Смысл названия отцы и дети тургенева. "Отцы и дети": смысл произведения Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX века. В его произведениях нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни. Сам писатель не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам, но одна из важнейших черт его творчества - охота разобраться во всем, что происходит в стране, понять позиции разных политических лагерей.

Очень ярким романом, отразившим определенный период в исторической жизни РФ, является роман “Отцы и дети”, написанный в 1861 году и вышедший в свет в 1862-м. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом деле писателя беспокоит совершенно другое. “Отцы” - это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, “дети” же - новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем содержится смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в произведении. “Отцы и дети” - роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. Любопытно, что к лагерю “детей” относится только демократ-разночинец Базаров, все же остальные, включая молодежь - Аркадия и Катю, - к лагерю “отцов”.

Роман построен так, что основной герой пребывает во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского общества, в резком противостоянии ему.

Совершенно противоположным Базарову является образ Павла Петровича Кирсанова. На этом противопоставлении построен сюжет романа. Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений двух враждебных классов. Читая, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. Изо всех споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров постоянно выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, силу воли, связь с народом, принципиальную убежденность.

В конце романа Базаров погибает. Смерть его случайна в ходе сюжета романа, однако не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для РФ, что для Базарова ещё нет настоящего дела.

Но велика заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить в романе дух эпохи, показать сущность борьбы между революционерами-демократами и консерваторами - новыми “детьми” и старыми “отцами”.

Занятие в подготовительной к школе группе «Коллективное составление аппликаций»... Программное содержание. Закреплять навыки вырезывания. Способствовать проявлениям творчества, инициативы. Учить составлять композицию. Закреплять навы...

Гюго Девяносто третий год. Краткое содержание – сочинение... Сочинение на тему: Гюго Произведение "Девяносто третий год" В последних числах мая солдаты и маркитантка парижского батальона "Красная шапка" натыка...

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в обобщенной форме суть

поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Волки и овцы". Сюда же относится и роман "Отцы и дети" И. С. Тургенева. Этим названием в первую очередь подчеркивается конфликт отцов и детей, старого и нового, смены поколений - проявление всеобщей жизненной закономерности.

Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, пропасть между поколениями. Преобразования необходимы, но кто будет совершать эти преобразования? Чтобы это понять, мы рассматриваем 2 лагеря, представленные в романе, - "лагерь отцов" и лагерь "детей". В лагерь "отцов" прежде всего входят Павел и Николай Петрович Кирсановы, старшие Базаровы, тогда как в "лагерь детей" - Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова. Так кому же из них под силу совершить преобразования в обществе? Пожалуй, самым ярким представителем лагеря Отцов по праву можно считать Павла Петровича Кирсанова. Он уверен в себе, прямолинеен, внутренне он очень похож на Базарова, хоть и всеми силами отрицает это. Казалось бы, замечательная кандидатура для человека, который

будет совершать эти самые преобразования. Но если присмотреться чуть получше, мы увидим, что Павел Петрович разочарован в жизни, какие уж тут преобразования. Он не выдержал "испытания любовью". Если в начале мы еще видим его живым, хоть чем-то еще интересующимся, то в конце он просто "живой мертвец". "Он все еще шумит понемножку: недаром же он был некогда львом; но жить ему тяжело…

Тяжелей, чем он сам подозревает…Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно крестится…" Вывод очевиден: Павел Петрович не сможет совершать преобразования, ему это не под силу да и не нужно - его теперь вообще мало что волнует. Николай Петрович - да, конечно, он трудолюбив и добр к людям, неравнодушен к природе и к музыке и в этом смысле гораздо больше выражает суть своего поколения, нежели Павел Петрович. Однако он слишком мягок, деликатен и нерешителен, он всегда стремится к компромиссу, боясь пойти против чьей-то воли. Это, с одной стороны, разъединяет его с сыном, а с другой стороны служит основой их взаимопонимания. Николай Петрович типичный представитель своего времени, он не исключение, такой, как многие - из обычной дворянской семьи, получивший обычное для того времени образование, женившийся по любви и живший в своей деревне "хорошо и тихо". Он не преуспевает в хозяйственной деятельности, не живет, подобно брату, воспоминаниями яркой и бурной молодости. В общем, можно сказать, что, несмотря на его попытки "поспевать за Аркадием", Николай Петрович тоже не сможет совершать преобразования - уж слишком он мягок и деликатен, да и не нужны они ему, эти преобразования - разве ж плохо ему живется в своем скромном уголке, тихо и мирно? Родители Базарова? Мне кажется, что они не имели собственного мнения, а если имели, то предпочитали его не высказывать. Они всегда полагались на своего сына, доверяли ему. И неизвестно еще, что будет после его смерти, как они будут жить дальше без этого "авторитета". А самим им не под силу совершать какие-либо преобразования. Итак, "лагерю отцов" преобразований не совершить. "

Лагерь детей" состоит из таких людей, как Базаров, Аркадий, Одинцова. Под силу ли им совершить эти преобразования? Сложно ответить однозначно - возможно, если бы они захотели, то могли бы все изменить, ведь они молоды и полны сил. Но если рассмотреть каждого из них по отдельности, то становится понятно, что это практически невозможно. Аркадий, конечно, умен, деятелен, полон сил, но он постоянно мечется меж двух огней - Базаровым и своим отцом и дядей. С одной стороны он ученик Базарова и очень его уважает, с другой - преданный сын своего отца, к которому относится с любовью и даже пытается поддерживать отца в его начинании "поспеть за новым поколением". Одинцовой же не особо важны эти преобразования, она готова подстроится под любую обстановку. Даже замуж она выходит "не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова человека еще молодого, доброго и холодного, как лед"… Остается Базаров. Казалось бы, он умен, деятелен и вполне готов к большим свершениям, но "для того, чтобы строить, надо сначала место расчистить", а что он может один? В целом "лагерь детей" оказался не готов к преобразованиям.

Они не знали, с чего начинать, да и "место" для этих преобразований "расчищено" не было. Но у заглавия романа "Отцы и дети" есть и другой смысл, более глубокий, в котором выдвигаются "вечные" темы. Приземленный быт и вечные философские вопросы сталкиваются в романе, делая его более жизненным, но и более сложным. Не случайно начинается роман точной датой (18 мая 1859 года), а заканчивается словами о "вечном примирении и о жизни бесконечной ".

Это есть философское значение романа. Также существует довольно распространенное мнение, выраженное критиком Д.И. Писаревым. Он считал, что явления жизни, показанные в "Отцах и детях", очень близки современному поколению, так близки, что все "наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа". По словам критика, весь смысл романа заключался в том, что "теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни". Критик сузил смысл романа и, соответственно, смысл его названия, но на самом деле вся глубина тургеневского произведения выявилась лишь через некоторое время после публикации романа. Возможно, в будущем также будут добавлены новые штрихи к понимаю смысла романа.

На сюжетном уровне название "Отцы и дети" задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это был сложный период в истории России - позорное поражение нашей страны в войне с Турцией, изменения в политике из-за смерти царя, все это в определенной степени влияет на творчество писателей. Также появляется новая общественная сила - разночинцы, представители всех сословий.

Благодаря этому дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев лишь запечатлел этот социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и "третьим сословием", активно выступавшим на историческую арену. В чем же, в конце концов, смысл названия романа? "Отцы и дети" - это символ вечно обновляющейся жизни.

Роман "Отцы и дети" - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял. В романе "Отцы и дети" очень богатая проблематика. Но главной проблемой, на мой взгляд, является нигилизм. В чем же сущность нигилизма, в частности нигилизма Базарова? Роман направлен против мягкотелости и беззубости дворянства, причем в этом произведении

Тургенева обличается именно весь класс помещиков, а не отдельно взятых дворян, показана их неспособность вести Россию дальше, по пути развития. Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает, уступая место новому, прогрессивному движению, новой морали. Одним из носителей этой морали является Евгений Базаров. Базаров - разночинец, который, видя упадок государства, встает пока еще не на путь строительства новых устоев, но на путь нигилизма, предшествующего этому грядущему строительству.

По его же словам, он отрицает абсолютно все - искусство, поэзию, авторитеты, религию, самодержавие, даже любовь. Отличительная черта нигилизма Базарова в том, что он не борется против того, что отрицает. Ему все равно, пойдут ли за ним и за его убеждениями, он не проповедует нигилизм, лишь не скрывает своих убеждений и не боится открыто их высказать. Он материалист, и это не лучшая его черта - он называет духовность "романтизмом" и "вздором", а людей-носителей ее, презирает."

Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта" - слова Базарова, из которых мы можем заключить, что материальный мир для него куда важнее духовного. Хотя надо сказать, что не ко всему материальному миру у него такое почтительное отношение - его не волнует его собственное материальное состояние и то, что о нем думают другие люди. Он неприхотлив, мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится добыть как можно больше денег - ему хватает того, что у него есть. И эта черта - признак сильных и умных людей.

Смысл названия романа

Вариант I

Роман «Отцы и дети» был написан во второй половине XIX века замечательным русским писателем И. С. Тургеневым . Сразу после своего появления он стал одним из лучших произведений в русской классике и остается популярным по сей день. Причин этому множество. Ведь в романе затрагиваются темы любви, взаимоотношений в семье, дружбы, а также конфликт между старшим и новым поколением, который актуален во все времена. При этом автор ­не просто описывал события, но и мастерски проанализировал психологию каждого отдельного персонажа.

Особое место отводится названию романа. Изначально оно подсказывает, что речь пойдет о конфликте двух поколений и противоречиях между ними. На самом деле, таким названием автор хотел передать более глубокий смысл. Отцы и дети – это не только родители и их потомки. Это зрелые люди, живущие мыслями прошлого поколения и либерально-демократическая молодежь, пришедшая разрушить их консервативное мышление. Сам писатель себя не относил к консерваторам, либо к революционерам-разночинцам. Он не любил крепостное право и стоял ближе к либералам. В своем романе он старался как можно лучше отразить определенный этап в истории России, рассматривая насущные события.

Роман «Отцы и дети» является скорее произведением о борьбе различных мировоззрений и общественно-политических групп. В нём старая дворянская интеллигенция сталкивается с новой революционно-разночинной группой. На мой взгляд, к лагерю «детей» автор относит лишь Базарова . В то время как в лагерь «отцов» он причисляет даже молодого Аркадия и его возлюбленную Катю. На протяжении всего романа происходит борьба этих двух лагерей, и нет никого, кто бы поддержал в полной мере идеи главного героя. Базаров все время находится в резком противостоянии обществу и принятому в нем укладу. Особенно ярко обрисованы его столкновения с истинным представителем дворянства – Павлом Петровичем Кирсановым . Это не просто маленькие ссоры за чашкой чая, а дело доходит и до дуэли.

Прочитав роман, можно сделать вывод, что автор по-своему симпатизирует Базарову. Это заметно по малым спорам и крупным конфликтам, в которых он всегда выходит победителем. Более того, нередко показана его сила воли, моральное превосходство и принципиальная убежденность в правоте. В конце романа героя настигла смерть. По сюжету романа это обычная случайность, а, по мнению Тургенева – нет. Таким развитием сюжета автор хотел показать, что людям сродни Базарову, пока нет места в обществе. В частности они преждевременны для России и им не находится настоящего дела. Велика заслуга самого писателя в том, что он сумел мастерски показать дух эпохи и сложившийся конфликт между демократами с консерваторами.

Вариант II

Иван Сергеевич Тургенев - один из лучших писателей 19-го века, произведения которого составили внушительную часть золотого фонда русской классики. Пожалуй, лучший роман, который он написал, это «Отцы и дети». В него он вложил все свое видение современной ему эпохи, раскрыв основные социально значимые проблемы, существующие между былым и будущим поколением.

Главный герой его бессмертного произведения Евгений Васильевич Базаров - молодой студент-медик, причисляющий себя к людям новаторских взглядов. По характеру и форме поведения его можно причислить к «лишним» людям, так как он не находил для себя единомышленников среди окружающих. Теория, которую он проповедовал, называлась «нигилизмом», то есть полным отрицанием существования бога, любви, привязанностей и всего того, что веками складывалось в человеческом обществе.

Название романа красноречиво дает нам понять, что речь пойдет об извечном конфликте между старшим и младшим поколением. Однако конфликт, который описан Тургеневым, не задевает отношений Базарова с его собственными родителями, или Аркадия Кирсанова с его отцом. Противником идей новоявленного нигилиста выступает Павел Петрович Кирсанов - истинный аристократ и человек, переживший в своей жизни сильное любовное потрясение. Базаров уверен, что любовь это не главное в жизни.

Он старается быть выше любви и не испытывать никаких привязанностей к женщинам. Даже та игра, которую он мимолетно затеял вокруг Фенечки , вызвана лишь желанием задеть Павла Петровича, самоутвердиться, доказать что-то себе и окружающим. Кирсанов-старший, не выдержав вызова в свой адрес, вызывает «нигилиста» на тайную дуэль. Ему кажется, что честь Фенечки под угрозой. На самом деле, Евгению глубоко безразлична эта девушка, как и любая другая.

Во время дуэли он слегка ранит Павла Петровича, а затем сам же подает ему руку помощи. Это и есть его способ показать свое превосходство над теми, кто с ним не согласен. На самом деле, Базаров глубоко несчастный человек, обреченный на одиночество из-за своего противоречивого характера. Еще одно идейное поражение ожидало его на личном поприще, когда узнав поближе Одинцову и убедившись в ее благосклонном отношении, он оттолкнул ее и решил прекратить отношения.

Даже к своим родителям, которые искренне любили его несмотря на все недостатки, он относился довольно жестоко. Он не разрешал им открыто проявлять своей любви по отношению к нему, а сам обходился с ними сухо. Только перед смертью Базаров осознал всю бесполезность своего «нигилизма». Он во всем признался в письме к Одинцовой и просил не оставлять его стариков, которых теперь называл лучшими людьми на свете.

Павел Петрович, в свою очередь, уехал в Дрезден и продолжал жить в одиночестве, не изменяя своим аристократическим манерам. Кирсановы отец и сын женились на любимых женщинах и жили душа в душу, занимаясь хозяйственными делами. Для них смерть Базарова тоже была неожиданным ударом, но мало повлияла на привычный ход жизни.

Простое название романа раскрывает свой смысл в бо-гатой и сложной проблематике произведения.

В своем романе Тургенев поднимает проблему столк-новения образа мыслей разных поколений, которое мож-но рассматривать как борьбу двух социально-политичес-ких лагерей, сформировавшихся в России в 60-е годы XIX века. Демократизм и аристократизм, материализм и идеализм, целеустремленность и растерянность, новое и старое, радикализм и либерализм — автор раскрывает разные грани конфликта поколений.

И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обще-стве жажду перемен, свободолюбивые настроения моло-дежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целост-ность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек». Общество уже не может жить по-старому, но еще не знает, как жить по-новому.

Евгений Базаров — представитель революционно на-строенной молодежи, чей новаторский потенциал принял форму отрицания. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы ува-жением ни был окружен этот принцип», — разъясняет Аркадий Кирсанов «отцам» (Кирсановым-старшим) базаровскую точку зрения. Наиболее ярко иллюстрирует конфликт мировоззрений антагонизм Базарова и Павла Петровича. Грубоватая прямолинейность первого против вежливости и деликатности второго, простота и даже фа-мильярность против изысканности и манерности, отрица-ние любых авторитетов против приверженности «принсипам» блестяще описаны Тургеневым в сценах споров.

Но при всей кажущейся стройности базаровской сис-темы ценностей она не делает молодого нигилиста счаст-ливым. Как он сам выразился, его дело — ломать старое. Но ломать — не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества.

Тургенев затрагивает также проблему эмансипации как зарождающейся альтернативы патриархальности. Но только представительница женщин-эмансипе, Авдо-тья Кукшина, обрисована автором весьма неприглядно, скорее даже отталкивающе, Ее развязность, неряшество и грубость, недалекость суждений, самохвальство, склон-ность к выпивке — как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»!

Без всякой симпатии выводит писатель портрет Кук-шиной, равно как и ее товарища Ситникова. В этих пер-сонажах автор отразил проблему неверного восприятия и истолкования новых идей. В исполнении кукшиных и ситниковых любая, даже самая прогрессивная и бла-гая, идея примет уродливый и гротескный вид, исказит-ся, как отражение в кривом зеркале.

Обрисовывает Тургенев также и проблему необразован-ности народа. Устами Базарова он сетует на невежество крестьян: дескать, русский мужик, слыша гром, думает, что это по небу едет Илья-пророк. Здесь же Тургенев при-ближается к еще одной глубокой проблеме: враждебности разных сословий. Интеллигент презирает простолюдина, крестьянин боится барина... И все забывают о том, что они, прежде всего, — люди и соотечественники.

Проблема бездуховности и эгоизма, угрожающих но-вому поколению, отразилась в реплике Базарова: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Си-дора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо?» С одной стороны, Евгений несет демократические идеи, с другой — оказывается равнодушным себялюбцем.

Не меньше внимания уделено в романе проблеме другого плана: неизбежному отдалению детей от роди-телей, особенно при несхожести во взглядах на жизнь. «Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — при-летел, захотел — улетел», — говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию также сквозит горечь непонимания, ощущение отставания от жизни. Безграничная родительская любовь — не чета ответной любви детей. Дети больше думают о себе, родители боль-ше думают о детях. Это объективная реальность — но и вечная проблема всех отцов и детей.

Роман Тургенева — кладезь проблем, поставленных автором перед своим поколением на срезе меж двух эпох. Тургенев предлагает своим читателям задуматься над этими вопросами, попытаться их решить. Однако и по сей день нет однозначного ответа ни на один вопрос, за-данный писателем.




Top