Сценарий посвященный году малой родины. Сценарий вечера день края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лесноуколовская основная общеобразовательная школа»

Красненского района

Белгородской области

Методическая разработка

урока нравственности

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Разработала и провела

учитель начальных классов

Ванюнина К. И.

2015 г

Тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Цели:

    способствовать формированию активной гражданской позиции воспитанников;

    содействовать воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине, к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Оборудование:

    компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;

    презентация «Край родной»;

    рисунки детей.

Форма проведения: урок - «путешествие» по страницам истории родного края

Ход занятия

Эпиграф:

Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

    Вступление.

Поздравление учащихся и родителей с праздником 1 сентября.

    Сообщение темы занятия.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

    Путешествие по страницам истории родного края.

1 страница – Наша Родина – Россия.

    Беседа

Учитель :

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? (страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки) Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Учитель : Откуда произошло слово РОДИНА?

Ученик Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Учитель : Подберите однокоренные слова к слову родина. (Род, родня, родственник, родители, родословная, народ и т.д.)

    РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

    РОДИЧ – родственник, член рода.

    РОДНЯ – родственники.

    РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

    РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

    НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Ребята, а кто из вас сможет показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошел ваш род.

Откуда появилось такое название – «Россия?»

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Продолжаем разговор о нашей Родине.

Как называется наше государство?

Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

Учитель : Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Назовите главный город нашей страны.

2. Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина?”

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

(Показ слайдов о России)

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома.

Словом, малая Родина у каждого своя!

3.Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая.
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

2 страница - город Белгород

Учитель: Как называется наша область? (Белгородская)

Сколько лет ей исполнится в этом году?

(Показ слайдов достопримечательностей города Белгорода

3 страница – село Лесное Уколово

Учитель: Ребята, а кто знает, почему наше село называется Лесное Уколово?

    Сообщение учащихся о родном селе Лесное Уколово .

Ученик: Самая крайняя, самая восточная сельская территория Белгородской области Лесноуколовское сельское поселение . По народному преданию село существует более восьми ста лет. Первый поселенец звался Уколом, который поселился на поляне у родника в густом лесном массиве. К месту поселения прижилось название Лесное с добавлением по имени первопоселенца Укола. Как село с церковью Лесное Уколово известно с 1730 года (280 л.); оно иногда называлось просто Уколово» (Белгородская энциклопедия). Каменная Рождественская церковь, построенная в селе в 1830 г., - краса и гордость не только Лесного Уколова, но и всего Белогорья. Свое высокое предназначение этот Божий храм исполнял во все, даже самые тяжелые времена. Служил поддержкой и опорой простым русским людям, вселяя в них веру и надежду... Перепись 1859 года насчитала в с. Лесное Уколово 219 дворов и 1625 жителей (793 муж., 832 жен.). В начале 1880-х гг. в селе было уже более двух с половиной тысяч крестьян, 356 дворов, 2348 десятин земли плюс 522 десятины леса.

Ученик: В 1885 г. в Лесном Уколове открыли церковно-приходскую школу - первую в округе; в школе у одной учительницы занималось 30 мальчиков и 15 девочек. По данным 1905 г. в Лесном Уколове Красненской волости - 440 дворов, 2810 жителей, две школы (123 ученика); 30 ветряных мельниц, 7 пасек (286 ульев), торговые лавки.

На первую мировую войну из 3100 жителей в Лесном Уколово был призван каждый четвертый. В этом году исполняется 100 лет начала Первой мировой войны . Много солдат из нашего села воевали в этой войне. Клеймёнов Максим Иосифович – награждён Георгиевским крестом.

В настоящее время в состав Лесноуколовского сельского поселения входят три населённых пункта: Центральная усадьба - село Лесное Уколово, два хутора: Гончаровка и Новый Путь. Площадь территории – 4210 га,

Количество жилых домовладений – 327.

Проживает сейчас 844 человека.

(Показ слайдов о селе Лесное Уколово)

2. Наши улицы

Учитель:

- Ребята, перечислите названия улиц нашего села.

(Лесная, Широкая, Дмитровка, Осиновая, Новая, переулок Масленникова…)

- А почему они так называются?

Учитель: Лесное Уколово – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди . Среди них есть учёные, передовики производства, заслуженные учителя, врачи.

Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

3. Рассказ учащихся о наших знаменитых земляках (показ слайдов)

Федосов Василий Игнатьевич - учёный.

Ануфриев Александр Иванович – учёный.

Бессмельцев Николай Егорович - награждён Орденом Ленина, бывший директор совхоза Троицкий Белгородской области.

Клеймёнов Иван Максимович – тракторист, награждён орденом трудового Красного Знамени

Дыбов Тимофей Павлович – тракторист, награждён орденом трудового Красного Знамени.

Манаева Валентина Семёновна – Заслуженный учитель РФ.

Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село.

4. Работа с пословицами (объяснить смысл пословиц)

Наш народ сложил немало различных пословиц, в том числе и о родине.

    На чужой сторонушке рад родной воронушке.

    Где родился – там и пригодился.

    Без корня и трава не растёт.

А есть еще одна пословица “ Всяк кулик свое болото хвалит ”. Как вы думаете, почему я ее вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?

Кулик хвалит болото, потому что он там живет, там есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня будем хвалить мир, в котором мы живем. А мы живем в Лесном Уколове, в Белгородской области, Красненском районе, а село Лесное Уколово – это наша малая родина.

Недаром говорят: «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

    Выставка рисунков «Моя Родина»

Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети, готовясь к уроку.

В нашем селе нет таких красивых зданий, какие есть в Москве. Но в нашем “маленьком уголке” очень красивая природа.

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

IV . Итог урока.

    Вывод

Наш классный час подошёл к концу. Сегодня мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашей страны, а сколько всего интересного ещё предстоит узнать. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.

Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

Ребята! Любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка.

    Чтение стихотворения Е. Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.

V . Домашнее задание

Сбор материала о родном селе.

Кто были первые жители деревни?
– Чем занимались мужчины, женщины?
– Участники первой мировой войны.

Спасибо всем, кто принял участие в нашей работе.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ПЕНЗА»

начальные классы

Кл.руководитель: Пчелинцева Ирина Вячеславовна

Цель:

способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся, воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине, к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Задачи:

    Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

    Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

    Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

    Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

    Содействовать моральному развитию детей.

Ведущий:

Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!»

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Ведущий:

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик:

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик:

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…

(так писала о пензенском крае наша поэтесса Матрёна Смирнова)

Звучит гимн города...

2.

Ведущий:

Пензенская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее.

Было это в семнадцатом веке. Пришёл сюда человек. Вышел к крутому обрыву. И встал очарованный красотой. Перед ним за извилистой лентой реки простерлась зелёная долина. По – хозяйски осмотрел человек местность, прикинул и сказал:

- Здесь стоять крепости государства Московского.

Так на юго-восточной границе Московского государства в 1663 году возникла Пенза. Более трёхсот лет стоит она здесь на берегах Суры. А вокруг на сотни километров – её земля. И её люди.

Ученик:

Стук топоров из тьмы столетий

Мне часто слышится во сне,

Как возводились стены эти, -

Рождался город на Суре.

Рубили лес, он пах смолою,

Смола катилась, как слеза.

Горели удалью младою

Градостроителей глаза.

Издалека они скакали,

Чтоб выполнить царёв наказ.

Для града место выбирали

И холм высокий повстречали –

Он выше всех в краю у нас.

И по душе пришлось им место

У двух красивых тихих рек.

Цвела черёмуха – невеста,

Как будто падал первый снег.

И холм лесистою макушкой

Шумел под вешним ветерком.

И спорил соловей с кукушкой

О чём-то близком, дорогом.

Вот здесь мы новый град построим, -

Решили воины тогда.

Ученик:

Был много – много лет назад

На сей земле основан град,

Стеной высокой обнесён.

Был град тот Пензой наречён.

Ученик:

Здесь над сурской волной

Вырос город родной,

И людьми

И делами красивый.

Здесь мы все рождены,

В середине страны,

Возле самого сердца России.

Ведущий:

Многое повидала Пензенская земля за свою историю! Из уст в уста, из поколения в поколение передаёт народ, славные были Пензенского края.

О чём они? Одна повествует, как из-под Симбирска от Степана Разина пришёл сюда отряд донского казака Харитонова, как посадские и служилые люди, видя в нём своего избавителя, открыли ему в 1670 году крепостные ворота Пензы.

Другая – о том, как в семи километрах от Пензы в небольшой деревеньке Ухтинке раскинул свой лагерь Емельян Иванович Пугачёв. Три августовских дня 1774 года провёл он здесь. Сюда пензенские крестьяне приводили к нему на суд своих мучителей – помещиков.

Ведущий:

А сколькими славными именами гордится земля пензенская! Известные всему миру учёные: создатель «русского солнца» - электрической свечи – П. Н. Яблочков, ботаник А. Н. Бекетов и его брат – пионер физической химии – Н. Н. Бекетов, выдающийся хирург Н. Н. Бурденко, историк В. О. Ключевский. Писатели: основоположник русского исторического романа М. Н. Огарёв, А. И. Куприн, Александр Малышкин, Фёдор Гладков. Художники: академик живописи К. А. Горбунов, И. С. Горюшкин – Сорокопудов; видные военачальники: комиссар Волжской флотилии периода гражданской войны Н. Г. Маркин, маршалы Советского Союза М. Н. Тухачевский и Н. И. Крылов, дважды герой Советского Союза генерал – лейтенант В. А. Глазунов.

И ещё два великих имени: Белинский и Лермонтов… Они оставили нам неугасимый свет разума и таланта.

Ученик:

И если как – нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

(Так писал М.Ю. Лермонтов о малой Родине)

Ведущий:

Пензенская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Пенза не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым городом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Пензенская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин, оставив на колонне дымного поверженного рейхстага надпись: «А мы из Пензы!»

Вот такие строчки написала пензенская поэтесса Лариса Яшины о суровых военных годах.

Ученик:

А суровой порой

Город встал в общий строй,

Хоть и был тыловой городишко.

И снаряды – на фронт,

И «катюши» - на фронт,

И на фронт за отцами мальчишки.

Ой, родная земля!

Раны, госпиталя…

Люди горе в избытке узнали.

Вот ещё самолёт,

На Берлин танк пойдёт,

Против ворога миром восстали!

А салютов огни!

Так похожи они

На горящую в сердце отвагу.

И как вечности знак,

Начертил наш земляк:

«Мы из Пензы!» - на стенах рейхстага.

Ведущий:

В любое время года Пензенская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.

Ученик:

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

Звучит песня в исполнении анс. « Домисольки» (Город мой родной)

Ведущий:

Сегодня Пенза – дом почти для полумиллиона человек…

Мирное небо голубеет над городом. Здесь играют веселые свадьбы и дают красивые имена детям, слушают их смех, дарят любимым цветы…В этом – молодость воспетого в песнях города на Суре. Она - в его людях, которые творят замечательную новь, строят светлое будущее, приумножают славу отцов и дедов, украшают и преображают свой родной край. Именами славных земляков благодарные потомки назвали улицы города и села области, соорудили памятники.

Звучит песня В. Огарёва « О Пензе»

Фестиваль «Веер из песен и слов». Село Урейск. 2017 год. Февраль.

Сценарий концерта «Живи, мое село!»

ФАНФАРЫ.

Добрый день, дорогие земляки!

Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня на вашей сцене вас приветствуют и дарят вам свое искусство любители творчества из Нарасуна!

Мы рады приветствовать жителей Урейска, организаторов и участников межпоселенческого фестиваля «Веер из песен и слов»!

ПЕСНЯ «Живи, село родное!». Музыка и слова А. Ванюкова. Исп. Вокальная группа

Тоскую я о Родине своей:

Мне кажется, что нет земли дороже.

Мой край неприхотливых тополей,

Где даже жизнь сама намного строже.

Во все века, в любые времена

Мы Родину, как мать, не выбираем

Дается волей Божьей нам она,

Рождаемся на ней и умираем.

Нашу программу сегодня мы посвящаем нашей малой родине, нашему родному селу Нарасун.

2017 год – юбилейный для нашего села, Нарасуну исполняется 290 лет! А продолжает нашу программу самая маленькая участница концерта

Румянцева Юлия с песней композитора Костина «Ягода малина, ягода черника»

Когда – то давно, около трех веков назад, в пойме Онона появились русские казаки, они основали наше село.

А эти приононские места были тысячелетней обителью местных народов. И с тех пор началась многовековая история соседства, совместной деятельности, близкого сосуществования двух народов.

Трухины, Перфильевы начало заложили,

Появился Нарасун, и люди здесь зажили.

Сеяли, пахали, и скот растили дружно,

Братскою семьею жить им было нужно.

ПЕСНЯ Анны Петряшевой «Я устала ». Исполняет Лиля Мальцева

Название нашего села имеет бурятские корни, а историю Нарасуна писали все вместе и русские, и буряты.

В трудном совместном сосуществовании летели месяцы, годы, сменяли друг друга поколения. Происходило взаимопроникновение элементов культуры, быта, языка.

Заимствование, взаимообогащение опытом, совместный труд на благо Отечества, совместная защита рубежей стали факторами сплочения народов. И сейчас в Нарасуне живут русские и украинцы, буряты и хамнигане, литовцы и белорусы, всего около 20 – ти национальностей.

Панина Алина «Художник». Муз. Надежды Лисяковой

У каждого есть в сердце уголок,
Что дорог нам от самого рожденья.
На перепутье жизненных дорог
Лишь только там найдём мы исцеленье.

У каждого есть в жизни свой причал
И отчий дом, что тянет нас магнитом.
Ведь это он - начало всех начал
И двери там для нас всегда открыты.

Музыка и слова Анны Петряшевой «Рыжий кот». Исполняет Пермякова Дарья.

Взаимная деятельность в ходе освоения нашего сурового края научила наши народы терпению, взаимопониманию, дружелюбию, уважению к традициям и обычаям соседей. Вот и в 21 веке мы пытаемся возрождать традиции наших народов, празднуем Сагаалган и Масленицу. С Масленицей вас поздравляет Татьяна Блажевская!

Русская народная песня в обработке Н. Барулина «Как на масляной неделе». Поет Блажевская Т.

Село моё на краешке земли.
Здесь всё, до каждой мелочи, знакомо.
Куда б меня пути не завели,
Я вспоминаю с нежностью о доме.
Здесь не заметишь дивную красу.
Оно как все обычные селенья.
Село моё родное Нарасун-
Моя опора и моё спасенье.

И люди здесь обычные живут.
Как ты и я - с душою нараспашку.
Веселье уважают, любят труд,
С плеч отдадут последнюю рубашку.

ТАНЕЦ «Ой, ты, роза!». Исполняет танцевальная группа «ФАНТАЗИЯ».

Главной ценностью нашего села были и остаются его жители. Те, кто родился и вырос на этой земле или те, кто когда – то приехал, и остался. Много славных имен хранит история Нарасуна, каждый внес свой пусть небольшой вклад и в развитие родного села, свой трудовой вклад на благо нашей Родины.

ПЕСНЯ из репертуара группы «Рождество» «Так хочется жить». Исполняет Топорков В.

Наши односельчане, земляки – нарасунцы живут в разных землях России, ближнего и дальнего Зарубежья. И, конечно, есть те, кто когда – то покинул родные края, но не забывает их. Среди них Светлана Струкова – Комогорцева, член Союза писателей России. Это ее стихи сегодня звучат в нашей программе.

Светлана Струкова – Комогорцева «Вот уехать бы назад в деревню».

Читает победитель конкурсов художественного чтения Ирина Пушникова

На сегодняшний день в Нарасуне проживает больше 1000 человек! Половина из них - представители старшего поколения, около трехсот - молодежь и подростки, 119 учащихся обучаются в Нарасунской средней школе, 60 воспитанников посещают детский сад!

Когда заденет память за живое,
Почувствую в душе звучанье струн.
Вернусь я вновь в далёкое - былое –
В селение с названьем Нарасун.
Оно сегодня стало мне далёким,
Там нет уже местечка для меня.
Но без него я в жизни одинока,
Я без села, как печка без огня.

Песня «На радостях». Автор Опанд Кидс. Исполняет Смирнова Диана.

Так хочется вернуться снова в детство,

Пусть ненадолго. Просто, понарошку.

Чтоб пропустить былое через сердце,

Как будто в дом свой заглянуть в окошко.

А там, в печи буханки в пол-обхвата

И калачи у самовара горкой.

Там мама деревянною лопатой

Хлеб вынимает с аппетитной коркой.

Витает хлебный запах в нашем доме…

Вдруг слышу я сквозь серое окошко

Мелодию до боли мне знакомую-

Опять поёт отцовская гармошка.

Русская народная песня «Маков цвет». Исполняет Мальцева Лилия.
Они, как прежде, снова встали в строй
С живыми рядом, стройными рядами.
И на параде каждый здесь – герой,
Их подвиги – всё значимей с годами.

На обновлённых фото – ясный взгляд,
И все ещё – такие молодые.
Их миллионы - в том строю солдат,
И все они сегодня, как живые.
Солдаты не уходят в никуда,
Они – в сердцах навеки
вместе с нами.
И вот они опять через года
Идут с родными стройными рядами.

За годы Великой Отечественной войны из нашего села ушло на фронт более 200 воинов. Наши земляки сражались на всех фронтах, в битвах под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и при форсировании Днепра, при освобождении Праги и штурме Берлина. Великой ценой досталась Победа. Нет в нашем селе двора, семьи, которых бы не коснулось чёрное крыло войны: более 100 воинов не вернулось домой. Они погибли, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях. Их имена высечены на мемориальных досках, на памятнике, установленном в парке села.

Андрей Дементьев «Баллада о матери». Читает Тудиярова Валентина.

Дорога лентой вьётся между сопок,
Открыв глазам невиданные дали.
А светит в небе синем и высоком
Такое солнце только в Забайкалье.
Душа поёт, распахнутая настежь
И впитывает каждое мгновенье.
На свете есть, конечно, земли краше,
Но Забайкалье - в сердце от рожденья.

Суровый край, не спорю, только грусти
В людских глазах отыщите, едва ли.
Не напоив вас чаем, не отпустят -
Такой закон негласный в Забайкалье.
Всё здесь другое, всё совсем иначе:
И люди, и природа. Край мой древний,
Быть может, потому душа и плачет-
Она другого, просто, не приемлет.

«Россия». Песня композитора С. Лапшаковой. Исполняет Панина Алина.

Кружится аист в небе синем,
Расправив сильные крыла.
Сегодня над моей Россией
Опять звонят колокола.
Я этот звон, как голос свыше,
Что к нам доносится с небес,
Могу лишь только сердцем слышать,
И нет таинственней чудес,

Когда внимаю этим звукам,
Что над землёй со всех сторон.
В счастливый миг и в миг разлуки,
Как песня жизни – этот звон.
Тот звон разносится повсюду,
Как неподкупная молва:
Россия есть, Россия будет,
Она, по - прежнему, - жива!

Музыка В. Левашова, слова Н. Палкина «Ты цвети, Россия!». Исполняет вокальная группа.

В сценарии использованы стихи Светланы Струковой – Комогорцевой.

http://www.stihi.ru/avtor/svetlunya

Сценарий праздника «Моя малая Родина. Мой край родной» для детей 8-9 лет

Цель : создать яркие эмоциональные представления о Родине; воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.
Оборудование : физическая карта России, Волга выделена на ней светодиодной лентой, выставка детских рисунков на тему «Мое любимое место в Подлесном», выставка детских поделок, мультимедийная презентация «Мое село родное»

Ход занятия

Учитель: давайте на минуту представим себе, что мы отправились в космическое путешествие. Из иллюминаторов корабля мы любуемся нашей планетой. На ней мы, прежде всего, торопимся увидеть нашу большую родину – Россию. А где же искать наш родной край?
Вот течет красавица – Волга. Здесь нам следует искать нашу малую родину.
(на карте светится русло Волги)
Дети:
1. Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя.
Может ими и манит
Человека Земля?

2.Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или явором?
Явор – всем лесам голова.

3.Иль плясуньей калиной
Что сережкой трясет?
Или первой травинкой,
Пробивающей лед?

Учитель: Что ж Земля привлекает
Или этим иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю всем.
Дети:
4. И рябины кустами
И лужком заливным
И грибными дождями
И дождем не грибным.

5. Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.

6. И родными местами
Где ты жил, где ты был.
И цветами, цветами
Чуть о них не забыл.

7. манят волею реки
И раздольем поля.
Не обманет вовеки
Человека земля.

Учитель: Родина! Это слово знает каждый с детства. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина.
Дети читают стихотворение «Что мы родиной зовем?»

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый колосистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И скворцов веселых песни
За распахнутым окном.

Учитель: где же находится ваш дом, ребята, и то место, где мы живем? Кто знает полный адрес?
(на доске появляется адрес)
Россия
Саратовская область
Марксовский район
с. Подлесное
песня «Наш край» (слова Пришельц А. музыка Кабалевский Д.)
Учитель: мы были в школьном музее. Посетив его, мы узнали, что в наших местах до 1760г. не было ни одного населенного пункта.Императрица Екатерина II пригласила на поселение в эти бескрайние степи немецких жителей.
За 8 лет было переселено 8 000 немецких семей, всего около 27 000 человек.
Так появились первые поселения: Сосунталь (Сосновка),Унтервальден (Подлесное),Ремпу (Михайловка) и многие другие.
Жители занимались земледелием, садоводством. В начале наше село называлось по имени первого хозяина –Майнгард («Мой сад»)Позже его назвали Унтервальден. В селе была школа, больница. Позже с появлением колхозов, был построен колхозный клуб, сельская библиотека.
С началом войны с фашистской Германией немцы были выселены с Волги, а села переименованы. Так с 1941года Унтервальден стал именоваться Подлесное. В настоящее время в нашем селе проживает 5000 жителей.
В Подлесном действует больница, библиотека, дом культуры, детский сад, православная церковь, школа искусств, спортивная школа и средняя школа, в которой вы учитесь.
В этом году нашей школе исполнится 33 года. До этого школа располагалась в других зданиях. Мы ходили на экскурсию и видели эти здания.
Дети читают стихотворение А.Б. Кругловой (учителя школы) « Подлесное»
Подлесное – послушай, мой дружок,
Ты слышишь, буто птичек голосок.
Как будто слышишь пенье ручейка.
И шум берез и шелест ветерка.
Подлесное – сразу видишь ты
Волги берег, нежные цветы.
И лес у речки
И у речки пляж,
И солнышко, что согревает нас.
Подлесное – красивое село.
Знакомое окно.
Здесь бабушки и дедушки живут
И внуков вечерами в гости ждут.
Нам жизнь с тобой
Для добрых дел дана.
И Родина у нас у всех одна.
Учитель: У каждого из нас есть в селе свое любимое место. Ребята нарисовали их.
Выставка детских рисунков

Дети: Прекрасна, прекрасна родная земля
Прекраснее мне не найти никогда.
Зеленые долы, леса и поля
И синяя у Волги вода.

Учитель: чтобы сохранить красоту родного края, надо бережно к нему относиться. Люди любят отдыхать на природе, любоваться рекой, лесом, но часто после отдыха остаются горы мусора. Каждый понимает, что загрязнять природу плохо, но не каждый уносит свой мусор с собой из леса. Вот поэтому ребята нашей школы выходят на экологические субботники, очищая берег Волги.
Учитель: С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
Так поется в песне. А ведь и верно, вспоминая родные места, хочется расказать о людях, которые живут рядом с нами. Это наши друзья, соседи, еще интересные люди. Сегодня у нас в гостях замечательный человек. Знакомьтесь:
Чередников Юрий Михайлович –педагог нашей школы и тренер спортивной школы по греко-римской борьбе.
Примерный план беседы: - Расскажите немного о себе
- Когда вы увлеклись греко-римской борьбой и как стали тренером?
-Расскажите о своих воспитанниках. Каких спортивных высот они достигли?
Учитель: людей, вкладывающих в работу, которой они занимаются, всю свою душу, любовь, называют мастерами своего дела. Их труд делает Родину краше. Наш гость – настоящий мастер своего дела. Спасибо за Ваш труд!
Мне хочется похвалить и своих учеников.. Они трудолюбивые ребята. Посмотрите на поделки, которые ребята сделали своими руками. Надеюсь, дети, что в скором будущем ваши умелые руки, ваш труд будут украшать и укреплять нашу малую и большую Родину. Об этом и наша песня.
Песня «Мастер дела своего»
Учитель: я благодарна нашему гостю за то, что он пришёл к нам на праздник. На память о нашей встрече мы дарим вам рамку для фото, сделанную руками детей. Фото с праздника передадим чуть позже.
Дети:
Когда по родному краю иду
И песней сердце полно
Березок листва и песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева и лугов трава
И всё это, Родина, ты!
Учитель: завершая наш праздник, мы поем о России.
Песня «Моя Россия»(слова Н.Соловьева музыка Струве Г.)

Учитель: Сентябрь наступил, закончилось лето, Пришел праздник знаний, учебы, отметок! Отпылало лето жарким зноем, Позади счастливейшие дни... И опять, как прежде, мы с тобою В утро ранней осени пришли. И опять все начнется сначала. В школе от звонка и до звонка... Снова от сентябрьского причала Понесет нас школьная река… - Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада Вас видеть в нашем просторном и уютном классе. А что такое школа?(ответы детей) Школа – это особый мир! Школа – это неповторимое государство! Школа – это радость и печали. Школа – это чудеса и традиции. Школа – это наш второй дом, где мы проводим с вами большее количество времени. Школа – это маленькая страна со своими правилами и законами. А что для вас значит слово страна? (ответы детей) -Да, страна - это государство, в котором мы живём, наша родина. -А сейчас посмотрите на карту, сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?
- В какой стране мы с вами живем?
- Гражданином какой страны вы являетесь?
- Как называется столица нашей Родины?
- Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.
- Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
- Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Рассказ учителя о Липецкой области . Территория Липецкого края образована в 1954 путём присоединения соседних земель: Воронежской, Рязанской, Курской и Орловской областей. Расположена она в центральной части европейской территории России, в 450 км к югу от Москвы, с административным центром – Липецк. Многообразие её природных достопримечательностей – скалистые берега рек, обширные территории лесных массивов, озёра, разнообразие растительного и животного мира, несколько заповедных мест поражают воображение. Культурное наследие Липецкого края – великая ценность, история Родины и её самобытность. Земля липецкая помнит и чтит имена многих прославленных на весь мир писателей, поэтов, музыкантов, научных деятелей, исторических личностей, святителей. Помнит исторические события и героев – земляков. Липецкая область сегодня – это территория, где расположено большое количество различных современных промышленных, сельскохозяйственных предприятий, оснащённых новейшими передовыми технологиями. - Чем дорого вам это место, кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники? - Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?
Рассказ учителя об Измалковском крае . На холмистых лесостепных просторах плодородного Черноземья, на западе Липецкой области в 131 км от Липецка, находится Измалковский район. Его история, как утверждает археология, берёт своё начало с XI века, со времён первых поселенцев. С именами помещиков Измалковых, владельцев деревни, связано его название – Измалково, которое образовалось в XVII веке. Главная река – Сосна, речки и ручьи, пруды и родники, экзотические представители некоторых видов флоры и фауны, внесённые в Красную книгу, - богатство Измалковского края. В далёкие времена земля эта славилась своими мастерами – умельцами, владеющими гончарным мастерством. И сейчас гордостью района являются его люди, выдающиеся земляки, прославившие землю измалковскую своими достижениями. Это-святитель Феофан Затворник, Н.Я. Данилевский – мыслитель и публицист, А.М.Измалков- скульптор, П.Шубин – поэт-фронтовик, А. Стаханов – новатор угольной промышленности, Н. Мельгунов – композитор. Измалковцы чтят память земляков – всех, кто не вернулся с полей сражений в годы ВОВ. - Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

Песня об Измалково « Измалковский край».

МБОУ СОШ №1 с. Измалково

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Классный руководитель 3Б класса

Кофанова Светлана Витальевна

2014




Top