в 1803 г.

Carmina Burana. O Fortuna ~ Fortune plango vulnera. На музыку Орфа
Отрывок из фильма Carmina Burana, 1975, West Germany, музыкальная постановка на музыку Карла Орфа / Carl Orff, моно. Режиссер: Jean-Pierre Ponnelle. Stars: Lucia Popp, John van Kesteren and Hermann Prey. imdb.com

В 1935-36 годах немецкий композитор Карл Орф положил на музыку 24 стихотворения из Codex Buranus. Его кантата также получила название Carmina Burana. Наиболее известной является хоровая композиция «O Fortuna», которая открывает и завершает произведение. Под спойлером перевод на русский «О Фортуна» в двух вариантах и латинский оригинал.

O Fortuna

Латинский оригинал Перевод М.Л.Гаспарова :
Поэзия вагантов. Издание подготовил М.Л.Гаспаров . М., Наука, 1975, с. 75-76
Перевод Л.В.Гинзбурга :
Колесо Фортуны. Стихи немецких поэтов в переводе Льва Гинзбурга , М., Прогресс, 1976

velut Luna
statu variabilis,
semper crescis
aut decrescis;
vita detestabilis
nunc obdurat
et tunc curat
ludo mentis aciem;
egestatem,
potestatem,
dissolvit ut glaciem.

Sors immanis
et inanis,
rota tu volubilis,
status malus,
vana salus
semper dissolubilis;
obumbrata
et velata
mihi quoque niteris;
nunc per ludum
dorsum nudum
fero tui sceleris.

Sors salutis
et virtutis
mihi nunc contraria;
est affectus
et defectus
semper in angaria.
hac in hora
sine mora
cordae pulsum tangite!
quod per sortem
sternit fortem,
mecum omnes plangite!

О Фортуна,

Лик твой лунный
Вечно изменяется:
Прибывает,
Убывает,
Дня не сохраняется.
То ты злая,
То благая
Прихотливой волею;
И вельможных,
И ничтожных
Ты меняешь долею.

Мощным лётом
По высотам
Колесо катящая,
Неминучесть,
Нашу участь
Так и сяк вертящая,
Жил я славно,
Но злонравно
Ты меня покинула:
Скрылось благо,
Тело наго,
Вся отрада минула.

Случай правит,
Случай травит
Нас с жестокой страстию:
В твоей власти
Наше счастье
И в твоей — несчастие.
Гряньте в струны
Песнь Фортуны,
В лад со мною сетуя —
Все, что ложно,
Ненадежно,
Слейте с песней этою!

Колесо Фортуны

Слезы катятся из глаз,
арфы плачут струны.
Посвящаю сей рассказ
колесу Фортуны.
Испытал я на себе
суть его вращенья,
преисполнившись к судьбе
чувством отвращенья.
Мнил я: вверх меня несет!
Ах, как я ошибся,
ибо, сверзшися с высот,
вдребезги расшибся
и, взлетев под небеса,
до вершин почета,
с поворотом колеса
плюхнулся в болото.
Вот уже другого ввысь
колесо возносит...
Эй, приятель! Берегись!
Не спасешься! Сбросит!
С нами жизнь - увы и ах!
поступает грубо.
И повержена во прах
гордая Гекуба.


--

Продолжение.

Источники:
Основной текст на основе статьи: В.И.Уколова. Фортуна в мире западного Средневековья // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. 2005 С. 174—184 .
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./Гл.ред. С.А.Токарев. - М.:НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - Т.2, с.571
Carmina Burana:
Carmina Burana в переводах М.Л.Гаспарова http://miram.livejournal.com/157096.html
Латинский текст с переводом на английский:

Фортуна – Богиня Счастливого Случая

Богиня Фортуна – покровительница счастья, удачи и случая, одно из наиболее почитаемых римлянами и италиками божеств. От нее зависели не только люди, но даже боги. В классическое время Фортуна идентифицировалась с греческой богиней Тихе. Первоначально Фортуна являлась богиней урожая (об этом свидетельствует происхождение ее имени - от глагола «ferre», в переводе «носить»), земледелия, плодородия, а также плодовитости и материнства. Фортуна была защитницей женщин и покровительницей рожениц. Как богиню урожая Фортуну почитали все земледельцы, а ее праздник, приходящийся на одиннадцатое июня, совпадал с днем богини плодородия и деторождения Матер Матуты.

Фортуне с эпитетом «девственная» посвящали свою одежду невесты. Культ богини, как защитницы женщин, был введен матронами в благодарность за то, что по их просьбе Кориолан пощадил Рим. Считалось, что она покровительствовала только тем женщинам, которые были замужем лишь один раз.

Впоследствии, возможно, под влиянием пренестинского культа Фортуны Примигении («первородной»), Фортуна стала богиней судьбы, счастливого случая. Введение культа Фортуны связывалось с царем Сервием Туллием, ставшим благодаря любви Фортуна из сына рабыни царем и воздвигшим ей несколько святилищ. Когда появился храм женской Фортуны, первый храм стали называть храмом Фортуны мужской. Храм Фортуны, находившийся на одном фундаменте с храмом Матер Матуты, другой италийской богини, был обнаружен археологами в ходе раскопок 1937-1977 годов на том самом месте, где его поместила античная традиция. И он действительно относится ко времени Сервия Туллия, к середине шестого века до нашей эры. В третьей четверти шестого века до нашей эры он был разрушен, его площадка выровнена и на ней воздвигнут новый храм. Так археология подтвердила легенду о враждебности преемника Сервия Туллия Тарквиния Высокомерного к начинаниям своего предшественника.

Фортуну почитали как «судьбу сегодняшнего дня», «судьбу данного места», «судьбу частных дел», «общественных дел», «мужской судьбы», «женской судьбы», «милостивую» и так далее. Из надписей императорского времени известно о существовании алтарей Фортуны-покровительницы, воздвигнутых отдельными легионами, корпорациями, ремесленными коллегиями, фамилиями, лицами, где она фигурировала вместе с пенатами. Таким образом, Фортуна является как покровительницей отдельного человека, так и, например, целого легиона.

Богиня изображалась на монетах почти всех римских императоров. Ее культу были близки культы Фелицитас - персонификация счастья, Bonus Eventus - хорошего исхода, Mens Bona - стойкости духа. Сближалась Фортуна также с Исидой и Немесидой. Фортуна Примигения (Перворожденная) - богиня, которой первой из богов посвящали ребенка. Фортуна Публика (или Фортуна римского народа) - богиня-покровительница Римского государства. Фортуна Привата - богиня-покровительница семьи. Дифференциация культа привела к появлению Доброй Фортуны (Фортуна Бона) и Злой Фортуны (Фортуна Мала), Фортуны Постоянства (Фортуна Маненс), Фортуны данного дня (храм ее в Риме освящен в конце второго века до нашей эры) и так далее. Появился и культ Фортуны Пантейи (всех богов).

Плиний Старший писал: «По всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, ее одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. С бранью почитают ее изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех рассчетных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу».

Фортуну изображали с рогом изобилия, сыплющей монеты, и с веслом, как «кормчего» человеческой жизни», иногда на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) с повязкой на глазах. Другие, менее распространенные ее атрибуты: игральные кости и узда. Изображения Фортуны помещались на монетах, печатях, амулетах, бесчисленных памятниках искусства. Обычно на всех изображениях Фортуна предстает обнаженной и крылатой.

Уже в античную эпоху с Фортуной ассоциировалось и колесо. Боэций в «Утешении Философией» описывает колесо Фортуны, которое поднимает падших и унижает возгордившихся. Фигура, полная надежды, карабкается на одну сторону колеса, у другой фигуры, восседающей на вершине колеса, надета корона, в то время как на другой стороне колеса (опускающейся) фигура в лохмотьях катится вниз, и, возможно, четвертая лежит, повергнутая, на земле. Каждая может сопровождаться надписью: «Regnabo», «Regno», «Regnavi» и «Sum sine regno», что значит «Я буду царствовать», «Я царствую», «Я царствовала», «Я без царства».

Существует два основных европейских образа богини: античная Фортуна - богиня непостоянства, возрожденная в эпоху Ренессанса и средневековая Госпожа Удача, вращающая свое колесо.

Для Горация Фортуна, помимо всего прочего, была «вод госпожой», которую боятся мореплаватели. Таким образом, на изображениях она может иметь руль, вздымающийся парус - намек на непостоянство ветра. Она также может сидеть верхом на раковине или на дельфине или держать модель корабля.
Таблица Соответствий

Имена: Примигения, Публика, Привата, Бона, Мала, Мансенс.
Символы: колесо, шар, рог изобилия, монеты, крылья.
Элемент: воздух.
Камни: авантюрин, бирюза, изумруд, янтарь.
Цвета: золотой, желтый, зеленый.
Музыкальный Инструмент: систр, тамбурин.
Запахи: ваниль, иланг-иланг, апельсин, кедр, сандал, мелисса.
Алтарь Богини

Фортуна может быть как предвзятой, так и беспристрастной. Она может изменить жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. Для того, чтобы добиться расположения переменчивой богини, можно попробовать установить у себя дома ее алтарь. На него следует поместить модель колеса Фортуны (лучше сделать ее своими руками) или же изображение самой богини. С двух сторон от изображение стоит поставить две свечи золотого цвета. Алтарь следует украсить золотыми и желтыми лентами и разбросать по нему несколько монеток. Каждой утро следует воскурять благовоние на алтаре в чести богини. Лучшими запахами будут сандал, иланг-иланг или ваниль.
Утренняя Молитва Богине

Великая Фортуна, богиня счастливого случая,
Я прошу твоей помощи,
Пусть этот день принесет мне удачу,
Пусть все мои начинания будут успешными.
Благослови этот день, великая богиня.
Да будет так.
Инвокация Фортуны

Великая Фортуна, вестница удачи,
Я прошу тебя сегодня: приди ко мне,
Спустись в мой магический круг.
Приди ко мне золотым светом,
Принеси с собой удачу.
Я зову тебя, богиня, в этот день
И в этот час: приди ко мне
Ярким лучом с ясного неба.

Когда фортуна даст затрещину,
не надо нос уныло вешать,
не злись на истинную женщину,
она вернётся, чтоб утешить.

Фортуна - это женщина: уступка
ей легче, чем решительный отказ,
а пластика просящего поступка
зависит исключительно от нас.
Культ Фортуны (слово «fortuna» произведено от «ferre» – носить, вынашивать)— древнеримской богини удачи - один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (новенсилы, лат. di novensidenses). Римское предание содержит ясное представление только о поздней Фортуне, тождественной древнегреческой Тюхе (Тихе) — богине случая, символизирующей неустойчивость мира. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддаётся определению. На основании характера праздника Fortis Fortunae и времени его проведения делались выводы, что первоначальное значение богини было земледельческое — обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца.

Праздник Fortis Fortunae был связан с земледелием и отмечался 24 июня . Другой характер имеет Фортуна скотного рынка; её тесная связь и соседство с Матер Матута (лат. Mater Matuta) позволяют думать, что, как и Матута, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение её с Пудицитией (англ.)русск. (лат. Pudicitia), и обычай невест приносить в дар этой Фортуне Девической (лат. Fortuna virginalis) свои девические платья. Той же богине посвящён был другой храм на Латинской дороге, основанный, по преданию, Кориоланом, где богиня почиталась под именем Фортуны Женской (лат. Fortuna muliebris). Такое же отношение к женщинам видно и в культе Фортуны Мужской (лат. Fortuna virilis), которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество её совпадало с праздником в честь Венеры. Таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия, она покровительствовала противоположным качествам женской природы.

Культ Фортуны заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились её храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Primigenia от лат. "Первенец", то есть перворожденная дочь Юпитера. Ей первой посвящали новорожденных. Она считалась также покровительницей всего римского народа. Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть греческого влияния.

По преданию, культ Фортуны установил Анк Марций (или Сервий Туллий) из благодарности за то, что, будучи сыном рабыни, стал римским правителем. Древнейшими храмами её были fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae, на Бычьем форуме (forum boarium) в Риме. Первый храм Fortuna primigenia посвящён был, в 194 г. до н. э., на Квиринале; вскоре тут же возникли ещё один храм той же богини и храм Fortuna publica, поэтому местность стала называться ad tres Fortunas. Около 101 в Риме был построен храм Фортуны huiusce diei — божества, гарантирующего счастливый исход данного дня; ещё раньше, в 180 г., посвящён был диктатором Кв. Фульвием Флакком храм Фортуны equestris богине — покровительнице римской конницы, в память счастливой кавалерийской атаки в кельт Иберской войне 180-го г.
Характер богини, как покровительницы женщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий (sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим.

Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что даёт право заключить, что культ прэнестинской богини перешёл в культ богини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определённых лиц, групп, учреждений, дней, времён года и т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей.

В виду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона, особенно когда пала вера в древних богов, и почитается под тысячами имен и прозвищ. Как божество, одаривающее смертных постоянным счастьем или даже несчастьем, Фортуна впоследствии стала объектом пылкого поклонения людей разного состояния и возраста. Изображению Фортуны приспособляется к целому ряду персонификаций, стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas, Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к её типу. Как богиню счастья ее уважали под именем Фортуна Бона (Добра), Феликс (Счастливая), Бланда (Доброжелательная). Постоянное счастье олицетворяла Фортуна Маненс, сомнительное - Фортуна колею, кратковременное - Фортуна Бревис и тому подобное. Фортуна Вирилис была покровительницей мужчин (юноши посвящали ей бороду после первого бритья и называли ее фортуна Барбато - Бородатая). Впоследствии, во время морального упадка римского общества Фортуне считали также богиней семейного счастья мужчин и женщин. Фортуна Вирго (Виргиналис) была опекуншей девушек, фортуна Либерум - детей; Фортуна Маммоза пользовалась почетом римского пролетариата. Патриции почитали Фортуну Патриция, простой народ - Фортуну Плебеям, класс всадников - Фортуну Эквестрис, а римские императоры поклонялись Фортуне Цезарис или Фортуне Август - покровительнице императорского рода. Фортуна Дукс помогала римским воинам побеждать врагов. Император Август, закончив войны на Востоке, поставил ей жертвенник под названием «Фортуна Редукс» - «Фортуна счастливого возвращения». Фор­ту­на была люби­мым боже­ством Сул­лы: ей, а не себе и не сво­ей муд­ро­сти, он обыч­но при­пи­сы­вал всю сла­ву мно­гих сво­их успеш­ных свер­ше­ний, и, в знак это­го, при­нял имя Felix (Счаст­ли­вый). Этой непо­сто­ян­ной богине рим­ляне дава­ли мно­го раз­лич­ных имен.

Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего в I в. н. э.: «по всему свету, повсюду в любое время дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну превозносят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей насчёт ставится и дебет и кредит, и во всех расчётных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу ».

Храм Фортуны в Эскусе (современное состояние)
Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всей римской империи; её изображение появляется в домашних святилищах,

Дупондий (монета в 2 аса) Дидия Юлиана

Elagabalus Denarius

Тит Флавий Веспасиан, 69–79. Ауреу

Септимий Север, 193–211. Ауреус
на монетах и ещё чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе с Меркурием — таким же богом материальной выгоды и удачи — на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и так далее. Популярности богини содействует и то, что она входит, как официальная составная часть, в культ императоров, под именем Фортуна Augusta, наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до н. э. пользуется Г. Redux. Культ Фортуны сохраняет своё официальное значение и после Августа, до поздних времён империи.

В силу всеобъемлющего её значения с нею легко сливаются другие божества; так с Фортуной часто отождествляли с завоёвывающей себе в Риме, начиная с I в., огромную популярность Изидой, которая способствовала плодородию, материнству, жизни и здоровью и покровительствовала путешественникам на море, и греческой богиней справедливого возмездия Немесидой; появляется даже прямое олицетворение её всеобъемлемости — культ Фортуны Пантеи (F. Panthea) - Фортуны всех богов.


Изображали Фортуну (на монетах, геммах, фресках, скульптурах и т.д.) обыкновенно в виде одетой женщины, которая держит в одной (обычно левой) руке рог Амальтеи (рог изобилия) и рассыпает монеты, или весло, как "кормчий" человеческой жизни", а в другой - свой главный атрибут — колесо - символ преходящего счастья. Иногда она представлена стоящей на шаре или опирающейся на него (или упирающей в него колесо). Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, например, корабельного носа (Fortuna navalis). По Плутарху, Фортуна, прибыв в Рим, сбросила крылья, сняла обувь и сошла с шара счастья с выразительным намерением навеки остаться в столице.

Апулей в романе «Метаморфозы» (II в. н. э.), утверждал: «Мужи древней еще мудрости считали Фортуну слепой, поистине безглазой и такой её и изображали. Она всегда дарами своими осыпает дурных и недостойных, в выборе смертных руководится не рассудительностью. ...внушает нам превратные, противоречащие действительности мысли... негодяя увенчивает славой...». Поэтому богиню Фортуну в классическом искусстве часто изображают безглазой либо с завязанными глазами, а счастью, удаче традиционно приписывают слепоту и даже безнравственность.

Известны латинские пословицы

  • «Fortuna caeca est» - «Судьба слепа»;
  • «Fortuna favet fortibus» - «Счастье способствует отважным»;
  • «Fortuna fortes metuit, ignavos prernit» - «Судьба боится храбрых, угнетает пугливых» и др.


Упоминания о колесе Фортуны (судьбы, удачи) встречаются с античных времен, Фортуна изображалась с ним наряду со сферой или шаром. Боэций (ок. 480-ок. 542) в «Утешении Философией» описывает колесо Фортуны, которое поднимает падших и унижает возгордившихся. Фигура, полная надежды, карабкается на одну сторону колеса, у другой фигуры, восседающей на вершине колеса, надета корона, в то время как на другой стороне колеса (опускающейся) фигура в лохмотьях катится вниз, четвертая лежит, повергнутая, на земле. На ободе колеса Фортуны надпись: Regnabo, Regno, Regnavi, Sum sine regno (лат. – Я буду царствовать, Я царствую, Я царствовал, Я без царства). Эта аллегория получила распространение в средневековье и более поздних периодах. Изображения колеса Фортуны можно встретить в манускриптах, в гравюре, медалях и монетах. Фортуна или стоит на колесе, или оно рядом, либо она крутит колесо.
Albrecht Dürer, Fortuna, 1502
Martin Rota, 1572
Jost Amman, 1579
Якоб де Гейн II (1565 - 1629).
Фортуна. 1596-1597. Гравюра.
Pietro Testa. 1656

Giuseppe Maria Mitelli, 1692
Edmé Jeaurat, 1733
Pierre Michel Alix, ок 1780/90

Louis Lafitte, 1812-1813
Filippo Calendi, 1849
Edward Burne-Jones. The Wheel of Fortune. 1883
Фортуна (Удача) имеет два аспекта: античная богиня непостоянства, возрожденная в эпоху Ренессанса; она одаривает своих избранников наугад; и средневековая Госпожа Удача, вращающая свое колесо. Фортуну также изображают обнаженной и обычно крылатой.

Парс Фортуны - особая точка гороскопа, обозначающаяся символом Земли - считается счастливой точкой, символизирующей гармонию, успех и отсутствие проблем. В книге «Радость и точка Фортуны» астролог Мартин Шульман пишет: «Парс Фортуны символизирует ту область в гороскопе, где в глубине души каждый из нас знает, что не должен отказываться от своих идеалов». Математически он вычисляется по формуле:
ASC + Луна – Солнце (дневное рождение)
ASC + Солнце – Луна (ночное рождение)
Аль-Бируни (973-1048), математик, астроном и ученый XI века, был самым большим сторонником этой системы прогнозирования, использовал в общей сложности 97 арабских парсов, которые широко используются для астрологических консультаций.

Фортуна Manara Erotic Tarot
Сакральный смысл карты. Вечное вращение, вечное движение, времена проходят, жизнь меняется, меняется наше отношение к ней и мы сами. Первое из ранних Колес Фортуны подписано следующими словами: «Тарот говорит о законах Хатор». Хатор, египетская богиня перемен, произошла от древней Матери богов Изиды, чьим символом было Колесо. Сам круг конечно же древний символ женщины, символизирующий целостность.
Роберт Грэйвс связывает Колесо с кельтской богиней Арионод и ее серебрянным колесом, отражавшим вход и выход из лабиринта смерти и возрождения – древнюю вращающуюся дверь между этим миром и тем. Кельтские надписи этой двойной спирали, такие как в Нью‑Грендж в Ирландии (2500 г. до н. э.), выражали эту идею вечно вращаемого Колеса жизни.
В буддизме Колесом жизни является Сансара – никогда не кончающееся, возникающее вновь и вновь колесо иллюзии, которое олицетворяет физический и эмоциональный мир чувств. Буддисты верят, что из этого колеса можно сойти, выйдя за пределы физического и эмоционального миров.
По контрасту с этим религия Богини предлагает войти в согласие с Колесом, познав причины и следствия, сознательно направляя ход своей жизни. Фортуна (богиня удачи), Хатор, Изида – это положительные образы Великой Матери мира, которая дает жизнь, ведет к целостности и сближается с нами на закате жизни. Ее может воплощать Время, словно Колесо Фортуны – это часы судьбы, отражающие преобразования, которые можно ожидать по ходу жизни. Религия Богини рассматривает нас не как заключенных Колеса (версия буддистов), а как участников Судьбы, свидетелей индивидуального и коллективного творчества.
Из трактовки Аркана по Кроули: столетиями Колесо Фортуны толковали как карту доброй судьбы и удачи. Но это верно лишь отчасти.
Колесо Фортуны — это еще и карта неудачи, и карта удачи, которая вот-вот нам улыбнется, и карта удачи, которая вот-вот отвернется от нас. Что можно сказать о Фортуне наверняка? Только одно: она непостоянна. «Данная карта, — подчеркивает Кроули, — изображает Вселенную в аспекте постоянных перемен». Какой же аспект этого Аркана отражен в Зеркале Manara Erotic Tarot? Попробуем разобраться. Девушка любуется собой в зеркале. Все пространство заполнено ее образами. В ее мире есть только она. Любой партнер теряется в свете ее достоинств. Судьба балует ее, исполняет любые прихоти. У нее нет сомнений в собственной безупречности. Ботинки на высоких каблуках указывают на уровень ее притязаний, ее уверенность в себе. Умножение ее образов в зеркалах символизируют расширение ее вовне – заполнение собой всего пространства.
В негативном проявлении: Самолюбование, переходящее в нарциссизм. Выпадение из основных социальных тенденций, злоупотребление удачей или расчёт целиком на удачу без личных усилий, различные формы зацикленностей, патологическая нехватка времени (цейтнот), нарушение сроков, спешность, бешеный темп жизни (как белка в колесе).
Таро эллинских богинь
Когда при чтении вы получаете эту карту, она предполагает, что ваша жизнь находится в руках Судьбы – Фортуна улыбается вам, вы можете отдаться на волю потока, и тогда в вашей жизни появится нечто значительное – какие‑то большие события. Представьте себя на чертовом колесе, которое несет вас к вершине мира, и вдруг вы становитесь его высшим проявлением. Хотя Судьба не предполагает контроля над жизнью (когда чего‑то захотел, и вот это уже работает), богиня Фортуна решает какому событию какое время. Колесо Фортуны означает высшую точку; желание; вхождение в истину; проявление в реальности чего‑то уже предвкушаемого. Образ Матери мира подчеркивает циклическую природу времени и излечения, а не фокус на «высотах» и «законах», который предлагает традиционный Таро. Каждая точка зодиакального колеса является позитивной и потенциально счастливой; каждая позиция имеет свой смысл и в любое данное время может войти в соприкосновение с вашей жизнью. Возможно, медитируя на двенадцати домах и аспектах, вы найдете на Колесе свое положение и получите глубокое понимание того периода, который вы проходите. Вы можете сравнить свою астрологическую «карту» с Колесом Матери мира и узнать планетарные соответствия.


Колесо Фортуны - привлекает благополучие и удачу в жизнь в выигрышах лотерей, казино, азартных играх и просто в жизненных ситуациях, когда все зависит от везения, наделяет человека везением даже тогда, когда кажется, что весь мир против вас.

В 2000 году немец Клаус-Юрген Вреде разработал настольную стратегически-экономическую игру немецкого стиля (т.е. с относительно простыми правилами, небольшой или средней продолжительностью партии, довольно высоким уровнем абстракции, большим взаимодействием игроков) Каркассон, которая в 2001 году была удостоена награды «Игра года» в Германии. Игра заключается в пошаговом собирании игрового поля и размещении на нём фишек своих подданных. В зависимости от того, на какую местность поставлена фишка, она становится рыцарем, крестьянином, монахом или разбойником.


Солдат удачи – это человек, шагающий по жизни в поисках удачи и целиком полагающийся на неё. Часто употребляется для определения человека, который воюет под флагом какой-либо страны ради денег, другой экономической выгоды (наемник) или любви к приключениям (сталкер). Лицо, вступающее в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений (и не принадлежит к так или иначе заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе) и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради выгоды.
Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 г. Наёмником считается лицо, которое:
  1. специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;
  2. фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
  3. принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;
  4. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  5. не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
  6. не послано государством, которое не является стороной находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.
Исходя из этого определения, ни солдаты Иностранного легиона французской армии, ни военнослужащие частей непальских гуркхов британских вооружённых сил не являются наёмниками, так как хотя эти части и сформированы из иностранцев, но их вознаграждение не соответствует вознаграждению обычных военнослужащих. Получение Французского гражданства является «вознаграждением», превышающим вознаграждение обычных военнослужащих.

Кроме фортуны есть и другие богини приносящие удачу.


Прекрасная Аши - это богиня удачи из Иранской мифологии. В отличие от Фортуны, эта девушка добра и мила. Она всегда придет на помощь нуждающимся. Аши наделяет своих избранников землями, богатствами, удачей и другими полезностями. Поэтому её очень почитают и восхваляют. Вот такая авторитетная богиня.
Лакшми
Если, будучи в Индии по каким-либо делам или просто в отпуске, вы вдруг увидите прекрасную девушку в золотом лотосе да ещё с четырьмя руками, то совсем не нужно удивляться столь неординарной даме. Это Лакшми - индийская богиня удачи, счастья, изобилия, процветания и богатства. Очень почитаемая и всеми любимая. Поэтому просите у неё сразу всё вышеперечисленное. Но никаких приставаний! Девушка замужем. И не абы за кем…

Среди народов Балтии почитаема Лайма . Как вы все догадались, это не только певица Лайма Вайкуле. Конечно, это ещё знаменитая богиня судьбы и удачи. Лайма солидарна с другими женщинами. Имеет множество подруг, которым помогает по-своему, по-женски. Где советом, а где и посерьёзнее. Во время родов, например.


Ну и, конечно, наша родная - русская девица-красавица Среча . Эта богиня на Руси приносила людям счастья и удачу. Но только если хорошо попросишь. Никогда не знаешь, что у неё на уме. Очень загадочная особа.
Доля (Cpeчa (серб.), Счастье, Удача, Оресница, Наречница, Рожделница, Суденица, Встреча, Устрьча, Fortuna (лат.), Лахесис (греч.), Лайма (лит., латыш.), Верданди (сканд.)) - Богиня счастливой судьбы, удачи. Младшая сестра Мокоши и Недоли. Покровительница женщин, бывших один раз замужем.Доля, Среча, Сряшта, Встреча, Счастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши-Яги, матери жребия, Ягишна (Голубиная книга, Афанасьев, сербский эпос) .ДОЛЯ — богиня удачи, сестра Макоши и Недоли. Доля - помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется в облике красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. Не любит ленивых да нерадивых, хотя поначалу дружбу заводит с каждым - потом разберется, и от не понравившегося ей уйдет. Недоля - злой дух, враг Доли. Стремится нанести вред человеку. Не разбирается, кто хорош, кто плох. Стоит человеку оступиться, разувериться в своих силах - Недоля тут как тут. Старичок, с виду немощный, невзрачный, но цепкий, хваткий; или старуха коварная. Как пристанет Недоля - уж надо потрудиться, чтобы от нее отбиться. Если человек с долей не поладил, значит, сам себе навредил - жди Недолю в гости. Бывает, что Недоля наказывает человека за грехи его предков.

А вам кто приносит удачу? Тоже прекрасная богиня?




Top