Собачье сердце краткое содержание тема проблематика кратко. Cочинение «Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце

Творчество Булгакова – вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Собачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профессор Преображенский – демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.

Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«– …Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, – негодует профессор.

– Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он неодинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера – местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества – всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения…

Последний аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным.

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему… На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Своей повестью М.А. Булгаков хотел показать свое отношение к событиям, происходящим в начале 20-х годов в России. Он размышлял на тему революции и о том, каким будет новое общество. Именно для этого он придумал научный эксперимент якобы проведенный неким профессором Преображенским.

Профессор возомнил себя Богом, так как решил, что может создавать людей. Он пересадил бездомной собаке гипофиз человека. Человек для данного эксперимента был выбран неудачно, так как гипофиз пьяницы и дебошира не принес бы ничего хорошего. В итоге профессор создал человека по имени Полиграф Шариков, у которого было самое ужасное сердце. Он перенял на себя все привычки и манеры того самого алкоголика. Он высмеивал интеллигенцию и успешных людей.

Булгаков хотел донести до читателя мысль о том, что если страной будут править подобные Шариковы, то страна обречена. Преображенский понял, что можно создать любого человека, даже ученого, но какой в этом смысл? Бог сам решает, где и когда должен родиться гениальный человек. Профессор пожалел о своем эксперименте. Он говорит, что для того чтобы быть настоящим человеком надо не просто выглядеть как человек, а иметь определенные морально-нравственные ценности.

М.А. Булгаков показал, что человек не может породниться с Господом. В мире не должны нарушаться законы природы. Человек должен думать о воспитании, культуре и образовании. Только образованные и интеллигентные люди приведут государство к процветанию.

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

1.Вступление.

Проза М. А. Булгакова.

2. Основная часть.

2.1Повесть «Собачье сердце» — размышление над нравственной стороной жизни.

2.2 Сюжет произведения.

2.3 Образ профессора Преображенского.

2.4 Шариков — тип нового человека.

2.5 Швондер — представитель власти.

3. Заключение.

Социальный подтекст произведения.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Жизненный и творческий путь Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из крупнейших русских писателей, совпал с трагическими событиями истории нашей страны начала ХХ века. В его творчестве особенно ярко отразились социальные и нравственные противоречия эпохи. Проза писателя, сочетавшая необычным образом черты сатиры и фантастики, передавала его мировосприятие в период всеобщего беспорядка и хаоса. М. А. Булгакова более всего волновали нравственные проблемы, особенно обострившиеся в этот период истории.

Повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Однако широкий круг российских читателей смог познакомиться с произведением только в 1987 году, когда повесть была опубликована в журнале «Знамя». В основе сюжета лежит

научный эксперимент талантливого профессора Преображенского, который путём хирургического вмешательства смог превратить собаку в человека. Новый человек, Шариков, быстро выходит из-под контроля профессора и начинает жить

своей жизнью. Шариков оказывается недалёким, грубым, жестоким созданием.

Профессор Преображенский — образ талантливого учёного и прекрасного человека. Он, несомненно, умён, образован, интеллигентен. Преображенский не только является светилом в своей области науки. Он культурный, тонко чувствующий искусство человек. Разносторонние интересы профессора не ограничиваются одной медициной. Он интересуется общественной жизнью своей страны, глубоко пере живая за её судьбу. Преображенский любит музыку, разбирается в ней, восхищается произведениями искусства. Он обладает гражданской смелостью, вступая в конфликт с представителями новой власти. В уста Преображенского Булгаков вкладывает свои мысли о советском строе и тех страшных событиях, которые происходят в России в эпоху революции. Однако этот прекрасный человек забыл о моральной стороне дела, когда взялся за эксперимент по созданию человека. Преображенский, не задумываясь, берёт на себя функцию творца, Бога, забыв, что человеку это не по силам. Трагедия профессора в том, что он не смог предвидеть последствия своих действий.

Произведение открывается монологом Шарикова — собаки, бездомной и несчастной. Читая эти строки, испытываешь сочувствие и жалость к бедному существу, обиженному людьми. Но, пересадив несчастному Шарику гипофиз рецидивиста и алкоголика Клима Чугункина, профессор оказал ему плохую

услугу. Превратившись в человека, Полиграф Полиграфович Шариков вызывает омерзение: «человек маленького роста … Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Первые слова Шарикова представляют собой грубые уличные выражения и ругательства. Он нагл, агрессивен, самоуверен. От человека Шариков взял худшие черты. Профессор Преображенский, увидев своё творение, сначала надеется перевоспитать Шарикова. Он пытается приучить его жить среди людей, обучить элементарным правилам поведения. Но всё напрасно. Клим Чугункии побеждает Преображенекого. Жизнь обитателей квартиры Преображенского превращается в кошмар. Шариков становится грозой не только профессора и его домочадцев, но и жителей всего дома. Наблюдая за ним, учёный понимает, к каким последствиям может привести деятельность Шарикова. С горечью профессор понимает свою ошибку и возвращает всё на свои места. Но в жизни подобные эксперименты не так легко исправить. Писатель предупреждает общество о том, что любые действия, от которых зависят судьбы людей, должны быть хорошо продуманны, а последствия предсказуемы. Размышления об ответственности за собственные поступки Булгаков переносит и на социальную почву. Перед его взором разворачивался великий социальный эксперимент, когда Советская власть пыталась создать новое общество пролетариев. Действуя жестокими методами, творцы революции, как и профессор Преображенский, не думали о последствиях. Швондер, представитель новой власти, не менее уродлив и неприятен, чем Шариков. Он так же глуп, недалек, бескультурен и одновременно злопамятен, жесток. Швондер считает, что он имеет право учить других и пытается воспитать из Шарикова истинного пролетария. Именно результат

Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа села Бичевая Муниципального района имени Лазо Хабаровского края

УМК. Литература.9 класс 2 (ступень)

Урок (второй по теме) литературы в 9 классе по повести «Собачье сердце». На первом уроке ученики знакомились с биографией писателя, историей создания повести и её судьбой, анализировали ключевые эпизоды. Составляли характеристики персонажей. Выявляли авторскую позицию к проблемам, обозначенным в повести.

Литература:

1. УМК Литература

2. Приложение к журналу «Первое сентября». Литература

3. «Собачье сердце»

5. «Словарь терминов»

Разные точки зрения создают условия для активной дискуссии, в ходе которой ученики учатся излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы. А также выслушивать другую точку зрения, принимать её или оспаривать. Проблема переустройства мира – основная проблема второго урока (для рассмотрения этой проблемы с разных позиций на урок приглашён иерей прихода Сретенье Господне отец Максим).

Тема урока : Нравственная проблематика повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

· Осмысление содержания повести «Собачье сердце»

· Расширение и углубление представления учащихся о М.Булгакове как о мастере художественного слова.

· Умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Задачи урока:

· Приобщить учеников к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

· Способствовать развитию умений формулировать проблематику произведения, аргументировать свою точку зрения.

· Побудить ребят к размышлению о нравственности.

Методические приёмы:

· Создание проблемной ситуации.

· Работа с текстом.

· Беседа по содержанию повести.

· Анализ ключевых эпизодов.

Оборудование:

Портретписателя, тексты повести, словарь литературоведческих терминов,

Фильм по повести «Собачье сердце».

Эпиграф:

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои

поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа.

Слова:

· Нравственность

· Гуманизм

· Сострадание

· Человеколюбие

Ход урока:

· Организационный момент.

· Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Сегодня состоится серьезный разговор на нравственную проблематику.

· Слово учителя.

· Проблема переустройства мира существовала во все времена. Люди мечтали о жизни без насилия и зла, воин и ненависти. Но мир был всегда несовершенен. Люди погрязли в грехах: предавали ближнего своего, убивали, доносили, из зависти и гордости не замечали чужих страданий, перестали уважать старших. Можно ли было спасти человечество от гибели? В чём его спасение?

· В чём видят спасение человечества представители православной церкви? Слово предоставляется Отцу Максиму.

· Вопрос: «Сущность восхождения Иисуса Христа на плаху». Не была ли напрасной его жертва?

· Учитель.

Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия Христа. Стало ли общество лучше? И идея переустройства мира вновь овладевает умами отдельных личностей. В художественной литературе эта идея тот час нашла отклик. Среди писателей наметились разногласия: одни признавали революционное преобразование общества, т.е. смену строя насильственным путём, «загнать человечество в счастье» Другие приветствовали эволюционный путь развития общества, т.е. через духовное и нравственное воспитание.

Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» - это попытка писателя показать, как отразится на обществе насильственное вмешательство в законы природы. Можно ли создать нравственное общество революционным путём? Максим Горький в 1918 году в статье «Несвоевременные мысли» называл В.Ульянова – Ленина великим экспериментатором над народом, сравнивая его с химиком, проводящим опыты.

Герой Булгакова не случайно носит фамилию Преображенский, это пластический хирург , занимающийся преобразованием внешности человека. И вот он решается на ещё один научный эксперимент.

· Создание проблемной ситуации:

Учитель ставит перед учениками следующие задачи (класс делится на микрогруппы, обсуждение, работа со словарём, высказывание своего мнения.)

· 1группа: выявить цель эксперимента профессора Преображенского.

· 2группа: что необходимо для воспитания нравственного человека?

· 3группа: в каких условиях находился «гомосапиенс» Шариков? Были ли созданы все условия для его нравственного развития?

· 4 группа: каков результат этого эксперимента? Почему он провалился?

После дискуссии, выступления групп слово предоставляется Отцу Максиму, который даёт ответ на проблемные вопросы урока:

· Что является основой нравственного воспитания?

· По каким законам должен жить человек?

· Можно ли насильственно создать идеальное общество и нравственную личность?

Итог урока. Слово учителя.

Мы не случайно сегодня говорили о нравственности. Вы на пороге взрослой жизни, вам не раз придётся принимать решения самим, без чьей – либо подсказки, делать выбор. От того, какими жизненными принципами вы будете руководствоваться, зависит ваша судьба, судьба ваших близких людей, судьба страны.

Повесть Булгакова, написанная в начале прошлого века, актуальна и в наши дни и служит предупреждением будущим поколениям. Булгаков предупреждает нас: «Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени». Автор повести считает, что новое общество должно придерживаться гуманистических принципов во взаимоотношении людей, которые основаны на уважении к своей культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности, нравственности остаётся нерешённой.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем «шариковы» исчезнут из нашей жизни. Но так хочется верить, что это время настанет.

Отметки за урок:

Рефлексия: какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?

Домашнее задание: Написать эссе на тему (по выбору)

1. «Какие чувства вызывает Шариков-человек?»

2. «Каких людей олицетворяет герой повести Швондер?»

3. «Нравственное общество – это утопия или реальность?»

Приложение к уроку

Ожидаемые ответы микрогрупп (краткий комментарий по вопросам заданий)

· Цель эксперимента профессора Преображенского?

Профессор задумывает улучшить человеческую породу, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

· Что необходимо для нравственного воспитания человека?

Необходимы любовь, внимание, уважение, доброта и забота о младших и стариках, гуманное отношение к миру, честность и искренность во взаимоотношениях, взаимопонимание и взаимопомощь , умение сострадать, слышать и прощать..

· Были ли созданы условия для нравственного воспитания Шарикова?

Преображенский, будучи человеком интеллигентным, верит в силу искусства и добра. Он окружает Шарикова заботой и вниманием, пытается внушить ему правила поведения в обществе, приучить к культуре поведения. И он, и Борменталь не могут понять, почему невежество и грубость с приходом новой власти стали повсеместны, и стараются искоренить пагубные привычки донора в своём детище.

· Каков результат эксперимента?

Эксперимент провалился! Шариков, он же Полиграф Полиграфыч унаследовал самые худшие качества своих доноров: агрессивность , необразованность, бездуховность, грубость и хамство. Жизнь обитателей квартиры превратилась в сущий ад: брань, окурки на полу, зловоние. Уверенность Шарикова в своей правоте и безнаказанности находят поддержку в лице Швондера, председателя домкома , идейного наставника Шарикова. Шариков быстро усвоил главное правило хозяев жизни: грабь награбленное, дели всё поровну, уничтожай; из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от себе подобных, не признавая родства. Ему так и не смогли ни Преображенский, ни Борменталь, ни Зиночка привить такие понятия, как совесть, мораль, стыд, уважение к женщине. Подлость, ненависть, злоба –вот портрет нового человека. Благие намерения Преображенского обернулись трагедией, чуть не стоившей создателю жизни. Он успевает исправить свою ошибку, вернув Шарикова к прежнему своему состоянию.

· Почему эксперимент профессора Преображенского провалился?

Потому что нельзя насильственным путём создать идеальное общество. «Нельзя железной рекой загнать человечество в счастье». Там, где зло, насилие, не может быть речи о нравственной личности, о нравственном обществе».

М.Булгаков повестью «Собачье сердце» предупреждал о тех разрушительных преобразованиях, которые последуют после революции 1917 года. Результат её - тоталитарный режим, просуществовавший в нашей стране не одно десятилетие; укоренившаяся и повсеместная шариковщина, проявляющаяся в грубости и равнодушии чиновников по отношению к своему народу. И сегодня мы испытываем на себе результаты неудавшегося эксперимента по превращению в счастливую нацию. Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки близких, матери отказываются от своих детей, чиновники, глухие к нуждам народа, заботятся только о своём благосостоянии.

Несмотря на то, что в центре повести исследования учёных, большое место в нём занимают нравственные проблемы: каким нужно быть человеком.Одна из центральных проблемпроблема духовности и бездуховности в обществе.Преображенский привлекает своей добротой, порядочностью, верностью делу, стремлением пытаться понять другого, помочь ему исправится. Так он, видя, как ужасен Полиграф — его «детище», всячески пытается приучить его к законам человеческой жизни, воспитать в нём порядочность, культуру, ответственность. Он не позволяет себе грубить ему, чего не скажешь о Борментале — несдержанном человеке.Преображенский – высоконравственный человек. Его возмущают перемены, происходящие в обществе. Он считает, что каждый должен хорошо заниматься своим делом. « Когда он (пролетарий) вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой» , – считает профессор.

Как омерзителен Шариков . Ему передались все черты человека, чей гипофиз был пересажен,- то есть Клима Чугункика - грубияна, пьяницы, дебошира, убитого в пьяной драке.

Шариков грубый, наглый, самонадеянный, чувствует себя хозяином жизни, ведь принадлежит к представителям простого народа, который у власти, чувствует поддержку со стороны представителей власти. Он быстро освоился в данной обстановке, чтобы извлекать пользу буквально из всего.

Главная его цель — выбиться в люди, добиться нужного положения. Он не собирается этого делать, меняясь нравственно, развиваясь, самосовершенствоваясь. Ему не нужны знания. Он считает, что достаточно надеть галстук ядовитого цвета, лакированные ботинки — и ты уже имеешь презентабельный вид, хотя при этом весь костюм грязен и неопрятен. И книга, которую ему рекомендует читать Швондер- переписка Энгельса с Каутским, по мнению автора, не поможет ему стать умнее.

И что самое страшное — он добивается своей цели: при помощи управляющего Швондера он прописывается в квартире Пеображенского, даже пытается привести жену в дом, находит работу (и пусть она грязная- ловит бродячих собак, но и здесь он хоть небольшой, но начальник).

Шариков, получив должность, преобразился, став похожим на всех представителей власти. Кожаная куртка, как символ принадлежности к власти, есть теперь и у него. Ездит он на служебной машине.

Так что не важно, какой человек нравственно. Главное — он пролетариат, поэтому власть, закон на его стороне. Именно это и критикует автор, показывая беспредел, который был характерен для страны в период правления Сталина.

Когда власть в руках таких людей, как Шариков, страшно становится жить. В доме Преображенского не стало покоя: ругань, пьянка, бреньканье на балалайке, приставание к женщинам. Так благие намерения профессора закончились кошмаром, который он сам же и стал исправлять.

Не вызывает уважения и другой герой- Швондер . Выбранный главой домкома, он старается добросовестно выполнять свои обязанности. Это общественное лицо, один из «товарищей».Он ненавидит классовых врагов, которыми, по его мнению, являются Преображенский и Борменталь, разговаривает с профессором со «спокойным злорадством «. И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, «голубая радость разлилась по лицу Швондера».

Подводя итог , необходимо отметить, что человек должен оставаться человеком, какой бы пост он ни занимал, какой бы деятельности ни посвятил себя. Дома, на службе, в отношениях с людьми, тем более с теми, кто окружает человека, должны быть основными законы нравственности. Только тогда можно надеяться и на позитивные преобразования общества в целом.

Нравственные законы незыблемы, и их нарушение может привести к страшным последствиям. Каждый в ответе за свои дела, за все результаты своей деятельности.

К таким выводам приходят читатели повести.




Top