Симпсоны в какой серии ловят покемонов. Неужели Симпсоны предсказали Pokemon GO? Тут все упоминания

Эта профессия считается очень распространенной в наши дни. Существует несколько видов бухгалтеров, и один из них - специалист по первичной документации. Именно о нем и будет рассказано далее.

Кто это такой?

Бухгалтер по первичной документации есть далеко не везде. Зачастую функции этого специалиста необходимы для очень крупных предприятий или организаций, где существует целый штаб или отдел. по прописывает специальная должностная инструкция. Сам же специалист находится в подчинении у главного бухгалтера.

В чем именно заключается работа рассматриваемого специалиста? Как уже ясно из наименования самой профессии, работник осуществляет трудовую деятельность с документами, являющимися первичными. Сюда можно отнести накладные (как приходного, так и расходного вида), счета, оплаты, различные сертификаты и т. д. Необходимо заносить все сведения об этих документах в специальный реестр или базу, после чего оформлять новые акты. Таким образом, обязанности бухгалтера по первичной документации довольно обширны, а потому и сама работа является сложной.

Какое нужно образование?

Невозможно получить без специального образования. Чтобы стать рассматриваемым специалистом и качественно исполнять свои обязанности по первичной документации, необходимо иметь специальный диплом. Где именно его можно получить?

На бухгалтера можно выучиться в экономических вузах. Существует множество факультетов и специальностей, где можно было бы освоить всю необходимую информацию и научные дисциплины. Есть и другая возможность получить диплом. Сюда относятся специальные курсы, которые работают практически в любом городе России (или другой стране СНГ). Длятся они гораздо меньше времени, чем обучение в высшем учебном заведении. Срок обучения здесь может составить несколько месяцев.

Стоит, однако, отметить, что диплом об окончании вуза ценится работодателями гораздо больше. Так, претендующий на рабочее место человек может получить сразу первую или вторую профессиональную категорию. Быть специалистом с высокой квалификацией действительно престижно, тем более если на первичную документацию. Обязанности и ответственность, правда, у такого специалиста будут гораздо выше.

Необходимые для работы знания

Какие моменты должен усвоить рассматриваемый специалист за все время обучения? Существует определенный перечень документов и нормативных актов, необходимость знать которые входит в обязанности бухгалтера по первичной документации. Что сюда можно отнести? Вот что прописывает специальная должностная инструкция:

  • перечень основных бухгалтерских терминов и понятий;
  • все необходимые материалы, пособия и рекомендации;
  • уставы организации, в которой работает специалист;
  • на предприятии;
  • приказы и распоряжения руководства (в том числе те, что периодически выпускаются);
  • должностную инструкцию;
  • технику безопасности и охрану труда.

Работник должен не просто качественно знать все представленные положения, но и уметь их грамотно применять на практике. Проще говоря, бухгалтер не должен нигде и никогда ошибаться. Любая, даже самая мелкая ошибка в работе специалиста может привести к самым нехорошим последствиям.

Первая группа обязанностей работника

Представленный специалист действительно обладает громадным количеством обязанностей. Привести их все в полном объеме вряд ли удастся. К тому же функции бухгалтера в различных организациях могут значительно варьироваться или отличаться. Итак, что же прописывает должностная инструкция работника? Какие именно существуют должностные обязанности бухгалтера?

  • Функциональные обязанности по проведению всех видов финансовых операций в рамках собственной квалификации.
  • Обработка всех существующих документов (получение, оформление, заверение и счетные действия).
  • Работы со специальными программами, обработка данных при их помощи.
  • Разработка новых документальных форм, их оформление и некоторые другие обязанности.

Обо всех остальных функциях работника будет рассказано далее.

Вторая группа обязанностей

Должностные обязанности бухгалтера по первичной документации довольно обширны. В них также входит:

  • участие в работах по инвентаризации (иногда необходимо быть членом инвентаризационной комиссии);
  • своевременная и качественная разработка мероприятий, целью которых являются работы по улучшению эффективности организации;
  • работа с такими видами документов, как письменные соглашения и договоры, акты оказанных услуг или выполненных работ, промежуточные акты, справки о ценах и стоимости, счета-фактуры, товарные или кассовые чеки, билеты и многое другое.

Выше были названы все самые основные функции и обязанности бухгалтера по первичной документации.

Об ответственности работника

Весьма большой ответственностью обладает бухгалтер на первичную документацию. Обязанности, описание которых представлено выше, определяют уровень прав и долю ответственности. Поскольку за рассматриваемым специалистом закреплено довольно большое количество функций, значительно возрастает и доля ответственности. О чем конкретно здесь можно рассказать? Что прописывает в данном случае специальная должностная инструкция?

Вот 4 основные группы ответственности работника:

  • Дисциплинарная (или организационная). Сюда относятся наказания в виде выговоров, штрафов, лишения премий и т. д. Наступить подобный вид ответственности может за нарушение трудового распорядка.
  • Материальная (или имущественная). Наступает в случае причинения вреда имуществу организации. Работник в данном случае обязан оплатить все убытки.
  • Административная. Понятие наступления данного вида ответственности на рабочем месте является весьма абстрактным. Здесь можно выделить только тот случай, когда не вовремя были поданы документы в налоговую службу.
  • Уголовная. Сюда относится совершение преступлений на рабочем месте.

О правах работника

Количество прав рассматриваемого специалиста напрямую зависит от количества профессиональных функций. Так, обязанности бухгалтера по работе с первичной документацией определяют и долю прав. Можно, однако, выделить лишь самые основные моменты:

  • право на своевременные выплаты зарплат;
  • право на льготы и государственные гарантии;
  • способность запрашивать у руководства все необходимые документы;
  • право на отказ от выполнения работ в случае нарушений оптимальных условий труда;
  • право предлагать руководству идеи, предложения и планы по усовершенствованию организации и многие другие права, практически ничем не отличающиеся от профессиональных прав других работников.

Плюсы и минусы профессии

Выделить какие-то определенные недостатки и достоинства профессии будет не так уж и просто. Все-таки тема эта довольно субъективная и глубоко индивидуальная. Каждый работник сможет найти в рассматриваемой профессии что-то свое: как то, что придется ему по душе, так и то, что явно не понравится. Однако все же стоит выделить некоторые основные моменты. Так, к недостаткам профессии можно отнести:

  • Чрезмерную загруженность. Как уже было сказано, очень сложными и непростыми являются обязанности бухгалтера по первичной документации.
  • Для резюме необходимо собрать большое количество документов, фактов и приложений о себе. Стоит, однако, отметить, что подобным грешат практически все официальные рабочие места.
  • Не самый высокий уровень заработной платы. Хотя зависеть доход может и от региона, но средняя зарплата бухгалтера по первичной документации остается не самой большой.

К достоинствам профессии можно отнести:

  • комфортные условия труда;
  • возможность карьерного роста;
  • дружный, как правило, рабочий коллектив (без хороших отношений с коллегами в работе бухгалтера не обойтись).

28.10.2018, 14:52

В крупных организациях в бухгалтерском отделе предусматриваются различные должности, каждый сотрудник отвечает за решение своего круга вопросов. Должностная инструкция бухгалтера по первичной документации – один из наиболее востребованных документов. Этот специалист подчиняется главному бухгалтеру. Обычно такая штатная единица присутствует в крупных компаниях. Инструкция определяет перечень его обязанностей, подчиненность, требования к квалификации.

Функции и обязанности

Одним из важных пунктов инструкции являются должностные обязанности бухгалтера по первичной документации. Как ясно из названия должности, этот специалист работает с первичными документами организации – обычно это означает высокую степень загруженности и ответственности. Согласно профессиональному стандарту, получить эту должность может сотрудник с профессиональным образованием, требуемый стаж работы составляет не менее трех лет.

В должностной инструкции прописываются следующие обязанности сотрудника:

  • проведение финансовых операций в рамках полученной квалификации. Сотрудник отвечает за приемку и обработку первичной документации;
  • обработка информации с помощью специального программного обеспечения;
  • выполнение счетных операций, получение, оформление и заверение документов;
  • участие в инвентаризационных мероприятиях;
  • подготовка письменных соглашений, договоров с контрагентами, актов оказания услуг и иных видов документов;
  • подготовка новых форм документации по заданию руководителя.

Это только краткий перечень основных обязанностей, которые выполняет бухгалтер по первичной документации. Список может быть расширен в соответствии со спецификой производства и количеством сотрудников. В некоторых случаях бухгалтер выполняет обязанности нескольких специалистов, если размеры штата не позволяют нанять работников на каждую отдельную должность.

Структура документа

В инструкции должны присутствовать стандартные разделы, определяющие деятельность сотрудника в организации. Хотя единой формы заполнения инструкции нет, чаще всего она строится по следующей структуре:

Раздел документа Комментарий
Общие положения. В данном разделе прописывается название должности работника, его подчиненность в организации, квалификационные требования. Указывается, кто является непосредственным руководителем, кто подчиняется данному сотруднику, каким уровнем образования и стажем он должен обладать. Прописываются правила приема на работу и условия увольнения.
Должностные обязанности. Необходимо перечислить круг функциональных обязанностей, которые предстоит выполнять сотруднику на предприятии.
Права сотрудника. Он имеет право на получение необходимой для работы документации из других отделов, право присутствовать на совещаниях и собраниях, получать информацию от руководства и самому информировать руководителя. Также предусматривается право на повышение квалификации.
Ответственность работника. Он является материально ответственным лицом. Кроме того, прописывается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за правонарушения.

Таким образом, должностная инструкция представляет собой локальный нормативный акт, закрепляющий права и обязанности работника в данной организации. Ее заполнение предотвращает споры, ограничивает круг действий сотрудника и позволяет ему заниматься строго определенным делом. Соблюдение инструкций гарантирует порядок на предприятии и своевременное выполнение установленных обязанностей.


Данная должностная инструкция бухгалтера по первичной документации разработана и представлена в качестве образца для адаптации к условиям вашего предприятия.

Помните, что для наиболее эффективной рабочей деятельности данного специалиста вам необходимо предотвратить внесение в документ неясных или неточных фраз и предложений с возможным двойным пониманием.

Должностная инструкция

1. Общие положения

1.1. Порядок приема и увольнения бухгалтера по первичной документации.

Работник, занимающий данную должность, будет относиться к категории специалистов (технического персонала), прием и увольнение его возможны только на основании изданного руководителем организации приказа (распоряжения).

1.2. Порядок подчинения

Примечание. Этот пункт должен содержать всю информацию, касающуюся порядка подчинения данного специалиста его непосредственному руководству.

1.3. Нормативная база

Производственная деятельность данного специалиста основывается на знании и исполнении им требований:

  • специальных нормативных документов, содержащих основные понятия бухгалтерского учета;
  • методических материалов, рекомендаций, пособий;
  • внутренних документов организации, в том числе и принятого на предприятии Устава;
  • правил утвержденного внутреннего трудового распорядка;
  • приказов и распоряжений руководителя организации и своего непосредственного руководства;
  • положений своей должностной инструкции.

Работник обязан уметь использовать свои знания в практической работе, не допуская при этом ошибок, неточностей недоразумений.

1.4. Требования к компетенции

Обязанности бухгалтера могут быть возложены только на тех работников, которые имеют среднее профильное (бухгалтерское, экономическое) образование. В этом случае специалист может претендовать только на должность без категории. Если он имеет высшее образование, то на усмотрение начальства и имеющихся возможностей штатного расписания ему возможно присвоение как первой, так и второй рабочей категории.

1.5. Замещение

Примечание. В пункте указываются порядок замещения и должности соответствующих работников (в их должностных инструкциях должен присутствовать аналогичный пункт!), которые исполняют обязанности бухгалтера, выполняющего обработку первичной документации, во время его отсутствия.

2. Функции

Примечание. В разделе перечисляются функциональные обязанности работника, такие как прием и обработка поступающих бумаг, занесение их в бухгалтерские программы и т.д.

3. Обязанности

Примечание.

Данный пункт должен включать перечисление всех бухгалтерских операций, которые обязан выполнять данный специалист. На основании грамотно составленного пункта «Должностные обязанности» будет построена работа бухгалтера по первичной документации на предприятии. Постарайтесь максимально развернуть этот пункт и внести в него все предполагаемые виды деятельности данного специалиста.

Для удобства изучения и проставления ссылок на подпункты (при необходимости) каждая обязанность должна быть промаркирована подпунктом.
Примерный перечень обязанностей бухгалтера по первичной документации:

3.1. Выполняет все виды финансовых операций в рамках своей компетенции и в обозначенных руководством границах.

3.2. Выполняет обработку поступающих документов, начиная с ее получения и заканчивая подготовкой к счетной обработке.

3.3. Отражает проводимые операции в бухгалтерских программах, применяемых на предприятии, а также на бухгалтерских счетах.

3.4. Выполняет анализ обработанных документов, предоставляя его заинтересованным лицам (руководству, сторонним лицам - по указанию руководства).

3.5. Принимает участие в разработке новых или совершенствовании имеющихся форм документов в пределах своей компетенции, необходимых в работе предприятия, но не имеющих типового оформления.

3.6. Принимает участие в инвентаризации, являясь членом инвентаризационной комиссии.

3.7. Принимает участие в разработке мероприятий, назначение которых - улучшить производственную и финансовую деятельность предприятия.

3.8. Выполняет поручения руководства, относящиеся к непосредственной трудовой и нетрудовой деятельности.

4. Взаимоотношения внутри предприятия

Примечание. Данный пункт может быть включен в инструкцию в том случае, если руководство считает нужным регламентировать рабочие отношения между данным специалистом и другими работниками, а также сторонними лицами.

5. Ответственность

Примечание в данном разделе инструкции раскрываются все виды ответственности, к которым могут привлечь бухгалтера по первичной документации, в случае, если он некачественно или халатно выполняет свои должностные обязанности. В каждом подпункте можно перечислить нарушения, соответствующие наказанию - заполняется по решению руководства.

Виды ответственности, к которым может быть привлечен данный работник:

  • Дисциплинарная - в случае нарушения правил установленного в компании трудового распорядка. Данный пункт должен быть указан обязательно, так как нарушение его требований является одним из основных нарушений среди специалистов и руководителей среднего звена
  • Материальная - в случае причинения материального вреда организации в виде наложения штрафных санкций со стороны исполнительных государственных органов власти, назначенных в том случае, если специалист некачественно или халатно (как по незнанию, так и умышленно) исполнил свои должностные обязанности.
  • Административная - в случае нарушения порядка ведения своих рабочих обязанностей или при нарушении сроков направления отчетной документации (по своей области деятельности) в налоговые органы.
  • Уголовная - при совершении преступных действий, связанных с уклонением от уплаты налогов, совершенных как самостоятельно, так и под воздействием руководства.

Должностная инструкция бухгалтера определяет обязанности, права, ответственность и условия работы лица, назначенного на данную должность. Функциональные обязанности могут изменяться в зависимости от специфики работы организации, поэтому пересматриваются в каждом конкретном случае.

Приведенную ниже типовую форму можно использовать в качестве примера для составления должностной инструкции бухгалтера по первичной документации, по расчетам с поставщиками, по учету тмц (по материалам) и т.п.

Образец типовой должностной инструкции бухгалтера

І. Общие положения

1. Бухгалтер принадлежит к профессиональной категории «специалисты».

2. Бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее приказом директора организации в установленном порядке согласно действующему трудовому законодательству по представлению главного бухгалтера.

3. Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру или руководителю соответствующего подразделения главной бухгалтерии.

4. При отсутствии бухгалтера его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, о чем указано в приказе по организации.

5. На должность бухгалтера назначается лицо, имеющее:

5.2. Бухгалтер II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.

5.3. Бухгалтер: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет.

6. Бухгалтер должен знать:

  • законодательные акты, ведомственные нормативно-правовые акты, распоряжения, приказы и другие материалы по организации бухгалтерского учета;
  • стандарты, образцы и формы документов, принятых в организации, особенности их составления, систематизации, обработки и хранения;
  • план и корреспонденцию счетов;
  • организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;
  • порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных и денежных средств, товарно-материальных ценностей;
  • законодательство о труде;
  • правила и нормы охраны труда, технику безопасности, в том числе пожарную;
  • правила эксплуатации вычислительной техники;
  • данную должностную инструкцию.

ІІ. Должностные обязанности бухгалтера

Бухгалтер выполняет следующие обязанности:

1. Ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, реализации продукции, движения денежных средств, затрат на производство и т.п.).

2. Принимает, контролирует и подготавливает к счетной обработке первичную документацию.

3. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, которые связаны с движением основных и денежных средств, товарно-материальных ценностей.

4. Оформляет и предоставляет в банк платежные поручения.

5. Разрабатывает план счетов, формы документов для оформления хозяйственных и других операций, по которым не предусмотрены типовые формы.

6. Осуществляет начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различного уровня, страховых взносов в социальные фонды, заработной платы работников, других видов выплат.

7. Участвует в анализе хозяйственно-финансовой деятельности организации и разработке мероприятий по рационализации использования ресурсов.

8. Обеспечивает достоверной бухгалтерской информацией руководителя организации, инвесторов, аудиторов и других лиц, имеющих право на ее получение.

9. Систематизирует данные по участкам бухгалтерского учета для составления отчетности.

10. Принимает участие в инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей.

11. Занимается формированием, ведением и хранением документации по бухгалтерскому учету.

12. Выполняет распоряжения непосредственного руководителя.

ІІІ. Права

Бухгалтер имеет право:

1. Участвовать в обсуждении вопросов, входящих в его должностные обязанности.

3. Сообщать своему непосредственному руководителю выявленные в процессе работы недостатки и вносить предложения по их устранению.

4. Получать содействие руководства организации в исполнении своих должностных обязанностей.

ІV. Ответственность

Бухгалтер несет ответственность за:

1. Невыполнение или выполнение не в полном объеме своих должностных обязанностей.

2. Несоблюдение распоряжений, инструкций и приказов непосредственного руководителя или администрации организации.

3. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка организации, трудовой дисциплины или техники безопасности.

4. Распространение конфиденциальной информации, разглашение служебной и коммерческой тайны.

5. Причинение материального ущерба (в рамках законодательства РФ).

V. Условия работы

1. Условия работы бухгалтера определяются Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

2. Бухгалтер может направляться в командировки (в том числе местного значения) при возникновении производственной необходимости.

Бухгалтер по материалам

Бухгалтер по материалам ведет бухгалтерский учет материалов организации: их оборот, расчет себестоимости, получение, передачу, в соответствии с требованиями законодательства. Он призван способствовать бережливому использованию ресурсов предприятия.

При составлении должностной инструкции бухгалтера по материалам можно воспользоваться следующим списком функциональных обязанностей:

1. Ведение бухгалтерского учета материалов, их расходование, получение.

2. Участие в мероприятиях, направленных следованию финансовой дисциплины, рациональному использованию ресурсов.

3. Прием и контроль первичной документации, ее подготовка к обработке.

4. Фиксирование на счетах предприятия операций по учету материалов, подготовка расчетов по фактической себестоимости материалов.

5. Начисление налогов, сборов, иных платежей.

6. Обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности достоверной информацией.

7. Формирование, ведение базы данных бухгалтерской информации в соответствии с установленными нормами.

В зависимости от масштабов организации, ее структуры, численности и отраслевых особенностей к работе на первичном участке бухгалтерской работы может привлекаться отдельный специалист. Его часто называют бухгалтером по первичной документации, или, проще говоря, бухгалтером на первичке. О должностных обязанностях бухгалтера по первичной документации расскажем в нашей консультации.

Бухгалтер по первичной документации

Должность бухгалтера по первичке в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) (утв. Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37) отсутствует. Нет ее и в Общероссийском классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 367). В то же время по своему содержанию объем работы бухгалтера на первичке близок к рассмотренному нами функционалу или бухгалтера на конкретных участках учетной работы, например, .

Организация-работодатель самостоятельно определяет перечень обязанностей специалиста по первичке с учетом своих особенностей.

Поможет в этом, в частности, утвержденный Приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н профессиональный стандарт «Бухгалтер». Так, одна из трудовых функций бухгалтера, указанная в этом профстандарте, это принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни. В этом же профстандарте можно найти примерные трудовые действия, необходимые умения и знания, характерные или необходимые для бухгалтера на первичке.




Top