Сказочный остров из русского фольклора. Сказочный остров санторини

Чокаться бокалами – неотъемлемая традиция русского застолья, следующая сразу за тостом (в Европе и США не так популярна). Теперь это просто красивая церемония, символизирующая дружбу и единство всех собравшихся за столом, но так было не всегда. Исследователи считают, что чоканье повлияло на ход истории, спасая жизни монархов.

Существует три версии появления традиции чокаться:

1. Изгнание духов. В древности люди верили, что их жизнью управляют божества и злые духи. Первых нужно задобрить, вторых – прогнать. Во время еды злой дух может попасть в тело через открытый рот. Чтобы этого не случилось нужно стучать бокалами. Громкий звон отпугивает нечистую силу.

2. Рыцарское уважение. В VII-VIII столетиях рыцари Карла Великого (короля франков и герцога Баварии) во время пиршеств подносили свои кубки в центр стола, несколько раз чокаясь. Это символизировало единство, силу и непобедимость их братства, в котором каждый уважает друг друга.

Вряд ли рыцари придумали эту традицию, поскольку чокаться начали намного раньше. Скорее всего, воины лишь переняли этот ритуал у других народов, наделив его новым смыслом.

3. Защита от яда. Самая правдоподобная версия. С античных времен борьба за власть сопровождалась отравлениями. Каждый правитель боялся быть отравленным предателем из ближайшего окружения. Чаще всего яд подмешивался во время застолий, когда расслабившись, жертва не так внимательно следила за своим бокалом.

Для защиты придумали хитрый ритуал. Сначала хозяин отпивал из общего большого сосуда. Потом содержимое разливалось по кубкам каждого пирующего. Перед тем как пригубить напиток гости собирались в кругу и со всей силы ударяли бокалы друг о друга, чтобы часть содержимого выплеснулась и перемешалась в кубках других участников застолья. Если хотя бы в одном сосуде окажется яд, отравятся все. В средневековой Франции было принято не только чокаться, но и обмениваться бокалами. В случае отказа человек считался врагом и потенциальным отравителем.

Простолюдины переняли традицию чокаться у аристократов, не понимая её истинного значения, им просто нравилось быть похожими на своих господ. Церемония прижилась в европейской культуре, появились даже правила этикета.

Как правильно чокаться

1. Принято чокаться только спиртными напитками. Шампанское или вино в правильных фужерах идеально передают атмосферу торжества.

2. Бокал (рюмку) подносят на уровень глаз партнера или чуть ниже, считается неприличным держать фужер выше головы. В момент чоканья желательно смотреть друг другу в глаза и улыбаться.

3. Желательно держать бокал за ножку, чтобы при соприкосновении с другим бокалом он издал мелодичный звон. При обхвате за корпус раздастся глухой стук. Неприлично оттопыривать пальцы и чокаться нижним краем фужера.

4. Нельзя тянуть руку через весь стол, доставляя неудобство гостям и опрокидывая бутылки, лучше подойди к человеку ближе или обозначить приветствие легким поднятием руки.

5. При чоканье с женщиной, почетным гостем, пожилым человеком или начальником мужчина должен опустить свою рюмку чуть ниже. Дамы не протягивают фужеры первыми.

6. На похоронах и поминках не чокаются, поскольку этот ритуал ассоциируется с праздником.

7. Во время официальных приемов, банкетов и торжеств, на которых гости плохо знают друг друга, чокаются очень редко. Это больше семейная и дружеская традиция.

8. В некоторых компаниях принято чокаться только после первого тоста, в других – после каждого. С чоканьем связано множество примет, которые сложно объяснить здравым смыслом. Например, жене нельзя чокаться с мужем, чтобы не чокнуться (потерять рассудок). Последним девушка должна чокаться с мужчиной (лучше неженатым), это обеспечит ей удачный брак и финансовое благополучие.

Есть люди, продолжающие верить в эти приметы. Чтобы не обидеть их чувства, лучше заранее узнать, а во время застолья соблюдать суеверные традиции компании, даже если считаете их чушью.

Коллективная поминальная трапеза - важнейшее мероприятие, которое в трауре объединяет друзей, коллег, близких и родственников усопшего человека. Но как правильно вести себя на поминках? Можно ли употреблять водку или вино? Если да, то какое количество алкоголя считается допустимым? Ответы на эти вопросы помогут избежать неловких ситуаций, едких взглядов и пересудов. Соблюдение этикета за траурным обедом позволит искренне продемонстрировать немыслимость утраты, не оскорбить родственников, а также не осквернить память о покойнике.

Как правильно вести себя на поминках

Скромность и строгость - ключевые концепции одежды и макияжа для поминальной трапезы.

Женщинам стоит отказаться от вычурных, ярких и сексуальных нарядов, а также обуви на высоком каблуке. Шикарные украшения также считаются неуместными, но к обручальным кольцам это табу не относится. Классический костюм, рубашка без узоров, однотонный галстук и лаковые туфли - традиционные предметы гардероба мужчин, которые отправляются в дом усопшего. Женщинам, присутствующим на траурном обеде, волосы необходимо собрать под платок, а вот мужчинам перед поминальной трапезой головные уборы следует обязательно снять.

На поминках нужно соблюдать тишину и спокойствие. Смех, веселые истории, всевозможные забавы и танцевальная музыка недопустимы. Гостям и родственникам покойника на траурном застолье нужно вести себя максимально скромно. Активная жестикуляция, споры, обсуждения новостей и толки превращают данное мероприятие в самое обычное собрание людей, что уничтожает его сакральное значение.

К поминальной речи необходимо подготовиться заранее. Это не значит, что варианты текста следует брать из интернета или говорить о покойнике в стихах. В этом случае речь будет выглядеть нелепо и неестественно. Поминальные слова должны быть искренними, а эмоции настоящими. Лучше всего вспомнить о том, что умерший человек сделал для вас конкретно и общества в целом, чему научил. Такая речь будет актуальной и вызовет у присутствующих соответствующую реакцию.

Все воспоминания о делах и поведении покойника должны демонстрировать его позитивные качества.

Обсуждать прижизненные «скелеты в шкафу» усопшего, а также спорить о справедливости распределения долей наследства категорически запрещено.

Когда общение за траурной трапезой плавно перетекает в светскую беседу, мероприятие рекомендуется деликатно завершить. После поминального обеда гости еще раз выражают родственникам сочувствие, а вот прощаться, уходя с поминок, не принято.

Можно ли пить на поминках спиртное

По православию алкоголь считается неприемлемым атрибутом траурного застолья. Традиция выпить рюмку водки за упокой души усопшего появилась сравнительно недавно, когда власть подвергала религию всевозможным запретам и гонениям. А вот до революции употребление алкоголя на поминальном обеде не приветствовалось. Помните, пить спиртное на кладбище или на панихиде, а также поливать могильный холм водкой либо другим спиртосодержащим напитком категорически запрещено.

Но как быть, если спиртное на траурном обеде все же присутствует и сколько можно выпить? Естественно, дабы не стать жертвой пересудов, немножко алкоголя выпить можно. Традиционно на поминках не чокаются и выпивают четное количество раз. При этом рюмки опустошают до дна. Главное условие - не превратить траурное мероприятие в обычную пьянку, а поскольку подобное случается довольно часто, то от употребления алкоголя на поминках лучше всего все-таки воздержаться.

Почему пить спиртное на поминках нельзя

  • Алкоголь символизирует мирское веселье и радость, а цель поминального обеда - духовно попрощаться с покойником и коллективно помолиться за упокой его души.
  • Церковь порицает любителей спиртных напитков, поскольку вероятность совершения непростительных грехов в состоянии опьянения многократно возрастает.
  • Активное распивание спиртосодержащих напитков на поминках превращает траурное мероприятие в увеселительные посиделки друзей и знакомых, что уничтожает его сакральное значение.
  • В процессе распивания алкоголя гости забывают об истинной причине собрания, чем демонстрируют неуважение к умершему человеку и оскверняют светлую память о покойнике.
  • Отсутствие спиртного в процессе поминания усопшего позволяет гостям и родственникам сосредоточиться на немыслимости утраты, искренне выразить свое сожаление и трезво помолиться за душу покойника.

Знайте, православная церковь категорически отрицает любое количество алкоголя на поминках, поэтому от распивания спиртных напитков на траурном обеде следует отказаться.

Что пьют на поминках

У католиков, как и у православных, употребление спиртных напитков на кладбище и во время поминальной трапезы не приветствуется. После похорон христиане западного обряда отправляются в церковь, где за упокой души усопшего ставят поминальную свечу и молятся перед ликами Святых.

У иудеев после похорон для родственников покойника наступает семидневный траур, Шива. Они не занимаются приготовлением поминальной трапезы, поскольку такие хлопоты отвлекают от мыслей о покойнике. Еду в дом усопшего приносят соседи и друзья. Мясо и вино запрещены, а поминальные обеды, в классическом понимании этого термина, не устраивают. У мусульман алкоголь также не приветствуется. Спиртные запрещены, поскольку мусульмане считают их нечистыми.

На поминальном обеде спиртное рекомендуется заменить компотами и киселем. Традиционно, компот к столу подают сразу, а вот киселем угощают уже после трапезы. По этикету оба напитка должен попробовать каждый из гостей траурного застолья. Помните, душа покойника не нуждается в обильном застолье и тем более в спиртосодержащих напитках. Искренним поминанием умершего станет сердечная молитва за упокой души родного либо близкого человека.

Задолго до того, как люди вознамерились строить рай на земле своими руками, их предки верили в то, что подобный обетованный край уже существует. От Китежа до Буяна – 6 обетованных стран в русской традиции.

Пожалуй, самое известное обетованное место. Сокровенный город, который находился в северной части Нижегородской области на берегах озера Светлояр. Согласно легенде, когда монгольский хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его, один из русских пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала князя Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Внезапно из-под земли хлынула вода, поглощая город и топя захватчиков. Врагам оставалось лишь бессильно наблюдать, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. Исчез и крест – и на месте Китежа осталась только водная гладь.

С тех пор, согласно легенде, считается, что только чистый сердцем и душой может найти путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра, которое иногда называют «Русской Атлантидой». К легенде о Китеже неоднократно обращались, в том числе композитор Римский-Корсаков, создавший «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Легендарная страна свободы в русских народных преданиях, образ Беловодья частично связан с образом невидимого града Китежа. Возникновение легенды относят к концу XVIII века, а ее распространение связывают с деятельностью бегунов, одной из старообрядческих общин. В то время существовали многочисленные «путеводители», в зашифрованной иносказательной форме описывавшие путь в Беловодье. В XVIII-XIX веках Беловодье обрело у староверов реальный образ - долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где самовольно селились различные беглецы от правительственных повинностей, сформировав этнографическую группу бухтарминских каменщиков. Некоторые группы старообрядцев в поисках Беловодья уходили намного дальше вглубь китайской территории, и даже переправлялись в Новый Свет.

Лукоморье - заповедное место на окраине вселенной в «излучине» моря, где стоит мировое древо - ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. Иногда Лукоморьем называли древнее Северное царство, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца - такая трактовка зафиксирована в исследованиях Н. М. Карамзина, А. Н. Афанасьева и А. А. Коринфского.

Эту обетованную страну описывал Ефросин в «Слове о рахманех и о предивном их житии». Те же Острова Блаженных подробно описаны в апокрифе, известном под названием «Хождение Зосимы к Рахманам». Острован населяют «рахманы» (брахманы?), христианские мудрецы, которых якобы посетил Александр Македонский во время похода на Индию. Рахманы днем и ночью пребывают в молитве, питаются плодами земли и пьют сладкую воду, вытекающую из-под корня одного дерева. Нет у них ни винограда, ни железных сосудов, ни ножей железных, ни домов, ни огня, ни золота и серебра, нет и одежды.

Прижив с женой двух детей, рахманы разводятся и живут целомудренно. Ангелы сообщают рахманам о праведных и грешных людях на земле, сколько кому назначено лет жизни, и рахманы молятся за людей, потому что, как сказали они Зосиме, «мы от вашего рода есмы». В посту рахманы вместо древесных плодов питаются манной, спадающей с неба, и только поэтому судят о перемене времени. Рахманы живут от 100 до 860 и даже до 1800 лет. Они знают время своей кончины и умирают без болезни и без страха.

Сказочный остров-град в русском фольклоре. Хорошо известен благодаря сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Остров Буян наделен чудесной силой, на нем хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом (на острове растёт мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея). Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень - у того все желания исполняются. В качестве предположительных реальных прототипов острова-града Буяна называют заграничные острова Рюген и Борнхольм (имеющие, однако, не по одному, но по несколько городов и поселений каждый), а также остров-град Свияжск и остров Березань.

В славянской мифологии южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна. В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей (перед названием зверя, обитавшего на этом острове, говорили «старший» или «старый», это говорило о их зрелости и телесной мощи). Этот остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса, также называли «Ирий» или «Вирий». В белорусском и украинском языках в настоящее время также существуют выражения о перелётных птицах: «ляцяць у вырай» (белор.) и «летіти у вирій» (читается: лэтиты у вырий) (укр.), которые не употребляются в другом контексте.


Мифы, легенды и даже сказки рассказывают современным обывателям об удивительных местах, где ранее обитали неизвестные существа, жили сверхлюди и царили справедливость и блаженство. Ученые и исследователи несколько веков пытались отыскать сказочный остров Буян, легендарный Авалон, и многие их поиски увенчались успехом. В этом обзоре представлены известные мифические места, которые существовали на самом деле.

1. Остров Буян



«В царство славного Салтана мимо острова Буяна», - эти строки из сказки Пушкина уже давно стали любимыми для многих поколений, а, между тем, некоторые исследователи утверждают, что нашли тот самый остров, о котором упоминал поэт. Это немецкий остров Рюген, расположенный в Балтийском море. Ранее его населяло племя руянов, откуда и прежнее название места – Руян. Возможно, путем многовековых этимологических преобразований Руян превратился в Буян.

Еще одна интересная особенность - это фраза «на море Окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Этими словами на Руси подкрепляли разные заклинания. На реальном острове находится белая меловая скала «Королевский трон». Из сказаний няни Пушкина Арины Родионовны можно почерпнуть информацию о тридцати богатырях (в сказке их было 33). Ранее автор Саксон Грамматик упоминал о гвардии из 300 человек, охранявшей остров Руян. Исследователи считают, что в древности остров Рюген и Русь связывали тесные торговые и культурные отношения.

2. Хай-Бразил



Согласно ирландской мифологии Хай-Бразил – это священный остров довольства, справедливости и бессмертия. По легендам, он окружен туманами и появляется перед взорами людей раз в семь лет. Остров несколько раз изображался на древних картах, т. к. некоторые мореходы утверждали, что видели его. Современные ученые считают, что Хай-Бразил могла бы быть Баффинова земля. Возможно, из-за преломления лучей света, проходящих сквозь слои холодного и горячего воздуха, появлялась оптическая иллюзия.

3. Лукоморье



Еще одна загадочная земля, известная сегодня по сказкам Пушкина – Лукоморье. Согласно фольклору, это царство где-то на севере, где люди впадают в спячку, а с приходом весны просыпаются. Реальное же название «Lucomoria» часто изображалось на древних западноевропейских картах. Эта земля располагалась по правую сторону Обской губы, на территории Томской области. Если обратиться к этимологии слова, то «лукоморьем» ранее обозначало «изгиб морского берега». Так что название Лукоморье ранее часто встречалось в совершенно разных местностях.

4. Остров Авалон



Остров Авалон упоминается в мифах о короле Артуре. По легенде, именно на этом острове был выкован меч Эскалибур и похоронен король Артур. Об Авалоне, как о реальном месте, заговорили в 12 веке, когда в графстве Сомерсет, возле города Гластонбери, на Холме Святого Михаила было обнаружено захоронение. На надписи было указано, что это могила короля Артура и его жены Гвиневры. Современные историки полагают, что, скорее всего, это был «рекламный трюк», чтобы собрать деньги на ремонт аббатства. Наверняка сказать нельзя, потому как в 17 веке во время Гражданской войны могила была разорена, а останки разбросаны.

5. Туле

Для греков и римлян Туле ассоциировался с границей известного им мира. Впервые о его местонахождении упоминается и работе греческого исследователя Пифея (Pytheas) в 4 веке до н. э. после его путешествия в Северную Европу. Пифей упоминал об острове Туле, в замерзшем море и о северном сиянии. На тот момент исследователю никто не поверил. Спустя несколько столетий, когда была открыта Исландия, она очень подходила под описания грека. Нацисты, в свою очередь, считали Туле родиной арийской нации.

6. Тмутаракань



Место с забавным названием «Тмутаракань » в 10-11 вв было действительно реальным городом. Он находился несколько удаленно от других княжеств в Керченском проливе. Со временем Тмутаракань перешел под влияние Византии, а затем к Генуе. Сегодняшнее название этой местности полуостров Тамань.

7. Ээя



В греческой мифологии Ээя – это остров богини Цирцеи (Кирки), которая заманивала к себе мореходов и превращала их затем в зверей. В гомеровской поэме Одиссей попал на этот остров и провел там целый год. Исследователи определили мифическое место как полуостров Cape Circeium, расположенный на западном побережье Италии. Возможно, во времена Гомера, уровень воды был выше, и Cape Circeium выглядел как настоящий остров.
В древних летописях сохранилось множество записей и о других легендарных местах, таких как Многие ученые и авантюристы до сих пор ищут эти города и страны.


Top