Шишкин утро в сосновом лесу история. «Утро в сосновом лесу»

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. 185 лет назад, 25 января 1832 года, родился Иван Шишкин, возможно, - самый "народный" русский художник.

В советское время репродукции его картин висели во многих квартирах, а знаменитые медвежата с полотна "Утро в сосновом лесу" перекочевали на фантики конфет.

Картины Ивана Шишкина до сих пор живут своей, далекой от музейного пространства, жизнью. Какую роль в их истории сыграл Владимир Маяковский и как медведи Шишкина попали на обертки дореволюционных конфет — в материале РИА Новости.

"Заведи Сберкнижку!"

В советское время дизайн фантика не изменился, зато "Мишка" стал самым дорогим лакомством: в 1920-е килограмм конфет продавали за четыре рубля. У конфеты даже появился слоган: "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе Сберкнижку!". Эту фразу поэта Владимира Маяковского даже начали печатать на обертках.

Несмотря на высокую цену, лакомство пользовалось спросом у покупателей: художник и график Александр Родченко даже запечатлел его на здании Моссельпрома в Москве в 1925 году.

В 1950-е конфета "Мишка косолапый" отправилась в Брюссель: фабрика "Красный Октябрь" участвовала во Всемирной выставке и получила высшую награду.

Искусство в каждый дом

Но конфетами история "Утра в сосновом лесу" не ограничилась. Другим популярным направлением в советское время были репродукции классических произведений искусства.

© Фото: Public Domain Иван Шишкин. "Рожь". Холст, масло. 1878 год.

В отличие от картин маслом они стояли дешево и продавались в любом книжном магазине, поэтому были доступны почти каждой семье. "Утро в сосновом лесу" и "Рожь", еще одна популярная картина Ивана Шишкина, украшали стены многих советских квартир и дач.

"Мишки" попали и на гобелены — излюбленную деталь интерьера советского человека. За столетие "Утро в сосновом лесу" стало одной из самых узнаваемых картин в России. Правда, случайный зритель вряд ли с ходу вспомнит ее настоящее название.

В обмен на наркотики

Творчество Ивана Шишкина пользуются успехом у грабителей и мошенников. 25 января сотрудники МВД Белоруссии обнаружили похищенное в России произведение искусства в машине у наркокурьеров. Картина "Лес. Ели" 1897 года была украдена в 2013-м из Вязниковского историко-художественного музея во Владимирской области. По предварительной информации наркокурьеры привезли полотно в Белоруссию по просьбе потенциального покупателя из Европы. Стоимость картины может достигать двух миллионов долларов, однако злоумышленники планировали продать ее за 100 тысяч евро и три килограмма кокаина.

В прошлом году сотрудники уголовного розыска заподозрили 57-летнюю женщину в хищении картины "Преображенское" 1896 года. Женщина получила эту работу от известного коллекционера для продажи, однако, по версии следствия, присвоила ее.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г. Третьяковская галерея

«Утро в сосновом лесу» – самая известная картина Ивана Шишкина. Нет, берите выше. Это самая популярная картина в России.

Но этот факт, как мне кажется, самому шедевру приносит мало пользы. Даже вредит ему.

Когда картина слишком популярна, она мелькает везде и всюду. В каждом учебнике. На конфеточных обёртках (с чего бешеная популярность картины и началась 100 лет назад).

В результате у зрителя пропадает интерес к картине. Мы скользим по ней быстрым взглядом с мыслью «А, это опять она…». И проходим мимо.

По этой же причине я о ней и не писала. Хотя уже несколько лет пишу статьи о шедеврах. И можно было бы удивиться, как я прошла мимо этого блокбастера. Но теперь Вы знаете, почему.

Исправляюсь. Ибо хочу посмотреть на шедевр Шишкина вместе с Вами повнимательнее.

Почему «Утро в сосновом лесу» – шедевр

Шишкин был реалистом до мозга костей. Он изображал лес очень правдоподобно. Тщательно подбирая цвета. Такой реализм легко затягивает зрителя внутрь картины.

Посмотрите хотя бы на цветовые решения.

Бледный изумруд хвои в тени. Светло-зелёный цвет молодой травы в лучах утреннего солнца. Темная охра хвои на дереве упавшем.

Туман тоже скроен из сочетания разных оттенков. Зеленоватый в тени. Голубоватый на свету. И переходит в желтизну ближе к верхушкам деревьев.


Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (фрагмент). 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Вся эта сложность создаёт общее впечатление присутствия в этом лесу. Вы осязаете этот лес. А не просто видите его. Мастерство невероятное.

Но картины Шишкина, увы, часто сравнивают с фотографиями. Считая мастера глубоко старомодным. Зачем такой реализм, если есть фото-изображения?

Я с такой позицией не соглашусь. Важно, какой ракурс выбирает художник, какое освещение, какой туман и даже мох. Все это в совокупности раскрывает перед нами кусочек леса с особой стороны. Так, как мы бы его не увидели. Но мы видим – глазами художника.

И через его взгляд испытываем приятные эмоции: восторг, воодушевление, ностальгию. А в этом и есть смысл: побудить зрителя на душевный отклик.

Савицкий – помощник или соавтор шедевра?

История с соавторством Константина Савицкого для меня кажется странной. Во всех источниках Вы прочтёте, что Савицкий был анималистом, поэтому и вызвался помочь своему другу Шишкину. Мол, такие реалистичные мишки – его заслуга.

Но если Вы посмотрите на работы Савицкого, то сразу поймёте, что анималистика – НЕ основной его жанр.

Он был типичным . Писал часто бедняков. Радел с помощью картин за обездоленных. Вот одна из выдающихся его работ «Встреча иконы».


Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878 г. Третьяковская галерея.

Да, на ней, помимо толпы, есть ещё и лошади. Савицкий действительно умел их изображать очень реалистично.

Но Шишкин тоже легко справлялся с подобной задачей, если посмотреть на его анималистические работы. На мой взгляд, у него получалось не хуже, чем у Савицкого.


Иван Шишкин. Бычок. 1863 г. Третьяковская галерея, Москва

Поэтому не совсем ясно, почему написать мишек Шишкин поручил Савицкому. Уверена, он бы и сам справился. Они дружили. Возможно, это была попытка помочь другу материально? Шишкин был успешнее. Получал серьёзные деньги за свои картины.

За мишек Савицкий получил от Шишкина 1/4 гонорара – целых 1000 рублей (на наши деньги это примерно 0,5 млн. рублей!) Вряд ли Савицкий такую сумму смог бы получить за целую собственную работу.

Формально Третьяков был прав. Ведь всю композицию продумал Шишкин. Даже позы и расположение медведей. Это очевидно, если посмотреть на эскизы.



Соавторство, как явление в русской живописи

К тому же это не первый такой случай в русской живописи. Я сразу вспомнила картину Айвазовского «Прощание Пушкина с морем». Пушкина на картине великого мариниста написал… Илья Репин.

Но имени его на картине нет. Хотя это не мишки. А все-таки великий поэт. Которого нужно не просто реалистично изобразить. Но чтобы было выразительно. Чтобы то самое прощание с морем в глазах читалось.


Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

На мой взгляд, это задача посложнее, чем изображение медведей. Тем не менее Репин на соавторстве не настаивал. Наоборот, был несказанно рад совместной работе с великим Айвазовским.

Савицкий был более гордый. На Третьякова обиделся. Но с Шишкиным дружить продолжил.

Но мы не можем отрицать, что без медведей эта картина не стала бы самой узнаваемой картиной художника. Это был бы очередной шедевр Шишкина. Величественный и захватывающий дух пейзаж.

Но таким популярным он бы не был. Именно медведи сыграли свою роль. А значит совсем сбрасывать со счетов Савицкого не стоит.

Как вновь открыть для себя «Утро в сосновом лесу»

А в заключении вновь хочу вернуться к проблеме передозировки изображением шедевра. Как же посмотреть на неё свежим взглядом?

Я думаю, это возможно. Для этого посмотрите на малоизвестный эскиз к картине.

Иван Шишкин. Эскиз к картине «Утро в сосновом лесу». 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Он выполнен быстрыми мазками. Фигуры мишек лишь намечены и написаны самим Шишкиным. Особенно впечатляет свет в виде золотых вертикальных мазков.

Экспозиция

Картина пользуется популярностью благодаря занимательному сюжету. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы, увиденное художником в Беловежской пуще . Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мы являемся наблюдателями за дикой природой и её обитателями.

История

Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину» .

  • Большинство россиян называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».
  • Еще одно ошибочное обиходное название - «Утро в сосновом бору» (тавтология : бор - это и есть сосновый лес).

Примечания

Литература

  • Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978;
  • Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI - начала XX века. - М.: Искусство, 1989;
  • Анисов Л. Шишкин. - М.: Молодая гвардия, 1991. - (Серия: Жизнь замечательных людей);
  • Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII - начала XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1979;
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. - Ленинград, 1971;
  • Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1966.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Утро в сосновом лесу" в других словарях:

    - «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ», Канада Латвия, BURRACUDA FILM PRODUCTION/ATENTAT KULTURE, 1998, цв., 110 мин. Документальный фильм. О творческом самовыражении шестерых молодых людей, поисках взаимопонимания через творчество. Показана их жизнь в течение… … Энциклопедия кино

    УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ - Картина И.И. Шишкина. Создана в 1889 г., находится в Третьяковской галерее. Размеры 139 × 213 см. Один из самых известных пейзажей в творчестве Шишкина изображает густой непроходимый лес* средней полосы России. В чаще леса на поваленных деревьях… … Лингвострановедческий словарь

    Жарг. студ. Первое по расписанию утреннее учебное занятие. (Запись 2003 г.) … Большой словарь русских поговорок

Картина известна каждому человеку, ее проходят едва ли не в начальной школе, и забыть такой шедевр после вряд ли получается. Кроме того, эта известная и всеми любимая репродукция постоянно украшает упаковку одноименного шоколада, является отличной иллюстрацией к рассказам.

Сюжет картины

Это, наверное, самая популярная картина И.И. Шишкина, известнейшего пейзажиста, руками которого сотворено множество прекрасных картин, среди которых и «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в 1889 году, а как считают историки, замысел самого сюжета не появился спонтанно, его подсказал Шишкину Савицкий К.А. Именно этот художник в свое время удивительным образом изобразил на полотне медведицу вместе с играющими медвежатами. «Утро в сосновом лесу» было приобретено известным ценителем искусства того времени, Третьяковым, который посчитал, что картина выполнена именно Шишкиным и окончательное авторство закрепил непосредственно за ним.


Некоторые считают, что своей неимоверной популярностью картина обязана именно своему занимательному сюжету. Но, несмотря на это, полотно является ценным благодаря тому, что состояние природы на полотне передано удивительно четко и по-настоящему.

Природа на картине

Прежде всего, можно отметить, что на картине изображен утренний лес, однако это только поверхностное описание. На самом деле автор изобразил не обычный сосновый лес, а его самую чащу, то место, которое называют «глухим», и именно она начинает свое раннее пробуждение утром. На картине очень тонко прорисованы природные явления:


  • начинает всходить солнце;

  • солнечные лучи в первую очередь прикасаются к самым верхушкам деревьев, но и в самую глубь оврага уже пробрались некоторые лучики-озорники;

  • овраг примечателен на картине еще и тем, что в нем по-прежнему можно заметить туман, который будто бы и не боится солнечных лучей, будто бы и не собирается уходить.

Герои картины


У полотна есть и собственные персонажи. Это трое маленьких медвежат и их мама-медведица. Она заботится о своих медвежатах, поскольку они на полотне выглядят сытыми, довольными и беззаботными. Лес пробуждается, поэтому мама-медведица очень внимательно наблюдает за тем, как резвятся ее медвежата, контролирует их игру и переживает, не случилось ли чего. Медвежат не заботит пробуждающаяся природа, им интересно порезвиться на створе упавшей сосны


Картина создает ощущение, что мы находится в самой глухой части всего соснового леса еще и потому что могучая сосна совершенно бесхозно лежит последи леса, она когда-то была выдернута с корнем, и до сих пор пребывает в таком состоянии. Это практически уголок настоящей дикой природы, той, где обитают медведи, а человек не рискует к ней прикасаться.

Стиль написания

Помимо того, что картина может приятно удивить своим сюжетом, от нее невозможно оторвать взгляд еще и потому что автор постарался умело использовать все навыки рисования, вложил душу и оживил полотно. Совершенно гениально решена Шишкиным проблема соотношения цвета и света на полотне. Интересно отметить, что на переднем плане можно «встретить» достаточно четкие прорисовки, цвета, в отличие от заднего колорита, который кажется практически прозрачным.


По картине понятно, что художник на самом деле был восхищен изяществом и удивительной красотой первозданной природы, которая неподвластна человеку.

Похожие статьи

Исаак Левитан является признанным мастером кисти. Особенно он известен тем, что ему удавалось создание картин, раскрывающих красоту природы, изображающих какой-либо красивый пейзаж, который на первый взгляд кажется совершенно обыкновенным...

Так уж произошло, что для упаковки конфет «Мишка косолапый» и их аналогов век назад дизайнеры выбрали картину Шишкина и Савицкого. И если Шишкин известен по лесным пейзажам, то Савицкий широкому зрителю запомнился исключительно медведями.

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один - природа. Иван Иванович - восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал все и замечал ошибки в рисунке. На пленэрах ученики художника готовы были в прямом смысле прятаться в кустах, лишь бы не слышать разнос в духе «Такой березы не может быть» или «эти сосны бутафорские».

Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» - пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина - художнику Константину Савицкому.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю».

«Утро в сосновом лесу» - картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.


Портрет Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) кисти И. Н. Крамского. 1880

Константин Аполлонович Савицкий
(1844 - 1905)
Фотография.


Википедия

Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 12 -



Top